Научная статья на тему 'Актуальные вопросы государственного регулирования отечественной производственной базы спортивного инвентаря и оборудования для населения и сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр'

Актуальные вопросы государственного регулирования отечественной производственной базы спортивного инвентаря и оборудования для населения и сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ / СПОРТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / TRAINING ATHLETES OF NATIONAL TEAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION / SPORTS INVENTORY / SPORTS EQUIPMENT / STATE PROCUREMENTS / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Генералов А. В., Быканов Н. С., Грабар В. А., Евсеев А. С., Зембатов Г. Р.

Предметом исследования в настоящей статье являются нормативные и финансово-экономические условия и возможности организации отечественной производственной базы спортивного инвентаря и оборудования. Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в условиях кризисных явлений в экономике страны актуализируются вопросы импортозамещения товаров, в том числе спортивного назначения. Одним из направлений решения данной задачи является создание и развитие отечественной производственной базы спортивного инвентаря и оборудования, что позволит в значительной степени сократить бюджетные расходы на закупку аналогичных импортных спортивных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Генералов А. В., Быканов Н. С., Грабар В. А., Евсеев А. С., Зембатов Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of state regulation of domestic production base of sports equipment and equipment for the public and for the teams of the Russian Federation for sports included in the program of the Olympic and Paralympic games

The subject of study in this article are the regulatory, financial and economic conditions and opportunities for the organization of domestic production base of sports inventory and equipment. The relevance of the research conducted in the article due to the fact that now, in the conditions of crisis in the economy of the country, highlights the issue of import goods, including sports destination. One of the solutions of this problem is the creation and development of domestic production base of sports inventory and equipment, which will significantly reduce budgetary spending for the purchase of similar import sporting goods.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы государственного регулирования отечественной производственной базы спортивного инвентаря и оборудования для населения и сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И СБОРНЫХ КОМАНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВИДАМ СПОРТА, ВКЛЮЧЕННЫМ В ПРОГРАММЫ ОЛИМПИЙСКИХ И ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГР

А.В. ГЕНЕРАЛОВ, В.А. ГРАБАР, А.С. ЕВСЕЕВ, Г.Р. ЗЕМБАТОВ,

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Н.С. БЫКАНОВ, СРО «ПРОМСПОРТ»;

Аннотация

Предметом исследования в настоящей статье являются нормативные и финансово-экономические условия и возможности организации отечественной производственной базы1 спортивного инвентаря и оборудования. Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в условиях кризисных явлений в экономике страны актуализируются вопросы импортозамещения товаров, в том числе спортивного назначения. Одним из направлений решения данной задачи является создание и развитие отечественной производственной базы спортивного инвентаря и оборудования, что позволит в значительной степени сократить бюджетные расходы на закупку аналогичных импортных спортивных товаров.

Ключевые слова: подготовка спортсменов сборных команд Российской Федерации, спортивный инвентарь, спортивное оборудование, государственные закупки, субъект Российской Федерации, национальный стандарт.

Abstract

The subject of study in this article are the regulatory, financial and economic conditions and opportunities for the organization of domestic production base of sports inventory and equipment. The relevance of the research conducted in the article due to the fact that now, in the conditions of crisis in the economy of the country, highlights the issue of import goods, including sports destination. One of the solutions of this problem is the creation and development of domestic production base of sports inventory and equipment, which will significantly reduce budgetary spending for the purchase of similar import sporting goods.

Keywords: training athletes of national teams of the Russian Federation, sports inventory, sports equipment, state procurements, the subject of the Russian Federation, national standard.

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] к полномочиям Российской Федерации относятся вопросы, связанные с обеспечением подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации. Содействие развитию массового спорта, детско-юношеского спорта, а также материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В рамках решения поставленных задач осуществляется закупка спортивного оборудования и инвентаря с использованием бюджетных средств.

В состав всех сборных команд Российской Федерации входят около 8100 спортсменов высокого класса, что отражено в детальном плане-графике реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденном приказом Минспорта России от 28 июля 2014 г. № 631 [2].

Закупка спортивного инвентаря и оборудования для спортивных школ и объектов спорта, осуществляемая в субъектах Российской Федерации, обеспечивает потребности 3 307 519 спортсменов, занимающихся на этапах спортивной подготовки, согласно данным государственного статистического наблюдения по форме 5-ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку» по состоянию на 31 декабря 2015 года [3].

При этом спортивное оборудование, закупаемое для нужд спортсменов сборных команд Российской Федерации, кроме одежды для тренировок, носит индивидуальный характер и в ряде случаев заказывается под конкретные параметры спортсменов.

Таким образом, для достижения конечной задачи по оценке возможностей по производству отечественного спортивного инвентаря и оборудования наибольший интерес представляет анализ государственных закупок в субъектах Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации в 2015-2016 гг. за счет бюджетных средств закупали определенные виды спортивного инвентаря и оборудования, характеризующиеся относительно высоким спросом.

Кроме бюджетных средств субъектов Российской Федерации на закупку спортивного оборудования для массового спорта направляются средства федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 [4].

В соответствии с условиями указанной федеральной целевой программы субъектам Российской Федерации предоставляется субсидия из федерального бюджета на закупку спортивного оборудования для спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. При этом не менее половины от предоставленной субсидии субъекты Российской Федерации должны направлять на закупки спортивного оборудования для общефизической подготовки спортсменов.

С этой целью Минспортом России утвержден приказ от 22 января 2016 г. № 45 «Об утверждении состава комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, приобретаемого за счет средств федерального бюджета в 2016 году для спортивных школ и училищ олимпийского резерва».

Для проведения мониторинга существующей отечественной производственной базы спортивного инвентаря и оборудования, закупаемого за счет бюджетных средств в субъектах Российской Федерации, использовался, в первую очередь, метод опроса субъектов Российской Федерации. В ходе проведения опроса субъектам Российской Федерации были заданы следующие вопросы:

• наличие на территории субъекта Российской Федерации производителей спортивного инвентаря и оборудования (при наличии - номенклатура производимого ими инвентаря и оборудования);

• номенклатура закупаемого субъектами Российской Федерации в 2015-2016 гг. спортивного инвентаря и оборудования с указанием производителя (страны-производителя) с использованием бюджетных средств.

В опросе приняли участие 80 субъектов Российской Федерации. По результатам опроса всех регионов 15 субъектов Российской Федерации (Амурская обл., Архангельская обл., Белгородская обл., Еврейский АО, Республика Коми, Костромская обл., Ленинградская обл., Липецкая обл., Республика Мордовия, Ненецкий АО, Новгородская обл., Оренбургская обл., Псковская обл., Ямало-Ненецкий АО) сообщили об отсутствии производства спортивного оборудования и инвентаря на их территории, а 39 субъектов Российской Федерации сообщили об отсутствии такой информации.

При этом перекрестная проверка данных общественных организаций показала, что большинство субъектов Российской Федерации не владеет полной информацией о наличии производителей спортивного инвентаря и оборудования на своей территории.

Также отсутствуют в государственной системе учета систематизированные данные обо всех имеющихся на территории Российской Федерации предприятиях-производителях спортивного инвентаря и оборудования с указанием номенклатуры выпускаемого ими товара.

При этом в настоящее время в условиях кризисных явлений в экономике страны актуализируются вопросы импортозамещения товаров, в том числе, спортивного назначения. Одним из направлений решения данной задачи является создание и развитие отечественной производственной базы спортивного инвентаря и оборудования, что позволит в значительной степени сократить бюджетные расходы на закупку аналогичных импортных спортивных товаров.

Следует отметить, что производство представляет собой технически законченную ступень сложного производственного процесса, имеющую конкретные границы, обусловленные, в первую очередь, особенностями технологии и производимой продукции. При решении вопроса об организации производства спортивного инвентаря и оборудования на территории Российской Федерации необходимо ориентироваться на перечень оборудования, указанного в приказе Минспорта, поскольку, во-первых, спрос на данное спортивное оборудование и инвентарь со стороны субъектов Российской Федерации достаточно высок, а во-вторых, этот спрос обеспечен финансовыми ресурсами, поскольку закупки осуществляются за счет бюджетных источников. Однако решение задачи импор-тозамещения в области спортивного оборудования и инвентаря «упирается» в отсутствие систематизированной достоверной информации о собственном потенциале.

Стоит отметить, что практически все виды спортивного инвентаря и оборудования производятся в Российской Федерации. При этом спортивный инвентарь и оборудование отечественного производства закупаются, главным образом, для тренировочного процесса, в то время как для спортивных соревнований используется аналогичное оборудование и инвентарь импортного производства.

Безусловно, это свидетельствует о том, что спортивный инвентарь и оборудование отечественного производства уступает по своим качественным характеристикам аналогам импортного производства.

На государственном уровне производство спортивного оборудования и инвентаря регулируется национальными стандартами. Действующие национальные стандарты устанавливают технические характеристики, функциональные требования, специальные требования, требования безопасности и методы испытаний спортивного оборудования и инвентаря.

Таким образом, национальный стандарт является своеобразным гарантом качества производимой продукции, в том числе спортивной. Национальный стандарт должен учитывать современные достижения науки, техники и технологии, а также опыт применения международных и европейских стандартов. Однако в соответствии с действующим законодательством применение национального стандарта является добровольным. Соответственно, установленные в нем требования не имеют обязательный характер для производителей, что является его существенным недостатком.

В настоящее время в России утвержден ряд национальных стандартов в сфере производства спортивного оборудования и инвентаря. Данные стандарты разрабатывались преимущественно НП «Промспорт».

К сожалению, не по всем видам спортивного оборудования и инвентаря, наиболее часто приобретаемого субъектами Российской Федерации, имеются соответствующие национальные стандарты.

Поэтому для организации производства конкурентоспособного отечественного инвентаря и оборудования необходима разработка и утверждение национальных стандартов по всем видам спортивного инвентаря и обо-

рудования, но как минимум входящих в перечень спортивного оборудования и инвентаря, включенного в состав комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, приобретаемого за счет средств федерального бюджета для спортивных школ и училищ олимпийского резерва, утвержденного приказом Мин-спорта России от 30 января 2016 г. № 45.

Литература

1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

2. Приказ Минспорта России от 28 июля 2014 г. № 631 «Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

3. Форма 5-ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку» по состоянию на 31 декабря 2015 года.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"».

5. Приказ Минспорта России от 22 января 2016 г. № 45 «Об утверждении состава комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, приобретаемого за счет средств федерального бюджета в 2016 году для спортивных школ и училищ олимпийского резерва».

6. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

7. Положение о Минспорттуризме России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 408.

8. Положение о Минспорте России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607.

9. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438.

11. Федеральный закон от 27 декабря 2001 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

12. ГОСТ Р 1.2-2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены».

References

1. Federal Law of December 4, 2007 № 329-FZ "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation".

2. Order of the Ministry of Sports of Russia on July 28, 2014 No. 631 "On Approval of the detailed plan-schedule implementation of the state program of the Russian Federation 'Development of physical culture and sport' for 2014 and the planning period of 2015 and 2016".

3. The form of 5-FC "Information on organizations engaged in sports training" as of December 31, 2015.

4. Resolution of the Russian Government dated 21 January 2015 No. 30 "On the federal target program 'Development of physical culture and sports in Russia for 2016-2020'".

5. Order of the Ministry of Sports of Russia on January 22, 2016 No. 45 "On approval of the composition of a set of sports equipment for general physical training, acquired at the expense of the federal budget in 2016 for the sports schools and Olympic reserve schools".

6. Federal Law of 29.04.1999 No. 80-FZ "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation".

7. Regulations on Minsportturizma Russia, approved by Government Resolution of May 29, 2008 No. 408.

8. Regulation on the Ministry of Sports of Russia, approved by the Government Resolution dated June 19, 2012 No. 607.

9. The Federal Law of December 31, 2014 No. 488-FZ "On industrial policy in the Russian Federation".

10. Russian Federation Government Resolution dated June 5, 2008 No. 438.

11. Federal Law of 27.12.2001 No. 184-FZ "On Technical Regulation".

12. GOST R 1.2-2014 "Standardization in the Russian Federation. National standards of the Russian Federation. Rules of development, approval, renewal and cancellation".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.