Научная статья на тему 'Алекситимия у пациентов с бронхиальной астмой на фоне дисплазии соединительной ткани'

Алекситимия у пациентов с бронхиальной астмой на фоне дисплазии соединительной ткани Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
242
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПЛАЗИЯ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / АЛЕКСИТИМИЯ / CONNECTIVE TISSUE DYSPLASIA / BRONCHIAL ASTHMA / ALEXITHYMIA

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Друк И.В.

В статье представлены результаты простого одномоментного исследования распространенности алекситимии в группе пациентов с бронхиальной астмой, ассоциированной с дисплазией соединительной ткани. Установлено, что у пациентов, страдающих БА на фоне дисплазии соединительной ткани, феномен алекситимии выявляется с высокой частотой, ассоциируется с большей частотой тяжелых обострений заболевания и не влияет на частоту развития гипервентиляционного синдрома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXITHYMIA IN PATIENTS WITH BRONCHIAL ASTHMA ON THE BACKGROUND OF CONNECTIVE TISSUE DYSPLASIA

The article presents the results of a simple one-step study of the prevalence of alexithymia in the group of patients with bronchial asthma associated with connective tissue dysplasia. It was found that in patients suffering from AD on the background of connective tissue dysplasia, alexithymia is detected with a high frequency, associated with a higher frequency of severe exacerbations of the disease and does not affect the frequency of hyperventilation syndrome.

Текст научной работы на тему «Алекситимия у пациентов с бронхиальной астмой на фоне дисплазии соединительной ткани»

УДК 616:611.018.2-007.17+159.942.3

АЛЕКСИТИМИЯ У ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ НА ФОНЕ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ Друк И.В.

ФГБОУ ВО ОмГМУМЗ РФ, кафедра внутренних болезней и семейной медицины ДПО, Омск

drukinna@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты простого одномоментного исследования распространенности алексити-мии в группе пациентов с бронхиальной астмой, ассоциированной с дисплазией соединительной ткани. Установлено, что у пациентов, страдающих БА на фоне дисплазии соединительной ткани, феномен алекситимии выявляется с высокой частотой, ассоциируется с большей частотой тяжелых обострений заболевания и не влияет на частоту развития гипервентиляционного синдрома.

Ключевые слова. Дисплазия соединительной ткани, бронхиальная астма, алекситимия.

ALEXITHYMIA IN PATIENTS WITH BRONCHIAL ASTHMA ON THE BACKGROUND OF CONNECTIVE TISSUE DYSPLASIA Druk I.V.

Abstract. The article presents the results of a simple one-step study of the prevalence of alexithymia in the group of patients with bronchial asthma associated with connective tissue dysplasia. It was found that in patients suffering from AD on the background of connective tissue dysplasia, alexithymia is detected with a high frequency, associated with a higher frequency of severe exacerbations of the disease and does not affect the frequency of hyperventilation syndrome.

Keywords. Connective tissue dysplasia, bronchial asthma, alexithymia.

Введение. Бронхиальная астма (БА) представляет собой классический пример психосоматического заболевания, в основе которого лежат как физиологические, так и психологические причины. В качестве одного из возможных психологических факторов риска психосоматических расстройств рассматривается алексити-мия, способная, кроме того, влиять на течение и контроль соматических заболеваний. Для пациентов с наличием алекситимических черт личности характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений, отличающих их от прочих лиц.

Цель исследования: изучить распространенность алекситимии у больных БА, ассоциированной с ДСТ.

Материалы и методы: В простое одномоментное исследование в соответствии с критериями включения (амбулаторные больные с ранее установленным диагнозом БА, способные адекватно оценивать свое состояние, умеющие пользоваться пикфлоуметром, находящиеся в фазе ремиссии БА, имеющие признаки ДСТ) и исключения (наличие других хронических легочных и сердечно-сосудистых заболеваний; респираторной инфекции; черепно-мозговой травмы в анамнезе; систематическое и/или эпизодические применения препаратов, не входящих в стандарты лечения БА, и потенциально способных повлиять на результаты исследования (трициклические антидепрессанты, бензо-диазепины), а так же препаратов группы метилксантинов; курение) были включены 94 пациента, страдающих БА на фоне ДСТ, распре-

деленные в зависимости от выраженности ДСТ на две группы. Группа I - 62 больных БА на фоне маловыраженной формы ДСТ (МДС) (мужчин 26; средний балл по диагностическим таблицам ДСТ [6] - 21,20 ± 1,13, средний возраст - 27,45 ± 7,96 лет). Группа II была представлена 32 пациентами, страдающими БА, из которых 30 человек с выраженной формой ДСТ (ВДСТ) (93,8%; средний балл по диагностическим таблицам ДСТ -65,19 ± 9,33) и 2 пациента (6,2%) с синдромом Марфана (мужчин 18; средний возраст - 27,81 ± 8,41 лет). Группа сопоставления I была представлена 30 больными БА (мужчин 17; средний возраст -28,4 ± 8,53 лет). Группы пациентов с БА были сопоставимы по характеру и длительности течения заболевания (в всех группах преобладало персистирующее течение средней тяжести, длительность БА около 12 лет). Группа сопоставления II - 20 пациентов с МДСТ (мужчин 8; средний балл по диагностическим таблицам ДСТ составил 20,09 ± 2,11; средний возраст - 29,1 ± 5,83 лет). Группа контроля - 37 практически здоровых добровольцев (мужчин 16; средний возраст в группе - 29,10 ± 6,51 лет). Выявление гипервентиляционного синдрома (ГВС) осуществлялось на основании оценки жалоб (выраженный дыхательный дискомфорт на фоне нормальной ПСВ и отсутствия хрипов при ау-скультации легких в сочетании с внелегочными жалобами) и клинических признаков гипервентиляции. Диагноз ГВС подтверждался при проведении капнометрии с использованием многофункционального монитора «Generra 710» (Medical Inc., США). Регистрация концентрации

СО2 в альвеолярном воздухе (РАСО2) проводилась в покое. Хронический ГВС диагностировался при уровне РАСО2 < 35 мм рт. ст. При нормальных значения РаС02, зарегистрированных в покое, проводилась проба с произвольной гипервентиляцией (ППГВ): пациенту предлагалось дышать глубоко и часто в течение 1-3-5 минут (по переносимости). Регистрацию РаС02 производили на 1, 3 и 5-ой минуте восстановительного периода. Одновременно фиксировались жалобы пациента, проводилась оценка клинических симптомов, пульсоксиметрия, регистрировалась ЧДД, ПСВ. За достоверный признак ГВС принималось сохранение РАСО2 на уровне 30 мм рт. ст. к 3-ей минуте восстановительного периода. Для выявления алекситими-ческих черт характера использовалась Торонтская шкала алекситимии (ТША) [4]. Статистическая обработка материалов осуществлялась с использованием пакетов программы «SPSS for Windows v.10.0.5». Статистическая обработка осуществлялась с использованием заключения о линейных контрастах по Шеффе и LSD-критерий; критерия Ньюмена-Кейлса, t-критерия для связанных выборок; корреляционного анализа Пирсона; метода Краскела-Уоллиса с расчетом критерия, скорректированного при наличии связок H'; метода Данна с расчетом критерия Q; корреляционного анализа Спирмена или Кендалла (в зависимости от характеристик шкал измерений) с расчетом коэф-

фициентов (^ и т, соответственно); анализ таблиц сопряженности (х2, двусторонний вариант точного критерия Фишера); медианный одно-выборочный критерий. Достаточным считался уровень значимости р£0,05.

Результаты и обсуждение. В настоящее время алекситимию понимают, как психологическую характеристику индивида, характеризующуюся затруднением или полной неспособностью человека точно описать собственные эмоциональные переживания и понять чувства другого человека, трудностями определения различий между чувствами и телесными ощущениями, фиксацией на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям. Алексити-мичным людям свойственно бесконечное описание физических ощущений, часто не имеющих связи с определенным заболеванием [3]. Использованная в нашем исследовании ТША содержит 26 вопросов с 5 вариантами ответов, сформулированными по шкале Ликерта, и подразумевает бальную оценку результатов. Тип личности трактовался как «алекситимический» при 74 баллах и выше; «неалекситмический» тип набирал 62 балла и ниже. Анализ показателей ТША в исследуемых группах продемонстрировал, что во всех группах больных БА показатели «алекситимичности» достоверно превышали таковой в группе контроля (табл.1), не обнаруживая различий между собой (р>0,05 для всех сравниваемых групп).

Таблица 1

Суммарный балл Группа I Группа II Группа сопоставления I Группа сопоставления II Группа контроля

74,0±5,15 Л'"" 74,4±4,3 65,9±3,8 65,0±4,8 *Л' 59,1±3,9 ***ЛЛЛ""

* - р >0,05 (сравнение с группой I); л - р>0,05 (сравнение с группой II); ' - р>0,05 (сравнение с группой сопоставления I); " - р>0,05 (сравнение с группой сопоставления II); " - р>0,05; " - р<0,05; р<0,01 (сравнение с группой контроля).

Мы проанализировали доли пациентов с алекситимическим типом личности в исследуемых группах (рис.1).

Обращает внимание, что доля алекситими-ков в группе лиц с МДСТ (группа сопоставления II) так же достоверно отличалась от соответствующего показателя группы контроля, что может свидетельствовать о прямом либо опосредованном влиянии функциональных и органных диспластикозависимых изменений на формирование личностной структуры пациентов. Возможно, в соответствии с современными теориями генеза алекситимии, последнюю следует рассматривать как «вторичный» феномен на фоне предсуществующих диспластикозави-симых изменений, обусловливающих сложный комплекс психоэмоциональных реакций как самого пациента, так и его микроокружения [3].

Кроме того, относительная величина частоты алекситимического профиля личности больных БА, протекающей на фоне ВДСТ, была статистически значимо больше, чем в группе сопоставления I. Вероятно, клинически рано проявляющиеся фены выраженной формы ДСТ, имеющие значение в формировании родитель-ско-детских отношений по типу гиперопеки, директивного навязывания больному "инвалидного" стиля жизни, в возникновении генерализованной наученной беспомощности, в становлении тревожно-депрессивного фона у пациентов с ДСТ, могут играть определенную роль в генезе алекситимии. Неалекситимиче-ский профиль определялся достоверно реже во всех группах больных БА и группе сопоставления II в сравнении с группой контроля.

90 80 70 60 50 40 30 20 10

□ А, %

Группа I 64,50

Группа II 78,13

Группа сопоставления I 46,67

Группа сопоставления II

60,00

Группа контроля 0,00

□ нА, %

9,60

15,63

40,00

15,00

72,90

□ Н, %

25,80

6,25

13,33

25,00

27,10

0

Примечания: А- алекситимический тип личности; нА - неалекситимический тип личности; Н - неопределенная оценка

Рисунок 1 Относительные величины частоты профилей личности представителей исследуемый групп по признаку «алекситимия».

Феномен алекситимии диагностировался значимо чаще во всех группах больных БА в сравнении с группой практически здоровых лиц (табл. 2), что соотносится с взглядами многих исследователей, рассматривающих алекситими-ческое поведение как неспецифический фактор риска развития психосоматических заболеваний [2, 3,8].

Доля пациентов с неалекситимическим типом личности в группе больных БА, протекающей на фоне ВДСТ, была значимо меньше, чем в группе больных БА без диспластического фона. Неопределенная оценка выявлялась достоверно чаще в группе больных БА с МДСТ в сравнении с группами II и группой сопоставления I.

Во всех группах больных БА среднее количество обострений в течение года, требующих госпитализаций, было достоверно выше у алек-ситимиков в сравнении с пациентами, имеющими неалекситимический профиль личности: в группе I соответственно - 2,40 и 0,67 (И,=35,09, р<0,001; Q=4,26, р<0,01); в группе II, соответственно - 3,17 и 1,50 (И'=12,64, р<0,01; Q=3,50, р<0,01); в группе сопоставления I, соответственно - 1,75 и 0,43 (И'=13,23, р<0,01; Q=3,73, р<0,01). При этом во всех группах выявлена статистически значимая сильная прямая корреляционная зависимость между величиной показателя по ТША и количеством госпитализаций в связи с обострением заболевания (в группе I - т=0,743, р<0,01; в группе II - т=0,807,

р<0,01; в группе сопоставления I - т=0,752, р<0,01). При этом ни в одной из групп больных БА не определялась статистически достоверная корреляционная связь между тяжестью БА и уровнем «алекситимичности», т.е. алекситимия как характеристика психического склада личности не сказывалась значимым образом на собственно степени тяжести БА, но влияла на контроль заболевания, что согласуется с результатами имеющихся исследований [1, 2, 5, 7, 9]. Алекситимики, страдающие БА, чаще переносили более тяжелые обострения заболевания, чем больные с неалекситимическим типом личности. Можно предполагать, что частота выраженных обострений может быть связана как в целом с низкой приверженностью больных с алекситимическим типом личности к лечению, так и с характерными для этих пациентов затруднениями в дифференцировании эмоциональных состояний и телесных ощущений [3,8] и, следовательно, с неадекватной оценкой собственного состояния, ведущей к несвоевременной коррекции медикаментозного лечения и позднему обращению к врачу.

По результатам обследования ГВС был выявлен у 47 пациентов (75,8%) группы I, у 26 пациентов (81,3%) группы II, 8 больных (26,7%) группы сопоставления I, 6 представителей (30%) группы сопоставления II. Сопоставление относительных величин частоты ГВС продемонстрировало значимые различия между обсле-

дуемыми группами (табл. 2). В группе больных больных БА, не имеющих диспластического фо-

БА, протекающей на фоне ВДСТ, ГВС диагности- на (р<0,001).

ровался значимо чаще в сравнении с группой

Таблица 2

Уровни значимости р для сравнения относительных величин частоты ГВС

Группы Группа II Группа сопоставления I Группа сопоставления II Группа контроля

Группа I p>0,05 p>0,05 p<0,001 p<0,001

Группа II p<0,001 p<0,001 p<0,001

Группа сопоставления I p>0,05 p<0,01

Группа сопоставления II p<0,001

В группах больных БА, ассоциированной с ДСТ, ГВС определялся у лиц с алекситимическим профилем и у пациентов с неалекситимическим типом личности либо с неопределенной оценкой по ТША одинаково часто. Так, в группах I и II ГВС диагностировался соответственно у 52,5% (21 пациент) и 84,0% (21 пациент) больных с наличием алекситимического радикала и у 50,0% (16 пациентов) и 85,7% (6 пациентов) лиц без такового. В группе сопоставления I ГВС выявлялся несколько чаще среди пациентов с «алекситимическим» типом личности (35,7%, 3 пациента) в сравнении с пациентами, получившими неопределенную или «неалекситимиче-скую» оценку (18,7%, 4 пациента), но это различие было статистически не значимо (р=0,285). В группе сопоставления II наблюдалась обратная тенденция, у лиц с алекситимией ГВС диагностировался несколько реже (8,3%, 1 пациент) в сравнении с лицами без алексити-мии (37,5%, 3 пациента), но это различие было

так же статистически не значимо (р=0,153). Ни в одной из групп не была установлена статистически достоверная корреляционная зависимость между уровнем РаС02 и итоговым баллом по ТША (р>0,05), что демонстрирует отсутствие значимой связи алекситимического профиля личности с формированием гипервентиляционных нарушений и в некоторой степени противоречит существующей трактовке алекситимии как фактора риска возникновения психосоматической патологии [1, 5].

Выводы. У большинства больных БА, ассоциированной с ДСТ, выявляется алекситический тип личности с наибольшей распространенностью среди пациентов с выраженной ДСТ. Наличие алекситимии в указанной группе пациентов ассоциируется с большей частотой тяжелых обострений БА и не влияет на частоту развития гипервентиляционного синдрома.

Литература

1. Алекситимия / В.М. Провоторов, Ю.Н. Чернов, О.В. Лышева, А.В. Будневский // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2000. - № 6. - С. 66-70.

2. Боговин Л.В. Некоторые особенности психологического портрета больных бронхиальной астмой / Л.В. Боговин // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. - 2005. - Вып.20 - С. 26-30

3. Брель Е.Ю. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях / Е.Ю. Брель // Вестний КемГУ-2012. -№3(51). - С. 173-176

4. Клиническая психология: учебник // под ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб.: Питер. - 2002. - 959 с.

5. Маркова Е. В., Смык А. В., Вотчин И. С. Психокоррекционное воздействие при психосоматической патологии/ Е. В. Маркова, А. В. Смык, И. С. Вотчин // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15059. - 0,5 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2015/15059.htm.

6. Национальные рекомендации Российского научного медицинского общества терапевтов по диагностике, лечению и реабилитации пациентов с дисплазией соединительной ткани /Мартынов А.И., Нечаева Г.И., Акатова Е.В. и др. //Медицинский вестник Северного Кавказа. -2016. -Т. 11. № 1. - С. 2-76.

7. Провоторов В.М. Особенности психологического статуса больных бронхиальной астмой с алекситимией / В.М. Провоторов, В.Н. Крутько, А.В. Будневский // Пульмонология. - 2000. - № 3. - С. 30-35.

8. Соложенкин, В. В. Алекситимия (адаптационный подход) и психотерапевтическая модель коррекции / В. В. Соложен-кин, Е. С. Гузова // Социальная и клиническая психиатрия. - 1992. - Т. 8. - Вып. 2.

9. Dirks J.F. Alexithymia and the psychomaintenance of bronchial asthma / J.F. Dirks, S.K. Robinson, D.L. Dirks // Psychother. Psychosom. - 1981. - 36: 63-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.