Научная статья на тему 'Альтернативы развития российской системы образования: мыслящая личность или «Биологический автомат»?'

Альтернативы развития российской системы образования: мыслящая личность или «Биологический автомат»? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЭЛИТА / МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / EDUCATION / SOCIETY / PERSONALITY / INDIVIDUALITY / ELITE / THINKING / CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кальней Марина Сергеевна

Анализируются проблемы развития российского образования. Отмечается негативная тенденция уклона образования в сторону формирования узкопрофессиональных навыков вне общетеоретической подготовки. Показываются причины возникновения данной тенденции, зависящие от наследия советской системы образования и общих особенностей образования в индустриальном обществе. Уделяется особое внимание разделению в сознании людей постиндустриального общества на элиту и исполнителей. Доказывается, что результатом такого восприятия может оказаться дегуманизирующее, подавляющее личность общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Education System Alternatives: Creative Individuality or “Biological Machine”?

The author analyzes Russian education development problems, depicting its negative trend leading to professionally restricted practices without theoretical training. In the author’s opinion, one of the reasons for this trend is perception of post-industrial society as divided to elite and executive workers. The author proves that as a result there could be repressive society dehumanizing the personality.

Текст научной работы на тему «Альтернативы развития российской системы образования: мыслящая личность или «Биологический автомат»?»

УДК 37.014

Альтернативы развития российской системы образования: мыслящая личность или «биологический автомат»?

М. С. Кальней

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Анализируются проблемы развития российского образования. Отмечается негативная тенденция уклона образования в сторону формирования узкопрофессиональных навыков вне общетеоретической подготовки. Показываются причины возникновения данной тенденции, зависящие от наследия советской системы образования и общих особенностей образования в индустриальном обществе. Уделяется особое внимание разделению в сознании людей постиндустриального общества на элиту и исполнителей. Доказывается, что результатом такого восприятия может оказаться дегуманизирующее, подавляющее личность общество.

Ключевые слова: образование; общество; личность; индивидуальность; элита; мышление; творчество.

Развитие и диверсификация российской экономики предполагают необходимость создания системы образования, способной соответствовать этим задачам. В рамках этой проблемы обращение к философскому наследию прошлых веков [1], в частности к исследованию природы мышления, заставляет вспомнить восходящее к философии Р. Декарта противопоставление животного как «биологического автомата» и человека как мыслящего существа.

Проблема образования и его качества сохраняла свою актуальность все последние годы. Сегодня особое внимание вызывает вопрос о практической направленности образования. Традиционному советскому образованию с его акцентом на общетеоретическую подготовку противопоставляется подход, направленный на формирование узкопрофессиональных знаний. Таким способом предполагается решить задачу подготовки востребованных

© Кальней М. С.

на рынке труда специалистов и обеспечить тем самым выход отечественного образования на лидирующие позиции.

При этом, однако, не учитывается, что изначально одной из проблем советского образования была его чрезмерная стандартизация [2], лишающая личность возможности творческого развития. Проводились многочисленные педагогические эксперименты, ставившие целью развить у ученика способности к самостоятельному, творческому мышлению. Однако практика показывала несовместимость цели данных экспериментов с догматизированной системой образования. Представляется, что источником этого противоречия является не столько особенность советской системы образования, сколько специфика индустриального общества [3]. Стандартизация индустриального общества неразрывно связана со стандартизацией образования.

Рационализм и иррационализм в жизни, философии, науке: материалы научно-практической конференции (1)

Для исследования вопроса «чему учит и чему должна учить современная школа?» целесообразно выделить в системе образования два уровня: прикладной и фундаментальный. На первом уровне ставится задача удовлетворения спроса на специалистов в условиях рынка. Принципиальное значение здесь имеет быстрая окупаемость финансовых вложений в образование. В соответствии с этим прикладное образование формирует стандартные знания, умения и навыки, направленные на удовлетворение текущих запросов рынка труда.

В свою очередь, фундаментальное образование носит долгосрочный, опережающий, инновационный характер. Хотя получение фундаментального образования прививает базовые знания, умения и навыки, они служат лишь основой для развития способности самостоятельно ставить и решать задачи, способности к генерации знаний и самостоятельному мышлению [4].

В современном российском обществе много говорится не только об ин-новационности как о необходимом элементе российского образования, но и о необходимости соответствия системы образования потребностям рынка. С одной стороны, инновационность предполагает творческое мышление, с другой стороны, потребности рынка предполагают стандартизацию, направленную на решение сиюминутных задач. На практике это приводит к явному уходу процесса образования в сторону обеспечения задач быстрейшей окупаемости, удовлетворения текущих запросов рынка труда и формирования в первую очередь стандартных знаний, умений и навыков.

Казалось бы, переход от стандартизированного индустриального общества к постиндустриальному создаст объективные предпосылки для развития

общества знания и творческой личности. Однако сегодня актуальна тенденция определения постиндустриального общества как социальной структуры, состоящей из управленцев — интеллектуальной элиты — и исполнителей. Подобное структурирование общества с неизбежностью ведет к созданию двух типов образования: элитарного — для подготовки всесторонне развитого управленца и массового — для подготовки исполнителей. Ошибочность данного подхода в представлении о существовании нетворческих видов деятельности, тогда как в действительности каждая деятельность сочетает в себе элементы воспроизведения образцов и творческого созидания.

Более того, встречающееся у ряда исследователей мнение о врожденных творческих способностях обнаруживает социал-дарвинистские тенденции, что позволяет обратиться к классическим антиутопиям, к разделению общества на основах элитарности [5].

Таким образом, возникновение «общества незнания» наблюдается по причине появления проблемы, связанной с выбором социального идеала. Отказ от идеи социальной справедливости, интеллектуального равенства индивидов на практике порождает утопический социальный конструкт разделения общества на интеллектуальную элиту и исполнителей с соответствующими системами подготовки, что приводит к дегуманизации, подавлению личности.

Литература

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. 1019 с. (Гиганты мысли).

2. Панарин А. С. Правда железного занавеса. М.: Алгоритм, 2006. 336 с.

3. Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры: марксизм, неосоциализм, неолиберализм. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. 352 с.

Кальней М. С.

4. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2002. 105 с. (Б-ка школьного психолога).

5. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. 302 с.

6. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 781 с. (Philosophy).

7. Уилсон Д. История будущего. М.: Хранитель: АСТ, 2007. 286 с.: ил. (Philosophy).

8. Янг М. Возвышение меритократии // Утопия и утопическое мышление: антология за-рубежн. лит. / Пер. с разн. яз.; сост., общ. ред. и предисл. В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. С. 317-347.

Кальней Марина Сергеевна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии (ФСиП) МИЭТ. E-mail: marina.kalnej@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.