Научная статья на тему 'Алжирская диаспора во Франции'

Алжирская диаспора во Франции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2981
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЖИРСКАЯ ДИАСПОРА ВО ФРАНЦИИ / ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ АЛЖИРСКОГО СООБЩЕСТВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА АЛЖИРСКОЙ ДИАСПОРЫ / ALGERIAN DIASPORA'S INTELLECTUAL ELITE / ALGERIAN DIASPORA IN FRANCE / LEGISLATION ON CITIZENSHIP / DOUBLE CITIZENSHIP / FORMATION OF THE ALGERIAN COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новоженова Ирина Сергеевна

В статье рассматриваются состав алжирской диаспоры во Франции; история ее формирования; алжирский и французский законы о гражданстве; права и обязанности алжирских граждан, проживающих во Франции; интеллектуальная элита алжирской диаспоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Turkish community in the Federal Republic of Germany: Between integration and Islam

The article deals with such issues as the actual structure of the Algerian diaspora in France and the history of its formation; Algerian and French legislations on citizenship, Algerians' rights and duties in France; Algerian intellectual elite.

Текст научной работы на тему «Алжирская диаспора во Франции»

И.С. Новоженова Алжирская диаспора во Франции

В статье рассматриваются состав алжирской диаспоры во Франции; история ее формирования; алжирский и французский законы о гражданстве; права и обязанности алжирских граждан, проживающих во Франции; интеллектуальная элита алжирской диаспоры.

The article deals with such issues as the actual structure of the Algerian diaspora in France and the history of its formation; Algerian and French legislations on citizenship, Algerians' rights and duties in France; Algerian intellectual elite.

Ключевые слова: алжирская диаспора во Франции, закон о гражданстве, двойное гражданство, права и обязанности, формирование алжирского сообщества, интеллектуальная элита алжирской диаспоры.

Key words: Algerian diaspora in France, legislation on citizenship, double citizenship, formation of the Algerian community, Algerian diaspora's intellectual elite.

В современном мире процессы перемещения людей из страны в страну ускоряются и принимают все большие масштабы. Люди становятся эмигрантами для своих родных стран и иммигрантами в странах пребывания, на территории многих государств создаются и развиваются диаспоры других народов. Диаспоризация значительной части мирового населения меняет геополитическую конфигурацию мира, прежде напоминавшего лоскутное одеяло, в котором каждый лоскут представлял собой го-

сударство с четкими границами, а ныне большинство государств выглядят как спруты с щупальцами-диаспорами, раскинутыми по всему миру, или как паутина, накинутая на земной шар.

Интуитивно мы понимаем, что такое диаспора, но какого-то общепризнанного научного определения диаспоры пока нет. Научные дискуссии продолжаются, в них принимают участие исследователи самых разных общественных дисциплин: социологи, демографы, культурологи, историки, политологи, психологи, географы, философы, юристы и т.д. Выдвигаются разнообразные трактовки диаспоры - от максимального охвата всех, хоть сколько-нибудь причастных к стране своих предков (пока сохраняется семейная память), до минимального - ограничивающегося исключительно гражданами страны происхождения, сохраняющими свое первоначальное гражданство в стране пребывания. Между этими двумя крайними точками зрения существует большой ряд градаций. Но какой бы ни была трактовка понятия диаспоры, в наше время на первый план выходит очень важный критерий, который становится главным в определении принадлежности к диаспоре. Это самоидентификация и самопонимание человека, его собственное согласие (или несогласие) считать себя членом диаспоры.

Представление о диаспоре как об ограниченном сообществе, охватывающем только эмигрантов, сохраняющих гражданство страны происхождения, дает твердую опору для законодательного определения диаспоры, хотя и не отражает всей сложности и многоплановости феномена диаспоры. Именно этот - юридический -подход и лежит в основе государственной политики многих стран1, в том числе и Алжира. Алжир признает своей диаспорой «сообщество алжирских граждан за рубежом», включая де-факто и алжирцев, имеющих двойное гражданство. Таким образом, алжирские граждане во Франции представляют собой первый круг диаспоры, некое диаспорообразующе ядро, во второй круг с более размытыми границами можно отнести алжирцев и их потомков, утративших алжирское гражданство, но помнящих о своем происхождении.

1 В качестве «юридического подхода» к своей диаспоре может служить пример Франции, обладающей подробным законом о статусе своих граждан за рубежом и механизмах работы с ними. См. (5).

Численность диаспоры

Определить численность проживающих во Франции алжирских граждан, пусть с некоторыми оговорками, но можно. Гораздо сложнее это сделать с лицами алжирского происхождения, особенно учитывая давность иммиграции алжирцев во Францию и историю взаимоотношений Алжира и Франции.

Эмиграция из Алжира продолжается уже в течение века, в Первую мировую войну колониальный Алжир поставлял рабочую силу для промышленности и сельского хозяйства, а также пополнение для французской армии. К 1924 г. во Франции находилось уже 100 тыс. алжирцев (2). Но первые действительно крупные волны эмиграции пришлись на период после Второй мировой войны, когда Франции потребовались рабочие руки для восстановления ее экономики, а также накануне и сразу после провозглашения независимости Алжира в начале 1960-х годов. В то время бежали, опасаясь преследований, те алжирцы, которые в той или иной мере сотрудничали с французскими властями. С тех пор поток алжирских мигрантов во Францию колебался по своей численности, но никогда не прекращался. С 1970 по 2000 г., по данным Национального института статистики и экономических исследований (ШБЕЕ), доля алжирской иммиграции в иностранном населении во Франции постоянно сокращалась. В 1982 г. она составляла 21,7%, к 1990 г. снизилась до 17,1%, а к 1999 г. упала до 14,6% (29). Это объясняется главным образом двумя факторами. Во-первых, Франция перестала быть единственной страной, привлекающей алжирских эмигрантов, они начали прокладывать новые маршруты в другие регионы -США, Канаду, Латинскую Америку, в страны Ближнего и Среднего Востока. Но на европейском континенте Франция остается для них приоритетной страной, здесь и сегодня проживают 90% алжирцев, приехавших в Европу (30, с. 14-15). Во-вторых, Франция начала проводить более жесткую политику регулирования иммиграции, что очень сильно снизило масштабы трудовой миграции, в том числе и из Алжира.

Численность алжирского населения во Франции (мигрантов и их потомков) невозможно вычислить главным образом потому, что многие из них получили французское гражданство. Их новые паспорта и другие документы не содержат никакой информации

об этнической принадлежности или бывшем гражданстве владельца. Ни одно должностное лицо, включая работодателя, не имеет права задавать вопросы на тему происхождения гражданина. Этот вопрос представляет собой табу и во время переписи населения или социологических опросов.

Однако знание численности чрезвычайно важно для руководителей обеих стран, формирующих политику в отношении этой группы населения. Поэтому продолжаются попытки хотя бы в первом приближении определить численность диаспоры.

Алжирские комментаторы, говоря о диаспорах, часто приводят цифры, соотносимые с численностью эмигрантов, уехавших из страны за продолжительный период времени. Эти показатели могут различаться в разы по сравнению с реальной численностью диаспор. Бывает, что результаты завышаются по политическим мотивам.

По алжирским оценкам, считается, что количество алжирских эмигрантов за рубежом перевалило за 7 млн. человек, из них почти 4 млн. проживают во Франции. Эти цифры охватывают лишь официально зарегистрированных мигрантов, в действительности же их гораздо больше, если учесть нелегальных алжирских мигрантов, а это сделать практически невозможно (8). Генеральный консул Алжира во Франции и бывший министр внутренних дел Алжира Мезиан-Шериф Аберрахман (Mëziane-Chërif ЛЪеггаЬтапе) считает, что во Франции проживают 3,5-4 млн. соотечественников, он включает в их число алжирцев в четырех поколениях, а также лиц с двойным гражданством (31). Гораздо меньшие цифры получаются в расчетах французских исследователей. Социолог М. Трибаля в конце 1990-х годов подсчитала примерную численность иммигрантов-выходцев из Алжира, их детей и внуков, проживающих во Франции, их оказалось 1,6 млн. человек (11, с. 46).

Что касается алжирцев-иностранцев2, - а именно они и представляют собой алжирскую диаспору в узком смысле этого слова, -то, по данным Министерства иностранных дел Франции, в 2005 г. во Франции проживали 900 тыс. лиц, имеющих алжирское граж-

2 По определению, данному ООН, иностранец - это лицо, не имеющее гражданства государства, в котором оно проживает. Во Франции иностранцами считаются «индивидуумы, родившиеся заграницей от родителей-иностранцев, которые также были рождены заграницей» (28). 80

данство (16). За предыдущее десятилетие их численность возросла почти в 2 раза: по переписи 1999 г., она включала 471 тыс. человек, что составляло 14,6% от всего иностранного населения, проживающего во Франции (3,2 млн. человек). Почти половина алжирских граждан - 215 тыс. - были экономически активного возраста (работающие и безработные). Алжирцы представляли третье по численности иностранное сообщество после португальского (549 тыс. человек) и марокканского (503 тыс.) (11, с. 46). Кроме того, во французских университетах обучаются алжирские студенты, например, в 2000 г. их было 12 тыс. (22). А в период между 2000 и 2008 гг. Франция выдала алжирцам более 35 тыс. студенческих виз (7).

Алжирские граждане во Франции

Алжирские граждане, проживающие во Франции, обладают двумя статусами: для Алжира они - граждане, для Франции - иностранцы.

Алжирские граждане, проживающие на территории Франции, сохраняют права и обязанности, установленные Конституцией и законодательством Алжира. А государство, со своей стороны, «обеспечивает защиту каждого гражданина, проживающего за границей» (ст. 24 Конституции), гарантирует их права и создает условия для исполнения ими гражданских обязанностей (14).

Среди прав алжирских граждан есть такое важное для эмигранта право, как свобода передвижения. В Законе о гражданстве говорится: «Любой гражданин, пользующийся гражданскими и политическими правами, имеет право свободно выбирать место жительства и передвигаться по территории страны. Ему гарантировано право въезда в Алжир и выезда из него» (ст. 44 Конституции) (14).

Алжирцы во Франции обладают избирательными правами на выборах руководящих органов всех уровней у себя на родине (ст. 50 Конституции). Национальные выборы - президентские и парламентские - проводятся на территории Франции силами алжирского посольства и консульств, а местные выборы требуют присутствия избирателя по месту его жительства в Алжире.

Таким образом, Алжир, как и большинство государств мира, не только гарантирует своим гражданам за рубежом политическое

представительство в органах власти и возможность исполнения ими гражданского долга, но и реально создает условия для их участия в важнейших выборах, учитывая тот факт, что большинство эмигрантов не имеет возможностей и средств для путешествия на родину, в отличие от некоторых других государств, которые требуют присутствия своих граждан дома для участия в выборах. Например, Бельгия сохраняла такие правила до 1998 г. В Италии они существуют до сих пор, но не распространяются на европейские выборы. Итальянские политические партии вынуждены брать на себя лишние хлопоты и лишние расходы, чтобы организовать доставку на родину своих избирателей, живущих заграницей, итальянские власти берут на себя только расходы на их проезд по территории Италии (20).

Во время предвыборных кампаний кандидаты и их представители приезжают во Францию и проводят агитацию среди алжирцев, посольство и консульства рассылают информацию по почте и через свой сайт в Интернете, организуются собрания, выступления, дискуссии и т.д. Все это происходило и во время президентских выборов в Алжире, которые состоялись 9 апреля 2009 г. На этих выборах вновь на президентский пост претендовал А. Бутефлика. Для того чтобы предоставить ему такую возможность, были внесены коррективы в Конституцию, в которой срок пребывания на этом посту одного человека ограничивался двумя легислатурами. На выборах баллотировались несколько претендентов, но первенствовал с большим отрывом А. Бутефлика: на территории Алжира за него проголосовали более 13 млн. человек (общее количество избирателей - 20,6 млн. человек, из них приняли участие в голосовании 74,6%) (13). Столь высокий уровень поддержки со стороны населения связан с тем, что А.Бутефлика имеет репутацию миротворца и одновременно сильного человека, которому удается удерживать противоборствующие силы страны от развязывания вооруженной борьбы.

Во Франции, где проживает самая большая алжирская диаспора, в электоральных списках значится 776 тыс. человек - граждан Алжира и лиц двойного гражданства. Из них участие в выборах приняли 35%, что не отличается от показателей в алжирских диас-

порах в других странах3. Таким образом, на президентских выборах 2009 г. лишь треть алжирских избирателей, проживающих во Франции, пришла к избирательным урнам. На предыдущих президентских выборах (2004) их доля составила 33%, а на парламентских выборах 2007 г. гораздо меньше - 14% (10).

Недостаточно высокий уровень участия обусловливается рядом причин:

- среди живущих во Франции алжирцев высока доля избирателей, настроенных оппозиционно в отношении нынешней власти в Алжире, часть из них бойкотирует выборы по политическим мотивам;

- алжирский электорат во Франции имеет возрастную специфику, его треть (31%) - лица старше 60 лет, а молодежь 18-20 лет составляет лишь 1% (10);

- во Франции алжирским избирателям гораздо труднее добираться до избирательных участков (по всей территории открываются полторы сотни пунктов для голосования), чем их соотечественникам в Алжире;

- градус политической активности населения в самом Алжире гораздо выше, чем у эмигрантов, живущих в спокойной стране и озабоченных иными проблемами.

Политические активисты из числа алжирских граждан поднимают вопрос о дискриминации алжирских эмигрантов по сравнению с остальными гражданами Алжира. Эмигранты недопред-ставлены в Национальное народное собрание: от алжирских граждан, проживающих во Франции, выдвигается один депутат от 500 тыс. человек, в то время как в самом Алжире по закону выдвигается один депутат от 80 тыс. жителей (9). Среди алжирцев во Франции обсуждаются также такие вопросы: какова роль депутатов, представляющих эмиграцию, каково место диаспоры в национальном сообществе Алжира, является ли диаспора дополнительной силой или составной частью алжирского общества? Эти вопросы ждут своего решения.

Одной из главных обязанностей для всех мужчин-граждан Алжира, по Конституции, является «защита страны, ее независимо-

3 Доля принявших участие в голосовании членов мирового алжирского сообщества за рубежом официально признана в 36,5% (10).

сти, суверенитета и целостности ее территории» (ст. 61 Конституции). Служба в армии обязательна для всякого совершеннолетнего алжирца, живущего в Алжире или за границей. Этот закон распространяется и на молодых алжирцев призывного возраста, живущих во Франции и не имеющих французского гражданства. Они должны проходить воинскую службу в алжирских вооруженных силах. Однако большая часть молодых людей имеет двойное гражданство. Для них существует другой регламент, прописанный в алжиро-французском соглашении от 11 октября 1983 г., избавляющий алжирцев с двойным гражданством от двойного прохождения военной службы. В соответствии со ст. 3 этого документа за призывником оставляется право выбора, где проходить военную службу - во Франции или в Алжире. О своем решении он обязан информировать военные власти обеих стран - участниц договора (15).

В Алжире, где ислам является государственной религией (ст. 2 Конституции), существует еще одна - особая - обязанность, специфичная для законодательства именно этой страны. По алжирскому закону о гражданстве (ст. 28, раздел о физических и моральных лицах - этот блок законов создан под большим влиянием мусульманского права), «каждый человек должен иметь фамилию и одно или много имен. Фамилия отца распространяется на его детей. Имена должны быть алжирскими; это правило может не распространяться на детей, принадлежащих к немусульманской конфессии» (25). Этот закон строго соблюдается в отношении мальчиков и несколько менее строго - в отношении девочек.

Следует сказать, что, когда молодой человек, живущий во Франции, после совершеннолетия берет французское гражданство, алжирское имя может послужить определенным индикатором его происхождения и препятствием его интеграции во французское общество. По французскому законодательству, все граждане должны быть равны перед законом, должны обладать одинаковыми правами и обязанностями и никто не должен подвергаться дискриминации. Государство стремится следить за соблюдением этих принципов: ни в одном документе не указывается этническое происхождение гражданина и ни в одной официальной инстанции чиновники не имеют права интересоваться его происхождением. Молодые алжирцы, всю жизнь прожившие во Франции, говорят по-французски не хуже своих французских сверстников, часто и 84

внешне не отличаются от окружающих, но алжирское имя выдает их происхождение, что подвергает их большему дискриминационному давлению. Не секрет, что во французском обществе существуют расистские проявления в отношении иммигрантов, несмотря на законодательно утверждаемую политкорректность и активную политику толерантности, проводимую властями не одно десятилетие. Особенно болезненно сказывается на алжирцах дискриминация со стороны работодателей. Уровень безработицы среди молодых алжирцев гораздо выше, чем среди коренных французов и даже выходцев из других стран (см. 4). Во Франции существует закон, жестко наказывающий бизнесменов-работодателей за дискриминацию по этническому признаку (крупные штрафы и даже тюремное заключение), однако доказать факт дискриминации чрезвычайно трудно, ведь наниматель в разговоре с претендентом-алжирцем может даже не затрагивать тему его происхождения, а только взглянуть на его имя в паспорте и отказать ему в приеме на работу.

Алжирские граждане - иностранцы во Франции

Алжирские граждане, легально проживающие во Франции, имеют статус иностранца. Они обладают почти теми же правами, что и французы, за исключением политических прав. До начала 1990-х годов в своем политическом бесправии они были равны со всеми другими иностранцами. Но в 1992 г. Европейский союз предоставил право гражданам государств ЕС, переехавшим в другие страны-члены ЕС, участвовать в европейских выборах и в выборах в местные органы власти наравне с гражданами принявшей их страны и даже при некоторых условиях быть избранными во властные структуры местного уровня4. После этого во Франции возникло разделение между иностранцами как бы первого сорта и иностранцами второго сорта, что вызвало волну дискуссий и было

4 В 1992 г. в Маастрихтском договоре (ст. 8) было определено европейское гражданство, которое дает гражданину ЕС право на свободу передвижения, проживания и работы в границах ЕС, право избирать и быть избранным в Европейский парламент, а также в местные выборные органы власти в любой стране ЕС, где бы он ни жил (27).

многими воспринято как удар по принципу равенства, лежащего в основе французской Конституции.

В статусе иностранца алжирцы, как и другие иностранцы, проживающие во Франции, обладают социальными правами. В кодексе социального страхования для них предусмотрено право на социальное обеспечение:

- страхование по болезни (заболевания, инвалидность, травмы на производстве, профзаболевания, материнство и беременность, смерть);

- страхование по старости;

- семейные пособия (5).

Они могут получать пособия кассы социального страхования на тех же условиях, что и французские граждане; им предоставляются в натуральной форме и в денежном выражении пособия, которые полагаются при страховании по болезни.

Родственники иностранца пользуются теми же правами по соцстрахованию, что и сам иностранец. Для этого им достаточно прожить во Франции с кормильцем даже непродолжительное время, например, во время каникул и отпусков. Детям за счет социального страхования оказывается медицинская помощь, для этого достаточно предъявить справку о посещении ими школы (5).

Иностранцы - представители независимых профессий (коммерсанты, предприниматели, владельцы фирм, банкиры, ремесленники, кустари) входят в разряд «ненаемных работников и несельскохозяйственных профессий». Для получения пособий они должны регулярно и своевременно вносить паевые взносы. Это право они получают с начала своей деятельности во Франции. Для них не существует условия «минимальной продолжительности трудовой деятельности» во Франции. Проживающие с ним родственники пользуются теми же льготами (5).

На детей иностранцев распространяется общее для всех детей Франции право на бесплатное среднее образование.

Иностранцы имеют право на свободное вероисповедание, культурную идентичность, на создание своих общественных организаций. В частной жизни они могут сохранять верность своим обычаям, культуре, образу жизни, если они не противоречат французским законам и основным нормам демократии, прежде всего принципам свободы и равенства всех граждан. 86

От неграждан Франции требуется соблюдать законы страны и установленные общепринятые правила. Лица, совершившие преступление, подлежат суду по законам Франции, а после отбывания наказания возможна их экстрадиция на родину.

Алжирская диаспора протестует против экстрадиции, утверждая, что эта мера наказания прибавляется к мере наказания за преступление, в результате получается двойное наказание за одно преступление. Поскольку экстрадиция может быть применена только к иммигрантам, то нарушается принцип равенства перед законом.

Переход во французское гражданство

Франция активно проводит политику интеграции иммигрантов, главным инструментом которой является предоставление иностранцам французского гражданства, чему и благоприятствует законодательство о гражданстве. Статистика свидетельствует, что многие из них пользуются предоставляемыми возможностями. Численность иностранцев, получивших гражданство во Франции, постоянно возрастает. Если в 1995 г. их было 92 тыс. человек, то в 2005 г. - уже 150 тыс. (18). Из 58-миллионного населения Франции более 3,5 млн. ее граждан (6%) стали французами путем натурализации (5). А по подсчетам социолога М. Трибаля, 23% населения Франции имеют иностранные корни (один из родителей или оба были иностранцами) (11, с.46).

Алжирская иммиграция - одна из самых давних во Франции, на ее земле подрастает уже четвертое поколение французов алжирского происхождения. Алжирцы-иностранцы получали и получают французское гражданство разными путями.

1. Большинство из них приобрели гражданство через натурализацию. Для этого иностранцу необходимо прожить во Франции не менее пяти лет, иметь право на работу и стабильный доход, исправно платить налоги, знать французский язык и иметь семью во Франции. Ходатайство о приобретении гражданства подается в префектуру, откуда оно направляется в Министерство труда и солидарности (5). В 2005 г. 100 тыс. иностранцев получили французское гражданство посредством натурализации, из них три четверти составляли выходцы из стран Магриба (18).

2. Возрастает число алжирцев, получивших гражданство вследствие брака с французом/ француженкой (в том числе с французами алжирского происхождения). После заключения брака они должны пройти трехлетний испытательный срок совместного проживания.

3. Проще всего получить гражданство детям. Ребенок, родившийся во Франции в семье иностранцев, может получить французское гражданство в 18 лет, если за последние семь лет перед своим 18-летием он в течение пяти лет постоянно проживал во Франции. В течение двух лет после своего совершеннолетия он должен подать прошение о предоставлении французского гражданства (5).

В семьях, в которых родители приобретают французское гражданство путем натурализации или смешанного брака, несовершеннолетние дети становятся французами одновременно с родителями. После совершеннолетия им предоставляется право выбрать свое гражданство, поскольку, по алжирскому закону, они являются алжирцами: ребенок (независимо, законнорожденный он или нет) является алжирцем, если он родился во Франции от родителей-алжирцев или если хотя бы один из родителей, отец или мать, является алжирцем/алжиркой (ст. 6 закона о гражданстве Алжира) (23). (По этому и нескольким другим пунктам между Францией и Алжиром существует не разрешенный до сих пор «конфликт законов».)

Многие из молодых алжирских французов предпочитают после получения французского гражданства в 18 лет получить также и алжирское гражданство. Причем первое гражданство они получают по праву почвы (во Франции право почвы превалирует над правом крови), а второе - по праву крови, на котором главным образом и основан закон о гражданстве в Алжире. Таким образом, во Франции возрастает численность лиц двойного гражданства. По данным Министерства иностранных дел Франции, в 2005 г. среди 900 тыс. алжирских граждан, проживающих во Франции, 450 тыс. имели двойное гражданство. А среди 22,2 тыс. выходцев из Франции, зарегистрированных в Алжире, 19,3 тыс. обладали паспортами Франции и Алжира (16).

4. Есть категория детей, по поводу которых между двумя странами существует «конфликт законов». Во французском законе 88

речь идет о «детях, родившихся во Франции от родителей-французов», но подразумеваются родители-алжирцы, которые родились в Алжире в колониальный период и потому рассматриваются в качестве французов.

По гражданскому кодексу Франции (ст. 19-3), алжирские дети (законные и незаконные), родившиеся во Франции, считаются французами, если хотя бы один из родителей тоже родился на территории Франции (даже если этот родитель в настоящее время и не имеет французского гражданства). Это - так называемое двойное право почвы. Оно применяется только к алжирским детям, чьи родители родились в Алжире до Освобождения (до 3 июля 1962 г.), т.е. в то время, когда Алжир имел статус заморского департамента Франции и официально был территорией Французской Республики, а все жители Алжира считались тогда французами. Их дети, родившиеся во Франции после 1 января 1963 г., становятся французами от рождения (по праву крови) (19). Достигнув совершеннолетия, эти дети имеют право выбрать свое гражданство, но они могут также стать и лицами с двойным гражданством.

После предоставления гражданства иностранцам Франция переводит их из статуса «иностранец» в статус «француз» со всеми вытекающими последствиями в плане наделения их политическими и социальными правами и обязанностями в полном объеме. Но многие французы алжирского происхождения предпочитают иметь одновременно с французским и алжирское гражданство, становясь таким образом лицами с двойным гражданством.

Двойное гражданство

Французское законодательство допускает двойное гражданство. Согласно ст. 23 Гражданского кодекса, любой француз, приобретающий гражданство другого государства, сохраняет за собой гражданство своей страны (5).

Напротив, алжирский закон двойного гражданства не признает. И если быть последовательным, то следует любого алжирца, ставшего гражданином другой страны, немедленно лишать алжирского гражданства. Но этого не происходит, посольство и консульства Алжирской Республики во Франции продолжают выдавать алжирские паспорта французским алжирцам, имеющим француз-

ское гражданство. На этом основании можно сделать вывод о том, что Алжир, заботясь о поддержании численности своей диаспоры и соответственно своего влияния, на деле допускает двойное гражданство. А случаи с участием лиц двойного гражданства регулируются положениями Гаагской конвенции от 12 апреля 1930 г., ст. 3 которой гласит: «Лицо, имеющее гражданство двух или нескольких государств, может считаться каждым из этих государств только в качестве своего гражданина» (5).

В алжирском Законе о гражданстве (ст. 18, п. 18) сказано: «Алжирское гражданство теряется, если алжирец добровольно получил заграницей иностранное гражданство и его отказ от алжирского гражданства подтвержден правительственным декретом». По поводу смешанных браков закон устанавливает: «Алжирка, выйдя замуж за иностранца, получает вследствие своего замужества гражданство своего мужа, ее отказ от алжирского гражданства должен быть подтвержден декретом». Дети, которые во Франции считаются французами и которые после совершеннолетия, подав соответствующее прошение, получают французское гражданство, подпадают под следующий алжирский закон: теряет гражданство алжирец, даже несовершеннолетний, изначально имевший иностранное гражданство, после получения по правительственному декрету разрешения на отказ от алжирского гражданства (24).

Таким образом, лишение гражданства вступает в силу только после подтверждения правительственным декретом, который должен быть опубликован в «Официальной газете Алжирской Народной Демократической Республики». Именно пункт о том, что человек сам должен подать просьбу об отказе от гражданства и получить официальное подтверждение, и создает лазейку алжирским мигрантам для получения де-факто двойного гражданства. Для этого достаточно просто не подавать прошения алжирским властям о лишении себя гражданства.

Алжирские власти закрывают глаза на наличие большого числа алжирцев с двойным гражданством. Они пустили процесс его приобретения на самотек, более того, даже некоторые государственные чиновники высокого ранга, включая министров, нарушают закон и являются обладателями паспортов иностранных держав. Президент А. Бутефлика иногда заявляет о своем неприятии двойного гражданства и грозится применить закон. При этом он 90

ссылается на пример соседней страны - Мавритании, которая систематически лишает своего гражданства соотечественников, выбравших другое гражданство. Однако, по мнению ряда алжирских комментаторов, президент А. Бутефлика использует это неопределенное положение «франкоалжирцев» для давления на алжирскую диаспору во Франции. Так, выпад А. Бутефлики в феврале 2006 г. -перед выборами в Национальное народное собрание - против лиц с двойным гражданством был воспринят как удар по диаспоре во Франции, значительную часть которой составляют кабилы - давняя оппозиционная сила, требующая автономии Кабилии (а наиболее радикальные ее представители - отделения от Алжира) (26).

Численность алжирцев с двойным гражданством продолжает расти, что можно объяснить причинами прагматического характера. Двойное гражданство приносит много преимуществ его обладателю: французское гражданство дает свободу передвижения по странам ЕС, облегчает получение иностранных виз; алжирское гражданство позволяет не отрываться от родины и регулярно навещать алжирских родных. В экстренных случаях можно надеяться на получение помощи от обоих государств.

Формирование алжирского сообщества во Франции

История алжирского сообщества, характер ее пополнения, внутренняя разнородность, неспособность создать общую централизованную структуру - все это следствие исторического развития Алжира. Алжирская Народная Демократическая Республика - молодое государство с бурной историей, возникшее лишь в 1962 г. после многолетней вооруженной борьбы против французского колониализма (Алжир был французским 132 года - с 1830 по 1962 г.) После Освобождения вся история Алжира отмечена вооруженными столкновениями и всплесками террористической активности, недолгие периоды относительного спокойствия и стабильности сменялись массовыми волнениями, междоусобной войной, непрекращающимися экстремистскими действиями со стороны разного рода оппозиции против власти и ответными репрессиями со стороны властей. В 1990-е годы разразилась настоящая гражданская война. И только после того как в 1999 г. во главе государства встал нынешний президент Алжира Абдельазиз Бутефлика, сумевший в

какой-то мере примирить противоборствующие стороны, в Алжире наступило относительное спокойствие. В 2005 г. по инициативе А. Бутефлика был проведен референдум, на который был вынесен проект Хартии мира и национального примирения. В этом проекте предусматривалось прекращение судебного преследования вооруженных исламистов, тех из них, которые прекратили свою вооруженную деятельность, сдались властям и не замешаны в массовых убийствах, насилиях и преступлениях. На этом референдуме 97% проголосовавших алжирцев поддержали политику президента и одобрили проект национального примирения, желая подвести черту под 13 годами насилия, унесших жизни 150 тыс. человек (и тысяч пропавших без вести) (17).

За все время трудного существования суверенного Алжира из страны эмигрировали разные группы населения по разным причинам, поэтому современное алжирское сообщество во Франции отличается чрезвычайной разнородностью - по этническому и языковому признаку, социальной принадлежности, материальной обеспеченности, уровню образования и культуры, политическим взглядам и т.д. Им трудно найти общий язык, и как следствие - диаспора отличается слабой сплоченностью и низкой организованностью.

Большая часть алжирцев, эмигрировавших во Францию и пожелавших здесь остаться, получила французское гражданство. Их дети, а особенно внуки не знают родины своих предков, не знают языка, в Алжир они приезжают как туристы. Они здесь чужие. Но и во Франции они не стали полноценными французами. Происходящая во Франции маргинализация новых граждан из иммигрантских семей побуждает алжирскую молодежь прибегать к протестным формам борьбы, чтобы привлечь внимание общества к своим проблемам.

В 1960-е годы во Францию из Алжира приезжали в основном трудовые мигранты. Это были выходцы из сельских районов, с низким уровнем образования, их труд использовался на неквалифицированных работах на заводах, шахтах, стройках. Их социализация происходила в рабочей среде, если они и бастовали, то вместе с рабочими-французами, с которыми они состояли в общих профсоюзах. Каких-то особых требований - социальных или религиозных - они не выдвигали, считая, что они находятся здесь временно и вскоре вернутся на родину. Алжирцы довольно успешно 92

адаптировались к новой среде, но в семьях сохраняли (или пытались сохранять) привычный образ жизни и родной язык.

В 1970-е годы, когда начался кризис и возросла безработица, профсоюзы постепенно от них отвернулись, предпочитая защищать интересы трудящихся - коренных французов. Власти установили более жесткие ограничения на въезд иммигрантов, и алжирцы перестали уезжать из Франции из опасения, что их не пустят обратно. Постепенно они перевезли из Алжира семьи, их дети посещали французские школы, забывали арабский язык, отходили от алжирской идентичности. Значительная часть этого поколения осталась во Франции и приняла французское гражданство. Однако в среде алжирских иммигрантов росло чувство неуверенности в завтрашнем дне.

В 1980-1990-х годах исчезли крупные промышленные предприятия и сборочные цеха, на которых в основном работали иммигранты, они превратились в безработных, так же как и их взрослые дети. Изменилась структура спроса на рабочую силу: сократилось число мест рабочих специальностей и возрос спрос на рабочую силу в сфере услуг, где был востребован женский труд. Женщины-иммигрантки вышли на рынок труда, успешно конкурируя с мужчинами. Кризисные явления особенно сильно ударили по иммигрантам - самой незащищенной части трудового населения, не имеющей сильных организаций, способных отстаивать их интересы в стране, где и коренное население страдало от безработицы и снижения уровня жизни. Второе поколение алжирских мигрантов, выросшее во Франции, стремилось интегрироваться, требовало равенства, привлекало внимание общественности к проблеме расизма; оно заявило о себе знаменитым маршем 1983 г. из Марселя в Париж под лозунгом «За равенство и против расизма». В своем большинстве это были дети алжирских иммигрантов. По дороге к ним присоединялась французская молодежь, их поддержали студенты, молодые трудящиеся и безработные, а также левые партии и общественность, отвергающая расизм и дискриминацию. В Париж пришли 100 тыс. человек. Их представители были приняты президентом Ф. Миттераном. Благодаря этому маршу многие молодые иммигранты «вошли в политическое поле» и влились в более широкий фронт борьбы вместе с французской левой молодежью. У этого поколения было много несбывшихся надежд и

иллюзий. Французское общество не торопилось их интегрировать, они остались без поддержки и без надежды на повышение своего социального статуса. Разочаровавшись, они попытались найти опору в алжирских традициях и в исламе.

В 1990-х годах осложнилась экономическая ситуация, выросла безработица, изменился характер спроса на рынке труда: сократилась потребность в неквалифицированной рабочей силе, возросли требования нанимателей к уровню образования кандидатов на рабочие места. В худшем положении опять оказались молодые люди из иммигрантских семей. В этой осложнившейся социально-экономической ситуации наступил новый цикл протестных выступлений - вначале в лионском регионе в 1990 г., затем в парижском -в 1990-1991 гг. Власти и общество восприняли их как угрозу. Были введены более жесткие уголовные наказания и усилен полицейский контроль над пригородами и кварталами с преимущественным проживанием иммигрантов. Действия полиции вели к росту напряжения в этих кварталах и конфликтам. Ситуация усугубилась с началом войны в Персидском заливе (январь-март 1991 г.), французское общество требовало лояльности от арабской молодежи, ее обвиняли в пособничестве мусульманскому миру. Отторгнутые обществом дети из магрибских семей обратились к своим корням и к исламу. Началась «реисламизация» второго поколения арабов, алжирцев в том числе, в их среду проник и радикальный исламизм, приведший впоследствии к терроризму. Но восстановить в своем поколении алжирскую идентичность они не смогли.

Совершенно в других условиях и в других формах выразился протест иммигрантской молодежи осенью 2005 г. Участниками этих событий были подростки из бедных кварталов, напоминающих гетто, не доучившиеся в школе, не имеющие перспектив получить работу и хоть как-то улучшить свою жизнь. Они жили, забытые обществом, с чувством полной безысходности и заброшенности, не способные даже сформулировать свои требования. Они стихийно действовали в логике провокации, выражая себя в насилии и бессмысленных актах вандализма. Эти бунты быстро погасли5. Но разгорелись дискуссии в обществе о том, как интегрировать

5 Более подробно см. (4).

эту часть населения и поддается ли она интеграции. Единодушия по этому поводу во французском обществе нет.

Для снижения социальной напряженности среди молодежи, включая молодежь из иммигрантских семей, правительство приняло ряд мер. В 2006 г. во Франции был введен закон о первом найме на работу (№ 2006-457 от 21 апреля), благоприятствующий включению в трудовую жизнь молодых людей, находящихся в трудном положении. Этот закон касается лиц до 26 лет, безработных в течение 6 месяцев, и предприятий частного сектора с численностью наемного персонала более 20 человек. Предприниматель, заключающий контракт первого найма, освобождается от выплаты предпринимательских взносов на три года. Были приняты и другие меры по сокращению безработицы среди молодежи, а также по улучшению их жилищных условий.

Но все эти меры носят паллиативный характер и не могут решить проблему «лишних людей», поскольку она связана в первую очередь с глубинными изменениями, вызванными глобализацией и проявившимися не только во Франции, но и в других развитых странах. Глобализация привела к тому, что промышленные предприятия, на которых работали иммигранты и их выросшие дети, стали перемещаться в развивающиеся страны, где издержки производства были ниже, и в результате многие иммигранты оказались без работы. Глобализация привела и к изменению структуры экономики: широкое развитие получили сектора экономики, связанные с высокими технологиями, а также сектор услуг; изменился характер спроса на рабочую силу, возросла потребность в образованных и высококвалифицированных кадрах, в управленческих кадрах, удельный вес рабочего класса, к которому и принадлежали в основном иммигранты, резко сократился. Молодые потомки иммигрантов, не имеющие хорошего образования и востребованной профессии, не могут найти себе места в этом новом обществе, к тому же социальное государство в последние годы переживает кризис, программы помощи обездоленным сворачиваются и потому ряды «лишних людей» непрерывно пополняются. В пригородах французских городов выросло новое - потерянное и неуправляемое - поколение подростков из иммигрантских семей, которые вряд ли смогут найти свое место в обществе. Поэтому представляется совершенно очевидным, что ноябрьские события

2005 г. - всего лишь пролог к будущим потрясениям, которые Франции вряд ли удастся избежать.

Однако глобализация и растущая потребность Европы в квалифицированных работниках способствуют изменению социального состава алжирской диаспоры. В наши дни алжирская эмиграция уже не та, что была в 1960-х годах, когда она состояла в своем подавляющем большинстве из неквалифицированной рабочей силы. Современная алжирская диаспора обладает значительным слоем интеллектуальной элиты, состоящей из дипломированных специалистов и высококвалифицированных кадров. Их знания и умения пользуются спросом на мировом рынке труда. Их труд востребован в развитых странах, но не находит применения или низко оценивается в Алжире, поэтому они свободно перемещаются по миру, находят работу по специальности и относительно легко приживаются во Франции. Специалисты приезжают вместе с семьями, большинство из них имеют двойное гражданство, и есть большая вероятность, что они останутся во Франции. Их экономическая и социальная роль гораздо выше, чем у предшествующих поколений алжирских иммигрантов.

Люди этого слоя обладают особым самосознанием: они ощущают себя в равной мере французами и алжирцами. Во Франции они имеют возможность развивать свои творческие способности, а алжирские культурные корни придают им особую индивидуальность и самобытность, что высоко ценится прежде всего в искусстве. Многие литераторы, певцы, музыканты, ученые, спортсмены алжирского происхождения достигли больших успехов и их деятельность служит повышению престижа Франции. Однако стремление элиты алжирской диаспоры принадлежать одновременно двум культурам - французской и алжирской - не находит понимания во французском обществе. С одной стороны, алжирская интеллигенция в своей социопрофессиональной среде на индивидуальном уровне не подвергается дискриминации, но с другой - в качестве представителя алжирской диаспоры она испытывает давление со стороны французского общества, которое воспринимает мигрантов как «чужаков».

Прежде алжирские иммигранты следовали двум жизненным стратегиям: они либо интегрировались (или стремились интегрироваться) во французское общество, либо отгораживались от него, 96

чувствуя отторжение и враждебность со стороны французского окружения. Современная элитная группа алжирских дипломированных специалистов избирает иную стратегию - активную, наступательную: они готовы бороться за преобразование самого французского общества. По их мнению, демократическое общество в XXI в. должно считать вполне естественным то, что его граждане принадлежат к разным культурам, следовательно, Франция должна стать мультикультурной страной. Наконец, французские алжирцы занимают активную позицию в отношении своей родины, они готовы конкретными делами способствовать развитию Алжира -социально-политическому и экономическому - и превращению его в передовое государство. Суть нового самосознания элиты алжирской диаспоры была сформулирована на международном коллоквиуме «Алжирское сообщество за рубежом» (июль 2008 г., город Алжир): «Мы хотим окончательно положить конец этому вечному статусу мигранта. Мы не хотим больше, чтобы нас воспринимали как эмигрантов в Алжире и как иммигрантов во Франции. Для нас и наших потомков (детей и внуков) мы хотим быть признанными в качестве французских граждан во Франции и алжирских граждан -в Алжире» (21). Эта часть диаспоры стремится создать такой тип отношений с Алжиром и Францией, который позволит оптимизировать их участие в культурном и интеллектуальном обогащении обеих стран.

Алжирская элита обладает интеллектуальным потенциалом, энергией, знаниями, способностью определить свои цели и средства для их достижения. Она стремится быть носительницей двух идентичностей - алжирской и французской и на этом основании стать «мостом» между двумя государствами. У нее уже есть ряд конкретных и привлекательных предложений к властям этих стран. Будет ли элита алжирской диаспоры конструктивной силой, каковы ее перспективы, найдет ли она свое место во французском обществе и признание со стороны Алжира, сможет ли осуществить свой «жизненный проект»? Ответов на эти вопросы пока нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Деминцева Е. Быть «арабом» по Франции. - М., 2008. - 192 с.

2. Кудрявцев А. Мусульмане во Франции. - Режим доступа: http: / / demoscope.ru/weekly/2003/0115/analit05.php

Источник публикации: Россия и мусульманский мир: / ИНИОН РАН.-М., 2002. - № 11. - С. 155-168.

3. Ланда Р.Г. История Алжира. XX век. - М., 1999. - 308 с.

4. Новоженова И.С. «Лишние люди»: Волнения иммигрантской молодежи во Франции // Актуальные проблемы Европы / ИНИОН РАН. - М., 2008. - № 4: Иммиграция и безопасность Европы. - С. 121-141.

5. Паспортная система Франции. Миграции. Диаспоры. - Режим доступа: http://geo2000.nm.ru/data/euro/france/9.htm

6. Algérie: les premiers résultats du recensement de la population révèlent 36 millions d'Algériens. - Mode of access: http://www.lematindz.net/news/ 1442-algerie-les-premiers-resultats-du-recensement-de-la-population-revelent-30-.html

7. Anseur F. Reportage. Les algériens de France, entre réussite et désullision. Publié le 23 avril 2009. - Mode of access: http://www.algerie-focus.com/ 2009/04/23/reportage-les-algeriens-de-france-entre-reussite-et-desullision/

8. Babès A. Emigration: Un conseil national pour rassembler les Algériens à l'étranger - 02.02.2009. - Mode of access: http://sidi-bel-abbes-khiwani.xooit. com/t4257-Emigration-Un-conseil-national-pour-rassembler-les-Algeriens-a-l-etranger.htm

9. Bouzeghrane N. Les Algériens de France appelés aux urnes. Quelle place pour l'émigration? - El Watan, 12 mai 2007. - Mode of access: http: // www.elwatan.com/2007-05-12

10. Bouzeghrane N. Un tiers des électeurs a voté en France. El Watan, 2009. -11 avr. - Mode of access: http://www.elwatan.com/Un-tiers-des-electeurs-a-vote-en

11. Charles G., Lahouri B. Les vrais chiffres de l'islam en France // L'Express. -P., 2003. - 4-10 déc., N 2735. - P. 45-46.

12. Code de la nationalité algerienne. - Mode of access: www.joradp. dz/TRV/FNat.pdf

13. Communiqué du Conseil Constitutionnel. 16.04.2009. - Mode of access: http://www.consulatalgeriemontreal.com/src/actualites/index.php?site=n ewsdetail&id=262

14. Constitution de la République algérienne démocratique et populaire. Adoptée le 28 novembre 1996. - Mode of access: http://fr.wikisource.org/ wiki/Constitution_alg%C3%A9rienne_du_28_novembre_1996_(version_init iale)#

15. Consulat Général d'Algérie à Paris. - Mode of access: http://www.algerie-consulat-general-75.org/sn.html

16. Double nationalité en Algérie Dossier 30 janvier 2007. - Mode of access: http://actualite.el-annabi.com/article.php3?id_article=3796

17. Gouëset C. Chronologie de l'Algérie (1962-2009). - Mode of access: http:// www.lexpress.fr/actualite/monde/afrique/chronologie-de-l-algerie-1962-2009_ 498189.html

18. L'intégration. Qui accède à la nationalité française aujourd'hui? - Mode of access: http://questions-contemporaines.histoire-immigration.fr/sommaire/ integration/comment-devient-on-francais.html

19. Koroghli A Immigration: mononationalité et binationalité, El Watan, 18 mars 2008. - Mode of access: http://koroghli.free.fr/articles.php?lng=fr&pg=90

20. Lambert P.-Y. La participation politique des allochtones en Belgique -Historique et situation bruxelloise. - Louvain-la-Neuve: Academia-Bruylant juin 1999.- 122 p.- (Coll. Sybidi papers).- ISBN 2-87209-555-1

21. Mentalecheta Ch., Mellouli A. Contribution de Chafia Mentalecheta et Akli Mellouli, fondateurs de l'Espace franco-algerien // La communauté algérienne établie à l'étranger / Colloque organisé par la Commission des affaires etrangeres , de la cooperation et de l'émigration 6 juillet 2008. -Mode of access: http://www.espace-franco-algerien.org/spip.php?article5

22. Nouveaux droits pour les Algériens de France. - Mode of access: http:// survivreausida.net/a3171-nouveaux-droits-pour-les-algeriens-de-france.html

23. Ordonnance N 05-01 du 18 moharrem 1426 correspondant au 27 février 2005 et complétant l'ordonnance N 70-86 du 15 décembre 1970 portant code de la nationalité algérienne. - Mode of access: http://www.algerianem bassy.it/site-home/service_file/code_nationalite_modif.pdf

24. Ordonnance n 75-58 du 26 septembre 1975 portant code civil, modifiée et complétée. - Mode of access: http://metz.consulat-algerie.com/index. php?option=com_content&task=view&id=25&Itemid=41

25. Ordonnance n 70-86 du 15 décembre 1970 portant code de la nationalité algérienne [ Extrait du Journal Officiel de la République Algérienne N 105 du 18 décembre 1970]. Ordonnance n 75-58 du 26 septembre 1975 portant code civil, modifiée et complétée. - Mode of access: http://metz.consulat-algerie.com/index.php?option=com_content&task=view&id=25&Itemid=41

26. Oukazi G. Bouteflika excommunie la diaspora kabyle. Ce reproche inattendu du Président aux binationaux // Le quotidien d'Oran 2006. - 07 fév. - Mode of access: http://www.afrique-du-nord.com/ forum/viewtopic.php?id=307

27. Politique d'immigration dans le contexte européen. - Mode of access: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/dossier_polpublic/immigration/ acteurs/polit_europ.shtm

28. Qu'est-ce qu'un étranger? - Mode of access: http://questions-contemporaines. histoire-immigration.fr/sommaire/les_mots/Qu_est_ce_qu_un_etranger.html

29. Rabhi M. Ils sont 36 000 à avoir opté pour le retour définitif depuis 2000, ces émigrés qui se réinstallent au pays. - Mode of access: http: / / archives. rezo.net/zpajol.mbox/200606.mbox/%3C001001c68f32$6fb6de30$b1904051 @azul%3E

30. Wihtol de Wenden C. Atlas des migrations dans le monde, réfugiés ou migrants volontaire.- P., 2005. - P. 14-15.

31. Yacine R. Opération toile d'araignée. - Mode of access: http://www.algeria-watch.org/fr/article/pol/france/diaspora_algerienne.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.