Научная статья на тему 'Актуальные проблемы въездного охотничьего туризма'

Актуальные проблемы въездного охотничьего туризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы въездного охотничьего туризма»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЪЕЗДНОГО ОХОТНИЧЬЕГО ТУРИЗМА

В.В.Макарющенко, М.Н.АндрееВ

ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН, г. Киров, e-mail: eco@nature.kirov.ru

Насколько въездной, он же иностранный охотничий туризм сейчас актуален и привлекателен для отечественных туроператоров, турагентов и охот-пользователей? Какова эффективность проведения охот для иностранных охотников? Что лимитирует в настоящее время клиентооборот? Ущемляет ли иностранный охотник права российского? Ответы на эти и многие другие вопросы помогут разобраться в сегодняшней ситуации, сложившейся в охотничьем туризме, и принять правильные управленческие решения.

Развитие рыночных отношений в секторе въездного охотничьего туризма в их современном виде стало возможным лишь с 1 апреля 1989 г после отмены государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность (Постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года № 1405), когда всем предприятиям, объединениям, производственным кооперативам и иным организациям было предоставлено право самостоятельно выходить со своей продукцией (работами и услугами) на внешний рынок. Но время отсутствия прямого государственного регулирования, совпавшее с начавшимися в стране реформами и распадом СССР, длилось недолго. Для начала нужно было стать участником внешнеэкономических связей. С 15 января 1991 п дополнительно устанавливалось, что оказание услуг в сфере иностранного охотничьего и рыболовного туризма на территории РСФСР должно осуществляться участниками внешнеэкономических связей на основании разрешений, выдаваемых Министерством внешних экономических связей РСФСР предприятиям и организациям-охотпользовате-лям. Другие организации, имеющие право на внешнеэкономическую деятельность, могли предоставлять эти услуги на основании договоров с охотпользовате-лями (Распоряжение Совета Министров РСФСР от 10 января 1991 г № 17-р). С 1 февраля 1994 г. данный вид деятельности берётся государством под более строгий контроль и объявляется лицензируемым (Постановление Совета Министров

- Правительства РФ от 25 декабря 1993 г № 1343 «О лиценизировании международной туристской деятельности в Российской Федерации»). Лицензии сроком на три года выдавал Комитет РФ по туризму или его территориальные органы. С 12 декабря 1995 г вступает в силу новое «Положение о лицензировании международной туристической деятельности» (Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г № 1222). В соответствии с этим постановлением под международной туристической деятельностью понимался приём иностранных туристов на территории РФ и направление туристов за рубеж. Осуществлять такую деятельность разрешалось как организациям, так и физическим лицам. Органом, уполномоченным на лицензирование международной туристической деятельности, был определён Государственный комитет РФ

по физической культуре и туризму, который выдавал лицензии также сроком на три года. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г № 132-Фз «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» разделил туристическую деятельность на туроператорскую и турагентскую, а также иную деятельность по организации путешествий и помимо лицензирования обязывал также проводить ежегодную сертификацию туристского продукта. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» туроператорская и турагентская деятельность стала лицензироваться уже отдельно, заниматься ею разрешалось, как и прежде, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Лицензии стало выдавать Министерство экономического развития и торговли РФ сроком на пять лет. С 1 января 2007 г. туристстическая (туроператорская и турагентская) деятельность снова становится нелицензируемой.

Подытожив этот краткий экскурс в историю, отметим, что за прошедшие 18 лет, занимаясь организацией охот для иностранных туристов-охотников, необходимо было стать участником внешнеэкономических связей, зарегистрироваться в реестре МВЭС СССР, получить разрешение МВЭС РСФСР, четыре раза получать лицензию и минимум три раза сертифицировать свои услуги, а также ежегодно подавать сведения в органы государственного статистического учёта, наделённые сейчас правом накладывать административные штрафы за нарушение срока представления отчётности или искажение информации.

С 1 января 2007 г. после отмены лицензирования вроде бы можно было вздохнуть свободно, но со вступлением в силу Федерального закона от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» у российских фирм, занимающихся въездным охотничьим туризмом, появляется серьёзное препятствие в виде солидного финансового обеспечения, которое теперь обязывают иметь. Для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере въездного туризма, это не менее пяти миллионов рублей (без малого 200000 дол. США или соответственно 145000 евро) с 01.06.2007 и десять миллионов рублей с 01.06.2008. Указанная сумма должна гарантироваться либо договором страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо банковской гарантией исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. И в том, и в другом случае речь идёт, с одной стороны, о дополнительной статье затрат для туроператоров, а с другой - о дополнительном источнике дохода для страховых компаний и банков, которые потребуют за свои гарантии соответствующие платежи. По новой нормативно закреплённой схеме туроператорскую деятельность теперь вправе осуществлять только юридическое лицо, которое несёт ответственность за оказанные туристу услуги, независимо от того, оказывались они сами туроператором или третьими лицами. Для сравнения: туристические охотничьи фирмы Германии являются всего лишь посредниками между туристом-охотником и аутфиттером и не несут даже перед своими соотечественниками никакой ответственности за действия (бездействие) организатора охоты, нередко находящегося в другой стране. Наши же законотворцы возложили на российского туроператора полную ответственность перед иностранным охотником, который в принципе вправе потребовать денежную компенсацию за сорвавшуюся, например, из-за плохой погоды охоту.

Таким образом, при помощи финансовой гарантии в условиях прекращения лицензирования туристической и туроператорской деятельности потребителям туристских услуг гарантируется защита их прав и законных интересов. И вполне очевидно, что принятие этого закона было направлено в первую очередь на защиту российских туристов, выезжающих за границу и оказывающихся иногда в кризисных ситуациях, связанных, например, с задержкой вылетов чартерных самолётов или отсутствием мест в гостиницах. Но в данном случае в очередной раз не были учтены особенности въездного охотничьего туризма, к которому были применены те же критерии, что, например, и к выездному пляжному отдыху.

Во вновь принятой редакции закона не учтено то, что в отличие от массового туризма, где поток туристов исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (в 2005 г. Тунис, например, посетили 100 тыс. россиян, к 2009 г. эта цифра должна превысить уже 200 тыс., а в долгосрочной перспективе дойти до полумиллиона), въездной охотничий туризм, как и ряд других его видов, является индивидуальным, здесь обслуживается гораздо меньше клиентов, количество которых у туроператоров исчисляется единицами, десятками и максимум сотнями. По нашим оценкам, Россию ежегодно посещают всего лишь 2000-2300 туристов-охотников. Некоторый рост их числа вполне вероятен, но даже в отдалённой перспективе при очень оптимистичных прогнозах число иностранных охотников, посещающих Россию, вряд ли будет превышать 10000 человек в год. Например, Африку с её несоизмеримо большей по сравнению с Россией плотностью дичи ежегодно посещают около 20000 туристов-охотников, а в Восточной Европе и в Азии их ежегодно охотится в 2-3 раза больше. Поэтому требования, применяемые к туроператорам, отправляющим туристов на пляжи Египта и Турции (по данным Федерального агентства по туризму РФ, в прошедшем сезо-

Международная научно-практическая конференция

§

8.

$

£*

а

I

1

С

£

I

1

I

§

к

§.

1

2

§.

2

ж

§

®*

£

не на турецких курортах отдохнули более 1 млн. 300 тыс. россиян), некорректно распространять на туроператоров, организующих охоты в России.

Для туроператора на рынке массового туризма экономический интерес появляется лишь при годовом объёме продаж туристского продукта от 1000 человек, а устойчивое развитие обеспечивается при достижении ежегодного клиентооборота в 8-10 тыс. чел. В охотничьем же туризме крупным туроператором уже можно считать ту компанию, которая организует охоты в России для 80-100 и более иностранных охотников в год. Поэтому у фирм, специализирующихся на выездном пляжном туризме,с клиентооборотом в 10 тысяч и более туристов в год дополнительные затраты на страхование гражданской ответственности вряд ли существенно повлияют на экономическую эффективность и реально будут практически незаметны, тогда как у туроператоров, специализирующихся на въездном охотничьем туризме, с клиентооборотом до 80-100 туристов эти же затраты могут оказать существенное влияние на себестоимость его услуг.

Таким образом, дополнительные страховые обременения в условиях высоких рисков, существующих на туристско-охотничьем рынке, становятся ещё одной причиной для нестабильности, предпосылкой к стагнации бизнеса и возможного выхода хозяйствующих субъектов из легитимного экономического пространства. Поэтому уже сейчас очевидно, что в закон необходимо вносить поправки и дифференцировать размер финансового обеспечения с учётом специфики деятельности и величины клиентооборота у туроператоров.

Анализируя последние 15-20 лет новейшей истории российского охотничьего туризма, к общей тенденции, направленной на ужесточение государственного контроля над этим видом деятельности, следует добавить существенное (в разы, а по некоторым показателям - на порядок и более) снижение за прошедшие 10-15 лет покупательной способности иностранных валют, ужесточение и усложнение правил ввоза в страну оружия и патронов к нему, правил вывоза из России охотничьих трофеев, а также ввоза их в страны ЕС.

Попробуйте вывезти охотничий трофей! Ветеринарные специалисты на пограничном контрольном пункте обязательно найдут в ветсвидетельстве какое-нибудь несоответствие и вместо привлечения к ответственности должностного лица, неправильно его заполнившего, либо потребуют с вас двойной тариф, либо запретят вывезти трофей.

Натыкаясь на подобные бюрократические рогатки, российские устроители охот бывают порой вынуждены отказывать иностранным охотникам в удовлетворении заявок на охоты к явному недоумению последних: почему в России не хотят, чтобы они ввезли и оставили в стране энное количество своих денежных знаков?

К факторам, «отпугивающим» иностранного охотника от России, также можно отнести труднодоступность угодий (использование для заброски в район охоты вертолёта делает её очень дорогой), низкую плотность животных и в особенности хороших трофейных, недостаток квалифицированных кадров, в т.ч. профессиональных егерей, способных

обеспечить клиенту прицельный выстрел по желаемому трофейному экземпляру, нехватку или отсутствие хорошо обученных охотничьих собак, способных как найти и «выставить» зверя, так и пойти по следу и разыскать раненое животное, не всегда удовлетворительные условия проживания, недостаточную техническую оснащённость охотничьих хозяйств, несовершенство законодательства, в т.ч. охотничьего, рост внутренних цен.

Можно смело утверждать, что по сравнению с началом 90-х годов интерес к организации охот для иностранных охотников снизился у охотпользователей во столько же раз, во сколько раз уменьшилась покупательная способность доллара США. Но, несмотря на существенное снижение эффективности организации подобных охот, заинтересованность в иностранном охотнике пока ещё существует, и спрос далеко не всегда и не везде превышает предложение.

Известно, что охота как процесс преследования дичи подразумевает использование в итоге для её добычи оружия, поэтому прибывающие в РФ туристы-охотники привозят с собой свое охотничье огнестрельное оружие и патроны к нему, правила ввоза которых в РФ и провоза по её территории (пока это касается только авиаперевозок) стали практически невыполнимы. Если раньше для получения разрешения на ввоз в Россию оружия достаточно было так называемого согласования с местным УВД, то с принятием «Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» (Приложение к приказу МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288) спортивные и охотничьи организации, принимающие иностранных лиц, обязаны осуществлять хранение ввезённых ими оружия и патронов в специально оборудованных помещениях, под которыми подразумеваются оружейные комнаты под сигнализацией. Данная Инструкция требует также постоянного сопровождения ввезённого оружия ответственным лицом, назначаемым руководителем юридического лица, ввозящего оружие.

Рассмотрим типичную для въездного охотничьего туризма ситуацию, когда охотник-турист, прибыв с охотничьим оружием и патронами в международный аэропорт, далее вылетает или выезжает в район охоты - в охотничьи угодья (в тайгу, в горы, в тундру, на водоёмы...), где и проживает в течение всего срока пребывания в РФ в полевых условиях (в палатке, в охотничьей избушке и т.п.) вдали от населённых пунктов. Нередко места ночёвок меняются каждый день в зависимости от наличия объектов охоты и их перемещения на местности. Оборудование специального помещения для хранения оружия и патронов в подобных условиях технически невозможно. И если данный случай рассматривать как нахождение в местах проведения охоты, а иначе его рассматривать нельзя, то требовать от организации, ведущей охотничье хозяйство, оборудовать в этом случае соответствующее помещение бессмысленно, т.к. оружейную комнату можно оборудовать только в населённом пункте, но оружие и патроны не могут быть туда помещены, поскольку всё время находятся в местах проведения охоты, иногда досягаемых только вертолётом. Бессмысленно также требование сопровождать ввезённое оружие и патроны во время полётов по территории РФ, так как при регистрации на рейс оно сдаётся службе авиационной безопасности и доступ к нему до прибытия в пункт назначения исключён.

В настоящее время существующий порядок выдачи разрешений на ввоз в РФ охотничьего оружия и патронов является существенным бюрократическим препятствием для развития в России въездного охотничьего туризма, а также благоприятствует развитию коррупции среди сотрудников правоохранительных органов как в местах проведения охоты, так и по пути следования к ним (например, в аэропортах).

В ряде европейских стран (Бельгия, Болгария, Англия, Финляндия, Лихтенштейн, Италия, Кроатия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Швеция, Швейцария, Словакия, Словения, Чехия, Венгрия), а также в Намибии, в Канаде и некоторых других, где хорошо развит охотничий туризм, разрешение на ввоз в страну оружия выдаётся непосредственно при въезде на границе таможенным или другим соответствующим органом. Почему бы и нам не взять на вооружение этот положительный опыт? В некоторых странах можно взять оружие напрокат. У нас и этот вариант не решает проблемы. Во-первых, отечественное законодательство не позволяет передавать оружие в «чужие руки», а во-вторых, без разрешения на ввоз оружия охотнику-туристу нельзя выписать охотничий билет иностранного охотника.

Учитывая вышесказанное, считаем необходимым внести изменения в существующий порядок выдачи разрешений на ввоз охотничьими организациями с целью охоты оружия и патронов в РФ, а именно:

- к охотничьим организациям применять требования, отличные от применяемых к спортивным организациям (п. 45 Инструкции к приказу МВД России от 12 апреля 1999 г № 288), т.к. соревнования по стрельбе проводятся на стационарных стендах в крупных населённых пунктах, где имеется возможность оборудовать специальное помещение для хранения оружия и патронов, а охота проходит в охотничьих угодьях вдали от населённых пунктов, где такой возможности нет;

- порядок хранения оружия и патронов гражданами РФ в местах временного пребывания, когда должны соблюдаться условия, исключающие доступ к оружию посторонних лиц (т.е. предполагается, что в районе охоты достаточно наличия сейфа), распространить и на юридические лица, направившие приглашения иностранным гражданам для участия в охоте, обеспечив тем самым равные требования как к российским, так и к иностранным гражданам;

- при перелётах иностранных охотников внутри страны разрешить назначение одного ответственного лица за сохранность ввезённого оружия и патронов в пункте пересечения границы, а второго - в месте проведения охоты. Это позволит исключить обязательность сопровождения оружия и патронов во время перелётов и без ущерба для безопасности существенно снизит издержки организаторов охот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.