Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств'

Актуальные проблемы реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слышалов И. В.

Рассматриваются отдельные аспекты реализации Программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Высказываются предложения по повышению эффективности профессионального обучения данного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слышалов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the implementation of the Professional Training Program for Drivers of vehicles of category «B», equipped with devices for the supply of special light and sound signals, are considered. There are made proposals to increase the effectiveness of professional training of this type.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств»

Таблица 3

Статистические показатели респондентов по словарному тесту, %

СР ВС ЗВС ИС

ИЕН 0,00 5,56 38,89 55,56

ИИЯ 2,27 0,00 11,36 86,36

ИПиП 0,00 3,77 24,53 71,70

ИТНИТ 0,00 10,71 46,43 42,86

ИИиП 0,00 5,00 15,00 80,00

Качество профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях опорного регионального вуза, с одной стороны, необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворить потребности рынка труда в кадрах соответствующей квалификации, с другой - потребности выпускника вуза в получении конкурентоспособных профессиональных знаний.

УДК 377

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Рассматриваются отдельные аспекты реализации Программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Высказываются предложения по повышению эффективности профессионального обучения данного вида.

Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, транспортное средство, специальные сигналы, профессиональное обучение.

Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из наиболее важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации на современном этапе ее развития. Аварийность на автомобильном транспорте наносит значительный материальный и моральный ущерб обществу в целом и отдельным гражданам1. Одним из направлений повышения эффективности обеспечения безопасности дорожного движения является проведение мероприятий по повышению качества подготовки водителей транспортных средств различных категорий, в том числе оборудованных устройствами для подачи

1 За период с января по июль 2017 г. зарегистрировано 86 147 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 9332 человек. URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 28.08.2017).

1. Попов Н. И. Профессионально важные качества математика как основа профессиональной пригодности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3(67). Т. 2. С. 153-158.

2. Попов Н. И. Об определении уровня специальных способностей и диагностике профессиональных качеств студентов-математиков // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 1(3). С. 106-109.

3. Лазарев В. С. Научное обеспечение компетентност-ного подхода в профессиональном образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1(46). С. 7-14.

4. Баррет Дж. Проверь себя: тесты. СПб. : Питер, 2007. 256 с.

© Попов Н. И., Калимова А. В., Шашева Н. С., 2017

IM. B. Cflbiwarne I. V. Slyshalov

ACTUAL PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL TRAINING PROGRAMS FOR VEHICLE DRIVERS

Some aspects of the implementation of the Professional Training Program for Drivers of vehicles of category «B», equipped with devices for the supply of special light and sound signals, are considered. There are made proposals to increase the effectiveness of professional training of this type.

Keywords: safety, traffic, vehicle, special signals, professional training.

специальных световых и звуковых сигналов (далее - специальных сигналов)2 [2]. С 1 января 2011 г. к управлению

2 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 г. № 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» к устройствам для подачи специальных световых и звуковых сигналов относятся:

устройство для подачи специальных световых сигналов - устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов синего или красного цвета;

такими транспортными средствами стали допускать только водителей, прошедших подготовку в порядке, определенном Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов [2].

В соответствии с указанным Положением подготовка водителей должна осуществляться в соответствии с учебными планами и программами, разрабатываемыми на основе типовых программ подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Порядок подготовки водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных сигналов регламентирован Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 866 [3] (далее - Примерная программа), представляющей собой минимум требований к содержанию подготовки и являющейся основой для разработки рабочих программ, утверждаемых образовательными организациями.

Между тем при реализации программы профессионального обучения данного вида возникают определенные сложности, вызванные, на наш взгляд, недостаточной степенью детализации в Примерной программе отдельных аспектов осуществления образовательного процесса. На рассмотрении некоторых из возникающих проблем остановимся подробнее.

Отсутствие в примерной программе специальных требований к учебно-материальной базе.

В соответствии с примерным учебным планом Примерной программы предусмотрено освоение учебного предмета «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях». Изучение данного предмета предусматривает в том числе необходимость проведения практических занятий в количестве 13 часов.

Примерная программа предмета «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях» содержит изложение минимальных требований к изучению содержания предмета. При этом, начиная с темы 3 («Практическая подготовка»), Примерная программа предписывает необходимость выполнения различного рода практических упражнений: скоростное руление, «змейка» двумя руками, прерывистое торможение и др.

устройство для подачи специальных звуковых сигналов - устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве сигнального прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов и издающее звуковые сигналы, отличающиеся от сигналов штатного звукового сигнального прибора по спектральному составу (за исключением средств охранной сигнализации) [1]

Изучение Примерной программы показывает отсутствие в ней прямых указаний относительно того, где, в каких условиях и с использованием каких учебных материалов должны проводиться практические занятия. Иными словами, программа не содержит специальных требований к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Более того, несмотря на содержание примерной программы предмета «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях» (тема 3, тема 4), предполагающее необходимость выполнения практических упражнений, в Примерной программе нет ни одного упоминания о необходимости проведения всех или части занятий с использованием транспортного средства.

Для сравнения, разделом 5 другой программы профессионального обучения - Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» [4] прямо предусмотрена необходимость проведения занятий по обучению вождению на автодроме или закрытой площадке с использованием транспортного средства, отвечающего определенным требованиям (учебного автомобиля) и под руководством специального педагога (мастера производственного обучения).

Таким образом, действующее правовое регулирование в данной сфере допускает возможность для образовательной организации при реализации Примерной программы (в том числе в части предмета «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях») самостоятельно устанавливать дополнительные требования к средствам обучения и к лицам, проводящим занятия, либо не устанавливать их вообще, что, например, для образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка и в условиях проводящейся политики экономии бюджетных средств, представляется более естественным.

Иными словами, проводить занятия, содержанием которых является отработка практических навыков управления транспортным средством, в том числе выполнения технически сложных элементов (маневрирование задним ходом, «змейка» с изменяющимся шагом и др.), в соответствии с действующей редакцией Примерной программы можно и без использования специальных средств обучения (транспортного средства), а в условиях, например, учебной аудитории или в любых других условиях. Подобное, наш взгляд, невозможно без снижения качества образовательного процесса либо его обесценивания.

Отсутствие в примерной программе указания на необходимость проведения занятий по управлению транспортным средством с каждым обучающимся индивидуально.

Анализ Примерной программы позволяет сделать вывод об отсутствии в её содержании прямых указаний на необходимость проведения практических занятий по предмету «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в раз-

личных условиях» с каждым обучающимся индивидуально, что позволяет проводить все или часть занятий с группой обучающихся. Возвращаясь к уже приводившейся для сравнения Примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», следует отметить, что в соответствии с пунктом 5.1 данной программы предусмотрена необходимость проведения занятий по обучению вождению с каждым обучающимся индивидуально.

При данных обстоятельствах полагаем, что определение форм реализации Примерной программы находится в пределах компетенции образовательной организации, в частности, образовательная организация вправе принимать решение о проведении практических занятий (13 часов) по предмету «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории "В"» с каждым обучаемым индивидуально либо в составе группы обучаемых.

примерное распределение

Между тем считаем, что принятие решения о проведении практических занятий с группой обучающихся способно в значительной степени снизить эффективность образовательного процесса, поскольку содержание занятий в структуре предмета неоднородно, а выполнение отдельных упражнений («змейка» двумя руками, прерывистое торможение, стабилизация автомобиля при ритмичном заносе и др.) целесообразно только при условии проведения занятий с каждым обучающимся индивидуально.

С учетом рекомендуемой минимальной продолжительности обучения по Примерной программе (36 часов) предлагаем комбинированный вариант выбора форм обучения, когда занятия по наименее сложным темам проводятся с группой обучающихся, а по более сложным, имеющим большую практическую направленность и требующих персонифицированного подхода - индивидуально (см. таблицу).

Таблица

<ятий по формам обучения

Содержание примерного тематического плана предмета «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях» Предлагаемая форма обучения Кол-во часов

тема № 3. практическая подготовка. Упражнение 1. Маятник правой рукой и левой с поворотом рулевого колеса на угол 120°. Упражнение 2. Маятник поочередно правой - левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с подниманием и прохождением другой руки над хватом. Упражнение 3. Маятник поочередно правой - левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с перехватами в скрестный обозначаемый хват. Упражнение 4. «Двойной маятник» с поворотом рулевого колеса на угол 240° со скрестным перехватом. Упражнение 5. Круговое руление со скрестным перехватом в верхнем секторе рулевого колеса. Упражнение 6. Скоростное руление двумя руками со скрестным перехватом на боковом секторе. Упражнение 7. Перехват через ладонь. Упражнение 8. Скоростное руление одной рукой с перехватом через ладонь. Упражнения контрольные: Упражнение 9. Скоростное руление двумя руками. Упражнение 10. Скоростное руление правой рукой. Упражнение 11. Скоростное руление левой рукой Групповые занятия 6 часов

Маневрирование. Упражнение 1. «Змейка» двумя руками. Упражнение 2. «Змейка» правой рукой. Упражнение 3. «Змейка» левой рукой. Упражнение 4. «Змейка» скоростная двумя руками. Упражнение 5. Поворот - выравнивание. Упражнение 6. Маневрирование задним ходом. Упражнение 7. «Змейка» с изменяющимся шагом. Упражнения контрольные: Упражнение 8. «Змейка» стандартная, руление двумя руками. Упражнение 9. Разворот восьмерка. Торможение. Упражнение 1. Торможение плавное. Упражнение 2. Торможение прерывистое. Упражнение 3. Торможение ступенчатое. Индивидуальные занятия 7 часов

Окончание таблицы

Содержание примерного тематического плана предмета «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях» Предлагаемая форма обучения Кол-во часов

Упражнение 4. Торможение комбинированное. Упражнение 5. Торможение в повороте. Упражнение контрольное: Упражнение 6. Экстренный разгон - экстренное торможение. Габаритная подготовка. Упражнение 1. «Маятник» между ограничителями передним и задним ходом. Упражнение 2. Торможение у препятствия. Упражнение 3. Габаритные коридоры. Упражнение 4. Туннельные ворота задним ходом. Упражнение контрольное: Упражнение 5. Габаритные ворота. тема № 4. контраварийная подготовка Упражнение 1. Торможение - занос - выравнивание. Упражнение 2. Стабилизация автомобиля при заносе задней оси. Упражнение 3. Стабилизация автомобиля при сносе передней оси. Упражнение 4. Стабилизация автомобиля при ритмичном заносе

ИТОГО 13 часов

Кроме того, поскольку проведение занятий с обучающимися данной категории требует привлечения к занятиям преподавателей, обладающих значительными специальными знаниями и методическим опытом, считаем целесообразным привлечение к участию в проведении занятий педагогических работников, занимающих должности мастеров производственного обучения.

В связи с изложенным, предлагаем внести изменения в Примерную программу, дополнив её разделом, в котором, по аналогии с Примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», определить условия реализации Примерной программы, предусмотрев в том числе обязательное проведение занятий по предмету «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях» с использованием транспортных средств. При этом отдельные, наиболее сложные упражнения данного предмета (продолжительностью 7 часов) следует проводить с каждым обучаемым индивидуально. Также считаем необходимым привитие обучающимся навыков практического применения специальных сигналов в реальных дорожных условиях, в связи с чем используемые при проведении занятий транспортные средства должны быть оборудованы соответствующими устройствами для их подачи.

В настоящем материале рассмотрены лишь некоторые из проблем, возникающих в ходе реализации Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Рассчитываем на то, что их обсуждение, в том числе на страницах научных изданий, окажет позитивное влияние на уровень подготовки обучающихся по программам данной категории и состояние защищенности дорожного движения.

1. Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан // Постановление Правительства РФ от 30 августа 2007 г. № 548. URL: 1лйр:/ЖонсультантПлюс).

2. О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов // Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 876. URL: 1лйр:/ЖонсультантПлюс).

3. Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» (вместе с «Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «A», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «B», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «C», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «D», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов») // Приказ Минобрнауки РФ от 18 августа 2010 г. № 866. URL: 1лНр:/ЖонсультантПлюс).

4. Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий // Приказ Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408. URL: http:// КонсультантПлюс).

© Слышалов И. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.