Научная статья на тему 'Актуальные проблемы региональной системы социальной защиты населения'

Актуальные проблемы региональной системы социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3328
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / УСЛУГИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SOCIAL PROTECTION OFFICIAL BODIES / PUBLIC ORGANIZATIONS / REGIONAL SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION / THE SOCIAL HELP / THE SOCIAL CENTER / SERVICES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романовская Е. С.

В статье анализируется современная система социальной защиты населения Магаданской области ее организация, функционирование, результаты реформирования. Выявляются преимущества создания ведомственной вертикали в организации социальной защиты. На основе анализа результатов авторского социологического исследования выявляются актуальные проблемы региональной системы социальной защиты населения и реализации региональных социальных программ, решение которых будет способствовать повышению уровня социальной защищенности жителей Магаданской области в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы региональной системы социальной защиты населения»

ф

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Романовская Е.С., к. соц. н., доцент, кафедра социологии и политологии, Северо-Восточного государственного университета, г. Магадан, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Региональная система социальной защиты населения выступает неотъемлемой частью федеральной системы, без которой последняя не может функционировать и решать задачи на местном уровне. В настоящее время реальное положение дел в области социальной защиты населения России невозможно представить только по данным официальной статистики. При всей однородности показателей регионы отличаются друг от друга социально-экономической деятельностью, географическим положением, степенью развитости коммуникаций, культурно-образовательным уровнем населения. В соответствии с этим, кроме общих моментов концептуального подхода к решению проблем социальной защиты различных групп населения, социальные гарантии которых законодательно закреплены на федеральном уровне, актуальной является разработка конкретных механизмов и форм социальной защиты населения в отдельных регионах России1.

Выбор региональными органами социальной защиты стратегии и тактики эффективного развития предполагает учет следующих факторов: во-первых, особенностей социального положения и условий жизнеобеспечения разных социальных групп в отдельных регионах; во-вторых, традиционно сложившихся форм социальной защиты населения и новых, появившихся в современных условиях источников финансирования мероприятий в ее рамках; в-третьих, необходимости использовать различные варианты организации работы в зависимости от ситуации, складывающейся как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах.

Государственная составляющая системы социальной защиты населения в Магаданской области представляет собой

инфраструктуру комплексных и специализированных учреждений и служб. Система социальной защиты в Магаданской области многофункциональна и охватывает следующие направления: социальная поддержка; оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи; реабилитация граждан, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Структура учреждений системы социальной защиты населения в Магаданской области реформировалась. До 1 января 2005 г. в Магаданской области функции социальной защиты населения осуществляли органы социальной защиты населения, являвшиеся структурными подразделениями органов местного самоуправления и содержащиеся за счет средств муниципальных образований; с 1 декабря 2004 г. во всех муниципальных образованиях были созданы государственные учреждения социальной поддержки населения и социального обслуживания населения.

Созданные учреждения осуществляют весь объем полномочий органов государственной власти субъекта и переданных субъекту полномочий Российской Федерации, связанных с социальной поддержкой и социальным обслуживанием населения. Функции, ранее выполняемые муниципальными образованиями в сфере социальной защиты населения, перешли к государственным учреждениям. Преимущества создания ведомственной вертикали очевидны, поскольку при этом обеспечено унифицированное информационное пространство, повысилась эффективность использования программных комплексов и возможность внедрения более совершенных компьютер-

№ 5 (13) МАЙ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

ных технологий улучшилась управляемость системы; обеспечены единые нормативные, методологические и финансовые подходы по реализации государственных полномочий в социальной сфере; достигнута прозрачность прохождения финансовых средств и объективная оценка в их потребности.

Структурообразующую роль в оказании различных форм социальной помощи в Магаданской области играют Социальные центры (напр., Государственное учреждение социальной поддержки населения Магаданской области «Магаданский социальный центр»). На сегодняшний день в регионе функционируют 9 социальных центров. Кроме того, в Магаданской области в данный момент функционирует 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей,

1 центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, 2 дома-интерната для престарелых и инвалидов,

2 психоневрологических интерната, 1 центр социального обслуживания граждан пожилого возраста, 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства.

Помимо государственных социальных центров, граждане в Магаданской области могут также обратиться в общественные благотворительные организации. В 2011 г. из 310 существующих в Магаданской области общественных организаций лишь 34 представили социально-значимые проекты и претендовали на получение субсидии из областного бюджета на их реализацию. В итоге в рамках областной целевой программы «О финансовой поддержке общественных объединений в Магаданской области» средства на реализацию социальнозначи-мых проектов выделены 28 общественным объединениям из 34 представивших проекты. В частности, 750 тыс. руб. выделены на осуществление проектов по созданию условий для адаптации в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья и поддержке граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и около 400 тыс. руб. на мероприятия в поддержку здорового образа жизни, полезной занятости детей и семейных ценностей2. Среди организаций, чьи проекты получили поддержку и реализуются, можно назвать региональное отделение «Всероссийского общества инвалидов», городская общественная организация инва-

лидов «Стремление», общественное объединение родителей детей-инвалидов «Особое детство», организация инвалидов «Всероссийского общества глухих», благотворительный фонд «Возрождение», Магаданская областная общественная организация многодетных родителей и другие общественные объединения и организации, предложившие проекты по данным направлениям.

Однако потенциал общественности в области социального обслуживания пока полностью не раскрыт. Причиной этому служат, на наш взгляд, два обстоятельства: недостаток технологизации, подробного описания социальных услуг и недостаточное развитие конкурсных механизмов финансирования социальных услуг (социального заказа).

В целях выявления актуальных проблем и потребностей населения в социальной защите нами в 2010 г. был проведен опрос жителей Магаданской области. Опрос выявил, что большая часть населения не имеет четкого представления о том, что такое социальная помощь, социальные услуги и т.д., поэтому многие опрашиваемые жители затруднились с ответом на вопрос «Есть ли у них в этом потребность?» На вопрос «В каком виде социальной помощи или услугах Вы или Ваша семья нуждаетесь?» были получены следующие ответы: 84% из всей группы нуждающихся испытывали потребность в материальной денежной помощи, 6% в психологической помощи; 12% в социально-правовой помощи; 7% в уходе за больными, престарелыми членами семьи; 1% в услугах няни, воспитателя, домработницы.

Анализ результатов исследования позволяет отметить изменения в социальных установках населения по отношению к возможности получить социальную помощь при крайне низкой степени осведомленности граждан о диапазоне возможностей системы социальной защиты. Все это требует серьезного переосмысления форм, методов и направлений социальной защиты населения и социальной политики в целом.

Несмотря на реализацию в Магаданской области всех мер в области социальной защиты населения, система социальной поддержки не является эффективной в полной мере, что подтверждают результаты авторского социологического исследования.

«дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

На основе проведенного многофакторного анализа социально-демографического профиля жизни населения муниципального образования «город Магадан» мы имеем возможность выделить существующие на данном этапе развития общества проблемы в организации системы социальной защиты:

1. Низкий уровень финансирования не соответствует потребностям населения (ни одна из местных программ не ставит целью значительное улучшение благосостояния малоимущих);

2. На современном этапе органы местного самоуправления демонстрируют значительный опыт в обеспечении адресной помощи, но, с точки зрения методологии и дизайна адресных программ, можно отметить следующие недостатки:

— определение права на участие в программе. Использование «двойного фильтра» в качестве наиболее распространенного метода оценки нуждаемости приводит к высокой доле так называемых «ошибок исключения». Например, работающие бедные семьи, не относящиеся к какой-либо целевой группе, не получают социальных выплат;

— формула пособия. Действующая система льгот носит бинарный характер: часть граждан получают помощь фиксированного размера, остальные не получают ничего, что не позволяет обеспечить защиту от бедности на равноправной основе, так как семьи с крайне низкими доходами получают тот же размер помощи, что и семьи с доходами чуть ниже границы бедности;

— социальное иждивенчество. Большинство программ носит пассивно-распределительный характер, не направлены на стимулирование роста трудовых доходов и комплексную работу с семьей по выведению ее из кризисной ситуации.

3. Организация и управление социальными программами имеют следующее недостатки:

♦ социальная поддержка населения до настоящего времени не стала единым объектом управления и планирования;

♦ нет данных об административных издержках, а программные издержки учитываются не полностью;

♦ слабый уровень координации, т.к. предоставление многочисленных пособий и льгот плохо скоординировано;

♦ нет опыта размещения муниципальных заказов на социальное обслуживание на конкурсной основе. Следует отметить тесную взаимосвязь названных проблем. Так, отсутствие методики учета административных издержек и неполный учет программных затрат приводят к тому, что расходы на предоставление помощи в натуральном виде систематически занижаются, а в результате создается ложное мнение о преимуществах натуральной помощи.

Не менее важным является тот факт, что полный состав и реальная стоимость пакета социальной помощи не известны ни семье получателей социальных благ, ни органам управления социальной защитой. Поэтому не возможно адекватно оценить изменения, происходящие в жизни клиентов при получении помощи, определить эффективность реализации социальных программ.

Таким образом, социальная защита населения в Магаданской области включает в себя следующие основные направления: материальное обеспечение различных категорий граждан, социально-бытовое обслуживание (стационарное и на дому), медицинское обслуживание, трудоустройство и натуральная помощь, причем материальное обеспечение в данном аспекте занимает лидирующие позиции среди всех видов помощи. Несмотря на все достижения в области мер социальной защиты граждан, в регионе существуют проблемы, которые мешают органам и учреждениям социальной поддержки в полной мере помочь населению достичь положительных изменений жизненной ситуации, видоизменить существующий образец обеспечения социальными гарантиями определенных слоев населения, скоординировать действия специалистов для достижения максимально эффективного результата функционирования системы социальной защиты населения в Магаданской области.

1. Кулешова Г. П. Система социальной защиты населения в Республике Мордовия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. С. 29.

2. Губернатор области Николай Дудов предоставил общественным объединениям региона субсидии из областного бюджета. URL: http:// www .magadan.ru/ ru/government/News/2011/02/09/1297204193314.html (дата обращения: 24.04.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.