Научная статья на тему 'Актуальные проблемы взаимоотношений в современной вьетнамской семье'

Актуальные проблемы взаимоотношений в современной вьетнамской семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
352
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чан Тхи Ми Лыонг

Tran Thi My Luong. The actual problems of mutual relations in modern Vietnamese families. Vietnam is represented to us as a country, in which the Buddhist family traditions involve the dialectical interactions between the members of a Vietnamese family. Considering this fact, our investigation is devoted to the problems of mutual relations in modern Vietnamese families. Fundamental goals of the article are as follows: to determine contemporary social and psychological tendencies in the development of Vietnamese families; to discover the typical problems of hierarchy relations between the members of a Vietnamese family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual problems of mutual relations in modern Vietnamese families

Tran Thi My Luong. The actual problems of mutual relations in modern Vietnamese families. Vietnam is represented to us as a country, in which the Buddhist family traditions involve the dialectical interactions between the members of a Vietnamese family. Considering this fact, our investigation is devoted to the problems of mutual relations in modern Vietnamese families. Fundamental goals of the article are as follows: to determine contemporary social and psychological tendencies in the development of Vietnamese families; to discover the typical problems of hierarchy relations between the members of a Vietnamese family.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы взаимоотношений в современной вьетнамской семье»

Поиск личного смысла жизни предполагает анализ собственного духовного опыта и связан с формированием целей, которые придают личную значимость содержанию конкретных проявлений активности человека. Поэтому, на наш взгляд, поиск истины как поиск смысла жизни означает, в первую очередь, стремление обрести себя, а также уяснить свое место в мире, свое жизненное предназначение.

Таким образом, анализ различных взглядов на истину, представленных в научной литературе, позволил отметить, что роль ее поиска и путей постижения является неоспоримой практически во всех концепциях.

Однако истина и ее поиск как целостный психологический феномен достаточно трудно измерим и не всегда ясен, поскольку сама истина многогранна и многопланова в силу не только объективной зависимости своего содержания от бытия и действительности, но и от индивидуальных особенностей и мировоззрения человека.

При этом необходимо отметить, что полного и всестороннего решения проблемы

психологии истины и ее поиска на уровне обобщенной теории, опирающейся на представления об их психологической сущности, не существует. В связи с этим возникает актуальная потребность более глубокого изучения психологической сущности истины и ее поиска, с тем, чтобы можно было расширить систему представлений об их психологии.

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. М., 1994. С. 284.

2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1967. Т. 2. С. 144.

3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971. Т. 3. С. 352.

4. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т. 1. С. 15-16.

5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994. С. 113.

6. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. М., 1999. Т. 1: А - Пантомима. С. 360.

Поступила в редакцию 5.04.2006 г.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ВЬЕТНАМСКОЙ СЕМЬЕ

Чан Тхи Ми Лыонг

Tran Thi My Luong. The actual problems of mutual relations in modem Vietnamese families. Vietnam is represented to us as a country, in which the Buddhist family traditions involve the dialectical interactions between the members of a Vietnamese family. Considering this fact, our investigation is devoted to the problems of mutual relations in modern Vietnamese families. Fundamental goals of the article are as follows: to determine contemporary social and psychological tendencies in the development of Vietnamese families; to discover the typical problems of hierarchy relations between the members of a Vietnamese family.

Вьетнам представляет собой страну, в которой диалектически взаимодействуют буддийская и другие восточные семейные традиции. Наше исследование посвящено изучению актуальных проблем взаимоотношений в современной вьетнамской семье. Основные задачи - определить современные социально-психологические тенденции развития вьетнамской семьи; выявить характер проблематики системы отношений между всеми членами семьи у вьетнамцев.

Первая историческая форма моногамии вьетнамской семьи управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов. Семья - это отношение мужчины к мужчине; отца к сыну, хозяина к наследнику. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами.

Согласно существующим законам, принятым в послевоенные годы в соответствии с 33-й статьей Конституции СРВ, отношения

между супругами должны основываться на равенстве их прав.

Семья во Вьетнаме, как и в большинстве стран, эволюционирует к супружеской форме, основу ее в возрастающей мере составляют личностно-эмоциональные отношения супругов, подчеркивается первостепенная важность любви и душевного тепла. Наше исследование проводилось на 100 человек. Ответы на вопрос «Какие ценности семьи для вас самые главные?» в процентном соотношении были следущими: 100 % - любовь: 84,6 % - дети, 61,5 % - помощь, забота, 38,5 % - понимать друг друга, 38,5 % - материальное благосостояние, 7,7 % - секс.

Сегодня женщина активно включена во все многообразие общественной, социальной, политической, творческой сфер жизни, совмещая это с функцией материнства. В 2005 г. вьетнамские женщины занимали 27 % мест в государственной организации.

Несмотря на юридическое равенство полов, в стране еще сохраняется дискриминация женщин и в общественной жизни, и в семье. Давние национальные обычаи и традиции, утверждающие главенство мужчин, оказывают сильное влияние на общественное сознание, психологию и мораль вьетнамцев. Как результат в умах вьетнамских обывателей и поныне глубоко коренится представление о главенствующем положении мужа в семье.

По вопросу «По вашему мнению, в каких областях современные женщины не равноправны с мужчинами?» ответы 100 женщин были в процентном соотношении: 28,9 % - в сексуальном отношении; 27,8 % - в распределении домашних дел; 16,5 % - в выборе профессии; 14,4 % - в руководстве на работе; 4,1 % - в решении когда завести ребенка; 1 % -в воспитании детей; 7,2 % - в других.

По вопросу «Кто в вашей семье самый главный человек?» ответы были (на 200 респондентов) в процентном соотношении: муж -38,4 %; дети - 15,4 %; жена - 7,7 %; все члены семьи - 30,8 %.

О склонности большинства вьетнамцев смотреть на мужа как на властелина семьи свидетельствуют и принятые нормы общения вьетнамцев между собой, и подход прессы к данному вопросу. Например, имеют место демонстрации почитания мужчин, которые наблюдаются в поведении многих вьетнам-

цев: обычно жены помогают мужьям, а не мужья женам надевать пальто, ботинки и шапки в прихожих; мужья, а не жены проходят вперед в двери общественных учреждений; при встречах супружеских пар в разговор полагается вступать поначалу мужьям, а не женам и т. д.

Проблемы насилия в семье рассматривается как одна из серьезных проблем современной вьетнамской семьи. По статистике психологического центра города Хошимин в 2005 г. 95 % причин разводов занимает насилие в семье.

Знаменательно, что в наши дни система традиционного разделения обязанностей супругов, позволяющая многим мужьям уклоняться от домашних дел, воспринимается критически значительной частью замужних женщин Вьетнама. Более внимательный анализ вьетнамской действительности показывает, что сама традиционная система разделения обязанностей между мужьями-кор-мильцами, работающими вне дома, и жена-ми-домохозяйками, ведущими домашние дела, не создает теплоты в отношениях между супругами.

Важнейшая отличительная черта взаимоотношений вьетнамских супругов именно в том и состоит, что большинство из них избегают проводить свое свободное время совместно с женами, предпочитая отдыхать и развлекаться порознь. Много вьетнамских супружеских пар либо почти не практикуют, либо вообще не практикуют совместные выходы в кино, в гости к друзьям-супругам, а также совместные застолья с друзьями.

Силу традиций нельзя, конечно, абсолютизировать. Есть в современной вьетнамской действительности и факторы объективного порядка, препятствующие совместному времяпровождению мужей и жен. Но в этом пассивном отношении значительной части вьетнамских жен к совместному отдыху и развлечениям с мужьями сказываются, по всей видимости, не только бытовые трудности, препятствующие их уходу из дома, но и отсутствие взаимной привязанности и интереса друг к другу у многих супружеских пар страны.

Взаимное равнодушие и духовная отчужденность большинства вьетнамских супружеских пар объясняются также и пережитками средневековых традиций, сохраняющи-

мися в сознании многих из них. Так, во Вьетнаме издавна считается, что мужьям не пристало говорить с женами о своих служебных делах, делиться с ними своими удачами и неудачами, своими тревогами и радостями, связанными с трудовой деятельностью вне дома.

Духовная отчужденность многих супружеских пар во Вьетнаме не только толкает мужей и жен на измены и внебрачные связи, но и предопределяет большое число конфликтных ситуаций во вьетнамских семьях.

Каждый год проценты разводов увеличиваются. По сравнению с количеством разводов России и некоторых западных стран, эти цифры - 20 % - не так высоки. Но это не говорит о том, что у вьетнамцев мало семейных проблем. Кроме существовавших и ранее некоторых других психологических особенностей семьи, во Вьетнаме сейчас распространилось такое явление, как перманентный эмоциональный развод. Не как одна из общеизвестных стадий развода, а как достаточно длительно сохраняющееся состояние, особый вид взаимодействия между людьми, которые формально продолжают оставаться в браке. В России и на Западе такое явление также встречается, но гораздо реже.

Рассматривая детей как продолжателей своего рода, вьетнамцы видят суть семейной жизни не столько во взаимоотношениях супругов, сколько в своих взаимоотношениях с детьми. Вьетнамским родителям дети нужны не только для эмоционального удовлетворения, но и потому, что они бы стали неудачниками в жизни, если бы им не удалось продолжить свою семейную линию. Женщины также хотят иметь детей не только для своего эмоционального удовлетворения, но и потому, что только в качестве матери могут они обрести должный семейный статус. Бездетная мать находится во вьетнамской семье в наиболее непрочном положении.

Основную причину сокращения числа детей в семьях страны в последние годы вьетнамские психологи и социологи усматривают не только в запрещении государства (вышел закон, при котором каждая семья может иметь 1-2 детей), а еще в переменах взглядов супругов на свои родительские обязанности - в стремлении большинства из них ограничивать число своих детей с тем, чтобы

облегчить свои заботы, связанные с уходом и надзором за детьми, с их воспитанием и образованием, и уделять больше времени иным занятиям, будь то служебные дела, общественная деятельность или личные развлечения. При этом было бы ошибкой считать, что вьетнамские супруги вообще не хотят иметь детей: хотят, но не больше двух.

Одной из важнейших проблем семейной жизни вьетнамцев стала в наши дни проблема так называемого «разрыва поколений, духовного разлада между родителями и детьми». В чем суть духовного «разрыва поколений»? В том, что взгляды на жизнь, на свою роль в семье и обществе, на права и обязанности, а также жизненные идеалы оказываются у сыновей и дочерей иными, чем у отцов и матерей, а следствие с этого становятся разногласия между ними, конфликтные ситуации, появление взаимного непонимания, отчужденности, а подчас и вражды.

Вьетнам был страной, развивавшейся под влиянием конфуцианства. Результатом конфуцианства являются традиции культа предков, семьи и клана было строгое воспитание в семье, где оценивались Ответственность, Самостоятельность, Подчиненность. Дети не всегда воспринимались как Личности. Дети, выросшие среди этой сумятицы, теперь уже сами воспитывают своих детей. Представители этого самого молодого поколения будут пытаться, видимо, прибегать к иным методам воспитания, чем те, которым следовали их родители, но эти методы пока не определены, и предстоят еще поиски того, как должен формироваться характер человека в условиях нуклеарной семьи. У родителей отсутствует уверенность в правильности тех путей, которыми они будут идти в воспитании своих детей, и это сомнение за последние годы, видимо, даже усилилось.

Ослабление контактов детей с отцами и матерями и родительского влияния на детей начинает все более пагубно отражаться на поведении молодого поколения вьетнамцев в обществе: ведет к возрастанию в среде молодежи неуважительного отношения к людям старшего поколения, не только к бунтарским настроениям, но даже к преступным действиям.

В мае этого года, вьетнамские газеты и журналы в один голос говорили о самоубийствах пяти девочек, которые учились в

7 классе. Причинами их самоубийства были психологическое насилия, взаимное непонимание, отчужденности в семье.

На Web-сайте www.vnexpress.net проводилось исследование 5100 человек по вопросу «К кому обращаются ваши дети, когда у них психологические проблемы?». Ответы были в процентном соотношении: 52 % - к друзьям, 31,8 % - ни к кому, 10 % - к маме, 1,7 % - к папе.

Итак, во вьетнамском обществе семья играет очень важную роль. Конечно, это относится и к другим обществам, но во Вьетнаме семья приобрела особое значение, поскольку она служила моделью общества и поэтому была в центре внимания религии. Однако следует сказать, что изменения в прежних традиционных представлениях о любви и нормах взаимоотношений людей различных полов, нормах семейного воспитания, происшедшие во Вьетнаме в последнее время, как и развитие гражданского бра-

ка, развода, перманентного эмоционального развода, и разрыв поколений, отчуждение детей к родителями не изменили общего позитивного отношения вьетнамцев к браку как необходимому шагу в устройстве своей личной жизни.

1. Maurice Porot, переводчик Ву Тхи Чин // Дети и семейное отношение. М., 2004.

2. Нгуен Линь Хиеу // Центр научного исследования о женщинах и семье. 2003. № 3. С. 35.

3. Нгуен Маи Хой, Чан Ту Ань, Нгуен Маи Лан // Женские чувствительности о жизни и любви. «Универсан - Хо Ши Минь», 2004.

4. Чыонг Ван Хоа, Лыу Иен // Секрет сохранения семейного счастья. М., 2003.

5. Режим доступа: www.vnexpress.net. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 12.04.2006 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРИ ПОМОЩИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Л.Д. Колесникова

Kolesnikova L.D. Forming of professional and personal identity of the students of psychology by means of the active methods of training. The article suggests forming professional and personal identity by means of a special course designed by the author with the active methods of training being the basis of it. The achieved results demonstrate the development of empathy; correction of egocentrism, self- evaluation; the changes in motivated orientations; the forming of «useful» feeling of danger; the increase of professional satisfaction in students of psychology.

В последнее время возросло практическое значение психологии в нашей стране. В соответствии с социальным запросом общества открывается много новых факультетов, готовящих профессиональных психологов разных профилей. И, конечно же, возрастают требования к личности, а это диктует необходимость совершенствования процесса подготовки молодых людей к жизни и профессиональной деятельности.

Проведенное нами экспериментальное исследование выявило наличие тенденций, которые свидетельствуют о затруднении процессов личностной и профессиональной идентификации студентов-психологов: низ-

кий уровень осознания своих возможностей; недостаточно выраженный уровень притязаний; инфантильность; недостаточная сфор-мированность отношения к профессии (неопределенное восприятие профессии психолога, трудности в выделении предметного содержания будущей профессиональной деятельности, отсутствие связи работы с профессией, негативная оценка материального аспекта профессии и др.); низкий уровень развития эмпатии; неадекватную структуру мотивов в процессе учебной деятельности; проблемы с самооценкой; высокие уровни ситуативной и личностной тревожности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.