Научная статья на тему 'Актуальные решения в сфере государственной поддержки инноваций за рубежом'

Актуальные решения в сфере государственной поддержки инноваций за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фридрих И.Е.

В статье рассмотрены механизмы государственной поддержки развития науки и высоких технологий зарубежных стран (Великобритания, Германия, Швеция, Индия). Проблемы, которые решают различные государства на пути развития инноваций, схожи. Каждая из рассмотренных стран определила свой вариант решения этих задач: кто-то акцент делает на активную государственную поддержку разработок, у кого-то главное налоговое стимулирование разработчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные решения в сфере государственной поддержки инноваций за рубежом»

Зарубежный опыт реализации государственной инновационной политики

145

6. Innovasjon i offentlig sektor gir bedre tjenester [Электронный ресурс] // Nsrings- og fiskeridepartement [сайт]. - Режим доступа: http://www.regjerin-gen.no/nb/dep/nfd/tema/forskning-og-innovasjon/innovasjon-i-offentlig-sektor-gir-bedre-.html?id=526805 (дата обращения: 07.03.2014).

7. Det norske forsknings- og innovasjonssystemet [Электронный ресурс] // Forsknigsradet [cайг]. - Режим доступа: http://www.forskningsradet.no/prog-nett-indikatorrapporten/Det_norske_forsknings_og_innovasjonssystemet_klikk-bar_pdf/1253973010055.

8. Oppretter Champions League for Nsringslivet [Электронный ресурс] // Regjernigen [сайт]. - Режим доступа: http://www.regjeringen.no/nb/dep/nfd/ aktuelt/nyheter/2014/oppretter-champions-league-for-naringsli.html?id=748874.

9. Nsringsforskning for 1,3 milliarder kroner [Электронный ресурс] // Regjernigen [сайт]. - Режим доступа: http://www.regjeringen.no/nb/dep/nfd/ pressesenter/pressemeldinger/2014/naringsforskning-for-13-milliarder-kro-2. ht.m1?id.=750019.

АКТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ ЗА РУБЕЖОМ

© Фридрих И.Е.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье рассмотрены механизмы государственной поддержки развития науки и высоких технологий зарубежных стран (Великобритания, Германия, Швеция, Индия). Проблемы, которые решают различные государства на пути развития инноваций, схожи. Каждая из рассмотренных стран определила свой вариант решения этих задач: кто-то акцент делает на активную государственную поддержку разработок, у кого-то главное - налоговое стимулирование разработчиков.

Ключевой механизм государственной поддержки развития науки и высоких технологий в Великобритании - налоговые льготы для организаций, занимающихся исследованиями и разработка. Основными законодательными актами в данной области являются: Закон «О налоге на доходы и корпоративном налоге», 1988 г., Закон «О финансах на 2000 г.», Закон о финансах на 2002 г.».

В рамках реализации стратегии поддержки инвестиций в научно-технический сектор в 2000 г. были введены налоговые льготы для малых и сред-

Магистрант специальности «Финансовая экономика».

146 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

них предприятий, а затем, в 2002 г., они были распространены и на крупные компании. Право на налоговые вычеты по налогу на прибыль получают все компании, которые ежегодно вкладывают более 10 тыс. фунтов стерлингов в научную деятельность. Расходы компании на исследования и разработки, в отношении которых применяются налоговые льготы, определяются достаточно широко и включают в себя [1]:

- расходы по найму персонала, прямо или косвенно вовлеченного в осуществление исследований и разработок;

- расходы, связанные с предоставлением персонала, прямо или косвенно вовлеченного в исследования и разработки;

- приобретение потребляемых и видоизменяемых материалов, которые напрямую используются при осуществлении исследований и разработок;

- расходы на электроэнергию, воду, топливо и программное обеспечение, напрямую используемые в целях исследований и разработок.

Размер льготы зависит от величины компании и составляет:

- 150 % от расходов на исследования и разработки для малых и средних компаний;

- 125 % от расходов на исследования и разработки для крупных компаний.

Дополнительно компании имеют право применять ускоренную амортизацию в отношении отдельных видов приобретенных основных средств (оборудование, автомобили и т.п.), которые используются для исследований и разработок.

Следует отметить, что в процессе постоянного совершенствования механизма налоговых льгот государство постоянно поддерживает диалог с бизнес-сообществом. С 2000 г. Королевской налоговой и таможенной службой был издан ряд информационных писем, документов, уведомлений и руководств, разъясняющих отдельные вопросы применения льгот на корпоративный налог в отношении доходов, связанных с инновационной деятельностью. Такое сотрудничество привело не только к введению налоговых льгот, но и к прозрачности и эффективности регулирования соответствующих отношений. Неудивительно, что стратегия налаживания и поддержания диалога между государством и частным сектором, реализованная в Великобритании, была признана на международном уровне в качестве лучшей практической модели по применению таких мер.

Важную роль в развитии инновационной политики Великобритании играет создание информационной поддержки инновационной деятельности. В частности, с этой целью Министерство инноваций, высших учебных заведений и повышения квалификации на своем официальном сайте размещает большой массив документов, которые могут оказаться полезными участникам инновационного процесса. Особый интерес представляют предложен-

Зарубежный опыт реализации государственной инновационной политики

147

ные Министерством модельные контракты, направленные на передачу или использование права собственности на результаты интеллектуальной деятельности в области инноваций.

Наряду с указанными мерами поддержки необходимо отметить и активное формирование инфраструктурной основы ведения инновационной деятельности в Великобритании. В частности, большое распространение получили компании, осуществляющие консультационные и сервисные услуги в области технологического развития [2].

Характерная черта инновационной политики Германии - финансовая поддержка исследований и инновационной деятельности государством. Именно государство играет активную роль в научных исследованиях: до 80 % исследовательской деятельности вузов осуществляется за счет грантов пяти крупных научных обществ.

Помимо этого правительство поддерживает долгосрочные и рискованные исследования в ключевых областях научно-технической и производственно-хозяйственной деятельности по нескольким направлениям: финансирование проектов со стороны государства, направленное на привлечение частных инвесторов; предоставление прямой финансовой поддержки частным инвесторам. В 2004 г. был принят Закон о стимулировании рискового капитала, который предусматривает налоговые льготы для инициаторов создания фондов рискового капитала, например освобождение от налогов на 50 %. С 2004 г. создавались специальные фонды (преимущественно с государственным участием) для поддержки немецкого рынка рискованного паевого участия в рискованных предприятиях.

Как и в Великобритании, в Германии большое внимание уделяется информационному обеспечению инновационной сферы. Важный источник информации в предпринимательском секторе - Патентное ведомство Германии. Для облегчения доступа малым и средним предприятиям к соответствующим данным было создано более 20 патентно-информационных центров и служб по всей стране.

Но одними только советами дело не ограничивается: в Германии налажена система государственной поддержки реализации запатентованных изобретений. С 1995 г. Гамбургский патентно-инновационный центр заключает соглашения с научными учреждениями и выступает в качестве брокера в интересах малого и среднего предпринимательства. Центр сотрудничает также с двумя ведущими национальными информационными сетями, через которые коммерчески значимые изобретения предлагаются заинтересованным лицам внутри страны и за рубежом. При этом, что немаловажно для малого и среднего бизнеса, Центр отслеживает выполнение условий соглашений.

Динамично развиваются и научно-технологические парки Германии. Один из наиболее известных - технопарк Берлин-Адлерсхоф. Технопарк является коммерческой организацией, в качестве учредителей которой высту-

148 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

пают Федеральная земля Берлин (51 % уставного фонда в виде земельной площади и зданий) и еще две коммерческие компании.

Большой интерес в инновационном развитии Швеции представляет порядок взаимодействия высших учебных заведений и бизнеса. Швеции удалось реализовать достаточно удачную модель, сочетающую свободу вузов в коммерциализации созданных ими результатов интеллектуальной деятельности с инструментами, направленными на получение как государством, так и обществом в целом отдачи от созданных разработок. Формы сотрудничества вузов и бизнеса могут быть различными:

- создание в вузах специальных подразделений, занимающихся коммерциализацией исследовательских результатов;

- учреждение специальных консалтинговых организаций и форумов по сотрудничеству с внешними участниками рынка;

- создание специализированных подразделений, консультирующих по экономическим и юридическим вопросам, например курсов по вопросам составления договоров для студентов и профессоров;

- создание холдинговых компаний.

На последней из указанных форм стоит остановиться подробнее. Основные задачи холдинговых фирм включают в себя владение, распоряжение и управление акциями компаний, цель которых состоит в том, чтобы способствовать коммерческому распространению результатов исследовательской деятельности при соответствующем вузе. Правительством было учреждено 14 холдинговых фирм при вузах. Важно заметить, что государство в Швеции считает нецелесообразным активно вмешиваться в коммерческую деятельность вузов и сознательно ограничивает свое влияние на них: в 1998 г. акции этих фирм, принадлежащие государству, были переданы в управление тех вузов, при которых они находились.

Еще одна форма сотрудничества бизнеса, государства и университетов в Швеции - центры экспертизы, которые выступают связующим звеном в рамках сотрудничества нескольких исследовательских групп из университета и нескольких партнеров из сферы индустрии.

В 1998 г. правительством Швеции была разработана специальная программа для поддержки передачи инновационных технологий компаниям малого бизнеса (TUFF). Она нацелена на создание ряда мероприятий, которые бы облегчили доступ малых предприятий к инновационным технологиям. Основной акцент делается на создании специальных организаций - технологических брокеров. В рамках программы проводится обучение и сертификация брокеров, создание специальной информационной сети.

Успехи, которых достигла Индия в последние годы в развитии новых технологий, заставляют крайне внимательно отнестись к используемым ею мерам, стимулирующим инновационную деятельность.

Зарубежный опыт реализации государственной инновационной политики

149

Особый упор в Индии делается на создание необходимой инфраструктуры, оказание технической, информационной и методологической помощи, а также на снижение рисков инновационной деятельности за счет государственного финансирования проектов.

Вполне понятно, что молодым компаниям непросто выйти на рынок и удержаться на нем. Поддержать инновационную компанию способны специализированные объединения и ассоциации. Среди них заметное место занимает созданная в 1992 г. Индийская ассоциация венчурного инвестирования, объединяющая как индийских, так американских и европейских участников. Среди крупнейших индийских членов ассоциации можно назвать Национальный венчурный фонд программного обеспечения и информационных технологий, Фонд развития мелких и средних предприятий. Основные задачи данных фондов - снижение характерных для инновационных отраслей долгосрочных рисков, поиск и инвестирование в новые компании в таких секторах, как, например, информационные технологии, пищевая промышленность, инфраструктура здравоохранения, логистика.

Поддержку компаниям на стадии расширения оказывает созданный правительством Индии в 1996 г. Совет по технологическому развитию. Он предоставляет льготные кредиты, а также участвует в уставном капитале инновационных компаний. Предоставляемые суммы обычно не превышают 50 % стоимости проекта, при этом получателям запрещается тратить их на создание лабораторий, проведение фундаментальных исследований, рефинансирование и т.п. [3].

Один из основных элементов инновационной системы Индии - технологические парки и инкубаторы.

Существуют следующие меры поддержки предприятий, входящих в технопарк:

- снятие ограничений на привлечение иностранных инвестиций;

- налоговые и таможенные льготы;

- предоставление инфраструктуры: офисные помещения, доступ в интернет и т.д.

В последнее время в Индии большое внимание уделяется формированию правовой базы для осуществления инновационной деятельности. В конце 2008 г. правительство Индии разработало проект закона в области инноваций - «Национальный инновационный акт». Проект посвящен мерам, направленным на поддержку и стимулирование инновационной деятельности.

Принимая во внимание информацию о развитии системы поддержки инноваций в других регионах и странах мира (например, в Японии, Китае, Ирландии), не вошедших в проведенный краткий обзор, можно заключить, что проблемы, с которыми сталкиваются различные государства на пути развития инноваций, примерно одинаковы.

150 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

Каждая из рассмотренных стран выбрала свой вариант решения этих задач: где-то основной упор делается на активную государственную поддержку разработок, где-то на первый план выходит налоговое стимулирование разработчиков, по-разному решается вопрос о поддержке авторов - создателей результатов интеллектуальной деятельности.

Список литературы:

1. Бегиджанов П.М. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием. - М.: «Монолит», 2004.

2. Ясин Е.Г., Снеговая М.В. Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики. - 2009. - № 9.

3. Ескин К.Ф., Крутик А.Б. Инновационная деятельность и новые открытия. Государственная стратегия реформирования // Инновации. - 2012. -№ 7.

РОССИЙСКО-ЕВРОПЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Черкасов М.Н.*

МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского, г. Москва

В статье указывается на довольно значительные препятствия на пути интенсификации инновационных процессов российских предприятий. Особенно это проявляется в сфере высоких технологий. При этом сфера высоких технологий является зоной интереса для европейских стран.

И именно область высоких технологий может стать базой для международного сотрудничества стран Европы и России. Такое сотрудничество может дать существенный подъем уровня инновационной активности российских предприятий и создать мощный катализатор социальноэкономического роста, повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции и экономической безопасности государства.

Ключевые слова: Евросоюз, международное сотрудничество, инновации, инновационные технологии, инновационная деятельность, инновационный процесс, государственное регулирование.

Россия и Европа всегда были одними из мировых лидеров в научно-технической сфере. Сегодня европейские страны играют ведущую роль во многих научно-исследовательских областях. Около трети всего глобального научного знания генерируется в Европе [2]. В свою очередь, Россия является

Заведующий кафедрой «Финансовый менеджмент», кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.