Ворошилова М.Б.
Екатеринбург, Россия АЛЕКСЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ! НАЩУПАЛИ ДНО?: ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ О МИРОВОМ КРИЗИСЕ
УДК 81'27 ББК Ш 100.3
Аннотация. В ситуации современного мирового кризиса в политическом дискурсе особое значение приобретает неформальная коммуникация, одним из самых эффективных орудий становится политическая карикатура, которая позволяет открыто и довольно точно выразить общественное, часто критическое мнение. В рамках настоящей статьи мы представляем результаты исследования функционирования прецедентного имени в современной русской политической карикатуре о мировом кризисе.
Ключееые слова: политическая коммуникация, неформальная политическая коммуникация, политическая карикатура, кризис, прецедентное имя.
Voroshilova M.B.
Yekaterinburg, Russia ALEKSEJ LEONIDOVICH!
HAVE YOU GROPED THE BOTTOM?: PRECEDENT NAME IN THE POLITICAL CARICATURE ON THE WORLD’S CRISIS
ГСНТИ 16.21.27, 16.21.33 Код ВАК 10.02.01 Abstract. In terms of the world crisis the important role in political discourse is given to informal communication. One of its most effective tools is political caricature while it allows openly and clearly express opinion of the public, which is often critical. In this article we present the results of analysis of the metaphorical image of the world crisis in contemporary Russian caricature.
Key words: political communication, informal political communication, political caricature, crisis, political metaphor.
Сведения об авторе: Ворошилова Мария Бори- About the author: Voroshilova Maria Borisovna,
совна, кандидат филологических наук, доцент кафед- Candidate of Philology, Assistant Professor of the Chair
ры риторики и межкулътурной коммуникации. of Rhetoric and Intercultural Communication.
Место работыг: Уралъский государственным пе- Place of employment: Ural State Pedagogical Univer-
дагогический университет. sity.
Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов 26, к. 285.
E-mail: [email protected].
Радикальные социально-экономические перемены, происходящие в России в начале XXI века в условиях мирового кризиса привели к коренному преобразованию социальных и культурных отношений, к пересмотру системы ценностей. Ожидаемым откликом на произошедшие преобразования стала актуализация неформальной политической коммуникации и особенно ее визуальных средств. Особое место в современном политическом дискурсе справедливо заняла карикатура: ее роль и значение определяются в первую очередь наглядностью передаваемой информации, используя концептуальные образы, автор может очень точно передать суть какого-либо социального явления, отношение свое и общества к изображенным персонажам, проблемам.
В рамках настоящего проекта мы представляем результаты исследования современной русской политической карикатуры о мировом кризисе. Методом сплошной выборки нами были отобраны 100 русских политических карикатур о мировом кризисе, представленные в Рунете. Ранее нами была описана метафорическая база анализируемых политических карикатур [подр. см. Ворошилова 2010]: было отмечено, что метафорический образ мирового кризиса в современной русской политической карикатуре основан на 3 ключевых метафорических моделях:
■ кризис - это падение (в том числе, катастрофа),
■ кризис - это качели,
■ кризис - тяжелая болезнь, смерть.
В ходе анализа мы пришли к выводу, что в качестве определяющих семантических компо-
нентов образа кризиса можно отметить следующие: нестабильность, неизбежность и трагичность последствий.
На настоящем этапе исследования мы обратились к анализу прецедентного имени в современной политической карикатуре о мировом кризисе. Именно прецедентное имя составляет ядро современной теории прецедентности, получившей свое признание по второй половине XX века в основополагающей монографии Ю.Н. Караулова (1987) и далее активно развиваемое в отечественной лингвистике под влиянием публикаций таких авторов, как: Ю.А. Сорокин и И.М. Михалева (1989), Д.Б. Гудков (2003) и В.В. Красных (2002), Н.А. Кузьмина (1999), Г.Г. Слышкин (2000, 2004), Е.А. Нахимова (2007).
Действительно в современном научном дискурсе активно исследуется так называемый феномен прецедентности, но, как правило, в центре внимания оказываются только вербальные единицы, в то время как визуальные прецедентные феномены остаются вне поля зрения ученых (справедливости ради отметим, что отдельные удачные попытки подобного «широкого» подхода все же были предприняты [см: Мардиева 2007; Сметанина 2002]).
Но современная коммуникация развивается и требует соответствующей эволюции научного инструментария. В последние годы в лингвистике значительно возрос интерес и к невербальным средствам коммуникации, так называемой «визуальной информации», что отмечается в большинстве исследований, посвященных не традиционной лингвистике текста, а лингвистике семиотически осложненного, составного, поли-кодового, креолизованного текста (Е.Е. Аниси-
мова, В.М. Березин, Л.С. Большиянова, Н.С. Вал-гина, Л.В. Головина, Е.В. Горина, А.Ю. Зенкова, О.Л. Каменская, В.М. Клюканов, Э.А. Лазарева, Н.В. Месхишвили, О.В. Пойманова, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов и др.). Таким образом, современная коммуникация, в которой все большую роль начинает играть визуализация, а текст все чаще характеризуется поликодовой структурой, несомненно требует расширения зоны внимания исследователей прецдентности.
Значимость визуальных компонентов текстов бесспорна. Несмотря на тот факт, что на уровне глубинной семантики, действительно, не существует принципиальной разницы между значением вербальных и иконических знаков, тем не менее, специальные исследования свидетельствуют о том, что вербально и невербально передаваемая информация воспринимается по-разному: «визуальные средства в отличие от вербальных или интеллектуальных (слово, понятие, теории) позволяют человеку практически мгновенно воспринимать запрограммированное воздействие, причем это воздействие является и более глубоким, поскольку визуальные системы влияют не только на интеллект, но и на эмоционально-чувственный базис человека» [Розин 2006: 26]. Таким образом, вербально представленная информация влияет на сознание индивида как правило рациональным путём, использование же различных паралингвистических средств автоматически переводит восприятие на подсознательный уровень. Кроме того, визуально воспринимаемая информация, «впечатления глаза», по мнению исследователей, вызывает у адресата большее доверие. Так, Л. Войтасек пишет: "то, что мы видим, быстрее и легче принимается как истина, вызывает меньше опасений" [1981: 190].
Изображение, в отличие от слова, всегда представляющего чей-то интерес или позицию, принимается, как правило, в качестве некоей объективной картинки и не соотносится в сознании адресата с той или иной политической установкой адресанта, оно кажется более демократичным [цит. по Чудакова 2005: 189]. Таким образом, можно говорить об огромной воздействующей силе визуального компонента креоли-зованного текста, что и обуславливает их популярность и актуальность в рамках современного политического дискурса, а также еще раз подчеркивает актуальность обращения к изучению визуальных прецедентных феноменов, имеющих столь важное значение при «прочтении» текста с поликодовой структурой.
Итак, в рамках настоящего исследования в центре внимания оказались как вербальные, так и визуальные прецедентные имена неформального политического дискурса. Считаем необходимым отметить условность используемых терминов «вербальные» и «визуальные» прецедентные феномены, так как их структура и даже способы репрезентации зачастую не ограничиваются только знаками одной семиотической системы, что будет описано нами в ходе анализа.
Среди наиболее частотных в современной карикатуре о мировом кризисе нами были отме-
чены 5 имен современных политических деятелей: Кудрин А.Л., Путин В.В., Медведев Д.А., Обама Б., Горбачев М.С.
Отметим, что в политической карикатуре спецификой реализации прецедентного имени становится его метафорическая основа: автор в рамках единого визуального образа должен представить как реальное политическое лицо, так и оценку его деятельности, и главным инструментом в данном случаи становится именно концептуальная метафора, нередко основанная на том или ином прецедентном феномене.
Так нами было отмечено, что «молодые» президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама чаще предстают в образе детей, которые в полной мере не осознают происходящее: например, в популярной карикатуре «Опять двойка» Дмитрий Медведев - это младший брат, беззаботно катающий на велосипеде, он скорее рад видеть брата, нежели озабочен «очередной двойкой». Возможно таким образом, авторы пытаются отчасти снять ответственность с «юных и неопытных» президентов.
Но нередко художники представляют Дмитрия Медведева и как растерявшего ребенка: он не знает, что надо сделать, его действия наивны - он искренне кричит в вдогонку убегающим долларам «Куда же вы?», так и хочется добавить «Я больше так не буду...».
Роль же отцов-наставников играют Владимир Путин и Михаил Горбачев, они не только хорошо осознают последствия кризиса (очередной двойки), но и готовы поделиться своим богатым опытом.
Нередко Владимир Путин предстает как «старший товарищ», готовый дать ценный совет и даже укорить оступившегося коллегу. Именно он предстает в образе старшего товарища в серии карикатур, основанных на прецедентом тексте советского политического плаката: «Брось доллары! Держи в рублях», - советует он гражданам. Именно он произносит заветную фразу «Алексей Леонидович! Нащупали дно?» перед тонущим в болоте Кудриным. Отметим также, что обращение к советскому плакату при формировании прецедентного имени Владимира Путина не случайно и обусловлено как реальными фактами биографии (Владимир Владимирович служил в КГБ), так и распространенными в современной политическом дискурсе аллюзиями к советской власти.
Но наиболее интересным и богатым образом в современной политической карикатуре о мировом кризисе стало прецедентное имя Алексей Леонидовича Кудрина, который предстает то в образе деда Мазая, успокаивающего зайцев: «Спокойно, ребята! Самое страшное позади»; то в образе Герасима, выбрасывающего Му-Му-экономику со словами: «И вот как только достигнешь дна, тут-то он и начнется подъем».
Специфика прецедентного имени Кудрина в анализируемых карикатурах определена в первую очередь и тем, что его основой послужил именно вербальный компонент. Ставшие уже знаменитыми фразы Алексей Леонидовича о временной коррекции и дне кризиса и определили концептуальную базу данного образа. Авторы не столько оценивали его роль в ситуации кризиса, сколько конкретные фразы, вызвавшие серьезный резонанс общественности, фразы, возможно верные с экономической точки зрения, но шедшие в противовес ощущениям и желаниям общества. Именно поэтому специфика прецедентного имени А.Л. Кудрина в современной политической карикатуре определяется в первую очередь характером соотношения вербального и визуального компонентов, вступающих в оппозитивную корреляцию, когда содержание, переданное невербальными средствами, вступает в противоречие с вербальной информацией, на основе этого и возникает комический эффект, столь актуальный в неформальной коммуникации. Дед Мазай успокаивает зайцев «Спокойно, ребята! Самое страшное позади», но их уже настигает огромная волна - им не спастись. Очевиден и оценочный потенциал данного вида корреляции.
Таким образом, мы можем отметить, что прецедентное имя в политической карикатуре может быть представлено как на визуальном уровне средствами художественной типизации (в данном случаи часто используются средства коллажа или шаржа), как на вербальном уровне (представляемое лицо узнается по некой фразе), так и на обоих уровнях единовременно. Но целостный образ можно воссоздать только при анализе соотношения данных уровней, их корреляции, даже если отсылка к имени представлена только на одном из уровней.
В анализируемых текстах нами была отмечена следующая закономерность: если отсылка к прецедентному имени была представлена на вербальном уровне, то чаще использовалась оппозитивная корреляция; если же на визуальном уровне - интерпретативная корреляция, когда между содержанием вербального и невербального компонентов связь устанавливается не прямо, а на ассоциативной основе.
Также были отмечены случаи поддерживающей корреляции: один компонент дополняет, как бы поддерживает семантику второго (Михаил Горбачев читает «маленькому» Бараку Обаме книгу с названием «Перестройка»), но только если традиционно поддерживающий компонент выполняет функцию акцента, то в
анализируемых текстах он чаще выступает в роли некой подсказки. Ведь адресат должен владеть необходимым фоновыми знаниями для целостного «прочтения» текст карикатуры, но как правило адресат Интернет молод, он знает о перестройке из учебников, имя Михаила Сергеевича Горбачева не актуально в современном политическом дискурсе, что и обусловило как низкую частотность данного прецедентного имени, так и необходимость использования поддерживающего компонента.
Предпринятая попытка анализа - лишь зарисовка к обозначенной проблематике, которая еще ждет своего решения.
ЛИТЕРАТУРА Бойко М.А. Функциональный анализ средств создания образа страны (на материале немецких политических креолизованнык текстов) (10.02.04 -Германские языки): Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук - Воронеж, 2006
Ворошилова М.Б. Креолизованныш текст в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2007а. Вып. (3)23. с. 73-78
Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. 2006.
Вып. 20. с. 180-190
Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. 2007. Вып. (1)21. с. 75-80
Ворошилова М.Б. Кризис сквозь смех: метафорический образ мирового кризиса в русской политической карикатуре // Политическая лингвистика. 2010. Вып. (1)31. с. 90-95
Ворошилова М.Б. Политическая карикатура как креолизованный текст // Русский язык: человек, культура, коммуникация: сб. научн. тр. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. с. 256-263
Мардиева Л.А. Прецедентные визуальные феномены в газетно-журнальных текстах // Вестник ТГГПУ. 2007. № 1(8). иЯЬ: http://vestnik.tggpu.ru/ subdmn/vestnik/system/files/62-67_8.pdf (дата обращения: 28.12.2009).
Нахимова Е. А. Дискуссия о статусе и семантике имени собственного // Политическая лингвистика. 2010. Вып. (1)31. с. 171-175.
Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации - Екатеринбург, 2007. 207 с.
Полякова И.С. Роль прецедентного имени в формировании эзотеричности политического текста (на материале выступлений Кондолизы Райс) // Политическая лингвистика. 2010. Выш. (1)31. с. 126-131.
Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и воспринимает мир. - М., 2006 Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. - СПб, 2002.
Чудакова Н.М. Концептуальная область "Неживая природа" как источник метафорической экспансии в дискурсе российских средств массовой информации (2000-2004 гг.) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук (10. 02. 01 - русский язык) - Екатеринбург, 2005
© Ворошилова М.Б., 2010