Научная статья на тему 'Альфред Креймборг и редакционная политика модернистского журнала "the Glebe"'

Альфред Креймборг и редакционная политика модернистского журнала "the Glebe" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬФРЕД КРЕЙМБОРГ / ЖУРНАЛ "THE GLEBE" / МОДЕРНИЗМ / АВАНГАРД / АЛЬФРЕД СТИГЛИЦ / СТУДИЯ 291 / "ДНЕВНИК САМОУБИЙСТВА" УОЛЕСА БЕЙКЕРА / АНТОЛОГИЯ ПОЭЗИИ ИМАЖИСТОВ / АМЕРИКАНСКАЯ ПРОЗА / АМЕРИКАНСКАЯ ПОЭЗИЯ / ALFRED KREYMBORG / "THE GLEBE" / MODERNISM / AVANT-GARDE / ALFRED STIEGLITZ / STUDIO 291 / "DAIRY OF THE SUICIDE" BY WALLACE E. BAKER / ANTHOLOGY OF IMAGIST POETRY / AMERICAN PROSE / AMERICAN POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горбуненко Анастасия Филипповна, Лучинский Юрий Викторович

Целью исследования является изучение вклада американского критика и редактора Альфреда Креймборга в становление национальных «малых журналов», что стало важным этапом в развитии международного авангарда. Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании одного из концептуальных проектов Креймборга, связанного с изданием журнала «The Glebe». Полученные результаты позволяют выстроить целостную картину формирования модернистской периодики. Методологической базой послужили историко-типологический и сравнительно-сопоставительный методы исследования. Итогом исследования стало создание завершенной типологической картины указанного издания. Проведенный анализ журнала «The Glebe» представляет особую значимость для современной науки о журналистике, так как показывает взаимодействие идеологии редактора с идеологической платформой информационного пространства, также представляет интерес для современного литературоведения, а рассказывая о новых экспериментальных формах поэзии и о новых литературных течениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alfred Kreimborg and the editorial policy of the modernist magazine "The Glebe"

The aim of the research is to investigate the contribution of the American critic and editor Alfred Kreymborg in forming national “small journals” which became an important stage in the development of the international avant-garde. The practical significance of the study includes the description of one of the conceptual projects of Kreymborg dealing with the publication of the literary magazine “The Glebe”. The obtained results help to build a complete picture of modernist periodicals zone. The methodological basis is the historical-typological and comparative research methods. The result of the study is the creation of a complete typological picture of the specified publication. The carried-out analysis of the “The Glebe” is of special importance for modern science about journalism since it shows the interaction of the editor’s ideology with the ideological platform of the information space. The article is also of interest to modern literary criticism, talking about new experimental forms of poetry and about new literary movements.

Текст научной работы на тему «Альфред Креймборг и редакционная политика модернистского журнала "the Glebe"»

УДК [070:82.091](7) ББК 76.02(7) Г 67

Горбуненко А.Ф.

Преподаватель кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета, e-mail: gorbunenko_a@bk.ru

Лучинский Ю.В.

Доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета, e-mail: lyv22@mail.ru

АЛЬФРЕД КРЕЙМБОРГ И РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МОДЕРНИСТСКОГО ЖУРНАЛА «THE GLEBE»

(Рецензирована)

Аннотация:

Целью исследования является изучение вклада американского критика и редактора Альфреда Креймборга в становление национальных «малых журналов», что стало важным этапом в развитии международного авангарда. Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании одного из концептуальных проектов Креймборга, связанного с изданием журнала «The Glebe». Полученные результаты позволяют выстроить целостную картину формирования модернистской периодики. Методологической базой послужили историко-типологический и сравнительно-сопоставительный методы исследования. Итогом исследования стало создание завершенной типологической картины указанного издания. Проведенный анализ журнала «The Glebe» представляет особую значимость для современной науки о журналистике, так как показывает взаимодействие идеологии редактора с идеологической платформой информационного пространства, также представляет интерес для современного литературоведения, а рассказывая о новых экспериментальных формах поэзии и о новых литературных течениях. Ключевые слова:

Альфред Креймборг, журнал «The Glebe», модернизм, авангард, Альфред Стиглиц, студия 291, «Дневник самоубийства» Уолеса Бейкера, антология поэзии имажистов, американская проза, американская поэзия.

Gorbunenko A.Ph.

Teacher of the Department of History and Legal Regulation of Mass Communications, Kuban State University, e-mail: gorbunenko_a@bk.ru

Luchinsky Yu.V.

Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of History and Legal Regulation of Mass Communications, Kuban State University, e-mail: lyv22@ mail.ru

ALFRED KREIMBORG AND THE EDITORIAL POLICY OF THE MODERNIST MAGAZINE «THE GLEBE»

- 1S0 -

Abstract:

The aim of the research is to investigate the contribution of the American critic and editor Alfred Kreymborg in forming national "small journals" which became an important stage in the development of the international avant-garde. The practical significance of the study includes the description of one of the conceptual projects of Kreymborg dealing with the publication of the literary magazine "The Glebe". The obtained results help to build a complete picture of modernist periodicals zone. The methodological basis is the historical-typological and comparative research methods. The result of the study is the creation of a complete typological picture of the specified publication. The carried-out analysis of the "The Glebe" is of special importance for modern science about journalism since it shows the interaction of the editor's ideology with the ideological platform of the information space. The article is also of interest to modern literary criticism, talking about new experimental forms of poetry and about new literary movements.

Keywords:

Alfred Kreymborg, "The Glebe", modernism, avant-garde, Alfred Stieglitz, Studio 291, "Dairy of the Suicide" by Wallace E. Baker, anthology of imagist poetry, American prose, American poetry.

В начале XX века американская проза и поэзия испытала сильнейшее влияние европейского модернизма, и эту тенденцию в первую очередь отразили так называемые «малые журналы», взявшие на себя миссию пропаганды новейших тенденций в литературе и мире искусства.

Одним из тех, кто обеспечивал «редакционное сопровождение» данного процесса стал Альфред Френсис Креймборг (Alfred Francis Kreymborg, 1883-1966), поэт, литератор, драматург, редактор и составитель поэтических антологий. Креймборг родился в Нью-Йорке в семье немецких иммигрантов. Детство его прошло в сигарной лавке, которую его отец держал в Верхнем Ист-Сайде, престижном квартале Манхэттена. Именно отец привил Альфреду любовь к шахматам, и к двенадцати годам он уже мог играть вслепую и даже дошел до полуфинала чемпионата, проводимого Шахматной ассоциацией штата Нью-Йорк [1: 27]. По окончании школы Креймборг стал работать в небольшом офисе, но такого рода занятие его не слишком прельщало, и тут на помощь пришло его давнее увлечение музыкой, которое помогло ему найти место пианиста в одном из концертных залов Манхэттена. Там же он познакомился с известным

фотографом Альфредом Стиглицем (Alfred Stieglitz, 1864-1946). Именно Креймборг оказался первым литератором, вошедшим в круг знаменитой студии 291, став членом «Круглого стола» Стиглица.

Членом «Круглого стола» был и американский художник Ман Рэй (Эммануэль Радницкий) (Man Ray, 1890-1976), вместе с которым Альфред Креймборг начал издавать экспериментальный модернистский журнал «The Glebe», во многом связанный с идеями анархизма.

Американский исследователь Бенджамин Норрис [2: 8], солидаризируясь с Сюзанной Черчилль, полагает, что название журнала («Земля) несет в себе религиозную коннотацию, восходящую к концепту «земли обетованной», и таким образом может рассматриваться в качестве метафоры «сбора плодов трудов американцев» («harvesting the fruit of American labors» [1: 30].

Однако авторский состав журнала и ряд отсылок к знаковым именам позволяют предположить, что возможна также идейно-типологическая перекличка с анархистским журналом «Mother Earth» («Мать Земля»), издававшимся с 1906 года в Нью-Йорке известной представительницей этого движения Эммой Голдман (Emma Goldman,

1869-1940), которую часто называли «Красной Эммой».

Особенностью журнала «The Glebe», отличавшей его от таких периодических изданий, как «Poetry», «The Little Review» или «The Egoist», был тот факт, что каждый его выпуск был посвящен только одному автору. Данная издательская стратегия была закреплена в публикуемой из номера в номер программной статье, которая гласила: «Редакционная политика «The Glebe» провозглашает абсолютную свободу самовыражения с широчайшим диапазоном - от самого радикального до самого консервативного. Единственное условие - произведение должно быть достойным публикации. Каждый выпуск будет посвящён отдельному автору, чтобы полнее представить творческую его индивидуальность - в этом наше отличие от прочих журналов, стесненных набором обязательных рубрик» [3].

«The Glebe» выходил с сентября 1913 года по ноябрь 1914 года - в итоге вышло 10 номеров, первый из которых был напечатан в Грантву-де (штат Нью-Джерси), а все последующие выходили в Нью-Йорке в издательской компании Альберта и Чарльза Бони. Журнал распространялся по подписке, что избавляло от необходимости заигрывать с публикой и печатать на своих страницах популярных авторов.

Первый номер «The Glebe» состоял из стихотворений Адольфа Вольфа (Adolf Wolff, 1883-1944), скульптора-анархиста бельгийского происхождения. Они составили поэтический сборник «Песни, вздохи и проклятия» («Songs, Sighs and Curses»). Этот сборник не стал вехой в истории американской поэзии, а сам Вольф больше запомнился своими радикальными фразами и скульптурными работами, пришедшимися на период расцвета американского художественного модернизма (1912-1920).

Вместо редакционной статьи было размещено посвящение

близкому другу Вольфа Леонарду Далтону Эбботту (Leonard Dalton Abbott, 1878-1953), известному в начале двадцатого столетия американскому публицисту и политическому деятелю: «Кому, кроме вас, я могу посвятить этот маленький венок стихов? Сорняки или цветы - без вас их бы не было. Ваше внимание, ваше сочувствие, ваше притяжение были тем солнечным светом и тем дождем, которые позволили им расцвести на краткий миг или навечно» [4].

В первом номере также была анонсирована пьеса американского художника-претенциониста Чарльза Демута (Charles Demuth, 1883-1935), однако планы редакции поменялись, и вместо обещанной пьесы был опубликован сенсационный «Дневник самоубийства» («Diary of a Suicide») Уоллеса Бейке-ра (Wallace E. Baker). В предисловии к публикации, написанном Крейм-боргом, сообщалось следующее: «28 сентября 1913 года мистер Б. Рассел Хёртс из «The International» получил письмо следующего содержания: «Дорогой мистер Хёртс: - отдельной бандеролью посылаю Вам записки молодого человека, находящегося на грани самоубийства. Единственной причиной, почему я сделал это, стала мысль, что их публикация полностью или хотя бы частично облегчит участь желающих пойти тем же путем» [3: 5].

Далее следовала новость о том, что 28 сентября в Манхэттене было обнаружено тело хорошо одетого мужчины, в кармане пальто которого были найдены порванная фотография Стриндберга и квитанции на три отправленных письма. По этим квитанциям удалось идентифицировать личность погибшего. Им оказался Уоллес Бейкер, и его дневник было решено опубликовать во втором номере журнала «The Glebe». Далее вышел анонсированный ранее номер, в котором была опубликована пьеса Чарльза Демута «Лазурная гадюка» («The Azure Adder») об искусстве и критике.

- 1S2 -

В январском номере за 1914 год была напечатана пьеса русского писателя Леонида Андреева (18711919) «Любовь к ближнему» («Love of One's Neighbor»). Пятый номер журнала, вышедший в феврале 1914, был посвящен новому литературному течению - имажизму. Здесь впервые была напечатана антология поэзии имажистов «Des Imagistes», составленная Эзрой Паундом. В следующем номере журнала Альфред Креймборг (Alfred Francis Kreymborg, 188 -1966) опубликовал свой роман «Эрна Витек» («Erna Vitek»).

Далее следовал номер с подборкой произведений американского эссеиста, поэта, биографа Уолта Уитмена (Walt Whitman, 1819-1892) и издателя литературного журнала «The Conservator» Хораса Траубела (Horace Traubel, 1858-1919).

Сентябрьский номер за 1914 год был посвящен поэзии Джорджа Уильяма Кронина (George William Cronyn, 1888-1969), американского драматурга, профессора английского языка и драмы Университета Монтаны.

Креймборг прекратил издание журнала в ноябре 1914, выпустив два последних номера с пьесами немецкого поэта и драматурга Франка Ведекинда (Benjamin Franklin Wedekind, 1864-1918) - «Дух земли» («Erdgeist») и «Ящик Пандоры» («Pandora's Box») - в переводе Сэ-мюэла Аткинса Элиота-младшего (Samuel Atkins Eliot Jr., 1893-1984).

Основная причина закрытия журнала, по словам Креймборга, это чрезмерное желание братьев Бони публиковать европейских авторов, что шло вразрез с приверженностью и стремлением редактора поддерживать американскую литературу [1: 35].

Примечания:

1. Churchill S.W. The Little Magazine Others and the Renovation of Modern American Poetry. Hampshire: Ashgate Publishing Limited, 2006. 290 p.

2. Norris B.D. An American Troubadour: The Career and Life of Alfred Kreymborg as a Modernist and Beyond. Williamsburg: College of William and Marry, 2011. 444 p.

3. The Glebe. 1913. No 2. 86 p.

4. Ibid. 1913. No 1. 86 p.

References:

1. Churchill S.W. The Little Magazine Others and the Renovation of Modern American Poetry. Hampshire, England: Ashgate Publishing Limited, 2006. 290 pp.

2. Norris B. D. An American Troubadour: The Career and Life of Alfred Kreymborg as a Modernist and Beyond. Williamsburg, Virginia: College of William and Marry, 2011. 444 pp.

3. The Glebe, 1913. No 2. 86 pp.

4. Ibid., 1913. No 1. 86 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.