Научная статья на тему 'Американское Просвещение в начале XIX века: концепция школьного образования Джозефа нифа и проблемы ее реализации'

Американское Просвещение в начале XIX века: концепция школьного образования Джозефа нифа и проблемы ее реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИФ / ПЕСТАЛОЦЦИ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА / США / NEEF / PESTALOZZI / HISTORY OF EDUCATION / SCHOOLING / MODERNIZATION / AMERICAN SCHOOL / USA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляихина Евгения Сергеевна, Линченко Сергей Анатольевич

Статья посвящена педагогической деятельности Джозефа Нифа, который в первой половине XIX в. предпринял успешную попытку внедрения прогрессивных достижений педагогической деятельности И.Г. Песталоцци в систему народного образования США. В данной статье исследуется вклад американского педагога в развитие учения о природосообразном образовании, определены основные факторы его деятельности и проблемы, возникшие в процессе последовательного воплощения идей И.Г. Песталоцци в социокультурную реальность Нового Света.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN THE EARLY XIX CENTURY AMERICA: JOSEPH NEEF'S CONCEPTION OF SCHOOLING AND PROBLEMS OF ITS REALIZATION

The article is devoted to Joseph Neef's educational activities which made a successful attempt to introduce the progressive achievements of J.G. Pestalozzi's theory and practice to the United States' public education system in the early nineteenth century. This article explores the contribution to the transformation of the doctrine of natural education by the American educator, identified the main factors of his activities and problems encountered in the sequential implementation of Pestalozzi's ideas in the socio-cultural reality of the New World.

Текст научной работы на тему «Американское Просвещение в начале XIX века: концепция школьного образования Джозефа нифа и проблемы ее реализации»

© Гуляихина Е.С., Линченко С.А., 2012

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

УДК 94(7) ББК 63.3(7)5

АМЕРИКАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА: КОНЦЕПЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЖОЗЕФА НИФА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Е.С. Гуляихина, С.А. Линченко

Статья посвящена педагогической деятельности Джозефа Нифа, который в первой половине XIX в. предпринял успешную попытку внедрения прогрессивных достижений педагогической деятельности И.Г Песталоцци в систему народного образования США. В данной статье исследуется вклад американского педагога в развитие учения о природосообразном образовании, определены основные факторы его деятельности и проблемы, возникшие в процессе последовательного воплощения идей И.Г. Песталоцци в социокультурную реальность Нового Света.

Ключевые слова: Ниф, Песталоцци, история образования, школьное образование, модернизация, американская школа, США.

Начавшаяся в США промышленная революция требовала для успешного развития хозяйственной жизни квалифицированных кадров, но граждане страны и вновь прибывающие эмигранты в своей массе были малограмотными. Такое положение делало особенно острым вопрос о модернизации и реформировании школьного образования, которое должно было отвечать требованиям общественноисторического прогресса. Поэтому в конституции большинства штатов были включены положения о важности и непреложности образования для всех граждан, хотя долгое время они имели декларативный характер.

Одной из особенностей американского национального образования является то, что

на протяжении всей его истории федеральные власти не имели такого доминирующего влияния на формирование школьной политики, как власти штатов. Образование в США формировалось на трех уровнях: федеральном, штатов и отдельных местностей. Соответственно, каждый американский штат имеет свои особенности политики в сфере образования. Современный американский историк и блестящий педагог Лоуренс А. Кремин, написавший всеобъемлющую историю американского образования, полагает, что развитие системы образования в США в конце XVIII - начале XIX в. определялось двумя альтернативными тенденциями: с одной стороны, стремлением к централизации в образовании, вызванным попытками федеральных чиновников усилить свой контроль за развитием американской школы, и ее постепенной стандартизации, с другой - тягой к децентрализации, со-

пряженной с дестандартизацией системы образования [6, р. 201]. Другая исторически сложившаяся особенность как системы образования США, так и американской педагогической мысли выражается в доминирующей религиозности. Поэтому светская или синкретическая педагогическая теория, особенно в период с начала XIX до начала ХХ в., получает очень слабое развитие [5]. Историки объясняют это тем, что большая часть эмигрантов покидала свою страну по причине религиозных притеснений. По этой же причине в стране традиционно наблюдается широкий религиозный плюрализм. Данные социокультурные факторы создают уникальный духовный ландшафт для развития американской системы образования.

Острый интерес к проблемам развития образования в Новом Свете был вызван необходимостью обеспечить собственными специалистами экономику страны, отстоять свою самостоятельность и обеспечить формирование национальных факторов в духовно-интеллектуальной сфере жизнедеятельности. Поэтому политическими элитами приветствовались тесные связи с прогрессивным европейским образованием, перенесение на собственную почву рациональных принципов познания и новейших достижений научно-технической мысли. Нужда в таких связях была вызвана и тем, что интеллектуальные отношения были прерваны с Англией и кадровый состав многих колледжей был ослаблен политическим противостоянием. На этом фоне возникла идея приглашать из-за рубежа прогрессивных педагогов, зарекомендовавших себя с лучшей стороны. К ним был отнесен и Джозеф Ниф (1770-1854). Ко времени его приезда уже готовилась соответствующая социокультурная почва. Так, еще в 1788 г. американский общественный деятель Б. Раш писал в филадельфийской газете: «Народ готов к новым формам управления образованием... Первыми актами нового конгресса следует учредить федеральный университет... в котором будут изучаться предметы, рассчитанные на подготовку молодежи для гражданской и общественной жизни [здесь и далее перевод наш. - Е. Г., С. Л.]» [4, р. 334]. В своей статье Б. Раш предлагает более углубленно изучать принципы управления при-

менительно к толкованию статей американской конституции, а само образование строить исходя из потребностей производства и торговли. Особое внимание он обращает на необходимость изучения математики и естествознания в связи с их важностью для военного дела, промышленности и сельского хозяйства.

Дж. Ниф, будучи выдающимся американским педагогом первой половины XIX в., разделял прогрессивные идеалы эпохи позднего Просвещения, которые в своей совокупности послужили идейно-теоретическими и социокультурными детерминантами становления гуманистических идеалов в его просветительской деятельности и педагогической теории. В целом же история американского образования, равно как и история самого американского государства в сравнении с Европой и другими странами, непродолжительна, но вместе с тем историко-педагогический процесс в Северной Америке отличался интенсивностью и многими прогрессивными компонентами, вследствие чего американское образование и педагогическая мысль стали служить уже в Новейшее время образцом для заимствования многими другими культурами.

История, экономика и внутренние политические процессы США являются основными детерминантами развития образования и педагогических теорий этой страны. Одной из основных особенностей исторического развития Нового Света является дух пионера-первооткрывателя и предпринимательства, который оказал сильное воздействие на генезис школы и образовательных теорий, определив специфику их развития. Если в европейских странах в это время еще оставались пережитки феодализма и религиозные консерваторы пытались руководить воспитанием молодого поколения, что задерживало развитие системы народного образования, то уже в первых американских законодательных актах закрепляются нормы, в соответствии с которыми развитие школы подчиняется хозяйственным потребностям страны, нуждам ее промышленности и сельского хозяйства. Прагматизм, ставший практически официальной философией современных США, в то время становится характерной чертой школьного образования.

Принятие американским обществом передовых педагогических технологий было закономерным процессом, поскольку на протяжении многих лет Новый Свет являлся колонией европейских стран и в него был устремлен поток переселенцев, которые являлись носителями своих национальных традиций и представлений о воспитании и обучении молодого поколения. Влияние английских переселенцев на формирование образовательной системы американского общества было самым значительным. В связи с этим К. Д. Ушинский писал, что «первые английские поселенцы в Северной Америке, отцы-пришельцы, как их называют, как только выбирали места для поселения, так основывали прежде всего церковь и школу, и часто прежде школу, чем церковь. Но это были люди, уже испытанные в религиозной и политической борьбе, которые из своей отчизны вынесли ясное сознание о значении школы как орудия в этой борьбе. Вот почему школьное дело рано пустило корни на новой почве Америки...» [2, с. 132]. Тем не менее, по мнению русского педагога, на этой политико-религиозной почве развитие американской народной школы шло крайне медленно и, скорее, прозябало вплоть до середины XIX в., когда под влиянием страха за будущую судьбу государства, при непрерывном потоке невежественной эмиграции была осознана американским обществом потребность в народной школе как средстве для образования, не зависимом от каких-либо политических и религиозных направленностей.

Несмотря на то что Англия оказала мощное воздействие на социокультурную жизнь США, их системы образования в корне отличались друг от друга. К.Д. Ушинский характеризует эти различия следующим образом: «В Англии воспитание принадлежит к области частного права, и всякая попытка правительства вмешаться в него встречается обществом как незаконное притязание на личные права англичанина. В Северной Америке, наоборот, идея государственного воспитания одолела повсюду предания, перенесенные из Англии на американскую почву. Но в формах выражения этой новой идеи английский характер сохранился с такой силой, что с первого взгляда кажется, что американское об-

щественное воспитание не более как дальнейшее развитие английского» [3, с. 15].

В первой половине XIX в. внедрение идей И.Г. Песталоцци в национальные образовательные системы проводилось по всей Европе и Северной Америке преподавателями школ и поклонниками его педагогического таланта, которые сумели увидеть на практике передовую систему методов обучения и воспитания. Великий немецкий философ И.Г. Фихте способствовал популяризации идей швейцарского педагога, подчеркнув их важность в своем обращении к немецкой нации в 1808 году. В Пруссии ряд отдельных элементов этого обучения нашел свое отражение в реформе образования 1809 года. Английское колониальное школьное общество организовало песталоццианскую школу по подготовке учителей.

Дж. Ниф сыграл свою роль во внедрении принципов педагогической системы своего учителя в формирующееся образовательное пространство США. Его педагогическая система была пронизана духом практицизма. С его помощью, а также благодаря множеству других эмигрантов-просветителей американское образование смогло перенять передовые идеи европейских стран. В этом контексте необходимо отметить, что организованные Дж. Нифом школы способствовали прогрессивным тенденциям развития американского образования.

Будучи уроженцем эльзасского города Сульца, Дж. Ниф изучал одновременно немецкий и французский языки, на которых говорили в двуязычной провинции Эльзас-Лотарингия. В конце XVIII в. вдохновленный лозунгами французской революции «Свобода, равенство и братство» Дж. Ниф прервал свое обучение в католической школе, где он обучался по настоянию своего отца, и в 1791 г. вступил в армию Наполеона. Он являлся убежденным республиканцем и патриотичным французом. Военная судьба была не благосклонна к Дж. Нифу. В битве при Арколе (Италия, 1796) он получает тяжелое ранение в голову. Во время процесса длительного выздоровления у Дж. Нифа появляется много свободного времени для самообразования. Среди прочитанной им популярной и научной литературы были ранние труды Генриха Песталоцци, изучение которых привело его к изменению системы

ценностей и смене рода деятельности. В 1801 г. Дж. Ниф начинает работать учителем гимнастики в швейцарской школе Песта-лоцци, расположенной в городе Бургдорф. Описание особенностей преподавания представлено в мемуарах его ученика Д. Рамсанера, который отмечает: «Я должен сказать, что Ниф, несмотря на грубость своего внешнего вида, был любим учениками. И поэтому он всегда жил с ними и был счастлив от этого. Он играл, занимался, гулял, купался, бросал камни со знанием всего, что творится в детской душе: это определяет причину бесконечного авторитета в детской группе. Между тем, он не был отдаленным от нас педагогом, он был первым среди нас» [4, р. 3].

В 1806 г. известный американский общественный деятель и меценат Уильям Маклур, прибывший в Европу, убедил Дж. Нифа открыть в Филадельфии школу, аналогичную той, которую создал Песталоцци. По настойчивой просьбе мецената он должен был познакомить американскую систему образования с методом преподавания Песталоцци. Дж. Ниф со своей семьей в 1806 г. прибывает в Филадельфию. Спустя два года после своего прибытия в Америку он издает свою работу «Эскиз плана и метода образования», которая в наше время признана первой книгой по методике воспитания и обучения, вышедшей в свет на английском языке в США. В этот же период Дж. Ниф начал развивать и адаптировать систему школьного образования Песталоцци, чтобы перенести ее на новую социокультурную почву. Он отказался от идеи швейцарского педагога об обучении граждан в соответствии с их социальным статусом, был против того, чтобы бедные получали только первичное образование и должны были довольствоваться имеющимся низким общественным положением, не стремясь к его радикальному изменению. Дж. Ниф был сторонником демократической идеи равенства прав граждан на образование, дающего возможность полностью реализовывать внутренний потенциал человека и повысить свой общественно-политический статус. Ведь все приехали в Америку в качестве равных и на равных трудятся в суровых условиях. Классовые различия между прибывшими являются незначительными. Общественный успех и профессиональное совер-

шенствование было достижимо для всех желающих трудиться и учиться. Вертикальная социальная мобильность при существующем общественном порядке гораздо меньше зависела от происхождения человека. В судьбе американца играли существенную роль такие личностные качества, как находчивость, смелость и изобретательность. Принцип доступности и равенства возможностей при получении школьного образования является основным отличием теории развивающего обучения Дж. Нифа от педагогической концепции Песталоцци. В книге «Эскиз плана и метода образования» педагог отмечает: «Я жил по принципам республиканизма, и, конечно, не все были довольны новым порядком вещей, который был создан под моими глазами. Я был не только рад выйти из Европы, но я сгорал от желания видеть страну, жить в ней, быть полезным ей, чтобы она могла похвастаться такими гражданами» [4, р. 4].

В 1809 г. Дж. Ниф основывает свою первую школу для мальчиков в Филадельфии. При ее формировании он опирался на социально-этическую систему принципов, которую назвал «самовидением». По его мнению, человек есть существо деятельное и социальное, поэтому результаты его деятельности обязательно оказывают воздействие на другого субъекта. Абсолютный нейтралитет по отношению одного человека к другому не может сохраняться более или менее долгое время. Ведь не принося пользу другому, индивид тем самым причиняет ему вред, почти также как если бы он стремился навредить другому. Для человека с совершенной моралью и чувством долга является необходимостью не только быть добрым, но также понимать, как он в конкретной ситуации и определенном значении может обеспечить наибольшую сумму добра своим ближним. Дж. Ниф считал для себя честью и долгом стать полезным членом общества. Он с са-моиронией писал о том, что успешно может осуществлять только два полезных вида деятельности: обучение детей и выращивание овощей. В этих двух областях человеческой деятельности педагог чувствовал свою наибольшую уместность и полезность для общества: «Поэтому имею серьезное убеждение, что в этих двух сферах я должен прино-

сить огромную пользу обществу, членом которого я могу стать, возделывая нетронутые участки земли или культивируя довольно запущенные поля образования» [4, р. 11].

Целью любой современной школы должно являться «содействие интеллектуальному, этическому, эмоциональному и физическому развитию ребенка в процессе раскрытия его креативных способностей» [1, с. 60]. Для ее воплощения в жизнь необходим высокий уровень педагогического мастерства. По мнению Дж. Нифа, предпосылками овладения педагогическим искусством являются, в первую очередь, гибкость мышления учителя, выражающаяся в способности варьировать способы решения возникающих проблем, а во вторую - критичность по отношению к себе, проявляющаяся в умении отказаться от непродуктивных стратегий воспитания и обучения. Талантливый педагог тщательно разработал на демократических принципах свою стратегию школьного образования и в соответствии с ней создал план развития самоуправляемой школы, который вскоре и воплотил в жизнь. Дж. Ниф считал, что ее организации должны предшествовать разработанные в деталях курсы этики, касающиеся прав и обязанностей учителя и учеников по отношению друг к другу. Этот курс обязателен для всех, поскольку большинство этических норм находятся за пределами понимания детей. По завершении этой предварительной подготовки, необходимой для воплощения в жизнь «школьного гражданства», Дж. Ниф произнес перед своими учениками торжественную речь, знаменующую создание Школьной республики: «До сих пор, мои дорогие маленькие друзья, моя воля была вашим законом; это было высшей нормой, которой вы были бяза-ны соответствовать вашими действиями. Я был вашим деспотом, мое правление было деспотическим. Но теперь вы обнаружили для себя вечные законы благоразумия, которые являются высшими регуляторами вашего будущего поведения. Вы способны быть своими собственными законодателями и губернаторами, а следовательно, достойны свободного Правительства. Вы достойны быть управляемыми вашими собственными законами, или, скорее, предписаниями всеобщих оснований, которые Всемогущий сделал составной

частью вашей природы и которую вы сейчас открыли. Вы больше не мои подчиненные, но вы есть и всегда должны быть подчиненными ваших обязанностей. Быть членом вашего общества, гражданином вашей маленькой республики есть моя цель. Это ваше право определить по моему предыдущему поведению относительно меня: достоин ли я быть вашим согражданином и собратом по учебе» [7, p. 75].

Дж. Ниф трактует идею Песталоцци о наблюдении и созерцании как одну из основополагающих в процессе обучения. Американский педагог был убежден, что знания должны быть получены на основе собственных чувств и непосредственных ощущений ребенка, а книги необходимо использовать только на более поздних этапах его обучения. Для своих прогулок со школьниками «Ниф обычно брал небольшую сумку, содержащую химические реактивы и другие средства тестирования минералов и горных пород. Он показывал выделение пузырьков с помощью известковых камней, твердость минерала кремния и его способность царапать стекло, специфический запах и адсорбцию влажности, характеризующие глиноземные породы. Он не приводил учеников в замешательство потоком информации и не обременял их молодую память искусственным анализом» [ibid., p. 82]. Песталоцци назвал «методом мысли» совокупность средств помощи ученику в саморазвитии, когда он получает начальное элементарное образование. В педагогической деятельности Дж. Нифа ясно прослеживается модификация и усовершенствование этой методики. Новизна здесь проявляется в коррекции американским педагогом системы образования Песталоцци, а не в создании им нечто принципиально нового. Тем не менее, деятельность американского педагога по адаптации и модернизации системы образования Песталоцци позволяет определять ее как новаторскую.

Дж. Ниф большое значение придавал разностороннему развитию ребенка. По его мнению, ловкость тела составляет основу культивирования силы и физических умений. Стремление ребенка к развитию своих способностей заключается в его природном влечении к саморазвитию, которое заложено в самой природе телесности. Поэтому в учеб-

ных заведениях Песталоцци и Нифа был введен особый предмет - гимнастика. Родственник одного из учеников Дж. Нифа так описывает методы его физического воспитания: «Мы были задействованы во всех видах атлетики, были великолепными пловцами и конькобежцами, ходоками и гимнастами. В хорошую погоду мы ходили дважды в день на реку с Нифом, который был совершенным пловцом среди нас. Возможно, из-за совместных развлечений с нашим учителем между ним и учениками была великая свобода» [9, р. 5].

Школа в Филадельфии успешно просуществовала более трех лет и затем была переведена в небольшой американский городок Виладж Грин. Здесь Дж. Ниф продолжал следовать системе Песталоцци и дальше совершенствовать ее. В школе продолжала формироваться либеральная образовательная среда. Тем не менее, у Дж. Нифа появились весьма влиятельные недоброжелатели. Основную причину их появления описывает У. Маклур в своем письме к педагогу: «...это не потому, что Вы учите безнравственно, как они позволяют себе говорить, но потому, что Вы идете коротким и верным путем к знаниям без яда предрассудков, поэтому они видят в Вас врага их привилегий и предполагаемого превосходства» [7, р. 28]. Из-за внешнего противодействия Дж. Нифу пришлось свернуть свою образовательную деятельность. Американский исследователь УС. Монро видит одну из причин этого в слишком раннем приезде Дж. Нифа в Америку [9, р. 12].

Таким образом, несмотря на то что долгое время в истории образования Дж. Ниф считался лишь удлиненной тенью Песталоц-ци в Америке, его по праву можно считать педагогом-новатором. Пока Песталоцци пытался воплотить свою систему природосообразного образования с помощью патерналистских средств, его ученик апробировал свою систему воспитания и обучения, основанную на идеях демократизма и рационализма. Дж. Ниф был одним из первопроходцев модернизации американской школы в начале XIX века. В контексте учения Песталоцци он разработал собственную концепцию школьно-

го образования и предпринял попытку ее внедрения в систему народного образования США. Американский деятель М. Рудди писал, что сведения о новых школах привели Хораса Манна к желанию ознакомиться с образовательными учреждениями, функционирующими по методу Песталоцци [10]. Хотя первое привитие песталоццианизма к американской системе образования оказалось не вполне удачным, тем не менее недолгое его процветание стало достаточным для того, чтобы в дальнейшем стать позитивным фактором реформирования и модернизации американской школьной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуляихина, Е. С. Система педагогических условий развития логической культуры младшего школьника / Е. С. Гуляихина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - J№ 9. - С. 59-62.

2. Ушинский, К. Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1948-1952. - Т. 3. - 1948. - 611 с.

3. Ушинский, К. Д. Школьные реформы в Северной Америке / К. Д. Ушинский. - М. : Буки, 2011. - 34 с.

4. American higher education: A documentary history : in 2 vol. / ed. by R. Hofstadter & W. Smith. -Chicago ; London : University of Chicago Press, 19611968. - 1074 p. - Vol. 1. - 1961.

5. Boone, R. G. Education in the United States / R. G. Boone. - N. Y. : Education, 1889. - 437 p.

6. Cremin, L. A. Republic and the School: Horace Mann on the Education of Free Man / L. A. Cremin. -N. Y. : Educational Theory, 2001. - 553 p.

7. Gutek, J. L. Joseph Neef: The Americanization of Pestalozzianizm / J. L. Gutek. - Tuscaloosa : University of Alabama Press, 1978. - 159 p.

8. Lockwood, G. The New Harmony Movement / G. Lockwood. - N. Y. : Appleton and Company, 1905.410 p.

9. Monroe, W. Sm. Joseph Neef and Pestalozzianism in America / W. Sm. Monroe. -Boston : [s. n.], 1894. - 13 p.

10. Ruddy, M. Pestalozzi and the Oswego movement / M. Ruddy. - N. Y. : University at Buffalo, 2000. - 46 p.

EDUCATION IN THE EARLY XIX CENTURY AMERICA: JOSEPH NEEF’S CONCEPTION OF SCHOOLING AND PROBLEMS OF ITS REALIZATION

Eu.S. Gulyaikhina, S.A. Linchenko

The article is devoted to Joseph Neef’s educational activities which made a successful attempt to introduce the progressive achievements of J.G. Pestalozzi’s theory and practice to the United States’ public education system in the early nineteenth century. This article explores the contribution to the transformation of the doctrine of natural education by the American educator, identified the main factors of his activities and problems encountered in the sequential implementation of Pestalozzi’s ideas in the socio-cultural reality of the New World.

Key words: Neef, Pestalozzi, history of education, schooling, modernization, American school, USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.