Научная статья на тему 'Актуальные вопросы истории культуры Оренбуржья'

Актуальные вопросы истории культуры Оренбуржья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
741
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камскова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются основные проблемы истории культуры Оренбуржья, ставшие пред* метом исследования в 90*е гг. XX первом десятилетии XXI в. Представлена основная литерату* ра по теме. На основе осуществленного анализа выявлены актуальные задачи развития истории культуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы истории культуры Оренбуржья»

Камскова Т.А.

Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской

E-mail: rio_orenlib@bk.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ОРЕНБУРЖЬЯ

В статье рассматриваются основные проблемы истории культуры Оренбуржья, ставшие предметом исследования в 90-е гг. XX - первом десятилетии XXI в. Представлена основная литература по теме. На основе осуществленного анализа выявлены актуальные задачи развития истории культуры региона.

Ключевые слова: история культуры, региональная культура, историко-культурологический подход, отрасли культуры.

Важное методологическое значение при изучении истории культуры Оренбуржья имеет мысль В.И. Вернадского о том, что «история науки и ее прошлого должна критически составляться каждым научным поколением и не только потому, что меняются запасы наших знаний о прошлом, открываются новые документы или находятся новые приемы восстановления былого. Необходимо вновь научно перерабатывать историю науки, вновь исторически уходить в прошлое потому, что благодаря развитию современного знания в прошлом получает значение одно и теряет другое. Каждое поколение исследователей ищет и находит в истории науки отражение научных течений своего времени. Двигаясь вперед, наука не только создает новое, но и неизбежно переоценивает старое, пережитое» [1, с. 122]. Слова ученого, относящиеся к истории науки в целом, вполне применимы к изучению истории культуры Оренбургского края.

Научную и научно-популярную литературу по интересующей нас теме условно можно разделить на несколько групп, используя методологический принцип восхождения от общего (культурное пространство Южного Урала) к частному (история культуры в различные исторические периоды) и от него - к особенному (рассмотрение исторического развития отдельных отраслей культуры). Хронологические рамки определены в соответствии с предложениями организаторов научного семинара (охватывают два последних десятилетия).

1990-е гг. - рубеж, знаменующий отдельный этап в изучении истории культуры регионов. Проблематика научных исследований этого периода впечатляет разносторонностью, они выходят на иной уровень: рассматриваются теоретико-методологические проблемы

культурной регионализации, анализируются различные периоды истории культуры, вводятся в научный оборот новые источники. Именно в конце 1990-х гг. в отечественной науке стал развиваться региональный подход как теоретико-методологический метод. В 2003 г. екатеринбургский исследователь И.Я. Мурзина предприняла попытку системного обобщения феномена региональной культуры на примере Уральского региона. Ее монография явилась успешным опытом выявления закономерностей формирования региональных культур России как частей общей национальной культуры. И.Я. Мурзина предложила авторскую методологию их изучения, охватив целый комплекс научных проблем: регионообразующие факторы, региональную идентичность и региональное самосознание, специфику функций региональной культуры, особенности регионального пространства, мифологии, символики и т. д. [2]. Автор справедливо отмечает: «представление о культуре России как сложной гетерогенной системе тесно связанных между собой элементов приводит к тому, что ее можно описать как исторически сложившуюся целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов которой приводит к признанию множественности существующих (или существовавших) моделей культурного развития. Однако истории культуры России до сих пор нет... Вероятно, одним из возможных подходов к описанию столь сложного феномена как культура целой страны может стать обращение к относительно меньшей общности - региону страны» [3].

В исследовании Г.М. Казаковой на примере Южного Урала осуществлена попытка культурной стратификации региона, когда вместо проблемы институализации социальных процессов автор выходит на проблему системы

культурных ценностей и регулятивов. Сочетание локального, регионального и национального измерений дает удивительную картину социокультурных процессов края в прошлом и настоящем. Изучение специфики исторического культурогенеза Южного Урала позволило автору успешно осуществить попытку объединения разрозненных фактов историко-краеведческих изысканий в целостную картину становления данного региона [2, с. 11]. Ядром ЮжноУральского историко-культурного региона автор считает территорию современной Челябинской области с учетом того, что периферийные районы региона захватывают при этом соседние территории, в том числе Оренбуржье. Используя термин «Южный Урал» в узком значении, автор стимулирует дальнейшее осуществление историко-культурологического анализа культуры Оренбуржья ХУШ-ХХ вв. как локального варианта региональной культуры Урала, имеющего свои неповторимые черты.

Традиционный, конкретно-отраслевой подход предлагает Н.И. Сайгин в обобщающем труде «История культуры Оренбуржья (ХУШ-ХХ1 вв.)», в котором ученый осуществил систематическое изложение основных вех развития культуры региона [4]. В каждой из десяти глав первые несколько страниц кратко освещают общую историю губернии (области), а затем подробно рассказывается о развитии народного образования, научных исследованиях, создании системы культурнопросветительных учреждений и средств массовой информации. В представленную модель культуры вошли сведения о литературе, театральном, музыкальном, изобразительном искусствах, народных художественных промыслах. Несомненно, заслуга автора состоит в обобщении и систематизации обширного фактического материала. Однако, как совершенно справедливо отмечает О.А. Смирнова во вступительной статье библиографического указателя «Николай Иванович Сайгин», «исследователь строго придерживается материалистической системы понимания бытия в ее марксистско-ленинской трактовке. С излагаемыми. взглядами можно не соглашаться, с ними можно спорить и даже отрицать, но не уважать их невозможно» [5].

Вторая группа источников представляет собой многочисленные труды по истории куль-

туры Южного Урала и Оренбуржья отдельных периодов. Провинциальная культура Оренбурга второй половины XIX - начала XX в. явилась объектом изучения в одноименной монографии В.А. Колесниковой. Мировоззренческий ракурс историка Н.И. Сайгина, о котором было сказано выше, реализовался в монографии, посвященной началу культурной революции в Оренбуржье (1918-1920 гг.) [6; 7]. В ряде работ рассматривается обширный материал о культурном пространстве и деятельности учреждений культуры в советский и постсоветский периоды. Особое место в современной историографии занимают публикации, связанные с темой культуры времен Великой Отечественной войны: предвоенного, военного и послевоенного периодов.

В монографиях А.Г. Алятиной, С.С. Заг-ребина, Р.Р. Хисамутдиновой на основе многочисленных архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, и других источников рассматривается реализация политики советского государства в области культуры на Южном Урале, анализируется деятельность учреждений культуры региона [8; 9; 10].

Значительный интерес представляют работы С.А. Заельской и А.В. Зыковой, в которых исследуются процессы взаимовлияния власти и культуры в 50-70-е годы XX в., а также формирования культурного пространства Южного Урала в период осуществления политики перестройки и в условиях системных реформ 1985-2000 гг. [11; 12].

Последнюю, самую многочисленную группу источников составляют труды, рассматривающие отдельные отрасли культуры. Состояние их изученности в настоящее время нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, происходит возрастание интереса к осмыслению значения отдельных сфер культуры, о чем свидетельствуют появившиеся с 90-х гг. XX в. многочисленные публикации. С другой - преобладает интерес к частным аспектам, разрозненность знаний, редки попытки интегрирующего историко-культурологического анализа художественных явлений и процессов. Тем не менее можно утверждать, что учеными накоплен богатейший материал, высказаны оригинальные идеи по проблемам истории архитектуры (В.В. Дорофеев, Г.А. Найда-нов) [13; 14; 15; 16; 17], книжно-библиотечного

дела (Е.С. Бурлакова, Т.А. Камскова, Т.Н. Савинова, Д.В. Шаргалов, М.А. Шицкова) [18; 19; 20], декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (Л.Б. Алимова, И.В. Бушу-хина, А.П. Прусс, Н.М. Шабалина) [21; 22; 23; 24; 25; 26], музейной летописи края (Н.А. Еремина, Ю.Э. Комлев, Л.С. Медведева) [27; 28; 29], становления музыкального и театрального творчества края (Ю.Н. Вязьмин, Л. Лаврентьева, В.Ф. Надточий, Е.А. Павлова, В.Л. Савель-зон, Б.П. Хавторин) [30; 31; 32; 33; 34; 35; 36]. Огромный вклад в изучение литературной жизни края внес известный уральский литературовед Л.Н. Большаков [37; 38; 39]. Он является создателем интересного жанра изданий: персональных региональных энциклопедий, которые нашли широкий отклик в научной и массовой печати, получили признание со стороны ученых и деятелей культуры всей страны. С начала 90-х гг. ХХ в. литературоведческая среда пополнилась исследованиями Г.П. Матвиев-ской, А.Г. Прокофьевой, связанными с пребыванием и деятельностью писателей-классиков в Оренбургском крае. Несомненно, ярким событием явился выход биобиблиографическо-го словаря «Литературное Оренбуржье», созданного коллективом авторов. Он содержит статьи - справки о 681 писателе, филологе, краеведе - уроженцах Оренбургского края, живших в нем, приезжавших, писавших о нем за период ХУШ-ХХ1 вв. [40; 41; 42; 43; 44].

Библиографической редкостью становится исследование Д.А. Сафонова, посвященное истории периодической печати Оренбургского края. История региональной прессы нашла отражение в работах Д.И. Данилова, А.Н. Лих-тина [45; 46; 47].

Первое десятилетие ХХ1 в. отмечено использованием в изучении традиционной модели культуры историко-географического, ландшафтного, геокультурного подходов (О.Ф. Балыков, А.В. Любичанковский), позволяющих проанализировать культурное наследие на разных исторических этапах [48; 49].

Особую значимость для обогащения методологии и историографии истории культуры Оренбуржья приобретают материалы конференций, чтений, круглых столов, сборники трудов, вестники, известия высших учебных заведений, учреждений и организаций. Обращает на себя внимание научно-образовательный и куль-

турно-просветительный альманах, представляющий материалы Большаковских чтений и посвященный культуре Оренбургского края. Сборники (пять выпусков, науч. ред. С.В. Лю-бичанковский), которые стали заметным явлением научной жизни Урала, позволяют ввести в научный оборот материал, ранее не являвшийся предметом историко-культурологических исследований. Специфическую группу источников представляют сборники научных трудов Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей «Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования» (11 выпусков). Активно дополняют поток материалов сборники работ, подготовленные научно-исследовательской краеведческой лабораторией Оренбургского государственного педагогического университета под руководством А.Г. Прокофьевой (5 выпусков). Тенденции и особенности формирования историко-культурного пространства, осмысления традиции как феномена нематериального культурного наследия представлены в сборнике «Оренбургский край: история, традиции, культура» (2009 г.). Теоретические проблемы провинциальной культуры и истории библиотек, прошлое оренбургских библиотек стали предметом обсуждения в сборнике материалов «Провинциальная библиотека в контексте истории» (2006 г.) [50; 51; 52; 53; 54].

Безусловным вкладом в изучение исторической науки Оренбуржья является публикация библиографического указателя «Оренбургская книга Х1Х-ХХ1 вв.», подготовленная коллективом областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской. Как известно, особенности развития того или иного региона порождают своеобразие издательской продукции. Составители подготовили указатель в расчете на прямое использование в решении краеведческих поисковых задач. Он является универсальным по содержанию библиографическим пособием, в котором представлены материалы к библиографии местных изданий, выявленные на конец 2008 г. Пособие представляет собой первую попытку охватить весь хронологический период книгоиздания в крае [55].

Таким образом, за последние два десятилетия сформировался устойчивый интерес к данной проблеме. Обозначились определенные подходы, введен в научный оборот об-

ширный фактический материал, выявлена региональная специфика, преимущественно в отдельных отраслях. Однако, несмотря на обилие научного материала, пока отсутствует цельное представление о культуре Оренбургского края, «скорее, оно присутствует как данность, имеющая отношение ко многим интересующим исследователей проблемам. Историографический анализ свидетельствует о. неравномерной изученности данной темы и дает пока лишь фрагментарную картину -и тематически, и хронологически, и территориально» [56, с. 3]. Так как региональная парадигма прочно укрепилась в историко-культурологических исследованиях и скорректировала их предметное поле, то налицо и задачи кроссдисциплинарных исследований по истории культуры региона, когда сам регион определяется как часть сложного многосоставного историко-культурного явления, а история культуры региона - как процесс саморазвития сложной системы, который имеет многовекторную направленность.

На презентации книги Н.И. Сайгина «История культуры Оренбуржья (ХУШ-ХХ1 вв.)» автором была озвучена идея о создании четырехтомного издания, включающего материалы по истории культуры Оренбуржья феодального, буржуазного, советского и современного периодов.

Современное состояние изучения историко-культурных проблем, достаточно большой фундаментальный пласт отраслевых исследований делают возможным и необходимым переход к системному изучению истории культуры, культурного наследия региона. Одним из аспектов системно-функционального подхода к истории культуры является изучение общественно-культурной среды или культурного пространства, основных региональных и социокультурных элементов его составляющих (ис-

торико-культурная среда города, усадьбы, деревни, сочетание культур, порожденных деятельностью различных социальных групп разных исторических периодов: дворянства, интеллигенции, крестьянства, мещан, рабочих, служащих и т. д., генезис и развитие культуры повседневности оренбуржцев, культурный облик жителя региона, формирование и развитие культурно-информационной системы, включающей почту, телефон, телеграф).

Анализ историографии проблемы свидетельствует, что история книжного дела Оренбуржья не являлась объектом системного изучения. Монографических исследований, комплексно описывающих, например, становление книжного дела в советский период, нет.

В настоящее время необходим интегрирующий исторический анализ художественных явлений и процессов, их институциональных и неиституциональных измерений: речь идет о профессиональной и непрофессиональной художественной деятельности. Слабо освещена в ретроспективе роль культурнодосуговых учреждений и организаций, творческих союзов и объединений.

За рамками данной работы остались художественно-литературная жизнь Оренбуржья и история культуры народов, населяющих регион, поскольку, на наш взгляд, это предмет отдельных исследований.

На страницах альманаха «Пятые Больша-ковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность» доктор исторических наук С.В. Любичанковский предложил проект создания академического сборника документов по истории Оренбургского края. Несомненна высокая востребованность и актуальность проекта, в том числе с учетом историко-культурных процессов дореволюционного периода [57, с. 79].

12.04.2012

Список литературы:

1. Вернадский, В.И. Очерки и речи: в 2 ч. - П.: Науч. химико-техн. изд-во, 1922. - Ч. 2. - 190 с.

2. Казакова, Г.М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения. - СПб.: РГПУ, Челябинская гос. акад. культуры и искусства, 2007. - 254 с.

3. Мурзина, И.Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания: монография. - Екатеринбург: [б. и.], 2003. - 206 с.

4. Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (ХУШ - ХХ1 вв.). - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. - 480 с.

5. Смирнова, О.А. Слово об исследователе // Николай Иванович Сайгин: биобиблиогр. материалы / сост. Н.И. Сайгин. -Оренбург: РИО ОУНБ, 2011. - С. 5-6.

6. Колесникова, В.А. Провинциальная культура Оренбурга второй половины Х1Х - начала ХХ вв. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2002. - 144 с.

7. Сайгин, Н.И. Начало культурной революции в Оренбуржье (1918-1920 годы). - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. - 396 с.

8. Алятина, А.Г. Деятельность учреждений культуры на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны (1945 - 1953): автореф.... канд. ист. наук. - Оренбург, 2006. - 30 с.

9. Загребин, С.С. Метаморфозы культуры: культурное строительство на Южном Урале в 1929 - 1941 гг. - Челябинск: [б. и.], 1994. - 285 с.

10. Хисамутдинова Р.Р., Алятина А.Г. Деятельность учреждений культуры на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. - 300 с.

11. Заельская, С.А. Культурное пространство Южного Урала в условиях системных реформ (1985-2000 гг.). - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. - 204 с.

12. Зыкова, А.В. Власть и культура на Южном Урале в 50-70-е гг. XX в.: автореф. ...канд. ист. наук. - Челябинск, 2011. - 26 с.

13. Дорофеев, В.В. Архитектура г. Оренбурга XVIII - XX вв. - Оренбург: Юж. Урал, 2007. - 107 с.

14. Дорофеев, В.В. Город на Яике, 1743-1993. - Оренбург: Юж. Урал, 1993. - 46 с.

15. Дорофеев, В.В. Оренбург: планировочная структура города - крепости. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. - 35 с.

16. Дорофеев, В.В. Улица вела к храму... (Оренбург, 1743-1993). - Оренбург: Юж. Урал, 1994. - 47 с.

17. Найданов Г.А., Савин В.В., Глошкина А.А. Модерн Оренбурга. - Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 2008. - 112 с.

18. Камскова, Т.А. Народные библиотеки российской провинции (по материалам Оренбургской губернии второй половины XIX - начала XX вв.). -Оренбург: Изд-во ОГАУ, 2006. - 176 с.

19. Камскова Т.А., Савинова Т.Н., Шаргалов Д.В. Книжная культура Оренбургской губернии XIX - начала XX вв. -Оренбург: Изд-во РИО ОУНБ, 2011. - 179 с.

20. Шицкова, М.А. История книгораспространения в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. ...канд. ист. наук. - Челябинск, 2011. - 20 с.

21. Алимова, Л.Б. История художественных промыслов Урала XVIII - начала XX веков. - Орск: Изд-во ОГТИ, 2003. -128 с.

22. Алимова, Л.Б. Власть и народная культура, художественные промыслы Урала в системе государственного регулирования экономики в XVIII - нач. XX веков: монография. - Орск: Изд-во ОГТИ, 2003. - 65 с.

23. Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок. - Оренбург: Димур, 2005. - 264 с.

24. Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок: альбом. В 2 т. -Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2007. - Т. 1. - 160 с., 196 ил.

25. Прусс, А.П. Пройди по старому городу. (Этюды о декоративно-прикладном народно-архитектурном творчестве Оренбуржья). - Оренбург: Оренбургская губерния, 2001. - 52 с.

26. Шабалина, Н.М. Развитие центров народных художественных ремесел русского населения на Южном Урале (вторая половина XIX - середина XX вв.): автореф. ...канд. ист. наук. - Челябинск, 2004. - 28 с.

27. Еремина, Н.А. История музея. - Оренбург: Димур, 2006. - 144 с.

28. Комлев, Ю.Э. Формирование и развитие музейных коммуникаций в культурном пространстве регион: автореф. дис. ... докт. культурологии. - СПб., 2012. - 40 с.

29. Медведева, Л.С. Мир, росою умытый: Коллекция наивного искусства в Оренбургском областном музее изобразительных искусств. - Оренбург: Оренб. кн., 2006. - 144 с.

30. Вязьмин, Ю. Светская и духовная хоровая музыка Оренбурга второй половины XIX - начала XX вв. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2003. - 321 с.

31. Лаврентьева, Л. Оренбургская оперетта. - Оренбург: Агенство «Пресса», 1998. - 221 с.

32. Наточий, В.Ф. Силуэты: хроника Оренбургского театра музыкальной комедии. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2001. -445 с.

33. Павлова, Е.А. Театр во времени и время в театре. Оренбургский государственный драматический театр им. М. Горького. - Оренбург: Юж. Урал, 2006. - 296 с.

34. Оренбургский государственный драматический театр им. М. Горького: 150 лет / авт. текста В.Л. Савельзон. - Оренбург: [б. и.], 2006. - 112 с.

35. Хавторин, Б.П. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII - XX века). - Оренбург: Юж. Урал, 2004. - 632 с.

36. Хавторин, Б.П. Музыкальная культура Оренбурга XX столетия. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1999. - 438 с.

37. Большаков, Л.Н. Оренбургская толстовская энциклопедия. Материалы. Поиски. Исследования. Хроника. - Оренбург: Димур, 1997. - 349 с.

38. Большаков, Л.Н. Оренбургская шевченковская энциклопедия. Тюрьма. Солдатчина. Ссылка. Энциклопедия одиннадцати лет. 1847-1858. - Оренбург: Димур, 1997. - 510 с.

39. Оренбургская пушкинская энциклопедия. Путешествие - 1833. Реалии «Истории Пугачева». Прототипы «Капитанской дочки». Исследователи и интерпретаторы / Авт. и сост. Л.Н. Большаков, Р. В. Овчинников. - Оренбург: Димур, 1997. - 519 с.

40. Матвиевская Г.П., Зубова И.К. Владимир Иванович Даль в Оренбурге. -Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2007. - 584 с.

41. Владимир Иванович Даль 1801-1872 / Г.П. Матвиевская, И.К. Зубова. - М.: Наука, 2002. - 223 с.

42. Прокофьева, А.Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1993. - Ч. 2. -101 с.

43. Прокофьева, А.Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1993. - Ч. 3. -151 с.

44. Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю., Федосова О.В., Хомутов Г.Ф. Литературное Оренбуржье: биобиблигр. словарь. -Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2006. - 272 с.

45. Сафонов Д.А. Периодика Оренбургского края. Вып. 1. Первые сто лет. - Оренбург: Оренб. губерния, 2004. - 504 с.

46. Данилов, Д.Н. Детская и юношеская печать Южного Урала в послевоенное десятилетие: автореф. ...канд. пед. наук. -Оренбург, 1997. - 17 с.

47. Лихтин, А.Н. История газет российской провинции в процессе взаимоотношений с органами государственной власти: (на материале Оренбургского края XIX-XXI вв.): автореф. ... канд. ист. наук. - Оренбург, 2005. - 27 с.

48. Балыков, О.Ф. Зеленые насаждения Оренбурга - вчера, сегодня, завтра. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2002. - 400 с.

49. Любичанковский, А.В. Пространственно-временная организация культурного наследия Оренбургской области: ав-тореф. .канд. геогр. наук. -Ставрополь, 2009. - 20 с.

50. Пятые Большаковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность: науч.-образов. и культурно-просвет. альм. / науч. ред. С.В. Любичанковский. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2011. - 496 с.

51. Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования / гл. ред. Б.П. Хавторин, сост. и науч. ред. В.А. Логинова. - Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2011. - 355 с.

52. Оренбургский край: архивные документы, материалы, исследования: сб. / отв. ред. А.Г. Прокофьева. Вып. 1. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. - 219 с.

53. Оренбургский край: история, традиции, культура: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г.И. Би-ушкин. - Оренбург: [б. и.], 2009. - 370 с.

54. Провинциальная библиотека в контексте истории: материалы регион. науч.-практ. конф. / науч. ред. А.В. Лукьянов, сост. Т.А. Камскова. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2006. - 148 с.

55. Оренбургская книга: ХІХ-ХХІ вв.: библиогр. указ.: в 3-х ч. / рук. проекта Н.В. Никитина; сост. О.В. Федосова и др. -Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2009. - 536 с.

56. Голикова, С.В. Культура горнозаводского населения Урала XVIII - XX вв.: жизнеобеспечение, ритуалы, религиозные верования: автореф. ... докт. ист. наук. - Екатеринбург, 2005. - 32 с.

57. Любичанковский, С.В. Проект создания академического сборника документов по истории Оренбургского края в контексте популяризации регионального культурного наследия и развития краеведческой науки // Пятые Больша-ковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность: науч.-образов. и культурно-просвет. альм. / науч. ред. С.В. Любичанковский. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2011. - С. 79-83.

Сведения об авторе:

Камскова Татьяна Александровна, заведующий редакционно-издательским отделом Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской, заведующий кафедрой библиотечноинформационной деятельности ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, кандидат педагогических наук, доцент 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 20, тел. (3532) 770953, е-таіі: rio_orenlib@bk.ru

UDC 37C (09)

Kamskova T.A.

Orenburg regional universal scientific library E-mail: rio_orenlib@bk.ru

ACTUAL ISSUES IN CULTURAL HISTORY OF ORENBURG REGION

The article discusses the basic problems of cultural history of Orenburg region, which became the subject of investigation in the 90s of XX - the first decade of XXI centuries. Presented general literature on the subject. Based on the analysis identified actual objectives of development of regional cultural history.

Key words: history of culture, regional culture, historical-cultural approach to the study, branchs of culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.