Научная статья на тему 'Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов в городе Москве'

Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов в городе Москве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
461
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвалиды / органы труда и занятости / трудовая занятость / блиц-опрос / респонденты / квоти-рование рабочих мест / занятость / нетрудоспособ-ность / трудовые рекомендации / disabled people / Labor and employment agencies / employment status / quiz / respondents / job quotas / employ-ment / disability / employment recommendations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фадин Никита Игоревич

Цель. Проанализировать состояние рынка тру-да, социально-экономического положения инвалидов и осо-бенности организации их трудовой реабилитации в г. Москве. Методы: для решения задач исследования использованы ме-тоды сравнительного анализа, социально-экономической статистики, классификации, анкетного опроса. Результаты: данного исследование могут быть исполь-зованы при подготовке предложений по корректировке государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» в подпрограмме ««Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной сре-ды», совершенствованию нормативной правовых актов в сфере трудовой занятости инвалидов. Научная новизна: заключается в практических рекомендаций по содействию занятости инвалидов на основе совершен-ствования организации трудовой реабилитации. Практическая значимость: состоит в том, что получен-ные методические и организационно-практические реко-мендации могут быть использованы в деятельности ор-ганов власти г. Москвы в целевых социальных программах поддержки лиц с ограниченными возможностями, в регу-лировании рынка труда, а также предприятиями, участ-вующих в программах квотирования рабочих мест, в осу-ществлении самостоятельных мер по привлечению инва-лидов в трудовые процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES IN THE CITY OF MOSCOW

Objective. To analyze the state of the labor market, social and economic situation of people with disabilities and especially the organization of their occupational rehabilitation in Moscow. Methods: for solving the research used the methods of compar-ative analysis of socio-economic statistics, the classification of the questionnaire. Results: This study can be used in the preparation of proposals to adjust the state program "Social support for the residents of the city of Moscow" in the subroutine "Social Integration of Disabled People and the formation of a barrier-free environ-ment", improve the regulatory and legal acts in the field of em-ployment of persons with disabilities. Scientific novelty: is practical recommendations for the co-action of the employment of persons with disabilities on the basis of improving the organization of labor rehabilitation. Practical significance: it is that the resulting methodical and organizational-practical recommendations can be used in the activities of the authorities in Moscow to target social programs support people with disabilities in the labor market regulation, as well as companies involved in the programs of job quotas , in the implementation of measures to attract independent people with disabilities in the labor process.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов в городе Москве»

2.4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Фадин Никита Игоревич, специалист по социальной работе Государственного бюджетного учреждения «Ресурсный центр для инвалидов», аспирант Государственного автономного учреждения «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

Место работы: Государственное бюджетное учреждение «Ресурсный центр для инвалидов» Место учебы: Государственное автономное учреждение «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

fadin-nikita@mail.ru

Аннотация: Цель. Проанализировать состояние рынка труда, социально-экономического положения инвалидов и особенности организации их трудовой реабилитации в г. Москве.

Методы: для решения задач исследования использованы методы сравнительного анализа, социально-экономической статистики, классификации, анкетного опроса. Результаты: данного исследование могут быть использованы при подготовке предложений по корректировке государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» в подпрограмме ««Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды», совершенствованию нормативной правовых актов в сфере трудовой занятости инвалидов.

Научная новизна: заключается в практических рекомендаций по содействию занятости инвалидов на основе совершенствования организации трудовой реабилитации.

Практическая значимость: состоит в том, что полученные методические и организационно-практические рекомендации могут быть использованы в деятельности органов власти г. Москвы в целевых социальных программах поддержки лиц с ограниченными возможностями, в регулировании рынка труда, а также предприятиями, участвующих в программах квотирования рабочих мест, в осуществлении самостоятельных мер по привлечению инвалидов в трудовые процессы.

Ключевые слова: инвалиды; органы труда и занятости; трудовая занятость; блиц-опрос; респонденты; квотирование рабочих мест; занятость; нетрудоспособность; трудовые рекомендации.

ACTUAL PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES IN THE CITY OF MOSCOW

Fadin Nikita I., a specialist in social work of the State budget organization "Resource Center for Persons with Disabilities", post-graduate student of the State Autonomous Institution "Institute of additional professional education, enforcement of social workers," the Department of Labor and Social Protection of Moscow.

Work place: the State budget organization "Resource Center for Persons with Disabilities"

Study place: the State Autonomous Institution "Institute of additional professional education, enforcement of social workers," the Department of Labor and Social Protection of Moscow.

fadin-nikita@mail.ru

Annotation: Objective. To analyze the state of the labor market, social and economic situation of people with disabilities and especially the organization of their occupational rehabilitation in Moscow.

Methods: for solving the research used the methods of comparative analysis of socio-economic statistics, the classification of the questionnaire.

Results: This study can be used in the preparation of proposals to adjust the state program "Social support for the residents of the city of Moscow" in the subroutine "Social Integration of Disabled People and the formation of a barrier-free environment", improve the regulatory and legal acts in the field of employment of persons with disabilities.

Scientific novelty: is practical recommendations for the co-action of the employment of persons with disabilities on the basis of improving the organization of labor rehabilitation.

Practical significance: it is that the resulting methodical and organizational-practical recommendations can be used in the activities of the authorities in Moscow to target social programs support people with disabilities in the labor market regulation, as well as companies involved in the programs of job quotas, in the implementation of measures to attract independent people with disabilities in the labor process.

Keywords: disabled people; Labor and employment agencies; employment status; quiz; respondents; job quotas; employment; disability; employment recommendations.

В Российской Федерации осуществляется активная социальная политика, одним из направлений которой является защита, поддержка и создание благоприятных условий для лиц с ограниченными возможностями [7].

В 2012 году был принят Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому должны разрабатываться и осуществляться мероприятия по содействию инвалидам в трудоустройстве, а так же создание условий для повышения уровня их

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

занятости, в том числе на специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах [6].

В Москве с 2005 года действует Закон «О квотировании рабочих мест», который обязывает крупные предприятия (с числом работающих свыше 100 человек) трудоустраивать инвалидов (а также молодежь) в счет установленных квот (2% для инвалидов и 2% для молодежи от всего персонала организации). Закон гарантирует меры экономической поддержки работодателей, которые хотят создать дополнительные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями и молодежи, в виде субсидии из городского бюджета Москвы (компенсации затрат на создание рабочих мест), которую организация может потратить на оборудование, сырье или вспомогательные материалы. Для одного рабочего места и эта цифра варьируется от 400 до 700 тыс. руб.[2]

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 2136-р продлен срок реализации до 2020 года Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Минтрудом России разработан проект правительственного постановления, предусматривающий поправки в проект государственной программы «Доступная среда» на период с 2016 по 2020 гг. Данной программой предусмотрено продолжение поддержки в 2016-2018 годах региональных программ по формированию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе способствующих трудовой занятости инвалидов.[5] В указанной выше программе предусмотрены мероприятия для корректного определения возможностей и предпочтений инвалида, соответствующую подготовку их к работе, получение качественного профессионального образования.

Согласно данным в Москве проживает порядка 1,2 млн. инвалидов или 10% от общей численности населения [4]. Данные Департамента труда и занятости г. Москвы, по ежегодной обращаемости инвалидов разных групп инвалидности в службы занятости населения Москвы в период 2012-2014 годы, свидетельствуют о том, что число обращающихся за трудоустройством инвалидов в службы занятости составляет 6% от общего количества нетрудоустроенных инвалидов^]. С целью изучения проблем трудовой реабилитации и выявления мнений инвалидов с точки зрения их отношения к вопросам деятельности служб занятости, созданию и квотированию рабочих мест, возможности получения новой профессии и т.д. в городе Москве в ноябре-декабре 2015 года был проведен блиц-опрос в форме интернет-исследования [3].

Материалы исследования базируются на изучении мнений 696 респондентов, в том числе признанных инвалидами 1-й группы - 13,8%, 2-й группы - 42,9%, 3-й группы - 43,3%.

Почти две трети (65,6%) респондентов имеют инвалидность как последствие общего заболевания, четверть (25,6%) являются инвалидами с детства. Для 6,9% участников причиной инвалидности стали травма или заболевания, полученные при исполнении служебных обязанностей и военной службы, а для 1,9% - трудовое увечье или профессиональное заболевание.

Рассматривая «стаж» инвалидности участников опроса необходимо отметить, что две пятых (40,6%) из них имеет ограничение более десяти лет, пятая часть (19,4%) -от года до трех, 16% - 4-5 лет, незначительно меньше, а именно 13,9% - от шести до десяти лет.

По гендерному признаку респонденты делятся практически на равные части, женщины составили 53,3%, а мужчины - 46,7%. Это отличительная особенность данного исследования, во всех остальных блиц-опросах наибольшую часть участников опроса составляют женщины.

По возрастному признаку, принимавшие в опросе инвалиды распределились на пропорционально равные когортные группы с величинами близкими к 18%. Исключение составили респонденты, относящиеся к когорте 31-40 лет, их 23,6%, и те, кому не исполнилось 20 лет таких всего 4,2%. Необходимо отметить, что количество респондентов, находящихся в наиболее активном трудоспособном возрасте (от 18 до 40 лет), составляет 45% от общего количества участников опроса.

Уровень образования респондентов является высоким. Основную массу составили, имеющие высшее -43% и среднее профессиональное образование -29,6%. Более шестой части (17,5%) отвечавших имеют среднее, а около десятой доли (9,1%) неоконченное высшее образование. Ученую степень имеют менее 1% (0,9%) от общего количества участников опроса.

Удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, от общего числа обратившихся согласно прогнозу Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» на 2015 г. должен составить 98%. В тоже время всего 6% респондентов отметили, что они обеспечены техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями для целей трудовой реабилитации и применительно к конкретному квотированному рабочему месту.

На вопрос, работаете ли Вы сейчас, только чуть более трети респондентов (36,9%) от общего количества участников опроса ответили, что трудоустроены.

Один из вопросов, заданного в рамках данного исследования, нацелен на оценку изменений общего уровня материального благосостояния респондента с учетом размера пенсии, доплат к пенсии, прочих льгот, заработка после признания его инвалидом (если продолжает трудиться). Снижение материального благосостояния отметили 39,3% ответивших, о повы-

шении сказали - 18,6%, об отсутствии изменений -42,1%. Таким образом, можно сделать вывод, что в совокупности двух оценок («не изменилось» и «повысилось»), уровень материального благосостояния 60,7% респондентов удовлетворителен.

По продолжительности трудовой занятости данные опроса показывают, что до одного года трудится 15,2% участников, от года до трех 24,2%, четыре-пять лет - 23,3%, от шести до десяти лет 10,8%, а более десяти лет имеет работу четвертая часть, работающих инвалидов (26,5%).

Характеризуя организационно-правовую форму организаций, в которой трудятся участники опроса, можно отметить, что среди своих работодателей более половины (51,8%) работающих инвалидов назвали государственные организации. Около трети (31,1%) респондентов трудятся в коммерческих организациях, а в общественных организациях - 8,6%. Незначительное число (3,1%) участвует работе частно-государственных партнерств, такое же число (3,1%) ответивших выбрали ответ «другое», объединяющий такие варианты как индивидуальная предпринимательская деятельность и самозанятость.

Для инвалидов чрезвычайно важны сроки выдачи трудовой рекомендации после признания их инвалидами. Более половины респондентов (56,7%) ответили, что трудовая рекомендация была им выдана сразу, 15,5% получила ее через год, 4,9% - через два года, 22,9% исследуемых выбрали вариант ответа «позднее».

В числе трудоустроенных инвалидов 58% имеют трудовые рекомендации, что заметно ниже, чем намечено по прогнозу Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» на 2015 г. (88%). После установления инвалидности продолжали трудиться на прежнем рабочем месте 40,6 респондентов, продолжили работу по другой специальности - 12,8%, уволились с работы 46,6%.

Среди тех респондентов, кто вынужден был уволиться в связи с установлением инвалидности (215 чел.) более половины (55,3%) до времени проведения опроса не могли найти работу. В поисках работы 11,6% респондентов находились в течение двух лет; 7,9% - искали работу один год, 3,7% - шесть месяцев; 3,3% ответивших искали работу 3 месяца. Указанное свидетельствует об инвалидности как значительной преграде для мобильности человека с физическими ограничениями на рынке труда.

Промежуток времени трудоустройства респондентов, вынужденных уволиться в связи с установлением инвалидности, отражен на рис.1.

60 50 40 % 30 20 10

У

! 1

.«Р ¿Г ^ У >■

V »

& &

Л *

Время трудоустройства

Рис. 1 Промежуток времени трудоустройства респондентов, вынужденных уволиться в связи с установлением инвалидности На вопрос, повлияло ли трудоустройство респондентов на снижение группы инвалидности при очередном переосвидетельствовании в Бюро Медико-социальной экспертизы, ответы распределились следующим образом. Большая часть (80,4%) отметила, что трудоустройство никак не отразилось на снижении группы инвалидности, доля тех, кто считает, что трудовая занятость повлияла на снижение группы инвалидности при очередном освидетельствовании в Бюро МСЭ составляет 19,6%. Ответы показывают, что необходимо обратить внимание на повышение эффективности взаимодействия между службами здравоохранения, МСЭ, службами занятости, а общественным организациям усилить контроль по вопросам сроков выдачи трудовых рекомендаций, времени поиска работы, нарушениям прав инвалидов в случае их увольнения после установления им инвалидности.

Большой исследовательский интерес представляют способы поиска места работы инвалидами. Более половины работающих инвалидов (50,7%), устраивались на работу самостоятельно. На втором месте по численности ответивших является способ трудоустройства через друзей, знакомых или родственников (27,6%), со стороны общественных организаций инвалидов получили помощь 7,4% респондентов и всего 6,2% - через службы занятости. Интересно, что положительную роль органов исполнительной власти различных уровней в содействии при трудоустройстве отмечают лишь 2,7% трудоустроившихся инвалидов. Предпочли не давать ответ о способе поиска своей работы 5,4% респондентов.

В ходе исследования было выявлено, что 62% инвалидов были охвачены реабилитационными услугами, что ниже, чем намечено по прогнозу Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» на 2015 г. (88%).

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

При этом 41% респондентов отметил получение некоторых услуг в целях их трудовой реабилитации.

Важнейшее средство содействия занятости инвалидам - квотирование рабочих мест, помогающее нуждающимся в социальной защите людям обрести равное с другими работниками положение на рынке труда. В связи с этим респондентам был задан вопрос: устраивались ли они на работу в рамках действия программы квотирования рабочих мест для инвалидов? Данные ответов свидетельствуют, что к только десятая доля (10,3%) участвующих в опросе, устраивалась на работу в рамках программы квотирования рабочих мест для инвалидов, 70,1% респондентов дали отрицательный ответ, а практически пятая часть (19,6%) из них уклонилась от выражения своего мнения.

В оценке системы квотирования рабочих мест для инвалидов более половины (55,5%) респондентов затруднились оценить эффективность системы квотирования, а 13,5% дали отрицательную оценку. Таким образом, практически 69% респондентов не могут оценить или оценивают отрицательно влияние системы квотирования рабочих мест на их трудоустройство. Только 31% ответивших считает, что система квотирования рабочих мест помогает инвалидам в их трудоустройстве.

Государственная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы 2012-2018 годы» является основным инструментом реализации социальной политики Правительства города Москвы в отношении уязвимых слоев населения, нуждающихся в государственной поддержке. Поэтому очень важна оценка мнений участников опроса об эффективности данной программы. Респондентам задавался вопрос о необходимости государственных программ Правительства Москвы по социальной поддержке инвалидов, в том числе включающих вопросы трудовой реабилитации и трудоустройства. Абсолютное большинство (93,5%) считают, что государственные программы Правительства Москвы по социальной поддержке инвалидов, включающие трудовую реабилитацию и трудоустройство очень важны, поскольку дают инвалиду психологическую и материальную поддержку. Только 4,3% респондентов отметили, что не видят в них необходимости, так как инвалид может и должен решать свои проблемы сам.

Необходимость государственных программ Правительства Москвы по социальной поддержке инвалидов, в том числе включающие направления (подпрограммы) по трудовой реабилитации и трудоустройству имеет следующее распределение мнений респондентов (рис. 2):

□ Настоятельно необходимы, поскольку дают инвалиду материальную поддержку

в В них нет необходимости, инвалид может и должен решать свои проблемы

сам

Рис. 2 Необходимость государственных программ Правительства Москвы по социальной поддержке инвалидов, в том числе включающие направления по трудовой реабилитации и трудоустройству Абсолютное большинство инвалидов (93,5%) считает целесообразным осуществление государственных программ Правительства Москвы по социальной поддержке инвалидов, выделяя при этом важность оказания услуг в области трудовой реабилитации и трудоустройства. Необходимость актуализации действий по трудовой реабилитации инвалидов была подтверждена ответами на вопрос о целесообразности создания Единого центра по трудовой реабилитации инвалидов в г. Москве (рис. 3).

□ Да ■ Нет И Затрудняюсь ответить

Рис. 3 Целесообразность создания Единого центра по трудовой реабилитации инвалидов в г. Москве

При этом доля положительно ответивших на данный вопрос составила 65,8%, отрицательно оценили целесообразность создания такого Центра - всего 6,1% респондентов. Достаточно высока доля ответивших «затрудняюсь ответить», она составила 28,1%. Данная ситуация может быть объяснена тем, что вопрос о создании единого Центра по трудовой реабилитации инвалидов в г. Москве мог быть не понят респондентами без уточнения его основных целей, функций и направлений деятельности этого вида учреждения.

Выводы и рекомендации по результатам опроса инвалидов.

1. В ходе анализа выявлено, что социальная политика в г. Москве ориентирована на сочетание социального и рыночного подходов. Социальный подход

предполагает, что государство гарантирует индивидууму доходы, способные удовлетворению общественно значимых потребностей. Для г. Москвы осуществление подобной политики в такой форме еще затруднительно с точки зрения ограниченности финансовых средств, поэтому одновременно используется рыночный подход, согласно которому государство должно лишь создавать инвалидам условия, способствующие экономической активности и получения дохода не ниже установленного уровня бедности.

2. Целесообразно рассмотреть возможность учета мнений респондентов при корректировке Государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012 - 2018 годы» и нормативных правовых актов Правительства города Москвы, регулирующих вопросы квотирования и создания рабочих мест для инвалидов.

3. Считаем полезным дополнить приоритеты в сфере занятости инвалидов такими мероприятиями, как: более точное определение индивидуальных возможностей и предпочтений инвалидов в их трудоустройстве; повышение доступности к переподготовке, а также профессиональному образованию, профориентации инвалидов молодого возраста, осуществляемой на основе тесного взаимодействия с органами службы занятости и др.

4. В социальной программе г. Москвы следует выделить трудовую реабилитацию инвалидов в качестве подпрограммы или самостоятельного направления, что позволит обеспечить комплексный характер мер в области их трудоустройства и повысить сбалансированность реальных интересов участников в триаде «инвалид-государство-бизнес».

Список литературы:

1. ДЭПиР г. Москвы, Отчет об ОРВ Концепции нормативного правового регулирования вопроса квотирования рабочих мест для инвалидов // URL: http://investmoscow.ru/media/2198067.pdf, (дата обращения: 01.02.2016).

2. Закон города Москвы от 22 декабря 2004 г. №90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 № 4).

3. Изучение проблем трудовой реабилитации инвалидов: информационно-аналитический отчет./ Петросян В.А., Холостова Е.И., Бобровский В.А., Корнилова М.В., Мкртумова И.В., Маяцкая И.Н., Попов П.В., Успенская Т.Н., Утунова Е.Ц., Фадин Н.И. М., 2015. 40 с.

4. Отчет о реализации Государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012-2018 годы за 2014 год. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. URL:: http://www.dszn.ru. (дата обращения: 01.02.2016).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 2136-р «О внесении изменений в перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1950-р, в части продления срока реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» до 2020 года».

6. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 г. № 597.

7. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», № 181-ФЗ от 24.11. 1995.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье рассматриваются и анализируются вопросы трудовой занятости инвалидов в городе Москве. В основу исследований проблем трудовой реабилитации, включая занятость инвалидов, автор взял результаты, проведенного в форме интернет - исследования блиц опроса в IV квартале 2015 года.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку, даже не смотря на принимаемые меры, инвалиды в России в целом и в городе Москве, в частности продолжают испытывать серьезные трудности с трудоустройством и наметить эффективные пути решения этих проблем без предварительного анализа состояния их занятости невозможно.

Автором проведена работа по определению эффективности реализации требований принятых в последнее время нормативных актов, в том числе: Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Федерального закон № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 2136-р продлившего срок реализации до 2020 года Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» и нормативных актов Правительства Москвы.

Проведенное аспирантом Фадиным Н.И. исследование показывает низкую эффективность работы службы занятости города Москвы по решению проблем трудоустройства инвалидов. Исследование данных Департамента труда и занятости г. Москвы, по ежегодной обращаемости инвалидов разных групп инвалидности в службы занятости населения Москвы в период 2012-2014 годы, свидетельствует о том, что число обращающихся за трудоустройством инвалидов в службы занятости составляет 6% от общего количества нетрудоустроенных инвалидов. Это так же послужило основанием для изучения автором потребности в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями, обладающими медико-социальными рекомендации (показаниями) к труду.

Анализ результатов проведенных опросов позволил сделать выводы реализация которых может повысить занятость инвалидов Москвы нуждающихся в трудоустройстве.

Научная статья аспиранта Н.И. Фадина «Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов в городе Москве» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Генеральный директор Центра социального проектирования РАЕН, доктор социологических наук, профессор

Кавокин С. Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.