Научная статья на тему 'Американская политика просвещения индейских племен (конец XVIII начало XIX В. )'

Американская политика просвещения индейских племен (конец XVIII начало XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2796
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ПОЛИТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ / ИНДЕЙЦЫ / ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН / ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН / USA / EDUCATION POLICY / AMERICAN INDIANS / GEORGE WASHINGTON / THOMAS JEFFERSON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нелин Тимур Владимирович

В статье рассматривается политика первых президентских администраций США в отношении американских индейцев. Движущим фактором этой политики была идея просвещения аборигенов, воспитание в них качеств и навыков, необходимых для интеграции в общество белых людей. Понимая всю сложность задачи, власти США только начинали прощупывать почву для выработки последовательной стратегии ассимиляции индейцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN EDUCATION POLICY TOWARDS INDIAN TRIBES (THE END OF THE 18th BEGINNING OF 19th CENTURY)

This article studies the policy of the first presidential administrations of the USA in relation to the Native Americans. The policy was established during the period of George Washington's presidency. The key factor of this policy was the education of aboriginals, the inurement of skills necessary for the integration with white people. The development of trade relations between nations became the beginning of this process. Trade relations required competent management and special laws regulating the process of trade and intercourse with the Native Americans. Government trading houses (factories) had to urge the process of civilization. The author shows the influence of the Enlightenment philosophy of Thomas Jefferson on his idea to educate the aboriginals. The close attention is paid not only to the political views of the third president of the USA, but also to his activity in the process of realizing the educational policy towards the Natives. Educational programs had a purpose to integrate aboriginal tribes into the US society. It was uneasy task and the government tried to find more constructive forms of working instead of common trade and intercourse acts with the Indians. The Louisiana Purchase gave new opportunities for developing the federal policy. Lewis and Clark explored the West and collected comprehensive information about its tribes, their habits and way of life. It was very useful for the government in its idea to civilize the indigenous peoples. The author studies the letters of Thomas Jefferson to some American politics and to the Natives, that the president wrote about his plans about the future of the American Indians. Revival movement of the Second Great Awaking found good allies for the US government. The author shows the role of protestant missionaries in the educational policy of the USA towards the Natives.

Текст научной работы на тему «Американская политика просвещения индейских племен (конец XVIII начало XIX В. )»

noz ‘ах ниїтзн ©

®

УДК 94(73)“14/1918” ББК 63.3(7)52

АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ ИНДЕЙСКИХ ПЛЕМЕН (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XIX в.)

Нелин Тимур Владимирович

Кандидат исторических наук,

доцент кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения, заместитель директора Центра американских исследований «Americana»

Волгоградского государственного университета [email protected], [email protected]

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается политика первых президентских администраций США в отношении американских индейцев. Движущим фактором этой политики была идея просвещения аборигенов, воспитание в них качеств и навыков, необходимых для интеграции в общество белых людей. Понимая всю сложность задачи, власти США только начинали прощупывать почву для выработки последовательной стратегии ассимиляции индейцев.

Ключевые слова: США, политика просвещения, индейцы, Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон.

Правительство США взялось за реализацию планов по просвещению индейских племен в годы президентства Джорджа Вашингтона. Эти планы возникли, однако, не сразу, а лишь после некоторых, не всегда к тому же удачных попыток найти общий язык с индейцами. В третьем ежегодном послании Конгрессу 25 октября 1791 г. Дж. Вашингтон впервые на официальном уровне заговорил о необходимости привить аборигенам навыки цивилизованного образа жизни [17, р. 104-105]. Это можно рассматривать как перемену стратегии в индейском вопросе. Жесткие методы контроля племен не работали. Решено было сделать ставку на постепенную аккультурацию аборигенов, что и составило основу американской политики просвещения конца ХУШ века.

До 1791 г. Дж. Вашингтон просвещением индейцев заниматься не собирался, но считал необходимым подчинить их правительственному курсу США. При этом метод такого подчинения виделся не в военном давле-

нии, а в торговом контроле. Как выяснилось в годы Войны за независимость (1775-1783), торговые отношения тесно переплетались практически со всеми направлениями индейской политики [2]. В частном письме к главе комитета по делам индейцев Джеймсу Дюа-ну от 7 сентября 1783 г. Дж. Вашингтон говорил о необходимости сосредоточить всю торговлю с коренными американцами в руках правительства, дабы заставить оных действовать строго в интересах США. Согласно мнению будущего президента, с индейцами было бы гораздо проще договариваться, используя монополию в торговле, а не посредством подарков, приносивших выгоду лишь отдельным личностям [10, р. 2]. Та же мысль, но на официальном уровне была предложена на рассмотрение Сената 4 августа 1790 года [11, р. 76]. Реализации плана первого президента должен был способствовать закон о торговле и взаимоотношениях с индейцами, принятый в 1790 г. сроком на два года [14].

В действительности президентский план не работал, отношения с американскими аборигенами были нестабильными и часто конфликтными. Начавшаяся в 1790 г. война с северо-западным союзом индейских племен дестабилизировала ситуацию на западных границах США. На юге враждебность проявляли чероки. Контролировать индейцев не получалось, так как это могло быть осуществлено только в условиях торговой монополии США, а этого не было. Несмотря на все усилия ограничить продажу оружия индейцам, Соединенные Штаты никак не могли это сделать из-за активности английских торговцев, которые продолжали свои поставки в том же объеме. Стало очевидно, что тактику нужно менять. Просвещение индейцев, превращение их в цивилизованный народ решило бы целый комплекс проблем и в идеале вело бы к включению аборигенов в состав США.

Для «обеспечения индейцам счастливой жизни и их присоединения к Соединенным Штатам» президент Дж. Вашингтон предложил программу из шести пунктов. В третьем пункте оговаривалась роль торговых отношений в просвещении индейцев: через торговлю с аборигенами «предметами цивилизации» американцы могли пропагандировать образ жизни белого человека [17, р. 104-105]. Говоря иначе, товары, которые предлагались белыми торговцами на продажу индейцам и которые сами коренные американцы не могли производить (те же металлические ножи и томагавки, бисер, ткани и т. д.), должны были свидетельствовать о мощи американской цивилизации, о ее силе и превосходстве и одновременно имели цель показать индейцам все плюсы цивилизованного образа жизни. Торговля с индейцами «предметами цивилизации» сама по себе, конечно, не означала просвещение племен в полной мере. Это был скорее первый шаг для подготовки индейцев к принятию образа жизни, а затем и ценностей белого общества. Как видно, в индейском вопросе первый президент страны по-прежнему делал ставку на торговлю с индейцами, переосмыслив ее роль (от средства подчинения аборигенов к средству их культурной ассимиляции).

Новый закон о торговле и взаимоотношениях с индейцами, принятый 1 марта 1793 г.

за три дня до второй инаугурационной речи Дж. Вашингтона, включал пункты, способствующие началу политики просвещения индейских племен. Статья 9 данного закона уполномочивала президента снабжать индейцев домашними животными и инструментами для занятия сельским хозяйством, а также другими товарами или деньгами «для распространения цивилизации среди дружественных индейских племен и для сохранения их дружбы» [6, р. 331]. Здесь имелись в виду племена, проживавшие на незаселенной белыми территории США. Просвещение племен вне американской территории не имело смысла, поскольку возникновение у Дж. Вашингтона самой идеи просвещения аборигенов было продиктовано не абстрактной миссианской идеологией, а конкретной целью - снижением уровня конфликтности на границе. Соответственно, те племена, которые жили на заселенной белыми территории и не представляли угрозы американцам (например, остатки алгонкиноязычной конфедерации Поухатана, сиуязычные катоба и пр.), тоже, как считалось, не нуждались в просвещении.

Закон 1793 г. привнес также некие нововведения в работу индейских агентств. Президент получал право самостоятельно назначать агентов для жизни среди индейцев. Именно эти агенты должны были на месте реализовывать правительственные планы, которые включали в себя, во-первых, продажу индейцам «предметов цивилизации» и, во-вторых, обучение навыкам их использования. Таким образом, успешность политики США в отношении коренного населения напрямую зависела от личных качеств агентов.

Следующим этапом политики просвещения индейских племен можно назвать введенную при Дж. Вашингтоне систему руководимых правительством торговых домов, или факторий. Фактории по своей сути чем-то напоминали приграничные военные посты и зачастую находились в непосредственной близости от них, то есть практически на землях индейцев. Госмонополия на торговлю с индейцами, согласно замыслу президента, выраженному в пятом ежегодном послании Конгрессу, должна была прекратить обманы со стороны частных торговцев и снизить уровень конфликтности [8, р. 141]. Кроме этого, через про-

дажу «предметов цивилизации» и обучение индейцев методам ведения сельского хозяйства система факторий должна была ускорить процесс перехода аборигенов к цивилизованному образу жизни [3, р. 452].

Когда закончился срок действия закона 1793 г., был принят новый. Никаких нововведений в политике просвещения он не вводил, разве что сокращал сумму, выделявшуюся на цивилизационные программы с 20 тысяч долларов в год до 15 тысяч [4, р. 472].

Второй президент США, Джон Адамс, не собирался ничего радикально менять в индейском вопросе, придерживаясь линии своего предшественника. Буквально через пару дней после окончания срока действия закона 1796 г. о торговле и взаимоотношениях с коренными американцами был принят новый закон, в своих положениях полностью идентичный предыдущему [5].

Действительным энтузиастом в реализации политики просвещения индейцев можно считать третьего президента страны - Томаса Джефферсона. В отличие от Дж. Вашингтона, он видел в этом нечто гораздо большее, чем просто стратегическую выгоду. Просвещение индейцев было некой миссией, идеологическую основу которой составляла расовая теория американского мыслителя, изложенная в «Заметках о штате Виргиния». Труд этот был написан в 1781 г. и опубликован в 1785 году. Вопрос VI Т. Джефферсон посвятил критике взглядов французского естествоиспытателя графа Жоржа Луи Леклерка де Бюффона, который в своей работе «Эпохи природы» в составе многотомника «Естественной истории» описывал индейцев как физически и морально неполноценных [1, с. 147-148]. Т. Джефферсон с негодованием воспринял позицию графа и в своей критике очень четко и логически выверено доказывал ошибочность всех подобных заблуждений. Более того, как истинный просветитель, он даже в чем-то возносил индейцев, например, в ораторском искусстве: «Я сомневаюсь в том, что в речах Демосфена и Цицерона или любого другого более прославленного оратора, если Европа такового дала, есть хотя бы один пассаж, превосходящий речь Логана, вождя минго, обращенную к лорду Данмору» [там же, с. 151].

Согласно теории Т. Джефферсона, индейцы находились на стадии варварства, и от ци-

вилизации их отделял один шаг. Переход на следующий этап развития считался закономерным процессом, но медленным. Соответственно, задача просвещенного белого общества - ускорить естественный процесс, помочь столь славному индейскому народу совершить культурный скачок.

Для успешной реализации подобных планов необходима была определенная последовательность. Задача номер один виделась в изменении образа жизни индейцев, переходе их к фермерству: «Во время своих походов, -писал Т. Джефферсон, - они подвергаются многочисленным опасностям, чрезвычайному напряжению, величайшим испытаниям голодом. Даже при оседлой жизни пропитание индейцев определенную часть года зависит от даров леса: значит, раз в году они голодают <...>. При хорошем обеспечении кормами одна ферма даст больше рогатого скота, чем все лесные угодья могут вырастить бизонов» [1, с. 149-150].

Учитывая характер взглядов Т. Джефферсона на проблему и даже, можно сказать, его личную заинтересованность, было вполне логично, что, став президентом, он взялся за предложенную Дж. Вашингтоном идею просвещения индейцев с особым упорством. Уже в первом ежегодном послании Конгрессу от 8 декабря 1801 г. Т. Джефферсон отчитывался об успехе внедрения в традиционную жизнь коренных народов элементов цивилизации -переходе индейцев к скотоводству и ведению домашнего хозяйства вместо охоты и рыболовства [9, р. 501]. Индейский агент Бенджамин Хокинс более обстоятельно показал это Конгрессу на примере племени криков. Фактически в своем докладе он привел слова президента из первого ежегодного послания Конгрессу и далее пояснил, как крики меняют свой образ жизни [7].

Народам, готовым идти путем белого человека, была обещана правительственная помощь. Так, 7 января 1802 г. Т. Джефферсон писал индейцам майами, поттоватоми и веа (близкородственное майами племя), что правительство США с «великим удовольствием видело расположенность этих племен к возделыванию земли, разведению скота, прядению и шитью» и обещало прислать соответствующий инвентарь и людей, которые могли

проинструктировать аборигенов по вопросам перехода к цивилизованному образу жизни [22]. Возможность реализации таких обещаний в принципе была прописана в статье 13 закона 1799 г. о торговле и взаимоотношениях с индейцами [5, р. 746-747]. Эта же статья вошла и в соответствующий закон 1802 года [15, р. 2159].

Вообще интересной представляется стратегия Т. Джефферсона в просвещении индейских племен. Как истинный философ своей эпохи, он считал, что аборигены просто не понимали всех плюсов цивилизованной жизни, а значит, решить проблему можно было, объяснив индейцам, как «правильно» жить. С этой целью он писал письма индейским вождям, где всячески расхваливал образ жизни белого человека. Примером такого письма, помимо уже упомянутого обращения к майами, поттоватоми и веа, может служить послание к вождю племени сенека и пророку нового религиозного культа Прекрасному Озеру, написанное в Вашингтоне 3 ноября 1802 года. В нем американский просветитель объяснял вождю, что переход к скотоводству и земледелию был бы несомненной пользой для всего народа. Третий президент настоятельно рекомендовал вождю оставить прежний образ жизни и повести племя по новому пути: «Твои женщины и дети будут сыты и одеты, -писал американский просветитель, - люди твои будут жить счастливо в мире и изобилии <... > и дети детей твоих из поколения в поколение будут произносить имя твое с любовью и благодарностью» [19, р. 556-557].

Вполне очевидно, что такая разъяснительная работа была лишь начальным этапом политики просвещения индейских племен, впоследствии все это должно было, согласно видению Т. Джефферсона, привести к объединению индейцев и белых американцев в единый народ. Об этом президент говорил, в частности, в своих письмах к индейскому агенту Б. Хокинсу18 февраля 1803 г. и к губернатору Индианы Уильяму Генри Гаррисону 27 февраля 1803 года [18, р. 1115; 23, р. 1118].

С покупкой Луизианы в 1803 г. в политике просвещения индейцев появились новые возможности, и Т. Джефферсон не упустил случая этим воспользоваться. Для исследования приобретенной территории была орга-

низована экспедиция, впоследствии ставшая известной как экспедиция Льюиса и Кларка. Она проходила с 1804 по 1806 г., и главная ее задача была достичь Тихого океана, собрав по дороге максимально подробную информацию о западных территориях и их жителях.

Несмотря на, казалось бы, чисто исследовательский характер, экспедиция Льюиса и Кларка тесным образом была связана с политикой президента по просвещению индейских племен. Согласно инструкциям, которые Т. Джефферсон составил для капитана Мериуэзера Льюиса, последнему следовало собрать весьма обширную информацию не только о животном и растительном мире, полезных ископаемых, климате и т. п., но и об индейских народах Запада: названия племен, численность, границы проживания, их отношения с другими племенами, язык, традиции, условия жизни и т. д. При этом, что особенно примечательно, М. Льюис должен был выяснить, какие из народов склонны к цивилизации, и проинструктировать их по этому поводу [13, р. 1128].

В своих наставлениях к капитану М. Льюису Т. Джефферсон также пояснял, что если какие-либо индейские вожди захотят посетить США, капитан должен был всячески этому содействовать, притом за счет Соединенных Штатов. Если же некоторые из них выразят желание, чтобы их молодежь воспитывалась и училась в США, то также следовало оказать содействие [ibid., р. 1129-1130].

В принципе, эти указания имели определенную цель - формирование доверия к Соединенным Штатам у влиятельных индейских лиц, а также воспитание в молодежи дружественного отношения к США. Это должно было в идеале способствовать зарождению нового поколения индейских детей: образованных, настроенных проамерикански, того поколения, которое стремилось бы к сближению двух народов. Таким образом, Т. Джефферсон хотел создать благоприятные условия для ассимиляции коренных американцев. Покупка Луизианы этому способствовала как нельзя лучше.

Луизиана также дала толчок развитию еще одной идеи Т. Джефферсона - переселению индейцев в резервации. В письме от 12 августа 1803 г. к Джону Брекинриджу, сенатору

от штата Кентукки, американский президент говорил, что незаселенная часть Луизианы, от Поинт Купэ до моря, несомненно, будет правительственной территорией, и наилучшее, что можно было сделать по использованию этой страны - предоставить ее в управление индейцам в обмен на принадлежавшие им земли [21, р. 1138].

Переселение индейцев в резервацию за Миссисипи было очень выгодно для США. Во-первых, это способствовало бы задержке белых поселенцев на восточном побережье, что сохраняло бы под контролем трудовые ресурсы. Во-вторых, прекращался бы конфликт из-за земли. И в-третьих, индейцами, собранными в одном месте, было легче управлять, а значит, и ускорился бы процесс ассимиляции.

Однако сколь грандиозен был замысел, столь же тяжел он был в реализации. Ведь главная задача состояла не просто в «отчистке» от аборигенов восточного берега Миссисипи - как это видел впоследствии Эндрю Джексон, - а в создании условий для слияния индейцев и белых в один народ. В своем письме Дж. Брекинриджу Т. Джефферсон, скорее, выразил мечту, чем конкретное предложение. В действительности в индейской политике США того периода тема переселения официально была выражена лишь однажды: в конце своего президентского срока Т. Джефферсон предложил чероки обменять часть их земель на территории к западу от Миссисипи [20].

В стремлении ассимилировать индейцев правительство США неожиданно нашло сильного союзника: разного рода протестантские организации, движимые духом эпохи Второго великого пробуждения - периода необычайной активности американских пасторов и всплеска интереса рядовых американцев к протестантской догматике - горели желанием сделать из индейцев цивилизованных людей. Правда, их понятие цивилизованности несколько отличалось от мнения правительства и сводилось по большей части к христианизации аборигенов. Тем не менее и тех, и других объединяла общая цель.

Как отмечает американский историк-иезуит Фрэнсис Пол Пруча, католические миссии в США были малочисленны, и фактически работу по христианизации индейцев взя-

ли на себя протестанты, которые были уверены, что христианизация индейцев - это очень важный и, возможно, даже основной компонент политики просвещения туземцев. Существовала даже полемика, что должно быть первичным - цивилизация или христианизация. Одни считали, что сначала нужно познакомить индейцев с Евангелием, ибо оно само и есть великая сила цивилизации. Другие полагали, что для того чтобы «дикари» поняли Евангелие, они должны быть цивилизованы. Однако, по словам Ф.П. Пручи, по большей части этот спор был просто словесной перебранкой. На практике миссионеры всегда выполняли обе задачи одновременно. Уже существовавшие среди индейцев миссии были по сути учебными заведениями: дети не только воспитывались в христианском благочестии, - по крайней мере, как это виделось учителям, - но и естественно обучались английскому языку, учились читать, писать, получали определенное общее образование и осваивали ремесла. Посему правительство США решило активно такие миссии поддерживать. Так, когда пресвитерианский миссионер Гидеон Блэкберн обратился к Т. Джефферсону и военному министру Генри Дирборну в 1803 г. за помощью в организации школы среди чероков, эта инициатива была тепло встречена третьим президентом страны, и открытие школы было разрешено [16, p. 52-53].

В 1807 г. Г. Блэкберн в письме президенту сообщал о своих достижениях в обучении индейских детей [12]. Успех Г. Блэкберна был хорошим примером того, как протестантские организации могли на деле воплощать взгляды президента по просвещению индейцев.

Наиболее значимым из миссионерских организаций того периода был Американский совет уполномоченных по делам зарубежных миссий (American Board of Commissioners for Foreign Missions), основанный в Бостоне в 1810 году. Главная цель этой организации была в несении христианского учения непросвещенным народам. Миссио-нер-конгрегационалист Сайрус Кингсбари, намереваясь начать просветительскую работу среди индейцев чероки, в письме Американскому совету от 26 ноября 1816 г. пояснил основную задачу задуманного мероприятия - дать индейцам знания, которые помо-

гут им стать полезными гражданами и благочестивыми христианами [16, р. 53].

Первая миссия Американского совета среди индейцев чероки начала свою работу 13 января 1817 г. в Теннеси недалеко от деревни Чаттануга. Курировал ее как раз С. Кингсбари. Это событие в чем-то можно считать знаковым, поскольку правительственная политика просвещения индейских племен отныне была немыслима без участия религиозных организаций. Как следствие, и само понятие «просвещение» стало синонимично христианизации.

Конечно, нельзя сказать, что деятельность религиозных организаций была безукоризненной. Та же миссия Г. Блэкберна, несмотря на успехи в просвещении индейцев чероки, была закрыта уже в 1809 г. из-за скандала с продажей алкоголя. На протяжении практически всего XIX в. отношение самих индейцев к миссионерским школам было неоднозначным. С одной стороны, многие продвинутые вожди понимали значимость таких заведений для будущего их племен, с другой - условия воспитания в некоторых школах были зачастую в «лучших» пуританских традициях. Детям приходилось терпеть насмешки и побои со стороны преподавателей. Традиционные верования искоренялись всеми средствами. В связи с этим родители часто отказывались посылать детей в школы белых, боясь, что их чадо попадет в такие условия.

Тем не менее следует признать, что именно в конце XVIII - начале XIX в. в США была создана идеологическая и законодательная база просветительской работы с индейцами, что на десятилетия вперед определило характер политики формирования нового облика американского туземца.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Джефферсон, Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния / Т. Джефферсон. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1990. - 314 с.

2. Нелин, Т. В. Торговые отношения США с индейцами в годы Войны за независимость (17751783) / Т. В. Нелин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Ре-гионоведение. Международные отношения. -2012.- №> 2 (22). - С. 61-68.

3. An act for establishing trading houses with the Indian tribes. Apr. 18. 1796 // United States Statutes at Large, 1789-1875 / ed. by R. Peters. - Boston : Charles C. Little and James Brown, 1845. - Vol. 1. -P 452-453.

4. An act to regulate trade and intercourse with the Indian tribes, and to preserve peace on the frontiers. May 19. 1796 // United States Statutes at Large. - Boston, 1845. - Vol. 1. - P. 469-474.

5. An act to regulate trade and intercourse with the Indian tribes, and to preserve peace on the frontiers. March 3. 1799 // United States Statutes at Large. - Boston, 1845. - Vol. 1. - P. 743-749.

6. An act to regulate trade and intercourse with the Indian tribes. March 1. 1793 // United States Statutes at Large. - Boston, 1845. - Vol. 1. -P. 329-332.

7. Benjamin Hawkins to Congress. Dec. 8. 1801 // American State Papers. Documents, legislative and executive, of the Congress of the United States : Class 2 : Indian Affairs / ed. by W. Lowrie and M. St. Clair Clarke. - Washington (D. C.) : Gales and Seaton, 1832. - Vol. 1. - P. 646-648.

8. Fifth Annual Address of George Washington. Dec. 3. 1793 // A Compilation of the Messages and Papers ofthe Presidents, 1789-1897. Vol. 1. 1789-1817 / ed. by J. D. Richardson. - Washington, D. C. : Government Printing Office, 1896. - P. 138-142.

9. First Annual Message of Thomas Jefferson. Dec. 8. 1801 // Writings: Autobiography, A Summary View of the Rights of British America, Notes on the State of Virginia, Public Papers, Addresses, Messages, and Replies, Miscellany, Letters / T. Jefferson, ed. by M. D. Peterson. - N. Y. : Literary Classics of the United States, 1984. - P. 501-509.

10. George Washington to James Duane. Sept. 7. 1783 // Documents of United States Indian Policy / ed. by F. P. Prucha. - Lincoln (Neb.) : University of Nebraska Press, 1975. - P. 1-2.

11. George Washington to the Senate. Aug. 4. 1790 // A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents. - Vol. 1. - P. 76-77.

12. Gideon Blackburn to Thomas Jefferson. Sept. 11. 1807. - Electronic text data. - Mode of access: http://rotunda.upress.virginia.edu/founders/ default.xqy?keys=F0EA-print-04-01-02-6369. - Title from screen.

13. Instructions to Captain Lewis. June 20. 1803 // Writings. - P. 1126-1132.

14. Intercourse Act. July 22. 1790 // The American Indian and the United States. A Documentary history / ed. by W. E. Washbern. - N. Y. : Random House, 1973.- Vol. 3. - P. 2151-2153.

15. Intercourse Act. March 30. 1802 // The American Indian and the United States. - Vol. 3. -P. 2154-2163.

16. Prucha, F. P. The Great Father. The United States Government and the American Indians / F. P. Prucha. -Lincoln (Neb.) ; L. : University of Nebraska Press, 1986.- 426 p.

17. Third Annual Address of George Washington. Oct. 25. 1791 // A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents. - Washington, 1896. -Vol. 1. - P. 103-108.

18. Thomas Jefferson to Benjamin Hawkins. Feb. 18. 1803 // Writings. - Washington, 1896. -P. 1113-1116.

19. Thomas Jefferson to Brother Handsome Lake. Nov. 3. 1802 // Writings. - N. Y., 1984. - P. 555-557.

20. Thomas Jefferson to Cherokees. May 4. 1808 // The Thomas Jefferson Papers. Series 1. General Correspondence. 1651-1827 / The Library of Congress. - Electronic photo data. - Mode of access: http://hdl.loc.gov/loc.mss/mtj.mtjbib018550. - Title from screen.

21. Thomas Jefferson to John Breckinridge. Aug. 12. 1803 // Writings. - N. Y, 1984. - P. 1136-1139.

22. Thomas Jefferson to Miamis, Pottewatomies & Weeanks. Jan. 7. 1802 // The Thomas Jefferson Papers. Series 1. - Electronic photo data. - Mode of access: http://hdl.loc.gov/loc.mss/mtj.mtjbib010978. -Title from screen.

23. Thomas Jefferson to William Henry Harrison. Feb. 27. 1803 // Writings. - N. Y, 1984. - P. 1117-1120.

REFERENCES

1. Dzhefferson T. Avtobiografiya. Zametki o shtate Virginiya [Autobiography. Notes on Virginia State]. Leningrad, Nauka Publ., Leningr. otd-nie, 1990. 314 p.

2. Nelin T. V. Torgovye otnosheniya SShA s indeytsami v gody Voyny za nezavisimost (1775-1783) [Trade Relations between the USA and Native Americans During the War for Independence]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2012, no. 2 (22), pp. 61-68.

3. An act for establishing trading houses with the Indian tribes. Apr. 18. 1796. Peters R., ed. United States Statutes at Large, 1789-1875. Boston, Charles C. Little and James Brown, 1845, vol. 1, pp. 452-453.

4. An act to regulate trade and intercourse with the Indian tribes, and to preserve peace on the frontiers. May 19. 1796. Peters R., ed. United States Statutes at Large. Boston, 1845, vol. 1, pp. 469-474.

5. An act to regulate trade and intercourse with the Indian tribes, and to preserve peace on the frontiers. March 3. 1799. Peters R., ed. United States Statutes at Large. Boston, 1845, vol. 1, pp. 743-749.

6. An act to regulate trade and intercourse with the Indian tribes. March 1. 1793. Peters R., ed. United States Statutes at Large. Boston, 1845, vol. 1, pp. 329-332.

7. Benjamin Hawkins to Congress. Dec. 8. 1801. Lowrie W, Clair Clarke M. St., eds. American State Papers. Documents, legislative and executive, of the Congress of the United States : Class 2 : Indian Affairs. Washington (D. C.), Gales and Seaton, 1832, vol. 1, pp. 646-648.

8. Richardson J. D., ed. Fifth Annual Address of George Washington. Dec. 3. 1793. A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, 17891897, vol. 1. 1789-1817. Washington, D. C., Government Printing Office, 1896, pp. 138-142.

9. First Annual Message of Thomas Jefferson. Dec. 8. 1801. Jefferson T., Peterson M. D., eds. Writings: Autobiography, A Summary View of the Rights of British America, Notes on the State of Virginia, Public Papers, Addresses, Messages, and Replies, Miscellany, Letters. N. Y., Literary Classics of the United States, 1984, pp. 501-509.

10. George Washington to James Duane. Sept. 7. 1783. Prucha F. P., ed. Documents of United States Indian Policy. Lincoln (Neb.), University of Nebraska Press, 1975, pp. 1-2.

11. George Washington to the Senate. Aug. 4. 1790. A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, vol. 1, pp. 76-77.

12. Gideon Blackburn to Thomas Jefferson. Sept.

11.1807. Available at: http://rotunda.upress.virginia. edu/ founders/default.xqy? keys=F0EA-print-04-01-02-6369.

13. Instructions to Captain Lewis. June 20. 1803. Writings, pp. 1126-1132.

14. Washbern W. E., ed. Intercourse Act. July 22. 1790. The American Indian and the United States. A Documentary history. N. Y., Random House, 1973, vol. 3, pp. 2151-2153.

15. Intercourse Act. March 30. 1802. The American Indian and the United States, vol. 3, pp. 2154-2163.

16. Prucha, F. P. The Great Father. The United States Government and the American Indians. Lincoln (Neb.) ; L. : University of Nebraska Press, 1986. 426 p.

17. Third Annual Address of George Washington. Oct. 25. 1791. A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, Washington, 1896, vol. 1, pp. 103-108.

18. Thomas Jefferson to Benjamin Hawkins. Feb. 18. 1803. Writings, Washington, 1896, pp. 1113-1116.

19. Thomas Jefferson to Brother Handsome Lake. Nov. 3. 1802. Writings, N. Y, 1984, pp. 555-557.

20. Thomas Jefferson to Cherokees. May 4. 1808. The Thomas Jefferson Papers. Series 1. General Correspondence. 1651-1827. The Library of Congress. Available at: http://hdl.loc.gov/loc.mss/ mtj. mtjbib018550.

21. Thomas Jefferson to John Breckinridge. Aug.

12. 1803. Writings, N. Y, 1984, pp. 1136-1139.

22. Thomas Jefferson to Miamis, Pottewatomies & Weeanks. Jan. 7. 1802. The Thomas Jefferson Papers.

Series 1. Available at: http://hdl.loc.gov/loc.mss/ mtj. mtjbib010978.

23. Thomas Jefferson to William Henry Harrison. Feb. 27. 1803. Writings, N. Y, 1984, pp. 1117-1120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AMERICAN EDUCATION POLICY TOWARDS INDIAN TRIBES (THE END OF THE 18th - BEGINNING OF 19th CENTURY)

Nelin Timur Vladimirovich

Candidate of Sciences (History), Associate Professor,

Department of International Relations and Foreign Area Studies,

Deputy Director, Center of American Studies “Americana”,

Volgograd State University [email protected], [email protected]

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. This article studies the policy of the first presidential administrations of the USA in relation to the Native Americans. The policy was established during the period of George Washington’s presidency. The key factor of this policy was the education of aboriginals, the inurement of skills necessary for the integration with white people. The development of trade relations between nations became the beginning of this process. Trade relations required competent management and special laws regulating the process of trade and intercourse with the Native Americans. Government trading houses (factories) had to urge the process of civilization.

The author shows the influence of the Enlightenment philosophy of Thomas Jefferson on his idea to educate the aboriginals. The close attention is paid not only to the political views of the third president of the USA, but also to his activity in the process of realizing the educational policy towards the Natives. Educational programs had a purpose to integrate aboriginal tribes into the US society. It was uneasy task and the government tried to find more constructive forms of working instead of common trade and intercourse acts with the Indians.

The Louisiana Purchase gave new opportunities for developing the federal policy. Lewis and Clark explored the West and collected comprehensive information about its tribes, their habits and way of life. It was very useful for the government in its idea to civilize the indigenous peoples. The author studies the letters of Thomas Jefferson to some American politics and to the Natives, that the president wrote about his plans about the future of the American Indians.

Revival movement of the Second Great Awaking found good allies for the US government. The author shows the role of protestant missionaries in the educational policy of the USA towards the Natives.

Key words: USA, education policy, American Indians, George Washington, Thomas Jefferson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.