Научная статья на тему 'Анализ аудиоданных с помощью вейвлет-функций'

Анализ аудиоданных с помощью вейвлет-функций Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1905
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / ЗВУК / SOUND / ВЕЙВЛЕТ / WAVELET / АУДИОДАННЫЕ / COMPRESSION / AUDIO DATA

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Пиуновский Евгений Витальевич, Тропченко Андрей Александрович

Рассмотрены области применения вейвлет-функций при цифровой обработке звука. Показаны преимущества вейвлет-преобразований по сравнению с традиционными методами анализа. Приведены результаты исследования возможностей вейвлет-анализа при фильтрации и сжатии аудиоданных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audio data analysis using wavelet functions

Applications of wavelet functions in digital sound processing are considered. Advantages of wavelet transforms over traditional analytical methods are demonstrated. Capabilities of wavelet-analysis in audio data filtration and compression are investigated

Текст научной работы на тему «Анализ аудиоданных с помощью вейвлет-функций»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

УДК 004.627

Е. В. Пиуновский, А. А. Тропченко АНАЛИЗ АУДИОДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ ВЕЙВЛЕТ-ФУНКЦИЙ

Рассмотрены области применения вейвлет-функций при цифровой обработке звука. Показаны преимущества вейвлет-преобразований по сравнению с традиционными методами анализа. Приведены результаты исследования возможностей вейвлет-анализа при фильтрации и сжатии аудиоданных.

Ключевые слова: анализ, звук, вейвлет, сжатие, аудиоданные.

Введение. Вейвлет-преобразование (ВП) — относительно новая эффективная технология, позволяющая проводить обработку сигналов различного типа. Обладая рядом преимуществ по сравнению с традиционными видами преобразований, ВП нашли применение в области кодирования видеоданных и изображений. Кроме того, существует множество исследований по использованию ВП для сжатия звука, в ходе которых было показано, что данный вид функций позволяет выделять различные характеристики аудиосигналов. Это свойство обусловливает возможность применения ВП для анализа звуковых данных с последующим использованиям полученных сведений не только для их компрессии, но и для решения ряда других задач. Одной из таких задач является так называемый поиск музыкальной информации (англ. MIR — Music Information Retrieval), иными словами — выделение основных сигналов в музыкальном фрагменте. Это направление получило в последнее время широкое распространение [1].

Выделение информации в звуковых сигналах (особенно, в музыке) с помощью преобразований позволяет выполнять ряд сложных действий без вмешательства человека. В первую очередь, это касается поиска музыкальной информации по ее содержимому, классификации и жанровой принадлежности. В настоящее время существует достаточное количество публикаций, в которых описываются разные подходы к решению данной задачи на основе ВП [1—3]. Тем не менее исследования по применению ВП при обработке звука с последующим его сжатием или шумоподавлением не теряют своей актуальности и перспективности, учитывая разнообразие доступных функций.

Вейвлет-преобразование и преобразование Фурье. Вейвлет-функции являются набором функций, получаемых с помощью сжатий (растяжений) и сдвигов по временной оси исходной функции (материнского вейвлета). Математически это можно выразить следующим образом:

где y(t ) — материнский (исходный) вейвлет, t — время, b — параметр, характеризующий

сдвиг по времени, а — параметр масштаба, — множитель, обеспечивающий нормали-

зацию.

Видно, что уже в самом определении вейвлетов заложена идея масштабируемости. Это позволяет подбирать функции, способные обеспечить наиболее точный анализ, для каждого вида сигнала. Кроме того, вейвлеты имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами работы со звуком. Так, преобразование Фурье не обладает временным разрешением, а использование специально разработанного оконного преобразования Фурье (ОПФ) позволяет фиксировать время с определенной точностью, однако сигнал при этом делится на окна одинакового размера, что лишает процедуру анализа гибкости. ВП, напротив, имеет частотно-временное окно изменяемого размера, площадь которого (как и в случае с ОПФ) определяется согласно принципу неопределенности Гейзенберга [4]. Применительно к практике можно выделить два основных преимущества вейвлетов для анализа сигналов, а именно: компактный носитель (хорошее временное разрешение) и полосчатый спектр (хорошее частотное разрешение).

Виды анализа звука с помощью вейвлетов. Один из видов анализа аудиосигналов — их графическое отображение с помощью различных способов. Как правило, выделяют четыре основных вида представления звуковой волны:

— сигналограмму (амплитудно-временная зависимость);

— спектр сигнала (амплитудно-частотная зависимость);

— спектрограмму (часто называемую „сонограммой" — псевдотрехмерный график с отображением амплитуд частотных составляющих);

— трехмерную спектрограмму (с отображением амплитуд частотных составляющих по третьей координатной оси).

По мнению специалистов, спектрограмма обеспечивает наилучшее визуальное представление спектра сигнала и позволяет в подробностях анализировать динамику его развития [5]. Именно использование ВП позволяет построить наиболее наглядные графики подобного типа, на которых, в соответствии со свойствами вейвлетов, определена четкая привязка сигнала ко времени.

При числовом анализе звука можно выделить два основных подхода на базе вейвлетов: дискретное ВП (ДВП) и пакетное дискретное ВП (ПДВП). Если рассматривать такие преобразования как наборы фильтров, то ДВП можно характеризовать как пропускание сигнала через набор низкочастотных фильтров, что приводит к „однобокому" дереву преобразования. Особенность такого подхода заключается в неявном предположении о большем количестве информации об исходном сигнале, содержащемся в области низких частот, что оправдано для многих реальных сигналов и соответствует особенностям человеческого слуха. При ПДВП производится полное каскадирование сигнала как в низкочастотной, так и в высокочастотной области, в результате чего формируется „сбалансированное" дерево, путь по которому может быть выбран в зависимости от предъявляемых требований к степени сжатия сигнала. Таким образом, пакетное ДВП является более гибким средством декомпозиции сигнала и подходит для решения особенно сложных задач [4, 6]. При этом следует отметить дополнительное особое преимущество ПДВП при обработке музыкальных данных, которое позволяет определить набор вейвлет-коэффициентов, совпадающих с октавами и нотами [2].

Обработка аудиоданных с помощью вейвлет-анализа. Экспериментальная часть проведенных авторами исследований заключалась в анализе набора музыкальных файлов в системе компьютерного моделирования MatLab, которая, имея в своем составе дополнение Wavelet Toolbox, является одним из лучших средств исследования вейвлетов [6]. В ходе экспериментов применялось моделирование работы блока анализа аудиоданных на основе ДВП (в терминах MatLab: One-Dimensional Wavelet Analysis — одномерный анализ с помощью дискретного преобразования) и ПДВП (в терминах MatLab: One-Dimensional Wavelet Packet Analysis — одномерный анализ с помощью вейвлет-пакетов). В первом случае осуществля-

лась фильтрация звука в целях шумоподавления, во втором — его сжатие. В качестве анализируемых данных использовались три фрагмента со следующим звуковым наполнением:

1) звучание (сигнал) отдельного музыкального инструмента (пианино);

2) звучание (сигнал) симфонического оркестра;

3) зашумленный музыкальный сигнал (с уровнем шума около 35 дБ).

Были установлены следующие постоянные параметры работы системы:

— 5-й уровень декомпозиции для вейвлетного дерева (подобранный для получения лучшего соотношения времени обработки и качества анализа);

— 4-й порядок функций в случае семейств вейвлетов (на основе статистических сведений об эффективности базовых функций [4, 6], а также исследования, описанного в работе [7]);

— степень сжатия звука, равная 10 (в системе MatLab задается параметром „number of zeros" [6]); столь высокая степень сжатия задана для удобства сравнения результатов, которые при более низкой степени сжатия менее резко изменяются при переходе от одного базового вейвлета к другому.

В качестве базовых функций преобразований использовались следующие семь наборов вейвлетов — Хаара (Нааг), Добеши (Db4), симлет (sym4), койфлет (coif4), биортогональный (bior4.4), обратный биортогональный (rbior4.4) и Мейера (Meyr).

На первом этапе эксперимента осуществлялось сжатие аудиосигналов с помощью ПДВП. Результаты данной операции для всех функций представлены на рис. 1. Как показывает анализ рисунка, огибающие результатов сжатия сигналов для первого и второго музыкальных фрагментов (кривые 1 и 2) схожи между собой, но различаются лишь качеством сжатия (это проявляется в смещении соответствующих графиков по вертикали). Наиболее сложным для компрессии оказался третий фрагмент (кривая 3). Это связано с неоднородностью и нестационарностью данного сигнала, что вызвано высоким уровнем зашумленности и большой амплитудой высокочастотной составляющей по сравнению с другими сигналами. Лучшие результаты сжатия аудиосигнала наблюдались при использовании в качестве базовых функций биортогонального вейвлета и вейвлета Мейера.

Е, % 99

97

95

93

91

89

87

85

/

' / /

/

_ * Ф

L

Haar Db4 sym4 coif4 bior4.4 rbio4.4 Meyr

Рис. 1

Базовый вейвлет

На следующем этапе проводились фильтрация данных с помощью ДВП и последующее сжатие полученных сигналов посредством ПДВП (как и на первом этапе). Результаты показаны на рис. 2 (обозначения кривых соответствуют приведенным на рис. 1). Форма огибающей изменилась только для зашумленного сигнала (кривая 3), для него же заметно значительное улучшение качества сжатия при анализе с помощью определенных вейвлетов (в частности, биортогонального вейвлета с увеличением сохраненной энергии Е на 2 %). Целесообразно проиллюстрировать полученный график, приведя средние показатели улучшения качества

для каждого звукового фрагмента: 0,26 % — для отдельного инструмента, 0,81 % кестра и 0,87 % — для зашумленного сигнала.

для ор-

Е, % ,

99 -

97 -

95 - * * *

93 - /

91 - /

89 -

87 _

/

Haar Db4 sym4 coif4 bior4.4 rbio4.4 Meyr

Базовый вейвлет

Рис. 2

Изменение качества сжатия сигналов в зависимости от применяемого базового вейвлета можно показать на другом графике (рис. 3): результаты анализа фрагментов 1 и 2 похожи — наибольшего повышения качества сжатия достигли симлет и обратный биортогональный вейвлет; совершенно другая ситуация с зашумленным сигналом — при его анализе уже отмеченные биортогональный вейвлет и вейвлет Мейера показали наилучший результат.

ДЕ, % 2,50

2,00

1,50

1,00

0,50

0,00

Haar Db4

sym4

Meyr

Базовый вейвлет

coif4 bior4.4 rbio4.4 Рис. 3

Заключение. Рассмотренные в настоящей статье технологии анализа звуковых данных с помощью вейвлет-функций являются перспективными методами, способными превзойти и дополнить традиционные подходы в области цифровой обработки аудиосигналов. Обладая рядом преимуществ по сравнению с преобразованием Фурье и ОПФ, вейвлеты позволяют осуществлять более гибкий и масштабируемый анализ, что приводит к очень точному выделению свойств сигналов как при графическом, так и при числовом представлении получаемых коэффициентов.

Представленные результаты позволяют выделить ряд направлений для дальнейших исследований — например, подбор базовых функций и типов преобразований (и их комбинаций) для решения традиционных задач, а также применение вейвлетов в актуальной и перспективной области поиска музыкальной информации.

1

2

3

2

список литературы

1. Tzanetakis G., Essl G., Cook P. Audio analysis using the discrete wavelet transform // Proc. Conf. in Acoustics and Music Theory Applications, 2001 [Электронный ресурс]: < http://soundlab.cs.princeton.edu/ publications/2001_ amta_aadwt.pdf>.

2. Grimaldi M., Cunningham P., Kokaram A. A wavelet packet representation of audio signals for music genre classification using different ensemble and feature selection techniques // Proc. of Multimedia Information Retrieval. 2003. P. 102—108 [Электронный ресурс]: <http://dl.acm.org/citation.cfm?id=973281>.

3. La Cour-Harbo A., Endelt L. Time-frequency distributions of music based on sparse wavelet packet representations // Control Eng. Working Paper, Ser. 4850. Aalborg: Dep. of Control Engineering, Aalborg Univ., 2005 [Электронный ресурс]: <http://vbn.aau.dk/files/6353816/4850_Endelt.pdf>.

4. Воробьев В. И., Грибунин В. Г. Теория и практика вейвлет-преобразования. СПб: Изд-во Военного ун-та связи, 1999. 204 с.

5. Радзишевский А. Ю. Основы аналогового и цифрового звука. М.: Изд. дом „Вильямс", 2006. 288 с.

6. Misiti M. et al. Wavelet Toolbox User's Guide. USA, MA: The Mathworks, Inc., 2010. 454 p. [Электронный ресурс]: <http://www.mathworks.com/help/pdf_doc/wavelet/wavelet_ug.pdf>.

7. Пиуновский Е. В., Тропченко А. А. Возможности сжатия звука с использованием вейвлет-преобразований // Интеллектуальные и информационные системы: Материалы Всерос. науч.-техн. конф. Тула, 2009.

Сведения об авторах

Евгений Витальевич Пиуновский — аспирант; Санкт-Петербургский национальный исследовательский

университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра вычислительной техники; E-mail: evgpiun@gmail.com Андрей Александрович Тропченко — канд. техн. наук, доцент; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра вычислительной техники; E-mail: zayka_98rus@mail.ru

Рекомендована кафедрой Поступила в редакцию

вычислительной техники 03.03.11 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.