Научная статья на тему 'Актуальные проблемы земельных отношений в аграрном секторе Кабардино-Балкарской республики'

Актуальные проблемы земельных отношений в аграрном секторе Кабардино-Балкарской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ / ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИКА / ОГРАНИЧЕННОСТЬ / РЕСУРС / АРЕНДА / КАДАСТР / МОНИТОРИНГ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК / МНОГОУКЛАДНЫЙ / АГРАРНЫЙ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буздов З.З., Сарова Э.А.

В статье проанализировано состояние земельных отношений в аграрном секторе республики, обозначены основные причины, сдерживающие развитие рыночных отношений в системе сельскохозяйственного землепользования. Предложена эффективная на сегодняшний день система земельных отношений в условиях ограниченности земельных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буздов З.З., Сарова Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы земельных отношений в аграрном секторе Кабардино-Балкарской республики»

^ф-ф&сти&Насшь^емел&Яых отношений

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

3.3. БУЗДОВ,

кандидат, экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Менеджмент организации»

Э.А. САРОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации» Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия имени В. М. Кокова

В статье проанализировано состояние земельных отношений в аграрном секторе республики, обозначены основные причины, сдерживающие развитие рыночных отношений в системе сельскохозяйственного землепользования. Предложена эффективная на сегодняшний день система земельных отношений в условиях ограниченности земельных ресурсов.

Ключевые слова: земельный, отношения, политика, ограниченность, ресурс, аренда, кадастр, мониторинг, инфраструктура, рынок, многоукладный, аграрный, экономика.

Центральным звеном аграрного сектора экономики остаются земельные отношения. В сельском хозяйстве земля — не только предмет труда, но и основное средство производства. Это указывает на особую роль данного элемента в развитии сельского хозяйства, а через него и всего агропромышленного комплекса. Без эффективного механизма управления земельными отношениями, как показывает практика, невозможно получение высоких результатов производства в сельском хозяйстве.

Основным принципом формирования эффективной экономической модели земельных отношений в аграрном секторе является упорядочение всей совокупности организационных, социально-экономических и производственных отношений по поводу земли путем государственного регу-

лирования (законодательного, экономического, административного) и управления [4]. Основу рационального использования земель и устойчивого развития сельскохозяйственного производства закладывают земельные отношения, зависящие от складывающихся в сельском хозяйстве форм и структуры земельной собственности, землевладения и землепользования.

В решении этих вопросов федеральный закон дает большие полномочия регионам. Именно субъекты Российской Федерации должны сформировать эффективную систему земельных отношений. Данное обстоятельство позволит обеспечить учет экономических, социальных, исторических и национально-этнических особенностей, сложившихся в разных регионах России, сформировать этапы в формировании рынка земли, добиться права на приобретение земельных участков только тому, кто на ней будет работать и обладает соответствующими навыками и профессиональной подготовкой.

Субъектам РФ было предоставлено право реализовать основные направления федерального закона, в том числе и установление минимального размера участков из земель сельскохозяйственного назначения для рыночного оборота.

Для реализации указанных направлений федерального закона парламентом Кабардино-

Балкарской Республики (КБР) были приняты законы: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «О внесении изменений и дополнения в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Эти законы обеспечивают недопустимость самовольного изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель, устанавливают минимальный размер земельного участка, поскольку рациональная система земельных отношений невозможна без оптимизации размеров хозяйствующихсубъектов [5].

Кабардино-Балкария является самой густонаселенной республикой Российской Федерации, что вызывает необходимость крайне эффективного использования земельных ресурсов в условиях ее выраженного дефицита на душу населения.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения в республике составляет 696,4тыс. га. Формы собственности на землю — государственная, муниципальная, частная и коллективная. Граждане получили право частной собственности на ранее используемые ими участки при личных домовладениях, в садоводческих и огородных товариществах. В начале 1990-х гг. шло выделение земель желающим заниматься садоводством, фермерством, личным подсобным хозяйством и т.д. Площадь таких земель составила около 35 тыс. га.

По данным федеральной службы государственной статистики КБР, с 2001 по 2007 г. распределение земель сельскохозяйственного назначения складывалось следующим образом (табл. 1).

Как показывает анализ, в КБР с 2001 по 2007 г. продолжалось перераспределение земель между юридическими и физическими лицами, занимающимися сельскохозяйственным производством. На протяжении последнихлет прослеживается опасная

тенденция ежегодного сокращения сельхозугодий, качественного ухудшения земельно-ресурсного потенциала. Заданный период из оборота выведено 382,1 тыс. га, т. е. 43 % земель, используемых ранее для сельскохозяйственного производства.

Процесс выведения сельскохозяйственных земель из экономического оборота имеет социальные, экономические и экологические причины, обусловленные общими негативными тенденциями в развитии отрасли и сельских территорий. Около 127тыс.га перешло в земли запаса и 99тыс.га к индивидуальным предпринимателям. Ежегодно снижается рентабельность производства основных видов сельскохозяйственной продукции (табл. 2).

Положение усугубляется сохраняющимся ценовым диспаритетом на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, который стал основным разрушительным фактором для производительных сил сельского хозяйства. В целом на промышленную продукцию цены выросли в 55 тыс. раз, а на сельскохозяйственную — в 13,5тыс. раз [3].

В результате снижения доходности и сохраняющегося диспаритета цен значительно ухудшилось материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных организаций, которые не в состоянии приобретать технику, удобрения и другие ресурсы. Парк основных видов машин сократился в 3—8 раз. Из-за недостатка материально-технических ресурсов и финансовых средств оказалась невозможной организация нормальной хозяйственной деятельности. Это повлекло за собой вынужденное применение сельхозпроизводителями упрощенных технологий, нарушение оптимальной с точки зрения экологических требований структуры производства, сокращение объемов работ по восстановлению и повышению плодородия почв [3].

Таблица 1

Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям за 2001—2007 гг. (тыс. га) *

Хозяйствующие субъекты 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Земли, используемые землепользователями 665,3 665 571,4 475,7 407 377 382,1

для сельхозпроизводства

В том числе:

Хозяйственные товарищества и общества, 439 438,7 356,5 290,5 168,8 131,9 124

производственные кооперативы

Государственные и муниципальные унитарные 112 110,8 98,3 69 36,9 27,9 21,5

сельхозпредприятия

Крестьянские (фермерские) хозяйства 10 10,9 11,4 11,9 12,8 14,4 15,5

Личные подсобные хозяйства 19,9 20 20,1 20,2 20,7 20,1 20,3

Коллективные сады 2,5 2,4 2,4 1,8 1,4 1,0 1,0

Коллективные огороды 2,8 2,8 2,6 1,5 1,4 1,4 1,4

Земли запаса и лесного фонда 29,4 29,4 122,3 122,2 119,8 127 127

Земли индивидуальных предпринимателей - - - - 76,9 89,4 99,0

*Источник: по данным Территориального органа ФСГС России по КБР.

Таблица 2

Рентабельность, убыточность продукции, реализованной в 2001—2007гг. сельскохозяйственными организациями, %

Продукция 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Зерно (включая кукурузу) 37,0 28,8 7,2 -4,3 4,6 -4,0 5,6

Сахарная свёкла - - -38,7 -21,3 - -37,9 -48,6

Семена подсолнечника -1,0 5,5 15,1 0,2 7,9 17,6 -9,5

Картофель -60,7 -20,6 -4,0 -11,0 -20,9 9,7 -17,0

Овощи (открытого грунта) -25,6 -23,5 -37,7 -32,4 -17,7 11,1 6,9

Молоко и молочные продукты -57,5 -52,4 -41,6 -51,9 -48,5 -32,3 -21,0

Крупный рогатый скот -57,5 -52,4 -41,6 -51,9 -48,5 -32,3 -21,0

Свиньи -61,2 -36,1 -37,5 -64,6 -58,1 -5,5 -7,0

Овцы и козы -51,9 -38,8 -22,8 -41,8 -30,0 -12,6 -35,9

Птица -3,8 -3,2 -0,5 -1,1 0,2 2,1 -10,5

Яйца -8,5 -4,7 11,8 26,9 1,0 22,6 8,6

Шерсть -75,3 -78,3 -77,0 -73,5 -65,1 -83,5 -84,7

'Источник: по данным Территориального органа ФСГС России по КБР.

В последние годы резко сократилось применение техногенных факторов интенсификации, что привело к качественному ухудшению использования земельных ресурсов. Значительно сократилась площадь удобряемых и орошаемых посевов сельскохозяйственных культур. Внесение минеральных удобрений сократилось в 6,6 раза, органических — в 8,1 раза. Низкий уровень почвоохранных мероприятий привел к ухудшению экономического плодородия земельных ресурсов.

В 2001г. 89% площади земель, используемых для сельскохозяйственного производства, находились в государственной и коллективно-долевой собственности, и только 11 % составили собственность физических лиц.

В 2007 г. площадь сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, уменьшилась до 74%. Частная собственность физических лиц увеличилась и составила 19% от общей площади сельхозугодий.

Следует отметить, что сокращение площади угодий происходило в основном на предприятиях государственной и коллективно-долевой собственности. В крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах наблюдается незначительное увеличение площади земельных участков.

Сегодня можно сказать, что в Кабардино-Балкарии сложилась многоукладная аграрная экономика. На селе функционируют разного рода крупные коллективные предприятия, фермерские хозяйства, кооперативные и интегрированные объединения. Какая из форм хозяйствования окажется наиболее эффективной, покажет время. Вопрос о преимуществах той или иной формы хозяйствования должен решаться в процессе их конкуренции.

Основная функция системы землепользования заключается в достижении максимально эффективного и рационального использования земельных ресурсов независимо от организационно-правовых форм хозяйствования. Вместе с тем решить задачу более эффективного использования сельскохозяйственных земель без их включения в рыночный оборот крайне сложно.

В настоящее время самым острым остается вопрос о допустимой степени либерализации купли-продажи земельных участков. При разработке вопроса о формах земельных отношений и рыночном обороте земли необходимо учитывать региональные особенности, касающиеся всех сторон жизни населения: экономические и социальные, политико-исторические и национально-этнические. Назовем в первую очередь плотность населения и обеспеченность крестьян землей. Важно принимать во внимание уровень развития и жизнеспособность сельскохозяйственных предприятий, ситуацию с трудовыми ресурсами, условия жизни сельского населения. Только на этой основе можно решить, какая форма земельных отношений и рыночного оборота земли наиболее приемлема в конкретной ситуации.

В этом смысле Кабардино-Балкария отличается ограниченностью земельных ресурсов, относительно высокой плотностью населения, причем население крайне неоднородно социально и территориально, немобильно. Существенная часть его сосредоточена в аграрном секторе. В этих условиях форсированное стимулирование купли-продажи земельных участков может привести к социальной напряженности. Поэтому переход к активным финансовым операциям с землей необходимо отложить на более отдаленный срок.

Кроме того, необходимо учитывать, что производственная ценность земли и ее реализация в

форме чистого дохода определяются социально-экономическими факторами, то есть характером и уровнем развития производительных сил, а также степенью развитости рыночных отношений. Эти показатели на селе чаще всего низки, а в отдельных хозяйствах и вовсе на примитивном уровне.

В Кабардино-Балкарской Республике, как и в целом по России, существуют объективные и субъективные причины, сдерживающие развитие рынка земли:

— возрастающая убыточность сельскохозяйственного производства, вызванная главным образом диспаритетом цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства, ростом себестоимости сельхозпродукции и сокращением производства;

— низкая платежеспособность потенциального покупателя и столь же низкая кредитоспособность товаропроизводителей, ставших собственниками земли;

— открытость продовольственного рынка России, вследствие чего рентообразующие факторы переместились с территории страны в зарубежные регионы;

— отсутствие четкой, методологически обоснованной правовой базы по вопросам регулирования отношений ренты, неразвитость юридической базы и противоречивость действующих нормативно-правовыхдокументов в сфере землепользования;

— отсутствие полноценной инфраструктуры земельного рынка.

В связи с этим в условиях малоземельной Кабардино-Балкарии, дефицита пахотных площадей наиболее приемлемой моделью становления новых земельных отношений рыночной ориентации является та, которая основывается на многообразии форм собственности на землю, на принципах платности за пользование землей, на гибкой системе землевладения и землепользования с учетом природно-климатических условий, на развитии и использовании аренды и залоговых операций при наличии четких законодательных актов и нормативов.

В настоящее время в республике все сельскохозяйственные земли переданы в муниципальные органы самоуправления. Сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и иные арендаторы берут землю в аренду. Это позволило высвободить около 50 % пашни бывших владельцев сельскохозяйственных предприятий и активно задействовать эти земли новым товаропроизводителям.

Плюсом данной модели является то, что право распоряжаться землей получило все население

муниципального образования, а не группа лиц, работающих на сельскохозяйственном предприятии. Кроме того, хозяйства вынуждены брать только то количество земли, которое они могут обрабатывать.

Трудно говорить о том, какие будут результаты у этого эксперимента, но нам представляется, что данная модель должна зарекомендовать себя положительно для таких малоземельных регионов, как Дагестан, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесия, Адыгея.

Организационно-экономический механизм оборота земель сельскохозяйственного назначения представляет собой внутренне согласованную сложную систему институтов, стимулов и методов, а также других разноплановых инструментов и устройств, комплексное действие которых направлено на рациональное перераспределение земельных ресурсов между субъектами земельных отношений в целях формирования устойчивого экологически безопасного и экономически наиболее эффективного для данных условий аграрного землепользования [4].

Регулирующие оборот сельхозземель институты создаются прежде всего в интересах товаропроизводителей, а собственники земельных долей и земельных участков подчинены их интересам. Чтобы удержать землю в сельском хозяйстве, кроме административных мер воздействия на аграрное землепользование необходимы и экономические (финансовые) механизмы. В частности, подходы к налогообложению в малорентабельном сельском хозяйстве и в прибыльных отраслях экономики должны различаться. Эта концепция общепринята в развитых странах, налоговая практика которых варьируется от полного освобождения сельхозпредприятий от поземельного налога или налога на недвижимость до определенной формы льготного режима налогообложения сельскохозяйственных угодий [1].

К основным регуляторам землепользования наряду с налогами на сделки следует отнести также земельный налог, арендную плату и выкупные платежи за государственные и муниципальные земли, компенсационные выплаты, связанные с возмещением убытков прежних землепользователей или потерь сельского хозяйства (при выбывании плодородных земель из сферы аграрного производства). Причем такие платежи должны обеспечить как поступление стабильных доходов, так и решение задач государственного управления землепользованием: выравнивание условий хозяйственной деятель-

ности на землях различного бонитета и местоположения; воздействие на мотивацию участников земельных отношений; регулирование земельных сделок, совершаемых частными лицами, а также разрешение споров при установлении ограничений в использовании земель [2].

Из-за отсутствия полноценных земельно-учетных и земельно-оценочных данных невозможно эффективно управлять земельными ресурсами; развивать ипотеку под залог участков и земельный оборот; формировать полную и достоверную базу данных о земельных участках, подлежащих налогообложению или находящихся в аренде; применять реальный экономический механизм стимулирования рационального землепользования; рассчитывать обоснованные компенсационные платежи при изъятии земель.

В связи с этим необходимым условием рационального землепользования является формирование его инфраструктуры. К основным ее компонентам следует отнести информационное обеспечение (кадастр, мониторинг), регистрацию прав на землю, оценку земли, необходимую в том числе и для определения уровня выкупных цен при приватизации земли, страхование различных рисков участников земельных операций.

В комплексе работ по информационному обеспечению земельного кадастра наиболее актуальны работы, связанные с установлением на местности границ земельных участков (местоположение, координаты), определением режима землепользования (целевое использование земель, ограничения, сер-витуты), а также индивидуальных идентификаторов земельных участков; созданием кадастровых индексных карт; регистрацией прав собственности.

В настоящее время в республике завершается работа по созданию земельного кадастра в соответствии с федеральным законом «О земельной кадастровой палате». В составе Земельного комитета КБР создана земельная кадастровая палата, на которую возложены функции кадастрового учета земель и их оценки в соответствии с плодородием каждого участка.

Земельная политика и земельный кадастр должны обеспечить: формирование современного функционального использования земель; описание состояния сложившейся земельно-хозяйственной структуры; организацию системы кадастрового и технического учета земель; организацию управления земельными ресурсами и контроль за их использованием.

В правовом отношении необходимо обеспечить разумное разграничение компетенций органов государственной власти различного уровня по управлению земельными ресурсами; усиление регулирующих функций государства и повышение эффективности управления в этой сфере.

Мировая практика убеждает в необходимости взаимосвязи механизмов рыночного и государственного регулирования рынка земли в интересах как реальных собственников, так и всего общества. Любые кардинальные реформы несут как созидательный, так и порой разрушительный заряд. И эффективность реформирования зависит от их соотношения и направленности. Политика реформирования земельных отношений должна сочетать разрушение отживших элементов с развитием новых творческих форм, подчинять первое второму и при этом проявлять разумную гибкость, не допускать шаблонов.

Список литературы

1. Кресникова Н. И. Экономическая модель земельных отношений: система научных понятий и основные принципы в исследовании // Землеустройство, кадастр и мониторинг земли. 2007. № 8.

2. Липски С. Формы землепользования // Экономист. 2006. № 3.

3. Миндрин А., Корнева Н. Организационные аспекты вовлечения в оборот неиспользуемых сельско-хозяйственныхугодий // Землеустройство. 2008. № 9.

4. Миндрин А., Леппке О. Организация сельскохозяйственного землепользования // АПК: Экономика и управление. 2008. № 5.

5. Сборник законов и постановлений Парламента Кабардино-Балкарской Республики (сентябрь 2005 — февраль 2006).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.