ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
УДК330.14.014 И.С. Блинова
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕШНЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КАПИТАЛА
Статья посвящена проблемам совершенствования государственного регулирования внешнеэкономических интеграционных процессов в условиях новых экономических реалий. Глобальный финансовый кризис создал некоторым российским компаниям возможности для усиления позиций на международном рынке. Автором проанализированы мотивы внешней интеграции российских компаний и возможные угрозы для экономики России со стороны ТНК. На основании опыта других стран предлагаются инструменты и направления государственного регулирования внешней интеграции производственного капитала, позволяющие использовать возможности данных процессов как источника модернизации и основы для инновационного развития.
Ключевые слова: интеграция производственного капитала, ТНК, вывоз капитала, мотивы внешний интеграции для российских компаний, государственное регулирование.
I.S. Blinova
MODERN CHALLENGES OF EXTERNAL INTEGRATION OF PRODUCTIVE CAPITAL
This paper is devoted to the problems of improving state regulation of external economic integration processes in terms of new economic realities. The global financial crisis for some Russian companies has become the basis for strengthening their positions in the international market. The author analyzes reasons for external integration of Russian companies and possible threats to the Russian economy by MNC. Based on the experience of other countries the author suggests tools and direction of state regulation of external integration of productive capital to use those processes as a source of modernization and building a foundation for innovative development.
Key words: integration of productive capital, MNC, flight of capital, external integration for Russian companies, state regulation.
Углубление процессов глобализации, повышение интенсивности движения капитала, организация транснационального производства стали причинами изменений функционирования мировой экономики, быстрого распространения кризисных явлений в национальных экономиках. Глобальный экономический кризис наглядно показал трансформацию роли и места государства в мировой экономике, когда либеральная парадигма обнаружила
свою несостоятельность и потребовалось прямое участие государства в экономике. В отличие от развитых стран в России кризис не только обнажил диспропорции развития национальной экономики, но и создал возможности для развития отечественных предприятий. В условиях финансового кризиса центром внимания стала интеграция производственного капитала. Именно она может создать основу для инновационного, а не «догоняющего» развития.
270803040427071008110613040509070305110606030409070403090613
♦--------------------------------------------------
Внешняя производственная интеграция также вызывает полемику в отношении баланса между оттоком и притоком капитала. Важно правильно расставить приоритеты государственного регулирования данных процессов в зависимости от направления интеграции, форм, отраслей, а также использовать наиболее эффективные инструменты и методы государственного регулирования внешней производственной интеграции. Выход процессов интеграции за рамки экономики страны ограничивает традиционные инструменты государственного регулирования, требует выработки новых форм непрямого воздействия, тщательного анализа и теоретического обоснования.
Согласно данным ЦБ РФ, привлекательность российской экономики для иностранных инвестиций до 2008 г была обусловлена высокими темпами ее роста на фоне низких процентных ставок на мировых финансовых рынках. Однако в течение последних 3 лет наблюдается увеличивающийся отток капитала из России [5].
В 2010 г. Россия более чем с 50 млрд заняла 8-е место в мире по размерам годового экспорта прямых иностранных инвестиций (ПИИ), по данным ЮНКТАД [4]. На начало 2011 г., по данным ЦБ РФ, накопленная сумма российских ПИИ достигла 369 млрд дол. Несколько ве-
------------------------------------------------♦
дущих отечественных нефинансовых ТНК, прежде всего нефтегазовых и металлургических, несомненно могут быть отнесены к важным участникам международного производства (таблица).
Насмотря на большую долю энергетических компаний в данном списке, необходимо отметить, что в него попали и диверсифицированные группы, и предприятия наиболее динамично развивающейся во время кризиса химической отрасли. В списке 20 крупнейших отечественных ТНК 3 компании на 100% принадлежат государству: «Совкомфлот», «Зарубежнефть» и «Атомэнергопром», а еще две находятся под государственным контролем -«Газпром» (50%) и ИНТЕР РАО ЕЭС (66%). Такой уровень участия государства не является особенностью России. По данным ЮНКАД, насчитывается как минимум 650 государственных ТНК, которые имеют 8 500 зарубежных филиалов по всему миру. Хотя их число составляет менее 1% всех ТНК, на их зарубежные инвестиции в 2010 г приходилось 11% глобального ВВП.
Типичным мотивом внешней производственной интеграции для российских ТНК является поиск рынков. Это наиболее сильный из трех основных мотивов (рыночный, технологический, ресурсный) интеграции проиводственного капитала, так как ведущие компании
Ключевые показатели 20 отечественных ТНК на конец 2009 г.
№ Компания Активы, млрд дол. Продажи, млрд дол. Персонал, тыс. чел. Индекс транснацио- нальности
Всего Зарубежные Всего Зарубежные Всего Зарубежные
1 «ЛУКОЙЛ» 79 28 81,1 67,2 143,5 26 46
2 «Газпром» 276,6 19,4 98,9 72 393,6 18,9 28
3 «Евраз» 23,4 10,4 9,8 6,8 110 24 45
4 «Северсталь» 19,6 9,9 13,1 9,1 84 6 42
5 «Мечел» 13,2 ~5,1 5,8 3 80 8,3 34
6 «Норильский никель» 22,8 ~5 10,2 7,9 83,9 3,8 35
7 «Совкомфлот» 6,1 ~4,7 1,2 н.д. 7,8 ~5 ю
8 «Система» 42 ~4,3 18,8 ~2,9 оо о ~11 13
9 НЛМК 12,5 ~4 6,1 3,9 62,8 5,8 35
10 «Вымпелком» 14,7 3,8 8,7 1,3 36,4 9,2 22
11 «РЕНОВА» 0 2 г ~3 ~17,4 ~6,9 ~120 29 26
12 ТМК 6,7 2,2 3,5 1,3 46 3,9 26
13 «ИНТЕР РАО ЕЭС» 3,4 1,3 2,2 1,4 ~15 н.д. (65)
14 «Зарубежнефть» 2,8 ~1,3 0,6 0,6 н.д. ~7 (70)
15 ОК «РУСАЛ» 23,9 ~1,1 8,2 6,7 75,8 н.д. (35)
16 «Атомэнергопром» 22 0,8 6,5 3,7 ~20 ~1 22
17 ДВМП 2,3 0,7 0,7 0,5 ~10 н.д. (60)
18 «Полюс Золото» 3,8 ~0,5 1,2 н.д. 19,2 4 (20)
19 ОМЗ 1,4 0,5 0,9 0,6 ~16 1,9 38
20 «Акрон» 2,8 0,4 1,2 1 13,4 4 41
21 Всего 598,9 106,5 295,8 198 1427 202 (33)
* Индекс транснациональности выражен в процентах и рассчитывается как среднее трех показателей: доля зарубежных активов в общих активах, доля зарубежных продаж в общих продажах, доля зарубежного персонала в общей численности занятых. Индекс транснациональности для шести фирм рассчитан в отсутствие точных данных по одному из показателей и поэтому указан в скобках [2].
♦
♦
являются крупными экспортерами и их ПИИ стимулируют продажи. Ресурсный мотив используется реже, хотя покупка активов ближе к рынкам сбыта. Интеграция транспортных компаний позволяет значительно повысить эффективость отечественных ТНК, а значит и их конкурентоспособность на международном рынке.
Вместе с тем государство должно стимулировать интеграцию производственного капитала, которая откроет доступ к новым технологиям, создаст «точки роста»для национальной экономики. При этом существует две формы: ПИИ и «мягкие» формы интеграции1, доля которых в мире постоянно увеличивается. В 2010 г объем продаж в рамках «мягких» форм организации международного производства, не связанных с участием в капитале, превысил 2 трлн дол., а ПИИ выросли до 1,24 трлн дол. [3]. Несомненным преимуществом «мягких» форм интеграции является возможность поэтапной структурной перестройки экономики России при включении в производственные цепочки международных ТНК. При реализации интеграции производственного капитала в форме ПИИ мы отчасти лишаем соотечественников рабочих мест. Но основной плюс в том, что мы осваиваем зарубежные технологии, что называется, «вживую». Открываются не только производственные мощности, но и разработки разной степени формализации, персонал, владеющий технологиями, интеллектуально-информационный капитал, знания, не отделимые от сотрудников компаний. В практике российских компаний есть удачные примеры интеграции производственного капитала и получения передовых технологий как в новых, так и традиционных отраслях. Примеры переноса производств пока единичны, но доказывают возможность реализации и такого сценария.
Практика 2008 - 2010 гг. показывает, что ТНК научились повышать рентабельность своей деятельности даже в кризисный период. Особенностью нового этапа транснационализации стала интеграция в рамках ТНК не только финансового капитала, но и организация транснационального производства с единой производственнотехнологической, интеллектуально-информационной, социальной средой, относительно не зависящей от параметров эффективности национальных экономик, где расположены отдельные структурные подразделения. Преимущества при этом получают «родные» для ТНК страны. Другими словами, транснациональный бизнес становится относительно независимым от процессов воспроизводства в национальных границах какого-либо государства. Неоднородность социально-экономической среды служит генератором роста, развития транснациональных формирований. Координация деятельности структурных единиц транснационального производства многократно увеличивает их потенциал в конкурентной борьбе. Для России вопрос государственной поддержки отечественных ТНК, как мы видим, выходит за рамки
1 «Мягкие» формы включают подрядное промышленное производство, аутсорсинг услуг, подрядное сельскохозяйственное производство, франшизинг, лицензирование, управленческие контракты и другие типы договорных взаимоотношений, посредством которых ТНК координирует деятельность в рамках своих глобальных производственно-сбытовых цепочек и оказывает влияние на управление компаниями принимающих стран, не участвуя в капитале этих компаний.
решения проблемы стабильности национальной экономики и носит стратегический характер. В глобальном мире сильное государство должно ставить своей целью обеспечение таких условий международного обмена, при которых национальному капиталу доставалась бы большая доля, чем капиталу других государств.
Государство должно определять приоритетные направления интеграции производственного капитала, так как важнейшие последствия современного кризиса - ускорение перехода к новому технологическому укладу, структурные сдвиги в экономике. Можно ориентироваться в этом вопросе на опыт Китая, где приоритетом государственной поддержки зарубежных инвестиций китайских компаний (стратегия «выхода вовне») является приобретение активов, позволяющих использовать результаты зарубежных исследований, технологические разработки, опыт управления и иностранных специалистов с целью развития экспорта национальных технологий, товаров и трудовых услуг
Важным шагом поддержки отечественных ТНК стало утверждение в декабре 2009 г Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики перечня системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение, которые могут претендовать на получение прямой государственной поддержки. Этот список состоит из 295 предприятий, которые могут рассчитывать не только на кредитные инструменты, но и на другие меры, такие как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризацию налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифную политику
Кроме того, необходимо использовать меры, которые уже применяются в развитых странах и активно способствуют развитию ТНК:
- государственные субсидии в модернизацию и НИОКР;
- предоставление государственных гарантий и страхование прямых зарубежных инвестиций;
- защита инвестиций ТНК за рубежом путем заключения соответствующих двусторонних соглашений, а также создания специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере;
- исключение двойного налогообложения.
С другой стороны, преимуществом ТНК является возможность маневрировать ресурсами, минимизировать затраты, в том числе налоговые. Поэтому кроме стимулирования развития национальных ТНК государство должно нивелировать возможные отрицательные эффекты: активно противодействовать действиям по минимизации налогов в интересах обеспечения бюджетной стабильности, защищать права работников, инвесторов, населения территорий. Кроме того, возможно стимулирование инвестиционной деятельности корпораций, направленной на развитие современных технологий.
Новым инструментом государственного регулирования внешней производственной интеграции может стать государственно-частное партнерство, которое представляет альянс между бизнесом и государством для реализации общественно значимых проектов. Оно не только позволяет повышать эффективность стратегических отраслей, но и создавать предпосылки для последующего формирования ТНК. Перспективными для государственной поддержки в России являются отрасли,
♦--------------------------------------------------
не связанные напрямую с ресурсными, где существует серьезная конкурентная борьба с иностранными ТНК.
Новые экономические реалии во всех странах ставят вопросы о необходимости совершенствования механизма государственного регулирования внешнеэкономических интеграционных процессов. Глобальный финансовый кризис создал возможности некоторым российским компаниям для усиления позиций на международном рынке. Данная тенденция может быть полезна для экономики страны в целом и стать источником модернизации экономики, способствовать росту новых отраслей при взвешенной государственной политике. Необходимо отстаивать интересы национальных корпораций при
-----------------------------------------------♦
стимулировании вкладов ими денег в НИОКР, переноса и развития иностранных технологий.
1. Вафина Н.Х. Транснационализация производства в свете теории самоорганизации экономических систем. М., 2002.
2. Кузнецов C. Капитальный вывоз // Прямые инвестиции. 2011. № 8.
3. Полтерович В. Большинство инноваций в России - это имитация технологий. URL: http://nanoportal.ru/nanoarticles/ interview/polterovich_170908/.
4. MNEs from emerging markets: new players in the world FDI market / ed. by K.P. Sauvant, V. Govitrikar and K. Davies. 2011. January. URL: http://www. vcc.columbia.edu.
5. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs.
УДК 331 Х.Я. Галиуллин
АДАПТИВНЫЕ РЕГРЕССИИ В ПРИМЕНЕНИИ К УПРАВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРУДА
В работе рассматриваются адаптивные регрессии применительно к управлению эффективностью труда, при этом выясняются возникающие трудности применения адаптивных моделей регрессии, а также выделяются элементы данного моделирования как показателя эффективности труда, его производительности. Применение адаптивного регрессионного моделирования, базирующегося на широком использовании автоматизированной системы и специального программного обеспечения, позволяет устранить ограничения стандартной методологии. Полученные при этом модели названы адаптивными регрессиями. Рассматриваются элементы АРМ-подхода в приложении к анализу одного из показателей эффективности труда, в частности на предприятиях легкой промышленности. Представлен алгоритм диагностики остатков с целого проверки соблюдения требований для применения метода наименьших квадратов.
Ключевые слова: адаптивные модели регрессии, управление эффективностью труда.
Kh.Ya. Galiullin
ADAPTIVE REGRESSION APPLIED TO THE MANAGEMENT OF LABOR EFFICIENCY
The paper considers adaptive regresses with reference to management of efficiency of labor, examines challenges of applying adaptive models of regress and defines elements of the given modeling as an indicator of efficiency of work, its productivity. The use of adaptive regression modeling, based on extensive use of automated systems and special software, addresses the limitations of standard methodology. The obtained models are called adaptive regressions. The author considers the elements of the ARM-approach in the application to the analysis of one of the indicators of efficiency of labor, particularly in light industry. An algorithm for diagnosis of residues with a verification of the requirements for the application of the method of least squares is given.
Key words: adaptive regression model, performance management.
В ранее изданной работе [2] нами отмечался ряд ограничений в применении для управления эффективностью труда широко распространенных регрессионных моделей. Основной их недостаток - значительные ошибки при прогнозировании в силу слабой адекватности модели наблюдениям, причинами которой являются:
- использование для оценки адекватности модели так называемых «внутренних» критериев качества (среднеквадратической ошибки Б, коэффициента детерминации И2, Г-статистики), характеризующих аппроксимационные, а не прогностические свойства модели;
- применение регрессионных процедур обработки без анализа соблюдения условий нормальной схемы Гаусса-Маркова (условий метода наименьших квадратов - МНК) и адаптации их к нарушениям.
Отмеченные трудности могут быть разрешены за счет применения подхода адаптивного регрессионного моделирования [1] (АРМ-подход). Получаемые при этом модели мы будем называть адаптивными регрессиями. Ниже рассматриваются элементы АРМ-подхода в приложении к анализу одного из показателей эффективности труда (ЭТ), в частности на предприятиях легкой промышленности.
Элементы адаптивного регрессионного моделирования.
Описание эффективности труда регрессией в пространстве факторов. В качестве показателя ЭТ рассмотрим производительность труда (ПТ). Одним из вариантов представления ПТ является его описание в виде функции У от аргументов (факторов, регрессоров), таких, например, как [3]: