Научная статья на тему 'Актуальные вопросы централизации и децентрализации бюджетного учета на уровне муниципального района'

Актуальные вопросы централизации и децентрализации бюджетного учета на уровне муниципального района Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1139
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Л. В.

На современном этапе ранее действовавшая нормативная база, регулировавшая порядок создания и функционирования централизованных бухгалтерий, де-факто прекращает действовать [5, с. 11]. Новые документы в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета бюджетных учреждений в этой части не принимались, и, как можно заключить из текста новых нормативных актов, их принятие не предполагается. В тексте действующей Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России № 25н от 10 февраля 2006г., содержится только одно упоминание о централизованных бухгалтериях в разделе IV (которым регулируется порядок организации учета расчетов по централизованным поставкам). Несколько упоминаний имеется в Приложениях к Инструкции и Приказе Минфина России № 123н от 23 сентября 2005 г. «Об утверждении регистров бюджетного учета».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы централизации и децентрализации бюджетного учета на уровне муниципального района»

ДАНИЛОВА Л.В.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА НА УРОВНЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

На современном этапе ранее действовавшая нормативная база, регулировавшая порядок создания и функционирования централизованных бухгалтерий, де-факто прекращает действовать [5, с. 11]. Новые документы в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета бюджетных учреждений в этой части не принимались, и, как можно заключить из текста новых нормативных актов, их принятие не предполагается. В тексте действующей Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России № 25н от 10 февраля 2006г., содержится только одно упоминание о централизованных бухгалтериях - в разделе IV (которым регулируется порядок организации учета расчетов по централизованным поставкам). Несколько упоминаний имеется в Приложениях к Инструкции и Приказе Минфина России № 123н от 23 сентября 2005 г. «Об утверждении регистров бюджетного учета».

Упоминание о централизованных бухгалтериях содержится в п. 5 ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации: в бюджетных учреждениях занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Декларации по налогу представляются централизованными бухгалтериями в налоговые органы по месту нахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Необходимо отметить, что 162 статьей новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена передача полномочий по ведению бюджетного учета специальному государственному (муниципальному) учреждению - централизованной бухгалтерии.

А право руководителя организации (бюджетного учреждения) передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии прямо закреплено пп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129 - ФЗ от 21 ноября 1996 г.

Поэтому именно сейчас в связи с проводимыми в стране реформами бюджетного процесса, бюджетного учета, межбюджетных отношений, административной реформой и реформой органов местного самоуправления вопросы централизации и децентрализации учета приобрели особую актуальность.

Реформы позволили выявить в стране следующие проблемы:

- реформа местного самоуправления разграничила полномочия, в результате возросла ответственность местной власти перед населением. Стало очевидно, что ведомственный принцип управления бухгалтерскими службами не отвечает задачам органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и не позволяет эффективно управлять финансами района. Действующая структура бухгалтерских служб отражает интересы отдельно взятой отрасли, а не интересы всего муниципального образования;

- реформа бюджетного учета сделала бухгалтерский учет более сложным, что требует от бухгалтеров высокого уровня профессионализма и знаний, а также современного технического оснащения. А низкая заработная плата, удаленность учреждений от районных центров влечет за собой текучесть и нехватку кадров. Это, безусловно, отражается на достоверности, качестве ведения бюджетного учета и оперативности формирования бухгалтерской отчетности;

- административная реформа поставила задачи повышения качества и доступности государственных услуг, исключение у участников бюджетного процесса дублирования функций и неэффективных механизмов их реализации. Наличие бухгалтерских

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

служб в каждом учреждении дублирует функции, а также вынуждает руководителей учреждений заниматься вопросами бюджетного учета и соответственно не позволяет в полной мере заниматься уставной деятельностью учреждения.

Решить обозначенные проблемы возможно с помощью централизации бюджетного учета на уровне муниципального района.

Централизация бюджетного учета заключается:

- в создании на уровне муниципального образования взамен существующих в учреждениях и ведомствах бухгалтерских служб одного учреждения - Управления учета и контроля (далее - Управление) по бухгалтерскому обслуживанию всех бюджетных учреждений района;

- в использовании единого программного продукта для ведения бюджетного учета в обслуживаемых учреждениях, интегрированного с автоматизированной системой исполнения бюджета, который позволит создать не только достоверный и оперативный бюджетный учет, но и автоматизировать все бухгалтерские проводки, освободив специалистов бухгалтерии от каждодневных рутинных операций.

Целесообразно создавать Управление как муниципальное учреждение.

Управление должно будет строить свои отношения с обслуживаемыми бюджетными учреждениями муниципального района на основе заключенных договоров на бухгалтерское обслуживание.

Структура централизованных бухгалтерий определяется в зависимости от объема и сложности учетно-отчетных работ. Работу Управления следует организовать по функциональному признаку и выделить в его структуре 7 секторов:

1) сметно-бюджетный сектор;

2) сектор учета бюджетных обязательств;

3) сектор учета нефинансовых активов;

4) сектор учета доходов;

5) сектор расчетов по наличным средствам;

6) сектор расчетов по заработной плате;

7) сектор отчетности.

Также в структуре Управления необходимо предусмотреть правовую службу, службу информационного обеспечения, хозяйственную службу (обслуживающий персонал).

Основные задачи деятельности Управления:

- участие в разработке и реализации на территории муниципального района единой бюджетно-финансовой политики, государственных и муниципальных программ;

- обоснованное планирование расходных обязательств, необходимых для выполнения полномочий субъектов бюджетного планирования района;

- подготовка предложений и принятие мер по повышению качества управления бюджетными ресурсами в процессе исполнения бюджета;

- централизация бюджетного учета по решению администрации муниципального района на основании договоров с муниципальными учреждениями района;

- организация и эффективное ведение бюджетного учета обслуживаемых муниципальных учреждений района в едином информационно-программном комплексе;

- формирование полной и достоверной бюджетной отчетности и иной информации о деятельности муниципальных учреждений района и их имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бюджетной отчетности;

- обеспечение эффективного и экономного использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, ускорения оборачиваемости бюджетных средств;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения их финансовой устойчивости;

- осуществление контроля за рациональным, эффективным использованием бюджетных и целевых средств.

Для достижения указанных выше задач, Управление должно выполнять следующие функции:

- ведение в Управлении и обслуживаемых муниципальных учреждениях бюджетного, налогового и статистического учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;

- подготовку исходных данных для составления проектов перспективных, годовых и оперативных планов хозяйственно-финансовой деятельности Управления и обслуживаемых муниципальных учреждений;

- осуществление экономического анализа хозяйственной деятельности Управления и обслуживаемых муниципальных учреждений района;

- обеспечение эффективной автоматизации бюджетного учета обслуживаемых муниципальных учреждений;

- ведение электронного документооборота с территориальным отделом министерства финансов (далее - ТО);

- взаимодействие с ТО, территориальными органами Федерального казначейства, по вопросам зачисления и списания денежных средств в установленных размерах на счета Управления и обслуживаемых муниципальных учреждений района, а также иным вопросам, входящим в компетенцию Управления;

- составление совместно с руководителями обслуживаемых муниципальных учреждений смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников и расчетов к ним, а также смет доходов и расходов самого Управления;

- составление и представление в финансовый орган муниципального района проекта бюджетной росписи по расходам, предложений по внесению изменений в сводную бюджетную роспись, по изменению лимитов бюджетных обязательств обслуживаемых муниципальных учреждений;

- полный и достоверный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бюджетном учете операций, связанных с их движением;

- составление бюджетной, налоговой и статистической и иной отчетности Управления и обслуживаемых муниципальных учреждений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и представление ее в соответствующие инстанции;

- формирование полной и достоверной информации о деятельности обслуживаемых муниципальных учреждений и их имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бюджетной и оперативной отчетности.

- представление интересов муниципальных учреждений в налоговых и статистических органах, внебюджетных фондах и других организациях;

- принятие мер по наиболее эффективному и рациональному использованию бюджетных и внебюджетных средств, в том числе осуществление контроля за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

- осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых учреждениями договоров объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов и лимитам бюджетных обязательств, своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

- проведение в установленные сроки инвентаризации имущества и обязательств Управления и обслуживаемых муниципальных учреждений, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;

- своевременное начисление и выплата заработной платы работникам обслуживаемых муниципальных учреждений.

- правильное начисление и своевременное перечисление платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.

- организация сохранности наличных денежных средств, контроль за сохранностью и правильным использованием основных средств, материалов, продуктов питания и

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

других материальных ценностей, принадлежащих обслуживаемым муниципальным учреждениям;

- контроль за правильностью расходования фонда оплаты труда обслуживаемых муниципальных учреждений, за своевременным предоставлением отчетности подотчетными лицами;

- проведение инструктажа должностных, а также материально ответственных лиц по вопросам оформления, учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;

- взыскание дебиторской и своевременное погашение кредиторской задолженностей;

- анализ исполнения смет доходов и расходов Учреждения и обслуживаемых муниципальных учреждений;

- ведение раздельного учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

- хранение и обеспечение сохранности документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним как на бумажных, так и на электронных носителях) в соответствии с правилами организации архивного дела в течение установленного законодательством срока.

Необходимо подчеркнуть, что создание Управления предполагает только передачу функций, связанных с учетом и отчетностью, все административные функции останутся за руководителями учреждений, в том числе заключение хозяйственных договоров, принятие кадровых решений, наличие и движение имущества и других вопросов.

Таким образом, централизация бюджетного учета на уровне муниципального района позволит достичь следующих основных целей:

- создать эффективно работающий механизм, который позволит полноценно управлять бюджетными средствами в муниципальном районе и добиться реальной экономии бюджетных средств;

- реализовать единую методологию учета на уровне муниципального района (стандартизация учетных процедур от момента создания первичного документа до формирования отчетности, единая учетная политика в бюджетной сфере района);

- создать единое информационное пространство в бюджетной сфере района в целях обеспечения полной консолидации бюджетной отчетности в автоматическом режиме;

- сформировать полную и достоверную бюджетную отчетность и иную информацию о деятельности муниципальных учреждений;

- создать единую систему планирования и исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений и бюджета в целом;

- обеспечить прозрачность всей хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств, которая позволит получить всю необходимую информацию в режиме реального времени, без дополнительных трудовых и технологических затрат;

- создать систему эффективного контроля за исполнением местного бюджета и смет получателей бюджетных средств;

- решить кадровую проблему (отсутствие высококвалифицированных специалистов);

- повысить ответственность руководителей учреждений за качество предоставляемых населению услуг.

От централизации бюджетного учета на уровне муниципального района можно ожидать получение экономического и социального эффекта, который сложится за счет количественных и качественных показателей.

Количественные показатели:

- рост количества бюджетных учреждений ведущих бюджетный учет с помощью программных средств;

- снижение затрат на внедрение и обслуживание программных продуктов;

- оптимизация численности бухгалтеров и снижение затрат на оборудование рабочих мест.

Качественные показатели:

- формирование достоверной и полной бюджетной отчетности о деятельности бюджетных учреждений района;

- автоматизация бюджетной сферы и создание единого информационного пространства района;

- создание единой системы планирования и базы данных для анализа;

- обеспечение прозрачности всей хозяйственной деятельности бюджетных учреждений района;

- создание системы эффективного исполнения государственных и муниципальных функций.

Централизация бюджетного учета позволит оптимизировать выполняемые бухгалтериями функции, закрепить необходимые и упразднить избыточные, выявить лишние и дублирующие функции.

В заключение хочется привести SWOT-анализ централизации бюджетного учета на уровне муниципального района, который позволит кратко и ёмко оценить сильные и слабые стороны централизации возможности и угрозы, с которыми можно столкнуться при ее реализации.

Таблица 1

SWOT-анализ Централизации бюджетного учета на уровне муниципального района

Сильные стороны Слабые стороны

создание единого информационного пространства в бюджетной сфере района (интеграция бюджетного учета учреждений и учета по исполнению бюджета) формирование консолидированной бухгалтерской отчетности на уровне муниципального района экономия бюджетных средств (минимизация управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур) повышение ответственности руководителей учреждений за выполнение уставных функций учреждений принятие действенных мер по снижению дебиторской и кредиторской задолженности единовременные затраты на обеспечение Управления компьютерным оборудованием и средствами связи для подключения к единому программному комплексу затраты на обучение специалистов

Возможности Угрозы

создание единой бюджетно-финансовой политики на территории района исключение дублирования функций и полномочий государственных органов и бюджетных учреждений полная прозрачность финансовой деятельности бюджетных учреждений решение кадровой проблемы, укомплектовав штатную численность высококвалифицированными специалистами и обеспечив им достойное денежное содержание изменение бюджетного и налогового законодательства отсутствие высококвалифицированных специалистов процесс реорганизации может встретить непонимание и противодействие (для того, чтобы избежать негативного развития событий, необходима координация усилий органов местного самоуправления)

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких П.С. Организация бухгалтерского учета на предприятии. - М.: «Финансы», 1966. 206 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145 - ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вифлеемский А.Б. Организация работы централизованной бухгалтерии // Главбух. Приложение «Учет в сфере образования». 2004. № 2.

4. Вифлеемский А.Б. Централизованная бухгалтерия: правовое оформление и организация деятельности // бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. № 12.

5. Захарьин В.Р. Мнение практика: особенности организации и ведения бюджетного учета в централизованных бухгалтериях // Ваш бюджетный учет. 2006. № 9.

6. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет в условиях совершенствования хозяйственного механизма. - М.: Финансы и статистика, 1982. 175 с.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

8. Нарибаев К.Н. Организация и методология бухгалтерского учета в условиях АСУ. - М.: финансы и статистика, 1983. - 135 с.

9. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 1991. 397 с.

10. Соколов Я.В. История бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2006. 288 с.

11. Токарев И.Н. развитие бюджетного учета в Российской Федерации. Дис...канд. экономических наук. - М., 2007. 181 с.

12. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

АНТОНЕНКО Е.П., МАЗЕПИНА Л.Н.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПРИ СОЗДАНИИ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ»

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику (как и в экономику Ставропольского края) давно стала неотъемлемой частью экономических программ государства. Неоднократно заявлялось о том, что наиболее желательными являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они смогут гарантировать более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ по сравнению с другими формами инвестирования состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики [2]. Кроме того, их приход сопровождается притоком новейших технологий и ноу-хау.

Иностранные инвестиции - это вложения капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц - в объекты предпринимательской деятельности на территории края в целях получения дохода.

Капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев, акций и других ценных бумаг; кредитов; технологий; машин и оборудования; лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей.

Инвестиции делятся на прямые, портфельные и прочие.

Прямые инвестиции представляют собой инвестиции, сделанные юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций предприятия, что дает право на участие в управлении им.

Портфельные инвестиции - это вложения в покупку акций, не дающих вкладчикам права влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10 % в общем акционерном капитале.

В состав прочих инвестиций включаются иностранные кредиты, в том числе полученные от международных финансовых организаций на инвестиционные цели, а также прочие поступления.

Накопленные иностранные инвестиции - общий объем инвестиций, произведенных (или полученных) предприятием с начала их вложения в соответствии с учрежденными документами, договорами, контрактами и т.п. с учетом их погашения (выбытия) в предыдущие годы.

Погашение (выбытие) инвестиций - погашение задолженности по кредитам, продажа акций, изъятие (выбытие) инвестиций за указанный период в связи со сменой учредителей или ликвидацией предприятия [1].

Приток иностранных инвестиций зависит не только от состояния экономики, инвестиционного климата и других важных факторов, но и от стратегии, которой в отношении них придерживается страна.

На решение иностранных инвесторов относительно инвестирования в ту или иную страну оказывает влияние ряд факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.