Анализ бизнес-климата в странах СНГ с целью оценки потенциала России как международного финансового центра
В.С. Левин, д.э.н, профессор, М.П. Морозова, аспирантка, А.П. Грубое, к.э.н., ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ
В концепции по созданию Международного финансового центра (МФЦ), принятой в 2008 г., были заявлены высокие цели. К 2010 г. Москва должна была стать региональным финансовым центром для стран СНГ, а к 2012 г. — выйти на уровень, сравнимый с Шанхаем и Мумбаи. На данный момент ни одна из поставленных задач, на наш взгляд, не достигнута. Россия в первую очередь должна быть привлекательна как финансовый центр для внутренних инвесторов, чтобы добиться лидирующей позиции среди стран СНГ, а в дальнейшем и завоевать международный финансовый рынок. В связи с этим возникает необходимость определить положение России как финансового центра среди стран СНГ.
В рамках исследования, проводимого в проекте «Ведение бизнеса» (от англ. Doing Business Report) Всемирным банком, осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами и их развития в динамике [1]. С помощью данных, рассматриваемых в данном проекте, мы провели сравнительный анализ бизнес-климата в странах СНГ и оценили положение России как финансового центра среди стран СНГ.
Предприниматели, предпринимательская деятельность являются движущим механизмом рыночной экономики, и если внутренний российский рынок благоприятен для ведения бизнеса, то и внешние инвесторы будут предпочитать его для
вложений капитала. Поэтому необходимо оценить и выявить, какие препятствия существуют у российских предпринимателей, что мешает развитию бизнеса в отечественной экономике.
Целью проводимого исследования является определение места России, занимаемого среди стран СНГ по рейтингу лёгкости ведения бизнеса, выявление недостатков и предложение путей решения существующей проблемы.
Рейтинг экономик стран СНГ по лёгкости ведения бизнеса включает рейтинги экономик стран по 10 критериям (табл.).
Индекс лёгкости ведения бизнеса является средним показателем страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес. Каждый из 10 индикаторов включает в себя несколько параметров, которые были собраны в рамках проекта «Ведение бизнеса» и позволяют оценить и сравнить нормативно-правовые акты, регулирующие жизненный цикл национальных малых и средних предприятий (рис.).
Проанализировав рейтинг экономик стран СНГ по 10 вышеперечисленным индексам, мы увидели, что в начале деятельности и при размещении предприятий наименьшие бюрократические и юридические препятствия, которые должен преодолеть предприниматель при создании и регистрации новой компании, получении разрешения на строительство, подключении к системе электроснабжения, регистрации собственности в Грузии — 8-е место в рейтинге (табл.). С наибольшими трудностями во всех инстанциях сталкиваются предприниматели из Таджикистана — 143-е место. В рамках рейтинга экономик стран
Рейтинг экономик стран СНГ по лёгкости ведения бизнеса, 2014 г.* [1]
Страна
U
и
U
S °
К д
т
й § д
u S в F В 3 ^ а н 5 S s ►2 ft g
с 3 &
ft О
н я
а * S к
£
и
л ° ар
Iв
я <й
го В
о
н
ю и
X
& й
0 ^ ft й ^ S
Is
1 §
2 «
S и
S [2 а м
1С
О
и 2 К С
Азербайджан
Армения
Беларусь
Грузия
Казахстан
Кыргыстан
Молдова
Российская Федерация Таджикистан Узбекистан Украина
70 37 63 8
50 68 78 92 143 146 112
10 180
6 79
15 30
8 2
30 145
12 66
81 174
88 178
87 184
21 159
47 41
181 109 168 54 87 180 165 117 186 173 172
13 5 3 1 18 9 19 17 78 136 97
55 42 109 3 86 13 13 109 159 130 13
22 22 98 16 22 22 80 115 22 138 128
77 103 133 29 18 127 95 56 178 168 164
168 117
149 43 186 182
150 157 188 189 148
28 112 13 33 27 70 23 10
39
40 45
76 74 88
54 132 91
55 81 63 162
Примечание: * В рейтинг Doing Business 2014 не включены данные по Туркменистану; Грузия вышла из состава СНГ в 2009 г.
В начале деятельности
• Создание
предприятия
• Наём рабочей
силы
Трудности, встающие перед предприятием
• Обеспечение
исполнения договоров
• Разрешение
неплатёжеспособности
V
В процессе
текущей
деятельности
* Налогообложение
• Осуществление внешнеторговой деятельности
При получении финансирования * Получение
кредита ■ Защита прав инвесторов
\
При размещении предприятия
* Получение разрешений
на строительство
* Подключение к системе электроснабжения
* Регистрация собственности
Рис. - Области, оцениваемые в исследовании «Ведение бизнеса» в каждом жизненном цикле предприятия [2]
СНГ по критериям «кредитование», «защита прав инвесторов», т.е. при получении финансирования предприятия из Грузии находятся в наиболее выгодном положении (3-е и 16-е места соответственно) по сравнению с предпринимателями из Российской Федерации (109-е и 115-е места соответственно). В процессе жизненного цикла перед предприятиями встают трудности в части обеспечения исполнения контрактов, разрешения неплатёжеспособности. В частности, по критерию «Обеспечение контрактов» в Российской Федерации (10-е место) эффективность обеспечения исполнения контрактов путём анализа процесса рассмотрения спора о продаже товаров и отслеживания временных и финансовых затрат наиболее высокая по сравнению с Арменией (112-е место). Недостатки действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) и основные процедуры и административные узкие места процедуры банкротства в наибольшей степени выражены на Украине (табл.). В процессе текущей деятельности предприниматели облагаются налогами — Казахстан накладывает наименьшее налоговое и административное бремя на своих предпринимателей. По критерию «международная торговля» лидирует Грузия, т.е. здесь наименьшее время и стоимость прохождения всех официальных процедур, связанных с экспортом и импортом стандартной партии товаров морским путём.
Проведя подробный анализ рейтинга экономик стран СНГ по лёгкости ведения бизнеса, можно сформулировать следующие выводы. Самой благоприятной средой для ведения бизнеса среди стран СНГ является Грузия — 8-е место в общем
рейтинге, а самая неблагоприятная страна в этом отношении Узбекистан — 146-е место. Российская Федерация занимает 92-е место. Но критерии оценки, которые использует Всемирный банк по проекту Doing Business 2014, являются спорными. В частности, на наш взгляд, при рассмотрении лёгкости ведения бизнеса необходимо рассматривать лёгкость размещения компаниями своих акций на бирже, оценить процедуры листинга в разных странах, т.е. рассмотреть доступность фондового рынка для компаний, а также возможность их развития посредством участия в биржевых торгах, привлекая инвесторов.
Итак, оценивая позицию Российской Федерации как будущего финансового центра среди стран СНГ, можно увидеть её несостоятельность. В частности, существенным недостатком является один из самых низких рейтингов по критерию «защита инвесторов» — 115-е место, индекс ответственности директора — индекс защиты интересов инвесторов 4,7. Это один из самых маленьких рейтингов среди стран СНГ, т.е., привлекая инвесторов на свой рынок, Российская Федерация не может гарантировать в первую очередь защиту активов, интересов, не только плодотворное и беспрепятственное развитие бизнеса. Действительно, по данным доклада об экономике России № 32 Всемирного банка Департамента по сокращению бедности и экономической политике региона Европы и Центральной Азии, представленного в Москве 24 сентября 2014 г., санкции и ответные санкции оказали серьёзное влияние на инвестиционную и потребительскую активность. В условиях напря-
жённости между Россией и Украиной снизился уровень доверия бизнеса к российской экономике и ухудшились настроения инвесторов. Основным направлением влияния кризиса на экономику стало ограничение доступа к внешнему финансированию для российских компаний и банков. Это негативно повлияло на принятие инвестиционных решений и привело к отсрочке или сворачиванию инвесторами своих инвестиционных программ [3].
В рамках сложившейся внешнеэкономической ситуации, на наш взгляд, необходимо обратить внимание не на привлечение внешних инвесторов, а на улучшение бизнес-климата для отечественных предпринимателей, привлекая тем самым внутренних инвесторов в разные регионы Российской Федерации.
В России существует своё независимое Национальное рейтинговое агентство (НРА), которое рассматривает в том числе благоприятность ведения бизнеса в российских регионах — «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России». Инвестиционная привлекательность региона определяется в рейтинге НРА как совокупность факторов, влияющих на целесообразность, эффективность и уровень рисков инвестиционных вложений на территории данного региона. Эти факторы являются активным фоном для всех инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона, влияют на риск и доходность данных проектов [4].
Инвестиционная привлекательность региона складывается из нескольких факторов, каждый из которых может быть оценён с помощью подбора для него прокси-переменных. В рейтинге Национального рейтингового агентства рассматриваются семь факторов региональной инвестиционной привлекательности: обеспеченность региона природными ресурсами и качество окружающей среды в регионе, трудовые ресурсы региона, региональная инфраструктура, внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса), производственный потенциал региональной экономики, институциональная среда и социально-политическая стабильность, финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона.
Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности региона присваивается по специальной шкале, разделённой на три большие категории, внутри каждой из которых выделяются три уровня: регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности, регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности, регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности. Как утверждают специалисты НРА, «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России» показывает наличие двух причин, позволяющих регионам быть привлекательными для инвесторов. Первой причиной является обладание региона базовыми преимуществами, привлекательными для инвесторов. К таким базовым характеристикам относятся прежде всего богатые
запасы природных ресурсов, столичный статус и выгодное географическое положение. Второй причиной роста инвестиционной привлекательности региона является целенаправленная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, способствующая привлечению крупных инвесторов и развитию бизнеса. Также привлекательными факторами для инвесторов являются наличие квалифицированных трудовых ресурсов, развитой инфраструктуры, платёжеспособного спроса, а также наличие достаточно высокой финансовой устойчивости как региональных бюджетов, так и работающих в регионе предприятий [4].
Проанализировав два независимых друг от друга рейтинга — Doing Business 2014 Всемирного банка и «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России» НРА, можно сформулировать следующие выводы: во-первых, проведя анализ рейтинга экономик стран СНГ по лёгкости ведения бизнеса, мы сделали заключение о несостоятельности России как международного финансового центра, т.к. в данном рейтинге она занимает одну из замыкающих позиций, что в первую очередь, на наш взгляд, связано с международной изоляцией и, по мнению Всемирного банка, изложенному в докладе об экономике России, прогноз до конца 2015 г. является неутешительным. Во-вторых, в рамках сложившейся внешнеэкономической ситуации и соответствующих прогнозов по положению России необходимо повышать инвестиционную привлекательность регионов, улучшая показатели лёгкости ведения бизнеса именно на внутреннем межрегиональном рынке, развивая имеющиеся потенциалы — как ресурсные, так и сельскохозяйственные. Этому будет способствовать повсеместное внедрение Агентством стратегических инициатив региональных инвестиционных стандартов [5], в рамках которых предоставляется возможность предпринимателям, производителям влиять на решения властей, что является необходимым условием для развития благоприятного бизнес-климата в регионах.
Литература
1. Левин В.С., Левина Т.Н., Советова Н.С. Влияют ли условия ведения бизнеса в российских регионах на инвестиционную активность отечественных и иностранных инвесторов / Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 33. С. 2-7.
2. Ведение бизнеса 2014. Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий. URL: http://russian. doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/ Documents/Annual-Reports/Foreign/DB14-mimbook-russian. pdf ( дата обращения 20.09.2014).
3. Доклад об экономике России. Неопределённость экономической политики ограничивает горизонт роста. № 32 сентябрь 2014 г. / Всемирный банк: URL: http://www.worldbank.org/ content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer32-rus.pdf (дата обращения 28.09.2014).
4. Комментарий к рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России / Национальное рейтинговое агентство — 2013. URL: http://www.ra-national.ru/ratings/regions/ regions-raiting-investment/regions-invest-comment-2013/ (дата обращения 28.09.2014).
5. Региональный инвестиционный стандарт / Агентство стратегических инициатив. URL: http://investstandart.ru/ (дата обращения 28.09.2014 г.).