Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования лингвистической компетенции в системе непрерывного образования'

Актуальные вопросы формирования лингвистической компетенции в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвистическая компетенция / повышение качества обучения иностранным языкам / свободное общение / linguistic competence / foreign languages teaching quality improvement / free communication.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шегай Инна Лаврентьевна, Мустафакулова Хулькар Ахмедовна, Абдувалиева Азиза Ильхомовна

В статье рассмотрены особенности формирования лингвистической компетенции в системе образования Республики Узбекистан, стратегии повышения качества преподавания иностранных языков для возможности свободного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to considering the peculiarities of linguistic competence devel-opment in education system of Republic of Uzbekistan. The strategies for improving of lan-guage teaching quality for possibility of free communication are also described.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования лингвистической компетенции в системе непрерывного образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Л. Шегай

Х. А. Мустафакулова

А. И. Абдувалиева

В статье рассмотрены особенности формирования лингвистической компетенции в системе образования Республики Узбекистан, стратегии повышения качества преподавания иностранных языков для возможности свободного общения.

This article is devoted to considering the peculiarities of linguistic competence development in education system of Republic of Uzbekistan. The strategies for improving of language teaching quality for possibility of free communication are also described.

Ключевые слова: лингвистическая компетенция, повышение качества обучения иностранным языкам, свободное общение.

Key words: linguistic competence, foreign languages teaching quality improvement, free communication.

Исходя из важнейших приоритетов стратегии развития страны национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан нацелена на обеспечение глубоких качественных преобразований в образовательных системах, формирование нового поколения гармонично развитых, образованных и профессионально подготовленных людей. Успешное развитие экономики, ускорение экономического роста в значительной мере зависят от повышения конкурентоспособности рабочей силы, роста образовательного, профессионально-квалификационного уровня специалистов. Соответственно этому разработана стратегия обеспечения позитивных качественных сдвигов в системе непрерывного образования, поддержки существующих образовательных структур, стимулирования создания новых звеньев системы самообразования, соответствующих современным рыночным потребностям. Президент И. Каримов особое внимание обращает на развитие системы профессионального образования, необходимость улучшения качества профессиональной подготовки кадров, так как именно профессиональноквалификационный рост является важнейшим фактором их конкурентоспособности на рынке труда [1, с. 146-147]. На это нацелено реформирование сферы образования.

Несмотря на значительные достижения в профессиональной подготовке кадров, рынок труда испытывает дефицит квалифицированных специалистов. Конкурентоспособность кадров на рынке труда зависит от качества профессиональной подготовки. Она может быть обеспечена улучшением довузовского образования, повышением качества обучения в сфере профессионального образования, расширением масштабов повышения квалификации руководящих кадров и специалистов, развитием вузовской науки, налаживанием взаимодействия образования, науки и бизнеса.

Как показывает мировая практика, конкретные преимущества стран и перспективы экономического развития все менее зависят от географических условий, когда на первое место ставятся знания и корпоративный опыт. При

386

этом высокая квалификация - уже не признак, присущий исключительно элитарным слоям общества, а нормальное требование к специалистам, от которых будет зависеть, какой должна будет стать страна через десяток лет. Навыки свободного общения на иностранных языках делают человека наиболее успешным и востребованным в обществе. Специалисты, владеющие иностранными языками, способствуют наиболее быстрому внедрению инноваций, ведь им не надо ждать, когда переведут статьи о передовых разработках и технологиях. Именно поэтому Узбекистан делает ставку на совершенствование системы обучения иностранных языков.

В Узбекистане на протяжении многих лет большое внимание уделяется лингвистическому образованию. В системе двенадцатилетнего образования изучается как минимум три языка - государственный, русский и иностранный. Изучение языков - обязательная составляющая вузовских учебных программ и послевузовского образования. В последние годы занятия по изучению языков стали проводить во многих дошкольных образовательных учреждениях. Вопросы совершенствования языкового образования всегда были в центре внимания. По этому предмету в последнее время изданы новые учебники, изменился подход к изучению языков. Сегодня главный упор делается не на изучение грамматики, а на развитие коммуникативных навыков. Максимум усилий прилагается для обучения свободному общению на иностранном языке.

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обучения иностранных языков» (2012) дало импульс дальнейшему совершенствованию преподавания иностранных языков - английского, немецкого и французского [2]. В 2014-2015 учебном году в республике работает 26344 учителя иностранных языков, в том числе 20365 - английского, 3506 - немецкого, 2345 - французского и 128 - других языков. Только в 2013-2014 учебном году в общеобразовательные школы приняты в качестве преподавателей иностранных языков 1464 молодых педагога с высшим образованием [3, с. 14]. Из комплекса мероприятий, который должен привести к увеличению числа владеющих иностранными языками, многое уже претворяется. При Узбекском государственном университете мировых языков создан Республиканский научно-практический центр развития инновационных методик обучения иностранным языкам. Центр принимает активное участие в решении вопросов, связанных с переподготовкой и повышением квалификации учителей иностранного языка, их методическим обеспечением, внедрением передовых методик преподавания.

Правительство утвердило государственный образовательный стандарт по иностранным языкам системы непрерывного образования. Принципиально новым в государственных стандартах стало то, что теперь изучение иностранных языков начинается с первого класса. Требования к уровню освоения иностранного языка на каждом этапе обучения соотнесены с требованиями Общеевропейской компетенции иностранных языков: компетенция и оценка. При этом самого высокого уровня владения иностранным языком будут достигать выпускники бакалавриата и магистратуры языковых факультетов, он будет соответствовать уровню С1 по СЕРР - уровню профессионального владения иностранным языком. На основании утвержденного стандарта разработаны контрольно-измерительные параметры для

387

государственной аттестации, учебные программы с учетом специфики учебного заведения. Особое внимание в стандарте уделено социолингвистической компетенции, в которой описаны требования к навыкам учащихся по выбору правильных лингвистических форм и способов выражения в зависимости от ситуации, коммуникационной цели и направления говорящего. Прагматическая компетенция, согласно стандарту, включает в себя способность общения на иностранном языке в соответствии с развитием коммуникационной ситуации и стратегии, содействующей эффективности общения. У данной программы есть главные аспекты, которые должны дать ожидаемый эффект: преподавание иностранных языков начинается не с пятого класса, как это было раньше, а с первого. Мировой опыт и практика обучения иностранным языкам показывают, что в раннем возрасте языки усваиваются лучше и быстрее. В первом классе в игровой интерактивной форме дважды в неделю проходит урок иностранного языка.

Дополнительной мотивацией для изучения иностранных языков стало включение иностранного языка как обязательного предмета на тестирование при поступлении в высшие учебные заведения. Это должно стимулировать к изучению иностранных языков всех желающих получить высшее образование. Иностранный язык будет нужен и для дальнейшего карьерного роста в магистратуре и системе послевузовского образования. Бизнес переходит границы государств, становится глобальным. Открытие в республике специальных свободных экономических зон, совместных предприятий предполагает присутствие иностранных специалистов. При этом знание языка уже является необходимостью.

Специалисты, владеющие иностранным языком, помогут быстрее вывести страну на новый, более высокий уровень развития.

Список литературы

1. Каримов И. А. По пути модернизации страны и устойчивого развития экономики. Т. 16. - Т.: Узбекистан, 2008. - 340 с.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10.12.2012, Ташкент // Газ. «Народное слово». - 2012 г. - № 240(5630). - 11 дек.

3. www.Presseller.com. №33 (700) от 14 авг. 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: www.presseller.com.

388

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.