Научная статья на тему 'Алгоритм формирования и реализации региональной промышленной политики, обеспечивающей экономическую безопасность в условиях кризиса'

Алгоритм формирования и реализации региональной промышленной политики, обеспечивающей экономическую безопасность в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КРИЗИС / ECONOMIC SECURITY / INDUSTRIAL POLICY / REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Надежда Станиславовна

Рассмотрен алгоритм формирования и реализации региональной промышленной политики на основе согласования образа будущего промышленности региона между основными ее участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF MAKING AND IMPLEMENTATION OF REGIONAL INDUSTRIAL POLICY INTENDED FOR ECONOMIC SECURITY UNDER THE CRISIS

An algorithm of making and implementation of regional industrial policy based on an "image of the future" related to the industry of the region coordinated by the major parties has been considered in the paper.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формирования и реализации региональной промышленной политики, обеспечивающей экономическую безопасность в условиях кризиса»

 3:|H.IHt •■-HI.'C Ii: t lfl .1 ■ 1.19^' 1 4 w^l'l1 -IT

Sil -tu

IT , , !! №h i ■1 г ■ i'l-f г

■it I Ц\\ ! \lf\

в» 1

ЭЕШ10 ЗшЬЗ' *л i ?OQ.:I tltd spos :rnn-

Рис. 5. Предсказанные и актуальные страховые премии (II модель)

где ^ = 1 в период 2000—2002 гг., /2 = 1 в период 2003-2005 гг., /3 = 1 в период 2006-2008 гг.

Таким образом, при помощи регрессионного анализа мы можем определить модель со следующими коэффициентами:

П = /Д533 + 0,003 х ВРП) + + /2(1600 - 0,001 х ВРП)+ + /3(—7917 + 0,03 х ВРП). (4)

Эффективность оценки при помощи данной модели можно оценить на рисунке 5.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что региональный страховой рынок находится в прямой пропорциональной зависимости от социально-экономического развития региона, в первую очередь от валового регионального продукта. Но вместе с тем более сильную зависимость он демонстрирует от изменения законодательства в сфере страхования. Этот факт позволяет нам сделать вывод о том, что страховой рынок, как в Российской Федерации, так и в регионах, несовершенен и регулируется не законами рынка, а подвержен администрированию со стороны государства.

Список литературы

1. Федеральная служба страхового надзора. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fssn.ru

2. Шипицына С. Е. Оценка страхового потенциала региона // Экономика региона. 2009. №2. с. 91-99.

3. Пермский край в цифрах: краткий стат. сб-к. Пермь: Пермьстат, 2009. 75 с.

УДК 332.14:338.246

ключевые слова: экономическая безопасность, промышленная политика, региональный промышленный комплекс, кризис

Н. С. Давыдова

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Рассмотрен алгоритм формирования и реализации региональной промышленной политики на основе согласования образа будущего промышленности региона между основными ее участниками.

Вопросы экономической безопасности активно изучаются в научном сообществе. Сложилось множество мнений о том, что считать экономической безопасностью, каким способом ее оценивать. В словаре русского языка С. И. Ожегова безопасность — это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [1]. По В.И.Далю — безопасность — «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [2]. В. Парето безопасность

характеризовалась как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания, обороноспособности государства, зависящих, в свою очередь, как от определенных внутренних, так и внешних параметров [3, с. 17]. В законе РФ «О безопасности» определяется, что безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [4].

Экономическая безопасность как состояние экономики определяется как безопасность экономического пространства, сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспек-

Н. С. Давыдова 217

тиве производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом [5].

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет основные характеристики, предназначенные для оценки состояния национальной безопасности, в том числе: уровень безработицы, децильный коэффициент, уровень роста потребительских цен, уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении к валовому внутреннему продукту, уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении к валовому внутреннему продукту, уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами [6].

Однако, по нашему мнению, помимо оценки уровня экономической безопасности необходимо определить и факторы, на него повлиявшие или способные повлиять в интересующем периоде. Поэтому есть необходимость более углубленного изучения показателей экономической безопасности в различных аспектах — отраслевом, региональном и др.

По мнению Г. Ф. Якименко, региональный аспект экономической безопасности, прежде

всего, зависит от так называемых внутренних факторов и предельно допустимых величин, нарушение которых приводит к региональным кризисным ситуациям. Он определяет региональную кризисную ситуацию как такое изменение состояния народного хозяйства регионов России, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития [7, с. 169-170].

Особую аюуальность вопросы экономической безопасности приобретают в условиях мирового финансового кризиса. Результаты мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, проводимого Минрегионразвития РФ в первом квартале 2009 года [8], свидетельствуют о продолжающемся падении объемов промышленного производства (табл. 1).

Сравнение результатов промышленного развития по основным видам экономической деятельности Российской Федерации и в Удмуртской Республики показывает, что в предкризисный период и в начальный период кризиса наблюдалась определенная рассин-хронизация в развитии базовых видов обрабатывающих производств (рис. 1). Особенно

/]о6ьма полезнь х ископаемых

Производство и 250^0—Обрабатывающие р а с п редел ен л

/ \20gj)

Прочие производства

150Д

/

Производство транспортных средств и.Г • , 0

! т

' производства

Производство пищевых / .^\^проду<тов,включая...

Текстильное и швейное производство

Пэоизводство электрообсрудования,.,. X

Произвсдстео машин и обоэудования

Металлургическое*^

производство и... I [роиззодство резиновых-

и гластмассовых изделий

Производство кожи, изделий из кожи и...

Обработка древесины и произзодство изделий...

Целлюлозно-бумажное производство;... Химическое производство

^ Российская Федерация ^^^»Удмургская Республика

Рис. 1. Индексы промышленного производства в Российской Федерации и в Удмуртской Республике в период2004-2008 гг., нарастающим итогом, %

Таблица 1

Индекс физического объема промышленного производства

в % к соответствующему месяцу прошлого года в % за период с

Показатель начала года к соответствующему периоду про-

шлого года

Регион

Российская 86,3 85,7

Федерация

Удмуртская Республика 93,5 92,5

Место Удмуртской Республики в

рейтинге 84 реги- 30 27

онов Российской

Федерации

значимым расхождение было по таким видам экономической деятельности, как производство транспортных средств и оборудования, производство электрооборудования, машин и оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий.

Результаты оценки кризисных процессов в ключевых для промышленного региона сферах должны стать составной частью формирования и реализации региональной промышленной политики, обеспечивающей экономическую безопасность. Эффективное использование механизмов предупреждения кризисных ситуаций требует совершенствования государственного управления региональным промышленным комплексом. Это определяет актуальность вопросов формирования и реализации региональной промышленной политики, обеспечивающей экономическую безопасность в условиях кризиса.

Существует большое количество разнообразных исследований по вопросам управления развитием региональных промышленных комплексов. Среди них можно отметить работы Г. М. Кржижановского, И. Г. Александрова, Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского, А. Г. Наговицына, Д. В. Огнева, М. Портера, М. Е. Савченко и других исследователей. Существующие работы в этой области посвящены вопросам управления региональным промышленным комплексом в условиях как плановой, так и рыночной экономики. Это связано с тем, что методы управления совершенствовались в соответствии с развитием производительных сил, производственных и институциональных отношений.

В период плановой экономики в СССР вопросам антикризисного управления не уделялось внимания, поскольку считалось, что по-

нятия «социализм» и «кризис» несовместимы. Плановая экономика базировалась на постулатах пропорционального, планомерного, а значит, и бескризисного развития в масштабах всего общества, при котором «уничтожается присущее капиталистическому обществу противоречие» [9, с. 16]. Следовательно, не было и необходимости в развитии антикризисного управления. Но кризисный период, связанный с переходом к рыночной экономике, сделал эту тему актуальной. Возникла потребность в различных механизмах антикризисного управления, в том числе и на региональном уровне. Таким образом, изменения в системе управления отразили изменения в условиях экономического развития территорий.

Кроме того, в результате реформирования системы управления и изменения условий хозяйствования изменились методы воздействия органов власти и управления на экономику. Если в условиях административно-командной системы отношения между органами власти и предприятиями строились как административные, то в условиях рыночной экономики требуется применение иных методов управления. Сравнение инструментов комплексного социально-экономического развития территории в условиях административно-командной системы и в современных условиях приведено на рисунке 2 и таблице 2.

Очевидно, что применяемые на докризисном этапе методы региональной промышленной политики не могут в полной мере обеспечить

Методы управления Система управления

Административно-командная Докризисная Посткризисная

Административные

Правовые

Экономические

Социальные

Институциональные

Преобладающее использование Частичное использование

Степень использования методов управления

Трансформационный период выбор альтернатив

Трансформационный период, выбор альтернатив

Трансформационный период, выбор альтернатив

Административно-командная система управления

Докризисная система управления

Посткризисная система управления система

1991 -2008 год

Рис. 2. Трансформация системы управления промышленным комплексом региона

Н.С. Давыдова 219

Таблица 2

Методы государственного регулирования экономики

Методы Плановая экономика Экономика переходного периода Рыночная экономика

1. Ценообразование Фиксированная цена Предельные уровни рентабельности Экономически обоснованные тарифы Предельные уровни тарифов Прекращение регулирования цен Рыночные механизмы ценообразования Предельный уровень тарифов

2. Управление государственной собственностью Оперативное управление Оперативное управление Приватизация Продажа государственного имущества Сдача в залог Сдача в доверительное управление Концессии

3. Планирование Директивный план социально-экономического развития, техпромфинплан Индикативный план социально-экономического развития. Контрольные цифры социально-экономического развития предприятия, лимиты, нормативы, государственный заказ Прогноз социально-экономического развития страны и отрасли Целевые программы Госзакупки

4. Государственная поддержка инвестиционной деятельности Бюджетное финансирование Амортизационная политика Утверждение порядка формирования инвестиционных фондов. Финансирование целевых программ Вложение дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной собственности, в развитие компаний Амортизационная политика Государственные дотации Привлечение кредитов под гарантии правительства. Конкурсное выделение кредитов из «бюджетов развития» Финансирование целевых программ Амортизационная политика Финансовый лизинг

5. Налогообложение Налоги на текущие доходы Налоги на капитал

6. Финансово- экономические методы Финансирование Штрафы, пени Налоговые льготы Займы и кредиты

7. Методы регулирования в социальной сфере Штатное расписание Режим условий труда Темпы роста производительности труда Тарифные коэффициенты Минимальная заработная плата Минимальная заработная плата Индексация доходов Социальные гарантии Налоги на доходы и имущество граждан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

решение задач инновационного развития экономики, активных структурных сдвигов, значительного повышения эффективности использования ресурсов, снижения уровня социального неравенства и региональной дифференциации. Необходим переход к новой промышленной политике, которая бы учитывала реалии перехода к инновационному обществу.

Новая промышленная политика в основе своей содержит ценности, отличающие от традиционной промышленной политики, доминировавшей на докризисном этапе. Главная ценность традиционной промышленной политики — сохранение стабильности, новой — изменения. При этом очевидно, что в условиях, когда большая часть общества заинтересована в сохранении стабильности и не готова к реальным изменениям, которые всегда в той или иной степени носят кризисный характер, реализация новой промышленной политики будет зависеть

от того, насколько разделяют эти ценности основные ее агенты — органы государственной власти, бизнес, общество, и исходя из того, смогут ли они мобилизовать свои ресурсы, то есть от партнерства. Различия в ценностях традиционной и новой представлены в таблице 3.

Таким образом, основной функцией новой промышленной политики становится функция достижения компромисса в видении образа будущего и способов ее достижения участниками ее реализации. Алгоритм формирования и реализации региональной промышленной политики, обеспечивающей экономическую безопасность в условиях кризиса представлен на рис. 3.

Суть его состоит в том, что промышленная политика вырабатывается совместно заинтересованными участниками на основе общих ценностей, согласованной оценки угроз экономической безопасности, осознанных взаимо-

Промышленная политика

Ценности

- взаимовыгодность

- прозрачность

- многовариантность

- гибкость и адаптивность

- институциональная обеспеченность

- разграничение функций

- подотчетность

- равноправие сторон в процессе взаимодействия

- принятие согласованных решений

- открытость - возможность подключения новых участников

Оценка экономической безопасности Идентификация кризисных процессов

Внутренние и внешние угрозы

Прогноз: использование экспертов, представителей науки, промышленности, власти, НГО, комбинация различных методов

Региональные интересы - осуществление целевых структурных сдвигов

- повышение степени управляемости промышленным комплексом

- партнерство различных уровней управления промышленностью

- повышение конкурентоспособности промышленной продукции -устойчивость развития промышленного комплекса

- устойчивость экономического комплекса

- повышение инвестиционной и инновационной активности

Ресурсы

Образ будущего -согласованные, удовлетворя ющие интересам участников промышленной политики целевые параметры промышленности, на основе которых будут строиться стратегии, концепции, сценарии, приоритеты, целевые программы

т

Возможности: ситуация на важнейших товарных и сырьевых рынках

Стратегия

г

Программы

Проекты Институты Структуры Нормы

Экономическая

Инвестиционная

Инновационная

Структурно-функцио-нальная

Финансовая

Социаль ная

Организа-ционно-экономичес-кая

Рис. 3. Алгоритм формирования и реализации региональной промышленной политики, обеспечивающей экономическую безопасность в условиях кризиса

Н. С.Давыдова 221

Таблица 3

Ценности традиционной и новой промышленной политики

Ценности Традиционная промышленная политика Новая промышленная политика

Цели — сохранение существующей структуры промышленности — поддержание занятости — защита местных производителей от конкуренции — изменение структуры промышленности — достижение производительной занятости — содействие со стороны государства продвижению местных производителей на внешних рынках

Формирование образа будущего промышленности — пассивное, исходя из необходимости поддержания сложившейся структуры — активное, исходя из видения ее желательного образа участниками промполитики в долгосрочной перспективе

Характер решения проблем — реакция в ответ на возникшую проблему ориентация на прошлый опыт — предвидение и возможное предупреждение проблем — творческий поиск

Критерий достижения целей — минимальный дефицит бюджета региона — минимизация времени или потерь при преодолении кризисных тенденций

Характер управления — рефлексивное, ситуационное управление — проектное стратегическое управление

Организация ресурсов для достижения целей — жесткая структура — маневренная структура на основе гибкого распределения ресурсов в соответствии с приоритетами

Организационная структура управления — стабильная или экстенсивно изменяющаяся четкое распределение функций на длительный период — гибкая, меняющаяся в соответствии с приоритетами — отсутствие четкого распределения функций на длительный период — межфункциональная направленность — равноправие сторон в процессе взаимодействия — принятие согласованных решений — открытость — возможность подключения новых участников

ции различных вариантов развития на территории региона.

Список литературы

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. М„ 1981.

3. Экономическая безопасность России. Общий курс : учебник / под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005.

4. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Сб-к законодательных и нормативных документов. М., 1998.

5. Национальная безопасность Российской Федерации. Проблемы укрепления государственно-правовых основ / Вишняков В. Г., Андриченко Л. В., Боголюбов С. А., Васильева Л. И., Гравина А. Л., Казанцев Н. М., Конюхова Т. В., Минина Е. Л., Трикоз Е. Н., Чертков А. Н. // Журнал российского права. 2005. №2 (февраль).

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99. html

7. Якименко Г. Ф. Региональный аспект экономической безопасности Удмуртской Республики // Тезисы докладов Межрегиональной научно-практической конферен-

приемлемых интересов. На основе ценностей, оценки текущей ситуации, имеющихся ресурсов участники формируют образ будущего — согласованные, удовлетворяющие интересам участников промышленной политики целевые параметры промышленности, на основе которых будут строиться стратегии, концепции, сценарии, приоритеты, целевые программы,

В числе приоритетных направлений формирования образа будущего — определение совокупности базовых технологий и компетенций, которые будут формировать конкурентоспособность в будущем ключевых видов экономической деятельности, обеспечивать позиции местных производителей на внешних и внутренних рынках, а также оценка рисков реализации различных вариантов.

Очевидно, что в условиях многовариантности долгосрочного научно-технологического развития промышленности региона и связанных с ним рисков необходимо наличие достаточно определенной базовой основы, охватывающей возможности и ограничения для реализа-

ции «Реализация Стратегии устойчивого развития города Ижевска: опыт и проблемы» / отв. ред. Т. П. Лагунова. Ижевск : Изд-во ОАО «Ижевская республиканская типография», 2005.

8. Мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс].

URL://http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/znachen_poka zlkvart.xls?AttachID=2483

9. Петроченко П. Ф., Лясников И. А. Экономика труда в промышленности. М.: Экономика. 1979.

УДК 339.37:338.516

ключевые слова: торговые сети, международные розничные сети, региональный рынок, устойчивое развитие, привлекательность региона

А. А. Евтюгина, Д. А. Карх

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА1

Данная статья посвящена актуальной теме развития глобальных торговых сетей на региональном уровне. В статье анализируются современные тенденции розничного регионального рынка. Авторы считают, что глубокая интеграция международных сетей в регионах значительно усиливает конкуренцию среди сетевых операторов в торговой отрасли и создает определенный вызов российским сетям, требуя от них внедрения инновационных методов управления, автоматизации операционных процессов, расширения ассортимента, повышения качества обслуживания, снижения цен и т. д. Исследование и оценка представленных параметров поможет проверить, насколько интеграция международных сетей в регионах влияет на уровень и качество жизни в регионе, его инновационно-инвестиционную привлекательность и на способствующий социально-экономическому развитию имидж.

Сетевые формы организации экономики свойственны почти всем уровням хозяйственных систем, и их роль в развитии рыночных отношений вполне очевидна. Сетевые формы организации экономики приводят к эволюции современных экономических систем, новым возможностям получения доходов и требуют адекватных механизмов их использования в интересах общества и государства. Глобализация и информатизация бизнеса, формирование стратегических альянсов, сетей из компаний позволяют достичь и более высокой эффективности

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ Урал № 09-02-83210 а/У «Оценка влияния глобальных торговых сетевых структур на экономику УрФО и прогноз их дальнейшего развития».

производства. Компании объединяются в сети для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые для отдельно взятых компаний не существуют. Сегодня сети охватывают различные сферы потребительского рынка: розничную и оптовую торговлю, производство товаров, оказание услуг и т. д.

Проникновение на рынок розничной торговли сетевых форм организации бизнеса на региональном уровне началось с появлением местных сетей, которые во многом определяли развитие розничной торговли. Эффективная деятельность сетевых структур местного уровня стала инструментом качественного развития регионального потребительского рынка и создала основу для заинтересованности более крупных структур (федерального и международного уровня) в инвестировании капитала.

Вся отечественная розничная торговля претерпевает значительные структурные изменения, на рынок проникает все больше иностранных игроков, федеральные структуры увеличивают свое присутствие на региональных рынках, растет доля товаров, продаваемых через сетевые предприятия. Потребительский рынок остается одним из самых быстроразвиваю-щихся сегментов региональной экономики. Его характеризует высокая предпринимательская и инвестиционная активность, положительная динамика развития социально-экономических показателей.

Западные ритейлеры активно инвестируют в российский рынок. За исходную точку их появления можно принять начало 2000-х гг., когда на столичный рынок вслед за IKEA (2000 г.), вошли Metro Cash & Carry, Spar (2001 г.), Auchan,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.