Научная статья на тему 'Американские комиксы как инструмент политической пропаганды'

Американские комиксы как инструмент политической пропаганды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2878
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИКСЫ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРОПАГАНДА / АМЕРИКА / СССР / РОССИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ПОЛИТИКА / ЖУРНАЛЫ / СОЦИОЛОГИЯ / COMICS / IDEOLOGY / PROPAGANDA / AMERICA / USSR / RUSSIA / MASS CULTURE / ART / POLITICS / JOURNALS / SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гуков Павел Сергеевич

Данная работа представляет собой исследование комиксов как одного из способов воздействия на массовую культуру и источник идеологии. Рассматриваются примеры из индустрии комиксов США, а также подобный опыт Советского Союза во взрослых и детских журналах (таких как «Бегемот» и «Мурзилка»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

American comics as a tool of political propaganda

This article examines comics as a way of influencing the mass culture and the source for ideology construction. Study focuses closely on the American case, as well as similar experience of the Soviet Union in adult and children's magazines (such as "Begemot" and "Murzilka").

Текст научной работы на тему «Американские комиксы как инструмент политической пропаганды»

Американские комиксы как инструмент политической пропаганды American comics as a tool of political propaganda

Гуков Павел Сергеевич

Студент 2 курса

Факультет Социологии Санкт-Петербургский Государственный Университет 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9

e-mail: pavelgukov@mail.ru

Gukov Pavel Sergeevich

Student 2 term Faculty of Sociology Saint-Petersburg University 13B Universitetskaya Emb., St Petersburg 199034, Russia

e-mail: pavelgukov@mail.ru

Аннотация.

Данная работа представляет собой исследование комиксов как одного из способов воздействия на массовую культуру и источник идеологии. Рассматриваются примеры из индустрии комиксов США, а также подобный опыт Советского Союза во взрослых и детских журналах (таких как «Бегемот» и «Мурзилка»).

Annotation.

This article examines comics as a way of influencing the mass culture and the source for ideology construction. Study focuses closely on the American case, as well as similar experience of the Soviet Union in adult and children's magazines (such as "Begemot" and "Murzilka").

Ключевые слова: комиксы, идеология, пропаганда, Америка, СССР, Россия, массовая культура, искусство, политика, журналы, социология.

Key words: comics, ideology, propaganda, America, the USSR, Russia, mass culture, art, politics, journals, sociology.

Комиксы за последние почти 100 лет своего существования (в том виде, в каком они есть сейчас) в общей сумме издались миллионными тиражами. Сюда можно включить не только выпуски «Большой двойки» (Marvel и DC), но также и графические романы (например Брайана Ли Омэйли), комиксы мелких издательств и, разумеется, авторские работы, которые читали меньшенство. Однако, именно за страницами комиксов титанов индустрии Marvel и DC можно увидеть идеологическую подоплеку, которую пытались и до сих пор пытаются привить их читателям. И речь не только о подрастающих умах, которые ходят школу (одно из главных заблуждений о представителях комикс-сообщества), но и куда более взрослой аудитории. Тому доказательство примеры выпусков в которых герои спасают кандидатов в Президенты США (или останавливают их).

Таким образом, данная статья посвящена в первую очередь тому, как можно не только заработать, но и распространить идеи с помощью красочных страниц с минимальным количеством текста.

В качестве определения идеологии, в рамках данной статьи, будет использоваться определение Ю. Кристевой. Под идеологией она понимает интертекстуальную функцию, которая придает тексту социальные и исторические координаты, а также связывает текст с прочими практиками означивания, составляющими его культурное пространство.

Куда сложнее опредилить, что такое комиксы. Скотт Макклауд в своей книге «Понимание комикса» дает следующее определение:

«Комиксы - это сопоставленные в определенном порядке графические и прочие изображения, призванные передать информацию и/или вызвать у зрителя эстетический отклик»

В то же время, Терри Гройштейн, один из исследователей комиксов, предлагает определять их как систему, которая станет рамкой для всех последующих определений комикса, а также смогут опираться друг на друга. Т.е. он предлагает изучать комиксы не как явление, а как научный объект.

R. C. Harvey определил комиксы следующим образом:

«Это нечто, что иногда на двух ногах, но иногда на четырех ногах, иногда летающее, а иногда нет, использующее метафору, смешанная сама с собой. Определение комикса - это загадочная загадка, обернутая тайной»

Уже этой, крайне сложной цитатой можно показать, что определить комиксы в принципе очень сложно. Ведь с одной стороны, это просто картинки с текстом, но в тоже время это сложное искусство, понимание которого дается далеко не всем. Даже комиксистам, которые посвятили жизнь этому ремеслу.

В рамках данной статьи предлагается определять комиксы следующим образом:

«Это система упорядоченных символов, используемая в графических изображениях, воспроизведенная в определенной последовательности, с целью передачи сюжета и/или конкретного знания, и порождающая определенные паттерны поведения и социальные практики»

Определив комиксы, можно смело идти дальше и посмотреть, что они скрывают за обложками, и какие символы можно прочесть между строк.

В конце концов, в первую очередь, американские комиксы, должны были стать тем, чем они и стали - ежемесячными журналами, в которых, порой мы можем увидеть отражение нашей реальности. И это забавно, хотя бы потому, что современные комиксы начинались исключительно как комедийные стрипы (отсюда и берет свое название жанр). Немного после, комиксы стали содержать фантастические истории о приключениях в космосе (например приключения Бака Роджерса), а потом популярность обрели детективные истории о Дике Трейси. Все эти события ознаменовали т.н. «Платиновый век» комиксов.

В конечном счете комиксы стали рассказывать о супергероях, и причиной тому послужила Великая американская депрессия. Людям были нужны примеры для подражания, одним из которых стал Супермен, и так начался уже «Золотой век» комиксов. С этого момента появляются всеми любимые и узнаваемые герои: Бэтмен, Зеленый фонарь, Капитан Америка и пр.

С этого момента у комиксов была конкретная цель - решение конкретных идеологических задач: преодоление уже упоминавшийся Великой депрессии и Второй Мировой войны. Позже цели поменялись, но суть (а именно пропаганда идеологии) осталась прежней.

Ярчайшим примером может служить обложка первого выпуска «Капитана Америка» 1941 года (рисунок 1). Здесь можно увидеть как Капитан побеждает главного врага всего мира того времени -Адольфа Гитлера, планировавшего вторжение на США.

Рисунок 1. Обложка «Captain America Comics #1»

Забавно то, что вышел комикс чуть больше чем за полгода до того, как США вступили в эту войну, ну а целью же был набор новобранцев, которые готовы сражаться с общим мировым злом. Нечто похожее можно было встретить и на обложке комикса о Бэтмане, например, где главный герой расстреливает нацистов из пулемета (Рисунок #2). Чуть позже в комиксах, прямо на обложке свежего выпуска, встречалась реклама о покупке военных облигаций. Стоит отметить, что читателям это не очень нравилось — они не хотели лезть в политику. Однако, раскрашенные раскраски все равно стали рупором идеологии.

Рисунок 2. Обложка "Batman Comics #15"

Но Вторая Мировая закончилась, и началась уже Холодная война, а вместе с ней и «Серебряный век» комиксов. Супергерои Америки не остаются в стороне, то и дело пытаясь остановить советские ядерные ракеты и сверхлюдей с серпом и молотом на груди. Например Бэтман и Робин спасаются от советского спутника (Рисунок 3).

Рисунок 3. Обложка "Detective comics #266"

Помимо этого появляется целый ряд новых героев, отражающих политические и культурные идеи США того времени: Черная пантера появляется в 66-ом году в выпуске о Фантастической Четверке (Рисунок 4), а чуть позже и другой афроамериканский герой Люк Кейдж. Разумеется это связано в первую очередь с борьбой чернокожего населения за свои права. Помимо этого Чудо-Женщина перестала быть просто секретарем Лиги Справедливости, став полноправным членом команды (Рисунок

5).

Рисунок 4. Обложка "Fantastic Four #52"

Рисунок 5. Обложка "Wonder Woman #53"

Чуть позже 70-е идеологическая направленность комиксов спадает, и в жанре преобладает нуар и психологизм героев, и так начинается Бронзовый век комиксов. В рамках данной статьи, ничего интересного не произошло, поэтому останавливаться на нем не станем.

К девяностым наступает кризис жанра, а в начале двухтысячных новый рассвет, который можно назвать ренессансом американского комикса. Возвращается идеологическая направленность, но уже не против СССР, а более современная, освещая социальные проблемы ЛГБТ-сообществ и национальных

меньшинств, что отражается и на самих супергероях, некоторые из которых стали представителями того или иного сообщества.

Однако и без политики не обошлось - во время предвыборных компаний в США герои Америки спасают кандидатов в президенты страны, или же они (кандидаты) становятся злодеями - Дональд Трамп в роли злодея M.O.D.O.K (Рисунок 6) альтернативной вселенной Marvel (2016 год) яркий тому пример.

Рисунок 6. Обложка "Spider-Gwen Annual #1"

Но тогда встает другой вопрос: «были ли комиксы в СССР?». На самом деле их не было в том виде каком принято их представлять. Однако можно сказать, что использовалась техника комиксов, но комиксов в привычном виде не было. Одним из таких примеров могут служить агитационные плакаты большевиков в период Гражданской войны, а именно «Окна роста», которые показывали жизнь при царе и какой она будет после.

В 1924 году выходит журнал «Новый Мурзилка» который часто обращается к формату комикса, но изменяя его. Чуть позже, такой же способ повествования перешел от «Мурзилки» и к другим советским взрослым журналами («Крокодил» и «Бегемот»), которые при помощи картинок и текста агитировали бороться с тунеядством и алкоголизмом.

В 1930-ом году в Ленинграде выходит «ЧИЖ» (рисунок 7, 8, 9), направленный на самых маленьких читателей, который уже использует рассказы в картинках, что максимально приближало его к формату комиксов.

Рисунок 8. Страницы "ЧИЖ#1"

Рисунок 7. Страницы "ЧИЖ #4"

Рисунок 9. Страницы "ЧИЖ #4"

Во время Великой Отечественно войны выходят «Окна ТАСС» - это тоже серия агитационных плакатов, направленная на поддержание боевого духа.

В послевоенные годы тематика советских «комиксов» для взрослой аудитории изменилась - теперь жертвой высмеивания стали американцы и их образ жизни. В детских же журналах все чаще стали рассказывать о том как сделать ту или иную поделку. В 1956-ом начинается разработка нового детского журнала «Веселые картинки» (Рисунок 10), чуть позже к нему подключилась обновленная «Мурзилка». Оба журнала рассказывали истории в картинках, и оба были направлены на пропаганду советской идеологии. Что примечательно - оба этих журнала издаются до сих пор.

Рисунок 9. Страницы "Веселые картинки #2"

В современной же России комиксы стали очень популярным явлением. Начали не только читать и переводить книжки с картинками, но и создавать свои уникальные произведения.

На данный момент одним из главных комикс-издательств России является «Bubble», основанное в 2011 году. За чуть более 6 лет, в комиксах данного издателя не встречалась какая-либо пропаганда западной или отечественной идеологии из-за чего останавливаться на них нет смысла. Экспертами комиксов считают, что в нашей стране создаются преимущественно авторские работы, а в стране пока только формируется собственное комикс-течение, которое не лезет в политику. Но, тем не менее говорить о российских комиксах еще рано, т.к., комикс-течения только формируются.

Т.о. можно убедиться, что комиксы не просто картинки с баблами (пузыри, в которых пишутся диалоги персонажей) - в них скрыто гораздо большее. В первую очередь, комиксы это некоторое зеркало нашего мира, где можно найти актуальные для своего времени образы, их критику и влияние на нас. В конечном счете все это может сводиться к идеологии. Не стоит также забывать, что комиксы это продукт массовый, и читают его не только в США, но и во всем мире. Поэтому говорить об их влиянии на умы читателей крайне важно, не говоря уже о том, что эту пропаганду, которая хоть и не всегда имеет место быть, люди готовы покупать.

Список используемой литературы:

1. Batman Comics #15. NY.: Detective Comics, 1943

2. Captain America Comics #1. NY.: Marvel, 1941

3. Detective Comics #266. NY.: Detective Comics, 1959

4. Fantastic Four #52. NY.: Marvel, 1966

5. Groensteen T. Why Are Comics Still in Search of Cultural Legitimization? // A Comics Studies Reader. University Press of Mississippi, 2009. P. 3-11.

6. Harvey, R. C. (2001). "Comedy at the Juncture of Word and Image". In Varnum, Robin; Gibbons, Christina T. The Language of Comics: Word and Image. University Press of Mississippi. pp. 75-96. ISBN 1-57806-414-7.

7. Spider-Gwen Annual #1. NY.: Marvel, 2016

8. Wonder Woman #53. NY.: Detective Comics, 1953

9. Весёлые картинки #2. М.: Молодая гвардия, 1968

10. Волков А. В., Кутузов К.С. Тайная история комиксов. М.: АСТ, 2017.

11. Скотт Макклауд Понимание комикса: невидимое искусство. М.: Белое яблоко, 2016.

12. Цит. по: Грицанов А.А. История философии: Энциклопедия. М.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. С. 388-389.

13. Чиж #1. Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936

14. Чиж #4. Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.