Научная статья на тему 'Актуальные вопросы маркировки консервов'

Актуальные вопросы маркировки консервов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
741
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСЕРВЫ / МАРКИРОВКА / РЕЕСТР АССОРТИМЕНТНЫХ НОМЕРОВ / ОТРАСЛЕВОЙ РЕЕСТР / ГОСТ 13534 / ГОСТ Р 51074

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Крылова Валентина Борисовна, Густова Татьяна Владимировна

Производство консервов, изготавливаемых по традиционным и новым технологиям, постоянно растет. Так в 2008 году производство консервов составило 580,2 муб, в 2009 году 600,9 муб. Соответственно прирост производства в 2009 году по отношению к 2008 году составил 103,6 % [1]. В связи с эти все актуальней встает вопрос о качественной и достоверной информации, выносимой на этикетку и правильности маркировки потребительской консервной тары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Крылова Валентина Борисовна, Густова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы маркировки консервов»

ЁР

НОРМАТИВНАЯ БАЗА / Технические условия

Актуальные вопросы

маркировки консервов

В.Б. Крылова, доктор техн. наук, Т.В. Густова, канд. техн. наук ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии

Производство консервов, изготавливаемых по традиционным и новым технологиям, постоянно растет. Так в 2008 году производство консервов составило 580,2 муб, в 2009 году — 600,9 муб. Соответственно

прирост производства в 2009 году по отношению к 2008 году составил 103,6 % [1]. В связи с эти все актуальней встает вопрос о качественной и достоверной информации, выносимой на этикетку и правильности маркировки потребительской консервной тары.

Ключевые слова: консервы, маркировка, реестр ассортиментных номеров, отраслевой реестр, ГОСТ 13534, ГОСТ Р 51074.

^ Маркировка консервной потребительской тары осуществляется согласно требованиям ГОСТ 13534 «Консервы мясные и мясорастительные. Упаковка, маркировка и транспортирование» и ГОСТ Р 51074 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». В соответствии с этими требованиями банки должны быть художественно оформлены и маркированы путем литографирования или наклеивания на них бумажных этикеток или само-клеющихся этикеток с указанием следующих данных:

- наименование консервов;

- наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес предприятия);

- товарный знак изготовителя (при его наличии);

- масса нетто;

- состав продукта;

- информация о пищевой и энергетической ценности 100 г продукта;

- дата изготовления;

- срок годности;

- условия хранения;

- обозначение нормативной или технической документации, в соответствии с которой изготавливается продукция;

- способа подготовки к употреблению;

- информации о подтверждении соответствия. На крышке и/или донышке банок маркировочные

знаки располагают в два или три ряда (в зависимости от диаметра банки) в следующей последовательности: дату выработки, номер смены, ассортиментный номер, индекс отрасли, номер предприятия. Например,

140309 140309

1 435А675 или 1 435 А675

По данной маркировке можно определить, что консервы с ассортиментным номером 435 изготовлены предприятием под номером 675 мясной промышленности в первую смену 14 марта 2009 года.

Требует пояснения, что понимается под ассортиментным номером продукции и номером предприятия-изготовителя и откуда эти номера берутся. К сведению

начинающих производителей, а так же производителей, которые не первое десятилетие на рынке (и возможно, что-то подзабыли) и, конечно, маркетинговым службам предприятий хотим напомнить следующее:

1. В консервной промышленности существуют два реестра, один из которых — отраслевой реестр консервных заводов и/или цехов России, второй реестр ассортиментных номеров консервов.

2. Регистрацию и присвоение индекса отрасли (для мясной промышленности — «А») и номера предприятию-изготовителю консервов осуществляет лаборатория технологии консервного производства ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхо-закадемии на основании действующего положения.

3. Заявитель обязан проинформировать лабораторию технологии консервного производства института, приложив подтверждающие документы в следующих случаях: если после регистрации вносились изменения и дополнения в учредительные документы, свидетельство о регистрации, изменились адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество или место жительства (для индивидуального предпринимателя), было проведено техническое перевооружение консервного производства, повлекшее изменение ассортимента продукции или мощности предприятия.

4. При передаче консервного производства в аренду арендодатель представляет в адрес лаборатории технологии консервного производства материалы, указанные в п.7 действующего положения.

5. Номер, присвоенный предприятию-изготовителю, аннулируется в случае ликвидации или прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации, прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

6. В соответствии с действующими государственными стандартами каждое наименование консервов должно иметь ассортиментный номер, который наносят на потребительскую тару вместе с индексом отрасли и номером предприятия при маркировке консервов. Регистрацию и присвоение ассортиментного номера консервам осуществляет лаборатория технологии консервного производства

44

Всё о МЯСЕ №3 июнь 2010

Технические условия / НОРМАТИВНАЯ БАЗА

ГНУ ВНИИМП им. В.М.Горбатова на основании действующего Положения и «Инструкции о порядке санитарно-технического контроля консервов на производственных предприятиях, оптовых базах, в розничной торговле и на предприятиях общественного питания». Основанием регистрации и присвоения ассортиментного номера является положительный результат экспертизы режимов стерилизации или пастеризации консервов, разработанных предприятием-производителем или иным юридическим лицом. Перечень необходимых материалов приведен на официальном сайте института http://www.vniimp.ru на странице лаборатории технологии консервного производства. Некоторые предприятия и организации — разработчики технической документации обходят эту процедуру и присваивают произвольно ассортиментные номера на консервы. Например, в ТУ 9216-30701597945-02, консервы мясные. «Мясо ветчинно-рубленное», включены консервы под ассортиментными номерами: 1351 — мясо ветчинно-рубленное «Любительское», 1352 — мясо ветчинно-рубленное «Обеденное». Под этими номерами в отраслевой реестр ассортиментных номеров внесены консервы для детского питания: пюреобразные «Говядина с печенью» и «Пюре из говядины», что однозначно вводит потребителя продукции в заблуждение. К сожалению, такие случаи не редки на рынке консервов.

Для исключения создавшейся ситуации в соответствии с приказом Руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко №435 от 15.07.2009 г., предприятия-изготовители, разработавшие техническую документацию на консервы и направившие их на согласование в территориальные органы Роспотребнадзора, обязаны представлять заключения ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова по экспертизе режимов стерилизации.

Отраслевые реестры предприятий России и ассортиментных номеров консервов распространяются на предприятия-изготовителей консервов и консервированную продукцию с мясом, вне зависимости от юридического статуса производителя на всей территории Российской Федерации. Такой порядок регистрации предприятий и ассортиментных номеров позволяет идентифицировать готовую продукцию при ее реализации в любых регионах России и обеспечивает фактор прослеживаемости в случае каких-либо отклонений от требований технической документации.

Необходимо также отметить, что срок действия технической документации на консервы, как правило, не ограничен, но на бланке санитарно-эпидемиологического заключения есть надпись «срок хранения 5 лет» и относится она непосредственно к утвержденной форме бланка. По истечению этого срока документ следует пересматривать, вносить при необходимости новые, современные требования к продукции.

Анализ информации, приведенной для потребителей на этикетках, свидетельствует о том, что некоторые консервы изготовлены по документации, утратившей силу в связи с истечением срока действия санитарно-эпидемиологического заключения на данную документацию. Помимо этого встречаются и другие недочеты: недостоверная информация о составе про-

дукта, отнесение его к не существующим группам продукции, неправильная и неграмотная реклама.

Например, следующая реклама консервов: «закуски — это фаршеобразные колбасные продукты.....при

нарезании напоминают колбасу». Или еще пример аналогичной рекламы вводящей потребителя в заблуждение: «ветчина готовится по классической технологии с выдержкой мяса, в натуральных специях, и имеет колбасную консистенцию». Потребителю не ясно, что же предприятие изготавливает и что он, потребитель, приобретает — консервы или колбасы?

Столкнулись мы еще и с тем, что один и тот же продукт, произведенный по одной и той же документации, соответственно по одной и той же технологии (и рецептуре) представлен потребителю в «трех и более лицах». Например, «Говядина тушеная», вырабатываемая по ГОСТу 5284, — это «продукт для обычного покупателя, а также он относится и к премиум классу, и к экспорт классу». Еще есть и «новинка», изготавливаемая «из сортов мяса, содержащих максимальную энергетическую ценность», при этом готовый продукт «содержит меньшее количество жира по сравнению с обычной тушенкой». Встречается и эконом класс консервов «Говядина тушеная» по ГОСТу 5284.

Производитель обязан знать, а потребитель понимать, что консервы мясные «Говядина тушеная» (ГОСТ 5284) делятся только на высший сорт и первый сорт и предназначены они для всех слоев общества. При производстве кусковых консервов, вырабатываемых по существующим межгосударственным стандартам, используется только мясо, полученное при обвалке, жиловке и сортировке мяса на кости. Блочное мясо в технологии не допустимо. Потребительская тара должна использоваться только та, которая указана в данных ГОСТах (в них нет банок из ла-мистера, и банок с легко вскрываемыми крышками). Никакое другое деление по сортам, категориям и т.д. неправомочно. Указание признаков продукта, которые невозможно подтвердить при испытаниях, — чистой воды обман потребителя.

Вероятно, многие производители узнают свою продукцию по приведенным примерам. Хочется верить, что все вышесказанное происходит непреднамеренно, из-за незнания существующих законов.

Наш институт всегда готов оказать помощь и при разработке новых технологий и при внедрении их в производство, а также оказать помощь в создании технологических проектов различной мощности.

Контакты:

Крылова Валентина Борисовна Густова Татьяна Владимировна Тел. раб.: (495) 676-78-11

Литература

1. Т.Н. Леонова, Н.А. Юмашева. Развитие производства мяса и мясных продуктов в 2009 г. // Рынок мяса и мясных продуктов. Информационно-аналитическое обозрение №1-2-2010, с. 3-13.

№3 июнь 2010 ВСЁ 0 МЯСЕ

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.