Научная статья на тему 'Аналитическая система оценки рисков при создании малых инновационных предприятий'

Аналитическая система оценки рисков при создании малых инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОЦЕНКА / РИСК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдикеев Н.М., Гринева Н.В., Кузнецов Н.В.

Для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности необходима обязательная предварительная оценка ожидаемой экономической эффективности и рисков инновационного проекта. В статье предлагается методика оценки коммерческой эффективности и рисков инновационных проектов. Рассматривается концептуальная схема аналитической информационной системы для анализа и оценки рисков проекта коммерциализации инноваций. Даются рекомендации по применению системы оценки рисков при создании вузом малого инновационного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдикеев Н.М., Гринева Н.В., Кузнецов Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитическая система оценки рисков при создании малых инновационных предприятий»

42 (180) - 2013

Инновации

УДК 336.717

аналитическая система оценки рисков при создании малых инновационных предприятий

Н. М. АБДИКЕЕВ,

доктор технических наук, профессор, заместитель проректора по научному и инновационному развитию E-mail: n_abd@mail.ru

Н. В. ГРИНЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры моделирования экономических

и информационных систем E-mail: n_grineva@list.ru

Н. В. КУЗНЕЦОВ,

кандидат технических наук, начальник управления инновационного развития

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: nkuznetsov@outlook.com

Для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности необходима обязательная предварительная оценка ожидаемой экономической эффективности и рисков инновационного проекта. В статье предлагается методика оценки коммерческой эффективности и рисков инновационных проектов. Рассматривается концептуальная схема аналитической информационной системы для анализа и оценки рисков проекта коммерциализации инноваций. Даются рекомендации по применению системы оценки рисков при создании вузом малого инновационного предприятия.

Ключевые слова: аналитика, инновации, информационная система, коммерциализация, предприятие, оценка, риск, эффективность.

Современная экономика с каждым годом все больше основывается на знаниях. Большое значе-

ние приобретает развитие механизмов мотивации использования интеллектуальных ресурсов путем коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в целях удовлетворения различных потребностей общества.

Экономика России остается ориентированной преимущественно на экспорт сырьевых ресурсов, которые являются основным источником пополнения государственного бюджета. Однако в последние годы постепенно разворачиваются процессы перевода экономики на рельсы инновационного развития путем создания условий для широкой коммерциализации научно-технических разработок, что способствует более эффективному использованию потенциала отечественной науки и обеспечивает переход страны от сырьевой экономики к экономике знаний. Одна из главных проблем на пути инновационного

развития нашей страны - огромная пропасть между научными идеями, технологическими разработками и практическим внедрением их в производство. В этих условиях особенно актуальной является задача повышения уровня коммерциализации научных разработок вузов и академических институтов.

Результатом активного развития процесса «наука - предпринимательство» стало принятие Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - ФЗ-217), который позволяет приступить практически к реализации этого процесса путем внедрения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) образовательных учреждений посредством малых инновационных предприятий (МИП). Целью принятия закона является создание правовой базы для коммерциализации результатов научной деятельности, полученных в вузах и НИИ за счет бюджетных средств.

Малые инновационные предприятия при вузах представляют собой важнейшую составляющую модернизации российской экономики, играя ведущую роль во внедрении вузовских инновационных разработок, формировании интеллектуальной элиты России, вовлекая учащуюся молодежь в бизнес.

К сожалению, в настоящее время во многих вузах наблюдается «спонтанный» подход к коммерциализации инноваций, что приводит к повышенным затратам, связанным с ошибочными решениями и необходимостью исправления их последствий.

Проведенный анализ состояния созданных вузами МИПов позволяет сделать вывод об их низкой коммерческой эффективности. Так, согласно оценке ОАО «Центр акционирования инновационных разработок», только лишь 10-15 % предприятий могут в том или ином виде надеяться на успех. При этом большая часть интеллектуальной собственности, вносимой в уставный капитал, не оценивалась с точки зрения ее коммерческой перспективности. В частности, в 37 % случаев оценка вообще не проводилась, в 30 % случаев был разработан бизнес-план, в 14 % имелась внешняя экспертиза бизнес-плана [3, 7].

Для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности необходима обязательная предварительная оценка экономической эффективности и рисков инновационного проекта,

чтобы своевременно предусмотреть все мероприятия по устранению рисковых тенденций еще до того, как само негативное событие произошло.

Малые инновационные предприятия: особенности финансово-хозяйственной деятельности

Малое инновационное предприятие - это коммерческое предприятие, признаки которого соответствуют национальному законодательству в области поддержки малого предпринимательства и которое осуществляет один или несколько видов деятельности (табл. 1).

Отечественные малые инновационные предприятия можно объединить в две основные группы:

- предприятия, созданные при материнских вузах или академических институтах;

- самостоятельные структуры.

Таблица 1

Виды деятельности малых инновационных предприятий

Вид деятельности Оценочный показатель

Научно-исследовательские работы на коммерческой основе Количество инновационных (внедренческих) проектов, инициированных по результатам проведенных работ. Количество полученных организацией патентов. Затраты на научно-исследовательские работы в общей сумме затрат

Внедрение результатов научно-исследовательских работ в практику экономической деятельности Количество полученных патентов на новые продукты или технологические процессы и др. Количество разработанных технико-экономических обоснований или бизнес-планов инновационных проектов

Освоение и производство новых и уникальных товаров и услуг Доля новой продукции или услуг в объеме производства и деятельности предприятия. Наличие аналогов выпускаемой предприятием продукции или услуг. Количество производителей аналогичной продукции на основе выданных данным предприятием лицензий. Количество самостоятельных производителей аналогичной продукции

Освоение и использование в экономической деятельности принципиально новых технологических инноваций и услуг Количество используемых на предприятии технологических инноваций. Соответствие выпускаемой продукции или оказываемых услуг международным и отечественным стандартам качества

Первая группа МИПов - это фирмы, основанные сотрудниками вузов или НИИ. При этом подавляющее большинство (до 95 %) зарегистрированных в настоящее время МИПов создано вузами. Генеральный директор НП «Совместный центр трансфера технологий РАН и РОСНАНО» А. Гостомельский объясняет большое отставание количества МИПов, созданных научными организациями, от образовательных тем, что предпринимательская жилка в вузах на порядок сильнее. Там предприятия нередко создаются не столько на базе какой-то серьезной интеллектуальной собственности, сколько на предпринимательском духе студентов, преподавателей и руководства университета. Система же Российской академии наук в целом более консервативна и забюрократизирована, здесь даже технически сложнее создать предприятие [7]. При вузах и НИИ МИПы имеют ряд преимуществ: трехлетняя льгота по платежам за аренду, возможность пользования опытно-экспериментальной базой и наработанными партнерскими связями института, его научным потенциалом и брендом.

Самостоятельных МИПов намного меньше. Такие МИПы, как правило, являются небольшим мобильным коллективом профессионалов, дейс-

Деятельность МИП

вуза

Рис. 1. Специфика жизненного цикла МИП, созданного при вузе

твующих самостоятельно. Условие их выживания на рынке связано с тем, что они находят и занимают свою «нишу» на рынке наукоемкой продукции.

Особенностью функционирования МИПов, созданных в рамках ФЗ-217, является их тесная кооперация с материнскими вузами в части осуществления научных разработок. Так как МИПы создаются для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, полученных в вузе, то их жизненный цикл имеет определенное отличие от жизненного цикла обычного инновационного предприятия (рис. 1).

Несмотря на большое разнообразие видов и организационных форм МИПов, ключевые фазы их жизненного цикла являются достаточно общими. Так, процессы разработки интеллектуального продукта (новой технологии, секрета производства, и т. п.), лежащего в основе производства реального (вещественного), выполняются целиком самим вузом и за счет средств вуза. При этом вуз принимает на себя и все риски, связанные с разработкой такого продукта (в том числе и риск неполучения результата или получения результата, не пригодного для коммерциализации). В свою очередь МИП обеспечивает процесс производства и внедрения вещественного продукта (т. е. процесс вывода продукта на потребительский рынок).

Специфика жизненного цикла МИП обусловливает и специфику выбора источников финансирования - различные цели каждого из этапов требуют использования и различных источников финансирования. При этом очевидно, что на различных этапах развития МИП финансирование будет преследовать различные цели (табл. 2).

Разработка коммерческого продукта на основе РИД связана с реализацией возможности коммерческого использования научно-технической идеи и решением ряда организационно-правовых вопросов. На начальном этапе своей деятельности МИП не получает прибыли, но осуществляет значительные

Таблица 2 Взаимосвязь этапа развития МИП с целями финансирования

Этап Признак Цели

развития этапа финансирования

НИР/НИ- Выполняется в Проведение научного

ОКР вузе за счет бюд- исследования.

РИД жетных средств Доработка результата научного исследования до уровня РИД, правовая охрана РИД

Разработка Наличие разрабо- Уточнение возмож-

коммерчес- танной концеп- ности коммерческого

кого продук- ции, одобренной использования резуль-

та на основе экспертами, тата интеллектуальном

РИД подготовка к деятельности,создание

производству прототипа продукта, решение организационно-правовых вопросов

Внедрение Начало произ- Запуск производства,

продукта водства продукта, начало продаж, пополне-

производство ние оборотного капитала

осуществляется,

но еще себя не

окупает

Расширение Потребность Расширение производс-

в расширении, твенных активов

быстрый рост

Зрелость Формирование Подготовка к преобра-

доходного биз- зованию в ОАО, выход

неса с хорошим на IPO

потенциалом

роста

затраты на разработку и производство своей коммерческой продукции. На этом этапе источниками финансирования обычно являются:

- личные сбережения разработчиков;

- возможно, средства и ресурсы вуза (помимо оцененного права использования РИД);

- прямая государственная поддержка;

- гранты;

- поддержка частных инвесторов - бизнес-ангелов.

Эти источники являются преимущественно безвозмездными, часто достаточными для решения задач данного этапа, и позволяют предприятию сохранять независимость на этой стадии. Практика показывает, что только личных сбережений инициатора и основателя МИП в качестве первоначального капитала обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких условиях на первое место выходят грамотная организация и эффективное управление финансовым обеспечением.

Внедрение продукта - это непосредственное создание «пилотного» продукта и осуществление его пробной реализации. На этом этапе предприятие еще не получает достаточно прибыли для покрытия собственных затрат. Как отмечено в работе [2], стартовое финансирование является наиболее сложным этапом в финансировании малых и средних инновационных предприятий. Подавляющее большинство финансовых учреждений (как в Российской Федерации, так и за рубежом) вообще не предоставляют стартового финансирования. Стартовый же инновационный бизнес находится в максимально сложном положении, так как помимо стандартного набора рисков он обладает дополнительным комплексом рисков, связанных с инновациями. В условиях высокой неопределенности венчурного бизнеса кредитные средства и средства венчурных фондов могут быть доступны, но дороги для предприятия. Оптимальные источники - это бизнес-инкубаторы и аналогичные структуры, способные предоставить косвенную финансовую и востребованную на этом этапе нефинансовую поддержку, в том числе бизнес-ангелы.

Успешность инновационного бизнеса и перспективы его развития в значительной степени зависят от результативности и активности действий, направленных на привлечение финансовых ресурсов. Для развития инновационного бизнеса могут быть привлечены следующие источники финансирования:

- государственное финансирование (субвенции,

гранты, льготные кредиты);

- коммерческий кредит;

- целевые инвестиции, стратегическое партнерство;

- венчурные инвестиции.

При этом на данном этапе можно выделить две стадии - ранний рост и устойчивый рост.

В жизненном цикле МИП период раннего роста начинается с запуска производства небольшого объема коммерческой продукции и продолжается с его значительным увеличением при благоприятной рыночной ситуации. Как следствие, это вызывает возрастающую потребность в финансовых ресурсах. Это период генерации первоначальной прибыли. Одним из немногих привлекательных источников финансовых ресурсов в периоде раннего роста являются бизнес-ангелы и венчурные фонды, предоставляющие финансовую поддержку в обмен на разумную долю в предприятии.

Период расширения, плавно переходя в стадию зрелости, характеризуется увеличением объема продаж и устойчивым генерированием прибыли. Это вызывает необходимость расширения деятельности, привлечения дополнительного персонала, потребность в больших оборотных средствах. В этот период более эффективными источниками финансирования являются фонды прямых инвестиций, коммерческие банки и фондовый рынок, а на этапе зрелости - коммерческие банки и фондовый рынок. Фондовый рынок позволяет предприятию привлекать значительные ресурсы и достигать ряда стратегических целей.

Анализ бизнес-плана проекта

Коммерчески эффективный проект?

Да

Будет эффективным для вуза?

Нет

Есть возможность поддержки проекта

Нет

Проект неэффективен

Будет коммерчески эффективным в случае поддержки?

рис. 2. Блок-схема алгоритма оценки коммерческой эффективности инновационного проекта

методика оценки коммерческой эффективности и рисков инновационных проектов

Методика оценки проектов коммерциализации инноваций должна обеспечить выбор для реализации проекта, характеризующегося достаточной коммерческой (экономической) эффективностью и приемлемым уровнем рисков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основой для оценки проекта коммерциализации РИД является бизнес-план МИП - формальный документ, представляющий собой план реализации мероприятий по практическому применению (внедрению) РИД и получения за счет этого доходов.

Бизнес-план составляется на период целесообразного практического использования РИД. В большинстве ситуаций рекомендуется принимать продолжительность этого периода, равного сроку действия лицензионного договора, по которому планируется осуществить передачу МИПу прав на использование РИД. Однако продолжительность может быть скорректирована в зависимости от остаточного срока полезного использования РИД и общей конъюнктуры рынка. Так, если юридический срок службы патента на изобретение - 20 лет, но ожидается, что запатентованный технологический процесс устареет через 5 лет, то прогнозный период будет ограничен пятью годами. Корректный выбор этого периода чрезвычайно важен ввиду того, что многие РИД не имеют остаточной стоимости, и, следовательно, неверный выбор периода использования не может быть впоследствии нивелирован расчетом остаточной стоимости.

Целью анализа является не только оценка коммерческого потенциала и рисков коммерциализации РИД, но и определение необходимых шагов для повышения потенциала и эффективности проекта.

Оценка коммерческой эффективности проекта. Блок-схема алгоритма оценки коммерческой эффективности проекта коммерциализации РИД представлена на рис. 2.

Проект эффективен

Оценка коммерческой эффективности проводится двумя путями - на основании экспертного анализа потенциала проекта и на основании экономического анализа представленного бизнес-плана.

Экспертная оценка потенциала проекта производится путем заполнения экспертами оценочной таблицы (по каждому проекту в отдельности). Шаблон приведен в табл. 3.

При оценке потенциала проекта эксперт при прямом участии автора результата интеллектуальной деятельности определяет оценочные значения показателей эффективности проекта (по пятибалльной шкале) и проставляет в таблице соответствующие баллы. Для получения итогового значения рассчитывается средний показатель по группам критериев, а также средний показатель по проекту в целом (потенциал проекта).

На основании экспертных листов, заполненных всеми задействованными в оценке проекта экспертами, рассчитываются сводные значения всех показателей проекта. Потенциал проекта оценивается по сводному итоговому показателю проекта в целом (табл. 4).

Следует обратить особое внимание на проект, общий потенциал которого имеет оценку менее чем три балла, или проект, одна из групп критериев которого имеет оценку менее чем три балла. Реализация таких проектов сопряжена со значительными сложностями и несет в себе существенные риски.

Экономическая оценка коммерческой эффективности проекта производится путем расчета показателей эффективности проекта на основании данных, заложенных в бизнес-плане. Пригодными к реализации признаются только проекты с удовлетворительными экономическими показателями. Если экономическая эффективность проекта неудовлетворительна, но проект является значимым для вуза, то оценивается его общественная эффективность. Если она неудовлетворительная, то проект не рекомендуется к реализации. Если же общественная эффективность проекта оказывается приемлемой, то возникает необходимость рассмотрения различных вариантов его поддержки со стороны вуза или иных организаций (лоббирование, спонсирование и т. п.), которые позволили бы повысить коммерческую эффективность проекта до приемлемого уровня.

Наиболее часто для оценки эффективности проектов применяют методы, основанные на дисконтированных денежных потоках. Эти методы более точны, так как учитывают различные виды

Таблица 3 Шаблон таблицы оценки экспертом потенциала проекта

Проект: наименование проекта. Эксперт: ФИО эксперта.

Критерий Оценка эксперта (по пятибалльной шкале)

1. Оценка потенциала РИД

1.1. Степень готовности РИД к практическому применению (внедрению)

1.2. Степень новизны предлагаемого для коммерциализации РИД

1.3. Уровень правовой защищенности РИД

Оценка потенциала РИД X /3 1

2. Оценка потенциала рынка

2.1. Доступность рынка, наличие и сила потенциальных конкурентов

2.2. Наличие и существенность конкурентных преимуществ проекта

2.3. Потенциал и перспективы потребительского рынка

Оценка потенциала рынка X /3 1

3. Оценка потенциала команды проекта

3.1. Наличие и достаточность организационно-функциональной структуры

3.2. Лидерские качества руководителя проекта

3.3. Навыки в бизнесе членов команды проекта

Оценка потенциала команды проекта X /3 1

4. Оценка степени удовлетворения первоочередных потребностей

4.1. Наличие (сложность приобретения) необходимых помещений и оборудования

4.2. Наличие (сложность приобретения) необходимого начального капитала

4.3. Наличие (сложность приобретения) необходимого персонала

Оценка удовлетворения потребностей X /3 1

Потенциал проекта 4 3 X X /4 11

Таблица 4 Оценка потенциала проекта по итоговому показателю

Средний показатель потенциала Потенциал

5 Крайне высокий

4 Высокий

3 Средний

2 Низкий

1 Крайне низкий

7х"

7

инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т. д. К ним относятся метод чистого дисконтированного дохода, метод индекса доходности, метод внутренней нормы доходности и метод периода окупаемости.

Следует отметить, что ни один из перечисленных методов сам по себе не является достаточным для принятия или отклонения проекта. Каждый из методов анализа инновационных проектов дает возможность рассмотреть лишь какие-то характеристики расчетного периода, выяснить важные моменты и подробности. Для комплексной оценки рассматриваемого проекта необходимо использовать эти методы в совокупности (табл. 5).

Оценка рисков проекта. В основе методики оценки проектных рисков лежит система критериев (рисков), отражающая возможность наступления событий, влияющих на эффективность коммерциализации РИД и величину возможных потерь с присвоенными им коэффициентами важности и значимости.

Под проектными рисками понимается, как правило, предполагаемое ухудшение итоговых показателей эффективности проекта, возникающее под влиянием неопределенности [9]. При этом следует отметить, что инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует [5].

Следует учесть, что проекты, связанные с продвижением готового инновационного продукта, являются наиболее привлекательными для инвестиций. Проекты, ориентированные на продвижение новой технологии, являются более рискованными, так как для них сложнее разработать маркетинговую концепцию. Наибольшие проблемы и риски с финансированием связаны с проектами с незавершенной стадией НИР и стадией поисковых исследований. При этом важно также учитывать и оценивать

Шаблон таблицы оценки комм1

Проект: наименование проекта.

риск невостребованности новой продукции, нового проектного или технологического решения.

Привычный термин «вероятностный» применительно к рискам в области предпринимательской деятельности в условиях неопределенности, в отношении инновационных продуктов и технологий, более точно трактовать как «возможный», в том числе с определенной степенью уверенности, определяемой экспертным путем. Это связано с отсутствием статистических данных по реализации и рыночного успеха конкретных инновационных продуктов или технологий, и ориентироваться здесь можно только на мнение экспертов и методы бенчмаркинга.

Практика показала, что в проектах коммерциализации инноваций важно учитывать различные виды рисков [4].

Риск невостребованности новой продукции, нового проектного или технологического решения. Он характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного предприятием по данной причине из-за падения спроса на его продукцию вследствие невосприятия или недооценки рынком новых потребительских свойств продукта. Риск невостребованности продукции связан как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самого предприятия, производящего и реализующего продукцию.

Риск неуправляемости проектом. Успешная реализация проекта предполагает сочетание оригинальности и проработанности проекта и сплоченности и профессионализма управленческой команды. Данный риск может возникнуть в связи с недостаточным уровнем кадрового обеспечения проекта.

Риск срыва сроков возникает в случаях неправильного учета времени на выполнение определенных работ, а также различного рода вспомогательных мероприятий.

Финансовые риски связаны прежде всего с рисками необеспечения инновационного проекта. Эти риски включают:

Таблица 5

ческой эффективности проекта

показатель нормативное значение значение проекта принимается/отклоняется

Чистый дисконтированный доход NPV NPV > 0

Индекс доходности PI PI > 1

Внутренняя норма доходности IRR IRR > % банка

Период окупаемости РР Устанавливается вузом

Общий вывод по проекту

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

- неполучение средств для разработки инновационного проекта из-за трудностей с привлечением инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности, перспективности и окупаемости инновационного проекта;

- риск при использовании самофинансирования, когда проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам;

- риск, связанный с внешними источниками финансирования, когда бюджет инновационного проекта может оказаться дефицитным либо будет закрыта кредитная линия или приостановлены платежи по ней. Маркетинговые и сбытовые риски разработанного инновационного проекта включают следующие основные виды:

- риск недостаточной сегментации рынка при внедрении новых технологий и продукции высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не в состоянии их купить, что влияет на объемы реализации новых изделий;

- риск неверного выбора целевого сегмента рынка, что влечет нестабильный спрос на новую продукцию на выбранном сегменте либо то, что на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;

- риск ошибочного выбора стратегии продаж новой продукции из-за неправильной организации сбытовой сети и системы продвижения продукта к потребителю;

- риск проведения неэффективной рекламы новой продукции.

Правовыериски связаны с возможным изменением налогового законодательства, экспортно-импортными ограничениями и рисками неисполнения контрактов.

К рискам неисполнения контрактов относятся:

Классификация рисков по

- отказ контрагента от заключения договора после проведения переговоров;

- заключение контрактов с неплатежеспособными контрагентами;

- невыполнение партнерами договорных обязательств в установленный срок и невыполнение работ, необходимых для осуществления инновационного проекта;

- необеспечение условий патентования технических решений, возникающее в результате недостаточной патентной защиты изобретений и технологий;

- объявление недействительными патентных прав, на основе которых предприятие уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить экономическую выгоду и монопольную прибыль;

- легальная и нелегальная имитация конкурентами запатентованных предприятием инноваций. Приведенный перечень видов рисков инновационных проектов не является исчерпывающим и может быть дополнен другими факторами и видами рисков с учетом особенностей инновационных процессов.

В основе расчетов величины рисков лежит метод Шортлифа - Бьюкенена (теория уверенности), который позволяет делать оперативные выводы о проекте на основе неполных знаний [1]. Теория уверенности полагается на использование коэффициентов уверенности, которые выражают доверие событию (факту или гипотезе), основанное на свидетельстве (или оценке эксперта).

При этом риски классифицируются по вероятности возникновения (табл. 6) и по величине возможных потерь (табл. 7).

Определение вероятности возникновения риска и величины возможных потерь определяется экспертным способом путем заполнения оценочной таблицы (по каждому проекту в отдельности). Шаблон оценочной таблицы приведен в табл. 8.

Таблица 6

вероятности возникновения

Вероятность риска Характеристика Коэффициент уверенности вероятности возникновения Р P, балл

Слабовероятные Событие может произойти в исключительных случаях 0-10 1

Маловероятные Редкое событие, но, известно, уже имело место 11-25 2

Вероятные Наличие свидетельств, достаточных для предположения возможности события 26-50 3

Весьма вероятные Событие может произойти 51-75 4

Сильно вероятные Событие, вероятнее всего, случится 76-100 5

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

Таблица 7

Классификация рисков по величине возможных потерь

величина Коэффициент уверенности I,

потерь вероятности возникновения I балл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минимальные 0-10 1

Низкие 11-25 2

Средние 26-50 3

Высокие 51-75 4

Максимальные 76-100 5

Таблица 8 Шаблон таблицы оценки экспертом риска проекта

Проект: наименование проекта. Эксперт: ФИО эксперта.

вид риска вероятность возникновения Р, балл величина возможных потерь I, балл индекс риска Я

1. Риск невостребо-

ванности

2. Риск неуправляе-

мости проектом

3. Риск срыва сроков

проекта

4. Риск необеспече-

ния инновационного

проекта

5. Риск возникно-

вения непредви-

денных затрат и

снижения доходов

6. Маркетинговый

риск

7. Юридический

риск

Средний балл проекта: 7 1/7 1 7 1/7 1 7 1/7 1

На рис. 3 представлена блок-схема алгоритма оценки риска проекта коммерциализации РИД.

При определении величины риска эксперт при прямом участии автора результата интеллектуальной деятельности определяет коэффициент уверенности для вероятности возникновения и величины потерь для каждого конкретного риска и проставляет в таблице соответствующий балл.

Для получения итогового значения рассчитывается индекс риска (показатель величины вероятных потерь в баллах), который дает возможность судить о степени воздействия и уровне риска. Расчет индекса риска производится по формуле

Я = Р1,

Эксперт Заполнение оценочной таблицы

i

Эксперт Расчет индекса риска и индекса риска проекта

i

Объединение значений экспертов. Расчет сводных интегральных показателей по проекту

I

Оценка степени

риска проекта по

интегральному

индексу риска

Й = 1-5 Крайне низкая

Й = 6-10 Низкая

Й =11-15 Средняя

Й =16-20 Высокая

Й = 21-25 Крайне высокая

I

Заключение о риске проекта

рис. 3. Блок-схема алгоритма оценки риска проекта коммерциализации РИД

где Р - вероятность возникновения рисков в соответствии с классификацией, балл; I - величина потерь в соответствии с классификацией, балл.

На основании экспертных листов, заполненных всеми задействованными в оценке проекта экспертами, рассчитывается сводный показатель по каждому риску и средний интегральный индекс риска проекта. Степень риска проекта оценивается по интегральному индексу риска проекта (табл. 9).

Следует обратить особое внимание на проект, интегральный индекс риска которого превышает 15

Таблица 9 Оценка степени риска проекта по интегральному индексу

Средний показатель индекса риска проекта R Степень риска проекта

21-25 Крайне высокая

16-20 Высокая

11-15 Средняя

6-10 Низкая

1-5 Крайне низкая

баллов, или проект, один из видов риска которого имеет средний индекс больше 15 баллов. Такие проекты следует признать высокорискованными.

Аналитическая информационная система для анализа и оценки рисков проекта коммерциализации инновации

Следует учесть, что проекты, связанные с продвижением готового инновационного продукта, являются наиболее привлекательными для инвестиций. Более рискованными проектами являются проекты, ориентированные на продвижение новой технологии. Для таких проектов сложнее разработать маркетинговую концепцию. Наибольшие проблемы с финансированием возникают по проектам с незавершенной стадией НИР и незавершенной стадией поисковых исследований. При этом, анализируя проект создания МИП, необходимо понимать, что полностью исключить рисков нельзя, но ими можно управлять, предотвращать и снижать [6].

Таким образом, вузы при принятии решения о коммерциализации результата интеллектуальной деятельности посредством создания МИП должны быть обеспечены методами и инструментами обеспечения выбора для реализации проекта, характеризующегося приемлемым для всех участников уровнем рисков.

Для практической реализации разработанной методики рассмотрим концепцию архитектуры аналитической информационной системы, позволяющей проводить оценку рисков коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности при создании МИП [4].

В системе должны быть реализованы:

- первоначальный ввод данных РИД;

- ввод и хранение экспертных данных по оценке критериев;

- ввод и хранение экспертных данных по оценке рисков;

- хранение необходимых данных РИД;

- обработка и расчет результатов;

- хранение и систематизация результатов РИД. Программу можно реализовать как автоматизированное рабочее место эксперта и разработчика РИД и использовать для отбора коммерчески привлекательных результатов интеллектуальной деятельности с использованием разработанной методики.

Рабочий макет программы можно реализовать на платформе MS Access v. 2007. Выбор платформы обусловливается следующим:

- открытость системы для дальнейшей разработки;

- доступность базового программного обеспечения (ПО) для пользователей;

- интеграция разработанных приложений в среды удаленной обработки данных;

- интеграция в среду Интернет;

- хорошая переносимость разработок в среду клиент-сервер (т. е. при увеличении масштабов системы данные могут быть перенесены в среду клиент-серверной архитектуры, а разработанное ПО будет являться интерфейсом к данным, причем не потребуется переработки кода);

- полная интеграция с MS Office, в том числе экспорт данных для последующей обработки;

- нетрудоемкая разработка отчетных форм. Разработанное ПО должно иметь «дружественный» интерфейс и не требовать значительного времени на освоение. Пользователь должен иметь возможность работать по нескольким сценариям (разработчик, эксперт, аналитик и т. д.), работать с файлами критериев и рисков, оценивать РИД, анализировать результаты оценки и получать результаты анализа и обработки в готовом виде.

Структурная схема разработанной системы приведена на рис. 4. Система состоит из нескольких модулей:

- загрузка и конвертирование исходной информации в базу данных;

- модуль ручного ввода данных;

- модуль начальной настройки;

- модуль опроса;

- модуль оценки;

- модуль вывода результатов.

Для работы с системой необходимо выполнить первоначальную загрузку и конвертацию исходной информации с данными РИД вуза в базу данных и сформировать на основе этой информации справочники.

и

Рис. 4. Концептуальная архитектура аналитической информационной системы

'ЛЬ

начальной настройки

Необходимо предусмотреть возможность пополнения базы внутри системы с возможностью подгрузки, без постоянной необходимости полной замены содержащихся данных. Загрузка базы данных и ее обновление выполняются администратором, например сотрудником центра инновационного консалтинга.

Ключевой особенностью инновационных проектов, реализуемых в МИП, является то, что все они представляют собой проекты либо вывода на рынок полученного на основе РИД принципиально нового продукта (услуги), либо значительно улучшенного продукта (т. е. продукта с новыми потребительскими свойствами). По сути такие проекты в большинстве случаев являются уникальными. Поэтому в большинстве случаев для таких проектов отсутствуют накопленные статистические (исторические) данные, и наиболее распространенным подходом к оценке их риска является экспертный подход. Данный подход часто критикуется учеными, которые отмечают, что его основными недостатками являются сложности привлечения независимых экспертов и высокая степень субъективности в оценке [8], однако для анализа рисков проектов при создании МИП он часто является единственно возможным.

Список литературы

1. Абдикеев Н. М. Проектирование интеллектуальных систем в экономике. М.: Экзамен, 2004. 528 с.

2. Агарков С. А., КузнецоваЕ. С., ГрязноеаМ. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М.: Академия естествознания, 2011. 143 с.

3. Власов А. Ф. Реализация 217-ФЗ как составляющая развития инновационной инфраструктуры вузов. Первые итоги и перспективы. От науки к бизнесу: матер. VI Международного форума. СПб: СОЛО, 2012.

4. Гринева Н. В., Абдикеев Н.М., Кузнецов Н. В., Сухов Н. Э. Оценка финансового обеспечения инновационных предприятий в России. М.: Университетская книга, 2013. 231 с.

5. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М, 2005. 294 с.

6. Методическая поддержка центров коммерциализации технологий. Практические руководства. Ч. 1. / под общ. ред. В. Иванова, С. Клесовой, П. Линдхольма, О. Лукши. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. 392 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ОткинИ. Разумное, доброе... прибыльное // Бизнес-журнал. 2011. № 8. URL: http://www. computerra.ru/business/old/venture/investclimat/pub 339816.

8. Рыжикова О. Н. Управление рисками инновационных проектов // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 1. С. 10-14.

9. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. М.: Питер, 2008. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.