Научная статья на тему 'Актуальные проблемы теории и методики научной информации в области исторических наук'

Актуальные проблемы теории и методики научной информации в области исторических наук Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
434
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы теории и методики научной информации в области исторических наук»

В. Н. БАБЕНКО АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

Определяя историю как науку, раскрывающую “многообразие форм движения общества” и позволяющую “разобраться в сложных путях, которые проходит человечество в своем развитии”, академик Е.М.Жуков подчеркивал, что она “не может существовать без систематизации объективных знаний, без теоретического обобщения эмпирического материала, без проникновения в самую суть исследуемых явлений путем раскрытия управляющих этими явлениями внутренних законов”1. Существенную роль в систематизации знаний и обобщении исторического материала призвана играть научная информация как одно из важных направлений в теории и практике исторической науки.

Понятие “информация” происходит от латинского термина шбэгтайо (разъяснение, изложение) и означает передачу устным, письменным способом или при помощи различных технических средств сведений, а также сам процесс их обработки, передачи и получения. В течение нескольких тысячелетий для исторической науки главное значение имели устный (предания, легенды, бывальщина и т.п.) и письменный (летописи, хроники и др.) способы передачи информации.

Определение понятия “научная информация” было сформулировано, отмечает немецкий исследователь М.Бониц, еще в середине 60-х годов А.И.Михайловым,

А.И.Черным и Р.С.Гиляревским2, которое затем в середине 70-х годов было ими же уточнено: “Научная информация — это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает явления и законы природы, общества и мышления и используется в общественно-исторической практике”3.

Информационная революция последней трети XX в. превратила мир в единое информационное пространство, став одним из крупнейших переворотов в истории человечества. Она вызвала оживленные споры среди ученых относительно сути определения нынешнего века, который прежде называли “веком атома”, “веком кибернетики”, “веком освоения космоса” и т.д. А.И.Арнольдов называет его веком информации, “все более ярко освещающим человечеству его историческое движение”4. Действительно, сегодня вряд ли можно найти, как отмечает А.К.Соколов, историка, “который будет оспаривать очевидные преимущества современной компьютерной технологии и связанного с нею процесса всеобщей информатизации”, захватившего и область исторических знаний5. Современная компьютерная техника и соответствующие информа-ционные технологии способствовали автоматизации процессов

библиографической обработки литературы, созданию библио-графических,

фактографических, текстовых и гипертекстовых баз данных. “Информация по проблемам истории за последние пять-шесть лет претерпела, — пишет В.М.Шевырин, — разительную

1 Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - Изд. 2-е, испр. - М., 1987. - С.5.

2 Бониц М. Научное исследование и научная информация. - М., 1987. - С.54.

3 Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика. - М., 1976. -

С.73.

4 Арнольдов А.И. Информация - глобальная ценность XXI века // Проблемы информациологии: Акад. сб. науч. тр. - М., 1997. - С.64.

5 Соколов А.К. “Медленная наука” // Новая и новейшая история. - М., 1997. - № 5. - С.90.

метаморфозу, превратившись из “зеркала”, в котором отражалась степенная российская Клио, в лоцманскую карту бушующей книжной стихии, по крайней мере, ее наиболее бурных участков”6 .

Данная статья посвящена актуальным проблемам развития научной информации в системе исторических наук в нашей стране в послевоенный период. К настоящему времени сформировалось три основных направления в области научной информации: библиографическое, реферативное и аналитическое. До середины 40-х годов наибольшее развитие получило библиографическое направление, т.е. целенаправленная подготовка тематических библиографических указателей по различным проблемам отечественной и зарубежной истории, а также научно-методическое обеспечение данной работы. С 1947 г. начинается выпуск текущих библиографических указателей “Новая советская литература по общественным наукам”7 и “Новая иностранная литература по общественным наукам”8 серии “История. Археология. Этнография”.

Реферативная информация по истории нашла свое организационное и научнопрактическое воплощение в начале 70-х годов, когда Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) АН СССР приступил к регулярному выпуску периодических подписных изданий - реферативных журналов “Общественные науки в СССР”9 и “Общественные науки за рубежом”10 серии “История”. С этого времени берет свое начало и систематическая подготовка проблемно-тематических реферативных сборников по истории.

Аналитическая информация, являясь высшей ступенью информационной деятельности, получила широкое распространение в 80-е годы, когда начали регулярно выпускаться отдельными изданиями аналитические обзоры и сборники обзоров по различным направлениям исторических наук.

Актуальность и научная новизна данной темы обусловлены отсутствием в отечественной историографии комплексных научных публикаций по данной проблеме. Только первое направление в научно-информационной деятельности в области истории -библиографическое - достаточно широко освещается в научной периодике и некоторых отдельных изданиях. Что касается реферативной и аналитической информации, то эти два направления требуют углубленного, развернутого теоретического и научно-методического обеспечения, обобщения опыта работы над довольно большим массивом реферативных и аналитических изданий по истории.

Библиографическая информация по истории является традиционной и наиболее распространенной формой информа-ционной деятельности. Она приобретает особое значение на современном этапе общественного развития страны, вызвавшем повышенный интерес к историческим событиям далекого и недавнего прошлого России, объективной оценке их освещения в литературе. И здесь роль научной информации особенно велика. С ее помощью можно достаточно быстро и точно определить, какие страницы отечественной истории были подвержены наибольшей фальсификации, а какие в течение многих десятилетий оставались для исследователей закрытыми.

Разумеется, что научно-библиографическая информация по истории лежит в основе любого научного исследования. Ведь без сведений об опубликованных и неопубликованных документах, статьях, книгах, рецензиях и других публикациях по теме исследования историк не сможет полноценно начать собственное изучение той или иной проблемы. В противном случае он рискует изобрести в очередной раз уже изобретенный велосипед, т.е. затратить впустую значительное количество времени, или допустить дублирование и прийти в конечном итоге к неполноценным выводам. Кроме того, на базе

6 Шевырин В.М. Научная информация в сфере отечественной истории // Теория и практика общественно-научной информации. — М., 1996. — Вып. 12. — С.47.

7 Новая советская литература по общественным наукам: Библиогр. указ. История. Археология.

Этнография / АН СССР. ИНИОН. — М., 1947 — 1992. (в 1992 г. — Новая отечественная литература по

общественным наукам).

8 Новая иностранная литература по общественным наукам: Библиогр. указ. История. Археология. Этнография / АН СССР. ИНИОН. — М., 1947 — 1992.

9 Общественные науки в СССР: Реф. журнал. Сер.5. История / АН СССР. ИНИОН. — М., 1972 — 1994.

10 Общественные науки за рубежом: Реф. журнал. Сер.5. История / АН СССР. ИНИОН. — М., 1972 —

1994.

библиографической информации фактически создаются другие виды информационных изданий: реферативные и аналитические.

Общеизвестно, что поиск источников и других публикаций по теме исследования сопровождается значительными затратами времени. Чтобы избежать этого, необходимо освоить некоторые приемы и методы поиска необходимой информации, которые помогут ориентироваться в огромном массиве библиографических пособий и каталогов. Эту функцию выполняет историческая библио-графия как научно-вспомогательная дисциплина, представляющая собой область научно-практической деятельности, направленной на обеспечение библиографической информацией исторических исследований.

Анализу исторической библиографии и ее месту в рамках вспомогательных исторических дисциплин посвящены исследования Г.М.Марковской, И.Д.Парфенова, Л.Н.Простоволосовой, Н.М.Черемисиной, Р.Г.Эймонтовой11 и др. В них нашли отражение как научно-методические проблемы, так и вопросы планирования, подготовки и издания библиографических пособий, затрагиваются практически все основные функции исторической библиографии: поисковая, экспертная, систематизирующая и

коммуникативная.

Выпуск в нашей стране научно-исследовательскими институтами, вузами, библиотеками, другими организациями и учреждениями большого количества различного типа библио-графических указателей, создание библиографических баз данных требуют научного обобщения и соответствующего научно -методи-ческого обеспечения. К сожалению, статьи и пособия научно-методического характера не в состоянии дать ответы на все возникающие вопросы, лишь фрагментарно отражая состояние научнобиблиографической информации в области исторических наук.

Известно, что в процессе библиографической обработки научной литературы по истории библиографы руководствуются соответствующими международными и государственными стандартами12. Однако специфика структуры и развития, особенности языка и фактографической базы исторической науки требуют специальной дисциплины, которая и занялась бы обобщением опыта библиографической обработки научной литературы и подготовки различного типа библиографических пособий. Такой вспомогательной научной дисциплиной в полной мере можно считать историческую библиографию, по словам И.Д.Парфенова, “пред-метом которой является разработка приемов и методов поиска, библиографического описания, целевого отбора, научной система-тизации источников и литературы и передачи полученной инфор-мации

13

исследователю”13.

Основополагающее звено в функционировании исторической библиографии, обеспечивающее историко-библиографические ис-следования и составление различных видов библиографических пособий, составляет разработка научной методики. Научнометодические проблемы развития исторической библиографии или отдельных ее аспектов занимают центральное место в многочис-ленных публикациях14.

11 Марковская Г.М. Библиография историческая // Советская историческая энциклопедия. - М., 1962. -Т.2. - С.398-402; Парфенов И.Д. Предмет и содержание курса исторической библиографии // Вопр. истории. -М., 1983. - № 11. - С. 108-112; Парфенов И.Д. Основы исторической библиографии. - М., 1990. - 111 с.; Простоволосова Л.Н., Черемисина Н.М. Историческая библиография: История и соврем. состояние. Учеб. пособие. - М., 1990. - 81 с.; Черемисина Н.М. Историческая библиография как научно-вспомогательная дисциплина // Ист. СССР. - М., 1987. - № 4. - С. 140-152; Черемисина Н.М. Курс исторической библиографии // Вопр. истории. - М., 1986. - № 5. - С.93-95; Эймонтова Р.Г. Пути и задачи исторической библиографии // Ист. СССР. - М., 1973. - № 5. - С. 180-189 и др.

12 ГОСТ 7.0-84. Библиографическая деятельность. Основные термины и определения. - Взамен ГОСТ 7.077; Введ. 01.01.86. - М., 1987. - 24 с.; ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления /

Гос. ком. СССР по стандартам. - Изд. офиц. - М., 1984. - 77 с.; ГОСТ 7.61-90. Издания. Государственные библиографические указатели: Общ. требования / Гос. ком. СССР по упр. качеством продукции и стандартам. -Изд. офиц. -М., 1990. - 13 с. и др.

13 Парфенов И.Д. Основы исторической библиографии. - М., 1990. - С.7.

14 Вопросы теории и методики исторической библиографии: Сб. тр. - М., 1973. - 219 с.; Вопросы

теории, методики и эффективности использования рекомендательной исторической библиографии: Сб. тр. - М.,

Непосредственно с решением научно-методических проблем связана подготовка специалистов в области исторической библиографии. Для этого необходимо прежде всего, чтобы в основных университетах и гуманитарных вузах полноценно преподавалась данная научная дисциплина. Проблемам и перспективам преподавания исторической библиографии в вузах посвящены статьи А. О. Зильбермана, И. Д. Парфенова, Н.М.Череми-синой и Р.Г.Эймонтовой15.

Научно-методические проблемы содержательной обработки литературы и составления текущих библиографических пособий в традиционном и автоматизированном режимах нашли отражение в работах многих исследователей16.

Вопросам подготовки ретроспективных указателей литературы и их анализу отводится центральное место в статьях Ф.М.Березина и В.А.Виноградова, И.П.Доронина, К.В.Душенко и А.А.Либермана, Г.Л.Левина, Л.Л.Маянц, К.Р.Симона17 и др.

Проблемам составления и эффективного использования различными категориями читателей (историками, пропагандистами, преподавателями и др.) рекомендательных указателей литературы посвящены исследования Л.Л.Маянц, И.А.Чемерисского, Н.М.Чере-мисиной, В.С.Шишкиной и Г.И.Яковлевой18.

Трудности, связанные с подготовкой краеведческих библио-графических пособий, достаточно подробно рассматриваются в работах С.С.Грызуновой19 и И.И.Михлиной20.

1980. — 121 с.; Марковская Г.М. Организация и методика советской исторической библиографии: Лекция... — М., 1959. — 36 с. и др.

15 Зильберман А.О. О преподавании исторической библиографии // Вопр. истории. М., 1984. — № 8. — С. 114-116; Парфенов И.Д. Предмет и содержание курса исторической библиографии // Вопр. истории. — М., 1983.

— № 11. — С. 108-112; Черемисина Н.М. Курс исторической библиографии // Вопр. истории. — М., 1986. — № 5.

— С.93-95; Эймонтова Р.Г. Историческая библиография и преподавание истории исторической науки // Вопросы историографии в высшей школе. — Смоленск, 1975. -С. 141-151.

16 См.Бабенко В.Н. Новые методы содержательной обработки литературы и поиска библиографической информации по проблемам истории внешней политики советского государства // Двустороннее сотрудничество СССР с освободившимися странами: Сб. науч. тр. — М., 1987. — С. 3-8; Он же. Некоторые вопросы совершенствования содержательной обработки С- литературы по истории, археологии и этнографии // Развитие научной информации по общественным наукам в условиях перестройки. — М., 1988. — Ч.2. — С.43-49; Он же. Вспомогательные указатели библиографических изданий: Проблемы составления и эффективности // Теория и практика общественно-научной информации. — М., 1996. — Вып. 12. — С.205-213; Зильберман А.О. Отбор литературы по смежным с историей наукам в общеисторические указатели // Сов. библиогр. — М., 1973. — № 6.

— С.71-81; Рахманова Т.К., Ушакова Г.Д. О библиографических указателях документальных публикаций по истории советского общества: Из опыта работы // Вопросы теории и методики исторической библиографии: Сб. тр. — М., 1973. — С. 132-170 и др.

17 Березин Ф.М., Виноградов В.А. Советско-финляндское сотрудничество в области уралистики // Вестник АН СССР. — М., 1989. — № 8. — С. 136-140; Доронин И.П. Принципы отбора советской литературы для ретроспективной библиографии по истории СССР (Из опыта работы ФБОН АН СССР): Расширенные тезисы. — М., 1961. — 24 с.; Душенко К.В., Либерман А.А. Ретроспективные указатели по отечественной истории в оценках экспертов // Сов. библиогр. — М., 1987. — № 4. — С.8-17; Левин Г.Л. Ретроспективная национальная библиография России // Сов. библиогр. — М., 1992. — № 2. — С.7-13; Маянц Л.Л. Ретроспективная научно-вспомогательная библиография истории СССР и ее соответствие потребностям исторической науки: по данным анализа массива библиографических пособий // Библиотека и история: Сб. науч. тр. — М., 1994. — Вып.2.

— С.29-36 и др.

18 Маянц Л.Л. Итоги изучения эффективности использования рекоменда-тельных пособий ГПИБ в

массовых библиотеках РСФСР (1976-1979 гг.) // Вопросы теории и эффективности использования рекомендательной исторической библио-графии: Сб. ст. — М., 1980. — С.99-120; Чемерисский И.А. Вопросы методики составления рекомендательных указателей для пропагандистов // Вопросы теории, методики и эффективности использования рекомендательной исторической библиографии: Сб. тр. — М., 1980. — С.5-27; Шишкина B.C., Яковлева Г. И. О составлении рекомендательных пособий серии “Что читать дальше по

истории... Книжные закладки” // Вопросы теории, методики и эффективности использования рекомендательной исторической библиографии: Сб. ст. — М., 1980. — С.75-98 и др.

19 Грызунова С.С. Совершенствование системы историко-краеведческих библиографических пособий как

фактор оптимизации библиографического обеспечения исторических исследований: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1984. — 16 с.

Интересное обобщающее исследование по истории государ-ственной библиографии в России XVШ-XX вв. предпринял Б.А.Семеновкер. Публикация его осуществлялась в течение года в журнале “Библиография” (с № 3 1997 г. по № 3 1998 г.). Он автор и ряда других работ. Нельзя не согласиться с его утверждением, что “библиографическая текстология находится на грани слишком разных научных дисциплин, что является

значительным препятствием для осознания ее научного потенциала в получении новых

21

знаний нестандартными методами”21.

Отдельно на вопросах роли исторической библиографии и библиографических пособий в историческом исследовании основывается О.С.Острой в статье “Библиографическое и справочное пособия - исторический источник?22”. В ней, в частности, отмечается, что возможность использования библиографических указателей “в качестве историко-культурного источника, свидетеля и передатчика событий, фактов и настроений несомненна”, хотя они и играют “в известной мере подсобную роль, помогая выявить отдельные моменты, подтверждая отдельные закономерности конкретной эпохи...”23.

Анализу проблем подготовки библиографических указателей по отечественной и всеобщей истории посвящены публикации А.О.Зильбермана, М.А.Заборова, Г.М.Марковской, К.Р.Симона, И.И. Фроловой и Н.М.Черемисиной24.

Перспективным жанром научных публикаций представляется библиографический обзор, который К.Р.Симон определяет как особую форму библиографии, где “отдельные библиографические описания или упоминания о различных работах объединены связующим их текстом”25. Такой обзор включает обычно две части: 1) основной текст, в

котором даются краткие сведения об определенных произведениях (автор и заглавие) и их характеристика; 2) библиографические описания, расположенные в алфавитном порядке или в соответствии с определенной схемой классификации. Проблемы составления таких видов изданий отражены в работе М.А.Брискмана и М.П.Бронштейна26. Примером данного жанра, изданного в качестве библиографических обзоров, может служить работа Г.В.Ефимова27, которая по своей форме и содержанию приближается фактически к монографическому исследованию.

20 Михлина И.И. Краеведческая библиография в системе библиографической деятельности в СССР: Учеб. пособие по спецкурсу. - Краснодар, 1989. - 114 с.; Она же. - Краеведческая библиография // Библиография российской библиографии 1996: Гос. библиогр. указ. - М., 1998. - С. 10-14.

21 Семеновкер Б.А. Библиографический текст как объект исследования в истории и социологии // Историко-библиографические исследования: Сб. науч. тр. - СПб., 1992. - Вып.2. - С. 104.

22 Острой О.С. Библиографическое и справочное пособия - исторический источник? // Историкобиблиографические исследования: Сб. науч. тр. - СПб., 1992. - Вып.2. - С. 105-119.

23 Там же. - С. 118-119.

24 Зильберман А.О. Великий Октябрь в библиографических изданиях // История СССР. - М., 1988. - №

2. - С.171-176; Он же. Новые библиографические издания по истории СССР // Вопр. истории. - М., 1983. - № 2. - С. 124-129; Заборов М.А. Французские указатели рабочеведческой литературы // Сов. библиогр. - М., 1980. - № 3. - С.85-94; Марковская Г.М. Советская научно-информационная библиография по истории Великой Октябрьской социалистической революции // Теория и история библиографии: В память К.Р.Симона. -М., 1969. - С.221-241; Симон К.Р. Важнейшие библиографии по истории Англии // Ист. журнал. - М.,

1945. - № 5. - С.83-86; Он же. Важнейшие библиографии по истории Франции // Вопр. истории. - М., 1946. -№ 7. - С. 134-138; Фролова И.И. Из истории текущего учета исторической литературы во Франции // Историкобиблиографические исследования: Сб. науч. тр. - СПб., 1993. - Вып.З. - С.78-91; Она же. Историческая библиография во Франции // Вопр. истории. - М., 1979. - № 2. - С. 186-189; Черемисина Н.М. Советская

научно-впомогательная библио-графия всеобщей истории // Вопр. истории. - М., 1975. - № 6. - С. 138-144.

25 Симон К.Р. Библиография: Основные понятия и термины. - М., 1968. - С.20.

26 Брискман М.А., Бронштейн М.П. Составление библиографических пособий: Практическое руководство. - М., 1964. - С.166-171.

27 Ефимов Г.В. Историко-библиографический обзор источников и литературы по новой истории Китая: В 2-х ч. - Л., 1965-1968.

4.1. Введение. Обзор источников. 177 с.

4.2. Историко-библиографическое обозрение источников и литературы по новой истории Китая. 91 с.

Следует подчеркнуть, что в сфере научной информации в последнее десятилетие особое место занимают исследования по проблемам развития и использования автоматизированных баз данных по истории28.

В целом имеющиеся публикации дают определенную картину состояния в нашей стране научно-библиографической информации в области исторических наук. Исследователи, представляющие различные научные учреждения, обобщая практический опыт работы библиографов, компенсировали в какой-то степени отсутствие в стране единого научного центра, который мог бы координировать процесс подготовки текущих и ретроспективных библиографических пособий, обобщать практический опыт работы библиографов и осуществлять ее научно-методическое обеспечение.

В стране имеется несколько научных учреждений и библиотек, которые могли бы выполнять роль такого научного центра. В первую очередь это - ИНИОН РАН, который наряду с активным участием в разработке теоретических и научно-методических проблем в области научной информации начиная с 1947 г. осуществляет ежемесячное издание текущих библиографических указателей, включающих информацию о новых поступлениях научной литературы по всему комплексу исторических наук29. Кроме того, ИНИОН издает ежегодники и ретроспективную библиографию по различным проблемам истории России и зарубежных стран, принимал и принимает активное участие в подготовке фундаментальных многотомных международных библиографий. Усилиями сотрудников Института создана уникальная библиографическая база данных по истории.

Большой вклад в разработку теории и методики исторической библиографии, подготовку многочисленных ретроспективных указателей литературы вносит коллектив Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ). В изданных библиотекой сборниках научных трудов30 анализируется практический опыт работы библиографического отдела над двумя сериями научно-вспомогательных указателей по истории исторической науки в СССР31, документальных публикаций по истории советского общества, рассматриваются проблемы теории, методики и эффективности использования рекомендательной исторической библиографии. В двух выпусках сборника “Библио-тека и история” наряду с материалами по истории создания ГПИБ помещены и статьи, посвященные проблемам историографии, источниковедения,

общеметодологическим вопросам исторической библиографии и т.д.

Весом вклад в развитие исторической библиографии коллектива Российской национальной библиотеки (г.Санкт-Петербург), подготовившего четыре выпуска сборника научных трудов “Историко-библиографические исследования”32. В них нашли отражение статьи и очерки по истории русской и зарубежной библиографии, теоретическим вопросам исторической библио-графии. Ряд статей посвящен деятельности таких видных библиографов, как М.А.Корф, В.Э.Банк, А.С.Поляков, Н.В.Здобнов, А.В.Ратнер и др., воспоминаниям о них, публикациям их работ, деятельности библиографических обществ и учреждений.

Значительный вклад в разработку теории и методики исторической библиографии внесли преподаватели и сотрудники Российского государственного гуманитарного

28 Моисеенко Т.Л. Создание банков информации в исторической науке: Науч.-аналит. обзор. — М., 1990.

— 43 с.; Она же. Об использовании банков машиночитаемых данных по истории и новейшей зарубежной историографии // Ист. СССР. — М., 1985. — № 5. — С. 179-195; Она же. О зарубежных банках библиографических данных по истории // Библиотековедение и библиография за рубежом. — М., 1986. — № 110. — С.43-55; Она же. Автоматизированные банки данных в исто-рической науке: Современное состояние и основные тенденции развития. (0бзор) // Теория и практика общественно-научной информации. — М., 1990. — Вып. 1. — С. 104-125.

29 Новая иностранная литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография. — М., 1947 — 1992; Новая советская литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография. — М., 1947 — 1991.

30 Библиотека и история. (Гос. публ. ист. б-ка: страницы истории): Сб. науч. тр. — М., 1991. -Вып.1. — Ч. І-ІІІ.; Библиотека и история: Сб. науч.тр. — М., 1994. — Вып.2-3.

31 История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период: Библиогр. — М., 1965. — 703 с.; История исторической науки в СССР. Советский период, октябрь 1917-1967: Библиогр. — М., 1980. — 733 с.

32 Историко-библиографические исследования: Сб. науч. тр. — Л., 1990. — 175 с.; Историкобиблиографические исследования: Сб. науч. тр. — СПб., 1992-1998. — Вып.2-7.

университета (РГТУ), Московского и Санкт-Петербургского государственных институтов культуры, Российской государственной библиотеки и других учреждений.

Тем не менее следует назвать ряд проблем теоретического и методического характера в рамках исторической библиографии, требующих дальнейшей разработки. Среди них: 1) роль истори-ческой библиографии в развитии исторических наук; 2) вопрос о взаимодействии и взаимосвязи исторической библиографии с источниковедением и археографией, с историографией и особенно с недавно возникшей новой научной дисциплиной - исторической информатикой; 3) проблема классификации (типологии) библио-графических пособий по истории; 4) изучение информационно-

библиографических потребностей историков-исследователей; 5) методика

библиографирования или содержательной обработки литературы для включения информации о ней в автоматизированные базы данных; 6) методы и приемы поиска информации в соответствующих базах данных и ее применения в научных исследованиях.

Опубликованные в исследуемый период библиографические указатели можно свести к нескольким группам, в названиях которых встречаются следующие подзаголовки, соответствующие определен-ным типам изданий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) библиография (библиография научных трудов, библио-графия иностранной библиографии, библиография русской библио-графии, библиография русского летописания, библиография советской исторической литературы и т.д.);

2) указатель (указатель литературы, указатель советской литературы, указатель русской и советской литературы, указатель работ, указатель опубликованных источников и литературы, указатель содержания, указатель к содержанию, указатель докторских и кандидатских диссертаций и т.п.);

3) библиографический указатель (библиографический указа-тель литературы, библиографический указатель отечественной литературы, библиографический указатель советской литературы, библиографический указатель литературы на русском языке, библио-графический указатель документальных публикаций, библио-графический указатель докторских и кандидатских диссертаций, библиографический указатель изданий и т.д.);

4) аннотированный библиографический указатель (аннотиро-ванный указатель литературы, аннотированный указатель библио-графических пособий, аннотированный указатель советских библиографических пособий, аннотированный указатель военномемуарной литературы, аннотированный указатель мемуарной литературы, аннотированный указатель содержания, анноти-рованный указатель книг и публикаций в журналах, аннотированный указатель советских и зарубежных книг, аннотированный перечень библиографических указателей, аннотированный перечень русских библиографий и т.п.);

5) рекомендательный указатель литературы (рекомендатель-ный библиографический указатель, рекомендательный список литературы и т.д.);

6) научно-вспомогательный указатель литературы (научно -вспомогательный библиографический указатель и т.п.);

7) информационно-библиографический указатель;

8) библиографические материалы (материалы для библио-графии и т.д.);

9) каталог (каталог книг, библиографический каталог, каталог сборников документов, каталог русской книги, каталог изданий, каталог выставки и др.).

Приведенный перечень подзаголовков свидетельствует, что в процессе практической информационно-библиографической работы общепринятой типологии изданий придерживаются не всегда. С одной стороны, это может свидетельствовать о большом разно-образии библиографической продукции, с другой - о недостаточной методической подготовке составителей соответствующих указателей. Так, например, в 1970, 1979 и 1985 гг. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина выпустила три библиографических указателя, посвященных Великой Отечественной войне. Причем в первом случае тип издания был обозначен как “рекомендательный указатель литературы”33, в последующих

33 Великая победа: Рек. указ. лит. о Великой Отеч. войне 1941-1945 гг. / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Сост.: Киреева М.Е. и др.; Ред. Кравцов И.В. - М., 1975. - 233с.

двух — как “рекомендательный библиографический указатель”34. Не совсем корректным является и применение относительно типов изданий словосочетания “информационнобиблиографический указатель”, так как любой указатель преследует главную цель — довести информацию о вышедшей за определенный период научной литературе по определенной теме до исследователя, преподавателя, студента и другого потенциального потребителя.

По нашему мнению, типология библиографических изданий может быть представлена таким образом:

1) виды библиографических указателей по периодичности: а) периодические издания (текущие указатели литературы, ежегод-ники); б) непериодические издания (ретроспективные указатели литературы);

2) виды библиографических указателей по целевому назначе-нию: а) научновспомогательные указатели; б) рекомендательные указатели и др.;

3) типы библиографических указателей по видовым признакам учитываемой литературы: а) указатели книг; б) указатели книг и статей; в) указатели библиографических пособий (библиография библиографий); г) указатели источников; д) указатели докторских и кандидатских диссертаций и др.;

4) виды библиографических указателей по степени содержа-тельной переработки информации: а) аннотированные указатели литературы; б) каталоги (книг, изданий, документов и т.п.); в) списки литературы; г) перечни литературы и др.;

5) виды библиографических указателей по материальной конструкции публикаций:

а) библиографические указатели (книж-ные издания); б) прикнижная библиография (списки литературы, помещенные в отдельных книгах); в) пристатейная библиография (библиографическая информация в сносках, ссылках и приста-тейных списках) и т.д.

Существуют и другие подходы к типологии библио-графических указателей, основанные на проблемно-тематическом принципе. Так, например, И.Д.Парфенов выделяет следующие типы библиографических пособий по истории:

1) указатели литературы по всемирной истории в целом;

2) указатели по отдельным периодам всемирной истории;

3) указатели, охватывающие историю отдельных стран;

4) указатели по истории отдельных местностей;

5) тематические указатели по истории отдельных событий и проблем;

6) указатели по отдельным отраслям исторической науки;

7) указатели источников;

8) указатели по вспомогательным историческим дисциплинам;

9) указатели по истории исторической науки;

11) библиография трудов отдельных историков;

12) указатели содержания исторических журналов;

13) указатели изданий научных обществ и учреждений.

Исходя из представленного выше анализа, можно конста-тировать, что наличие различных подходов к типологии библио-графических пособий, к методике их составления и поиска необходимой информации, а также большое количество библио-графических указателей, издаваемых различными библиотеками, научно-исследовательскими институтами и вузами страны, не в состоянии решить одну из важнейших задач — обеспечить историков разнообразной, оперативной, сбалансированной и объективной библиографической информацией. Отсутствие централизованной координации приводит к тому, что тематика многих библио-графических пособий дублируется. В то же время ряд актуальных тем не нашел отражения в библиографических указателях. А это в свою очередь ограничивает проведение комплексных исторических исследований. Переосмысление исторического процесса в целом и отечественной истории в частности, ликвидацию ее “белых пятен” невозможно решить без соответствующего библиографического обеспечения. И ретро-спективная библиография должна сыграть в этом заметную роль.

Однако для того чтобы восстановить преемственность в подготовке ретроспективных указателей литературы по важнейшим направлениям исторической науки и довести учет

34 Великая победа, 1941-1945: Рек. библиогр. указ. / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Сост.: Ларина Е.И. и др.; Ред. Киреева М.Е. - М., 1979. - 255 с.; Великая победа, 1941-1945: Рек. библиогр. указ. / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Сост.: Киреева М.Е. и др. - М., 1985. - 223 с.

научной литературы до сегодняшнего дня, добиться согласованного планирования и выпуска тематических указателей литературы, необходимо создать эффективный научнокоординационный центр. Такой центр мог бы не только планировать работу различных учреждений по подготовке текущей и ретроспективной исторической библиографии, но и оказывать им необходимую научно-методическую помощь.

Применение новейших компьютерных программных средств и технологий в исторических исследованиях не исключает в нынешнее время и широкое использование реферативной информации на различных носителях (от бумажных до лазерных дисков) в научных исследованиях и в учебном процессе. По-прежнему остаются актуальными методические проблемы реферирования в области исторических наук. Важными среди них являются: 1) вопросы соответствия определения термина “реферат” в нормативных документах и в исследованиях методического характера; 2) типо-логия рефератов; 3) особенности их подготовки и перспективы развития реферативной информации в условиях глобальной информационной революции. Актуальным, думается, остается и в новых условиях утверждение: “...реферирование - интел-лектуальный творческий процесс, включающий осмысление, аналитико-синтетическую переработку информации и создание нового документа-реферата, обладающего специфической языково-стилистической формой”35.

Проблемы теории и методики реферирования в области исторических наук не получили еще достаточного освещения в отечественной историографии. В значительной степени они затрагиваются в монографии В.А.Виноградова36, статьях И.Н.Кравченко37,

А.А.Твердохлеба38, В.М.Шевырина39 и некоторых других исследователей.

В настоящее время имеется множество определений термина “реферат”. Самым общим из них является следующее: “Реферат - это краткое изложение содержания научного документа”40. Но данное определение абсолютно не отражает особенности реферата как особого вида научной продукции. К.Р.Симон определил реферат как “краткое изложение содержания работы, основных приводимых в ней фактических

41

данных, ее методики и выводов из нее”41.

В определении, предложенном В.И.Соловьевым, предпринята попытка всесторонне раскрыть особенности понятия “реферат”. В нем реферат рассматривается как “семантически адекватное, ограниченное малым объемом и вместе с тем возможно полное изложение основного содержания первичного документа, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями различных категорий”42. В данном определении отражены важнейшие существенные признаки реферата, в том числе его целевое назначение.

Согласно действующему с 1 июля 1997 г. ГОСТу 7.9-95 “реферат - краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата”43.

35 Гречихин А.А., Здоров И.Г., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. — М., 1983. — С.239.

36 Виноградов В.А. Общественные науки и информация. — М., 1978. — 263 с.

37 Кравченко И.Н. Теоретические и методические проблемы реферирования (исторические науки) // Реферирование в общественных науках: Теория и методика. — М., 1982. — С. 19-42.

38 Твердохлеб А.А. Новое историческое знание и информационная среда // Развитие научной информации в области социальных и гуманитарных наук: Мат. теорет. конф. — М., 1994. — С.151-156.

39 Шевырин В.М. Научная информация в сфере отечественной истории // Теория и практика общественно-научной информации. — М., 1996. — Вып. 12. — С.47-53.

40 Гречихин А.А., Здоров И.Г., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. — М., 1983. — С.203.

41 Симон К.Р. Библиография: Основные понятия и термины. — М., 1968. — С.123.

42 Гречихин А.А., Здоров И.Г., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. -М., 1983. — С.225.

43 Реферат и аннотация. Общие требования. ГОСТ 7.9-95 //Стандарты по издательскому делу. — М., 1998.

— С. 132.

В монографии академика В.А.Виноградова “Общественные науки и информация”44 значительное место отведено проблемам методики реферирования общественнополитической литературы, анализу структуры и содержания реферативных журналов как основного звена системы информационных изданий. В ней, в частности, отмечается, что реферат - это “особый жанр научной продукции, для создания которого требуется как большое искусство и талант референта, так и умелое использование научно обоснованной методики”45. В монографии рассматриваются следующие основные требования, предъявляемые к реферату: 1) новизна информации; 2) научная адекватность

реферата источ-нику; 3) выявление концепции автора и оптимальное сочетание теоретического и фактического материала; 4) достижение макси-мальной

информативности при повышении коэффициента свертываемости информации.

Коэффициент свертываемости информации определяется как “отношение объема реферируемых источников к объему реферативного издания” и отражает “взаимозависимость объемов источника и реферата”46. Но здесь необходимо иметь в виду, что коэффициент свертываемости информации в данном случае вступает в противоречие с понятием “информационная емкость реферата”, которая определяется не столько его объемом, а зависит прежде всего от содержания первоисточника и умения референта выбрать из него необходимую информацию и адекватно отразить ее в реферате. Поэтому возникает вопрос, связанный с возможным объемом реферата и его соотнесением к объему реферируемого источника. ГОСТ 7.9-95 “Реферат и аннотация. Общие требования” указывает, что “в информационных изданиях по общественным наукам объем реферата не регламентируется”47. В соответствии с “Методикой составления рефератов для информационных изданий по культуре и искусству” рефераты на статьи должны составлять не более 9 тыс. знаков, а на монографии и сборники - не более 27 тыс. знаков48. Государственный стандарт США предусматривает следующие объемы данного информационного жанра: рефераты на краткие сообщения - 500-600 слов (одно слово составляет в среднем 5-6 знаков); рефераты на статьи - 1250-1500 слов; рефераты на научные отчеты и диссертации - 2,5-3 тыс. слов49. Таким образом, объемы рефератов на статьи согласно американскому стандарту составляют 9 тыс. знаков и совпадают с выше названными рекомендациями, а на монографии и сборники они составляют только 18 тыс. знаков.

Сложившаяся же практика реферирования научной литера-туры, а также соотнесение объема автореферата и диссертации свидетельствуют, как считает В.И.Соловьев, о том, что оптимальный объем реферата должен составлять в среднем 1015% реферируемого документа50. В данном случае в реферате в полной мере можно отразить все элементы структуры, основной фактографический материал, методические и концептуальные особенности реферируе-мого источника, статистические и справочные данные. Такой реферат может заменить исследователям и преподавателям первоисточник, который, возможно, им недоступен по тем или иным причинам. Но нельзя не учитывать особенности реферируемых источников и области науки, к которой они относятся, издательские возможности соответствующих учреждений и т.д. Так, например, в № 1 реферативного журнала “Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература” серии “История” текст 27 рефератов составляет 170 с., общий объем

реферируемых источ-ников - 6942 с., а средний объем одного реферата - 6,3 с. или 12 215 знаков51. Таким образом, коэффициент свертываемости информации (КСИ) в данном номере журнала составляет 1:40. В то же время реферат на книгу британских

44 Виноградов В.А. Общественные науки и информация. — М., 1978. — 263 с.

45 Там же. — С. 103.

46 Там же. — С. 100.

47 Реферат и аннотация. Общие требования. ГОСТ 7.9-95 //Стандарты по издательскому делу. — М., 1998.

— С. 135.

48 См.: Гречихин А.А., Здоров И.Г., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат.

— М., 1983. — С.222.

49 Там же.

50 Там же. — С.223.

51 Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература: Реф. журнал. Сер.5. История / РАН. ИНИОН. — М., 1998. — № 1. — 276 с.

исследователей Ч.Харви и Дж.Пресса “Базы данных в историческом исследовании: Теории, методы и практика использования” общим объемом 331 с. составил 8 полных страниц (15 500 знаков), что соответствует 2,5% рефери-руемого документа52, или КСИ 1:41. Реферат на книгу французского историка Ж. Ле Гоффа “Людовик Святой” общим объемом 956 с. насчитывает 14 с. (27160 знаков), что составляет 1,5%53, или КСИ - 1:68. Информация о книге американского исследователя Дж. Хорна “На сей раз огонь. Восстание в Уоттсе в 1960-е годы”, объемом 443 с., отражена в реферате объемом 2,5 с. (4850 знаков), что составлял 0,6%54, или КСИ - 1:177. Реферат на статью канадского исследо-вателя Р.Джонсона “Жизненный цикл семьи и экономическое расслоение: Исследование на примере сельской России”, общим объемом 27 с., составляет 6,5 с. (12 610 знаков) и соответствует 24%55, или КСИ - 1:4. Таким образом, если следовать вышеприведенным рекомендациям, объем реферата на книгу Ж. Ле Гоффа должен был бы составить как минимум 95 с., а реферат на статью Р.Джонсона - не более 4 с.

Проблема свертываемости информации, ее пределы нашли отражение в статье

В.В.Зубенко56. На основе анализа отечественных и зарубежных реферативных и научнометодических изданий он считает оптимальным коэффициентом свертываемости информации 1:3357. При этом необходимо иметь в виду, что коэффициент свертываемости информации может применяться только при анализе реферативных изданий в целом. Использовать его в процессе рассмотрения отдельных рефератов, думается, бессмысленно, так как, например, реферируемая историческая научная литература включает, как правило, историографические обзоры, методологическую и методическую оценку степени разработки исследуемой темы, большой фактографический мате-риал, справочные и статистические данные. И чрезмерное увлечение свертываемостью информации здесь может привести к невоз-можности из-за ограничения объема включить в реферат важнейшие сведения, что неизбежно превратит реферат в расширенную аннотацию, выполняющую сугубо сигнальную функцию о появле-нии в свет той или иной публикации.

Следует отметить, что проблема свертываемости информации требует анализа особенностей реферата как вторичного документа. При составлении и редактировании реферата необходимо учитывать то, что его важнейшей специфической особенностью является полная содержательная и частично формальная зависимость от первичного документа. В данном контексте реферат необходимо рассматривать как информационную модель реферируемого источника. В нем должна быть адекватно отражена научно значимая информация и сохранены отдельные элементы структуры первич-ного документа. Этот вопрос приобретает особое значение при формировании автоматизированных реферативных баз данных, где такие элементы структуры, как библиографическое описание первоисточника, дескрипторы и ключевые слова во избежание проблем с поиском необходимой информации, должны максимально совпадать.

Являясь специфическим жанром научной информации, реферат во многом по своей структуре зависит от реферируемого документа. Тем не менее в его структуре обычно выделяются три основные части: 1) заглавие; 2) текст реферата; 3) справочный аппарат.

Заглавие реферата включает в первую очередь библиогра-фическое описание реферируемого источника. Если же реферируется литература на иностранных языках, то в самом начале дается краткий перевод заглавия, а затем библиографическое описание документа на языке оригинала. В сводных рефератах сначала приводится название данного реферата, после чего идет перечень библиографических описаний реферируемых источников. Причем, очередность их расположения может базироваться на основе хронологического или алфавитного принципа.

Сам текст реферата содержит научно значимую информацию, полученную путем аналитической переработки реферируемого документа. В тексте применяются цитаты,

52 Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература: Реф. журнал. Сер.5. История / РАН. ИНИОН. — М., 1998. — № 1. — С.65-73.

53 Там же. — С.81-94.

54 Там же. — С. 170-172.

55 Там же. — С. 109-115.

56 Реферирование в общественных науках: Теория и методика / АН СССР. ИНИОН. — М., 1982. — С.55-

71.

57 Реферирование в общественных науках: Теория и методика / АН СССР. ИНИОН. — М., 1982. — С.58.

формулы, таблицы и иллюстрации. В нем даются сведения об авторе реферируемого источника (ученая степень, место работы и др.), представляется структура и особенности первоисточника, документальная база исследования, основные исторические события, их хронология и географические данные, отмечается актуальность и степень новизны реферируемой работы, излагаются концептуальные воззрения автора.

Справочный аппарат реферата обычно включает сведения, которые дополнительно характеризуют первоисточник: 1) индекс УДК; 2) шифр или номер реферата; 3) справки о количестве иллюстраций и таблиц в реферируемом документе, о наличии в нем библиографии; 4) ссылки и примечания референта; 5) фамилию референта или название организации, составившей реферат.

В нормативных документах рекомендуют включать в реферат следующие аспекты содержания исходного документа: предмет, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы; дополнительную информацию58.

Проблема структуры реферата тесно связана с особенностями составления реферата, которые практически сводятся к следующему:

1) общее ознакомление с реферируемым документом (чтение авторского резюме, введения, оглавления и заключения, просмотр текста, приложений и справочного аппарата), в ходе которого определяется его научная значимость и актуальность, тип будущего реферата;

2) чтение документа с целью выделения существенных, ключевых элементов его содержания, определения глубины и степени новизны информации, выявленной в реферируемом источнике, и т.п.;

3) анализ выделенных сведений и окончательный их отбор для включения в реферат;

4) построение схемы изложения материала реферата с тем, чтобы он логически и адекватно отражал реферируемый документ;

5) написание и научное оформление реферата.

Вопросы информационной емкости рефератов, их структуры и особенностей составления непосредственно связаны с проблемой их типизации, которая является одной из важнейших в теории и практике реферирования. Анализ реферативных изданий показывает, что для одних рефератов характерна информативность, а для других —

описательность, указательность, индикативность. Исходя из этих особенностей, рефераты принято делить на информативные и индикативные. Еще в 1949 г. на международной конференции по научному реферированию в Париже было дано определение данных видов рефератов: информативный реферат “кратко излагает основные аргументы и приводит основные данные и выводы оригинальных документов, вносящих ценный вклад в общую систему знаний или полезных для определенного круга читателей”, а индикативный реферат — это “краткий реферат, написанный с целью помочь читателю в решении вопроса, следует ли ему обращаться к оригинальному документу”59. Как отмечает

В.И.Соловьев, наиболее существенными признаками, определяю-щими данные типы рефератов, являются его целевое назначение, характер информации и способ ее изложения60. Указывая на достоинства и недостатки информативного и индикативного рефератов, В.И.Соловьев предлагает за основу их классификации принимать: 1) уровень или степень охвата реферированием источников информации, что позволяет выделить виды, типы рефератов — монографический, сводный, аспектный, фрагментный; 2) ориентированность на потребителя информации (общий и целевой рефераты); 3) объем (краткий и расширенный рефераты); 4) формализацию структуры реферата (текстовый и бланочный рефераты, последний может быть табличным или анкетным)61.

Более чем 20-летний опыт подготовки реферативных изданий по истории в ИНИОН свидетельствует о том, что в этой области научных знаний целесообразно применять

58 Стандарты по издательскому делу / Сост.: Джиго А.А., Калинин С.Ю. — М., 1998. — С.133.

59 Гречихин А.А., Здоров И.Г., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. — М., 1983. — С.226.

60 Там же. — С.229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61 Гречихин А.А., Здоров И.Г., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. — М., 1983. — С.230-231.

преимущественно информативные или “развернутые” рефераты62. И причиной тому являются следующие факторы: 1) реферируемые источники, как правило, имеют большой объем и своеобразный стиль изложения, характерный для данной науки; 2) реферат должен содержать сведения об авторе реферируемой работы, хронологию событий и географические данные, цитаты и другие элементы структуры первоисточника; 3) рефераты по истории пользуются широким спросом и служат для многих потребителей научной информации единственной возможностью познакомиться с основным содержанием первичного документа.

Конечно, очень сложно найти различие между “информативным” и “развернутым” рефератами. Если исходить из приведенного выше определения реферата по ГОСТу 7.9-95, который имеет статус межгосударственного, и пояснения о том, что объем рефератов по социальным и гуманитарным наукам не лимитируется, то понятие “развернутый реферат” может рас-сматриваться как синоним “информативному реферату”. Что касается понятия “индикативный реферат”, то в данном норма-тивном документе оно приравнивается к понятию “аннотация” и определяется как “краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей”63.

Таким образом, согласно последним нормативным документам, рефераты подразделяются на информативные и индикативные (аннотации). В принципе такое деление применяется и в реферативном журнале “Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература” серии “История”, что является абсолютно оправданным не только с позиций соблюдения государственных стандартов, но и с точки зрения представления в довольно ограниченном по объему издании “развернутых” рефератов на важнейшие новые научные исследования и сигнальной информации о публикациях, имеющих научное значение.

Необходимость уплотнить, свернуть информацию о нескольких работах, посвященных одной теме или различным ее аспектам, способствует подготовке сводных рефератов. Согласно ГОСТу 7.9-95, данный вид реферата определяется как “реферат, составленный на основе двух и более исходных документов”64. Причем, в нем отмечается, что “в сводных рефератах допускается помещать текст реферата между заглавием реферата и библиографическим описанием исходных документов”65.

Практика реферирования научной литературы по истории показывает, что наиболее оптимальной типологией рефератов является предложенная ГОСТом 7.9-95, предусматривающим их деление на информативные, индикативные (аннотации) и сводные. Но определения, заложенные в нормативных документах, не исключают существование разновидностей данных типов рефератов.

В связи с сокращением тиражей научных изданий, включая и реферативные, актуальной становится проблема адресного распространения и доступности реферативной информации широким кругам научной общественности. Решить данную проблему можно было бы путем создания баз данных рефератов и их распространением по существующим каналам связи и на компакт-дисках.

Анализ реферативных сборников показывает, что они содержат объемные предисловия, написанные известными учеными, определенный набор рефератов, как правило, систематизированный по трем-четырем разделам, краткие сведения об авторах реферируемых работ и новейшую библиографию по теме сборника. Следует отметить, что встречаются и реферативные сборники, которые практически наполовину состоят из обзоров, что, с одной стороны, расширяет диапазон информационных материалов, а с другой - ставит под сомнение чистоту жанра данного вида издания. Тем не менее даже незначительная часть рассмотренных РС дает нам основание утверждать, что они являются важным вторичным информационным материалом для ученых, преподавателей, аспирантов и студентов.

62 Виноградов В. А. Общественные науки и информация. - М., 1978. - С. 101.

63 Реферат и аннотация. Общие требования. ГОСТ 7.9-95 // Стандарты по издательскому делу. - М., 1998.

- С. 132.

64 Реферат и аннотация. Общие требования. ГОСТ 7.9-95 // Стандарты по издательскому делу. - М., 1998.

- С. 132.

65 Там же. - С. 136.

Задачи, решаемые исторической наукой, особенно связанные с переменами, произошедшими в последние десятилетия в нашей стране и в мире, требуют не только оперативной библиографической и реферативной информации о новейших работах историков, но и анализа опубликованных ранее и появившихся в последнее время исследований. В связи с этой необходимостью повышается интерес к вопросам методологии информационного анализа и методики подготовки аналитической информации и особенностей ее жанров. Отсутствие специальных работ методического характера, способных дать рекомендации относительно применения разнообразных методов информационного анализа, приводит зачастую к тому, что информационные работники не в состоянии перейти от реферативного стиля изложения материала обзора к проблемно-сопоставительному и критическому анализу научных публикаций. Вследствие названных выше причин границы между отдельными жанрами аналитической информации оказываются существенно размытыми. Нередко чисто реферативный обзор представляется как аналитический, и наоборот. Исходя из этого можно сделать вывод, что типология обзоров является достаточно сложной проблемой и требуется ее дальнейшая разработка.

М.С.Альтшулер на основе анализа преимущественно научно-технической информации приводит пример “системной” типологии, в соответствии с которой он выделяет “четыре вида аналитических обзоров - ситуационный, тематический, проблемный и проблемный дальней перспективы”66. Конечно, можно поспорить по поводу принципиальных различий, существующих между вторым и третьим видами обзоров, но важным является его вывод о том, что неотъемлемым признаком обзора должна быть “его принадлежность к определенной целенаправленной системе документов”67.

Л.Л.Гречихин и И.Г.Здоров полагают, что “обзором может считаться большая часть монографических изданий, особенно в сфере общественно-политических, гуманитарных наук и искусства, где новая ценная информация представляет собой не всегда прямой результат производственно-практической деятельности, экспери-мента, а чаще -результат творческой переработки социальной информации, функционирующей в системе духовного общения, общественного сознания”68. Характеризуя особенности информационного обзора и указывая на необычайно большое число его раз-новидностей, тем не менее они сводят их к трем основным видам - библиографическому, реферативному и монографическому обзорам.

В свою очередь А.А.Гречихин и И.Г.Здоров дают следующее определение реферативного обзора: “Это такой обзор (универсаль-ный, специальный,

индивидуальный), который отражает выводное знание в виде системы документальных источников информации, использование которых позволяет решить соответствующую задачу информационного управления”69.

Следует отметить, что в определение реферативного обзора А.А.Гречихин и И.Г.Здоров включают по сути фактографический и аналитический обзоры, рассматривая их как разновидности реферативного. Исходя из этого они считают, что “реферативный обзор - это средство, во-первых, конденсации фактографической информации, во-вторых, анализа и оценки ее для социальных, научных и практических целей, в-третьих, создания обобщенной фактографической модели предмета обозрения, что позволяет в деталях определить его состояние и тенденции развития, предложить ряд рекомендаций, направленных на решение проблем, на научно-практическое использование выявленных достижений и т.п.”70. Из этого следует, что при подготовке реферативного обзора складывается, по их мнению, следующая последовательность логических операций: описание-анализ-оценка-обобщение-синтез-выводы. Данные утверждения можно с полным основанием оспаривать, так как сложившаяся практика научно-информа-

66 Альтшулер М.С. Подход к системе обзорной информации в условиях “информационного кризиса” // НТИ. Сер. 1. — М., 1974. — № 7. — С.23.

67 Альтшулер М.С. О типологии аналитических обзоров и специфике их редактирования // НТИ. Сер. 1. — М., 1982. — № 2. — С.26.

68 Гречихин А.А., Здоров И.Г., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. — М., 1983. — С.7.

69 Там же. — С.37.

70 Там же. — С.78.

ционной работы свидетельствует о том, что между реферативным и аналитическим обзорами существуют принципиальные различия.

Реферативный обзор представляет собой работу, в которой изложено содержание нескольких публикаций (как правило, не более десяти), посвященных одной теме, и включает самые общие выводы, которые могут базироваться на заключениях авторов рассматриваемых исследований.

“Научно-аналитические обзоры литературы - наиболее сложный, - как считает академик В.А.Виноградов, - синтетический вид информации в области общественных наук. Как правило, в каждом обзоре используются десятки источников (книг, статей). Их цель обобщить основные тенденции развития научной мысли в общественных науках (состояние исследования коренных проблем той или иной отрасли знаний, научные школы и теории, взгляды ведущих представителей общественно-научной мысли и т.д.”71. Таким образом, аналитический обзор является документом, который содержит информацию, полученную на основе анализа, систематизации и обобщения сведений из первоисточников.

В связи с этим возникает вопрос: можно ли относить обзор к первичной информации или ко вторичной? Н.М.Фролкин полагает, что “в обзорном издании, например, в научно-аналитическом обзоре, содержится как первичная, так и вторичная информация”72. На самом деле это зависит от вида обзора: реферативный обзор включает преимущественно вторичную информацию, а аналитический обзор - первичную. Кроме того, встречаются обзоры и смешанного типа, которые условно можно назвать реферативно-аналитическими. В их содержании наряду с наличием значительного объема вторичной информации и применением реферативного стиля изложения материала имеется его глубокий анализ и новые выводы, ставшие результатом научного обобщения и сравнительного сопоставления существовавших до этого концепций и теорий в данной отрасли науки. Примерно такой же точки зрения придерживаются А.А.Гречихин и И.Г.Здоров, считающие, что результатом анализа и обобщения в обзоре является получение “выводного знания”, которое “логически не адекватно исходным суждениям, содержащимся в обозреваемых документальных источниках”, и естественно оно является фактически “оригинальной (“первичной”) социальной информацией”73. Сторонниками этой точки зрения являются также Е.Ш.Журавель и Г.В.Корсунская74.

Следует отметить, что жанр монографического, как и библиографического, обзора не получил широкого применения в практике научно-информационной деятельности. А.А.Гречихин и И.Г.Здоров определяют его как “обзор (универсальный, специальный, индивидуальный), который воспроизводит выводное знание в виде самого информационного решения (концепции, теории), т.е. оптимально необходимой обзорной информации для решения данной задачи информационного управления”75. Исходя из данного определения, монографическим обзором можно считать практически любую монографию, в которой, как правило, на основе достаточно глубокого анализа документальной информации и в результате ее мыслительной переработки подводится итог развития соответствующего направления определенной отрасли науки или исследуемой темы.

Таким образом, можно констатировать, что в практике информационной деятельности выделяются следующие типы обзоров: библиографический, реферативный, научно-аналитический и монографический обзоры. Что касается собственно исторических наук, в данной области знаний наиболее широкое применение получили реферативный и научно-аналитический обзоры. Относительно последнего необходимо сказать, что его следовало бы называть просто аналитическим обзором. В таком случае автоматически снимается вопрос о научности библиографического, реферативного и монографического

71 Виноградов В.А. Общественные науки и информация. — М., 1978. — С. 129-130.

72 Фролкин Н.М. Аналитический обзор как форма научно-информационной работы / АН УССР. Ин-т философии. — Киев, 1989. — С.6.

73 Гречихин А.А., Здоров И.Г. Информационные издания: Типология и основные особенности подготовки. — М., 1988. — С. 162.

74 Журавель Е.Ш., Корсунская Г.В. Классификация обзоров // НТИ. Сер.1. — М., 1974. — №7. — С. 14.

75 Гречихин А.А., Здоров И.Г., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. — М., 1983. — С.37.

обзоров, которые являются отнюдь не популярными, а также чисто научными произведениями.

В области исторических наук содержание обзоров, как и типология, должны характеризовать следующие особенности:

1) целевое назначение обзора;

2) проблемно-тематическая направленность работы;

3) степень новизны и разработки освещаемой проблемы;

4) методы, глубина и характер анализа опубликованных и неопубликованных источников;

5) обоснованная жанровая форма обзора, обеспечивающая наиболее эффективную подачу необходимой информации;

6) хронологические и территориально-географические рамки работы;

7) структура обзора (введение, проблемно-тематические разде-лы, заключение, примечания, приложения, список использованной литературы и т.д.);

8) анализ многообразия различных видов использованных источников (опубликованных и неопубликованных, непериоди-ческих, периодических и продолжающихся сериальных изданий);

9) обоснованные выводы.

Иными словами, наряду с изложением, анализом и обоб-щением теорий, концепций и взглядов отдельных историков, а также исторических школ и направлений, в обзорах большое место должно отводиться анализу документальных источников и фактографического материала, которые и служат основанием автору обзора для формулирования новых обобщений и выводов. Причем в выводах должны быть отражены: степень разработки данной темы и указаны проблемы, требующие дополнительного анализа и иссле-дования; информация о возможном использовании других источ-ников по данной проблеме; рекомендации о необходимости проведения научных дискуссий, “круглых столов”, симпозиумов и конференций; прогноз политического и социальноэкономического развития страны на основе анализа аналогичных процессов, имев-ших место в предшествующий период ее развития.

Следует отметить, что полемика и споры, развернувшиеся в последние годы в рамках Международной ассоциации “History and Computing” и российской ассоциации “История и компьютер”, свидетельствуют о том, что наступило время ведущим историкам на специальной международной конференции, посвященной общетео-ретическим и методологическим проблемам, рассмотреть вопросы теории и методики исторических наук с учетом возросшего количества междисциплинарных исследований и применения новых компьютерных технологий.

Таким образом, в послевоенный период в нашей стране сложилась довольно устойчивая система научной информации по истории. Первым ее базовым звеном стало библиографическое направление, включавшее выпуск текущих библиографических указателей по истории, археологии и этнографии, ретроспективных указателей литературы по различным проблемам отечественной и зарубежной истории. Важными этапами в ее развитии было создание в середине 80-х годов автоматизированной библиографической базы данных по истории, а также перевод этих данных в середине 90-х годов на компакт-диски, что значительно расширило круг потреби-телей и способствовало повышению оперативности и качества поступающей информации.

Вторым звеном системы научной информации по истории было реферативное направление, включавшее периодические реферативные журналы по истории, а также располагавшее объем-ными историческими разделами в журналах по африканистике, китаеведению и др. Кроме того, важное значение для исследователей имели проблемнотематические реферативные сборники много-целевого назначения. Свою нишу в системе научной информации заняла специализированная информация по истории, в рамках которой публиковались отдельными брошюрами расширенные рефераты особо значимых научных работ.

Третье звено системы научной информации по истории включает аналитическое ее направление, представленное аналити-ческими обзорами и сборниками обзоров. Следует отметить, что в последние годы все чаще стали появляться издания, выходящие за рамки сложившихся жанров: 1) сборники рефератов и обзоров; 2) проблемно-тематические

сборники, включающие рефераты, обзоры, доклады, переводы, статьи и т.п. Думается, что

было бы целесообразно использовать применительно к ним жанр информа-ционного издания, которое определено в ГОСТе 7.60-90 как “содержащее систематизированные сведения о документах (опубли-кованных, неопубликованных, непубликуемых) либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемого организацией, осуществляющей научно-информа-ционную деятельность, в том числе органами НТИ”76.

В области теории и методики научной информации по истории появился ряд проблем, которые требуют своей углубленной разработки. К ним можно отнести следующие:

1) роль исторической библиографии в развитии исторических наук и ее взаимодействие с источниковедением, археографией и историографией;

2) необходимость подготовки методических пособий по содер-жательной обработке литературы для включения информации о ней в автоматизированные базы данных с учетом современных компьютерных систем, новейших информационных технологий и потребностей исследователей;

3) проблема теоретического обобщения результатов рефера-тивной и аналитической работы, а также их воплощение в соответствующие научно-методические пособия;

4) место и роль исторической информатики в комплексе исто-рических дисциплин и ее взаимодействие с такими научными дисциплинами, как квантитативная история, клиометрика, “компьютерное источниковедение” и т.д.;

5) определение места научной информации по истории как отдельного комплексного направления в рамках исторических наук или выделения ее во вспомогательную историческую дисциплину с приданием ей соответствующего статуса.

Представленные выше определения и выводы затрагивают практически весь спектр научной информации в области социальных и гуманитарных наук. Отсутствие обобщающих исследований теоретического и методического характера по данным проблемам мешают вести планомерную, рассчитанную на перспективу научноинформационную работу.

Известный французский историк Марк Блок писал в 1941 г.: “...состарившаяся, прозябавшая в эмбриональной форме повество-вания, долго перегруженная вымыслами, еще дольше прикованная к событиям, наиболее непосредственно доступным, как серьезное аналитическое занятие история еще совсем молода. Она силится теперь проникнуть глубже лежащих на поверхности фактов; отдав в прошлом дань соблазнам легенды или риторики, она хочет отказаться от отравы, ныне опасной, от рутины учености и от эмпиризма в обличье здравого смысла. В некоторых важных проблемах своего метода она пока еще только начинает что-то нащупывать”77. Именно научная информация как важное направле-ние исторической науки, а не как одна из отраслей информатики, способна помочь не только “что-то нащупывать”, но и избавить в ближайшем будущем одну из древнейших наук - историю - от предвзятого к ней отношения из-за во многом рутинного характера исследовательского процесса и перегруженности фактографическими данными, нередко страдающими неточностями и вымыслами.

Последние 50 лет истории нашей страны были воистину драматическими. Она прошла путь от апогея тоталитарного сталин-ского режима до хрущевской “оттепели”, от брежневского “застоя” до горбачевской перестройки, от распада СССР до мучительной попытки создания новой демократической России. Все это, естест-венно, не могло не сказаться на развитии российской науки. Резко сократилось, а затем и фактически прекратилось финансирование фундаментальных и прикладных исследований. И больше всего пострадали от такой непродуманной государственной политики социальные и гуманитарные науки. Были прекращены многие научно-исследовательские проекты и программы. Кризис затронул и сферу научной информации в области исторических наук. До критического уровня сократилось поступление в ведущие библио-теки страны новейшей иностранной литературы, а также отечествен-ных научных публикаций. Возникновение большого количества издательств и научных фондов, работающих на коммерческой основе, с одной стороны, содействует расширению номенклатуры научных и научно-популярных изданий, а с другой - они часто игнорируют соответствующие

76 Стандарты по издательскому делу. - М., 1998. - С.176.

77 Блок М. Апология истории или ремесло историка. - Изд. 2-е, доп. - М., 1986. - С. 11.

нормативные акты о предоставлении бесплатно в ведущие библиотеки страны обязательного экземпляра. В связи с этим значительно сократились объемы текущих библио-графических указателей по истории и соответствующих баз данных, а их составители не могут гарантировать полноту охвата основного книжного потока и журнальных публикаций. Кроме того, практи-чески прекратился выпуск на плановой основе фундаментальных ретроспективных библиографий. Были также резко сокращены объемы реферативного журнала “История”, реферативных сборников, аналитических обзоров и сборников обзоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.