5. "European Charter for Small Enterprises: 2009 good practice selection". European Commission 2009Job creation in Small and Medium size enterprises. Commission of European Communities. ECSC-EEC-EAEC. Brussels; Luxemburg, 2007.
6. "European Charter for Small Enterprises", Feira European Council, 19-20 June 2000. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/ policies/sme/best-practices/charter/ index_en.htm
7. First Section of the Annual Report on EU Small and Medium-sized Enterprises. EIM Business &Policy Research. Zoetermeer, 2009. Jan. 12.
8. Growth, Competitiveness, Employment: The Challenges and Ways Forward into the 21st Century — White Paper. Part C: Contributions of the Member States. COM (93) 700 final/Part C, 5 December 1993. URL: http://aei.pitt.edu/1140/
9. Job creation in Small and Medium size enterprises. Commission of European Communities. ECSC-EEC-EAEC. Brussels; Luxemburg, 2007.
10. The latest news from the ABCCI Team "Business Act" for Europe. EU, January 2010. URL: http://www.abcci.com
А.В. СОЛОМИНА
Александра Валерьевна Соломина — аспирантка РГПУ
им. А.И. Герцена.
В 2007 г. окончила РГПУ им. А.И. Герцена.
Автор 8 публикаций.
Область научной специализации — медиалингвистика.
^ ^ ^
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ И КРИТЕРИИ ИХ ВЫДЕЛЕНИЯ В МЕДИАКУЛЬТУРАХ РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ*
Развитие новых информационных технологий и Интернета привело к созданию глобального информационного пространства и новым возможностям для коммуникации. В этих условиях приобретает особую актуальность изучение «дискретных единиц медиапотока» [1, с. 52-53]. Для обозначения основной единицы медиапо-тока в конце XX в. появился новый термин «медиатекст», рамки которого позволяют объединить тексты, циркулирующие в печатных и электронных средствах массовой коммуникации, на радио, телевидении. Возможности стремительно развивающихся СМИ позволяют рассматривать медиатекст как сложную систему, образованную не только вербальным рядом в сопровождении различных графических знаков, видеоизображения, музыкального сопровождения, но и как гипертекст, в случае функционирования в электронной среде. Значительный вклад в изучение проблематики медиатекста внесли А. Белл, Х. Бургер, Т. ван Дейк, Т.Г. Добросклонская, Н.Я. Засур-ский, Т. Лукманн, Х. Люгер, С.И. Сметанина, В.В. Прозоров и др.
Медиатекст и культура состоят в отношениях взаимовлияния: культура формирует медиатекст через культурно-специфические нормы, определяющие деятельность автора, а сам медиатекст участвует в моделировании культуры и, в частности, национального языка и картины мира. В связи с этим представляется интересным обратиться к типологиям медиатекстов, разработанным для СМИ России, Великобритании и Германии, с тем чтобы выделить медиатексты, составляющие аналитический дискурс СМИ в различных культурах, а также типологические характеристики, определяющие место аналитического медиатекста в той или иной классификации.
В научных исследованиях, посвященных изучению российских медиатекстов, представлен целый ряд классификаций, в которых основными критериями для выделения различных типов медиатекстов являются цель и функция медиатекста, интенция автора, метод познания и отображения действительности, предмет отображения. На основании указанных критериев исследователи (А.И. Акопов, В.В. Ворошилов, Я.Н. Засурский,
ГРНТИ 17.82.90 © А.В. Соломина, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра филол. наук, проф. Т.В. Юдиной.
С.Г. Корконосенко, А.А. Тертычный и др.) выделяют три типа медиатекстов: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
В последние десятилетия смена политической и исторической парадигмы привела к эволюции формата средств массовой информации и ее продукции. Ослабили свои позиции директивные жанры и получили широкое распространение жанры диалогические, усилилась тенденция к выражению личностного мнения, что было отмечено в исследованиях Л.Р. Дускаевой, Л.Е. Кройчика, Г.Я. Солганика и др. Многие жанры — отчет, интервью, корреспонденция, репортаж — перестали атрибутироваться только как информационные или аналитические. Эти изменения нашли отражение в новых подходах к классификациям медиатекстов. Так, в основе классификации Л.Е. Кройчика лежат три важнейших компонента публицистического текста: сообщение о новости или проблеме, осмысление ситуации, приемы эмоционального воздействия на аудиторию. На основе этих составляющих выделяются группы оперативно-новостных; оперативно-исследовательских; исследовательско-новостных; исследовательских; исследовательско-образных, или художественно-публицистических, медиатекстов [3, с. 139]. Данная классификация учитывает гибридные медиаформы, возникающие на стыке традиционно выделяемых жанров. Иные классификации учитывают «цель социального ориентирования» журналиста в процессе создания медиатекста и подразделяют медиажанры на три группы: информационные, оценочные (диагностирующие) и императивные (побудительные) [2, с. 126].
Таким образом, аналитические медиатексты, традиционно выделяемые в российских исследованиях в отдельную группу, в настоящее время включаются в группы исследовательских или оценочных жанров, в отличие от новостных, художественно-публицистических и побудительных жанров, не обладающих выраженными аналитическими характеристиками. Анализ особенностей таких основных аналитических жанров, как аналитическая статья (комментарий), корреспонденция и письмо, позволяет выделить следующие типологические характеристики аналитического медиатекста: анализ и интерпретация определенного медиасобытия являются его основной прагматической целью; формальное и содержательное наполнение обусловлено применением автором аналитического метода отображения действительности; выражение авторской позиции характеризуется оценоч-ностью и является механизмом социального ориентирования.
Немецкие ученые (W. Schneider, P.-J. Raue, W. von La Roche, C. Mast и др.) в поисках стройной типологии медиатекстов опираются на традиционное разделение журналистских статей на две категории: "Information" (информация) и "Meinung" (мнение). Главным критерием, лежащим в основе классификации медиатекстов, является цель публикации — сообщение факта или сообщение мнения. Фактически речь идет о соотношении в тексте двух функций: информирующей и воздействующей. Традиционно в соответствии с этим делением все журналистские тексты принято делить на две группы: информирующие (informierende) и излагающие мнение (meinungsäußernde).
Однако, как и для нашей страны, для Германии характерен процесс развития медиажанров, и в последние десятилетия в традиционной классификации медиажанров произошли изменения, обусловленные необходимостью отразить в ней процесс образования новых жанровых форм. На смену указанноу делению на «тексты-факты» и «тексты-мнения» пришли трехчастные классификации, делящие медиатексты на информирующие, интерпретирующие и комментирующие. В соответствии с этим подходом к информирующим жанрам относятся тексты, характеризующиеся наиболее беспристрастным изложением и составляющие ядро информирующих жанров в традиционной классификации. Интерпретирующие жанры выделились из группы информирующих: сюда относится журналистский материал, содержащий помимо объективных фактов также субъективные наблюдения и оценки. В свою очередь жанры, целью которых является изложение авторского мнения, включаются в группу комментирующих: комментарий (Kommentar), короткий комментарий (Glosse), письма читателей (Leserbrief) и др. (ср.: E.K. Roloff, W. von La Roche, K. Nafroth).
Немецкие исследователи Х. Люгер и Х. Бургер, уточняя критерии для классификации медиатекстов, также прибегают к двум прагматическим функциям, подразделяя медиатексты на две группы: "informationsbetont" и "meinungsbetont", т. е. тексты, в которых преобладает информирующая функция, и тексты, в которых преобладает изложение мнения. Таким образом, исследователи снимают жесткие границы между двумя группами ме-диатекстов и подчеркивают "размытость границ" современных медиажанров: наряду с функцией примарной медиатекст может обладать и другими функциями, такими как побуждение, указание, установление контакта. Х. Бургер вводит еще один классификационный критерий — форму репрезентации материала, на основе которого выделяются монологические и диалогические медиатексты [4, с. 213].
Рассмотрение критериев, положенных в основу выделения комментирующих, или примарно-комментирующих, медиатекстов, которые в немецких СМИ размещаются под рубрикой "Meinung" (мнение) или "Kommentar" (комментарий), позволяет заключить, что к ним относятся жанры, составляющие аналитический дискурс СМИ. Среди основных параметров аналитических медиатекстов немецкие исследователи выделяют следующие: комментарий служит дополнением к новостной статье и является зависимым от информирующих текстов в содержательном плане; авторская позиция субъективна; текст характеризуется оценочностью, экспрессивностью и эксплицитной аргументацией [там же, с. 215; 7, с. 157].
Говоря о Великобритании, следует отметить, что терминология и научные подходы, сформировавшиеся в британской медиакультуре, во многом определили традиции исследования масс-медиа англоязычных стран в целом, поэтому при рассмотрении британской медиакультуры мы опираемся на работы авторов разных англоязычных стран (R.J. Cappon, T. Harcup, P. Jacobi, D. Sova). В соответствии с британской традицией медиатек-сты делятся на две категории: новости, максимально объективно излагающие реальные факты ("news"), и статьи, предлагающие более глубинный и часто более пристрастный взгляд на какую-либо проблему ("features"). В последнее время такой подход подвергся критике со стороны многих ученых на англоязычном пространстве. Известный британский исследователь и журналист Д. Рэндалл считает разделение на такие две крайности не только не отражающим реальность, но и опасным: желание избавить новостные статьи от параметров, присущих "features", он называет «смирительной рубашкой» для журналистского творчества [5, с. 193], а увлечение комментированием — фактором, обесценивающим новость, ведь «комментарий есть у каждого, а свежая информация лишь у немногих» [там же, с. 199].
Многие исследователи отказываются от идеи классифицировать медиатексты, предлагая вместо этого классифицировать приемы изложения, которые могут быть задействованы журналистом. Одним из важнейших таких приемов является анализ [там же, с. 203; 6, с. 98]. Традиционно анализу отдается предпочтение в медиатек-стах, объединяемых под рубрикой ("Opinion") и принадлежащих к типу так называемых "features" (см.: W.E. Blundell, B. Hennessy, M. Ricketson). Исследователи отмечают, что черты аналитизма характерны для таких медиажанров, как передовица (leader), колонка редактора (editorial), редакционный комментарий (op-ed), колонка (column), обзор и рецензия (review). Следуя принципам аналитического метода изложения, автор создает медиатекст, характеризующийся следующими параметрами: доказательностью (часто осуществляемой посредством цитат из авторитетных источников); интерпретацией и объяснением излагаемых событий. Такие характеристики также соотносят медиатекст с аналитическим дискурсом СМИ.
Британская медиакультура активно изучается и российскими исследователями (С.И. Беглов, Т.Г. Добро-склонская, А.А. Новикова, В.П. Терин, А.В. Федоров и др.). Говоря о базовых типах английских медиатекстов, Т.Г. Добросклонская выделяет, наряду с новостями, текстами-очерками (имеется в виду "features") и рекламой, жанр информационной аналитики и комментарий [1, c. 57]. Стержневым для последней категории, по мнению автора, является выражение оценки и мнения, что представлено в изданиях СМИ под рубриками "Analysis", "Opinion", "Comment".
Таким образом, подробный анализ традиций разных медиакультур позволяет заключить, что аналитический медиатекст представлен во всех трех рассмотренных медиакультурах в формах разных жанров: в российских СМИ это аналитическая статья (комментарий), корреспонденция и письмо, в немецких — Kommentar, Glosse, Leserbrief, в англоязычных СМИ — editorials, op-eds, columns, reviews. Указанные аналитические жанры характеризуются сходными параметрами, а именно: интерпретация и анализ событий как основная прагматическая цель, субъективность авторской позиции, аналитические методы изложения (индукция/дедукция, анализ/синтез), доказательность аргументации, экспрессивность и оценочность. Представляется, что данные критерии составляют основу для выделения аналитических жанров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиа-речь). М.: Флинта; Наука, 2008. 264 с.
2. Дускаева Л. Р. Принципы типологии газетных речевых жанров // Язык современной публицистики: сб. ст. / сост. Г.Я. Солганик. М.: Флинта; Наука, 2005. С. 115-143.
3. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корко-носенко. СПб., 2000. С. 125-168.
4. Burger H. Mediensprache. Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2005. 486 s.
5. RandallD. The Universal Journalist. London: Pluto Press, 2000. 225 p.
6. Ricketson M. Writing feature stories: how to research and write newspaper and magazine articles. Allen & Unwin, 2004. 304 p.
7. Schneider W., Raue P.-J. Das neue Handbuch des Journalismus. Lizensausgabe für die Bundeszentrale für politische Bildung. Band 561. Bonn, 2006. 398 S.