Научная статья на тему 'Акты Президента Республики Абхазия'

Акты Президента Республики Абхазия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Абхазия / Конституция / Президент / послания / указы / распоряжения / принцип разделения властей. / Republic of Abkhazia / Constitution / President / address / edicts / orders / separation of powers.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эснат Леонидович Лакербая

Проанализированы научные труды, нормы Конституции Республики Абхазия, посвященные посланиям, указам и распоряжениям и иным актам Президента Республики Абхазия. Определяется их место на современном этапе развития государства. Сделаны выводы, внесены предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTS OF THE PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

The article analyzes scientific works, norms of the Constitution of the Republic of Abkhazia on address, edicts, orders and other acts of the President of the Republic of Abkhazia. Determined their place at the present stage of development of the state. Conclusions are drawn, suggestions are made.

Текст научной работы на тему «Акты Президента Республики Абхазия»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10129

ББК 67 © Э.Л. Лакербая, 2019

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Эснат Леонидович Лакербая, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (123995, Москва, Садовая-Кудринская, д. 9) E-mail: esnat93@mail.ru

Аннотация. Проанализированы научные труды, нормы Конституции Республики Абхазия, посвященные посланиям, указам и распоряжениям и иным актам Президента Республики Абхазия. Определяется их место на современном этапе развития государства. Сделаны выводы, внесены предложения.

Ключевые слова: Республика Абхазия, Конституция, Президент, послания, указы, распоряжения, принцип разделения властей.

ACTS OF THE PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Esnat L. Lakerbaya, graduate student of the department of constitutional and municipal law Moscow State Law University Name O.E. Kutafina (123995, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya, 9) E-mail: esnat93@mail.ru

Annotation. The article analyzes scientific works, norms of the Constitution of the Republic of Abkhazia on address, edicts, orders and other acts of the President of the Republic of Abkhazia. Determined their place at the present stage of development of the state. Conclusions are drawn, suggestions are made.

Keywords: Republic of Abkhazia, Constitution, President, address, edicts, orders, separation of powers.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лакербая Э.Л. Акты Президента Республики Абхазия. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):42-4.

В Конституции Республики Абхазия (далее - РА) актам Президента уделяется существенное внимание. В частности, в соответствии с п. 20 ст. 53 Конституции РА1 Президент обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. В отечественной научной литературе также исследуются природа, правовой статус и виды актов главы государства2.

Как отмечает В.Н. Суворов «в посланиях в основном затрагиваются государственные и общественные проблемы, актуальные для всего общества в целом, в том числе острейшие вопросы жизни страны. Предлагаемые решения, намеченный политический курс, конкретные указания выражают прежде всего политическую позицию президентской власти и подчиненного ей Правительства, поддерживающих их политических

сил. В то же время сформулированные в президентских посланиях оценки, предлагаемые решения могут отражать и более широкий спектр политических взглядов, социальных интересов»3.

По мнению М.А. Краснова, послания — нормативный акт, приравненный по своей силе к закону4. По мнению Д.Ю. Скуратова послание — не является нормативным актом, и исходя из этого не обязателен для исполнения5.

Л.А. Окуньков отмечает, что «хотя послания не являются нормативными решениями, обязательными для исполнения конституционно самостоятельными органами государственной власти, они служат не только целям ориентации законодательной деятельности парламента. Применительно к имеющим власть они фактически воспринимаются как задания, директивы высшего органа власти»6.

В соответствии с Конституцией РА, Президент издает два вида актов — это указы и распоряжения. Поэтому по нашему мнению применительно к РА послание не может быть нормативным актом.

Однако на наш взгляд важную роль будет играть содержание самого послания. В случае если в содержании закреплены общие фразы, то оно не будет иметь обязательный характер, а в случае если в нем будет содержаться конкретика (задания, сроки и т.д.), то по нашему мнению оно приобретет обязательный характер.

Содержание посланий формируется самим главой государства. По нашему мнению их содержание зависит, как правило, от двух факторов: 1) от каких-либо значимых событий как уже произошедших, так и могущих возникнуть в обозримом будущем; 2) от целей поставленных перед страной в ближайшей перспективе.

В.А. Лихобабин отмечает, что «послания Президента парламенту для Правительства воспринимаются как задание, как директива, на основе которой разрабатывается план действий Правительства по реализации Послания Президента и программа Правительства»7. По нашему мнению так как в Республике Абхазия глава государства одновременно является главой исполнительной власти, для поста-

Таким образом главенствующей формой актов Президента в Республике Абхазия являются указы, регулирующие общественные отношения. Помимо этого указами регулируются и другие важные вопросы, такие как: назначение членов Кабинета Министров РА, предоставление абхазского гражданства, выход из него, награждение государственными наградами, помилование и другие.

Распоряжения же в свою очередь, как правило это правоприменительные акты посвященные небольшим вопросам в сравнении с указами. Хотя необходимо отметить, что нет указаний на то, что юридическая сила указов и распоряжений Президента РА неодинакова.

В соответствии со ст. 61 Конституции РА правовые акты Президента РА не соответствующие Консти-

новки целей, заданий для Кабинета Министров могут использоваться иные способы нежели послания Народному Собранию. Отметим однако, при том, что послания Президента РА адресовано Народному Собранию, ответственность за их выполнения или же невыполнение может во многом ложиться на Кабинет Министров.

Как отмечает А.М. Голощапов «Государственно-правовая стратегия, имея конституционные основы, а выражаясь более ярко, конституционные корни, представляет собой содержание Конституции в посланиях Президента, обретает актуальную конкретизацию, содержит реализацию основных направлений внутренней и внешней политики государства»8. Таким образом послания Президента им рассматривается в качестве конституционной основы формирования государственно-правовой стратегии. По нашему мнению послания Президента не представляют собой содержание Конституции, а являются необходимым вектором развития государства по мнению его главы, на установленный в нем период.

В пределах своих полномочий Президент РА на основе и во исполнение действующего законодательства издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории РА (ст. 60 Конституции РА).

туции РА подлежат отмене Конституционным судом РА, не соответствующие законам, подлежат отмене Верховным судом РА.

По нашему мнению существующий вариант ст. 61 Конституции не совсем удачен. Так как ст. 7 Конституции РА закрепляет принцип разделения властей. Исходя из этого принципа правом отменять правовые акты обладает орган, принявший соответствующий правовой акт. Исходя из этого на наш взгляд правовые акты Президента противоречащие Конституции и законам должны быть признаны не соответствующими Конституции или же законам, соответственно в этом случае акты Президента теряют свою юридическую силу, но прерогативой отменять правовой акт должен обладать сам глава государства, то есть субъект принявший его.

Таблица 19

Динамика принятия указов и распоряжений Президента за период с 26.09.2014-2018 гг.

26.09.14 2015 2016 2017 2018 Всего

Правовые акты Президента 69 116 82 62 115 444

Указы 68 110 74 60 113 425

Распоряжения 1 6 8 2 2 19

Таблица 210

Общее количество принятых законов 2008-2012 гг.

2008 2009 2010 2011 2012 Всего

Законы РА 82 66 59 62 32 301

Таким образом вернувшись к таблице 1 и сопоставив ее с таблицей 2 можно сделать вывод о том, что указы главы государства появляются гораздо чаще, они имеют возможность более оперативного воздействия, в отличие от законов принимаемых депутатами, которые зависят от множества причин таких как каникулы, невозможность договориться между собой по вопросу принятия закона, вето президента и т.д. То есть таким образом существует разрыв между значимым событием и реакцией на него в виде закона. Эти данные говорят о том, что не только по Конституции, но и в реальной жизни Президент занимает ведущее положение в системе органов государственной власти.

1 Конституция Республики Абхазия. Принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 г., одобрена всенародным голосованием 3 октября 1999 г. -Сухум, 1994. № 187-с.

2 См.: Осавелюк А.М. Послания Президента РФ: правовые аспекты // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 5. С. 17 - 19; он же. Некоторые свойства актов Президента РФ, издаваемых им в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации // Закон и право.

2017. N° 10. С. 29 - 31; он же. Правовые аспекты стратегий, издаваемых Президентом Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2017. № 4. С. 17 - 19.

3 Суворов В.Н. Глава Российского государства (правовой статус, положение в системе власти). М., 2000. С. 201.

4 Краснов М.А. Закон силен, когда сильна власть // РГ. 1997. 18 марта, URL: https://rg.ru/doc/ (дата обращения: 29.01.2018 г.)

5 См.: Скуратов Д.Ю. Проблемы участия граждан Российской Федерации в нормотворческом процессе: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С.47.

6 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. М., 1996. С.61.

7 Лихобабин В.А. Правительство как субъект права законодательной инициативы: российская модель и мировой опыт // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7. С. 24.

8 Голощапов А.М. Послание Президента РФ. Конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии Российской Федерации // Политика и право. 2004. № 6. С. 3.

9 Данные таблицы были взяты с официального сайта Президента Республики Абхазия. Режим доступа: <http://www. presidentofabkhazia.org/doc/pozdravlenija/>.

10 Данные таблицы были предоставлены Аппаратом Народного Собрания - Парламента РА <http:// http://www. parlamentra.org/rus/regulatory/zakonodatelstvo/> (Дата обращения: 10.12.2018).

Конституционное право

россии

УЧЕБНИК

ДЕВЯТОЕ ИЗДАНИЕ

Конституционное право России. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Лучин В.О., Б.С. Эбзеева, Е.Н. 671 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Dura lex, sed lex»).

Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.