Научная статья на тему 'Альтернатива жидкому топливу'

Альтернатива жидкому топливу Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
209
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Белоусов М. Ю., Рогова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альтернатива жидкому топливу»

установлена широкая распространенность шариков вюстита, когенита, самородного железа, что наряду с тесной пространственной сопряженностью с зонами углеродтации и утленакопления может с.гужить, на наш взгляд, фактом, подтверждающим участие углеводородных флюидов в бризантных процессах и синтезе восстановленных минеральных фаз. Распространённость в пепловых выбросах и в эруптивных телах «псевдоконгломератов» силикатных и рудных сферул, округлость («оплавленность») термоустойчивых минеральных фаз в высоковосстановительных условиях их кристаллизации может объяснять явления аморфизации кислородсодержащих кристаллических группировок под влиянием углеводородного флюида и не носить термальной природы.

К изучаемым объектам, представляющим исключительный интерес с позиций развиваемого нами подхода к эволюции магматизма кайнозойских депрессий и сопряженных с ними зон деструкции коры, относится Гусевское месторождение природных каолинитов. Изучение этого объекта позволило установить наложенную эксплозивно-гидротермальную природу преобразования, как трещинного тела риодацитов, так и вмещающих осадочных пород под действием огромного объема водного флюида, природу возникновения которого невозможно объяснить ничем иным кроме как генерацией за счет окисления первичного углеводородного глубинного флюида, ответственного за выявленные масштабные эндогенные взрывные процессы, затронувшие как субвулканическое тело риодацитов, так и вмещающие триасовые песчаники. Предполагается тесная генетическая связь эксплозивного брекчирования с масштабными процессами каолинизации, а также с углеродизацией, захватившей, как вмещающие песчаники и гальки гравелитов, гак и, в значительной степени, субинтрузивные риодациты, преобразованные иногда до углеподобного вещества.

Отмеченное широкое развитие процессов, связанных с воздействием эндогенного углерода, а также новейшие данные о роли глубинного углеводородного флюида в образовании скоплений нефти и газа, на наш взгляд, позволяет по новому взглянуть на проблему перспектив нефтегазоносности Приморского края и сосредоточить внимание на изучении участков кайнозойских депрессий, сходных со структурами в которых проявлен усть-суйфунский вулканизм, но не претерпевших вулканической бризантной разрядки углеводородных потоков.

Литература: 1. Валяев Б.М. Углеводородная дегазация Земли и генезис нефтяных месторождений // Геология нефти и газа. 1997. № 9. С. 30-37. 2. Валяев Б.М. О темпах формирования и восполнения залежей нефти и газа. В кн.: Актуальные проблемы геологии нефти и газа. М. : РГУНГ им. И.М. Губкина, 2005. С. 100-116. 3. Карпов И.К., Зубков B.C., Бьгчинский В.А., Артёменко М.В. Детонация в масштабных потоках тяжелых углеводородов // Геология и геофизика, 1998. Т. 39, №6. С. 754-762. 4. Летников Ф.А. Флюидный механизм деструкции земной коры и формирование осадочных нефтегазоносных бассейнов // ДАН, 2005. Т.401, №2. С.205-207. 5. Навленкова Н.И. Флюидный режим верхних оболочек Земли по геофизическим данным. В кн.: Генезис углеводородных флюидов и месторождений. М.: ГЕОС, 2006. С. 47-55. 6. Пиковский Ю.И. Проблема нефтегазонакопления: выход из тупика? (к дискуссии о происхождении нефти и природного газа). В кн.: Генезис углеводородных флюидов и месторождений. М.: ГЕОС, 2006. С. 38-46. 7. Савельева В.Б., Зырянов A.C., Данилова Ю.В., Данилов Б.С., Смагунова М.М. Графитсодержащие метасоматиты и пегматиты Главного Саянского разлома // ДАН, 2002. Т.383. № 5. с 680-683. 8. Томсон И.Н., Полякова OIL, Полохов B.II., Нивин В.А. Условия образования эндогенных «черных сланцев» в Приморье // Геология рудных месторождений, 1993. Т35,№4.С.344-351.

Белоусов М.Ю., Рогова В.В.

АЛЬТЕРНАТИВА ЖИДКОМУ ТОПЛИВУ

В современных условиях резкого роста потребления жидкого углеводородного топлива остров стает проблема поиска его альтернатив. Такой альтернативой является сжиженный природный газ (СНГ). Перевод транспортных средств и замещение нефтяных топлив на природный газ неизбежен в сагу следующих причин: во-первых, ограниченность запасов нефти, - во - вторых, удорожание нефтяного моторного топлива.

1. СНГ - энергоемкий и экономный вид моторного топлива.

Изучая успешный опыт зарубежных стран (Аргентина, Бразилия, Италия) по переводу автомобильного транспорта на компримированный природный газ (К11Г), существую мнения, что слабые темпы внедрения К11Г на автомобильном транспорте в России связаны с недостаточным количеством автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АП1КС). Общее количество крупных АГ1ЖС в России не превышает 200 единиц, тогда как, например, в Аргентине существует 1300 заправочных станций, расположенных в 255 городах, а количество транспортных средств, работающих на К1ЕГ, составляет 2 млн. единиц. Россия, располагая даже сравнительно небольшим количеством АГИКС, не полностью использует созданные производственные мощности.

2. Внедрение СНГ позволит преобразовать автозаправочные станции (АЗС) в комбинированные автогазозаправочные станции (АГЗС), что улучшит снабжение газобаллонного автотранспорта К1ГГ. При внедрении СИГ на автозаправочных станциях (АЗС), обеспечивающих транспорт традиционным нефтяным топливом, можно перепрофилировать их в автогазозаправочные станции (АГЗС), позволяющие производить заправку автомобильного транспорта как бензином, дизельным топливом, СУГ, так и компримированным природным газом, то есть передать им часть функции АППСС по реализации КИТ. Такое техническое решение значительно улучшит снабжение газобаллонного автотранспорта и снизит его холостые пробеги на заправку.

СНГ" в криогенном резервуаре емкостью 10м3 по своей теплотворной способности практически эквивалентен количеству бензина в сосуде емкостью более 5000л и позволяет заправить КИТ за одну заправку криогенного резервуара более 75 автомашин, работающих на баллонном газе. Для уменьшения стоимости криогенного резервуара, с учетом непродолжительного хранения СПГ, он может иметь полиуретанов^ ю теплоизоляцию. Здесь следует отметить, что установка криогенного резервуара с СПГ на АЗС не нарушает безопасность его эксплуатации, так как природный газ менее взрывоопасен, чем бензин.

3. СНГ - альтернативный и удобный по сравнению с КПГ вид транспортирования природного газа. СПГ с места его производства будет доставляться на АГЗС криогенными цистернами, и сливаться в теплоизолированные емкости. Транспортные криогенные цистерны также могут быть использованы самостоятельно для заправки транспортных средств, работающих на СПГ или же КПГ, при наличии на месте заправки газификационной системы высокого давления. Транспортные криогенные цистерны, перевозящие СПГ, имеют существенные преимущества по сравнению с передвижными автогазозаправщиками (ПАГЗ).

4. Использование СПГ в железнодорожном транспорте упрощает перевод магистральных тепловозов на природный газ и снижает себестоимость перевозок. В железнодорожном транспорте магистральные и маневровые тепловозы работают на дизельном топливе, поэтому повышение цен на нефтяное топливо существенно влияет на итоги хозяйственной деятельности пользователей услугами РЖД как по товарным, так и по пассажирским перевозкам. Решение проблемы может быть найдено в переводе дизельных двигателей тепловозов на газодизельный режим с использованием природного газа.

5. Использование СПГ в сельском хозяйстве повышает рентабельность производства: Топливо в сельском хозяйстве имеет решающее значение, так как, учитывая низкую рентабельность с/х производства, затраты на топливо в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляют более 50% и любое повышение цен на топливо, может привести к убыточности производства и, как следствие, к развар всего хозяйства.

Боровик А. Л.

ИСТОРИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: САХАЛИН - ПЕРВЫЕ

ШАГИ

Пожалуй, в мире не найдется нефтеносных районов со столь необычной, подчас драматичной историей освоения подземных богатств, как Сахалин!

Издавна аборигены Сахалина знали о необычных реках, вода в которых имела дурной запах и вкус, и об озерах, которые были настоящими ловушками для животных и людей. Но они не понимали су ги этих явлений и не догадывались, какую пользу может принести странная маслянистая жидкость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.