Научная статья на тему 'Анализ числа корреспонденций к городской территории на примере «Сбербанка»'

Анализ числа корреспонденций к городской территории на примере «Сбербанка» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ГЕНЕРАЦИЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ / ПАРКИРОВАНИЕ / КОЭФФИЦИЕНТЫ ЧАСОВОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ / CORRESPONDENCE GENERATION / PARKING / COEFFICIENTS OF HOUR UNEVENNESS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Корчева Дарья Владимировна, Догоюсова Лилия Петровна, Зедгенизов Антон Викторович

Рассматривается процесс генерации корреспонденций к отделению «Сбербанка» в г. Иркутске и наполнение транспортных средств. Детально рассматривается территория обследования на предмет монофункциональности. Приводится распределение числа посетителей по часам суток, в том числе и на индивидуальном транспорте. Приводится расчет удельной суточной генерации к рассматриваемой территории. Выявляется средняя продолжительность паркирования транспортных средств. Предлагаются пути дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Корчева Дарья Владимировна, Догоюсова Лилия Петровна, Зедгенизов Антон Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CORRESPONDENCE NUMBER TO URBAN AREA ON EXAMPLE OF "SBERBANK"1

The article deals with correspondence generation to the branch of "Sberbank" in Irkutsk. The monofunctionality of the studied territory is given a thorough examination. The number of visitors is distributed by hours of day, including those, who arrive by personal vehicles. Specific daily generation to the territory under analysis is calculated. Transport seating rate is considered. Average parking duration of vehicles is identified. The courses for further research are proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ числа корреспонденций к городской территории на примере «Сбербанка»»

УДК 623.3

АНАЛИЗ ЧИСЛА КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ К ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ «СБЕРБАНКА»

л о о

© Д.В. Корчева1, Л.П. Догоюсова2, А.В. Зедгенизов3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается процесс генерации корреспонденций к отделению «Сбербанка» в г. Иркутске и наполнение транспортных средств. Детально рассматривается территория обследования на предмет монофункциональности. Приводится распределение числа посетителей по часам суток, в том числе и на индивидуальном транспорте. Приводится расчет удельной суточной генерации к рассматриваемой территории. Выявляется средняя продолжительность паркирования транспортных средств. Предлагаются пути дальнейших исследований. Ил. 7. Табл. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: генерация корреспонденций; паркирование; коэффициенты часовой неравномерности.

ANALYSIS OF CORRESPONDENCE NUMBER TO URBAN AREA ON EXAMPLE OF "SBERBANK" D. V. Korcheva, L.P. Dogoyusova, A.V. Zedgenizov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with correspondence generation to the branch of "Sberbank" in Irkutsk. The monofunctionality of the studied territory is given a thorough examination. The number of visitors is distributed by hours of day, including those, who arrive by personal vehicles. Specific daily generation to the territory under analysis is calculated. Transport seating rate is considered. Average parking duration of vehicles is identified. The courses for further research are proposed. 1 figures. 7 tables. 5 sources.

Key words: correspondence generation; parking; coefficients of hour unevenness.

Транспорт

Рост городов и тенденции всеобщей глобализации заставляют теоретиков и практиков всего мира искать новые пути прогнозирования и управления процессами в глобальных информационных, экономических и технических системах. Особенно остро стоит проблема качественного и своевременного обеспечения сообщения в крупных городах и агломерациях. Наряду с ростом уровня автомобилизации, повышением транспортной подвижности населения своё влияние оказывает и градостроительная сфера. Повышается уровень культурно-бытовой и деловой активности населения, возрастает потребность в обмене данными и финансовыми средствами. Банковские учреждения как места обмена финансовыми средствами становятся объектами повышенной генерации корреспонденций (хотя в последнее время наметилась тенденция безоперационного обслуживания клиентов с помощью автоматизированных касс (робокасс)). Исследования генерации к различным объектам и прилегающим к ним территориям неоднократно проводились сотрудниками кафедры менеджмента и логистики на автомобильном транспорте НИ ИрГТУ, в частности А.В. Зед-генизовым, А.Г. Левашевым [3, 4].

В данной работе в качестве генерируемой городской территории рассматривается территория, приле-

гающая к филиалу Иркутского городского отделения ОАО «Сбербанк», расположенному по ул. Академическая, 18. Общие характеристики обследуемого объекта:

- число строений, одновременно участвующих в обследовании - 1;

- этажность застройки - пятиэтажный жилой дом, филиал ОАО «Сбербанк» расположен на 1-м этаже;

- район города - городская территория;

- период обследования - с 9:00 до 18:00 (банковские учреждения, как правило, функционируют с 9 до 18 часов);

- дата проведения обследования - 28.11.2012, среда;

- погодные условия - без осадков;

- удаленность остановочного пункта - в непосредственной близости;

- гаражные кооперативы и стоянки - отсутствуют в непосредственной близости;

- общая площадь, занимаемая филиалом ОАО «Сбербанк» - 150 м2;

- площадь парковки, расположенной вблизи Сбербанка - не менее 1000 м2.

Общая схема эксперимента представлена на рис. 1. Необходимо отметить, что в таких обследованиях

1Корчева Дарья Владимировна, студент, e-mail: daria.korcheva@tl-istu.com Korcheva Darya, Student, e-mail.: daria.korcheva@tl-istu.com

2Догоюсова Лилия Петровна, студент. Dogoyusova Liliya, Student.

3Зедгенизов Антон Викторович. доцент кафедры менеджмента и логистики на автомобильном транспорте, тел.: (3952) 405353, e-mail: azedgen@gmail.com

Zedgenizov Anton, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Road Transport Management and Logistics, tel.: (3952) 405353, e-mail: azedgen@gmail.com

lamnl

Транспорт

а i

- - __л - -

\ » \ »

» \

\ \

V

-5

Условные обозначения: | 1 | - номер поста А -Учетпосетителей

- Учет автомобилей на парковке

Интервалы обследования: 1} 9:00- 10:30 2}

3)

4) 5} 6) 7} 8)

10:30- 12:00

12:00- 13:30

13:30- 15:00

15:00- 16:30

16:30- 18:00

18:00- 19:30

19:30- 21:00

Рис. 1. Общая схема эксперимента

чрезвычайно важным является своевременность и слаженность работы всех учётчиков, поскольку отсутствие или неверный учёт автомобилей и людей может привести к срыву всего обследования.

В ходе эксперимента и последующей обработки данных были выявлены количественные характеристики функционирования рассматриваемого объекта. Например, такая характеристика, как распределение посетителей рассматриваемой территории, использующих индивидуальный транспорт (ИТ), может дать представление о загрузке прилегающей улично-дорожной сети (УДС) (рис. 2).

человека в сутки на личных автомобилях.

Для выявления особенностей использования территории одним из наиболее важных показателей считается продолжительность паркирования транспортных средств. Этот показатель может лежать в основе расчёта необходимого числа мест для парковки и при оценке уровня обслуживания территории (LOS). В современных условиях число мест паркирования не отвечает возросшему уровню автомобилизации (спрос превышает предложение). Острый «дефицит» парко-вочных мест наблюдается на территориях жилых застроек, особенно высотных, объектов социальной

Рис. 2. Распределение числа въезжающих и выезжающих транспортных средств на /с рассматриваемой территории по часам суток

Из представленной на рис. 2 гистограммы можно сделать вывод о незначительной активности посетителей, въезжающих на территорию и выезжающих с неё на индивидуальном транспорте в утренние часы «пик». Активность заметно возрастает с 10 до 14 ч, а также с 16 до 17 ч. Всплеск активности в эти периоды обусловлен, на наш взгляд, деловой активностью в течение рабочего дня. После 17 ч наблюдается спад активности. Общее число автомобилей, въехавших на рассматриваемую территорию за период обследования, составило 128 ед., при этом среднее наполнение транспортных средств составило 1,52 чел. Следовательно, данная территория генерирует примерно 194

направленности (медицинские, детские дошкольные и образовательные учреждения и др.). Поэтому такие исследования должны проводиться повсеместно с целью выявления средней продолжительности парки-рования [1, 2]. На рис. 3 представлена гистограмма, отражающая продолжительность паркирования. Как видно, подавляющее большинство автовладельцев (88%) нуждаются в свободном месте для паркирова-ния не более чем на 10 мин. Желающих припарковаться на 20 мин - 9%, на время, превышающее 30 мин, - только 3%. Совершенно очевидно, что оборот парковки возле учреждений такого типа должен иметь высокую пропускную способность въездов и выездов.

Транспорт

Другой показатель активности территории может характеризовать распределение загрузки стоянки на рассматриваемой территории. Фактически это разница между въезжающими и выезжающими транспортными средствами за определённый промежуток времени (рис. 4). Из представленного графика можно заключить, что наибольшее число мест для паркирования -8, необходимо в 16 ч.

При учёте общего числа посетителей наибольшая активность по входу и выходу людей наблюдается в

период с 12:00 до 14:00 ч (рис. 5). За период обследования общее число вошедших в помещение Сбербанка и вышедших из него составило 627 человек. Отмечено, что из них 194 человека прибыли на личных автомобилях. Следовательно, рассматриваемая территория генерирует в сутки примерно 433 человека без личного автотранспорта (рис. 6). Соотношение числа входящих и числа выходящих примерно одинаково и лежит в пределе 0,95.

Рис. 3. Плотность вероятности распределения продолжительности паркирования возле филиала

ОАО «Сбербанк»

Рис. 4. Распределение загрузки стоянки по часам суток

1ШШ1

Транспорт

а)

б)

Рис. 5. Распределение числа входящих и выходящих людей по часам суток: а - детализация 10 м; б - детализация 1 ч

I Генерация поездок на личном транспорте □ Генерация поездок без личного транспорта Рис. 6. Распределение генерации поездок

Из приведённых данных следует, что часть посетителей:

1) пользуются услугами городского пассажирского транспорта;

2) осуществляют пешую корреспонденцию;

3) пользуются личным автомобилем.

направлениями в рамках данного обследования не представляется возможным.

Основным итогом проделанной работы можно считать полученные распределения различных показателей по часам суток и выявленный объём генерации, создаваемый филиалом ОАО «Сбербанк» (таб-

Выявить распределение между первым и вторым лица).

I ИЩИ I

Транспорт

Основные показатели генерации филиала ОАО «Сбербанк»

Число этажей Общая площадь, Объем генерации, чел./сут. Удельный объём генерации, чел./м2 Удельный объём генерации, м2/чел.

на инд. транспорте без инд. транспорта всего

1 150 194 433 627 0,2392 4,18

Рис. 7. Распределение числа входящих и выходящих по часам суток

Коэффициенты часовой неравномерности, показывающие связь между суточной загрузкой рассматриваемой территории и конкретными часами суток, имеют очень важное значение при прогнозировании интенсивности движения на отдельных участках УДС

(рис. 7).

Тематика дальнейших исследований может быть направлена на выявление основных характеристик филиалов ОАО «Сбербанк» в различной удалённости от центра города в будние и праздничные дни.

Библиографический список

1. Белинский А.Ю. Закономерности подвижности и расселения жителей Таллина // Анализ и прогнозирование внутригородских передвижений. М.: ЦНТИ по гражданскому стр-ву и архитектуре, 1971. С. 12-25

2. Справочник проектировщика. Градостроительство / под ред. В.Н. Белоусова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиз-дат, 1978. 367 с.

3. Зедгенизов А.В., Бурков Д.Г., Зедгенизова А.Н. Оценка объема генерации поездок к гаражным кооперативам индивидуального пользования // Научное пространство Европы-

2012: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Технические науки. Пшемысль (Польша): ИД «Образование и наука», 2012. С. 3-7.

4. Зедгенизова, А.Н., Зедгенизов А.В., Липницкий А.С. Оценка объема генерации корреспонденций к крупному вузу на примере ИрГТУ // Вестник ИрГТУ, 2012. № 9 (68). С. 128-134.

5. Trip Generation, 8th Edition. Washington, DC: Institute of Transportation Engineers (ITE), 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.