Научная статья на тему 'Аналитический обзор содержания программ подготовки учителей к работе с одаренными детьми в высших учебных заведениях США'

Аналитический обзор содержания программ подготовки учителей к работе с одаренными детьми в высших учебных заведениях США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ УЧЕНИКИ / ТАЛАНТЛИВЫЕ УЧЕНИКИ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ / АМЕРИКАНСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / GIFTED STUDENTS / TALENTED STUDENTS / TEACHERS ' TRAINING / MASTER 'S PROGRAM / EDUCATIONAL PROGRAM STRUCTURE AND CONTENTS / AMERICAN HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковенко Н.Б.

Статья посвящена проблеме подготовки учителей к работе с одаренными и талантливыми детьми. Подчеркивается, что для удовлетворения образовательных потребностей одаренных учеников в США были созданы программы для работы с одаренными детьми и, в связи с этим, серьезно изменены и дополнены программы профессиональной подготовки педагогов. Рассматриваются структура и содержание программ подготовки учителей к работе с одаренными детьми в высших учебных заведениях Соединенных Штатов Америки. В частности, анализируются программа магистерского уровня Ратгерского университета, штат Нью-Джерси, и программа получения дополнительного сертификата по обучению одаренных детей в рамках магистерских программ «Магистр преподавания гуманитарных наук» и «Магистр преподавания гуманитарных наук преподавания английского как второго (иностранного) языка» Южно-Калифорнийского университета (Rossier School of Education). Определено, что программы могут отличаться по срокам обучения, дисциплинам, но все они направлены на формирование базовых педагогических и психологических знаний и умений, овладение теоретическими знаниями в области образования одаренных и талантливых детей и практическими умениями применения их в аудиторной и внеаудиторной работе с одаренными учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analytic review of teachers’ training programs of work with gifted children in the higher educational institutions of the US

The article deals with the issue of teachers ’ training to work with gifted and talented children. It is emphasized that to meet the educational needs of gifted and talented students in the United States, the specific programs have been created and, therefore, the programs for the professional training of teachers have been seriously changed and supplemented. The paper considers the structure and contents of teachers ’ training programs to work with gifted and talented students at higher educational institutions of the United States of America. In particular, the paper considers the Master degree Program at Rutgers University, New Brunswick, New Jersey, and The Gifted Education Certificate program in the frame of the Master ’s programs «Master of Arts in Teaching» and «Master of Arts in Teaching (Teaching English to Speakers of Other Languages)» at Rossier School of Education, University of Southern California. It is determined that the programs may differ in terms or training disciplines, but all of them are aimed at the formation of basic pedagogical and psychological knowledge and skills, mastering theoretical knowledge in the field of education of gifted and talented children and practical skills to apply them in classroom.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор содержания программ подготовки учителей к работе с одаренными детьми в высших учебных заведениях США»

Н.Б. Яковенко, ассистент кафедры иностранных языков, Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, г. Макеевка, Донецкая Народная Республика, nina_yakovenko@mail.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ США

Статья посвящена проблеме подготовки учителей к работе с одаренными и талантливыми детьми. Подчеркивается, что для удовлетворения образовательных потребностей одаренных учеников в США были созданы программы для работы с одаренными детьми и, в связи с этим, серьезно изменены и дополнены программы профессиональной подготовки педагогов. Рассматриваются структура и содержание программ подготовки учителей к работе с одаренными детьми в высших учебных заведениях Соединенных Штатов Америки. В частности, анализируются программа магистерского уровня Ратгерского университета, штат Нью-Джерси, и программа получения дополнительного сертификата по обучению одаренных детей в рамках магистерских программ «Магистр преподавания гуманитарных наук» и «Магистр преподавания гуманитарных наук - преподавания английского как второго (иностранного) языка» Южно-Калифорнийского университета (Rossier School of Education). Определено, что программы могут отличаться по срокам обучения, дисциплинам, но все они направлены на формирование базовых педагогических и психологических знаний и умений, овладение теоретическими знаниями в области образования одаренных и талантливых детей и практическими умениями применения их в аудиторной и внеаудиторной работе с одаренными учащимися.

Ключевые слова: одаренные ученики, талантливые ученики, подготовка учителей, магистерская программа, структура учебной программы, содержание учебной программы, американские высшие учебные заведения.

Одаренным учащимся необходимо постоянно использовать свои выдающиеся способности, чтобы продолжать развивать академические навыки и демонстрировать высокий уровень достижений. Одаренным учащимся должна быть предоставлена возможность получения углубленных знаний ускоренным путем для полного раскрытия и реализации их потенциала.1 Тем не менее, анализ профессиональной деятельности педагогов свидетельствует о том, что они не всегда подготовлены к работе с одаренными детьми. Это в определенной мере обусловлено тем, что профессионально-педагогические знания и умения, которые учителя получают в процессе обучения в вузе и впоследствии в процессе профессионального развития, редко учитывают проблему подго-

товки к работе с одаренными детьми. Исходя из вышеизложенного, можно говорить об актуальности проблемы подготовки учителей к работе с одаренными детьми.

В настоящее время наблюдается интерес ученых-педагогов к опыту высокоразвитых стран мира по вопросам одаренности и подготовки учителей к работе с одаренными и талантливыми детьми. Заслуживает внимания американская модель профессиональной подготовки педагогов, так как в этой стране в течение длительного времени ведется работа с одаренными учащимися. Для удовлетворения образовательных потребностей одаренных учеников в США были созданы программы для работы с одаренными детьми и, в связи с этим, серьезно изменены и дополнены программы профессио-

нальной подготовки педагогов. Таким образом, изучение теории и практики подготовки учителей к работе с одаренными детьми в США позволит отечественной педагогике использовать позитивный опыт в этой сфере.

Подготовка учителей к работе с одаренными детьми в США реализуется как в процессе профессионального развития, так и в колледжах и университетах в рамках бакалаврской, магистерской или докторской программы. Часто к основному диплому предлагается получить дополнительный сертификат или дополнительную специальность в сфере работы с одаренными детьми.

Требования к квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, в разных штатах США различны: в одних необходимо специальное образование (специализация), в других достаточно дополнительного сертификата, в-третьих подготовка проходит уже в процессе работы через освоение программ профессионального развития. Так, по данным Национального исследовательского центра образования одаренных и талантливых учащихся (National Research Center on the Gifted and Talented), для осуществления образовательной деятельности среди идентифицированных одаренных и талантливых учеников начальной школы в 53,6% штатов учителям необходимо иметь специальное образование или дополнительный сертификат, средней школы - в 49,1% штатов, —

старшей школы - в 33,8% штатов.2

Автором были изучены основные программы подготовки учителей к работе с одаренными детьми, которые предлагаются американскими университетами и колледжами.

Цель данной статьи - представить результаты анализа структуры и содержания программ подготовки магистер- =

ского уровня по проблемам одаренных детей в высших учебных заведениях США и сделать выводы о возможности применения зарубежного опыта в отечественной практике.

Подготовка учителей к работе с одаренными детьми в США

реализуется как в процессе профессионального развития, так и в колледжах и университетах в рамках бакалаврской, магистерской или докторской программы. Часто к основному диплому предлагается получить дополнительный сертификат или дополнительную специальность в сфере работы с одаренными детьми.

Ряд американских университетов и колледжей предлагает программы магистерского уровня для получения дополнительной специализации в области образования одаренных детей. Нами были проанализированы магистерские программы 45 вузов США. Как правило, учебные курсы делятся на три блока: 1) обязательные фундаментальные курсы; 2) обязательные курсы в области образования одаренных и талантливых детей; 3) курсы по выбору студентов.

Большинство данных программ направлено на приобретение выпускниками навыков и умений применять техники и технологии по определению учебного потенциала одаренных и талантливых учащихся, оказывать им эффективную педагогическую поддержку, а также предоставляют знания и педагогические инструменты, необходимые для разработки и внедрения в практику самых современных учебных методик и образовательных услуг для одаренных учащихся.

Для более детального ознакомления с содержанием программ подготовки учителей к работе с одаренными детьми в высших учебных заведениях США некоторые программы были проанализированы более подробно.

Ратгерский университет (Rutgers University), штат Нью-Джерси, предлагает специальную программу по проблемам одаренных детей магистерского уровня. Эта программа основывается на материалах, полученных от начальников округов, педагогов, родителей, информационного центра образовательных ресурсов, представителей одаренных детей, включая Ассоциацию одаренных детей штата Нью-Джерси. Программа включает в себя курс, в процессе которого изучаются социальное и эмоциональное развитие одаренного = ребенка, учебные стратегии обучения одаренных детей, особенности разработки и управления учебными программами для одаренных учеников. Цикл занятий рассчитан не только на учителей, ра-

ботающих с одаренными детьми в аудитории, и учителей-консультантов, но и на библиотекарей, членов научно-исследовательских команд, администраторов и родителей. Заканчивается курс практикой, адаптированной к индивидуальным потребностям студента.

Закончившие данную программу педагоги получают следующие навыки и умения3:

— разрабатывать подходящую модель выявления одаренных учеников, в качестве руководства используя национальные и государственные стандарты;

— адаптировать службы быстрого реагирования для удовлетворения потребностей одаренных учащихся в школе, в том числе одаренных учащихся из бедных слоев общества и принадлежащих к различным культурам;

— использовать идентификационные данные для разработки значимых программных опций для одаренных учащихся на каждом этапе развития;

— разрабатывать стратегии сотрудничества с семьями одаренных учащихся в соответствии с их потребностями;

— предоставлять консультации и рекомендации по вопросам, важным для развития одаренных учеников, включая негативные стереотипы, постановку целей, ожидания и академическую неуспеваемость;

— разрабатывать учебную программу для обучения одаренных, в которой указываются потребности, соответствующие исследования, цели, результаты, роли, обязанности и подходы к оцениванию;

— адаптировать существующие учебные программы к потребностям одаренных учеников;

— применять теории креативности и основанные на результатах научных исследований стратегии обучения, чтобы повысить уровень обучения одаренных учеников;

— разрабатывать эффективные стратегии работы со школами, учителями и семьями, чтобы они помогали и поддерживали одаренных учащихся;

— оценивать научные исследования основных моделей учебных программ и мероприятий для одаренных детей;

— демонстрировать знание важных правовых положений, стандартов, политик и проблем, влияющих на образование ода-

ренных, и анализировать их последствия для образовательного процесса;

— сотрудничать с соответствующим персоналом школы, родителями и другими заинтересованными сторонами по вопросам одаренных учащихся, проблем в классе;

— использовать лучшие методы преподавания и соответствующую политику для улучшения преподавания и руководства профессиональным ростом.

В данной программе предлагается пройти такие курсы:

1) «Одаренный ребенок».

2) «Социальное и эмоциональное развитие одаренных детей».

3) «Учебная программа и обучение одаренных детей».

4) «Программа развития одаренных».

5) «Клиническая практика».

Кроме основных курсов предлагаются спецкурсы:

1) «Деятельность в рамках программы STEM».

2) «Специальные вопросы образования одаренных: креативность и образование».

«Одаренный ребенок». Этот курс предназначен для ознакомления с областью образования одаренных детей и основными когнитивными характеристиками одаренных детей в целом и в отдельных областях, их образовательными потребностями в отношении учебных программ и образовательных услуг, структурой поддержки, необходимой для развития их таланта, включая семью, наставников. Внимание также уделяется самой области образования одаренных, начиная от теоретической и исследовательской базы и заканчивая основами законодательства и управления программами. В содержании курса также представлены краткие документы и разработки, которые будут использоваться на практике.

«Социальное и эмоциональное развитие одаренных детей». Данный курс призван обеспечить прочную основу в теории и исследованиях, связанных с работой с одаренными детьми по их эмоциональному развитию. В нем рассматриваются основные эмоциональные характеристики и потребности, а также продемонстрированы связи с когнитивными характеристиками учащихся.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Особое внимание уделяется аффективным подходам при работе в классе, а также более формализованным программам и услугам в области руководства и консультирования, которые считаются необходимыми для развития талантов учащихся. Собственно, курс и практические задания, включая кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), фокусируются на особых вопросах и проблемах, относящихся к социальным и эмоциональным потребностям этой группы учащихся. Особый акцент сделан на специальных группах одаренных учащихся: дважды исключительных учениках, учащихся из числа малообеспеченных и групп меньшинств.

«Учебная программа и обучение одаренных детей». Этот курс помогает преподавателям обозначить основные рамки разработки учебной программы для одаренных учащихся и включает в себя модель разработки, которая привлекает участников к формулированию целей, результатов, задач и требований к определению стратегий оценивания одаренных учащихся, исходя из их способностей и потребностей. Стратегии адаптации, ремо-делирования и согласования школьной учебной программы в каждой основной предметной области должны использоваться совместно. Также в курсе представлены основные стратегии, которые доказали свою эффективность в отношении талантливых детей, включая модели опросов, самостоятельную и совместную работу в группах. Курс позволяет

участникам развить кругозор, разработать индивидуальный план обучения и связанные планы уроков для одаренных учащихся на соответствующих этапах развития.

«Программа развития одаренных». Этот курс предназначен для обеспечения преподавателей основными инструментами проектирования и разработки научно обоснованных программ и образовательных услуг для одаренных. Основное внимание в нем уделяется разработке систем, необходимых для запуска программ для одаренных и обеспечения их непрерывного функционирования в школьных условиях, включая систему выявления одаренных учеников, учебные планы и программы, системы управления учебными процессами, руководство и консультирование, а также систему оценивания. Также показана роль работы в группах и ускоренного прохождения учебной программы в качестве вспомогательных аспектов для программирования обучения одаренных детей. В ходе изучения данного курса участники разрабатывают план работы с одаренными детьми для своего школьного округа, используя в качестве основы для своей работы план проблемного обучения.

«Клиническая практика». Этот базовый курс предназначен для тех, кто готовится к преподаванию в классе, управлению и/или желает получить дополнительные знания в области образования одаренных. Студенты должны представить преподавателю краткий

письменный проект обучения одаренных детей и завершить 200-часовую проектную деятельность, ориентированную на обучение одаренных. Дополнительные требования включают участие в практических семинарах и выполнение письменных заданий, связанных с проектом.

« Деятельност ь в рамках программы STEM (Science, Technology, Engineering and Math: Education for Global Leadership)». При изучении этого онлайн-курса рассматриваются способы интеграции и дифференциации мероприятий в рамках программы STEM посредством проблемного и проектного обучения учащихся начальной, средней и старшей школы. Участники изучают фундаментальные компоненты разработки мероприятий в рамках программы STEM, разрабатывают дифференцированные уроки, основанные на исследованиях, в которых задействованы ученики, используя различные технологии (например, компьютерное кодирование, трехмерная печать, движение мейкеров и т.д.), и интегрируют эти виды деятельности в существующие исследования, охватывающие различные предметы.

«Специальные вопросы образования одаренных: креативность и образование». В этом вводном курсе рассматриваются теории творчества, природа творчества на примере отдельных личностей и недавних ней-робиологических исследований, связанных с творчеством. Участники изучают значение креативного мышления в образовании, стратегии стимулирования творческого мышления у всех учащихся, включая одаренных учащихся, а также методы поддержки креативности в каждой академической области.4

Южно-Калифорнийский университет (Rossier School of Education) предлагает получить сертификат по обучению одаренных детей в рамках освоения магистерских программ «Магистр преподавания гуманитарных наук» и «Магистр преподавания гума-

нитарных наук - преподавания английского как второго (иностранного) языка».

Программа для получения сертификата была разработана, чтобы помочь педагогам развить специальные знания и умения, необходимые для распознавания одаренных детей и обучения таких детей в соответствии с их потребностями, интересами и способностями.

Программа готовит магистрантов:

— выявлять одаренных и талантливых учеников в различных культурных, языковых, экономических группах;

— развивать специальные знания и умения, необходимые для работы с одаренными детьми;

— работать с одаренными и талантливыми детьми, мотивируя их к достижению высоких академических целей и результатов;

— работать с дифференцированными учебными программами, соблюдая баланс между теорией и практикой;

— развивать сумму навыков и умений в педагогической деятельности, которые способствуют более высокому уровню мышления и знаний всех учеников.

Для получения данного сертификата необходимо закончить 6-9 юнитов дополнительного обучения:

1) «Политические и академические проблемы, с которыми сталкиваются одаренные ученики» (3 юнита).

2) «Педагогика одаренных детей и дифференцированная учебная программа» (3 юнита).

3) «Мультимедийная грамотность» (3 юнита).

«Политические и академические проблемы, с которыми сталкиваются одаренные ученики». Этот курс был разработан для того, чтобы дать педагогам представления о политических, академических, социальных и личных особенностях одаренных и талантливых учеников. Он помогает выявить факторы, способствующие как высоким достижениям,

В отечественное профессиональное образование целесообразно ввести дополнительную специализацию для работы с одаренными детьми на базе педагогического образования, поскольку существует необходимость глубокой общетеоретической подготовки педагога, наличия у него сформированной системы взглядов, ценностей и требуемых профессиональных качеств.

так и низкой успеваемости одаренных детей. В процессе освоения курса изучаются научные теории и опыт практической деятельности, позволяющие развить потенциал как одаренных, так и всех остальных учеников. Эти знания впоследствии могут быть использованы для разработки учебных программ, усовершенствования педагогической деятельности и создания интеллектуальной учебной среды в классной аудитории. Сферами изучения этого курса являются также взаимоотношения с одноклассниками, родителями, членами общины, директивными органами, которые влияют на многочисленные аспекты обучения и воспитания одаренных учеников, имеющих культурные, языковые, экономические различия. В аннотации к курсу указывается, что в результате его изучения студенты должны стать лидерами в сфере обучения одаренных детей, координаторами в области предоставления образовательных услуг одаренным учащимся, наставниками, работающими с такими детьми, разработчиками учебных программ, консультантами в профессиональном развитии педагогов.5

«Педагогика одаренных детей и дифференцированная учебная программа». Основная цель этого курса - научиться распознавать и развивать потенциал одаренных и талантливых учеников. Сопутствующая цель - рассмотреть, какие «побочные эффекты» может иметь обучение одаренных детей, другими словами - какие средства обучения одаренных учащихся могут положительно повлиять на остальных учеников. Этот курс обеспечивает понимание того, что представляют собой академические сложности, вызовы и углубленное обучение как одаренных, так и всех остальных учеников. В курсе рассматриваются множественные компоненты и модели дифференцированных программ, предложенных для разработки и внедрения. Дифференцированная педагогика делает акцент на следующих проблемах:

1) составляющие дифференцированной программы и дифференцированного обучения;

2) разработка дифференцированной учебной программы и внедрение в практику дифференцированного обучения;

3) соотношение дифференцированной и стандартной учебных программ.

Главный результат освоения этого курса - получение знаний и овладение умениями, необходимыми для того, чтобы перейти от разработки стандартной учебной программы к разработке и внедрению в практику дифференцированной индивидуальной программы для одаренных учащихся.6

Таким образом, высшие учебные заведения США предлагают специальные программы магистерского, реже докторского, уровня подготовки учителей к работе с одаренными детьми. Как правило, эти программы дают дополнительную специализацию в области образования одаренных на основе начальной педагогической подготовки. Программы могут отличаться по срокам обучения, предметам, но все они направлены на овладение теоретическими знаниями в области образования одаренных и талантливых детей и практическими умениями применения их в аудиторной и внеаудиторной работе с одаренными учащимися.

Опираясь на позитивный опыт американских вузов, считаем, что для эффективной подготовки педагога к работе с одаренными детьми необходимо особое внимание уделять формированию базовых педагогических и психологических знаний и умений, применению их в практической деятельности.

В отечественное профессиональное образование целесообразно ввести дополнительную специализацию для работы с одаренными детьми на базе педагогического образования, поскольку существует необходимость глубокой общетеоретической подготовки педагога, наличия у него сформированной системы взглядов, ценностей и требуемых профессиональных качеств. В процессе обучения в вузе важную роль также должны играть практическая деятельность будущих педагогов, соединённая с их научно-исследовательской работой в области образования одарённых детей, изучение и составление методик работы с ними, 'jjjj

Литература

1. Benny N., Blonder R. Factors That Promote/Inhibit Teaching Gifted Students in a Regulär Class: Results from a Professional Development Program for Chemistry Teachers [Электронный ресурс]. URL: https://

www.hindawi.com/journals/edri/2016/2742905/ref/ (дата обращения: 18.06.2017).

2. National Surveys of Gifted Programs / Executive Summary. National Research Center on the Gifted and Talented University of Virginia. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nagc. org/sites/default/ files/key%20reports/2014%20Sur-vey%20of%20GT%20programs%20Exec%20Summ. pdf (дата обращения: 25.06.2017).

3. About Gifted Educational Program in Rutgers University New Brunswick [Электронный ресурс].

URL: http://gifteded.rutgers.edu/about (дата обращения: 30.06.2017).

4. Gifted education Program at Rutgers University New Brunswick. Course Discription [Электронный ресурс]. URL: http://gifteded.rutgers.edu/courses/ discriptions (дата обращения: 25.06.2017).

5. Gifted Education Certificate [Электронный ресурс]. URL: http://rossieronline.usc.edu/academ-ics/gifted-education-program (дата обращения: 30.06.2017).

6. Там же.

THE ANALYTIC REVIEW OF TEACHERS' TRAINING PROGRAMS OF WORK WITH GIFTED CHILDREN IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE US

N.B. Yakovenko, assistant, the department of foreign languages, Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture, Makiivka, Donetsk Peoples' Republic, nina_yakovenko@mail.ru

The article deals with the issue of teachers' training to work with gifted and talented children. It is emphasized that to meet the educational needs of gifted and talented students in the United States, the specific programs have been created and, therefore, the programs for the professional training of teachers have been seriously changed and supplemented. The paper considers the structure and contents of teachers' training programs to work with gifted and talented students at higher educational institutions of the United States of America. In particular, the paper considers the Master degree Program at Rutgers University, New Brunswick, New Jersey, and The Gifted Education Certificate program in the frame of the Master's programs «Master of Arts in Teaching» and «Master of Arts in Teaching (Teaching English to Speakers of Other Languages)» at Rossier School of Education, University of Southern California. It is determined that the programs may differ in terms or training disciplines, but all of them are aimed at the formation of basic pedagogical and psychological knowledge and skills, mastering theoretical knowledge in the field of education of gifted and talented children and practical skills to apply them in classroom.

Key words: gifted students, talented students, teachers' training, master's program, educational program structure and contents, American higher education establishments.

References

1. Benny N., Blonder R. Factors That Promote/Inhibit Teaching Gifted Students in a Regular Class: Results from a Professional Development Program for Chemistry Teachers. URL: https://www.hindawi. com/journals/edri/2016/2742905/ref/ (accessed: 18.06.2017).

2. National Surveys of Gifted Programs / Executive Summary. National Research Center on the Gifted and Talented University of Virginia. 2014. URL: http://www.nagc.org/sites/default/ files/ key%20reports/2014%20Survey%20of%20GT%20 programs%20Exec%20Summ.pdf (accessed: 25.06.2017).

3. About Gifted Educational Program in Rutgers University New Brunswick. URL: http://gifteded.rutgers. edu/about (accessed: 30.06.2017).

4. Gifted education Program at Rutgers University New Brunswick. Course Discription. URL: http:// gifteded.rutgers.edu/courses/discriptions (accessed: 25.06.2017).

5. Gifted Education Certificate. URL: http://rossiero-nline.usc.edu/academics/gifted-education-program (accessed: 30.06.2017).

6. Gifted Education Certificate. URL: http://rossiero-nline.usc.edu/academics/gifted-education-program (accessed: 30.06.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.