Научная статья на тему 'Анализ действующего налога на доходы физических лиц (НДФЛ)'

Анализ действующего налога на доходы физических лиц (НДФЛ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3347
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДФЛ / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожан Н.В., Махова А.В.

В статье исследуется НДФЛ не только как инструмент, обеспечивающий доходную базу бюджетов бюджетной системы государства, но и преимущественно как средство макроэкономического регулирования. Однако следует сказать, что, несмотря на большое количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, остается востребованным комплексное научное исследование НДФЛ как инструмента социальной политики государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ действующего налога на доходы физических лиц (НДФЛ)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

ensure the fulfillment of obligations of JSC "EXIAR"; significantly expanded the geography of guarantee operations (guarantees in favor of the counterparties of Kazakhstan, Morocco and Nepal), and so on.

Significant weight of VEB export financing support can be observed in relation to the overall volume of export operations (table 1).

Table 1

The amount of coverage of domestic exports by Vnesheconombank funds [1], [2], [3]

Index 2013 2014

The volume of export financing by VEB, billion rubles. 122,13 259,86

Gross Russian export, billion USD 523,3 520,3

Dollar exchange rate, rubles 32,659 56,238

Gross Russian export, billion rubles 17090 29260

Coverage of domestic exports by Vnesheconombank, % 0,71% 0,89%

Given the oil exports in 70-75% during these periods, it can be argued that the share of VEB in financing of non-oil exports up to 3%. This is more than a significant share in the context of one organization, which indicates a high degree of Russian export financial dependence on the Vnesheconombank financing. Consequently, the conclusion is that the VEB, as a development institution, determines the efficiency of export operations of Russian non-resource companies in a large extent, a high-tech industry export orientation and hence the speed of construction of innovative economy in Russia. References:

1. Official site of the Russian Central Bank - [Internet source] - Access mode: http:// www.cbr.ru/eng/ - Scr. title.

2. Official site of the Ministry of Finance of Russian Federation [Internet source] - Access mode: http://www. minfin.ru/eng/ - Scr. title.

3. VEB Annual report (2014 year) [Internet source] - Access mode: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/reports/annual/VEB_Annual_2014_en g.pdf - Scr. title.

© Kovalev A. E., 2016

УДК 336.221

Н.В.Кожан

студентка 3 курса, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация Е-mail: nata.kozhan959282@yandex.ru

А.В. Махова

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ)

Аннотация

В статье исследуется НДФЛ не только как инструмент, обеспечивающий доходную базу бюджетов бюджетной системы государства, но и преимущественно как средство макроэкономического регулирования. Однако следует сказать, что, несмотря на большое количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, остается востребованным комплексное научное исследование НДФЛ как инструмента социальной политики государства

Ключевые слова

НДФЛ, экономика, политика, налоговая ставка, необлагаемый минимум, налоговая база, собираемость налогов.

Налог на доходы физического лица (НДФЛ) - это основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтвержденных расходов, в соответствии с действующим законодательством [1, с.160].

В качестве объекта налогообложения данным налогом может выступать доход, полученный:

- из различных источников в России, вне зависимости от лиц, получающих данную прибыль -являются ли они резидентами РФ или нет;

- если доход получен не в России, но физическое лицо выступает, как резидент Российской Федерации.

Что же касается налоговой базы, исходя из которой, исчисляется подоходный налог с физических лиц в 2015 году, то здесь необходимо отметить, что учитываются все полученные доходы налогоплательщиков и во всех формах (денежной или натуральной), а также любая материальная выгода. При этом не оказывают влияния на размер налогообложений различного рода удержания и штрафы, которые были взысканы за административные правонарушения или решением суда, а также других органов, которые вправе осуществлять такие действия. Подоходный налог с физических лиц в 2015 году рассчитывается по каждому виду дохода. При этом индивидуально определяется отдельная налоговая ставка по каждому такому источнику [2].

При формировании налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения исключительно важную роль играет определение соотношения поступления каждого вида налога.

В 2013 году, в консолидированный бюджет поступило 11325,9 млрд. руб. это почти в 2 раза больше, чем в федеральный бюджет 5366,6 млрд. руб. В долевом соотношении разница составляет всего лишь 2%

В таблице 1 наибольшее значение в консолидированном бюджете занимает такой показатель, как налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами, что составляет 2598 млрд. руб., а в федеральном бюджете сумма составила 2554,8 млрд. руб. (в долевом соотношении разница между этими показателями 2%), как показано на рисунке 2. Далее по уменьшению идет налог на добычу полезных ископаемых, что в консолидированном бюджете составляет 2575,8 млрд. руб. И в долевом соотношении разница между федеральным составляет также 2%.

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской

Федерации по видам (млрд. рублей)

2013

Показатели Консолидирован ныйбюджет В том числе Доля фед. бюджета Доля

Федеральный бюджет Консолидирован ные бюджеты суб. РФ консолиди р. бюджета

Всего 11325,9 5366,6 5959,2 47% 53%

Из них налог на прибыль организаций 2071,7 352,2 1719,5 17% 83%

Налог на доходы физических лиц 2497,8 - 2497,8 - 100%

Налог на добавленную стоимость на 1977,1 1977,1 - 100% -

товары

Налоги на имущество 900,5 - 900,5 - 100%

Из них налог на добычу полезных 2575,8 2535,3 40,5 98% 2%

ископаемых

Налоги, сборы и регулярные платежи за 2598 2554,8 43,2 98% 2%

пользование природными ресурсами

100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

■ Доля фед. бюджета ■ Доля консолидир.

Рисунок 2 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет

Российской Федерации по видам (млрд. рублей)

Немаловажную роль играет налог на доходы физических лиц, в консолидированном бюджете он составил 2497,8 млрд. руб. В долевом выражении доля равна 100%. Наименьший показатель занимает налог на имущество - 900,5 млрд. руб.

Таблица 3

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2015 год.

Виды налогов Млрд. руб.

2014 2015 Темп, %

НДФЛ 2679,5 2806,5 +104,7

Налог на прибыль 2372,8 2598,8 +109,5

НДС 2181,4 2448,3 +112,2

Имущественные налоги 955,1 1068,4 +111,9

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

НДФЛ Налог на прибыль НДС Имущественные

налоги

Рисунок 4 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2015 год.

Основную часть налогов в 2014-году в таблице 3 консолидированного бюджета обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 2679,5, к 2015 году поступление увеличилось на 104,7%. Рост доходов обеспечен увеличением на 112,2% поступлений налога на НДС.

Собираемость других налогов также улучшилось. В частности, поступления НДФЛ, налог на прибыль увеличился на 109,5%, имущественные налоги увеличились на 111,9%, как показано на рисунке 4. По данным ФНС, почти на 86% увеличилась прибыль с предыдущим 2013 годом.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Таблица 5

Расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в Краснодарском крае за 2012-2014 г.

Показатели 2012г 2013г 2014г Темп роста, %

2013гк2012г 2014гк 2013

Фактически поступило в 174,6 185,2 203,9 106,1 110,1

консолидированный бюджет края

налогов, сборов и других платежей,

млрд. руб.

Сумма налоговой задолженности,

млрд. руб.

На начало года 4,5 6,9 9,0 153,3 130,4

На конец года 6,9 9,0 12,0 130,4 133,3

Сумма прироста налоговой 2,4 2,1 3,0 87,5 142,9

задолженности, млрд. руб.

Уровень собираемости налогов, % 98,6 98,9 98,6 +0,3 -0,3

Рисунок 6 - Расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в

Краснодарском крае за 2012-2014 г.

По расчетам регионального Министерства финансов собираемость налогов в Краснодарском крае за последние годы находилась в диапазоне 94 - 100%.

В этот период были проведены конкретные мероприятия по взысканию налоговой задолженности (снижение против 2012 г. на 0,3 млрд. руб.); сокращению числа убыточных организаций; проведению рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.

С целью выявления значения и зависимости размера поступлений от налога на доходы физических лиц в целом от доходов, облагаемые по ставке 13%, изучим структуру налоговой базы по НДФЛ на примере данных отчетности по форме 5-НДФЛ за 2012-2013год, представленных в таблице 7.

Приведенные данные в таблице 7 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9%) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13%, как показано на рисунке 8, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.

Таблица 7

Структура налоговой базы НДФЛ

Налоговая ставка Размер налоговой базы, млн. руб. Доля, %

13% 16482485,6 95,85

30% 46989,4 0,27

9% 646534,6 3,76

35% 9113,0 0,05

15% 4583,0 0,03

иные 6532,4 0,04

Итого 17196238,0 100,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 8 - Структура налоговой базы НДФЛ

Наименьшую долю занимают налоги, облагаемые по ставке 15% (это доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях). Чуть больший удельный вес имеют прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках и суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна.

Более высокую долю в структуре налоговой базы занимают доходы, облагаемые по ставке 9% - это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13% и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налога в бюджетную систему страны.

Таблица 9

Распределение налоговой базы, тыс. руб.

Налоговая ставка 2014 2015 2016

Необлагаемый минимум 45 317 340 62 573 929,2 86 302 342,3

10% 6 430 847 767 8 874 569 919 12 246 906 488

13% 12 129 186 051 16 738 276 750 23 098 821 916

17% 4 758 320 700 6 566 482 566 9 061 745 941

20% 3 851 973 900 5 315 723 982 7 335 699 095

Исходя из представленных данных в таблице 9, в период с 2014 по 2016 год поступления от налога на доходы физических лиц составили бы от 3 799,2 млрд. руб. до 7 235,2 млрд. руб. Это выше соответствующих доходов при существующей системе налогообложения доходов физических лиц минимум на 52%.

Данное увеличение доходов бюджетной системы иллюстрирует возможность эффективного использования предлагаемой реформы для реализации регулирующей функции налога. Следует отметить, что в данной таблице выделен необлагаемый минимум - это минимальный доход граждан, не облагаемый налогом.

Дополнительный доход бюджетной системы необходимо направить на цели социальной политики государства, поддержки малоимущих слоев населения, развитие бесплатной медицины и образования, дополнительные пенсии. Таким образом, за счет целевого перераспределения дополнительных доходов бюджетной системы будет реализована социальная направленность реформы.

Оценить эффективность предлагаемой реформы с точки зрения социального аспекта позволит установление размера налоговой нагрузки на налогоплательщиков, получающих средние по России доходы.

В соответствии с данными налоговой отчетности по форме 5-НДФЛ за 2012 год налоговая база по налогу на доходы физических лиц составила 17 196 238,2 млн. руб., сумма удержанного налога составила 2 215 037,9 млн. рублей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Исходя, из представленных данных при существующей системе налогообложения налоговая нагрузка составляет 12,89%.

С учетом предлагаемой реформы налоговая нагрузка для основной массы налогоплательщиков, получающих доходы ниже средних по России, снизится и составит (исходя из приведенных выше данных о распределении налоговой базы) 11,4%. Снижение налоговой нагрузки на основную категорию налогоплательщиков также характеризует положительный социальный эффект предлагаемой реформы.

Предлагаемая градация налоговых ставок будет способствовать перераспределению сверхдоходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения, и в то же время позволит избежать значительных фискальных потерь в связи с тем, что основная доля налогоплательщиков продолжит платить налог по ставке 13%.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с подоходным налогообложением физических лиц, в том числе усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не соответствующей принципу справедливости налогообложения, наличие значительных масштабов уклонения от уплаты налога и другие.

Вышеназванные обстоятельства негативно влияют на потенциал НДФЛ в отношении реализации его роли как инструмента социальной политики государства. Выявленные недостатки, которые вынуждают проведение модернизации налогообложения доходов физических лиц в России стали неизбежны. Однако реформирование налога на доходы физических лиц должно осуществляться постепенно, поэтапно, и быть способным к учету различных сценариев развития экономики.

Предложенная концепция реформирования в конечном итоге позволит решить комплекс задач, а именно: будет способствовать повышению доходной базы бюджетной системы; позволит сократить разрыв в уровне доходов налогоплательщиков; будет способствовать снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющее низкие доходы, при соблюдении интересов среднего класса; позволит снизить социальную напряженность в обществе.

Список использованной литературы:

1 Клочкова, И.В. Налог на доходы физических лиц/ И.В. Клочкова. - М.: Экзамен, 2009. - 160 с.

2 Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. - 2005-2012. Режим доступа: http//nalog.ru (дата обращения: 28.03.2013).

© Махова А. В., Кожан Н.В., 2016

УДК 332.1:007.51:338.49

А.С. Коломейченко

К.э.н., доцент Ю.В. Ноздрина

Аспирантка ФГБОУ ВО Орловский ГАУ Г. Орёл, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ АПК РЕГИОНА

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы информатизации сельхозтоваропроизводителей региона. Предлагается возможная структура автоматизированной информационной системы на база Департамента сельского хозяйства Орловской области.

Ключевые слова

АПК, сельское хозяйство, информационное обеспечение, информационная система, научно-

информационное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.