Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития нефтехимической отрасли России'

Актуальные проблемы развития нефтехимической отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4201
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СОСТОЯНИЕ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ / НЕСОВЕРШЕНСТВО РОССИЙСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Л. М.

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития нефтехимической отрасли России. При этом особое внимание уделяется факторам, влияющим на размещение производства, анализу показателей, характеризующих состояние нефтеперерабатывающей отрасли РФ в последние годы, совершенствованию правовой базы отраслевой деятельности, модернизации мощностей. В качестве приоритетных задач на сегодняшний день автор выделяет промышленную безопасность, сокращение расходов, оптимизацию запасов, решение проблем старения основных фондов и экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PETROCHEMICAL INDUSTRY IN RUSSIA

This paper examines the main trends in the petrochemical industry in Russia. Special attention is paid to factors affecting the location of production, analysis of indices characterizing the state of the oil industry of Russia in recent years, improving the legal framework for industrial activities, the modernization of facilities. The priority tasks to date the author singles out industrial safety, reduce costs, optimize inventory, solving the problems of aging offixed assets and the environment.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития нефтехимической отрасли России»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Михайлов Л.М., д.э.н., профессор, проректор-директор института Московской академии экономики и права

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития нефтехимической отрасли России. При этом особое внимание уделяется факторам, влияющим на размещение производства, анализу показателей, характеризующих состояние нефтеперерабатывающей отрасли РФ в последние годы, совершенствованию правовой базы отраслевой деятельности, модернизации мощностей. В качестве приоритетных задач на сегодняшний день автор выделяет промышленную безопасность, сокращение расходов, оптимизацию запасов, решение проблем старения основных фондов и экологии.

Ключевые слова: нефтехимическая промышленность, состояние нефтеперерабатывающей отрасли, несовершенство российского технического законодательства

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PETROCHEMICAL INDUSTRY IN RUSSIA

Mikhailov L., Doctor of Economic Sciences, Professor Vice-Rector, Director of the Institute Moscow Academy of Economics and Law

This paper examines the main trends in the petrochemical industry in Russia. Special attention is paid to factors affecting the location of production, analysis of indices characterizing the state of the oil industry of Russia in recent years, improving the legal framework for industrial activities, the modernization of facilities. The priority tasks to date the author singles out industrial safety, reduce costs, optimize inventory, solving the problems of aging offixed assets and the environment.

Keywords: petrochemical industries, the state oil industry, the technical imperfection of Russian legislation

Нефтехимическая промышленность - прогрессивная, быстро развивающаяся отрасль. Проблема размещения предприятий нефтехимической промышленности находится под влиянием факторов, среди которых наибольшую роль играют сырьевой, энергетический, водный, потребительский, трудовой, экологический, инфраструктурный.

Роль каждого из них различна в зависимости от особенности производств. Однако обязателен комплексный учёт влияния всех взаимодействующих факторов размещения любого нефтехимического производства.

Нефтехимическая промышленность в целом - высокосырьеём-кая отрасль с высокими удельными расходами электрической, тепловой энергии и топлива прямого использования. Например, для производства 1 т химического волокна требуется до 15 - 20 тыс. кВт/ч электроэнергии и до 10 т топлива для выработки тепла (пара, горячей воды).

Суммарное потребление ТЭР в нефтехимических предприятиях составляет около 20 - 30% от всего потребления в промышленности. Поэтому энергоёмкие производства чаще тяготеют к источникам дешёвой электрической и тепловой энергии. Это также способствует эффективности внутреотраслевых и межотраслевых связей в нефтехимической и химической промышленности, что, в свою очередь, обеспечивает внутри- и межотраслевое комбинирование производств, внедрение энерготехнологических процессов.

Расход воды в нефтехимических производствах очень велик. Вода расходуется на промывку, охлаждение агрегатов, избавление от сточных промышленных вод. По суммарному потреблению нефтехимическая промышленность (вместе с химической) занимает первое место среди отраслей обрабатывающей промышленности. На производство 1 т волокна, например, расходуется до 5 тыс. куб. м воды, а в затратах на производство водоёмкой единицы продукции водная составляющая колеблется от10 до 30%.

Следовательно, размещать водоёмкие производства целесообразно в районах с благоприятным водным балансом, у источников воды. Российская промышленность пластмасс и синтетических смол возникла первоначально в Центральном, Волго-Вятском, Уральском районах на привозном сырье.

В настоящее время происходят значительные сдвиги в размещении отрасли в связи с широким использованием углеводородного нефтехимического сырья. Созданы производства синтетических смол и пластмасс в районах нефтепереработки, добычи нефти и по трассам нефтегазотрубопроводов: Поволжском (Новокуйбышевск, Волгоград, Волжский, Казань), Уральском (Уфа, Салават, Свердловск, Нижний Тагил), Центральном (Москва, Рязань, Ярославль), Северо-Кавказском (Буденновск), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Западно-Сибирском (Тюмень, Новосибирск, Омск), Волго-

Вятском (Дзержинск) районах. В перспективе производство синтетических смол и пластмасс целесообразнее размещать в восточных районах (Западной и Восточной Сибири) на базе заводов по переработке западносибирской нефти в Омске, Томске, Тобольске, Ачинске, Ангарске, где существует благоприятное сочетание сырья, водных ресурсов и дешёвой электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях Восточной Сибири (Братской, Усть-Илимской, Красноярской, Саяно-Шушенской).

Промышленность синтетического каучука занимает заметное место в мире. Производства синтетического каучука (СК) возникли на базе пищевого спирта (в Красноярске).

С переходом на углеводородное сырьё из нефти, попутных нефтяных газов и природного газа размещение производств СК претерпело значительные сдвиги.

Преимущественное развитие получили производства в Центральном (Ярославль, Москва, Ефремов), Поволжском (Казань, Волжский, Тольятти, Новокуйбышевск, Саратов, Нижнекамск), Уральском (Уфа, Пермь, Орск, Стерлитамак), Западно-Сибирском (Омск), Восточно-Сибирском (Красноярск) районах с высокоразвитой не-фтерперерабатывающей промышленностью. Главные из перечисленных районов - Поволжский, Уральский и Западно-Сибирский.

Наибольшее влияние на размещение производства СК оказывают сырьевой и энергетический факторы. В перспективе оно будет расширяться за счёт восточных районов страны на базе западносибирской нефти и попутных газов в составе Омского, Томского, Тобольского нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, а также нефтеперерабатывающих заводов Восточной Сибири (Ачинск, Ангарск) с благоприятными энергетическими возможностями (Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС).

Промышленность химических волокон, включающая производство искусственных и синтетических их видов, в качестве исходного сырья использует целлюлозу (для искусственных) и продукты переработки нефти (для синтетических видов волокна).

В зависимости от вида производство химического волокна характеризуется высокими расходами сырья, топливно-энергетических, водных и трудовых ресурсов, а также значительными капитальными затратами. Поэтому правильное размещение этой отрасли требует комплексного учёта указанных факторов.

Первоначально появившись в старых промышленных районах с развитой химией, эта отрасль заняла прочные позиции в западных районах России (более 2/3 общего производства продукции): в Поволжском - около 1/3 (Тверь, Клин, Рязань), Центральном - около 1/3 (Энгельс, Балаково, Саратов, Волжский), Центральночернозёмном - 9% (Курск). Доля восточных районов составляет менее 1/3: Западная Сибирь (Барнаул, Кемерово), Восточная Сибирь (Красноярск).

В перспективе значительные территориальные сдвиги в производстве химических волокон будут происходить за счёт восточных районов страны, обеспеченных сырьевыми, топливно-энергетическими и водными ресурсами. По результатам тщательно проведённых расчётов, в Сибири на Дальнем Востоке целесообразно размещать нетрудоёмкие и некапиталоёмкие, но высокоэнергоёмкие, сырьеёмкие и водоёмкие виды производств, учитывая внутриотраслевые связи химической и лесной, нефтехимической и энергетической отраслей промышленности.

Имея значительные сырьевые ресурсы, Россия не является лидером в нефтехимической отрасли. Чтобы вырваться из числа аутсайдеров, требуется реализовать ряд глобальных проектов по строительству трубопроводов для транспортировки продуктов переработки попутного и природного газа стоимостью в миллиарды долларов [1].

Следует отметить некоторый спад темпов развития отрасли в

2011 году (таблица 1).

Если посмотреть на состояние нефтеперерабатывающей отрасли РФ в последние годы, то можно отметить:

- экспорт сырой нефти остаётся практически неизменным и составляет порядка 50% от её добычи и в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается из 500 млн. т/год добываемой нефти на переработку внутри страны 230 млн. т/год, на экспорт - 270 млн. т/год;

- глубина переработки нефти также практически остаётся неизменной и составляет порядка 71%;

- уровень внутреннего потребления нефти в стране за период 2005 - 2010 годы практически остается неизменным. Наибольшую выгоду (в разы) получает та страна, которая потребляет нефть, а не торгует нефтью. Потребление продукции нефтепереработки и нефтехимии на душу населения - важнейший показатель, влияющий на рост ВВП и уровень жизни населения;

- индекс комплексности Нельсона также остается практически неизменным. По качественной характеристике уровня развития своего производственного потенциала (вторичных процессов) Россия занимает среди стран мира лишь место в шестом десятке;

- в России за два десятилетия не построен ни один современный нефтеперерабатывающий завод (только в конце 2010 г. начался поэтапный ввод мощностей в ОАО «ТАНЕКО»);

- актуальнейшей проблемой становится высокая зависимость российского рынка нефтепродуктов от импорта стратегических составляющих производства топлив и масел - катализаторов, присадок и химикатов, повсеместного внедрения западных технологий и оборудования. Решению проблем нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей промышленности в настоящее время уделяется большое внимание на всех уровнях государственной власти и нефтяными компаниями.

Утверждены:

- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года -

распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р [2].

Однако, в принятой Стратегии до 2030 года сохраняется сырьевой вектор направленности нефтегазового комплекса, а такой важный показатель, как потребление нефтепродуктов на душу населения на уровне 1,3-1,6 т/чел., отнесён на 2030 год (уровень потребления нефтепродуктов в 1,6 т/чел. был достигнут в 1990 году).

- Генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года - правительственной комиссией по ТЭК от 11 мая 2011 г.

Принятая Правительственной комиссией Генеральная схема изменила государственную стратегию в части сырьевой направленности и смещения сроков внедрения мощностей по глубине переработки нефти с 2015 на 2020 годы, а такие показатели, как индекс Нельсона и потребление нефтепродуктов на душу населения, в Генеральной схеме отсутствуют (не содействует развитию нефтеперерабатывающей промышленности). Необходимо сохранить ввод объектов глубокой переработки нефти, определённых Энергетической стратегией до 2015 года (в 2009 году ввели мощности по производству кокса в г. Уфе, а в 2010 году - комплекс каталитического крекинга в Кстово).

Важным решением по итогам совещания 08.07.2011 в г. Кири-ши является поручение Председателя Правительства РФ по поддержке практики заключения с нефтяными компаниями четырехсторонних соглашений, устанавливающих обязательства нефтяных компаний по реализации на внутреннем рынке качественного моторного топлива (по всей номенклатуре) в объёмах не менее пропорциональных объёмам добычи нефти и модернизации (строительству, реконструкции) нефтеперерабатывающих мощностей вторичных процессов.

Вместе с тем, в современной российской экономике нефтехимия остаётся одним из базовых сегментов промышленного производства, включающим более 650 крупных и средних промышленных предприятий (численность промышленно-производственного персонала— около 280 тыс.).

В отрасли сосредоточено примерно 2% стоимости основных фондов промышленности и более 5% стоимости основных фондов обрабатывающих производств. Доля вклада нефтехимических предприятий в ВВП России — 0,5% (2011 год).

Актуальной проблемой развития нефтехимической отрасли России является совершенствование правовой базы отраслевой деятельности. В целях её решения Минэнерго, в начале августа 2011 года разработало плана-графика подготовки нормативных правовых актов, он был согласован с МЧС, Минпромторгом, Минприроды, Минрегионом, Ростехнадзором и Росстандартом.

Согласно плану-графику, до конца сентября Ростехнадзор, МЧС и Минэнерго должны были составить и утвердить перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность нефтеперерабатывающих и нефтегазо химических комплексов в обла-

Таблица 1. индексы производства по основным видам обрабатывающих производств

20Пг. Ж. Декабрь 2011г. в %

дШю нтигю

Обрабатывающие производства^ 106,5 103,3 101,3

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 101,0 103,8 103,7

текстильное и швейное производство 102,6 97,8 100,6

производство кокса и нефтепродуктов 102,9 98,7 102,6

химическое производство 105,2 101,0 104,3

производство резиновых и пластмассовых изделий 113,1 106,9 91,3

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 109,3 110,3 92,4

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 102,9 102,6 102,8

производство машин и оборудования 109,5 84,8 99,2

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 105,1 107,1 100,7

производство транспортных средств и оборудования 124,6 105,8 107,6

прочие производства 104,5 90,1 104,0

1) С учетом поправки на неформальную деятельность.

Источник: Росстат.

сти промышленной и пожарной безопасности. Однако, как сообщили BG источники на рынке, пока список не утвержден. Сроки его выполнения—с первого квартала 2012 года до конца 2013 года.

Прежде всего, будут изменены правила применения технических устройств на опасных производственных объектах (от 1998 года) и требования к составу документации на объектах нефтехимической промышленности. Это должно быть сделано в первом квартале

2012 года. Последними — в третьем квартале 2013 года — должен быть утвержден свод требований к обеспечению безопасности эксплуатации зданий в нефтехимической отрасли, а также изменен ряд норм технологического проектирования и эксплуатации.

Следует отметить, что внесение «точечных» изменений в существующие нормативные акты поможет облегчить развитие отрасли, но решит лишь небольшую часть проблем.

Сейчас основными документами в системе российского законодательства в области промышленной безопасности являются Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Градостроительный кодекс, всего же эту область регулируют более 4,2 тыс. нормативных документов [3].

Чрезмерное количество документов — следствие того, что многие принимались «ситуативно», то есть после аварий или других происшествий на производствах, а потом не приводились в соответствие с современными техническими возможностями.

Действующие нормы формировались в советское время для технологий, существовавших на том этапе развития. Однако отрасль за последние десятилетия в техническом развитии сделала огромный шаг вперед.

Современные производства за рубежом компактны, что позволяет минимизировать расходы на строительные материалы, аренду земли и проведение коммуникаций. Раньше объектом защиты помимо безопасности людей являлась государственная безопасность. Это приводило к избыточному регулированию с подробным описанием способов обеспечения безопасности.

В итоге сложилась громоздкая система более чем из 4 тыс. нормативных актов, нередко не согласованных между собой, которые значительно увеличивают срок получения разрешений и общую стоимость инвестиционных проектов.

Несовершенство российского технического законодательства негативно сказывается в первую очередь на стоимости и сроках строительства.

Еще одной проблемой при запуске новых газо- и нефтехимических заводов, соответствующих международным нормам, является сложность закупки иностранного оборудования, на котором работает большинство современных производств. В частности, закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 1997 года предусматривает получение разрешения на применение зарубежного оборудования в России, несмотря на наличие международных сертификатов.

Сложная процедура получения разрешения сокращает список потенциальных поставщиков, особенно если это касается небольших позиций. А те, которые попадают в него, не всегда предлагают лучшие цены.

Еще одна проблема нефтехимической отрасли - модернизация. Сейчас в этом секторе наступил период активной реконструкции мощностей и строительства новых заводов в связи с переходом на выпуск нефтепродуктов более высокого качества. И эта тенденция сохранится в ближайшие пятьдесят лет. Объекты нефтепереработки в нефтехимии, при прочих равных условиях в современной России стоят дороже, чем аналогичные объекты на Западе. В основном это связано именно с нормами безопасности.

В настоящее время на российский рынок активно продвинулись ведущие мировые лицензиары и инжиниринговые компании, обладающие большим финансовым потенциалом. Это привело к прекращению внедрения в России новых отечественных технологических процессов нефтепереработки, вытеснению российских проектных организаций с отечественного рынка инжиниринговых услуг, резкому росту количества импортного оборудования при модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

Вместе с тем, за последние годы ведущими российскими организациями накоплен значительный потенциал, позволяющий изменить ситуацию на отечественном рынке инжиниринговых услуг в области нефтегазопереработки и нефтехимии. В России разработано значительное количество новых конкурентоспособных на мировом рынке промышленных технологий переработки углеводоро-

дов.

В частности, ОАО «ВНИПИнефть» разработана технология вакуумной перегонки мазута, позволяющая получать вакуумные газойли с концом кипения до 580оС на тяжелых фракциях и 600оС

- на легких фракциях при низком содержании металлов, а также обеспечивающая выпариваемость дизельного топлива на уровне 99% от потенциала сырья. Технология внедрена на НПЗ НК «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть».

Значительный интерес применительно к модернизации российских НПЗ представляет созданная ОАО «ВНИПИнефть» совместно с ОАО «ВНИИ НП» и специалистами «ГрозНИИ» новая отечественная технология каталитического крекинга вакуумного газойля. На основе этой технологии построен комплекс каталитического крекинга мощностью 880 тыс.т/год с гидроочисткой бензина ОАО «ТАИФ-НК» в г. Нижнекамск. Результаты работы промышленной установки свидетельствуют о том, что новая отечественная технология конкурентоспособна с лучшими современными зарубежными технологиями каталитического крекинга.

Ведущие российские компании обладают достаточным техническим багажом для конкурирования с ведущими зарубежными компаниями на рынке инжиниринга в области нефтехимии. В частности, ОАО «ВНИПИнефть» выиграло международный тендер с участием ведущих в мире зарубежных компаний на разработку обоснования инвестиций строительства нового крупного нефтехимического комплекса «ЛУКОЙЛ-нефтехим» на базе месторождений углеводородного сырья Северного Каспия.

Важным аспектом модернизации отрасли является ее обеспечение катализаторами и присадками. Сегодня 50-70% катализаторов нефтепереработки и нефтехимии, а также более 200 видов необходимых для военной и гражданской техники присадок к топливам и маслам поставляются в Россию зарубежными фирмами. В то же время разработаны отечественные конкурентоспособные катализаторы и присадки для целого ряда технологий нефтепереработки, в том числе каталитического крекинга, гидроочистки, изомеризации.

В течение весьма длительного времени ведется обсуждение вопроса о создании в России государственного катализаторного холдинга, который будет призван проводить единую маркетинговую и научно-техническую политику по разработке, производству, и использованию отечественных катализаторов и сможет противостоять импорту катализаторов в нашу страну.

Сегодня, когда большая часть имеющихся катализаторных производств перешла во владение компаниям, контрольный пакет которых принадлежит государству, настало время решить этот вопрос. Таким образом, решение задачи ускорения модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов тесно связано с повышением роли отечественных компаний на российском рынке неф-тегазопереработки и нефтехимии. Реализация этой задачи может стать реальностью лишь при налаживании эффективного взаимодействия государства, бизнеса, производства и науки.

Для нефтехимической отрасли приоритетными задачами на сегодняшний день являются промышленная безопасность, сокращение расходов, оптимизация запасов. Крайне острыми продолжают оставаться проблемы старения основных фондов и экологии.

Нарастающая конкурентная борьба, особенно с зарубежными предприятиями, диктует необходимость развития высокотехнологичных производств в рамках отечественной нефтехимической отрасли.

Литература:

1. Билевская И. Нужна ли России нефтехимическая отрасль? http://www.chaskor.ru/article/

2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года -распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.

3. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года. № 116-ФЗ; Градостроительный кодекс от 29 декабря 2004 года. № 190-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.