Научная статья на тему 'Алгоритмы для рекомендательной системы: технология lenkor'

Алгоритмы для рекомендательной системы: технология lenkor Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY-NC-ND
1121
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ОЦЕНКА ПОПУЛЯРНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ LENKOR / КОНТЕНТНЫЕ МЕТОДЫ / АНАЛИЗ ДАННЫХ / РЕКОМЕНДАЦИЯ ЛЕКЦИЙ / RECOMMENDER SYSTEMS / ESTIMATIONS OF POPULARITY / LENKOR TECHNOLOGY FOR PROBLEM SOLVING / CONTENT-BASED METHODS / DATA MINING / LECTURE RECOMMENDATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Дьяконов А. Г.

Описаны алгоритмы, которые заняли первые места на Международном соревновании «ECML/PKDD Discovery Challenge 2011 (VideoLectures.Net Recommender System Challenge)» по написанию рекомендательной системы для ресурса VideoLectures.net (научного репозитария лекций). Соревнование состояло из двух независимых конкурсов. В первом конкурсе необходимо по одной просмотренной лекции рекомендовать новую лекцию из списка недавно выложенных на сайт, для которой известно только подробное описание и нет статистики популярности. Во втором конкурсе надо рекомендовать лекции, основываясь на статистической информации о популярности, представленной не в классическом, а в «усреднённом» виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Дьяконов А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHMS FOR A RECOMMENDER SYSTEM: LENKOR TECHNOLOGY

This paper presents the algorithms which ranked 1st in the ECML/PKDD 2011 discovery challenge (VideoLectures.Net Recommender System Challenge) focused on recommendation tasks for VideoLectures.net website. The challenge included two tasks. In the first task participants had to recommend new lectures (for which complete descriptions were only available, but there was no statistical information on popularity) to new users (who had watched only one lecture). In the second task there was statistical information presented in non-classical aggregated format.

Текст научной работы на тему «Алгоритмы для рекомендательной системы: технология lenkor»

АЛГОРИТМЫ ДЛЯ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ТЕХНОЛОГИЯ LENKOR

А.Г. Дьяконов,

доктор физико-математических наук, доцент кафедры математических методов прогнозирования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Адрес: г. Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова E-mail: djakonov@mail.ru

Описаны алгоритмы, которые заняли первые места на Международном соревновании «ECML/PKDD Discovery Challenge 2011 (VideoLectures.Net Recommender System Challenge)» по написанию рекомендательной системы для ресурса VideoLectures.net (научного репозитария лекций). Соревнование состояло из двух независимых конкурсов. В первом конкурсе необходимо по одной просмотренной лекции рекомендовать новую лекцию из списка недавно выложенных на сайт, для которой известно только подробное описание и нет статистики популярности.

Во втором конкурсе надо рекомендовать лекции, основываясь на статистической информации

о популярности, представленной не в классическом, а в «усреднённом» виде.

у J

Ключевые слова: рекомендательные системы, оценка популярности, технология решения задач LENKOR, контентные методы, анализ данных, рекомендация лекций.

1. Введение

Задача рекомендательной системы — предлагать пользователям услуги (или товары), которые могут быть им полезны в будущем, т.е. «облегчать проблему выбора». Рекомендательные системы существуют практически на всех крупных Интернет-ресурсах: на Grouplens.org и Netflix.com (для выбора фильмов), Youtube.com (для выбора видео), Facebook.com (для выбора друзей), Amazon. com (для выбора товаров), Last.fm (для выбора музыкальных треков) и т.д. Математические методы, которые применяются при разработке рекомендательных систем, можно разбить на две группы [1]:

методы коллаборативной фильтрации (collaborative filtering) и контентные методы (content-based, information filtering). Первые используют статистику поведения пользователей (например, рекомендуют товары и услуги, которые были интересны для похожих пользователей), а вторые — описания товаров и услуг (например, рекомендуют товары из той же категории, ценовой группы, сопутствующие товары и т.д.). Естественно, возможно одновременное использование методов двух групп (hybrid prediction), выделяют также алгоритмы, основанные на априорном знании потребностей пользователей (knowledge-based), см. [1].

Ресурс VideoLectures.net [2] является открытым репозитарием видеолекций, прочитанных ведущими преподавателями и учёными на конференциях, летних научных школах, фестивалях науки и т.д. Конкурс по разработке алгоритмов «ECML/ PKDD Discovery Challenge 2011 (VideoLectures.Net Recommender System Challenge)» [3] был проведён с целью улучшить существующую рекомендательную систему ресурса, стимулировать разработку новых рекомендательных алгоритмов и предоставить данные реальной прикладной задачи научному сообществу. Конкурс являлся (очередной ежегодной) соревновательной частью конференции ECML-PKDD 2011 [4], прошедшей в Афинах в сентябре 2011 года, а также базировался на платформе TunedIT [5] (предоставляющей удобный интерфейс для проведения соревнований по анализу данных).

Ниже мы опишем постановки решаемых задач, а также алгоритмы, предложенные для их решения, которые заняли первые места во всех подконкурсах соревнования. Алгоритмы базируются на технологии решения прикладных задач LENKOR, разрабатываемой автором (данная статья начинает серию работ, посвящённую её успешным применениям, полное описание технологии планируется после верификации на достаточном числе прикладных задач). Методы LENKOR ориентированы на задачи со сложным заданием объектов (признаками разных типов и/или непризнаковым описанием), относительно малыми выборками (недостаточными для применения статистических методов), нетрадиционными функционалами качества решений/ алгоритмов. Предлагается ввести множество функций близости между объектами (каждая оценивает сходство по своему типу информации), сформировать общую формулу вычисления близости, как правило, в виде обычной линейной комбинации введенных функций, и способ получения ответа. Затем произвести настройку алгоритма и изменение общей формулы (с внесением в неё нелинейностей).

2. Задача «холодный старт» (cold start)

2.1. Постановка задачи

Для некоторого множества лекций ресурса VideoLectures.net (см. рис. 1) заданы их описания: номер лекции (идентификационный номер), язык лекции, категория лекции (например «Machine Learning» или «Biology», всего 350 категорий), число просмотров, дата выкладывания на сайт, ав-

тор лекции (его номер, есть также его имя, e-mail, сайт в Интернете), название лекции (предложение на языке лекции), описание лекции (небольшой текст). Аналогичные данные имеются по событиям, к которым относятся лекции (конференции, на которых они прочитаны, школы-семинары, циклы лекций и т.д.). Здесь мы не перечисляем всей доступной информации, её можно найти на сайте соревнования [3] (например описания слайдов лекций, даты съёмки и т.д.), поскольку она не была использована в финальной версии алгоритма решения. Отметим также, что некоторые данные для лекций не известны (например, не для всех лекций даны описания). Кроме контентной информации имеются также статистические данные: известно сколько пользователей одновременно просмотрели i-ю и j-ю лекции для всех i, j (если это число больше единицы).

Множество описанных лекций разбито на два не-пересекающихся подмножества: 6983 «старые лекции», которые были опубликованы на сайте до 1 июля 2009 года (по ним известна вся статистика) и 1122 «новые лекции», которые выложены на сайте после этой даты (по ним не известна информация о просмотрах). Есть также контрольная выборка — это подмножество множества старых лекций. Для каждой лекции из контрольной выборки необходимо предложить список рекомендуемых 30 новых лекций (это рекомендация новых лекций пользователю, который посмотрел одну старую). Такая задача моделирует режим «новый пользователь» — «новая лекция» (new user / new item), при котором человеку, впервые зашедшему на сайт, рекомендуют что-то из новинок.

Опишем функционал качества, который использовался организаторами для оценки и сравнения алгоритмов [3]. Пусть алгоритм рекомендует лекции с номерами rp ..., rR, а верная рекомендация (что из новинок чаще интересует пользователей ресурса после просмотра конкретной «старой» лекции) — лекции с номерами s ..., ss (упорядочены по числу просмотров), тогда качество такой рекомендации вычисляется по формуле

1 у I {Г1,''', rmin(S,R,z) } ^ {S1 ’''' ’ Smin(S,R,z) } 1 , (1)

I Z Izy min(S,R,z)

где Z — некоторое множество целых чисел. Для первой задачи организаторы использовали Z={5, 10, 15, 20, 25, 30}. Качество алгоритма вычислялась как среднее арифметическое по качеству

всех рекомендаций. Ясно, что функционал поощряет угадывание множества интересных новинок и порядка на этом множестве.

Рис. 1. Демонстрация лекции на сайте VideoLectures.net с пометками признаков.

2.2. Алгоритм решения

Пусть некоторую информацию о лекции можно записать в виде я-мерного вектора/= (/ ...,/п). Например, если я — число авторов всех лекций, то бинарным вектором / можно описать авторов конкретной лекции: единицы помечают номера соответствующих авторов (такой вектор логично назвать «характеристическим вектором авторов лекции»). Аналогично можно описать язык лекции, её категорию и т.д. Естественно, размерности векторов при разных описаниях (отвечающих разным типам информации) различны. В каждом случае можно оценить, насколько похожи лекции по представленной информации. Например, для г-й лекции, представленной вектором /(г) = (/ (г), ..., /п(і) ), и я-й лекции, представленной вектором /(/) = (/ (/), ..., /п (/)) их близость оцениваем с помощью измененной косинусной меры [6]

<.Л0,Л/)>=

№AU)+-+mf„U) ї/Уі(г)2++/„(г)2+ £\jfi(j)2+ +f„U)1+e

(2)

Замечание. Подобные изменения «+е» (см. (2)) будут встречаться и дальше. Они связаны с предотвращением деления на ноль без потери скорости вычисления в среде МАТЬАВ (поэтому не использовалось простое сравнение знаменателя с нулём). Кроме того, добавление подобных новых параметров меняет качество алгоритма. Оптимизация ка-

чества привела к выбору е = 0,01 в финальной версии алгоритма. Под оптимизацией качества здесь и далее понимается экспериментальное нахождение локального максимума функционала качества методом покоординатного спуска. Оптимизация в явном виде невозможна из-за недифференцируемости функции (1).

Идея алгоритма: для заданной лекции из контрольной выборки пройтись по всем новым лекциям и вычислить близость к каждой, просуммировав (с какими-то коэффициентами) значения (2) для всех представленных видов информации (категории, авторы, язык и т.д.). Сразу отметим главную модификацию алгоритма, которая существенно улучшает качество. Вместе с близостью к рассматриваемой лекции из контрольной выборки необходимо учитывать близость к похожим лекциям с точки зрения поведения пользователей. Ниже формализуем эту идею.

Замечание. Учёт похожих лекций — естественный метод борьбы с дефицитом информации. Например, если «старая» лекция лежит в категории «Биология», а среди «новых» нет лекций из этой категории, то можно рекомендовать из «похожей», например из «Химии», но никак не из «Криминологии». Такую «похожесть» и должен установить алгоритм, основываясь на информации, из каких разных категорий лекции просматриваются одними и теми же пользователями.

Пусть множество старых лекций индексируется номерами из I, пусть /(г) — вектор описания г-й лекции (по фиксированному типу информации), пусть т'у — оценка близости г-й иу-й лекции с точки зрения поведения пользователя (определена ниже). Тогда пусть

\

//(о=Е

&

т„ -

/(/)

\jfiU)2+---+fnU)2 +Е j

и близость к новой t-й лекции вычисляем с помощью суммы (f'(i), f (t)) по всем видам информации. Опишем, как вычисляются значения т Пусть L — число лекций, т.. — число пользователей, которые просмотрели и г-ю лекцию и j-ю лекцию при г ф j, и m — число пользователей, которые просмотрели г-ю, делённое пополам (такое определение получилось в результате оптимизации качества алгоритма). Тогда

m

(З)

m

Замечание. Смысл выражения (3) достаточно ясен. При т.. = 0, iе {1, 2, L}, значение (3) «пре-

вращается» в оценку вероятности, с которой случайный пользователь посмотрел j-ю лекцию при условии, что он точно посмотрел i-ю. Ненулевые элементы т.. нужны, чтобы учитывать также близость к i-й лекции, а не только к тем, которые похожи на неё с точки зрения поведения пользователей.

Ниже перечислим виды информации, по которым оценивалась близость. Для каждого вида будем

указывать вект°р г = «//(0»Лл)>»-".</'(0.Лл)»

с соответствующим индексом, где J = {jr} — множество номеров новых лекций.

1. Категории — ycat. Здесь f(j) — характеристический вектор категорий лекций, т.е. бинарный вектор, в котором t-й элемент равен единице, если лекция принадлежит t-й категории.

2 Авторы — ушк. Здесь f(j) — характеристический вектор авторов лекций, т.е. бинарный вектор, в котором t -й элемент равен единице, если t-й автор является автором лекции.

3. Языки — Yfaig. Здесь f (j) — это характеристический вектор языка лекции, в котором первая координата, соответствующая английскому языку, положена равной единице (чтобы сделать все лекции похожими на английские по соответствующей тематике, поскольку лекции на английском языке смотрят практически все пользователи ресурса).

4. Названия — ydic. Сначала все слова, которые входят в названия и описания лекций приводятся к общей основной форме [6] (мы использовали стеммер Портера [7]). Отметим, что спецсимволы (скобки, запятые, знаки арифметических операций, знак доллара и т.д.) удалялись, но стоп-слова не исключались (исключение практически не меняет качества). Название каждой лекции описывается вектором (hp ..., Нц), в котором h. — число слов с i-й основной формой. Затем делается преобразование похожее на idf:

f= X- (4)

' Vw,+£

где w. — сколько слов с i-й основной формой есть вообще в названиях и описаниях (с учётом кратности). Именно такие векторы fj, ..., fW) и используются для итогового вычисления.

5. Названия, описания, названия и описания событий — ydic2. Каждая лекция имеет название, описание, название соответствующего события и опи-

сание события (если информации о событии нет, то считаем, что название и описание события совпадают с названием и описанием лекции). Всё это объединяется в один текст, он описывается вектором (Н1, ..., Нц), а дальше порядок действий такой же, как и в предыдущем пункте.

Замечание. Отход от классического преобразования произошёл в результате решения задачи оптимизации при различных нормировках в (4). Использовалось также деление на логарифм, на саму частоту, на её квадрат и т.д. При этом качество менялось на 2—5%.

Для получения решения алгоритм строит вектор

у = 0Л9-т]0.6-уш+5.6-у„л +

(5)

+л14-5-У,апг+5^-Ушс+^Л-УшС 2

Здесь корень извлекается поэлементно. В качестве рекомендации алгоритм дает лекции, которые соответствуют наибольшим значениям координат в векторе у = (у1,...,ум). Вид решения определяется технологией решения прикладных задач «ЬЕККОЯ», развиваемой автором, основные этапы применения которой:

1. Выделение различных видов информации, описание способов вычислений близости по каждому виду.

2. Формирование линейной комбинации функций близости, настройка коэффициентов (методом покоординатного спуска). При этом автоматически определяются «ненужные» виды информации (соответствующие слагаемые входят с нулевыми весами).

3. «Деформирование» комбинации (попытка построить нелинейную формулу решения путём перебора различных алгебраических выражений), настройка коэффициентов (методом покоординатного спуска).

На третьем этапе приходится иметь дело с относительно небольшими выражениями (часть функций близости отсеивается на втором этапе), что обеспечивает возможность перебора нелинейных выражений различных типов. В данной задаче оптимальным выражением оказалась линейная комбинация корней, которая, впрочем, не сильно улучшает линейное решение (на 2%). Отметим, что значения коэффициентов в формуле (5) и вид выражения характерен для решения конкретной задачи (даже при накоплении статистики в рассматриваемой задаче оптимальные значения коэффициентов могут измениться). Здесь приводится точная формула для возможности верификации полученных результатов.

В решение, которое автор выложил на сайт [3], внесено ещё одно изменение: вектор у = (у1,...,у{Г) преобразуется в вектор

Ух

>Уя'

t ~t •

max min /

где t. — время выкладывания на сайт j-й новой лекции, tmin — минимальное среди всех этих времён новых лекций, t — максимальное (вычислялось в

’ max v

днях). Такая поправка учитывает условия соревнования: поскольку оценка происходит по имеющейся статистике (т.е. по числу пользователей, посмотревших новую лекцию после просмотра лекции из контрольной выборки), то важна не только популярность лекции, но и сколько она была доступна для просмотра. В табл. 1 представлена зависимость от §.

Таблица 1. Качество алгоритма при различных 8

3 Качество

5 .0 0. 36.24%

0.07 (выбрано) 37.28%

9 .0 0. 37.24%

Описанный алгоритм занял первое место среди 62 участников с результатом 35.857% и достаточно солидным отрывом от второго места (см. табл. 2). После загрузки и обработки данных (занимает около 1 часа, но для построения рекомендательной системы может быть выполнено один раз) время работы алгоритма для решения задачи соревнования составило 17.3 секунд на компьютере HP p6050ru Intel Core 2 Quad CPU Q8200 2.33GHz, RAM 3Gb, OS Windows Vista в среде MATLAB 7.10.0. При этом сделано 5704 рекомендации по 30 лекций в каждой. Словарь состоит из 35664 основных форм. Всего лекций и событий: 8624.

Таблица 2.

Результаты алгоритмов-победителей первого конкурса

Алгоритмы Предфиналь-ный результат Итоговый результат

LENKOR-алгоритм 37.281% 35.857%

Второе место (E. Spyromitros-Xioufis, E. Stachtiari [8]) 31.063% 30.743%

Третье место (M. Mozina [9]) 30.661% 27.684%

3. Задача «пост-троечные последовательности» (pooled sequences)

3.1. Постановка задачи

Во второй задаче соревнования была предоставлена статистика поведения пользователей, однако, не полная, как это принято в задачах такого типа (кто, что и когда смотрел). Причиной такой неполноты является одна из тенденций в развитии современной IT-индустрии: обеспечение анонимности действий пользователей в Интернете. В последнее время актуальнейшей задачей становится проблема правильного «огрубления» информации, при котором задачи анализа данных можно решать с приемлемым качеством, но нельзя восстановить исходные данные (подробные логи пользователей). Организаторы соревнования для такого огрубления применили метод пост-троечных последовательностей (это наш перевод термина «pooled sequences»).

Обучающая выборка T состоит из троек {a, b, с} номеров лекций (всего 109044 тройки). Для каждой тройки указано n ({a, b, с}) — число пользователей, которые посмотрели все три лекции. Кроме того, указана пост-троечная последовательность (polled sequence). Это список лекций, которые посмотрел хотя бы один просмотревший {a, b, с} после всех лекций тройки, с указанием, сколько таких просмотров было. Опишем кратко процедуру построения таких последовательностей [3]. Пусть лог какого-то пользователя (последовательность лекций, которые он посмотрел)

102 ^ 33 ^ 2 ^ 34 ^ 35 ^ 2 ^ 102 ^ 17 ^ 36 , удаляем из неё повторы:

102 ^ 33 ^ 2 ^ 34 ^ 35 ^ 17 ^ 36 .

Для тройки {2, 33, 35} данный пользователь считается посмотревшим все три лекции тройки, а лекции с номерами из {17, 36} будут входить в пост-троечную последовательность.

Мы формализуем понятие «пост-троечная последовательность» с помощью вектора v({a,b,c}) е ZL, где L — число лекций,

v({a,b,c}) = (^({аДс}),...,vL({a,b,c})),

Vj ({a,b,c}) — сколько раз была просмотрена j-я лекция после тройки {a, b, с} (неформально говоря, это популярность j-й лекции после просмотра лекций из {a, b, с}, наш пример «добавляет единицы» к 17му и 36-му элементам вектора).

Контрольная выборка состоит из 60274 троек (не входящих в обучение). Требуется для троек контрольной выборки определить пост-троечные последовательности, а точнее 10 первых членов последовательностей (10 координат вектора v({a, b, с}) с наибольшими значениями). Это соответствует рекомендации пользователю списка из 10 лекций после просмотра им тройки лекций. Отметим, что также известна контентная информация (как и в первой задаче), но она не была использована участниками соревнования, поскольку не улучшала качества алгоритмов. Функционал качества для оценки алгоритмов во второй задаче использовался такой же, как и в первой, но при Z={5, 10}.

3.2. Алгоритм решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сначала производятся две нормировки векторов, соответствующих тройкам обучающей выборки, первая —

v'({a,b,c))= (--------------------------

7^,(0 >0}|+2)

vL({a,b,c}) l°g(\{* £T\vL(t)>0}| +2)

ясно, что | {t e T | Vj(t) > 0} | — число троек из обучения, в пост-троечные последовательности которых входит j-я лекция. Вторая нормировка —

( l Л

log ^v’({a,b,c}) + l

v'\{a,b,c}) =----7-1 =—v\{a,b,c}).

у3n({a,b,c}) + e

Замечание. Первая нормировка учитывает, что если лекция часто входит в пост-троечные последовательности, то факт такого вхождения не является информативным. Были опробованы варианты деления на \{t е Т | Vj (t) > 0} I, квадрат и корень этого числа. Вторая нормировка также получилась в результате перебора разных вариантов и увеличивает качество на 1%.

Пусть

№= X v"(t),

teT:rfc?

а n(d) =\{t еТ : d czt}\ — число слагаемых в этой сумме. Например, s ({a, b}) — сумма векторов v" ({a,b,d}) для всех d таких, что {a, b, d} е T . Пусть операция (У удаляет из вектора все нулевые координаты, кроме одной, а если нулевых координат не было, то добавляет одну нулевую. Например, £»(1,0,0,2,0) = (1,0,2), ю(1,2) = (1,2,0). Пусть также

std(x1,...,xn) =

(стандартное отклонение).

Алгоритм действует очень просто: если среди чисел n ({a, b}), n ({a, с}), n ({b, с}) есть как минимум два ненулевых числа, то полагаем

log(s({a,b}) + 0.02) | log(s({b,c}) + 0.02) | std{m (s ({a,b}))) + 0.5 std (co(s ({Z>,c}))) + 0.5

| log(s({a,c}) + 0.02) std(w(s ({a,c}))) + 0.5

В противном случае (когда «недостаточно статистики») добавляем к этой сумме слагаемые

tog(^({fl}) + 0.02) | fog(s({Z>}) + 0.02) | std(a (s({a}))) + 0.5 std(a> (j({Z>}))) + 0.5 , /og(^({c}) +0.02) rfrf(ft)(s({c}))) + 0.5

Здесь логарифм log берётся поэлементно от вектора, константы получились в результате оптимизации качества алгоритма. Элементы полученного вектора у трактуем как оценки популярности лекции в пост-троечной последовательности (чем выше оценка — тем более популярна). Рекомендуем лекции с наибольшими оценками.

Попытаемся обосновать алгоритм. Представляется очень логичным действовать по правилу

у = log(s{{a,b})) + log(s({b,c})) + log(s({a,c})) =

= log(s{ {a,b})-s({b,c})-s({a, с})) ’

где « •» — поэлементное умножение векторов.

Действительно, если нет информации о тройке {a, b, с}, то мы смотрим информацию о тройках {a, b, d} для всех d, при которых они входят в обучающую выборку. При этом суммируем все v ({a, b, d}), что соответствует объединению мультимножеств (множеств с кратным вхождением элементов) — получаем вектор s({a, b}). Аналогично поступаем для троек вида {a, с, d} и {b, с, d} — получаем векторы s ({a, с}), s ({b, с}). Теперь логично «одновременно учесть» полученные три вектора для оценки неизвестного вектора s ({a, b, с}) (или хотя бы порядка на его элементах). Экспериментально было установлено, что для этого лучше использовать произведение (эта операция часто используется в теории нечётких множеств [10] для пересечения множеств):

.s({a,b}) • s({b,c}) • s({a,c}).

Переход к выражению

0({а,6}) +£) • (у({М) + е)' (^({а, с}) +£)

связан с тем, что здесь не происходит зануления большинства элементов вектора (и потери информации), см. также табл. 3 (логарифм не меняет порядок на элементах вектора оценок популярности). Затем были произведены эксперименты по нормировкам векторов, а также по учёту «({•,•}) + £ с разными весами. Последние привели к делению на 5Й((м(5({-,-}))) + 0.5 (это увеличивает качество примерно на 1%).

Замечание. Участники соревнования, занявшие второе место [11], использовали правило «энтропийного» типа:

у = ■?(»})■ /оя0( {а, Ь})) + э( {Ь,с}) • /о#0( {й, с})) + +s({a,c})■log(s({a,c}))

и простейшую нормировку: ^({аДс})

v'\{a,b,c}) =

n{{a,b,c})

vL({a,b,c})

n({a,b,c})

(для интерпретации получаемых величин как вероятностей). Возможно, применение энтропийного правила в описанном методе увеличивает качество.

Качество алгоритма при различных у Таблица 3.

у (вид выражения) качество

(s({a,b})+е) • (і({й,с}) + £)■ (s({a, с}) +є), е = 0 57.27%

=* =, є = 0.01 62.11%

=* =, є = 0.1 61.60%

= * =, £ = 1 58.84%

(s({a,b}) + s({b,c}) +є) ■ (s ({b, c})+s({a,c})+є)-■ (s({a,c}) + s({o, Ь}) + є),є = 0 58.63%

=* =, є = 0.001 59.87%

Замечание. При решении этой задачи также была использована идеология «ЬЕККОЯ»: поиск подходящей линейной комбинации (именно поэтому произведение было преобразовано в сумму логарифмов) и её последующая «деформация» (учитывая специфику задачи, больше внимания уделено нормировкам данных). Здесь не пришлось выбирать типы информации и оценку близости по ним, поскольку использование контентной информации не увеличивало качество (получались нулевые

коэффициенты в линейной комбинации), зато был произведён обширный перебор различных нелинейных выражений (в турнирной таблице до последнего дня два лучших участника показывали близкие результаты, поэтому приходилось бороться за каждый процент качества).

Таблица 4. Результаты алгоритмов-победителей второго конкурса

Алгоритмы Предфинальный результат Итоговый результат

LENKOR-алгоритм 62.102% 62.415%

Второе место (J. Kreiner [11]) 60.791% 61.172%

Третье место (V. Nikulin [12]) 58.727% 59.063%

Описанный алгоритм занял первое место среди 22 участников с результатом 62.415% (у автора есть уверенность, что показанный результат близок к оптимальному для данной задачи), см. табл. 4. Алгоритм настолько простой, что MATLAB-код занимает несколько строчек. Время работы алгоритма на компьютере HP p6050ru Intel Core 2 Quad CPU Q8200 2.33GHz, RAM 3Gb, OS Windows Vista в среде MATLAB 7.10.0 для прогноза по одной тройке составило 0.0383 секунды, для вычисления ответа второй задачи соревнования (60274 прогнозов) — 38.33 минуты.

4. Заключение

Описанные алгоритмы достаточно просты, универсальны, допускают возможности распараллеливания. Решение получается в удобном виде: как вектор оценок. Для рекомендации некоторого количества лекций достаточно отобрать столько наибольших элементов вектора, но, в принципе, параллельно получаются оценки популярности каждой лекции. Кроме того, алгоритмы такого типа могут быть использованы в рамках алгебраического подхода [13] для формирования выражений над алгоритмами. По сути, в основе технологии «LENKOR» лежат идеи алгебраического подхода: выбирается «правильная» база пространства векторов оценок, а затем настраивается алгебраическое выражение.

Предложенные методы могут использоваться для других постановок задач. Например, алгоритм решения задачи «холодный старт» может быть легко приспособлен к решению задач кредитного скорин-

га и оценки перспективности проектов. Отметим, что для этих задач технология «LENKOR» и была изначально разработана, хотя в задачах кредитного скоринга она может уступать в эффективности «стандартным» методам, например случайному лесу (Random Forest). Алгоритм решения задачи «пост-троечные последовательности» может быть использован не только при построении рекомендательных систем, но и в задачах прогнозирования £-значных временных рядов (для поиска закономерностей типа

«три события определяют будущее событие») и автоматической классификации текстов (в настоящее время автор модифицирует этот метод для классификации на основе троек терминов).

Работа была выполнена при финансовой поддержке РФФИ (код проекта: 12-07-00187) и гранта Президента РФ (МД-757.2011.9). Автор благодарен анонимному рецензенту за полезные замечания, которые помогли существенно улучшить статью. ■

Литература

1. Jannach D., Zanker M., Felfernig A., Friedrich G. Recommender Systems: An Introduction. Cambridge University Press (2010).

2. Репозитарий научных и учебных лекций, URL: http://www.videolectures.net/ (дата обращения: 28.10.2011).

3. Antulov-Fantulin N., Bonjak M., §muc T., Jermol M., Znidansic M., Grcar M., Kese P., Lavrac N., ECML/ PKDD 2011 — Discovery challenge: «Video Lectures.Net Recommender System Challenge», URL: http:// tunedit.org/challenge/VLNetChallenge/ (дата обращения: 28.10.2011).

4. Европейская конференция по машинному обучению, URL: http://www.ecmlpkdd2011.org (дата обращения: 28.10.2011).

5. Платформа для проведения соревнований по анализу данных, URL: http://tunedit.org (дата обращения: 28.10.2011).

6. Маннинг К., Рагхаван П., Шютце Х. Введение в информационный поиск — Вильямс, 2011.

7. Porter M.F. An algorithm for suffix stripping // Program. — 1980. — Vol. 14, № 3. — pp. 130-137.

8. Spyromitros-Xioufis E., Stachtiari E., Tsoumakas G., Vlahavas I. A Hybrid Approach for Cold-start Recommendations of Videolectures // Proc. of ECML-PKDD 2011 Discovery Challenge Workshop. — 2011. - pp. 29-39.

9. Mozina M., Sadikov A., Bratko I. Recommending VideoLectures with Linear Regression // Proc. of ECML-PKDD 2011 Discovery ChallengeWorkshop. — 2011. — pp. 41-49.

10.URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Fuzzy_mathematics (дата обращения: 28.10.2011).

11.Kreiner J.A., Abraham E. Recommender System Based on Purely Probabilistic Model from Pooled Sequence Statistics // Proc. of ECML-PKDD 2011 Discovery Challenge Workshop. — 2011. — pp. 51-57.

12.Nikulin V. OpenStudy: Recommendations of the Following Ten Lectures After Viewing a Set of Three Given Lectures // Proc. of ECML-PKDD 2011 Discovery Challenge Workshop. — 2011. — pp. 59-69.

13.Журавлёв Ю.И. Об алгебраических методах в задачах распознавания и классификации // Распознавание, классификация, прогноз. — 1988. — Т.1. - С. 9-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.