Научная статья на тему 'Аналитические аспекты производства и реализации экологически чистой продукции на микро - и мезоэкономическом уровнях'

Аналитические аспекты производства и реализации экологически чистой продукции на микро - и мезоэкономическом уровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧЕТ / СПРОС / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов А.И., Близно Л.В.

Производство экологически чистой продукции требует высококачественного учетно-аналитического обеспечения, ориентированного не столько на собственно производственные аспекты, сколько на спрос. Статья позволяет составить представление о возможности отражать микроэкономические аспекты производства и реализации экологически чистой продукции в системе учетно-аналитических координат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитические аспекты производства и реализации экологически чистой продукции на микро - и мезоэкономическом уровнях»

31 (286) - 2012

Анализ финансово-хозяйственной

деятельности

УДК 005.52.502(075.8)

АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ НА МИКРО-И МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЯХ

А. И. БЕЛОУСОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail:buhuchet-sgu@yandex. ги Ставропольский государственный университет Л. В. БЛИЗНО, кандидат экономических наук, профессор кафедры информационных технологий

E-mail:buhuchet-sgu@yandex. ги Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права

Производство экологически чистой продукции требует высококачественного учетно-аналитичес-кого обеспечения, ориентированного не столько на собственно производственные аспекты, сколько на спрос. Статья позволяет составить представление о возможности отражать микроэкономические аспекты производства и реализации экологически чистой продукции в системе учетно-аналитических координат.

Ключевые слова: экологический учет, спрос, экологически чистая продукция, управление, постоянные и переменные затраты, анализ, эффективность.

Стимулирование производства и реализации экологически чистой продукции агропромышленного комплекса объективно требует исследования

возможных объемов ее потребления. Известно, что обратная зависимость спроса от цены товара объясняется двумя эффектами: эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода предполагает, что при снижении цены на товар покупательная способность денежного дохода потребителя увеличивается, что позволяет ему приобрести больше данного товара. Удорожание товара ведет к снижению спроса. Сущность эффекта замещения заключается в том, что при повышении цены на товар спрос на него сокращается, поскольку подорожавший товар можно заменить другим аналогичным продуктом. Отсюда при повышении цены товара на рынке одновременно может вырасти спрос на его заменитель. Товары могут различаться по качеству, цене и другим свойствам от заменяемого товара.

В целом цена является определяющим фактором спроса, т. е. выступает функцией цены. Тем не менее существуют и так называемые неценовые факторы спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает). Указанное смещение кривой очень характерно для экологически чистой продукции. Так же как изменение дохода потребителя, ожидания потребителя, изменения во вкусах и предпочтениях потребителя, изменение цен на взаимодополняемые товары.

Изменение доходов является одним из важнейших факторов, влияющих на рост потребления. Экологически чистая продукция относится к так называемым нормальным товарам (которые подчиняются закону спроса). При повышении дохода население сокращает потребление низших товаров, замещая их нормальными и высшими товарами, имеющими более высокие качественные параметры.

Следовательно, необходимо точное определение спроса на экологически чистую продукцию. В качестве основных способов такой оценки следует признать экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статистические прогнозы, базирующиеся на спросе за прошлые сопоставимые периоды, экономические модели и методики прогнозирования объемов продаж. Потенциально возможный объем продаж может быть определен с помощью полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

Избирательность получения и реализации экологически чистой продукции предполагает широкое использование вспомогательных подробных смет реализации по отдельным участкам и сферам ответственности, в частности по территориям реализации, помесячным вариантам реализации каждой разновидности продукции. Составляя указанные прогнозы, надо иметь в виду эластичность спроса на экологически чистую продукцию. Одним из отличительных моментов здесь является то, что даже при небольшом снижении цены на товары с высокой эластичностью спроса можно существенно увеличить выручку от продажи [4].

В теоретическом плане при повышенных издержках производства экологически чистой продукции круг потенциальных потребителей очень сильно зависит от доходов последних. Тем не менее нельзя увязывать объемы потребления экологически

чистой продукции только с рыночными каналами. По мнению авторов, здесь возможен смешанный подход к формированию каналов реализации. С одной стороны, это государственная или муниципальная поддержка определенных групп социально значимых потребителей, а с другой стороны, использование собственно рыночных инструментов, ориентированных на группы потребителей с высоким уровнем доходов [2].

Конкретизация величины доходов, которые могут служить источником покрытия повышенных издержек производства и реализации экологически чистой продукции, предполагает использование структурных группировок населения по уровню доходов и доле расходов на питание.

Чем более высокий уровень доходов и благосостояние отдельных групп потребителей, тем меньше относительные расходы на продукты питания. В последнем случае акценты потребителей начинают смещаться в сторону более разнообразных и качественных продуктов, в том числе и по средозащитным параметрам [5].

Понятие экологически чистой продукции требует уточнений. Достигнуть абсолютной экологической чистоты аграрной продукции практически невозможно. Речь может идти об определенных допущениях в уровне и характере их загрязненности. Отправной точкой здесь может служить концентрация вредных элементов в весовой единице продукта. Существующая ныне система контроля за качеством осуществляет наблюдение за целой группой вредных для здоровья человека ингредиентов, которые затем сопоставляются с соответствующими предельно допустимыми концентрациями. Достаточно объективную характеристику уровня экологической чистоты продукции можно получить на основе ее дифференциации на отдельные группы или классы в зависимости от снижающегося коэффициента кратности по отношению к предельно допустимой концентрации.

С точки зрения конкретных потребителей речь может идти об использовании нескольких уровней экологической опасности. Несмотря на определенную условность такого подхода, он позволяет более четко приступить к дифференциации цен на продукцию, которая увязывается с уровнем рентабельности, доходами населения и собственно экологическими параметрами. Кроме того, использование ступенчатого характера цен позволяет существенно расширить круг потенциальных потребителей и

создает определенные предпосылки для последовательного стимулирования внедрения экологически безопасных технологий. Бизнес-единицы должны иметь выверенные прогнозные данные о возможных объемах потребления экологически безопасной продукции. В последнем случае очень важно определиться с уровнем и характером эластичности данного вида продукции, что предполагает повышение значимости таких факторов, как возможность сортировки, хранения и транспортировки.

Является фактически непреложным то обстоятельство, что экологически чистая продукция растениеводства и животноводства не может долго храниться, долго транспортироваться, жестко и быстро сортироваться, что обусловлено соответствующими биологическими качествами. Для улучшения указанных характеристик необходимо использование специальных реагентов искусственного (прежде всего химического) происхождения, что автоматически влечет за собой ухудшение параметров экологической чистоты продукции. В этом случае масштабы и временные аспекты такого рода потребления следует признать обремененными существенными ограничительными факторами. Таким образом, реализация действительно экологически чистой продукции может носить весьма ограниченный характер, привязываясь прежде всего к местам крупного скопления возможных потребителей, без транспортировки на большие расстояния.

Конкретное определение спроса на 7-й территории считается сложной маркетинговой задачей. В ее основе лежит определение спроса в зависимости от потенциального дохода индивидуальных потребителей, поскольку централизованное потребление остается стабильной, но вместе с тем незначительной величиной.

Большое значение при определении спроса имеет общее экономическое благополучие потребителей. Так, в условиях финансового кризиса происходит уменьшение потребления экологически чистой продукции, смещение интересов потребителя в сторону низкоэластичных товаров. Экологически же чистая продукция является товаром высокоэластичным, имеет множество субъектов. Небольшое снижение цены в этом случае позволяет существенно увеличить выручку от продажи. Повышение же цены на подобные товары приводит к потере общей выручки, а значит, и к уменьшению прибыли.

Производители экологически чистой продукции должны учитывать фактор времени на эластичность

предложения. Чем большим периодом времени располагает производитель, тем в большей степени он может маневрировать объемами производства и изменять величину предложения. Последнее вызвано тем, что для расширения предложения производителю необходимо либо распределить накопившиеся товарные запасы, либо выпустить дополнительную продукцию, на которую требуется отрезок времени, равный по продолжительности производственному циклу того или иного продукта.

Имеются три разновидности эластичности предложения производителя: мгновенная, краткосрочная и долгосрочная реакция на изменение рыночной цены. При мгновенном равновесии величина предложения остается неизменной. В принципе не изменится объем предложения экологически чистой продукции при краткосрочной эластичности предложения. При классическом подходе производитель уже может располагать небольшим временем для встраивания в новую ситуацию, поскольку при повышении цены на рынок могут быть выпущены товарные запасы или начато расширение производства путем увеличения загрузки имеющихся мощностей и возможностей. Однако в части производства экологически чистой продукции такие варианты представляются маловероятными. Как уже указывалось, нельзя обеспечить более или менее длительное хранение запасов экологически чистой продукции, равно как резкое увеличение объемов ее производства. Последнее обусловлено тем, что получение экологически чистой продукции связано с минимизацией всей совокупности факторов искусственной стимуляции продуктивности. Поэтому повышается длительность получения экологически чистой продукции при одновременном сокращении сроков хранения и перевозки. Продолжительность выращивания аграрной продукции с высокими экологическими параметрами возрастает в среднем на 20—40 %, а сроки хранения и условия транспортировки уменьшаются многократно.

В долгосрочном плане усиливается высокая эластичность по цене, что теоретически должно приводить к небольшому повышению спроса и резкому увеличению производства и предложения экологически чистой продукции, появлению новых производителей. В практической же плоскости сколько-нибудь существенного повышения количества производителей экологически чистой продукции не происходит. Это вызвано наличием существенных рисков при производстве и реали-

зации экологически чистой продукции, вызванных абсолютным преобладанием собственно природных факторов в выращивании продукции растениеводства и животноводства. Предсказать поведение природных (прежде всего погодных) условий практически невозможно. Да и сам спрос на экологически чистую продукцию продолжает оставаться весьма ограниченным.

В этих условиях нельзя говорить о современной конкуренции. Скорее, следует рассматривать рынок несовершенной конкуренции. В части производства экологически чистой продукции преобладает производство так называемого олигополического типа, характеризующегося меньшей властью над ценой, чем монополия. Каждый из производителей является своеобразным монополистом. Иногда рынок экологически чистой продукции поделен между небольшим количеством крупных фирм, иногда часть рынка разделена между двумя-тремя крупными фирмами, а остальное производство — между множеством более мелких. Концентрация такого рода рынка во многом зависит от технологических возможностей производства. Если технология производства экологически чистой продукции такова, что получение положительного эффекта масштаба (т. е. снижение долгосрочных средних издержек по мере роста выпуска) достигается при гораздо большем объеме продукции, которую способно получить предприятие, то на этот рынок будут допущены и другие производители. Число их зависит от общеотраслевого спроса, который обычно удовлетворяют только несколько крупных производителей. Основной проблемой мелких фирм является то, что они не имеют возможности достичь эффекта масштаба, выйти на низкие издержки, приносящие прибыль.

В то же время малое количество фирм при производстве экологически чистой продукции не всегда эффективно, поскольку для удовлетворения общего спроса при недостаточном количестве участников производители должны будут расширять объем производства за пределы оптимального уровня, при котором предельные издержки равны предельному доходу. При предельном доходе ниже предельных издержек крупные производители сталкиваются с отрицательным эффектом масштаба, что может обусловить появление убытков.

К другим барьерам, ограничивающим доступ экологически чистой продукции на олигополи-ческий рынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль за ресурсами, а также

значительные финансовые расходы на рекламу. Существуют и поведенческие барьеры вступления в сектор, связанные с возможностью агрессивного реагирования на появление новых предприятий. В целом олигополический рынок характеризуется некооперативным поведением, что позволяет его участникам минимизировать общие издержки в секторе и максимизировать среднюю общеотраслевую прибыль. Здесь выделяют несколько моделей ценового поведения, а именно: олигополия с момента кривой спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки плюс».

Первый вариант характеризуется жесткостью цен, поскольку, не зная точно реакцию других фирм на изменение ценового поведения по экологически чистой продукции, ее производитель предпочтет как можно дольше не изменять равновесную цену и объем выпуска.

В целом производитель экологически чистой продукции может позволить себе некоторое повышение затратоемкости, не теряя конкурентоспособности, и наоборот.

Использование моделей олигополии при производстве экологически чистой продукции, основанном на тайном сговоре, представляется маловероятным. Тайный сговор противоречит антимонопольному законодательству и высок риск его раскрытия. Олигополистам тяжело договориться по цене и объемам рынка, поскольку, даже выпуская однородную продукцию, производители имеют различные предельные издержки и кривые спроса. Также сохраняются опасения, связанные с использованием производителями механизма договорных цен для захвата рынка. Кроме того, продолжительность сговора ограничивается его выгодностью, основанной на высоком спросе. При прекращении роста спроса и начале его снижения производители будут вынуждены начать снижение цены, пытаясь вернуться к прежнему объему выпуска с более низкими издержками, поскольку из-за недоиспользования факторов производства при сокращенном выпуске в период сговора общие издержки произ-водителей-олигополистов повышаются [3].

Маловероятным, по мнению авторов, следует считать использование модели, основанной на лидерстве в ценах, поскольку в условиях жесткой территориальной ориентации крупным производителям экологически чистой продукции очень сложно вписать в этот процесс изменения структуры неценовых факторов предложения, изменяющиеся

Выявление рыночной цены реализации

Разработка концепции продукта ■ Маркетинговое исследование рынка

Целевая цена

3

Целевая прибыль

3

Целевая себестоимость

I)

Проектирование и модернизация продукта

Непрерывное усовершенствование

Достижение целевой себестоимости

Рис. 1. Процесс достижения целевой себестоимости

средние издержки и факторы производства, касающиеся более мелких производителей.

Наиболее простой следует считать модель ценообразования, ориентированную на целевую себестоимость, базирующуюся на средних издержках, увеличенных на норму прибыли. Именно таким образом формируется стандартное ценообразование (рис. 1).

Используя такую модель, олигополисты с близкими средними издержками могут автоматически выравнивать цены и максимизировать общеотраслевую прибыль. Таким образом, будучи взаимозависимыми, олигополии устанавливают взвешенные цены, весьма редко их пересматривают, проявляя осторожность, что указывает на жесткость цен в условиях олигополии. Олигополистическая организация рынка экологически чистой продукции приносит обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства, хотя продолжают действовать барьеры вступления в олигополистическую отрасль. Создавая некоторый набор условий для спокойного развития, указанные барьеры серьезно ограничивают конкуренцию со стороны новых производителей. Это ослабляет стимулы к разработке и внедрению прогрессивных технологий, снижающих издержки производства.

Рассматривая динамику, изменения доходности производства экологически чистой продукции, сле-

дует отметить ряд очень характерных моментов, а именно:

- расширение производства достигается не путем его интенсификации, преимущественно основанной на изменении эффективности искусственных стимуляторов производительности, а за счет эффективных факторов, ориентированных на расширение посевных площадей, увеличения поголовья скота, численности работников, посадочного материала, объемов орошения, кормовой базы и т. д.;

- преобладание прямых (переменных) затрат в структуре себестоимости продукции и общей тенденции увеличения их значимости;

- широкое использование естественно-натуральных элементов воспроизводственного цикла, а также ручного труда, что позволяет сохранить конкурентоспособность мелким производителям, несмотря на олигополистический характер бизнес-процессов;

- наличие ярко выраженного сезонного характера (особенно в сфере растениеводства) цикла производства и реализации продукции (рис. 2).

В любом случае спрос на факторы производства, масштабы их изменения будут зависеть от спроса на потребительском рынке по экологически чистым продуктам. Вторым важным фактором является предельная производительность ресурса. Обычно считается, чем она выше, тем более качественным будет ресурс. Более производительные ресурсы, как правило, являются и более дорогими. Однако такой подход далеко не всегда является типичным в рассматриваемом случае. Увеличивать производительность ресурсов в сельском хозяйстве можно, используя совокупность искусственных стимуляторов продуктивности, которые во многих случаях входят в противоречие с требованиями экологической безопасности. Если увеличение продуктивности скота за счет увеличения доли высокопродуктивных животных, селекционной работы, оптимизации кормовой базы, повышения качества ухода находится в ракурсе соблюдения экологических нормативов, то повышение продуктивности земельных ресурсов за счет внесения крупных масс минеральных удобрений и пестици-

Основные направления внедрения экологических мероприятий в растениеводстве

Переработка отходов и побочной продукции собственного производства и других предприятий

Замена технологий и основных средств

экологической направленности посредством естественных технологий

Получение дополнительной продукции

Оказание дополнительных услуг

Продажа потребителям

Получение экологически чистой продукции Оказание эколого-ориентированных услуг

Т

Сокращение (увеличение) реальных и потенциальных экологических издержек

Получение прибыли (убытка) от внедрения экологических мероприятий

Рис. 2. Модель формирования прибыли (убытка) от экологически ориентированной деятельности сельскохозяйственного предприятия

дов объективно повышает уровень экологической опасности. Следовательно, рассматривая фактор предельной производительности ресурса, необходимо корректировать эту производительность на предмет их экологической составляющей.

Приобретая факторы производства по определенной цене, производитель осуществляет затраты, для чего необходимо определить объем закупок ресурсов для хозяйственной деятельности, а также величину дохода, которую принесет данный ресурс. Для решения этой задачи следует рассчитывать предельный продукт переменного фактора. Он зависит от цены, по которой будет продано дополнительное количество продукции, полученной от использования дополнительной единицы фактора производства. В частности, предельный продукт в денежном выражении равен величине предельного продукта, умноженного на цену, по которой продан данный продукт. Для предприятия эта цена является предельным доходом.

Оптимальный объем ресурсов при производстве экологически чистой продукции в любом случае должен соответствовать критерию максимизации прибыли. Для этого необходимо сопоставление предельных издержек с предельным доходом. Для этого осуществляется сравнение цены каждой единицы ресурса, т. е. предельные затраты фирмы на факторном рынке с величиной предельного продукта в денежном выражении, который дает

каждая единица данного фактора производства. Если затраты производителя экологически чистой продукции на приобретение каждого ресурса меньше, чем принесенный от ее использования предельный доход, то производитель получает выигрыш в размере разницы между этими показателями, подобно выигрышу потребителя. Приобретая ресурсы, производитель превращается в потребителя на факторном рынке, хотя предельный продукт, полученный от каждой следующей единицы ресурса, уменьшается. Для получения максимального выигрыша производитель должен наращивать закупку ресурсов до тех пор, пока его цена не сравняется с предельным доходом.

Определяя конкретный размер спроса на экологически чистую продукцию, необходимо отталкиваться от возможной себестоимости ее производства, которая будет существенно выше традиционных продуктов агробизнеса. Конечная же цена будет зависеть от определенного уровня прибыли, которую будет стремиться получить производитель. Причем уровень прибыли не может быть ниже черты прибыльности, характерной для данного типичного кластера продуктов. Исключение возможно лишь в тех случаях, когда доля отдельных производителей (олигополистов) на рынке весьма велика и заметно их доминирующее положение. В этом случае происходит так называемое следование за ценой, когда другие производители соглашаются с данной позицией даже в ущерб своей прибыльности. Однако долго такая ситуация выдерживаться не может в соответствии с законом о средней норме прибыли.

Конкретное решение задач по поиску оптимального объема производства экологически чистой продукции базируется на использовании производственной функции и функции издержек.

Изменение факторов производства прежде всего влияет на объем выпуска продукции. При этом для производства экологически чистой продукции характерно не замечаемое, а ограниченное производство продукции, при котором общее изменение факторов продукции влияет на объем ее выпуска.

Примером являются функции Вальраса—Леонтьева, Э. Гуттенберга и др.

Критерием выделения постоянных и переменных затрат считается их зависимость от изменения объема производства. Для определения характера взаимосвязи затрат с объемом производства нет необходимости добиваться очень высокой точности деления затрат на постоянные и переменные. Достаточно очертить определенные погрешности, допустимые при разграничении расходов по степени их зависимости от объема производства. Одной из таких причин обычно следует считать ориентацию планирования и учета на годовую отчетность, при которой влияние степени переменности издержек на финансово-экономические результаты производства не проявляются так остро, как и за более короткие промежутки времени. Если рассматривать постоянные затраты за более длительные промежутки времени, то большинство из них будет трансформировано в переменные. Увеличение постоянных расходов при производстве экологически чистой продукции связано с дополнительными вложениями в увеличение поголовья животных или земельных угодий, а уменьшение — с рационализацией производства, сокращением расходов на управление, реализацией излишних основных средств.

Объективно сложилось так, что бизнес-единицы в условиях колебания спроса всегда будут стремиться к их минимизации. С этих позиций следует оценивать каждую условно-постоянную статью калькуляции на предмет их оптимизации. Например, заработную плату основных производственных рабочих с повременной оплатой труда в пределах нормальной продолжительности можно с одинаковой степенью вероятности отнести либо к повременной форме оплаты труда (и в этом случае статью можно считать постоянной), либо к сдельной оплате (в этом случае она превращается в переменную). Логика хозяйственного процесса подсказывает необходимость использования сдельных форм оплаты труда при производстве экологически чистой продукции в растениеводстве и повременной — в животноводстве.

Заметное место в структуре постоянных затрат займут затраты по стандартизации и сертификации экологически чистой продукции. Расходы на рекламу во многом будут зависеть от конкретного уровня спроса. Падение спроса или его колебания объективно приведут к росту рекламных расходов, но отнести их к переменным в классическом их понимании все же нельзя.

В части переменных затрат необходимо учитывать как пропорциональную, так и непропорциональную их части. При производстве экологически чистой продукции пропорциональные прямые затраты в растениеводстве представлены посадочным материалом, преобладающей частью затрат топлива и энергии на технологические цели, расходами на тару и упаковку продукции. В животноводстве речь идет преимущественно о кормовой базе. Непропорциональные затраты прямого характера могут быть прогрессирующими и дегрессирующими.

Значимость прогрессирующих расходов при производстве экологически чистой продукции в растениеводстве выше, чем в животноводстве, поскольку их основу составляют доплаты по прогрессивным сдельным расценкам за сверхурочную работу, работу в ночные часы и дни праздников, что очень характерно для сферы растениеводства с ее преимущественно сезонным характером производства. Животноводство имеет более ритмичный технологический процесс, следовательно, доля прогрессирующих расходов здесь меньше.

Дегрессивные прямые затраты при производстве экологически чистой продукции являются самыми существенными. Их основу составляют расходы на текущий ремонт сельскохозяйственного оборудования и транспортных средств, расход вспомогательных материалов, часть топливно-энергетических затрат, соответствующие премиальные выплаты.

В связи с тем, что на величину дегрессивных затрат влияют различные факторы, непосредственную степень дегрессии в соотношении между расходами и объемом производства на практике определить весьма сложно. Использование различных допущений в этом смысле может привести к существенным неточностям, что актуализирует использование системы вариаторов, отражающих степень зависимости издержек от объема производства или использования производственных ресурсов. Обычно их устанавливают для каждой статьи затрат, не находящейся в пропорциональной зависимости от объема продукции. Значения вариаторов удобно систематизировать в десятиразрядной шкале [1].

Большое значение для оптимизации структуры и динамики затрат занимают вопросы, связанные с глубиной аналитики учетных данных, отражающих затраты при производстве экологически чистой продукции. Чем выше уровень аналитичности, тем более объективным представляется определение зависимости между объемом выхода продукции и

действующей номенклатурой затрат. Особенно важно иметь такую аналитику в части «сборных» статей: общепроизводственных расходов, оплаты труда и т. д. Правда, при решении этой задачи следует исходить из постулата эффективности получения дополнительной учетной информации с точки зрения дополнительных выгод (правило Парето).

Последнее в полной мере относится к выбору методов деления затрат на постоянные и переменные. Более точные результаты получают посредством использования методов математической статистики (крайних точек, графика рассеивания, корреляционного и регрессионного анализа и др.). Эти методы достаточно подробно описаны в специальных источниках, но

редко применяются на практике из-за высокой трудоемкости. Использование же аналитических методов группировки и систематизации издержек в зависимости от изменения объема производства позволяет показать лишь общую тенденцию поведения затрат и допускает возможность погрешностей за счет условности расчета коэффициентов-вариаторов. В итоге общая сумма затрат основной деятельности, связанной с производством экологически чистой продукции, подразделяется на две совокупности: постоянные и переменные затраты, зависящие от их поведения по отношению к объему производства или объему продаж в прошлые отчетные периоды. Такой подход, по сути, носит опытно-статистический характер.

Наиболее объективную картину оптимизации производства следует искать в сочетании элементов директ-костинга и поведения предельного дохода и предельных издержек. Для этого необходимо сопоставление предельных издержек фирмы с рыночной ценой, по которой реализуется экологически чистая продукция и которая является предельным доходом (рис. 3).

При этом предельные издержки отражают индивидуальную стоимость производства каждой

Ql

Q2

Q4

Q

Рис. 3. Графическая интерпретация методики анализа эффективности производства экологически чистой продукции (на примере томатов): Р — цена, руб. /кг; Q — объем производства и реализации, т; 7пост — постоянные затраты, руб.; Яобщ — общие затраты, руб.; 7 — предельные затраты, руб.; Zшin — минимальные затраты на единицу продукции, руб.; V — выручка от реализации, руб.; Яг Я2 — критические точки рентабельности; Д и — соответственно спрос и предложение на вид экологически чистой продукции; Е — точка равновесия при производстве экологически чистой продукции

следующей единицы экологически чистой продукции и изменяются быстрее, чем средние издержки. Поэтому равенство между предельными издержками и предельным доходом достигается гораздо раньше, чем средние издержки сравняются с ценой продукции. Кроме того, спрос на экологически чистую продукцию при прочих равных условиях зависит от цены, а также является функцией цены, которая должна обеспечивать хотя бы получение нормальной прибыли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Белоусов А. И. Курс эколого-экономического анализа: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2010.

2. БелоусовА.И., ШелухинаЕ. А., ГаврисьА.Н. Учет и анализ маркетинговой деятельности: учеб. пособие. М. : Апостроф, 2012.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. М. : Прогресс, 2002.

4. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры: пер. с англ. М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.

5. Чеканский А. Н. , Фролова Н. Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. М. : МГУ, ТЕИС, 2003.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.