ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
УДК 338.001.36
Ильина Надежда Олеговна, студент 3 курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: nadyailyina1995@rambler.ru
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА
ПЕРИОД 2012-2015 ГГ.
Аннотация: в статье сопоставлены объемы государственного долга за период 2012-2015 гг., исходя из данных Министерства Финансов Российской Федерации, рассмотрена его структура, а также проанализирована динамика его движения и основные факторы, оказывающие влияние на изменение уровня государственного долга.
Ключевые слова: государственный долг, внешний долг, внутренний долг, управление долгом.
Ilina Nadezhda Olegovna, student of the 3rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University e-mail: nadyailyina1995@rambler.ru
ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND STRUCTURE OF EXTERNAL DEBT AND DOMESTIC DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE
PERIOD 2012-2015
Summary: the article compares the amount of public debt for the period 2012-2015, according to data of the Ministry of Finance of the Russian Federation, discussed its structure, as well as analyzed the dynamics of his movements and the main factors influencing changes in the level of public debt.
Keywords: public debt, external debt, domestic debt, debt management.
Государственный долг играет значительную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это связано тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают существенное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
В вопросах обслуживания и сокращения государственного долга в значительной степени сконцентрированы проблемы различного характере, включая и чисто экономические, но и многие политические проблемы, связанные с активной ролью нашей страны в современном экономическом пространстве и мире.
Основной задачей управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием возникающего дефицита
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
бюджета, т.е. нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Государственный долг в первую очередь зависит от размера бюджетного дефицита и от тех источников его покрытия, которые будет задействовать государство. Методы управления долгом оказывают влияние прежде всего на уже имеющиеся долговые обязательства и обуславливают минимизацию расходов на обслуживание и размер самой суммы основного долга, но не предусматривают привлечение новых заимствований.
Осуществление внутренних заимствований производится согласно утвержденной программе государственных внутренних заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных муниципальных долговых обязательств.
На основании данных, представленных в документе «Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации» от 26.02.2015 проанализируем и рассмотрим динамику государственного внутреннего долга за исследуемый период.
В таблице 1 представлены показатели объема государственного внутреннего долга Российской Федерации 2012-2015 гг.
Таблица 1. Объем государственного внутреннего долга России
По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
Всего в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации
01.01.2012 4190,55 637,33
01.01.2013 4977,90 906,6
01.01.2014 5722,24 1289,85
01.01.2015 7241,17 1765,46
Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru
В 2013-2015 гг. наблюдается непрерывный рост внутреннего долга. Темп прироста долга 2013 году относительно 2012 г. составил 18,79 %, в 2014г. -14,95%, в 2015 г. - 26,54 %. Таким образом, несмотря на непрерывный рост внутреннего долга, наблюдается снижение его темпов в 2014г., но к 2015 г. прослеживается значительный скачок внутреннего роста. Проанализируем государственные гарантии в общей сумме долга: в 2012 г. они составили -15,2%, в 2013г. -18,21%, в 2014 г. - 22,54%, в 2015 г. - 24,38%. Можно проследить тенденцию к увеличению государственных гарантий в сумме внутреннего долга.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
Для привлечения внутренних займов государство выпускает разные виды ценных бумаг. По данным Министерства финансов (на 01.12.2015), 50,0% государственных ценных бумаг занимают облигации федерального займа (с постоянным доходом); 24,5% - облигации федерального займа (с переменным купонным доходом); 14,7% - облигации федерального займа (с амортизацией дохода); 6,7% - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода; 2,4% - облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода; 1,7% - облигации внутренних облигационных займов.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года 8119,8 млрд. рублей (Федеральный закон от 01.12.2014.№384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»).
Государственный долг состоит из двух частей: внутреннего и внешнего долга. Если внутренний долг не выходит за рамки страны, то внешний долг затрагивает интересы государства на международном уровне. Программа государственных внешних заимствований также определяется при принятии бюджета на очередной финансовый год.
На основании данных, представленных в документе «Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2015 гг.)» от 01.12.2015 проанализируем и рассмотрим динамику государственного внешнего долга за исследуемый период.
В таблице 2 представлены показатели объема государственного внешнего долга Российской Федерации 2012-2015 гг.
Таблица 2. Объем государственного внешнего долга России
Отчетная дата Всего, в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте (млн. долл. США):
01.01.2012 35 801,4 1 008,9
01.01.2013 50 769,2 11 389,8
01.01.2014 55 794,2 11 399,1
01.01.2015 54 355,4 12 083,2
01.12.2015 50 128,6 11 976,3
Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru
За анализируемый период можно наблюдать значительный скачок внешнего долга к 2013 г. по сравнению с 2012 г., темп прироста составил 42%. С 2013 по 2014 год долг увеличился на 9,89%, но с 2014г. по начало 2015г. наблюдается плавное снижение государственного внешнего долга на 1 438,8 млн. долл в абсолютном значении или на 3%, а к концу 2015 г. наблюдается его резкое снижение на 8%.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
На изменения государственного долга имеют влияние множество показателей. В нынешнем году на экономическую ситуацию в России повлияли несколько факторов: понижение цен на нефть, конфликт на Украине, введение санкций и связанное с ним ограничение доступа российских корпораций к рынкам капитала, последовавшие затем отток капитала из России и ослабление курса рубля, что, в свою очередь, подстегнуло инфляцию. Однако, Россия даже в этих условиях понижает уровень своего долга.
Очевидно, что растущий внешний долг чреват ухудшением условий заимствований и их последующего обслуживания. Также на госдолг существенное влияние оказывает и зависимость экономики от внешних факторов, в частности колебаний цен на нефть, а значит и от курса доллара.
Государственные гарантии в общей сумме долга составляли в 2012г. -2,82%, в 2013 г. - 22,43%, в 2014г. - 20,43%, к концу 2015 г. - 23,89%.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года 52,6 млрд. долларов США (ФЗ 349 «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»).
В структуре государственного внешнего долга по видам долговых обязательств на 01.12.2015 наибольший вес имеют еврооблигационные займы -71.6%, предоставление гарантий России в иностранной валюте - 23,9%, остальная часть приходится на задолженность перед международными финансовыми организациями, бывшими станами СЭВ, странами не вошедшими в Парижский клуб.
Таким образом, государственная долговая политика должна быть направлена на обеспечение способности России осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения первоочередных социально-экономических задач, а также не препятствовать развитию, а наоборот повышать рейтинги нашей страны. Для этого необходимо поддерживать умеренный уровень государственного долга и расходов по его обслуживанию, а также проводить постоянный мониторинг долговой ситуации, повышение прозрачности деятельности государственных служб.
Список литературы
1. Официальный сайт Министерства финансов Российской
Федерации. - «Объем государственного внутреннего долга» [Электронный ресурс]
// URL:http://www.mmfm.m/ra/perfomance/pubHc_debt/mtemal/stracture/total/
(дата обращения: 11.01.2016).
2. Официальный сайт министерства финансов Российской федерации.
- «Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2015 гг.)» [Электронный ресурс]// URL:
http ://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/ external/structure/ (дата
обращения: 11.01.2016).
3. Официальный сайт Министерства финансов Российской
Федерации. - «Основные направления государственной долговой политики Российской федерации на 2013-2015 гг.»» [Электронный ресурс] // URL:
_______________ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
http ://www.mmfin.m/ra/perfomance/pubHc_debt/poHcy/ (дата
11.01.2016).
обращения: