Научная статья на тему 'Актуальные вопросы функционирования института уполномоченного по правам человека в РФ'

Актуальные вопросы функционирования института уполномоченного по правам человека в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2772
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОМБУДСМЕН / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / INSTITUTE OF HUMAN RIGHTS OMBUDSMAN / LAW ASPECTS / EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES / OMBUDSMAN / LEGISLATION PERFECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халин Андрей Сергеевич

Статья посвящена правовым аспектам функционирования института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В ней анализируется эффективность деятельности и значимость данного института. А также рассматриваются проблемы участия уполномоченного по правам человека РФ в совершенствования законодательства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues institute functioning the representative by the rights the person in the Russian Federation

The article is devoted to law aspects of functioning of institute of human rights ombudsman in Russian Federation. It analyzes the effectiveness of the activities and impotency that institute. Also problems of participation of the Representative under human rights of the Russian Federation in perfection of the legislation of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы функционирования института уполномоченного по правам человека в РФ»

Халин Андрей Сергеевич

соискатель кафедры конституционного права Северо-Осетинского государственного университета им К.Л. Хетагурова _(е-mail: halinandrey84@mail.ru)

Актуальные вопросы функционирования института

уполномоченного по правам человека в РФ

Статья посвящена правовым аспектам функционирования института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В ней анализируется эффективность деятельности и значимость данного института. А также рассматриваются проблемы участия уполномоченного по правам человека РФ в совершенствования законодательства РФ.

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, правовые аспекты, эффективная деятельность, омбудсмен, совершенствование законодательства.

Halin A.S., post-graduate of the chair of a constitutional law faculty the North Ossetia state University of K.L. Hetagurov; е-mail: halinandrey84@mail.ru

Topical issues institute functioning the representative by the rights the person in the Russian Federation

The article is devoted to law aspects of functioning of institute of human rights ombudsman in Russian Federation. It analyzes the effectiveness of the activities and impotency that institute. Also problems of participation of the Representative under human rights of the Russian Federation in perfection of the legislation of the Russian Federation are considered.

Key words: institute of human rights ombudsman, law aspects, effectiveness of the activities, ombudsman, legislation perfection.

Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества [1].

Решению такой сложной задачи, как необходимость поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих, могло бы способствовать создание и развитие института уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и

чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия.

Основная задача уполномоченного - это помощь гражданам в восстановлении их нарушенных прав. Он также должен способствовать совершенствованию российского законодательства, касающегося прав человека и гражданина, приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению в этой сфере. Выполнение этих задач обеспечивается наделением Уполномоченного специфическими средствами таких как, например, направление заключений, обращение в судебные органы, обращение к субъектам законодательной инициативы, представлении ежегодного доклада Государственной Думе и т.д.

Важным моментом статуса уполномоченного является его независимость и неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам. Этот институт пользуется значительной самостоятельностью, несравнимой с другими органами. Такая независимость является основным условием и предпосылкой выполнения контрольно-надзорной функции, которые ему доверяет

213

конституционно-правовой порядок. Подобная практика существует и в других странах.

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан РФ, а также обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Граждане обращаются к уполномоченному в случае неудовлетворения административным решением, порядком его применения или поведения должностного лица и в других случаях, когда нарушаются права заявителя органом государственной власти или чиновником. В целях ограждения уполномоченного от тех обращений, которые могут быть и должны быть рассмотрены в других инстанциях, т.к. институт уполномоченного не стремится заменить, вытеснить уже существующие каналы обжалования, а является важным дополнением к тем способам защиты прав граждан, которые сложились и функционируют в рамках российской правовой системы, законодатель счел нужным конкретизировать порядок обращения к уполномоченному с жалобой.

В этой связи закреплено правило, в соответствии с которым жалоба может быть подана уполномоченному на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих только после того как гражданин обжаловал решения или действия в судебном либо административном порядке, но остался не согласен с принятым решением. Законодатель устанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного, в соответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Совета Федерации и ГосДумы Федерального Собрания РФ. Гражданин может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченному субъекта, так и к уполномоченному на федеральном уровне. Если гражданин в начале обратился со своей жалобой к уполномоченному по правам человека в субъекте РФ - это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичной проблеме уполномоченным по правам человека в РФ.

Компетенция уполномоченного распространяется на жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, например, в тюрьмах, камерах предварительного заключения, колониях и т.п. Администрация мест принудительного содержания обязана отправлять уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этих местах в четко определенный период времени, который равен 24 часам с момента поступления в администрацию обращения. Админи-

страция не имеет право вскрывать эти письма, либо иным образом подвергать их просмотру.

Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному четыре возможности.

Во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в судебном либо административном порядке, но остался недоволен решением, принятым по его жалобе. Во-вторых, уполномоченный имеет право не принимать жалобу, сославшись на ст. 16 Закона, а разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод.

В-третьих, уполномоченный в случае необходимости имеет право сам передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.

В-четвертых, уполномоченный имеет право, основываясь на ч. 1, 2 ст. 16, ст. 17 Закона отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.

Уполномоченный может проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими. С учетом широкой компетенции Уполномоченного к его правам относится также ознакомление с уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушения, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

В обязанность уполномоченного входит предоставление возможности государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия обжалуются, высказать свое мнение по поводу всех обстоятельств дела, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. Уполномоченный наделен широкими полномочиями по защите прав граждан. В случае необходимости он может обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина; лично или через своего представителя участвовать в судебном процессе; он может

214

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2012 • № 5 (42)

обратиться в различные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина. Для придания гласности заключению, принятому уполномоченным в ходе рассмотрения жалобы либо факта нарушения прав и свобод гражданина, уполномоченный вправе опубликовать его в средствах массовой информации. Соответствующие печатные издания обязаны опубликовать заключения и другие документы, представленные уполномоченным. Уполномоченный по правам человека способствует совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Обращения граждан свидетельствуют о несовершенстве федерального законодательства, регулирующего социально-экономические права человека, в частности на справедливое вознаграждение за труд, на уважение его собственности и обеспечение правосудием. Анализ обращений граждан о нарушениях их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, допускаемых при отбывании ими административного ареста, свидетельствует, что они происходят, в частности, из-за отсутствия надлежащего правового регулирования этой меры административного наказания.

Эффективность совершенствования законодательства зависит от правовой экспертизы законов и законопроектов, позволяющей выявлять в них пробелы и несоответствия задачам правового регулирования, предлагать меры по их устранению. При этом важным является постоянное и системное взаимодействие уполномоченного с палатами

Федерального Собрания РФ. Следует прямо сказать, что "достучаться" до законодателей Уполномоченному удается не всегда. Одной из основных причин этого является отсутствие правового регулирования порядка его взаимодействия с Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать, что институт уполномоченного по правам человека пока все еще находится в начальной стадии своего становления. В дальнейшем законодательство о нем, вероятно, будет совершенствоваться. А такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения прав человека со стороны государственных структур и их служащих происходят повсеместно. Существующие же механизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны. Развитие института уполномоченного по правам человека может стать важным шагом в этом направлении. При этом существенным фактором, от которого во многом зависит эффективность его деятельности, является его опора в основном на институты негосударственной правозащиты, тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями. Омбудсмен должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством. Только тогда он сможет стать действенным контролирующим органом, противодействующим нарушениям прав человека со стороны государства и его служащих.

1. Комментарий к ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в РФ" / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М, 1999. - С. 15.

1. The comment to FKZ "About the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation" / Otv. edition of N.Yu. Hamanev. - M., 1999. - P. 15.

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.