Научная статья на тему 'Актуальные вопросы изучения маркетинга персонала в рамках курса «Управление человеческими ресурсами» в аграрных вузах'

Актуальные вопросы изучения маркетинга персонала в рамках курса «Управление человеческими ресурсами» в аграрных вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ПЕРСОНАЛ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / HUMAN RESOURCES MANAGEMENT / PERSONNEL / HUMAN RESOURCES / MARKETING OF PERSONNEL / CUSTOMER ORIENTATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суровцева Евгения Сергеевна, Коптева Елена Юрьевна

В статье рассматриваются сущность, предмет, функции, принципы, основные составляющие маркетинга персонала в рамках курса «Управление человеческими ресурсами» в аграрных ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Pressing Questions Of The Studying Of Marketing Of Personnel Within The Framework Of The Course "Human Resources Management" In Agrarian Institutes Of Higher Education

The essence, object, functions, principles, basic constituents of the marketing of personnel in the framework of course "Human Resources Management" in the agrarian institutes of higher education are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы изучения маркетинга персонала в рамках курса «Управление человеческими ресурсами» в аграрных вузах»

Суровцева Е.С., Коптева Е.Ю. Актуальные вопросы изучения маркетинга персонала в рамках курса «Управление человеческими ресурсами» в аграрных вузах // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №2. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/419-00168. - ISSN 2413-4066

УДК 331.1

Суровцева Евгения Сергеевна

Кандидат экономических наук, МВА, доцент

ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ им. Н. В. Парахина», г. Орел

jane5753@yandex.ru

Коптева Елена Юрьевна

Магистрант

ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ им. Н. В. Парахина, г. Орел kopteva eu@mail.ru

Актуальные вопросы изучения маркетинга персонала в рамках курса «Управление человеческими ресурсами» в аграрных вузах

Аннотация. В статье рассматриваются сущность, предмет, функции, принципы, основные составляющие маркетинга персонала в рамках курса «Управление человеческими ресурсами» в аграрных ВУЗах.

Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, персонал, трудовые ресурсы, маркетинг персонала, клиентоориентированность, конкурентоспособность.

В современной экономике сельского хозяйства, основанной на знаниях, эффективное использование человеческих ресурсов, наряду с инвестициями в основные и оборотные активы, рассматривается в качестве основополагающего источника экономического роста. Управление человеческими ресурсами направлено на получение результата в сфере повышения прибыльности, продуктивности и общей эффективности агробизнеса благодаря использованию и развитию всех сотрудников. Грамотное управление человеческими ресурсами способно трансформировать нематериальные ресурсы сельскохозяйственной организации или предприятия переработки в финансовый капитал и стать источником конкурентного преимущества. При этом успех руководителя определяется способностью эффективно управлять своими подчиненными для достижения целей организации и, прежде всего, максимизации прибыли [1, С. 5].

Вследствие этого, для повышения конкурентоспособности выпускников аграрных ВУЗов на рынке труда представляется необходимым регулярная актуализация разделов, модулей и тем курса «Управление человеческими ресурсами». Основной целью изучения данной дисциплины является систематизация знаний обучающихся и освоение ими технологий тактического и стратегического управления, а также практических умений и навыков по формированию и управлению конкурентоспособных человеческих ресурсов, в том числе в сфере АПК. При этом такой инструмент кадрового менеджмента, как маркетинг персонала, служит обеспечению потребности организации в осознанном и качественном

планировании, привлечении, эффективном использовании и дальнейшем развитии человеческих ресурсов. Таким образом, представляется необходимым освещение актуальных вопросов маркетинга персонала в рамках дисциплины «Управление человеческими ресурсами». Полученные при этом теоретические знания и практические навыки в дальнейшем позволят выпускникам эффективно руководить организациями агропромышленного комплекса.

Концепция маркетинга персонала начала зарождаться в начале 1980-х годов в зарубежной литературе, ориентированной на сервисный маркетинг. На начальной стадии развития все внимание исследователей было сосредоточено на удовлетворенности персонала трудом, поэтому персонал-маркетинг рассматривался только как привлечение, обучение, стимулирование и удержание квалифицированных трудовых ресурсов посредством создания таких рабочих условий, которые удовлетворяли бы их нужды. Позже маркетинг персонала трансформировался в процесс, с помощью которого сотрудники компании узнают и распознают ценности программ, свое место в них, благодаря чему маркетинг персонала становится объединяющим механизмом организации, играющим главную роль в интеграции кадровых и маркетинговых функций, в результате чего персонал становится ресурсом для маркетинговых процессов [2, С. 109].

Маркетинг персонала представляет собой вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами с необходимыми количественно-качественными характеристиками. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал фирмы, с помощью которого возможно решение конкретных задач. Маркетинг персонала направлен на достижение оптимального соответствия между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребности в труде всех субъектов трудовых отношений. При этом сотрудник «продает» себя, свои знания, идеи, опыт и «покупает» продукт в виде рабочего места, доход, социальный пакет и т. д., которые предлагаются компанией на рынке труда. Одним из приоритетных направлений маркетинга персонала является клиентоориентированность [1, С. 57].

Предметом исследования маркетинга персонала выступают внешние и внутренние факторы (условия), в которых осуществляется производственная деятельность организации.

Внешние факторы представляют собой набор условий, на которые организация не в состоянии повлиять, изменить, однако обязана учитывать в своей деятельности. Необходимо отметить, что именно в агробизнесе влияние внешних факторов наиболее высоко.

К внешним факторам, прежде всего, относятся:

- природно-климатические условия;

- экономическая ситуация в стране и состояние отрасли деятельности (уровень занятости и безработицы, спрос и предложение рабочей силы, тенденции экономического развития, конкурентная ситуация, взаимодействие со смежными отраслями);

- развитие техники и технологий (развитие более совершенных, передовых технологий способствует вытеснению старых и возникновению новых профессий на рынке труда);

- особенности социальных потребностей (структура мотивации работников организации, сложившиеся общественные и производственные отношения, направления взаимодействия организаций-работодателей и т. д.);

- развитие законодательной и нормативной базы (изменения в трудовом законодательстве, законодательстве о занятости населения, об образовании);

- кадровая политика организаций-конкурентов (изучение опыта других организаций в построении работы с персоналом способствует выработке собственной стратегии поведения, направленной на повышение эффективности развития персонала).

Внутренние факторы маркетинга персонала зависят от деятельности организации и поддаются ее непосредственному управлению.

К внутренним факторам относятся:

- цели организации (от конкретности определения целей организации зависит стратегическая направленность ее политики в области маркетинга персонала);

- финансовые ресурсы (оценка потребности и возможностей организации позволяет с наибольшей точностью определить актуальные направления инвестирования и необходимый уровень инвестиций с учетом требований и запросов организации);

- кадровый потенциал организации (связан с оценкой возможностей специалистов службы по управлению персоналом, с правильным распределением обязанностей между ними, что во многом определяет успех реализации плана маркетинга персонала);

- источники покрытия кадровой потребности (внешние источники: учебные заведения, организации-конкуренты, рынок труда, внутренние источники: покрытие потребности в персонале за счет своих сотрудников, занятых в других подразделениях компании).

Стартовой точкой маркетинга персонала является тщательный анализ внешних и внутренних факторов. Их полный и точный учет определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала.

Основными составляющими маркетинга персонала являются:

- разработка профессиональных и квалификационных требований к персоналу;

- определение количественной и качественной потребности в персонале;

- маркетинговое исследование рынка труда;

- осуществление выбора источников и путей покрытия потребностей в персонале;

- подбор потенциальных кандидатов, анализ их требований и возможностей;

- создание привлекательного образа организации как работодателя;

- формирование кадрового резерва;

- расчет затрат на привлечение и использование персонала;

- деловая оценка персонала;

- анализ и контроль эффективности распределения трудовых ресурсов организации по должностным позициям [1, С. 59].

Следовательно, маркетинг персонала выступает в роли базиса в процессе принятия тактических и стратегических решений субъектами рынка труда, обеспечивая тем самым эффективность их деятельности.

Принципами маркетинга персонала являются:

- обоснованный выбор определенных целей и стратегий функционирования и развития организации, направленных на нахождение наиболее эффективного способа работы;

- комплексный подход к увязке целей, ресурсов и возможностей организации на основе выработки путей их достижения;

- обеспечение оптимального сочетания в управлении организации централизованных и децентрализованных начал.

Важной особенностью маркетинга персонала как элемента управленческой деятельности является принятие решения на базе многовариантных экономических расчетов с использованием компьютерной техники и технологий, в том числе и по вопросам кадровой политики. Программа маркетинга персонала является основополагающим документом, конкретно устанавливающим, кто, что, когда, где и каким образом должен делать.

В зависимости от состава и содержания задач персонал-маркетинга принято выделять следующие подходы к рассмотрению данной категории:

- в широком смысле: реальные и потенциальные работники рассматриваются в качестве внешних и внутренних клиентов организации, маркетинг персонала при этом выступает одним из элементов кадровой политики, реализуемым через комплекс задач управления персоналом (планирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивация);

- в узком смысле: толкование маркетинга персонала как особой функции службы управления персоналом, определяется специфика ее деятельности, включая анализ внешних

и внутренних факторов, определяющих направления маркетинговой деятельности, разработку и реализацию мероприятий по нескольким направлениям.

Основными функциями маркетинга персонала являются:

- информационная - обеспечение организации точной информацией, получаемой в результате проведения исследований (имидж организации, рынок труда, окружающая среда, профессии);

- коммуникационная - установление и реализация путей удовлетворения потребности предприятия в персонале, формирование позитивного имиджа организации как работодателя.

Перечисленные функции маркетинга персонала позволяют получать достоверную информацию о протекающих процессах на рынке труда, однако преимущественно эти функции относятся к внешнему рынку и отражают ситуацию поиска и о

Маркетинг персонала организации предполагает определение потребности этой организации в персонале в количественном (количество штатных единиц каждой должностной позиции) и в качественном (образовательный и квалификационный уровень, компетенции, знания, умения и навыки сотрудников) аспектах [1, С. 57-58].

Концепция маркетингового управления инвестициями в человеческий капитал организации имеет в основе традиционные 4Р маркетинг-микса: Product - продукт, Price -цена, Place - место, Promotion - продвижение [3, С. 140].

Специализированная нормативная правовая база, регламентирующая деятельность в области маркетинга персонала пока отсутствует, поэтому следует руководствоваться основными нормативными правовыми актами федерального уровня в области трудовых отношений: Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» и др.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что изучение маркетинга персонала в рамках курса «Управление человеческими ресурсами» в аграрных ВУЗах обеспечит обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры базовыми знаниями и навыками, способствующими достижению тактических и стратегических целей организаций АПК посредством оптимизации использования потенциала человеческих ресурсов и формированию у выпускников, как будущих управленцев, клиентоориентированности на потребителей, в данном случае - на сотрудников.

Ссылки на источники:

1. Стратегия и технология управления человеческими ресурсами: учебное пособие для обучающихся по программам магистратуры направления подготовки 38.04.02 -«Менеджмент», направленность «Управление человеческими ресурсами»/ Е. С. Суровцева. -Орел: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016. - 160 с.

2. В. В. Чащин. Маркетинг персонала как фактор выживания предприятий в условиях рыночных отношений. Известия ВолгГТУ - 2011, №3, стр. 108-112.

3. Макович Г. В. Маркетинговые инструменты в работе с персоналом организации. Вопросы управления. - 2015, № 2(14), стр. 139-142

Eugenia Surovtseva,

k.e.s., MBA, Associate Professor

at the Department of "Economics and Management in AIC", Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education, «Orel State Agrarian University named after N. V. Parakhin», Orel

Helen Kopteva,

student of the 2nd year of magistracy course direction of training "Management",

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education, «Orel State Agrarian University named after N. V. Parakhin»,Orel

The Pressing Questions Of The Studying Of Marketing Of Personnel Within The Framework Of The Course "Human Resources Management" In Agrarian Institutes Of Higher Education

Abstract. The essence, object, functions, principles, basic constituents of the marketing of personnel in the framework of course "Human Resources Management" in the agrarian institutes of higher education are examined in the article.

Keywords: human resources management, personnel, human resources, marketing of personnel, customer orientation, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.