АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИИ)
Дьячковская Мария Петровна
научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им.
М.К. Амосова, РФ, г. Якутск E-mail: mari_di@mail. ru Бысыина Анна Николаевна экономист исследователь Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального
университета им. М.К. Амосова, г. Якутск, аспират Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
РФ, г. Якутск E-mail: ian. 89@mail. ru Иванова Софья Николаевна экономист исследователь Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального
университета им. М.К. Амосова, РФ, г. Якутск
E-mail: isn152@mail.ru
CURRENT PROBLEMS DEVELOPMENT OF SOCIAL SECURITY SYSTEMS OF REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Dyachkovskaya Mariya Petrovna
scientific employee of Scientific Research Institute of Regional Economy of the North of the North-Eastern Federal University named by M.K. Ammosov, Russia Yakutsk
Byssyina Anna Nikolaevna economist researcher of Scientific Research Institute of Regional Economy of the North of the North-Eastern Federal University named M.K. Ammosov, Russia
Yakutsk
post-graduate student of the North-Eastern Federal University named M.K Ammosov
Ivanova Sofia Nikolaevna
economist researcher of Scientific Research Institute of Regional Economy of the North of the North-Eastern Federal University named M.K. Ammosov, Russia
Yakutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрено состояние системы социального обеспечения Республики Саха (Якутия). Выявлены задачи, способствующие развитию системы социального обеспечения. Предложены механизмы реализации поставленных задач.
ABSTRACT
The article discusses the current state of the social security system of the Republic of Sakha (Yakutia). Identified tasks that promote the social security system. The mechanisms of implementation of tasks.
Ключевые слова: социальное обеспечение; меры социальной поддержки; пенсия; граждане пожилого возраста; инвалиды.
Keywords: social security; social support; pension; elderly citizens; the disabled.
Система социального обеспечения населения Республики Саха (Якутия) сложилась как самостоятельная многопрофильная отрасль, располагающая разветвленной сетью учреждений, оказывающих различные виды специализированных услуг населению. Приоритетные направления деятельности органов социальной защиты: поддержка малоимущих семей с детьми, ветеранов войны и труда, пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи.
Численность населения Республики Саха (Якутия) в 2011 г. составляла 958,3 тыс. чел., в 2012 г. — 956 тыс. чел. Прожиточный минимум на трудоспособного за 4 квартал 2012 г. в среднем по Республике Саха (Якутия) утвержден в размере 11572 руб., на пенсионера — 8696 руб., на детей — 9869 руб., в среднем на душу населения — 10682 руб. Прожиточный минимум пенсионера для расчета региональный социальной доплаты в 2012 г. был утвержден в размере 8574 руб., 5987 пенсионера получили региональную социальную доплату, в общем объеме 201,8 млн. руб.
Численность получателей пенсий по Республике Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2013 г. составила 253568 чел., из них работающих пенсионеров — 121792 чел. соответственно. Средний размер пенсии по Республике Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2013 г. составил 12539,3 руб., при этом реальный размер пенсий составил 105,2 %.
Меры социальной поддержки (ЕДВ) по Республике Саха (Якутии) по республиканскому регистру получали в 2010 г. — 58504 чел., в 2011 г. — 59793 чел., в 2012 г. — 60566 чел.
Всего на меры социальной поддержки в 2012 г. по Республике Саха (Якутия) направлено 7,6 млрд. руб., из них — 5,8 млрд. руб. из республиканского бюджета, а из федерального — 1,8 млрд. руб.
На 1 января 2013 г. в республиканском реестре ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, всего по республике состояли 1783 чел. С 2009 г. в целом по республике жильем за счет средств федерального и республиканского бюджетов обеспечены 1406 ветеранов.
В 2012 г. в проект Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период 2013 г. с учетом продления до 2018 г.» включены строительство 2 объектов на сумму 1378 млн. руб., в том числе из федерального бюджета — 894,7 млн. руб., из республиканского бюджета — 481 млн. руб.
Ежегодно на укрепление материально-технической базы учреждений дополнительно направляются средства Пенсионного фонда. В 2012 г. выделено 5 757,30 тыс. руб. на следующие мероприятия:
• на оказание адресной социальной помощи 731,4 тыс. руб.;
• ремонт и приобретение оборудования и предметов длительного пользования 4 047,00 тыс. руб.;
• приобретение автотранспорта 978,90 тыс. руб.
Несмотря на то, что отмечается устойчивое повышение внимания к нуждам и запросам граждан пожилого возраста, как на федеральном, так и на региональном уровнях, их положение нуждается в коренном улучшении. Большая часть пенсионеров имеют низкий уровень материальной обеспеченности, неудовлетворительное состояние здоровья, одиноки, социально невостребованы, имеют ограниченный доступ к общественным благам и услугам. Для преодоления этих негативных факторов были разработаны федеральная целевая программа «Старшее поколение» и
республиканская целевая программа «Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011—2013 гг.». Достижение поставленных целей будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
• модернизация и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных и социально ориентированных услуг, строительство и реконструкция учреждений социального обслуживания;
• создание новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
• принятие мер по улучшению медицинского обслуживания, улучшение схемы лекарственного обеспечения пожилых граждан, поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
• подготовка и повышение квалификации, профессионального мастерства социальных работников, специалистов сферы социального обслуживания, принятие мер материального стимулирования социальных работников, укрупнение кадрами учреждений социального обслуживания.
Социальная защита инвалидов — это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Несмотря на достаточно большой объем социальной помощи инвалидам, сохраняются следующие проблемы:
• объекты социальной инфраструктуры не имеют специальных приспособлений, подъемников, пандусов, облегчающих передвижение инвалидов;
• недостаточная обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации;
• транспортные коммуникации не приспособлены к потребностям людей с ограниченными возможностями.
Одна из важных задач органов социальной защиты — обеспечение занятости инвалидов. В современных сложных условиях на республиканском рынке труда их трудоустройство крайне затруднено. Во-первых, не созданы необходимые условия для подготовки конкурентоспособных специалистов, поскольку перечень специальностей, полученных инвалидами в специальных ПТУ, однообразен и ограничен; во-вторых, трудоустройство инвалидов экономически невыгодно для предприятий.
Необходимо решить проблему обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер деятельности, определить мероприятия, дающие инвалидам равные со всеми гражданами возможности доступа к средствам информации и объектам социальной инфраструктуры. Для решения этих проблем была разработана государственная программа Республики Саха (Якутия) «Безбарьерная среда на 2012—2016 гг.». В 2013 г. программа «Безбарьерная среда на 2012—2016 гг.» была признана приоритетным направлением, и ее реализация предусмотрена по интенсивному варианту. Общий объем средств вместе с федеральным бюджетом составил на 2013 г. сумму в размере 354,3 млн. руб.
Особого внимания требует изучение проблем детей с ограниченными возможностями. Всем им приходится постоянно сталкиваться с барьерами, которые без помощи государства и общества не преодолеть. В частности, это и трудность в получении качественного образования, а затем и востребованной обществом профессии. Медицинские учреждения Республики Саха (Якутии) недостаточно оснащены современной диагностической аппаратурой, что крайне затрудняет раннюю диагностику отклонений в развитии у детей, нет учреждений для восстановительного лечения. Не налажен выпуск специальной методической литературы для помощи семьям, педагогам в работе с этими детьми, а также недостаточно используются средства массовой информации для формирования доброжелательного отношения
общества к детям-инвалидам. Для преодоления создавшихся проблем была разработана подпрограмма «Дети, нуждающиеся в особой заботе» в рамках республиканской целевой программы «Семья и дети Республики Саха (Якутия)» на 2009—2011 гг.». В 2011 г. на реализацию мероприятий подпрограммы было предусмотрено 3327,0 тыс. руб., фактически освоено 3321,6 тыс. руб. (99,8 % исполнения).
Таким образом, финансирование сферы социального обеспечения в Республике Саха (Якутия) остается на достаточно высоком уровне. Это говорит в пользу того, что динамика темпов роста этих затрат сохраняется с 90-х годов, со времен шоковой рыночной терапии, когда в республике был взят курс на государственную поддержку малообеспеченных граждан и социально незащищенных слоев населения. Но, чтобы сохранить тенденцию в будущем, необходимо уделить больше внимания активным формам социальной защиты. Отличительной особенностью современного развития экономики является то, что на фоне социальной бедности, традиционно существующей у многодетных семей, семей с большим количеством иждивенцев, одиноких пенсионеров, инвалидов, наблюдается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы. Все это настоятельно требует выполнения следующих мероприятий по социальной защите и поддержке населения:
• создание новых рабочих мест;
• сохранение достаточно высокой реальной заработной платы у трудоспособного населения.
Систему социального обеспечения Республики Саха (Якутия) необходимо совершенствовать путем решения следующих задач:
• координация деятельности органов государственной власти, организаций и общественных объединений по реализации прав граждан, нуждающихся в социальной защите;
• стимулирование и поддержка активной жизненной позиции нетрудоспособных граждан в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности;
• повышение доступности предоставляемых реабилитационных услуг и приоритетных объектов сферы жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями;
• развитие в Республике Саха (Якутия) сети учреждений социальной сферы нового типа, отвечающего современным стандартам.
Механизмами реализации поставленных задач в области социального обеспечения являются:
• разработка новых государственных стандартов качества жизни;
• дифференцированный подход к оказанию адресной социальной поддержки именно нуждающимся слоям населения; используя в качестве основного критерия совокупный доход семьи;
• развитие благотворительной деятельности: привлечение средств некоммерческих организаций социальной направленности, предприятий, спонсоров для поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите;
• укрепление и обновление материально-технической базы социальной сферы.
Список литературы:
1. Социальное положение и уровень жизни: статистический сборник / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2012. — 273 с.
2. Территориальный орган Федеральной службы статистики Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www.sakha.gks.ru
3. Официальный сервер органов государственной власти Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www.sakha.gov.ru