Научная статья на тему 'Анализ бюджетной эффективности мер государственной поддержки инвесторов на примере Ульяновской области'

Анализ бюджетной эффективности мер государственной поддержки инвесторов на примере Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INVESTMENT / STATE SUPPORT MEASURES / FISCAL INCENTIVES / SPECIAL ECONOMIC ZONE / FISCAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева О.В.

Предмет. В условиях продолжающихся негативных тенденций в российской экономике стимулирование инвестиционной активности и создание условий для инвесторов в регионах становится основной задачей социально-экономического развития. Региональные власти используют различные меры для привлечения инвесторов. В связи с этим проведение анализа эффективности мер государственной поддержки инвесторов должно повысить результативность региональной инвестиционной политики.Цели. Рассмотрение используемых мер государственной поддержки инвесторов и проведение анализа их бюджетной эффективности, выявление экономического эффекта используемых налоговых льгот для регионального развития.Методология. Использовались методы статистического анализа, расчета показателей эффективности налоговых льгот, показывающих соотношение эффекта и затрат, методы сравнительного анализа.Результаты. Рассчитаны показатели общей бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот инвесторам на примере Ульяновской области, проведен сравнительный анализ деятельности особых экономических зон «Алабуга», «Тольятти», «Калуга», «Ульяновск» в части привлечения инвесторов. Рассчитаны показатели бюджетной эффективности деятельности особых экономических зон в части отдачи от вложения бюджетных средств в создание инфраструктуры, выявлены наиболее эффективные регионы и особые экономические зоны.Выводы. Сделаны выводы о недостаточно высокой эффективности используемых мер государственной поддержки, в связи с чем необходим поиск новых решений в повышении эффективности инвестиционных процессов, в том числе путем совершенствования процессов привлечения инвесторов и взаимодействия с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing the budget efficiency of measures of State support to investors: Evidence from the Ulyanovsk oblast

Importance The ongoing negative trends in the Russian economy necessitate incentives for investment and creation of conditions for investors in regions as major objectives of socio-economic development. Regional authorities use different measures to attract investors. An analysis of performance of State support measures to investors should increase the efficiency of regional investment policy.Objectives The purpose of the article is to consider measures of State support to investors, analyze their fiscal performance, identify the economic effect of tax incentives for regional development.Methods The study employs methods of statistical analysis, calculation of indicators of tax incentives efficiency that show the costeffect relation, and methods of comparative analysis.Results I calculated total budget efficiency of tax incentives for investors on the Ulyanovsk oblast case, performed a comparative analysis of activities of Alabuga, Togliatti, Kaluga and Ulyanovsk special economic zones with regard to investor attraction. The paper includes calculated indicators of budget efficiency of activity in special economic zones as far as return on invested budget funds in the infrastructure is concerned, and identifies the most effective regions and special economic zones.Conclusions The measures of State support are rather inefficient. It is crucial to search for new solutions to improve the efficiency of investment processes, including through attracting investors and cooperating with them.

Текст научной работы на тему «Анализ бюджетной эффективности мер государственной поддержки инвесторов на примере Ульяновской области»

ISSN 2311-8725 (Online) Экономическое развитие

ISSN 2073-039X (Print)

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТОРОВ НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ*

Ольга Владимировна КИСЕЛЕВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Российская Федерация kiseleva_o@rambler.ru

История статьи:

Принята 06.09.2016 Принята в доработанном виде 12.10.2016

Одобрена 01.11.2016 Доступна онлайн 27.01.2017

УДК 338.22 JEL: Е22, G38

Ключевые слова: инвестиции, меры государственной поддержки, налоговые льготы, особые экономические зоны, бюджетная эффективность

Аннотация

Предмет. В условиях продолжающихся негативных тенденций в российской экономике стимулирование инвестиционной активности и создание условий для инвесторов в регионах становится основной задачей социально-экономического развития. Региональные власти используют различные меры для привлечения инвесторов. В связи с этим проведение анализа эффективности мер государственной поддержки инвесторов должно повысить результативность региональной инвестиционной политики.

Цели. Рассмотрение используемых мер государственной поддержки инвесторов и проведение анализа их бюджетной эффективности, выявление экономического эффекта используемых налоговых льгот для регионального развития.

Методология. Использовались методы статистического анализа, расчета показателей эффективности налоговых льгот, показывающих соотношение эффекта и затрат, методы сравнительного анализа.

Результаты. Рассчитаны показатели общей бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот инвесторам на примере Ульяновской области, проведен сравнительный анализ деятельности особых экономических зон «Алабуга», «Тольятти», «Калуга», «Ульяновск» в части привлечения инвесторов. Рассчитаны показатели бюджетной эффективности деятельности особых экономических зон в части отдачи от вложения бюджетных средств в создание инфраструктуры, выявлены наиболее эффективные регионы и особые экономические зоны.

Выводы. Сделаны выводы о недостаточно высокой эффективности используемых мер государственной поддержки, в связи с чем необходим поиск новых решений в повышении эффективности инвестиционных процессов, в том числе путем совершенствования процессов привлечения инвесторов и взаимодействия с ними.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Инвестиции являются одним из важнейших факторов социально-экономического развития систем. Масштабы инвестиций, их структура и эффективность инвестиционных вложений влияют на текущее состояние и перспективы развития экономики. Объем вовлекаемых в экономику региона инвестиций является одним из показателей эффективности социально-экономического развития. Вместе с тем существует огромный разрыв между достигнутым уровнем инвестиций в экономику российских регионов и уровнем, необходимым для обеспечения их устойчивого развития.

В условиях напряженности на внешних рынках компании все чаще развивают свою деятельность в российских регионах. Власти субъектов Федерации в свою очередь стремятся привлечь как можно больше инвестиций именно в свой регион, предлагая выгодные условия для реализации инвестиционных проектов [1, 2]. При выборе компанией региона

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ. Проект № 16-12-73002.

36

для осуществления деятельности одним из решающих факторов является возможность получения налоговых льгот [3-5].

По итогам 2015 г. многие регионы внесли изменения в законодательство, регулирующее предоставление налоговых льгот. Однако изменения условий в половине случаев ухудшили положения инвесторов. Так, Республика Мордовия и Санкт-Петербург ввели требования по превышению средней месячной заработной платы над минимально установленной. А Курская область увеличила минимальный объем инвестиций, осуществление которых дает право на получение налоговых льгот [6-8].

Ульяновскую область отличает современное и либеральное инвестиционное законодательство [9]. Пожалуй, в более чем лояльном его характере заключается самое сильное конкурентное преимущество региона. Для сравнения: если в Ульяновской области налоговые льготы на имущество организаций представлены шестью

мерами, то в соседней Самарской области их только две.

Анализ динамики индекса физического объема инвестиций в основной капитал по Ульяновской области показывает, что несмотря на все трудности и непростую ситуацию с привлечением инвестиций на территорию региона, он демонстрирует положительную динамику прироста индекса инвестиций.

Налоговые льготы в Ульяновской области предоставляются инвестиционным проектам, получившие статус приоритетных. Для таких проектов предусмотрено установление нулевой ставки по налогу на имущество организаций, а также снижение налоговой ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в областной бюджет Ульяновской области до 13,5%.

Данные меры поддержки предоставляются на срок окупаемости инвестиционных затрат, но не более пяти лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта. Такой статус в Ульяновской области присвоен 16 инвестиционным проектам по состоянию на 1 января 2016 г.

Также налоговые льготы установлены для инвестиционных проектов, которым присвоен статус особо значимых. Льготные условия для таких проектов выражаются в установлении налоговой ставки 0% по налогу на имущество организаций сроком на 10 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором завершена реализация инвестиционного проекта; установлении налоговой ставки 1,1% по налогу на имущество организаций сроком на 5 лет со дня, следующего за днем окончания срока использования права на применение налоговой ставки налога в размере 0%; снижении налоговой ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в областной бюджет Ульяновской области до 13,5% сроком на 15 лет с первого числа отчетного периода, в котором произошло возникновение прибыли, но не ранее начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором завершена реализация инвестиционного проекта;

освобождении от уплаты транспортного налога сроком на 10 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором завершена реализация инвестиционного проекта.

По состоянию на 1 января 2016 г. в Ульяновской области статус особо значимых присвоен 27 инвестиционным проектам.

При предоставлении налоговых льгот необходимо тщательно просчитывать финансовые последствия таких решений [10, 11]. Так, с одной стороны, налоговые льготы являются стимулом для привлечения инвестиций, с другой стороны, региональный бюджет недополучает доходы. Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета региона налоговые льготы должны оцениваться с позиции «цель - результат», что означает проведение оценки эффективности устанавливаемых привилегий, которая отражает достижение поставленных целей [12, 13].

Понятие эффективности многогранно. Можно говорить об экономической, социальной, производственной и других видах эффективности1. При оценке эффективности предоставляемых инвесторам налоговых льгот подразумевается прежде всего бюджетная эффективность, то есть соотношение результата и затрат для бюджета региона2 [14]. Показатель общей бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот характеризует превышение налоговых доходов от реализации инвестиционных проектов над так называемыми налоговыми расходами бюджета, то есть величиной налоговых льгот. Он рассчитывается как отношение объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона к объему предоставленных налоговых льгот организациям, реализующим особо значимые и приоритетные инвестиционные проекты.

Результаты расчета показателя общей бюджетной эффективности налоговых льгот в 2013-2015 гг. на примере Ульяновской области представлены в табл. 1.

Как видно, за 2013-2015 гг. показатель общей бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот составил 3,4. Таким образом, каждый рубль налоговых льгот, предоставленных инвесторам, принес отдачу в бюджет Ульяновской области в размере 3,8 руб. налогов.

1 Киселева О.В., Макеева Ф.С. Инвестиционный анализ. М.: КноРус, 2016. 208 с.; Гиляровская Л.Т. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Велби, Проспект, 2011. 360 с.; Шеремет А.Д.,

Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995. 172 с.

2 Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта. URL: http://www.citadel-expert.rU/articles/51/0/60/66.html.

Однако видна тенденция к существенному снижению этого показателя. Так, в 2013 г. его величина составляла 3,9, в 2014 г. - 4, а в 2015 г. -лишь 2. Особенно сильно снижение показателя общей бюджетной эффективности по особо значимым инвестиционным проектам. Это говорит о прекращении эффекта действия такой меры государственной поддержки, как предоставление налоговых льгот. Принятое региональными властями решение о применении налоговых льгот в отношении инвесторов, несомненно, имело положительное влияние на их инвестиционную активность. Тем не менее меняющиеся экономические условия обусловливают пересмотр используемых мер [15-17].

Также налоговые льготы предусмотрены для проектов, реализуемых резидентами особой экономической зоны «Ульяновск». Создание и функционирование в регионах особых экономических зон признается безоговорочным фактом в пользу инвестиционной

привлекательности территорий. В Российской Федерации действуют 33 особые экономические зоны, из которых 9 промышленно-производственного типа; 3 портового типа (к которому относится и «Ульяновск»); 6 технико-внедренческого типа; 6 туристско-рекреационного типа; 9 особых экономических зон объединены в туристский кластер.

По 2015 г. не все особые экономические зоны продемонстрировали положительную динамику работы. Наибольший прирост резидентов показывают «Северный Кавказ» (+10), «Алабуга» (+8), «Дубна» (+8), «Липецк» (+6). В особых экономических зонах «Завидово» (Тверская область), «Тольятти» (Самарская область), «Советская гавань» (Хабаровский край), «Владивосток» в 2015 г. не изменилось количество резидентов. А, например, в особой экономической зоне «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) наблюдается даже снижение количества резидентов (-2)3.

В Ульяновской области в 2015 г. на территорию особой экономической зоны портового типа «Ульяновск» привлечено 5 новых резидентов, общее количество резидентов - 11. Следует отметить, что условия размещения резидентов на территории нашего региона наиболее привлекательны по сравнению с другими субъектами. Уникальным в связи с этим представляется «догоняющий» характер основных

3 Данные Министерства экономического развития Российской Федерации.

показателей деятельности особой экономической зоны «Ульяновск» (табл. 2).

В связи с отсутствием данных по итогам функционирования особых экономических зон за 2015 г. проведем анализ их деятельности по итогам 2014 г. Особая экономическая зона портового типа «Ульяновск» образована в 2009 г, «Тольятти» в Самарской области - в 2010 г., однако не только по количеству резидентов, но и по объему уплаченных налогов, объему выручки от продажи товаров на порядок превосходит Ульяновскую область. Вероятнее всего, это связано с действующей на тот момент ориентированностью особой экономической зоны «Ульяновск» на авиасектор и соответствующим привлечением инвесторов только по линии авиапромышленности. В соответствии с приведенными данными объем частных инвестиций на каждый вложенный в создание особой экономической зоны в Калужской области бюджетный рубль составил 5,87 руб., в Республике Татарстан и Самарской области - 2,64 руб. и 1,05 руб. соответственно, в то время как в Ульяновской области этот показатель находился на крайне низком уровне - 0,1 руб.

Проведем оценку бюджетной эффективности особой экономической зоны «Ульяновск» в части отдачи от вложения бюджетных средств в создание инфраструктуры (табл. 3). Как видно, особая экономическая зона «Ульяновск» имеет самую низкую отдачу. Так, на каждый вложенный рубль бюджетных средств в создание инфраструктуры приходится лишь 0,01 руб. налоговых отчислений, в то время как в особой экономической зоне Татарстана каждый рубль вложенных бюджетных средств дает 0,19 руб. налоговых отчислений, то есть почти в 20 раз больше, чем в Ульяновской области. Объяснение такого положения дел кроется, как уже отмечалось в изначально сформулированной ориентации особой экономической зоны «Ульяновск» на инвесторов авиаотрасли, а также в затянувшемся этапе строительства и запуска инфраструктуры, что в свою очередь выступило сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов. Таким образом, проведенный анализ инвестиционной политики Ульяновской области позволяет говорить о том, что несмотря на высокую лояльность инвестиционного законодательства и наличие широкого перечня мер поддержки инвесторов ее эффективность не достигает потенциально возможного максимума. В связи с этим необходим поиск новых решений для повышения эффективности инвестиционных процессов.

Таблица 1

Оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот в Ульяновской области в 2013-2015 гг. Table 1

Assessment of the budget efficiency from tax benefits in the Ulyanovsk oblast in 2013-2015

Эффективность

Показатель Объем предоставленных налоговых льгот, млн руб. Объем налоговых отчислений в бюджет, млн руб. предоставления мер поддержки (налоги/льготы), во

сколько раз

2013 2014 2015 2013 2014 2015 2013 2014 2015

Особо значимые 13,9 129 254,8 218,9 305,8 541,8 15,7 2,4 2,1

инвестиционные проекты

Приоритетные 534,5 562,8 292,3 1 899,5 2 340,4 561,8 3,6 4,2 1,9

инвестиционные проекты

Итого... 548,4 655,8 547,1 2 118,4 2 646,2 1103,6 3,9 4 2

Всего за 2013-2015 гг. 1 751,3 5 868,2 3,4

Источник: данные министерства экономического развития Ульяновской области Source: The Ministry of Economic Development of the Ulyanovsk oblast data

Таблица 2

Показатели деятельности особых экономических зон в регионах России по итогам 2014 г. Table 2

Performance indicators of special economic zones in Russian regions according to 2014 results

Показатель Алабуга Тольятти Калуга Ульяновск

Количество резидентов, в том числе с участием иностранного капитала 43 16 1 6

Количество рабочих мест, созданных резидентами 5 052 206 128 24

Общий объем инвестиций, осуществленных резидентами на территории особой экономической зоны, млн руб. 78 970 3 562 3 387 125

Объем выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов, млн руб. 91 455 92 0,1 0

Объем средств бюджетов всех уровней, направленных на создание особой экономической зоны, млн руб. 29 892 3 373 577 1 182

Объем налогов, уплаченных резидентами особой экономической зоны, млн руб. 7 323 230 11 11,83

Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации Source: The Ministry of Economic Development of the Russian Federation data

Таблица 3

Оценка бюджетной эффективности от создания инфраструктуры особой экономической зоны Table 3

Assessment of the budget efficiency from created infrastructure of special economic zone

Показатель Алабуга Тольятти Калуга Ульяновск

Объем средств бюджетов всех уровней, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры особой экономической зоны, млн руб. 7 817 1 554 531 427

Объем налогов, уплаченных резидентами особой экономической зоны в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, млн руб. 1 496,8 119,4 10,9 4,6

Эффективность 0,19 0,08 0,02 0,01

Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации Source: The Ministry of Economic Development of the Russian Federation data

Список литературы

1. Капканщикова М.М. Государственная поддержка как инструмент повышения привлекательности проекта для инвестора // Государство, общество, наука: горизонты развития. Новосибирск: Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, 2014. С. 154-155.

2. Меняйло Л.Н. Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности как фактор, способствующий экономическому развитию страны // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 2-1. С. 120-123.

3. Асаул А.Н., Заварин Д.А., Иванов С.Н. Организационные механизмы активизации инновационной деятельности региональных ИСК // Вестник гражданских инженеров. 2015. № 5. С. 273-282.

4. Киселева О.В. Методы налогового стимулирования инвестиций в регионе на примере Ульяновской области // Научное обозрение. 2014. № 6. С. 357-354.

5. Харитонов В.С., Татаренко Н.Н. Налоговое стимулирование в системе форм региональной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2015. С.244-248.

6. Кошлакова К.А., Соглаева Ю.И., Соловьева Т.Н. Направления государственной политики стимулирования инновационно-инвестиционной активности в аграрной экономике Курской области // Молодые исследователи агропромышленного и лесного комплексов - регионам. Вологда: Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина, 2016. С. 79-84.

7. Пекарская О.А., Петрова Н.К. Инвестиции и стратегические проекты Санкт-Петербурга в условиях экономической нестабильности // Материалы 69-й Всероссийской научно-технической конференции студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. Ярославль: Ярославский государственный технический университет, 2016. С. 1696-1699.

8. Черняева Е.С. Совершенствование стратегических направлений и инструментов повышения эффективности реализации инвестиционной политики в Республике Мордовия // Приволжский научный вестник. 2015. № 9. С. 41-45.

9. Киселева О.В. Политика привлечений инвестиций в регион // Регионология. 2013. № 1. С. 21-28.

10. Терехова Е.В. О мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности: финансово-правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2014. № 4. С. 55-62.

11. Мишина Д.В. Создание благоприятного экономического климата как условие формирования инвестиционного спроса инновационного типа // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13845.

12. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. М.: Финансы и статистика, 2001. 400 с.

13. Быстров О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2008. 442 с.

14. Галанский П.А. Совершенствование методики оценки бюджетной эффективности налоговых льгот на субфедеральном уровне // Наука, техника и образование. 2014. № 2. С. 53-58. URL: http://3minut.ru/images/PDF/2015/2 .pdf.

15. Цыганов С.И. Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности // Инновационная наука. 2016. № 3-1. С. 251-253.

16. Зимин В.А. Стимулирование инвестиционной деятельности в регионе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-3. С. 54-57.

17. Киселева О.В. Оценка эффективности инвестиционной политики регионов. Ульяновск: УлГУ, 2014. 171 с.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Economic Advancement

ANALYZING THE BUDGET EFFICIENCY OF MEASURES OF STATE SUPPORT TO INVESTORS: EVIDENCE FROM THE ULYANOVSK OBLAST

Ol'ga V. KISELEVA

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation kiseleva_o@rambler.ru

Article history:

Received 6 September 2016 Received in revised form 12 October 2016 Accepted 1 November 2016 Available online 27 January 2017

JEL classification: E22, G38

Keywords: investment, State support measures, fiscal incentives, special economic zone, fiscal performance

Abstract

Importance The ongoing negative trends in the Russian economy necessitate incentives for investment and creation of conditions for investors in regions as major objectives of socio-economic development. Regional authorities use different measures to attract investors. An analysis of performance of State support measures to investors should increase the efficiency of regional investment policy.

Objectives The purpose of the article is to consider measures of State support to investors, analyze their fiscal performance, identify the economic effect of tax incentives for regional development. Methods The study employs methods of statistical analysis, calculation of indicators of tax incentives efficiency that show the cost- effect relation, and methods of comparative analysis. Results I calculated total budget efficiency of tax incentives for investors on the Ulyanovsk oblast case, performed a comparative analysis of activities of Alabuga, Togliatti, Kaluga and Ulyanovsk special economic zones with regard to investor attraction. The paper includes calculated indicators of budget efficiency of activity in special economic zones as far as return on invested budget funds in the infrastructure is concerned, and identifies the most effective regions and special economic zones. Conclusions The measures of State support are rather inefficient. It is crucial to search for new solutions to improve the efficiency of investment processes, including through attracting investors and cooperating with them.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 16-12-73002.

References

1. Kapkanshchikova M.M. Gosudarstvennaya podderzhka kak instrument povysheniya privlekatel'nosti proekta dlya investora. V kn.: Gosudarstvo, obshchestvo, nauka: gorizonty razvitiya [State support as a tool to enhance the project's appeal for the investor. In: The State, society, and science: Horizons of development]. Novosibirsk, Siberian Institute of Management - RANEPA Branch Publ., 2014, pp.154-155.

2. Menyailo L.N. [Measures of State support to investment activity as a trigger for economic development of the country]. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Vestnik of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, no. 2-1, pp. 120-123. (In Russ.)

3. Asaul A.N., Zavarin D.A., Ivanov S.N. [Organizational mechanisms of stimulating the innovative activity of regional investment construction clusters]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov = Bulletin of Civil Engineers, 2015, no. 5, pp. 273-282. (In Russ.)

4. Kiseleva O.V. [Fiscal incentives to boost investment in the region: the Ulyanovsk oblast case]. Nauchnoe obozrenie = Science Review, 2014, no. 6, pp. 357-354. (In Russ.)

5. Kharitonov V.S., Tatarenko N.N. Nalogovoe stimulirovanie v sisteme form regional'noi i munitsipal'noi podderzhki investitsionnoi deyatel'nosti. V kn.: Aktual'nye problemy teorii i praktiki nalogooblozheniya [Tax incentives in the system of regional and municipal support to investment activity. In: Topical issues of theory and practice of taxation]. Volgograd, Volgograd State University Publ., 2015, pp. 244-248.

6. Koshlakova K.A., Soglaeva Yu.I., Solov'eva T.N. Napravleniya gosudarstvennoi politiki stimulirovaniya innovatsionno-investitsionnoi aktivnosti v agrarnoi ekonomike Kurskoi oblasti. V kn.: Molodye issledovateli agropromyshlennogo i lesnogo kompleksov - regionam [Directions of the State policy to create incentives for innovation and investment in the agrarian economy of the Kursk oblast. In: Young

researchers of agro-industrial and forest complexes to regions]. Vologda, VSDFA by N.V. Vereshchagin Publ., 2016, pp. 79-84.

7. Pekarskaya O.A., Petrova N.K. [Investments and strategic projects of St. Petersburg under economic instability]. Materialy 69-i Vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii studentov, magistrantov i aspirantov vysshikh uchebnykh zavedenii s mezhdunarodnym uchastiem [Proc. 69th All-Russ. Sci. Conf. of students, undergraduates and postgraduates of higher educational institutions with international participation]. Yaroslavl, Yaroslavl State Technical University Publ., 2016, pp. 1696-1699.

8. Chernyaeva E.S. [Perfecting the strategic areas and tools to improve the efficiency of investment policy implementation in the Republic of Mordovia]. Privolzhskii nauchnyi vestnik = Privolzhskii Scientific Journal, 2015, no. 9, pp. 41-45. (In Russ.)

9. Kiseleva O.V. [A policy to attract investment to the region]. Regionologiya = Regionology, 2013, no. 1, pp. 21-28. (In Russ.)

10. Terekhova E.V. [On measures of State support to investment: Financial and legal considerations]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and State: Theory and Practice, 2014, no. 4, pp. 55-62. (In Russ.)

11. Mishina D.V. [Creating a favorable economic climate as a condition to shape the investment demand of innovative type]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 4. (In Russ.) Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13845.

12. Endovitskii D.A. Kompleksnyi analiz i kontrol' investitsionnoi deyatel'nosti: metodologiya i praktika [Integrated analysis and control of investment activity: Methodology and practice]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2001, 400 p.

13. Bystrov O.F. Upravlenie investitsionnoi deyatel'nost'yu v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Managing the investment activity in regions of the Russian Federation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008, 442 p.

14. Galanskii P.A. [Improving the methodology for assessment of budget efficiency of tax incentives at the sub-federal level]. Nauka, tekhnika i obrazovanie, 2014, no. 2, pp. 53-58. (In Russ.) Available at: http://3minut.ru/images/PDF/2015/2 .pdf.

15. Tsyganov S.I. [Improving the State support to investment activity]. Innovatsionnaya nauka = Innovative Science, 2016, no. 3-1, pp. 251-253. (In Russ.)

16. Zimin V.A. [Encouraging the investment activities in the region]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Topical Issues of Humanities and Sciences, 2015, no. 12-3, pp. 54-57. (In Russ.)

17. Kiseleva O.V. Otsenka effektivnosti investitsionnoi politiki regionov [Assessing the regions' investment policy efficiency]. Ulyanovsk, UlSU Publ., 2014, 171 p.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential

conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this

article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the

article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.