Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития сферы образования в России'

Актуальные проблемы развития сферы образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9421
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера профессионального образования / качество образовательных услуг / рынок труда / образовательные стандарты / реформирование системы образования
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития сферы образования в России»

УДК 371470)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье уделяется внимание проблемам формирования единого образовательного пространства Российской Федерации; обеспечения непрерывности и повышения качества образования на основе современных образовательных технологий. При этом рассматривается комплекс единых законодательных требований к функционированию образовательных учреждений, а также возможности многоаспектного партнерского взаимодействия.

Ключевые слова: сфера профессионального образования, качество образовательных услуг, рынок труда, образовательные стандарты, реформирование системы образования.

В ближайшем будущем основным сдерживающим моментом как промышленного, так и в целом экономического роста может стать дефицит трудовых ресурсов, а в настоящее время ощущаемый в сфере производства. Поэтому от структуры и качества производимого системой профессионального образования трудового капитала зависит конкурентоспособность предприятий, а также конкурентоспособность и развитие экономики России в целом.

Профессиональное образование, прежде всего, должно быть направлено на удовлетворение потребности экономики в кадровом потенциале, а также на удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах. В последнее время развитие и функционирование системы образования, а также качество образовательных услуг этой сферы вызывает серьезные нарекания работодателей.

Существующая система профессионального образования не смягчает, а наоборот, все больше увеличивает дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, поскольку объемы, структура и качество подготовки кадров все больше ориентируются не на реальные потребности, не на происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности регионального рынка труда, а на сформированные неверным образом потребности населения в образовательных услугах1.

Вместе с тем в настоящее время в России не существует обоснованной программы реформирования сферы образования. Основные реформы охватывают лишь некоторые составляющие сферы образования и не представляют собой единую модель. Некоторые из инициатив государственных органов по реформированию не подтверждены соответствующими механизмами реализации.

Кроме того, не является профессиональной структура подготовки специалистов, нет прогноза потребности в кадрах. Наряду отсутствуют единое образовательное пространство, единые профессиональные и образовательные стандарты, единые образовательные программы, а также не существует системы подтверждения квалификации. По мнению автора, логично выделить в процессе реформирования системы образования три блока:

• стратегический, направленный на определение основных принципов предназначения и развития системы образования;

• практический, направленный на разработку основных принципов функционирования системы образования;

• стабилизационный, направленный на сохранение и предотвращение распада существующей системы образования.

Стратегический блок. Основной задачей при реализации этого блока является создание национальной образовательной доктрины образования. В качестве основных целей национальной доктрины образования предлагаем определить:

• интересы, права и обязанности российских граждан, образовательных учреж-

Н.В. ПАНКОВА

Управление федерального имущества и развития материально-технической базы

Федерального агентства по образованию

1 Материалы Российского общественного Совета по развитию образования (РОСРО). www.rosro.ru.

дений, бизнес-сообщества и государства в сфере образования;

• цели, задачи и стратегические направления развития образования в РФ, содержание деятельности и средств по их реализации;

• модели взаимодействия государства, бизнес-сообщества, общества и учебных учреждений в сфере образования.

Доктрина образования Российской Федерации должна основываться на следующих принципах.

1. Образование является основным фактором повышения благосостояния человека, производительности и конкурентоспособности экономики страны.

2. Управление образованием должно быть направлено на обеспечение взаимодействия государства, бизнес-сообщества и общества в интересах динамичного развития экономики, повышения качества образования и учета интересов общества.

3. Необходима обоснованная и профессиональная финансовая политика государства в области образования.

4. Образование должно обеспечивать равнодоступность получения образования, преемственность процессов обучения, адаптированность образования к динамично изменяющимся условиям рынка и потребностям общества; а также формироваться с учетом необходимости адресной материальной поддержки обучающихся - особо одаренных и талантливых людей, учеников из многодетных семей.

При этом развитие образования должно формировать единое образовательное пространство РФ; базироваться на рациональных принципах предоставления государственных образовательных услуг (права и условия); обеспечивать непрерывность и качество образования в течение всей жизни граждан РФ; основываться на современных образовательных технологиях. Для этого требуются разработка и соблюдение единых законодательных требований к функционированию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. В результате должны удовлетворяться потребности человека в образовании; обеспечиваться равные стартовые возможности в сфере образования. Тем самым будет гарантирована подготовка новых поколений граждан к выполнению требований современного рынка трудовых ресурсов. Особое внимание нужно уделять созданию условий для обучения социально незащищенных групп населения и расширению их занятости в реальном секторе экономики.

Разработка методики составления государственных и региональных прогнозов потребности в кадрах на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Прогноз потребности в кадрах является основанием для двух процессов:

- формирования государственного заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров;

- информирования населения о прогнозируемой потребности в кадрах в разрезе профессий (специальностей) в целях формирования сознательного отношения к выбору профессии, профилю и уровню получаемого образования.

В настоящее время прогнозы потребности экономики в кадрах в целом отсутствуют. Так, например, можно ознакомиться с прогнозами потребности в кадрах на региональном уровне, но чаще всего данные прогнозы ограничиваются определением потребности для бюджетной сферы. Поэтому необходима разработка методики составления государственных и региональных прогнозов потребности в кадрах на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом потребности в кадрах реального сектора экономики. Структура формирования прогноза должна осуществляться на региональном уровне и корректироваться на государственном2.

Практический блок. Основной задачей блока является создание модели функционирования образования, которая определяется:

• системой государственного заказа;

• разработкой профессиональных стандартов и квалификационных требований;

• внедрением системы тестирования профессиональных знаний, навыков и умений учащихся и их сертификации;

• системой подготовки и оценки качества преподавательского состава;

2 Никипелов А. Д. Государство и рыночные институты в современной российской экономике. Доклад на Когрессе РАСХН, 14.02.2004 г.

• созданием нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность профессиональных учреждений;

• формированием требований к учебной документации и программам трудового обучения в общеобразовательной школе.

Система государственного заказа. Государственный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, обеспеченный бюджетным финансированием, должен являться основным инструментом государственного воздействия на управляемые процессы формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала. На наш взгляд, государственный заказ на подготовку кадров должен определяться прогнозом потребности в кадрах региона, сводиться и корректироваться Министерством по образованию и науке РФ с учетом предложений Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ, при участии представителей бизнес-сообщества.

Разработка профессиональных стандартов и квалификационных требований, нормативов финансирования образовательных учреждений, существующие профессиональные стандарты и квалификационные требования не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам образовательных учреждений. Наблюдаются существенные различия между полученным образованием и требованиями, предъявляемыми к выпускникам сферой производства. Для того, чтобы ликвидировать образовавшийся пробел, необходимо переработать существующие профессиональные стандарты и квалификационные требования. С этой целью необходимо объединить существующие стандарты и требования по отраслевому признаку и выделить перечень специальностей, занятых во многих отраслях промышленности.

Профессиональные стандарты и квалификационные требования должны быть разработаны с привлечением представителей образования и науки, государственных служб, бизнес-сообщества, юристов, высококвалифицированных специалистов. Кроме того, на основе новых стандартов и квалификационных требований необходимо разработать и ввести в практику методику расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования, что позволит достигнуть прозрачности финансирования учреждений образования. В частности, учреждения образования будут иметь равные условия бюджетного финансирования, участвовать в планировании и исполнении бюджета, что приведет к необходимой конкуренции внутри отрасли.

Необходимо внедрение системы тестирования профессиональных знаний, навыков и умений учащихся и их сертификации в целях контроля качества обучения на начальном, промежуточном и итоговом этапе обучения.

Система тестирования профессиональных знаний, навыков и умений должна быть разработана с привлечением представителей образования и науки, государственных служб, бизнес-сообщества, высококвалифицированных специалистов и осуществляться независимыми комиссиями при Министерстве образования и науки РФ, в состав которых должны входить представители отраслевых союзов работодателей. При этом на комиссии должны быть возложены обязанности проведения сертификации специалистов (независимо от уровня имеющегося образования) с выдачей документов государственного образца.

Система подготовки и оценки качества преподавательского состава. Высококачественное обучение в профессиональных учреждениях и подготовка квалифицированных специалистов могут быть осуществлены только преподавательским составом, имеющим высокий профессиональный уровень и навыки работы в соответствующих отраслях экономики. Преподавательский состав профессиональных образовательных учреждений должен пройти новую аттестацию на соответствие вышеуказанным требованиям с выдачей документа государственного образца.

С целью повышения уровня образования и профессиональных навыков преподавательского состава и равнозначного признания их уровня на всей территории России необходимо создать учебные центры повышения квалификации в различных отраслях промышленности с едиными системами и программами обучения.

В связи с введением новых стандартов и квалификационных требований необходимо внести изменения и разработать новые нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность профессиональных учреждений. Нормативно-правовые документы

должны быть разработаны с привлечением представителей образования и науки, государственных служб, бизнес-сообщества, юристов, высококвалифици-рованных специалистов.

Определение требований к программам трудового обучения в общеобразовательной школе. В результате отсутствия преемственности между общеобразовательными и профессиональными программами в существующей системе образования у выпускников общеобразовательных учреждений (основного и основного (полного) общего образования) не формируется необходимая профессиональная ориентация и навыки трудовой деятельности. Учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе жизненного пути, соответствующего их способностям, желаниям, творческим и трудовым наклонностям.

Обучение учащихся производится на устаревшей материально-технической базе. Учебно-методическое обеспечение не соответствует запросам рынка. Преподавательские кадры не прошли соответствующей переподготовки. Ощущается также существенная нехватка квалифицированных педагогических кадров. Необходима также разработка учебнообразовательных программ, направленных на преемственность между общеобразовательными и профессиональными программами3.

Стабилизационный блок. Данный блок направлен на устойчивое развитие системы образования. Реализация данного блока должна начаться в первую очередь или параллельно с другими блоками.

В соответствии с представлениями автора, наиболее благоприятные условия для реализации непрерывного образования могут сложиться в новых образовательных структурах - интегрированных образовательных комплексах, реализующих образовательные программы разных ступеней и уровней (начального, среднего и высшего образования), позволяющих обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Отличительными особенностями системы интегрированных образовательных комплексов являются:

• сопряжение уровней профессиональной подготовки в рамках единых образовательных программ;

• многоуровневость и открытость образовательного пространства;

• завершенность каждого уровня образования (получение специальности, присвоение квалификации);

• переход с одного уровня обучения на другой по результатам контроля знаний на конкурсной основе;

• многообразие форм и методов подготовки, создание и освоение новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные ресурсы;

• вариативность учебного процесса;

• ориентации на развитие фундаментальных и прикладных исследований как неотъемлемой составной части подготовки специалистов университетского уровня;

• установление тесных взаимоотношений с производственными структурами и рынком труда; преемственность в изучении дисциплин профессиональных образовательных программ разного уровня.

Создание интегрированных образовательных комплексов позволит повысить качество образования всех уровней; сократить сроки подготовки специалистов; создать новую стратегию управления финансовыми и материальными ресурсами, обеспечить их оптимальное освоение, снизить себестоимость подготовки специалистов; повысить эффективность использования кадрового потенциала, в том числе кадров высшей квалификации; обеспечить возможность выбора студентами траектории профессиональной подготовки, отвечающей их возможностям; осуществить единство требований в оценке качества знаний студентов, обучающихся по программам различных уровней; оптимизировать использование научно-производственной и учебно-лабораторной баз.

Наряду с этим, сущность новой государственной политики Российской Федерации в области образования должна состоять в переходе от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию системы образования и соответственно - от отраслевого федерального управления к совместному федерально-региональному управле-

3 Федоров И. Интеграция образования и науки: ключевые аспекты // rsr-online.ru.

нию профессиональными учебными заведениями при соблюдении принципов единого образовательного пространства [1]. Таким образом, развитие образования в регионах создаст возможность многоаспектного партнерского взаимодействия федеральных и региональных структур управления с органами местного самоуправления, профессиональным педагогическим сообществом и общественными объединениями. Безусловно, реформы высшего, среднего и начального образования должны решить задачу создания единой системы, обеспечивающей непрерывность образовательных систем всех уровней на основе пакета социально-экономических, научно-технических, инновационных и образовательных программ. При этом образовательные стандарты должны соответствовать общей концепции развития образования и экономики. Приоритетным направлением ближайших лет нужно считать создание необходимых условий для сохранения и развития региональной системы подготовки профессиональных кадров, превращение образования в средство развития региональных социальных систем на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего и послевузовского образования в рамках широкомасштабных социально-экономических преобразований и программ.

PROBLEMS OF FORMATION UNIFIED EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA

N.V.PANKOVA

The assistant of the head of department offederal property and development of material base of Federal agency on education

In the article the attention to problems of formation unified educational space of Russian Federation is given; maintenance of continuity and improvement of the quality of formation on the basis of modern educational technologies. Thus the complex of the unified legislative operational requirements of educational entities, and also capability of multivariable partner interplay is esteemed.

Keywords: educational space formed system of educational.

quality of educational, educational technologies, re-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.