Научная статья на тему 'Актуальные проблемы в сфере реализации кадастровых отношений и возможные пути их решения'

Актуальные проблемы в сфере реализации кадастровых отношений и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5943
1036
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / АНАЛИЗ КАДАСТРОВЫХ ДАННЫХ / ВЕРИФИКАЦИЯ / ОШИБКИ В КАДАСТРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / CADASTRAL REGISTRATION / INVENTORY DATA ANALYSIS / VERIFICATION / ERRORS IN CADASTRAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурмакина Наталия Ивановна

В статье рассматриваются основные проблемы в сфере осуществления кадастровых отношений в Российской Федерации. Автор анализирует конкретные виды ошибок в кадастровой информации и дает рекомендации по изменению соответствующих норм законодательства для минимизации таких ошибок. Полагает необходимым создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости и делает заключение о том, что создание такого ресурса позволит улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации и повысит устойчивость рынка недвижимости в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурмакина Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF THE CADASTRAL RELATIONS AND POSSIBLE SOLUTIONS

The article discusses the main problems in the implementation of the cadastral relations in the Russian Federation. The author analyzes the specific types of errors in inventory information and make recommendations to change the relevant rules of law in order to minimize such errors. Considers it necessary to create a single state information resources in real estate and concludes that the establishment of such a resource will improve the investment climate in Russia and improve the stability of the real estate market as a whole.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы в сфере реализации кадастровых отношений и возможные пути их решения»

 Актуальные проблемы в сфере реализации кадастровых отношений и возможные пути их решения

Н.И. Бурмакина заведующая кафедрой экономики и управления недвижимостью Российского государственного университета правосудия, доцент, кандидат экономических наук (г. Москва)

Наталия Ивановна Бурмакина, burmakina@front.ru

В настоящее время одной из главных проблем в сфере осуществления кадастровых отношений остается отсутствие необходимых сведений об объектах недвижимости, содержащихся в единой федеральной информационной системе недвижимости, или ненадлежащее качество этих сведений.

До сих пор неизвестно общее количество неучтенных в государственном кадастре недвижимости (далее - также ГКН) земельных участков. Попытки Федеральной службы земельного кадастра России провести в 2001 году инвентаризацию сведений о ранее учтенных земельных участках для отражения их в государственном реестре кадастрового района и на дежурной кадастровой карте в виде чертежа земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков оказались безуспешными.

Принятый в настоящее время способ формирования сведений ГКН на основе заявительного принципа приводит к созданию фрагментарного кадастра. Мировая практика подтверждает, что создание кадастра на основе заявок заинтересованных лиц даже в течение длительного времени приводит лишь к 20-30-процентной наполняемости кадастра сведениями о земельных участках.

Решением этой проблемы могут стать создание актуальной картографической основы для идентификации границ земельных участков и иной недвижимости и систематическое проведение контрольной

кадастровой съемки для актуализации данных о границах земельных участков. Качественно решить задачу формирования информационной базы пространственных данных кадастра объектов недвижимости можно только с использованием современных технологий сбора, обработки, хранения и представления геодезических данных. Цифровая картографическая основа позволит однозначно определить местоположение всех учетных единиц и пределы действия вещных прав на них, что, в свою очередь, позволит создать основу для решения всех возможных конфликтных ситуаций и правовых коллизий в части режимов использования земельных участков и иных объектов недвижимости. Также этот шаг со стороны государства будет способствовать снижению стоимости и сроков выполнения кадастровых работ и, соответственно, расширению круга физических и юридических лиц, заинтересованных в формировании и постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости.

Не менее значимой проблемой остаются многочисленные пересечения границ земельных участков не только между собой, но и с административными границами. Из-за отсутствия в органах кадастрового учета единообразной практики при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ Министерством экономиче-

ского развития Российской Федерации (далее - также Минэкономразвития России) подготавливаются многочисленные разъяснительные письма.

Ранее предусматривалось дать право органам кадастрового учета уточнять местоположение границ ранее учтенных земельных участков, а также местоположение зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра и, если в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, обеспечивать устранение такого пересечения. В последней редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) этим правом органы кадастрового учета не наделены.

Использование недостаточной и неточной кадастровой информации отрицательно сказывается на управлении недвижимостью в целом. Ошибки в кадастровой информации влекут за собой ошибки при расчете земельного налога, налога на имущество физических лиц, арендных платежей, прогнозировании налогооблагаемой базы и т. д.

Таким образом, особенно важно решить вопросы, связанные с процессом формирования актуальных баз данных государственного кадастра недвижимости. Для этого необходимо принять федеральные законы, в которых закрепить следующие положения:

• периодичность обновления картографической основы государственного кадастра недвижимости за счет средств федерального бюджета;

• требования об утверждении границ охранных и защитных зон одновременно с принятием решения о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, если функционирование такого объекта требует установления охранных и защитных зон, а также введение

порядка установления охранных и защитных зон для объектов, в отношении которых ввод в эксплуатацию не требуется;

определение источников финансирования работ по определению границ охранных и защитных зон ранее введенных объектов, функционирование которых требует установления таких зон и в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости; возможность корректировки органом кадастрового учета в установленных пределах и случаях границ земельных участков без согласия правообладателей;

порядок проведения за счет средств федерального и (или) региональных, местных бюджетов кадастровых работ по уточнению границ земельных участков в массовом порядке, включая земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена;

порядок проведения за счет средств федерального и региональных бюджетов работ по определению в массовом порядке координат зданий и сооружений, сведения о которых включены в государственный кадастр недвижимости в порядке переноса сведений из архивов органов, осуществлявших технический учет и техническую инвентаризацию этих объектов; требования к порядку определения границ водных объектов, обеспечение внесения сведений о таких границах в государственный водный реестр, их последующее включение в государственный кадастр недвижимости в рамках межведомственного информационного взаимодействия; требования о включении в государственный кадастр недвижимости

сведений о границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; • исключение из законодательства положений, допускающих внесение сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - также ЕГРП) в отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельных участков. Кроме того, в дальнейшем необходимо законодательное закрепление возможности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости с описанием в трехмерном пространстве и перехода к единой геоцентрической открытой системе координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.

Следует отметить, что региональные системы учета представляют собой программный комплекс «Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости» (далее -АИС ГКН). Семантические данные этой системы имеют формат xml-файлов и ведутся в среде Oracle, графические данные объектов соответствуют mid/mif формату (Mapinfo). Районные системы учета используют в основном программный комплекс ПК ЕГРЗ-Т.

Многообразие существующих инструментов анализа данных свидетельствует о нерешенности вопроса единого подхода к выявлению и исправлению ошибочных данных. Следовательно, приведение показателя качества данных к единому знаменателю затрудняется количеством программных решений и алгоритмов действий. При этом все существующие инструменты анализируют лишь конкретный компонент данных объекта вне зависимости от других характеристик и сведений. Механические исправления

в эксплуатируемой базе данных ГКН могут существенно повредить информацию как из-за технического несовершенства применяемых инструментов, так и в результате ошибочных действий оператора.

Исходя из положений Закона о кадастре кадастровые ошибки подразделяются на кадастровые и технические. Однако в нем определены лишь общие принципы исправления ошибок, но ряд писем и разъяснений более подробно раскрывают процедуру их исправления.

Так, исправление технических ошибок в сведениях государственного земельного кадастра, на базе которого создавался кадастр объектов недвижимости, было регламентировано письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 21 апреля 2006 года № ВК/0556@ «О технических ошибках». Письмом этого агентства от 30 июня 2006 года № ВК/0995 «О предоставлении сведений об исправленных ошибках в базах данных ПК ЕГРЗ-Т» была определена необходимость анализа базы на наличие ошибок программным компонентом «Анализ данных о земельных участках» с оформлением дефектных ведомостей. В письмах от 21 ноября 2006 года № ВК/1897 «О внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра» и от 7 июля 2008 года №ВК/2922 «О кадастровой ошибке» определялся порядок исправления кадастровых ошибок, допущенных при определении координат угловых и поворотных точек границ земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.

Согласно части 2 статьи 26 Закона о кадастре, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) или имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в пред-

ставленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями об этом объекте недвижимости (иное несоответствие границ - несовпадение или наложение границ земельных участков), орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.

При выявлении пересечения или иного несоответствия границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, с границами другого земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, орган кадастрового учета должен:

1) выявить наличие технической ошибки в государственном кадастре недвижимости относительно местоположения границ земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, путем проверки соответствия сведений о местоположении границ земельных участков, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых они внесены. При выявлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости исправления выполняются в соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 25 марта 2008 года № ВК/1376 «О направлении разъяснений»;

2) при отсутствии технической ошибки в государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с указанием информации о возможном наличии кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка, кадастровый учет которого осуществлен ранее (до 1 марта 2008 года), а также о месте и времени проведения государственной экспертизы землеустроительной документации такого земельного участка.

Экспертиза землеустроительной документации проводится в соответствии с Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации,

утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 214, с включением в состав комиссии лиц, занятых в формировании объекта учета и постановке на государственный кадастровый учет.

При выявлении кадастровой ошибки в местоположении границ земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен после 1 марта 2008 года, вместо организации экспертизы землеустроительной документации создается комиссия органа кадастрового учета, в состав которой включаются его сотрудники и кадастровые инженеры, выполнившие работы по определению местоположения границ этих земельных участков, или уполномоченные ими лица для проведения повторных переопределений координат характерных точек по таким границам. Состав экспертной группы и ее председатель утверждаются органом кадастрового учета.

Работы по проверке информации на предмет наличия кадастровой ошибки и ее исправлению должны быть проведены до истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета.

Кроме того, для повышения эффективности решаемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) внутренних и межведомственных задач органы кадастрового учета в плановом режиме проводят верификацию и нормализацию кадастровых сведений.

Верификация кадастровых данных имела особое значение в условиях перехода органов кадастрового учета к централизованным технологиям учета, в настоящее время эта процедура необходима для получения объективной и актуальной информации органами власти всех уровней. Помимо этого, верифицированные кадастровые данные являются достоверной основой для консолидации баз данных упраздненных Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной регистра-

ционной службы и Федерального агентства геодезии и картографии.

В настоящее время в рамках решения изложенных задач возникает вопрос о повышении эффективности процесса верификации данных посредством ввода в разработанную систему алгоритмов автоматизированного и автоматического исправления ошибочных данных; создания протоколов сравнения обработанных данных в системе, с обновлениями кадастровых данных, поступающих из регионов.

Представляется тем не менее целесообразным изменить действующую в настоящее время плановую процедуру верификации и нормализации кадастровых данных и перейти к ежемесячному контролю корректности баз данных единого государственного реестра земель и АИС ГКН. В целях улучшения качества информации, содержащейся в ГКН, предлагается осуществить следующие действия:

1) анализ кадастровых данных;

2) исправление ошибочных данных;

3) контроль производимых операций.

Анализ кадастровых данных

Такой анализ необходим для выявления противоречий и несоответствий в данных, а именно:

1) несоответствие показателей и сведений об объекте недвижимости друг другу:

• несоответствие данных о категории земель сведениям об их разрешенном использовании;

• несоответствие семантических данных объекта его пространственным данным;

• несоответствие суммарной площади земельных участков площади кадастрового квартала, кадастрового района, кадастрового округа;

• несоответствие экономических показателей (удельный показатель кадастровой стоимости, кадастровая стоимость земельного участка) площади земельного участка;

2) несоответствие данных об объекте

недвижимости нормативным документам (например несоответствие площади земельного участка определенной категории минимально возможному предельному размеру земельного участка этой категории);

3) несоответствие наименования земельного участка кадастровым данным (например, участок имел наименование «единое землепользование», но при этом отсутствовали сведения о входящих в состав единого землепользования земельных участках);

4) нарушение процедуры учета земельных участков, «резервирование» номеров под несформированными в натуре и неучтенными объектами.

На первом этапе анализа кадастровых данных потребуется следующее:

• форматирование данных, полученных из разных систем учета (приведение к единому формату семантических и графических данных - хт1, mid/mif);

• проверка соответствия структуры данных обменным форматам;

• систематизация данных в программном комплексе;

• проверка целостности структуры данных.

На втором этапе будет необходимо следующее:

• группировка данных для анализа;

• разработка системы последовательного анализа и алгоритма действий;

• непосредственный анализ данных по группам сведений взаимосвязано с другими характеристиками объектов недвижимости;

• выявление ошибок и их классификация;

• определение причин возникновения ошибочных данных;

• разработка вариантов возможного исправления данных.

Числовые характеристики объекта недвижимости связаны между собой определенной математической зависимостью (например, кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается на основе данных о площади и удельном показателе када-

стровой стоимости), что позволяет выработать алгоритм проверки внутри группы. Однако площадные характеристики объекта тесно связаны с группой пространственных данных (координаты объекта недвижимости и его представление на карте). Также площадные характеристики имеют определенную зависимость от категории земель и их разрешенного использования (ограничивающий фактор - минимальная площадь земельных участков конкретного вида разрешенного использования).

Такие взаимосвязи, в свою очередь, позволяют сформировать более сложные межгрупповые алгоритмы анализа. Например, площадь земельного участка должна быть равна отношению кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости к площади, вычисленной по координатам объекта, и соотноситься с ограничивающими факторами по виду разрешенного использования.

Таким образом, в результате анализа выявляются ошибочные кадастровые данные об объекте недвижимости.

На третьем этапе целесообразно формировать протокол выявленных ошибок и разрабатывать рекомендации по возможным вариантам исправления ошибочных данных, заверять документы и передавать их ответственному лицу для исправления.

Исправление ошибочных данных

Этот процесс включает следующее:

• анализ реестров ошибочных сведений (протоколов);

• определение типа ошибочных сведений (техническая ошибка органа учета или кадастровая ошибка);

• запрос дополнительной информации (при необходимости) у собственника (правообладателя) объекта недвижимости, либо сопоставление данных с информацией других ведомств;

• принятие решения о корректировке соответствующих данных;

• определение оптимальных инструментов корректировки данных в за-

висимости от уровня консолидации учетной информации (районный или региональный) и типа корректируемых данных;

• формирование реестра исправленных данных;

• информирование заинтересованных лиц о внесенных изменениях.

Контроль производимых операций

Осуществляются следующие виды контроля:

• контроль достоверности результатов анализа;

• контроль корректировки ошибочных данных;

• организационно-технологический контроль;

• правовой контроль.

Достоверность результатов анализа

должна обеспечиваться выработкой логически объективного математически обоснованного технологического аппарата. Бесконтрольная корректировка данных противоречит условию легитимности (законности) подобных исправлений. Контроль заключается в обеспечении достоверного исправления в соответствии с выявленными ошибками в данных.

Организационно-технологический контроль - это система наблюдений и определение мер воздействия для соблюдения установленного системного порядка.

Система правовой оценки и контроля предусматривает проведение процедуры исправления в соответствии с законодательством и соблюдение интересов и прав заинтересованных лиц.

Таким образом, предлагается создать совокупность фильтров по основным показателям объектов недвижимости, накладывающих допущения (ограничения) на конкретный тип информации об объекте в зависимости от связанных между собой характеристик.

Элементы данных об объекте кадастрового учета не должны восприниматься как отдельные сведения, установление взаи-

мосвязи данных в их совокупности позволит решить проблемы, связанные с основными ошибками в кадастровых данных, а также определить приоритетность элементов данных об объекте недвижимости и их значимость.

Кроме рассмотренных проблем, существует не менее значимая проблема - отсутствие необходимой нормативной правовой базы для реализации Закона о кадастре или ее несовершенство.

Например, особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены Минэкономразвития России, однако до их пор этого не произошло. Не установлены федеральным законом и особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог.

Существуют проблемы и в органах кадастрового учета, которые возникают при оказании ими государственных услуг в электронном виде:

1) офисы обработки электронных документов не справляются с работой. Предоставление государственных услуг в электронном виде требует увеличения окон приема документов, работающих в режиме 24 х 7 х 365 (то есть круглосуточно, 7 дней в неделю, 365 дней в году);

2) для оказания ряда государственных услуг в электронном виде требуется наличие электронной подписи (выдача сведений ЕГРП, постановка земельного участка на государственный кадастровый учет), которая фрагментарно распространена среди юридических лиц и практически не применяются физическими лицами;

3) электронные документы, выдаваемые органами кадастрового учета, не воспринимаются как надлежащие документы органами государственной власти, органами мест-

ного самоуправления, судами, банками и т. д.

К одной из проблем можно отнести и отсутствие материальной заинтересованности работников органов кадастрового учета в результатах своего труда. Решить эту проблему можно, повысив уровень заработной платы работников органов кадастрового учета до конкурентоспособного, а также посредством привлечение молодых специалистов в эту сферу. Кроме того, возможен, на наш взгляд, перевод органов кадастрового учета на самофинансирование за счет расширения оказания ими услуг по предоставлению за плату сведений государственного кадастра недвижимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В области реализации кадастровых отношений существует еще одна не менее важная и насущная проблема - высокая коррупционная уязвимость. Для ее решения необходимо следующее:

1) усилить работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) принять меры по кадровому укреплению специальных кадровых подразделений;

3) организовать систематическое проведение оценок коррупционных рисков, возникающих при оказании государственных услуг органами кадастрового учета;

4) организовать правовое просвещение работников органов кадастрового учета по антикоррупционной тематике (проведение лекций, бесед, тестирования, издание брошюр и памяток, оформление тематических стендов, размещение информации на официальном сайте в Интернете);

5) оказывать консультативную помощь работникам органов кадастрового учета по вопросам противодействия коррупции;

6) включать в тестовые испытания при приеме на работу работников органов кадастрового учета вопросы на проверку знания антикоррупционного законодательства;

7) обеспечить регулярное прохождение повышения квалификации государственных гражданских служащих Росреестра, в должностные обязанности которых входит участие в мероприятиях по противодействию коррупции;

8) осуществлять на постоянной основе антикоррупционную экспертизу соответствующих действующих нормативных правовых актов и их проектов, а также мониторинг правоприменительной практики в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения;

9) обеспечить эффективное взаимодействие органов кадастрового учета с правоохранительными органами и иными государственными органами по вопросам организации противодействия коррупции;

10) обеспечить возможность оперативного представления гражданами и организациями информации о фактах коррупции в системе Росреестра или нарушениях требований к служебному поведению работников органов кадастрового учета:

• посредством функционирования «горячей линии» и (или) «телефонов доверия» по вопросам противодействия коррупции;

• посредством приема электронных сообщений на официальный интернет-сайт Росреестра и территориальных органов (на выделенный адрес электронной почты) с обеспечением возможности взаимодействия заявителя и представителей служб в режиме онлайн;

11) обобщать практику рассмотрения полученных в разных формах обращений граждан и организаций по фактам проявления коррупции, а также факты повышения результативности и эффективности этой работы;

12) обеспечить эффективное взаимодействие со средствами массовой информации в сфере противодействия коррупции, в том числе оказывать содействие средствам массовой информации в широком освещении принимаемых мер по противодействию коррупции и приданию гласности фактов коррупции в системе Росреестра;

13) осуществлять мониторинг публикаций в средствах массовой информации о фактах проявления коррупции в системе Росреестра и организовывать проверку та-

ких фактов;

14) совершенствовать контрольно-надзорные функции Росреестра;

15) оснастить все рабочие места оказания государственных услуг в органах кадастрового учета специальными техническими средствами (видеонаблюдение, аудиозапись);

16) создать систему информационной поддержки, обеспечивающую полное информирование граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг посредством официального сайта Росреестра, ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра, средств массовой информации в помещениях приема и выдачи документов (информационные стенды и консультанты);

17) осуществлять анализ должностных регламентов работников органов кадастрового учета на предмет оптимизации и конкретизации их прав и обязанностей, внесения необходимых изменений в должностные регламенты, в том числе связанные с закреплением обязанностей по соблюдению антикоррупционных норм.

Решение перечисленных основных проблем при ведении государственного кадастра объектов недвижимости приведет к повышению качества предоставления услуг органами кадастрового учета и позволит обеспечить следующее:

• рост экономики за счет более активного включения в оборот объектов недвижимости;

• развитие бизнеса и обеспечение защиты прав собственности;

• упрощение и ускорение процедур получения кредита под залог недвижимости;

• стабильность и прогнозируемость доходов региональных и местных бюджетов.

В настоящее время к основным и наиболее важным проблемам в сфере кадастровой деятельности можно отнести следующие:

1) недостаточно регламентированы требования к проведению и оформлению када-

стровых работ. Сегодня кадастровая деятельность регулируется в большей степени не Законом о кадастре и приказами, а разъяснительными письмами Минэкономразвития России;

2) в связи с недостаточно регламентированными требованиями к проведению кадастровых работ и оформлению по их итогам документов в каждом кадастровом округе (иногда и в кадастровом районе) существуют свои особенности, требования, субъективные подходы;

3) отсутствует законодательно определенная возможность внесудебного оспаривания и отмены неправомерных решений, действий (бездействия) органов кадастрового учета, что приводит к неоднозначности судебной практики и создает неопределенность при реализации правовой защиты кадастровых инженеров;

4) кадастровым инженерам проблематично (иногда и невозможно) официально получить в органах кадастрового учета достоверную информацию об опорной межевой сети и качественный картографический материал для проведения кадастровых работ;

5) в условиях перехода на предоставление документов в электронном виде приемные средства и порталы органов кадастрового учета работают с недостаточно высокой степенью надежности. Технически не реализованы предусмотренные Законом о кадастре регламенты взаимодействия кадастровых инженеров с органами кадастрового учета как на сайте Росреестра, так и с использованием web-сервисов портала;

6) значительное количество кадастровых инженеров не обладают необходимым опытом формирования документов в электронном виде, соответствующим программным обеспечением, поэтому имеют место отказы и приостановления при осуществлении кадастрового учета;

7) большинство кадастровых инженеров не входят в профессиональные объединения, соответственно, не могут эффективно защищать свои интересы в отношениях с органами государственной власти и мест-

ного самоуправления, а также с заказчиками кадастровых работ;

8) отсутствует законодательное закрепление методов выявления и исправления кадастровых ошибок, допущенных по вине кадастровых инженеров, а также источников финансирования работ по их устранению.

В связи с изложенным в самое ближайшее время на уровне федерального закона необходимо следующее:

• закрепить дополнительные квалификационные требования к лицу, претендующему на приобретение статуса кадастрового инженера, в том числе в части специального профессионального образования и опыта работы;

• установить обязанность лица, с которым заключен договор на проведение кадастровых работ, представлять документы для постановки на кадастровый учет и проведения государственной регистрации прав на вновь образованный объект недвижимости, а также на кадастровый учет изменений уникальных характеристик объектов недвижимости в установленных законом случаях;

• установить запрет на полную оплату по договору подряда на выполнение кадастровых работ до завершения кадастрового учета объекта недвижимости;

• закрепить требование об обязательности членства лиц, выполняющих кадастровые работы, в саморегулируемых организациях в сфере кадастровой деятельности, а также возможность досудебного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета с участием саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности;

• обеспечить возможность приостановления деятельности кадастрового инженера в случае временной невозможности или неспособности

осуществлять кадастровую деятельность;

• пересмотреть критерии, применяемые при аннулировании квалификационных аттестатов кадастровых инженеров. Ввести «шкалу вины» кадастрового инженера, то есть определить иные промежуточные виды ответственности кадастрового инженера помимо аннулирования квалификационного аттестата;

• разработать методы определения кадастровых ошибок, допущенных кадастровыми инженерами, их исправления и источники финансирования работ по их исправлению;

• установить требование о периодической (не реже одного раза в 3 года) проверке уровня профессиональных знаний кадастровых инженеров в форме тестирования, а также осуществлять учет результатов их профессиональной деятельности за период, прошедший после последней аттестации, в целях подтверждения их квалификации (переаттестации);

• установить требование о размещении на сайте Росреестра специализированного сервиса «личный кабинет кадастрового инженера», обеспечивающего в том числе фиксацию всех фактов информационного взаимодействия кадастрового инженера с органами кадастрового учета. До начала работы сервиса «личный кабинет кадастрового инженера» разработать процедуру и осуществлять предварительную проверку документов, подготовленных кадастровыми инженерами в электронном виде;

• закрепить статус открытого информационного ресурса, содержащего описание пунктов геодезических сетей всех уровней, с возможностью доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме онлайн;

• закрепить процедуры взаимодействия Росреестра с кадастровыми инженерами по актуализации сведений о состоянии пунктов геодезической сети;

• для обеспечения приема и обработки высоконагруженного потока электронных заявок со стороны кадастровых инженеров, а также для исключения случаев отказа в их обслуживании предусмотреть возможность дублирования и разведения входных потоков электронных заявок;

• доработать портал Росреестра таким образом, чтобы при постановке объектов на кадастровый учет корректно загружались пакеты большого объема;

• детализировать требования к квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера, в том числе в части правомерности использования квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера как работника юридического лица, а также реализовать функцию фиксации времени подписи электронного документа;

• закрепить и внедрить порядок внесудебного оспаривания и отмены неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц органов кадастрового учета с участием представителей саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности;

• наделить саморегулируемые организации кадастровых инженеров полномочиями по досудебному урегулированию межевых споров;

• усилить контроль со стороны саморегулируемых организаций кадастровых инженеров за деятельностью своих членов;

• шире задействовать гражданско-правовые механизмы гарантий прав на недвижимое имущество, обеспечиваемые институтом саморегулирования, в том числе путем введения

дополнительной имущественной ответственности за счет создания системы личного и (или) коллективного страхования ответственности кадастровых инженеров и саморегулируемых организаций; • внести поправки в налоговое законодательство в части предоставления льгот по налогообложению саморегулируемых организаций, в том числе саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Предлагаемые меры в части осуществления кадастровой деятельности существенно повысят качество кадастровых работ и ответственность кадастровых инженеров, в том числе имущественную, за результаты своей деятельности, а членство в саморегулируемых организациях, вмененное им в обязанность (по аналогии с оценщиками), будет способствовать более эффективному контролю за их деятельностью и реализации компенсационных механизмов в случае убытков, причиненных кадастровым инженером своими действиями (бездействием) заказчику работ или третьим лицам в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей.

Отдельно следует отметить, что до настоящего времени Минэкономразвития России не установлены Типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев, предусмотренные частью 6 статьи 36 Закона о кадастре. При этом кадастровые работы (в отсутствие незначительной конкуренции) до сих пор - самое дорогостоящее звено в цепочке оформления прав на недвижимость, что существенно сдерживает ее оборот. При этом Минэкономразвития России издан приказ от 1 8 января 2012 года № 14 «Об утверждении методики определения платы и предельных размеров платы за проведение кадастровых работ федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федеральной службы государствен-

ной регистрации, кадастра и картографии, в целях выдачи межевого плана», то есть уже создана достаточная расчетная база для разработки Типовых норм времени для деятельности всех кадастровых инженеров.

В связи с изложенным на законодательном уровне необходимо уточнить вопросы, связанные с оплатой кадастровых работ. В частности, цену подлежащих выполнению кадастровых работ следует определять сторонам договора подряда путем составления твердой сметы, которая станет частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком таких работ. В настоящее время основная часть кадастровых инженеров работает по договорным ценам, не руководствуясь рекомендациями Минэкономразвития России, изложенными в письме от 19 августа 2010 года № Д23-3231 в части применения смет.

Также необходимо законодательно укрепить и развить формирующийся в России институт саморегулирования в сфере кадастровой деятельности. Этот институт должен быть законодательно наделен более широкими полномочиями, избыточное вмешательство органов власти в деятельность саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности не должно допускаться.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации происходит модернизация системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления недвижимым имуществом. Следует отметить, что в перспективе в России должна быть создана единая учетно-регистрационная система, начало которой было положено в 2009 году путем объединения трех ведомств в одно - Росреестр. В связи с этим надо сначала законодательно закрепить единую учетно-регистрационную процедуру, а затем ввести ее на территории России, исключив необходимость подачи

отдельного заявления о кадастровом учете объекта для последующей государственной регистрации права на этот объект, а также исключив временный характер сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, внесенных при постановке на учет образованных объектов недвижимости или при учете части объекта недвижимости. Для этого посредством принятия федеральных законов необходимо следующее:

• сократить сроки государственной регистрации прав и кадастрового учета;

• дифференцировать сроки государственной регистрации прав и кадастрового учета по видам учетно-регистрационных действий, а также по формам и способам представления заявителями документов (на электронных и бумажных носителях), перейти от максимальных предельных сроков к фиксированным срокам;

• закрепить возможность изменения сведений об объекте недвижимости и лицах, которым принадлежат права на этот объект, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, без участия заявителя, если соответствующие сведения содержатся в иных государственных информационных ресурсах;

• закрепить возможность уведомления (посредством СМС, электронной почты и другими способами) заявителей о ходе оказания государственных услуг в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета, а правообладателей - о внесенных изменениях в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, о характеристиках принадлежащих им объектов недвижимости, об изменении прав,

ограничении прав, о персональных данных, поступивших запросах о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в отношении этих объектов;

• предусмотреть возможность предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в форме одного документа - одновременно о характеристиках объекта и правах на этот объект на основании одного запроса;

• создать информационную систему, обеспечивающую хранение сведений о доверенностях (выданных и отмененных) и иных нотариально удостоверенных документах, представляемых в органы по государственной регистрации прав и кадастровому учету, в том числе сведений о лицах, имеющих право на наследование по закону или завещанию по имеющимся в производстве у нотариусов наследственным делам, с возможностью доступа к ней органов по регистрации прав и кадастровому учету в режиме реального времени (в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства);

• закрепить возможность представления судам и правоохранительным органам копий документов кадастровых (реестровых) дел, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в дальнейшем в Единый государственный реестр недвижимости, безвозмездно, в электронной форме;

• установить запрет для страховых организаций, иных субъектов страхового

дела, кредитных организаций (по публичным договорам), нотариусов требовать от клиентов предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, а также установить обязанность для таких организаций и нотариусов запрашивать и получать сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости самостоятельно в электронном виде, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства;

закрепить возможность информационного взаимодействия судов, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, органов записи актов гражданского состояния с органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, и органами кадастрового учета, обеспечивающими предоставление для совершения учетно-регистрационных действий соответствующих решений, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства; создать и вести Единый государственный реестр недвижимости, включающий сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости об объекте и о субъекте права, правах, сделках и ограничениях (обременени-ях) прав;

утвердить положение о ведении Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости (Единого государственного реестра недвижимости) только на электронных носителях (за исключением установленных случаев), обеспечение защиты от несанкциониро-

ванного доступа к соответствующей информационной системе;. закрепить полномочия по установлению порядка и сроков хранения документов, сформированных в процессе учетно-регистрационных действий, в том числе по созданию единой системы «электронный архив»; установить порядок перевода в электронную форму документов на бумажных носителях, представляемых заявителем для осуществления учетно-регистрационных действий, придание переведенным в электронную форму документам правового статуса, равнозначного статусу документов, представленных на бумажных носителях, для их последующего использования в различных целях в качестве юридически значимых документов;

закрепить правила внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости при наличии противоречий в сведениях, содержащихся в этих информационных ресурсах, исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, а также установление четких критериев ошибок, по которым их исправление возможно во внесудебном порядке;

утвердить порядок и сроки снятия с кадастрового учета земельных участков, учтенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, сведения о правообладателях которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости; установить требования к периодичности проверки уровня профессиональ-

ных знаний и подтверждения квалификации сотрудников, принимающих решения о регистрации прав и кадастровом учете;

• создать федеральный реестр регистраторов и лиц, принимающих решения о кадастровом учете;

• закрепить требования к должностным лицам, уполномоченным на принятие решений о кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также основания прекращения ими осуществления указанных полномочий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р утверждена программа «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так называемая «дорожная карта» Росреестра. Целями «дорожной карты» являются:

• формирование достоверного (качественного и полного) Единого государственного реестра недвижимости;

• сокращение сроков кадастрового учета;

• создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг;

• минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям;

• повышение эффективности деятельности государственного регистратора и его ответственности за совершаемые действия;

• создание механизмов возмещения ущерба в полном объеме в случае утраты собственности и (или) возникновения иных рисков у заявителей;

• повышение информированности клиентов системы о способах и формах получения услуг.

В соответствии с мероприятиями, пред-

усмотренными «дорожной картой» Росрее-стра, срок государственного кадастрового учета сократится с 18 дней (в настоящее время) до 10 в 2015 году и до 5 дней в 2018 году. Время ожидания в очереди для получения государственной услуги по кадастровому учету в офисе приема должно сократиться с 40 минут до 15 минут к 2015 году и до 10 минут к 2018 году. Время ожидания выполнения кадастровой процедуры по предварительной записи должно сократиться с 10 до 5 дней к 2015 году, а к 2018 году - до 1 дня.

Указанная программа призвана в первую очередь оптимизировать процедуры государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также повысить качество оказания государственных услуг в этой сфере. Мероприятия, предусмотренные «дорожной картой» Росреестра, позволят существенно повысить достоверность сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастра недвижимости и созданного в будущем путем их объединения Единого государственного реестра недвижимости. В результате этой деятельности к 2018 году будет сформирован единый государственный информационный ресурс в сфере недвижимости. Это позволит создать условия для проведения реформы налоговой системы, снизить риски операций на рынке недвижимости и повысить капитализацию активов, что неизбежно улучшит инвестиционный климат в Российской Федерации и повысит устойчивость рынка недвижимости в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

2. О технических ошибках : письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 21 апреля 2006 года № ВК/0556@.

3.О предоставлении сведений об исправленных ошибках в базах данных ПК ЕГРЗ-Т : письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30 июня 2006 года № ВК/0995.

4. О внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра : письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 21 ноября 2006 года № ВК/1897.

5. О кадастровой ошибке : письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 7 июля 2008 года № ВК/2922.

6. О направлении разъяснений : письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 25 марта 2008 года № ВК/1376.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации : постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 214.

8. Об утверждении методики определе-

* *

ния платы и предельных размеров платы за проведение кадастровых работ федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в целях выдачи межевого плана : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 января 2012 года № 14.

9. О подлежащих применению нормативных правовых актах при расчете смет на выполнение кадастровых работ : письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 августа 2010 года № Д23-3231.

10. Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Предлагаем вашему вниманию сборник «АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ». Издание вышло под редакцией В.Б. Безрукова и А.В. Пылаевой

В сборник вошли обобщенные результаты исследований рынка недвижимости, проведенных в 42-х субъектах Российской Федерации. Исследования проводились в рамках работ по кадастровой оценке объектов недвижимости. В процессе проведения работ использовался и анализировался большой объем информации об объектах недвижимости, на основе которого были сделаны выводы о ценообразующих факторах объектов недвижимости, скидке на торг, корректировке на время, доле земли в стоимости единого объекта недвижимости.

Сборник составлен при поддержке компании «Группа комплексных решений» и автономной некоммерческой организации «Институт развития территорий». Издание может быть использовано при проведении оценки объектов недвижимости, в том числе кадастровой оценки земельных участков и объектов капитального строительства, при составлении аналитических обзоров, при изучении рынка недвижимости и т. п.

Заказать и приобрести сборник можно по тел.: +7 (831) 467-89-02; 467-89-03; 467-89-04,467-89-05.Контактные лица - Лисина Наталья Владимировна и

Севастьянова Елена Ивановна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.