А.Ф. Самороковский,
кандидат технических наук
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД»
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
URGENT PROBLEMS OF TEACHING THE DISCIPLINE «FUNDAMENTALS OF PERSONAL SAFETY OF LAW ENFORCEMENT BODIES’ EMPLOYEES» IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA
В настоящей статье раскрываются актуальные вопросы преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации.
The article under review discusses urgent problems of teaching "Fundamentals of personal safety of law enforcement bodies' employees" in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia.
Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность . По официальным данным ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников. Учитывая смертность в дорожнотранспортных происшествиях, от несчастных случаев и других потерь эта цифра возрастает до 1000 человек. До 1500 сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоциональнопсихологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до нескольких сотен в год.
Под личной безопасностью сотрудников органов внутренних дел мы подразумеваем реальную защищенность жизни и здоровья человека, его целей, идеалов, ценностей, интересов от опасных воздействий в сфере профессиональной деятельности.
Сотрудники органов внутренних дел имеют дело с разными категориями людей, в основном с наиболее трудными в социальном отношении, для которых характерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность и скрытый характер поведенче-
ской деятельности. В этой связи сотрудники ОВД должны быть готовы к решению многообразных и сложных задач, нередко решаемых в условиях дефицита времени, возникновения критических ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни.
В то же время личная профессиональная безопасность сотрудника во многом зависит от него самого, от его общей профессиональной подготовленности и профессионального опыта. Кроме того, зарубежная и отечественная практика деятельности правоохранительных органов показывает, что важную роль в обеспечении личной профессиональной безопасности сотрудника играет владение им специальной тактикой и методами действий в этом направлении.
Личная профессиональная безопасность сотрудника органов внутренних дел — это не только физическая безопасность, хотя меры по снижению риска для жизни и здоровья при исполнении профессиональных обязанностей необходимы в первую очередь. Не менее важна психологическая безопасность. Психологические перегрузки, стрессы, «накопление усталости», связанные с профессиональной деятельностью, также представляют немалую опасность как для здоровья, так и для способности полноценно работать. И, наконец, при решении профессиональных задач сотрудник ОВД может стать объектом провокаций, шантажа со стороны криминальных элементов, в результате чего, отнюдь не всегда по злой воле, он может совершить противоправные или аморальные поступки. В связи с этим определяется третий тип личной безопасности, которую можно условно назвать «профессионально-нравственной». Таким образом, личная профессиональная безопасность сотрудника органов внутренних дел включает в себя три взаимосвязанных начала: физическую, психологическую и профессионально-нравственную безопасность.
Общая тактика действий по обеспечению изображена графически в виде «Звезды выжива-
личной физической безопасности может быть ния» (рис. 1).
«Звезда выживания»
Тактика
действий
Интеллект
Физические
качества
Умение владеть оружием Экипировка
Рис. 1
Обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел - проблема комплексная.
Личная безопасность определяется:
■ спецификой профессиональной деятельности;
■ степенью профессиональной защищенности сотрудника;
■ наличием специальных мер материальнотехнического, управленческого характера;
■ целенаправленной работой с личным составом в этом направлении;
■ общей и профессиональной подготовленностью сотрудника;
■ эффективностью действий по обеспечению личной безопасности при решении профессиональных задач или в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.
В числе профессионально-значимых качеств сотрудников, влияющих на их личную безопасность, многие исследователи отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую способность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды.
Таким образом, уровень личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в значительной мере зависит от степени их общей профессиональной подготовки, психологопедагогической компетентности, профессионального опыта, эффективности специального обучения стратегии, тактике, приемам обеспечения личной безопасности.
Выявление и анализ факторов, влияющих на личную безопасность сотрудников органов внутренних дел, позволяет сделать вывод, что личная безопасность сотрудников ОВД в значительной степени обеспечивается уровнем общей профес-
сиональной и физической подготовки, правовой, социальной, специальной, общекультурной, а также психологической, включающей знания, позволяющие понимать индивидуально-психологические особенности личности граждан.
Статистика фиксирует постоянный рост погибших и раненых сотрудников органов внутренних дел. По данным ЮНЕСКО, в России сотрудники милиции погибают в 2,5 раза чаще, чем в США и Франции. В связи с этим возникает вопрос: "Как научить сотрудников органов внутренних дел, а в особенности курсантов образовательных учреждений МВД Российской Федерации, обеспечению личной профессиональной безопасности?"
Для решения этой проблемы предпринимается ряд важных мер. Одним из путей снижения потерь среди сотрудников органов внутренних дел является обучение курсантов тактике и методам обеспечения личной профессиональной безопасности (ЛПБ). Существующая практика такого обучения уже дает некоторые положительные результаты. В науке эта проблема уже получила теоретическое и научно-практическое обоснование.
В настоящее время разработана уточненная сущностная характеристика подготовленности курсантов к обеспечению личной профессиональной безопасности.
Данная характеристика имеет сложное содержание, целостную структуру и складывается из семи взаимосвязанных групп, определяющих подготовленность к обеспечению ЛПБ:
физическая подготовленность (способность преодолевать физическое противодействие правонарушителя и при этом оставаться невредимым, важнейшие компоненты физической подготовленности: физическая сила, быстрота, выносливость, ловкость);
техническая подготовленность (уверенное, эффективное и быстрое применение различных приемов рукопашного боя и индивидуальных средств защиты);
стрелковая подготовленность (уверенное владение огнестрельным оружием, знание материальной части оружия, приемов и правил стрельбы, умение и навыки стрельбы из различных положений, в различных условиях и ситуациях практическо й деятельно сти);
тактическая подготовленность (умение сотрудника действовать против правонарушителя на основе понимания и оценки обстановки, учета действий и возможностей правонарушителя, а также личной подготовленности);
волевая подготовленность (сознательное регулирование сотрудником своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей при обеспечении личной профессиональной безопасности);
профессионально-психологическая подготовленность (подготовленность к пониманию и учету психологических аспектов при осуществлении своей профессиональной деятельности, к преодолению психологических трудностей на пути решения профессиональных задач);
натренированность (поддержание на высоком уровне достигнутого курсантом образовательного учреждения МВД Российской Федерации профессионального мастерства, обеспечивающего возможность каждодневного проявления навыков, умений и достижение максимально возможных профессиональных результатов).
Таким образом, при подготовке курсантов к работе в условиях экстремальных ситуаций целесообразно применять следующие методы и приемы:
■ увеличение темпа деятельности;
■ решение задачи при недостатке информации, помехах, с наличием элементов риска и опасности;
■ введение в ход занятия непредвиденных препятствий и неожиданных усложнений;
■ проведение упражнений по сопоставлению и классификации отдельных целей своей деятельности в зависимости от их важности, сложности, сроков достижения;
■ постановка задачи, требующей самостоятельного выбора одного способа решения из нескольких возможных;
■ создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышенной активности;
■ постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
■ организация соревнования;
■ составление моделей будущей деятельности в зависимости от изменения ее внешних и
внутренних условий;
■ проведение практических занятий в условиях, максимально приближенных к реальным.
В связи с этим можно определить основные направления методического обеспечения при проведении занятий дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД»:
- в процессе преподавания использовать рабочую учебную программу, составленную на основе межпредметного взаимодействия кафедр силового блока;
- занятия целесообразно проводить по интегральным темам, предполагающим межпредметное взаимодействие кафедр;
- при проведении занятий, объединяющих знания двух или более дисциплин, привлекать преподавателей различных кафедр, что позволит курсантам получить более качественные знания, умения и навыки по данной теме;
- при проведении практических занятий желательно вводить элементы, обеспечивающие постоянный контроль и готовность к реагированию на различные ситуации, в практические занятия включать подвижные игры в парах для развития чувства дистанции, формирования навыка быстрого принятия решения и противодействия противнику;
- для контроля полученных знаний, умений и навыков проводить комплексные учения. На комплексных учениях разрабатывать такие ситуационные задания, которые отражают готовность курсантов к обеспечению личной безопасности для возможности выставления экспертной оценки.
Использование данных рекомендаций в практике проведения учебного процесса в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации позволит расширить педагогический арсенал средств и методов обучения и на его основе добиться более эффективного и всестороннего уровня готовности курсантов к обеспечению личной безопасности в служебной деятельности.
Для формирования готовности к обеспечению личной безопасности необходимо использовать знания, умения и навыки различных дисциплин боевой подготовки. Схематично структура готовности к обеспечению личной безопасности сотрудников ОВД представлена на рис. 2.
В процессе преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» необходимо использовать как общепедагогические методические принципы, так и методические принципы, которые регламентируют процесс практического преподавания и воспитания необходимых физических качеств.
Методика проведения занятий и время, отводимое на изучение конкретных вопросов, должна определяться исходя из содержания тем курса и наличия учебно-материальной базы образовательного учреждения.
Учебный процесс по изучению курса организовывается в форме традиционных лекционных, семинарских и практических занятий, в том числе учений.
Лекции и семинарские занятия должны проводиться с целью усвоения курсантами соответствующих знаний и методов обеспечения личной безопасности.
Практические занятия являются основной формой преподавания дисциплины и проводятся с целью изучения и освоения практических действий сотрудников ОВД в различных условиях профессиональной деятельности с соблюдением правил личной безопасности; закрепления опыта в отработке приемов и способов защиты; выработки и совершенствования профессионально важных навыков при огневом столкновении с противником (преступником). Они проводятся в различных формах, в том числе в форме тактических и тактико-специальных учений.
Обучение курсантов в ходе практических занятий основывается на общепедагогических методических принципах и на специфических принципах построения учебного процесса по формированию двигательных умений и навыков, и воспитанию физических и психофизических способностей. Учебные вопросы должны отрабатываться в строгой последовательности и в соответствии с замыслом и созданной обстановкой по времени и в темпе, присущем характеру изучаемого вопроса.
Учитывая комплексный характер дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД», особое значение целесообразно уделять методу ситуативного обучения. С помощью метода ситуативного обучения создавать тактическую (оперативную) обстановку для отработки каждого учебного вопроса с последующим раз-
бором ошибок действий курсантов при выполнении заданий. Для создания внутреннего представления об опасности в профессиональной деятельности курсантам предлагать в процессе изучения различных тем моделировать опасные ситуации и искать практические решения выхода из них.
Особое внимание на практических занятиях уделять психологической подготовке курсантов, развитию твердой воли и самообладания при резких и неожиданных изменениях обстановки. В практику обучения дисциплине должны быть внесены элементы опасности и риска в сочетании с тщательно продуманными требованиями индивидуальной безопасности.
В целях повышения эффективности обучения и усиления индивидуального подхода практические занятия должны проводиться с делением учебной группы на подгруппы (по 15 человек) и отработкой в процессе проведения комплексных практических занятий межпредметного взаимодействия кафедр, что позволит курсантам получить более качественные знания, умения и навыки по данной теме.
Для оценки знаний проводить опросы на семинарских занятиях как с целью оценки, так и с целью закрепления полученных на лекционных занятиях знаний.
По итогам изучения дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» с курсантами проводить комплексные учения. Цель учений — совершенствовать знания, навыки и умения курсантов по обеспечению личной безопасности в условиях, максимально приближенных к практической деятельности. Прием зачетов должны осуществлять комиссии, состоящие из ведущих специалистов кафедр, участвовавших в преподавании дисциплины.
Структура готовности к обеспечению личной безопасности сотрудников ОВД
Компонент готовности Составляющие обеспечения личной безопасности
Мотивационный 1. Потребность в физической и психологической безопасности за счет эффективного применения защитных средств. 2. Баланс между мотивами профессиональной деятельности и личной безопасности.
►
Волевой
Оценочный
1. Анализ причин заболеваний, гибели и ранений сотрудников ОВД.
2. Представление физических и психологических параметров обеспечения личной безопасности сотрудника.
3.Использование средств профилактики профессиональных заболеваний и поддержания физических и психических кондиций.
1. Знать: - организационные основы обеспечения безопасности сотрудников органов внутренних дел;
- методы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД в режиме повседневной деятельности и проведении спецопераций (при осмотре помещений, транспортных средств и др.);
- основания, порядок и правила применения и использования огнестрельного оружия, специальных средств, физической силы;
- причины возникновения и порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, знать приемы самоспасения.
2. Уметь: - применять бо евые приемы борьбы с использованием средств активной обороны, выполнять действия с оружием, обеспечивающие безопасность сотрудников органов внутренних дел;
- использовать специальные и подручные средства индивидуальной защиты и активной обороны;
- подавать и выполнять команды, связанные с одиночными и групповыми тактическими действиями при решении оперативно-служебных задач;
- действовать при резком изменении оперативной обстановки.
3. Иметь навыки: - производства проверки документов граждан с обеспечением мер личной безопасности;
- обеспечения личной безопасности путем пресечения попыток завладения огнестрельным оружием сотрудника в различных ситуациях;
- проведения наружного осмотра нарушителя с использованием пистолета и автомата с последующим сковыванием нарушителя наручниками, связывания подручными средствами (ремнем, веревкой, шнурком);
- безопасных действий при задержании и сопровождении в дежурную часть ОВД лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших административное правонарушение;
- обеспечения личной безопасности при огневом контакте путем принятия различных изготовок к стрельбе из пистолета, быстрого извлечения оружия из кобуры и подготовки его к выстрелу в различных изготовках, перемещений с оружием, смены изготовок для стрельбы в процессе передвижений.
- умение управлять эмоциональными реакциями (страх, стресс) в экстремальных ситуациях;
- нацеленность на выполнение профессиональных действий;
- готовность к физическому насилию для решения профессиональных задач;
- уверенность в правоте и законности действий по обеспечению общественного порядка.
- умение оценить обстановку для принятия правильного решения;
- избежание опрометчивых оценок, таких как: нежелание обратиться за поддержкой или подождать ее; равнодушие, беспечность и высокое самомнение; игнорирование сигналов об опасности; состояние успокоенности до ликвидации непосредственной угрозы.
Рис. 2
Профессиональное обеспечение личной безопасности выступает одним из условий, позволяющих эффективно достигать поставленных целей в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и нарушением законности. Однако научные аспекты обучения курсантов образовательных учреждений МВД Российской Федерации тактике и методам обеспечения личной профессиональной безопасности еще не нашли своего достаточного изучения и нуждаются в дальнейшем научно-педагогическом анализе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: учебное пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2006.
2. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности: учебно-практическое пособие. — М.: МЦ при ГУК МВД России, 1998.
3. Буданов А. В. Педагогика личной профес-
сиональной безопасности сотрудников ОВД. —
М.: Академия МВД России, 1997.
4. Преображенский А.М. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. — М., 2006.
5. Крысин М.В . Преподавание дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД»: анализ проблем и регламентирующих документов // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. — М., 2005.