Научная статья на тему 'Аналитические жанры и критерии их выделения в медиакультурах России, Германии и Великобритании'

Аналитические жанры и критерии их выделения в медиакультурах России, Германии и Великобритании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
615
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕДИАТЕКСТ / ТИПОЛОГИЯ И ЖАНРОВАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ МЕДИАТЕКСТОВ / МЕДИАКУЛЬТУРА РОССИИ / ГЕРМАНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ / ANALYTICAL MEDIA TEXTS / TYPOLOGY AND GENRE STRATIFICATION OF MEDIA TEXTS / MEDIA CULTURE OF RUSSIA / GERMANY AND GREAT BRITAIN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соломина Александра Валерьевна

В статье рассматриваются типологии и жанровые классификации медиатекстов, разработанные для СМИ России, Германии и Великобритании. Особое место в этих классификациях занимает аналитический медиатекст важный элемент современного информационного пространства и значимый компонент культуры. Основной целью статьи является рассмотрение параметров выделения аналитических жанров в различных медиакульт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genres and criteria of analytical journalism in the media cultures of Russia, Germany and Great Britain

The article describes some of the existing typologies and genre classifications of media texts as developed for the mass media of Russia, Germany and Great Britain. An important element of global information space and an essential component of culture, media texts of analytical journalism hold a special place in these classifications. The main goal of the article is to view the basic criteria for defining analytical genres in different media cultures.

Текст научной работы на тему «Аналитические жанры и критерии их выделения в медиакультурах России, Германии и Великобритании»

5. "European Charter for Small Enterprises: 2009 good practice selection". European Commission 2009Job creation in Small and Medium size enterprises. Commission of European Communities. ECSC-EEC-EAEC. Brussels; Luxemburg, 2007.

6. "European Charter for Small Enterprises", Feira European Council, 19-20 June 2000. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/ policies/sme/best-practices/charter/ index_en.htm

7. First Section of the Annual Report on EU Small and Medium-sized Enterprises. EIM Business &Policy Research. Zoetermeer, 2009. Jan. 12.

8. Growth, Competitiveness, Employment: The Challenges and Ways Forward into the 21st Century — White Paper. Part C: Contributions of the Member States. COM (93) 700 final/Part C, 5 December 1993. URL: http://aei.pitt.edu/1140/

9. Job creation in Small and Medium size enterprises. Commission of European Communities. ECSC-EEC-EAEC. Brussels; Luxemburg, 2007.

10. The latest news from the ABCCI Team "Business Act" for Europe. EU, January 2010. URL: http://www.abcci.com

А.В. СОЛОМИНА

Александра Валерьевна Соломина — аспирантка РГПУ

им. А.И. Герцена.

В 2007 г. окончила РГПУ им. А.И. Герцена.

Автор 8 публикаций.

Область научной специализации — медиалингвистика.

^ ^ ^

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ И КРИТЕРИИ ИХ ВЫДЕЛЕНИЯ В МЕДИАКУЛЬТУРАХ РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ*

Развитие новых информационных технологий и Интернета привело к созданию глобального информационного пространства и новым возможностям для коммуникации. В этих условиях приобретает особую актуальность изучение «дискретных единиц медиапотока» [1, с. 52-53]. Для обозначения основной единицы медиапо-тока в конце XX в. появился новый термин «медиатекст», рамки которого позволяют объединить тексты, циркулирующие в печатных и электронных средствах массовой коммуникации, на радио, телевидении. Возможности стремительно развивающихся СМИ позволяют рассматривать медиатекст как сложную систему, образованную не только вербальным рядом в сопровождении различных графических знаков, видеоизображения, музыкального сопровождения, но и как гипертекст, в случае функционирования в электронной среде. Значительный вклад в изучение проблематики медиатекста внесли А. Белл, Х. Бургер, Т. ван Дейк, Т.Г. Добросклонская, Н.Я. Засур-ский, Т. Лукманн, Х. Люгер, С.И. Сметанина, В.В. Прозоров и др.

Медиатекст и культура состоят в отношениях взаимовлияния: культура формирует медиатекст через культурно-специфические нормы, определяющие деятельность автора, а сам медиатекст участвует в моделировании культуры и, в частности, национального языка и картины мира. В связи с этим представляется интересным обратиться к типологиям медиатекстов, разработанным для СМИ России, Великобритании и Германии, с тем чтобы выделить медиатексты, составляющие аналитический дискурс СМИ в различных культурах, а также типологические характеристики, определяющие место аналитического медиатекста в той или иной классификации.

В научных исследованиях, посвященных изучению российских медиатекстов, представлен целый ряд классификаций, в которых основными критериями для выделения различных типов медиатекстов являются цель и функция медиатекста, интенция автора, метод познания и отображения действительности, предмет отображения. На основании указанных критериев исследователи (А.И. Акопов, В.В. Ворошилов, Я.Н. Засурский,

ГРНТИ 17.82.90 © А.В. Соломина, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра филол. наук, проф. Т.В. Юдиной.

С.Г. Корконосенко, А.А. Тертычный и др.) выделяют три типа медиатекстов: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

В последние десятилетия смена политической и исторической парадигмы привела к эволюции формата средств массовой информации и ее продукции. Ослабили свои позиции директивные жанры и получили широкое распространение жанры диалогические, усилилась тенденция к выражению личностного мнения, что было отмечено в исследованиях Л.Р. Дускаевой, Л.Е. Кройчика, Г.Я. Солганика и др. Многие жанры — отчет, интервью, корреспонденция, репортаж — перестали атрибутироваться только как информационные или аналитические. Эти изменения нашли отражение в новых подходах к классификациям медиатекстов. Так, в основе классификации Л.Е. Кройчика лежат три важнейших компонента публицистического текста: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, приемы эмоционального воздействия на аудиторию. На основе этих составляющих выделяются группы оперативно-новостных; оперативно-исследовательских; исследовательско-новостных; исследовательских; исследовательско-образных, или художественно-публицистических, медиатекстов [3, с. 139]. Данная классификация учитывает гибридные медиаформы, возникающие на стыке традиционно выделяемых жанров. Иные классификации учитывают «цель социального ориентирования» журналиста в процессе создания медиатекста и подразделяют медиажанры на три группы: информационные, оценочные (диагностирующие) и императивные (побудительные) [2, с. 126].

Таким образом, аналитические медиатексты, традиционно выделяемые в российских исследованиях в отдельную группу, в настоящее время включаются в группы исследовательских или оценочных жанров, в отличие от новостных, художественно-публицистических и побудительных жанров, не обладающих выраженными аналитическими характеристиками. Анализ особенностей таких основных аналитических жанров, как аналитическая статья (комментарий), корреспонденция и письмо, позволяет выделить следующие типологические характеристики аналитического медиатекста: анализ и интерпретация определенного медиасобытия являются его основной прагматической целью; формальное и содержательное наполнение обусловлено применением автором аналитического метода отображения действительности; выражение авторской позиции характеризуется оценоч-ностью и является механизмом социального ориентирования.

Немецкие ученые (W. Schneider, P.-J. Raue, W. von La Roche, C. Mast и др.) в поисках стройной типологии медиатекстов опираются на традиционное разделение журналистских статей на две категории: "Information" (информация) и "Meinung" (мнение). Главным критерием, лежащим в основе классификации медиатекстов, является цель публикации — сообщение факта или сообщение мнения. Фактически речь идет о соотношении в тексте двух функций: информирующей и воздействующей. Традиционно в соответствии с этим делением все журналистские тексты принято делить на две группы: информирующие (informierende) и излагающие мнение (meinungsäußernde).

Однако, как и для нашей страны, для Германии характерен процесс развития медиажанров, и в последние десятилетия в традиционной классификации медиажанров произошли изменения, обусловленные необходимостью отразить в ней процесс образования новых жанровых форм. На смену указанноу делению на «тексты-факты» и «тексты-мнения» пришли трехчастные классификации, делящие медиатексты на информирующие, интерпретирующие и комментирующие. В соответствии с этим подходом к информирующим жанрам относятся тексты, характеризующиеся наиболее беспристрастным изложением и составляющие ядро информирующих жанров в традиционной классификации. Интерпретирующие жанры выделились из группы информирующих: сюда относится журналистский материал, содержащий помимо объективных фактов также субъективные наблюдения и оценки. В свою очередь жанры, целью которых является изложение авторского мнения, включаются в группу комментирующих: комментарий (Kommentar), короткий комментарий (Glosse), письма читателей (Leserbrief) и др. (ср.: E.K. Roloff, W. von La Roche, K. Nafroth).

Немецкие исследователи Х. Люгер и Х. Бургер, уточняя критерии для классификации медиатекстов, также прибегают к двум прагматическим функциям, подразделяя медиатексты на две группы: "informationsbetont" и "meinungsbetont", т. е. тексты, в которых преобладает информирующая функция, и тексты, в которых преобладает изложение мнения. Таким образом, исследователи снимают жесткие границы между двумя группами ме-диатекстов и подчеркивают "размытость границ" современных медиажанров: наряду с функцией примарной медиатекст может обладать и другими функциями, такими как побуждение, указание, установление контакта. Х. Бургер вводит еще один классификационный критерий — форму репрезентации материала, на основе которого выделяются монологические и диалогические медиатексты [4, с. 213].

Рассмотрение критериев, положенных в основу выделения комментирующих, или примарно-комментирующих, медиатекстов, которые в немецких СМИ размещаются под рубрикой "Meinung" (мнение) или "Kommentar" (комментарий), позволяет заключить, что к ним относятся жанры, составляющие аналитический дискурс СМИ. Среди основных параметров аналитических медиатекстов немецкие исследователи выделяют следующие: комментарий служит дополнением к новостной статье и является зависимым от информирующих текстов в содержательном плане; авторская позиция субъективна; текст характеризуется оценочностью, экспрессивностью и эксплицитной аргументацией [там же, с. 215; 7, с. 157].

Говоря о Великобритании, следует отметить, что терминология и научные подходы, сформировавшиеся в британской медиакультуре, во многом определили традиции исследования масс-медиа англоязычных стран в целом, поэтому при рассмотрении британской медиакультуры мы опираемся на работы авторов разных англоязычных стран (R.J. Cappon, T. Harcup, P. Jacobi, D. Sova). В соответствии с британской традицией медиатек-сты делятся на две категории: новости, максимально объективно излагающие реальные факты ("news"), и статьи, предлагающие более глубинный и часто более пристрастный взгляд на какую-либо проблему ("features"). В последнее время такой подход подвергся критике со стороны многих ученых на англоязычном пространстве. Известный британский исследователь и журналист Д. Рэндалл считает разделение на такие две крайности не только не отражающим реальность, но и опасным: желание избавить новостные статьи от параметров, присущих "features", он называет «смирительной рубашкой» для журналистского творчества [5, с. 193], а увлечение комментированием — фактором, обесценивающим новость, ведь «комментарий есть у каждого, а свежая информация лишь у немногих» [там же, с. 199].

Многие исследователи отказываются от идеи классифицировать медиатексты, предлагая вместо этого классифицировать приемы изложения, которые могут быть задействованы журналистом. Одним из важнейших таких приемов является анализ [там же, с. 203; 6, с. 98]. Традиционно анализу отдается предпочтение в медиатек-стах, объединяемых под рубрикой ("Opinion") и принадлежащих к типу так называемых "features" (см.: W.E. Blundell, B. Hennessy, M. Ricketson). Исследователи отмечают, что черты аналитизма характерны для таких медиажанров, как передовица (leader), колонка редактора (editorial), редакционный комментарий (op-ed), колонка (column), обзор и рецензия (review). Следуя принципам аналитического метода изложения, автор создает медиатекст, характеризующийся следующими параметрами: доказательностью (часто осуществляемой посредством цитат из авторитетных источников); интерпретацией и объяснением излагаемых событий. Такие характеристики также соотносят медиатекст с аналитическим дискурсом СМИ.

Британская медиакультура активно изучается и российскими исследователями (С.И. Беглов, Т.Г. Добро-склонская, А.А. Новикова, В.П. Терин, А.В. Федоров и др.). Говоря о базовых типах английских медиатекстов, Т.Г. Добросклонская выделяет, наряду с новостями, текстами-очерками (имеется в виду "features") и рекламой, жанр информационной аналитики и комментарий [1, c. 57]. Стержневым для последней категории, по мнению автора, является выражение оценки и мнения, что представлено в изданиях СМИ под рубриками "Analysis", "Opinion", "Comment".

Таким образом, подробный анализ традиций разных медиакультур позволяет заключить, что аналитический медиатекст представлен во всех трех рассмотренных медиакультурах в формах разных жанров: в российских СМИ это аналитическая статья (комментарий), корреспонденция и письмо, в немецких — Kommentar, Glosse, Leserbrief, в англоязычных СМИ — editorials, op-eds, columns, reviews. Указанные аналитические жанры характеризуются сходными параметрами, а именно: интерпретация и анализ событий как основная прагматическая цель, субъективность авторской позиции, аналитические методы изложения (индукция/дедукция, анализ/синтез), доказательность аргументации, экспрессивность и оценочность. Представляется, что данные критерии составляют основу для выделения аналитических жанров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиа-речь). М.: Флинта; Наука, 2008. 264 с.

2. Дускаева Л. Р. Принципы типологии газетных речевых жанров // Язык современной публицистики: сб. ст. / сост. Г.Я. Солганик. М.: Флинта; Наука, 2005. С. 115-143.

3. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корко-носенко. СПб., 2000. С. 125-168.

4. Burger H. Mediensprache. Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2005. 486 s.

5. RandallD. The Universal Journalist. London: Pluto Press, 2000. 225 p.

6. Ricketson M. Writing feature stories: how to research and write newspaper and magazine articles. Allen & Unwin, 2004. 304 p.

7. Schneider W., Raue P.-J. Das neue Handbuch des Journalismus. Lizensausgabe für die Bundeszentrale für politische Bildung. Band 561. Bonn, 2006. 398 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.