Научная статья на тему 'Анагогическая парадигма духовно-нравственного воспитания'

Анагогическая парадигма духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анагогическая парадигма духовно-нравственного воспитания»

АНАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В. О. Гусакова

Современная педагогическая наука предлагает многообразие парадигм в воспитании. Это обусловлено ценностно-смысловым пространством эпохи постмодернизма, требующей от человека решения проблем экзистенцио-нального характера. Ключевой проблемой является самоопределение и самоидентификация человека.

Среди характерных признаков эпохи постмодернизма можно выделить: а) интертекстуальность - миро- и самоощущение современного человека, обладающего «цитатным сознанием», при котором внешний и внутренний мир воспринимается им как калейдоскоп текстов, в результате смешения которых образуются новые тексты, раскрывающие перед человеком или, наоборот, скрывающие его назначение и смысл существования; б) много-уровневость текстов, предусматривающая их «многократное кодирование» таким образом, что текст может быть прочитан любым человеком, но глубина его постижения - декодировка смыслов - зависит от уровня образования читателя; в) плюрализм (полифонизм) - равноправие разных исторических и культурологических концепций, религиозных догматов и др.; г) фрагментарность - разрозненность, хаотичность, децентричность и деструктивность компонентов мироустройства, размытость реального и ирреального, отрицание причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, что побуждает человека к обретению целостности и противостоянию хаосу, в котором он нередко терпит поражение; д) безличность - отказ от традиционного «Я» (личности) в пользу уникального «Я» (индивидуальности) в условиях всеобщей глобализации и унификации культуры и быта; е) множественность - одновременное существование множества интерпретаций одного и того же текста, смыслов, репрезентаций действительности и, как следствие, признание мно-голикости истины, что приводит к скепсису в познавательных возможностях человека, бытие которого в таком случае обретает форму определенного представления о нем; ж) маргинальность - пограничное состояние человека в ценностном определении, влияющее на его образ жизни и поведение; з) стирание граней между культурой, понимаемой как совокупность духовных и материальных ценностей, созданных во имя достижения вечного идеала определенным кругом людей, обладающих духовным потенциалом и высоким уровнем мастерства, и современной культурой потребления, отвечающей насущным потребностям народа и предлагающей ему временных изменчивых кумиров. Интегрирующей вышеперечисленные признаки эпохи постмодернизма становится неопределенность, проявляющаяся прежде всего в трудностях, а иногда и невозможности личностного самоопределения и самоидентификации.

Сегодня формирование российской идентичности у человека является одной из первостепенных задач непрерывного образования. Поэтому особенно важно заложить основы идентичности в период среднего общего образования, получив которое человек делает первый шаг в самостоятельную

209

жизнь, самоопределяется (или не самоопределяется) в профессиональной, гражданско-правовой, гендерной, коммуникативной и других сферах общественной жизни. Нередко характерная для старшеклассника позиция «Я -автор своей жизни» по окончании образовательного учреждения претерпевает изменения. При отсутствии четкой жизненной цели и соответствующих духовно-нравственных ориентиров выпускник может оказаться в ситуации «постмодернистской неопределенности». Он пребывает в ценностной и смысловой дезориентации и не может выбрать единственно полезное для него жизненное решение в многообразии «истин», дающих ему множество фрагментов разных, зачастую противоположных и абстрактных образцов и примеров. В сложившейся ситуации актуальность духовно-нравственного воспитания возрастает. Если при получении среднего общего образования воспитание в большей степени осуществляется извне (через воздействие родителей, педагогов, социальной среды), то впоследствии оно приобретает формы непрерывного (на протяжении всей жизни) самовоспитания, самообразования, самосовершенствования.

Предлагаемая анагогическая (др. греч. аvdY£lv - возвышение, восхождение) парадигма духовно-нравственного воспитания подразумевает выработку у человека мотивации к самосовершенствованию и формированию «внутреннего мира человека» с последующим обретением идентичности и обнаружением в самом себе потенциальных возможностей для самоопределения. Исходным пунктом анагогической парадигмы является религиознокультурная традиция - механизм воспроизведения духовно-нравственных ценностей (они же базовые национальные ценности) в определенных культурных формациях (обряд, ритуал, святыня, уклад, обычай, памятник, артефакт), которые оказывают конструктивное воздействие на формирование личности. Религиозно-культурная традиция создает условия для позитивной динамики процесса духовно-нравственного воспитания извне и самовоспитания, потому что открывает перед человеком конкретный проверенный опытом предков путь к усвоению жизненно важных смыслов и постижению истины. Религиозно-культурная традиция предоставляет человеку ценностные ориентиры - идеалы, на конкретных примерах которых человек может принять верное решение на том или ином этапе его пути.

Анагогическая парадигма не может рассматриваться как некое самостоятельное явление в педагогике. Она включает некоторые принципы из востребованных в современной педагогике гуманитарной (И. А. Колесникова), «идеалистической» и «экзистенциональной» (Н. С. Ладыжец) парадигм. Из гуманитарной парадигмы она берет «субъект-субъектные отношения между всеми участниками педагогического процесса», но не признает «отсутствие монополии на истину» [2, с. 69], так как исходит из ценностного пространства религиозно-культурной традиции, признающей только одну истину - Богооткровенную. Символ гуманитарной парадигмы «познание - сила» в анагогической парадигме может звучать как «и познаете истину, и истина сделает вас свободными». С идеалистической парадигмой анагогическую парадигму сближают так называемые «базовые смыслы»: «нравственная, интеллектуальная культура, универсальные ценности и культура» [2, с. 70], а с «экзистенциональной» - «рефлексия и самопознание» [2, с. 71]. Место «универ-

210

сальных ценностей» в анагогической парадигме занимают базовые национальные ценности.

Анагогическая парадигма указывает вектор воспитания - восхождения к идеалу, которым в религиозной культуре всегда выступает святой, чье житие (временное пребывание на земле) рассматривается как первый этап вечной жизни. Таким образом, анагогическая парадигма соответствует современным требованиям педагогической науки, утверждающей, что «Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях» [1, с. 10].

Рассмотрение жизненного пути святого и его личности в качестве воспитательного идеала не утрачивает актуальности в эпоху постмодернизма. Святость выступает не как единственное и обязательное условие идеала, а как его доказательство, которое человек использует наряду с всенародным признанием и вековым почитанием предками. Весомым преимуществом в «восхождении к идеалу» является многообразие сонма святых от монахов-подвижников до героев-военачальников. Разумеется, не стоит приобщать старшеклассника, готовящегося стать юристом, к подвигам монаха-пустынника, скорее ему будет близок путь святого Юрия Новицкого, чья икона находится в церкви Санкт-Петербургского государственного университета.

Резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что анагогическая парадигма является оптимальной моделью в духовно-нравственном воспитании человека эпохи постмодернизма. Подразумевая его духовное восхождение, она позволяет сформировать у него мотивацию к самовоспитанию, самообразованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни и предоставляет ему проверенные временем и закрепленные в религиознокультурологических традициях идеалы. Опираясь на них во всех своих начинаниях, человек может самоопределиться и найти верные решения в разных жизненных ситуациях опираясь на опыт того народа, с которым он себя идентифицирует.

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Стандарты второго поколения. - М., 2009.

2. Прикот О. Г. Лекции по философии педагогики. - СПб., 1998.

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.