Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития адвокатуры как института, предназначенного для оказания квалифицированной юридической помощи: обзор круглого стола, проведенного в рамках общероссийского гражданского форума (г. Москва, 19 ноября 2016 года)'

Актуальные проблемы развития адвокатуры как института, предназначенного для оказания квалифицированной юридической помощи: обзор круглого стола, проведенного в рамках общероссийского гражданского форума (г. Москва, 19 ноября 2016 года) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
813
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рагулин Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития адвокатуры как института, предназначенного для оказания квалифицированной юридической помощи: обзор круглого стола, проведенного в рамках общероссийского гражданского форума (г. Москва, 19 ноября 2016 года)»

События

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ КАК ИНСТИТУТА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: ОБЗОР КРУГЛОГО СТОЛА, ПРОВЕДЕННОГО В РАМКАХ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА (г. МОСКВА, 19 ноября 2016 года)

URGENT PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LEGAL PROFESSION AS THE INSTITUTE INTENDED FOR RENDERING THE QUALIFIED LEGAL AID: THE REVIEW OF THE ROUND TABLE WHICH IS CARRIED OUT WITHIN THE ALL-RUSSIAN CIVIL FORUM (MOSCOW, November 19, 2016)

19 ноября 2016 года в Москве состоялся Общероссийский гражданский форум (ОГФ-2016) -крупнейшая ежегодная встреча представителей гражданского общества России с целью обсуждения наиболее актуальных проблем и совместной выработки предложений по их решению.

В рамках ОГФ был организован круглый стол «Актуальные проблемы развития адвокатуры как института, предназначенного для оказания квалифицированной юридической помощи», в работе которого приняли участие адвокаты -представители ФПА РФ, ГРА, сотрудники Международной ассоциации русскоязычных адвокатов, Российской академии адвокатуры и нотариата, Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, Евразийского научно-исследовательского института проблем права и ряда иных организаций.

Модератором круглого стола выступил председатель научно-консультативного и экспертного совета и комиссии по защите прав адвокатов ГРА доктор юридических наук А.В. Рагулин. Докладчиками выступили А.В. Рагулин и ведущие отечественные специалисты в области организации адвокатуры и адвокатской деятельности: адвокат, кандидат юридических наук, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российского государственного университета правосудия Е.В. Рябцева, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Волгоградского государственного университета Р.Г. Мельниченко, кандидат юридических наук, доцент, советник ФПА РФ С.Н. Гаврилов, президент адвокатской палаты Удмуртской Республики, заместитель председателя комиссии по этике и стандартам ФПА РФ Д.Н. Талантов, адвокат адвокатской палаты г. Москвы, кандидат исторических наук, профессор В.В. Клювгант, исполнительный вице-президент ФПА РФ А.В. Сучков.

В дискуссии приняли участие адвокаты Т.Н. Лейнсоо, И.Т. Рагулина, Л.С. Дубовая, В.А. Коровников, Е.А. Леонтьева, А.И. Матюха, Г.В. Русинова, В.Я. Степанова, Е.А. Цуков, Р.О. Лобов и другие.

В итоговой резолюции, принятой по результатам круглого стола, говорится, что важнейшей предпосылкой для достижения Российской Федерацией уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан, является создание и развитие институтов, направленных на обеспечение прав человека и верховенство права.

Достижение этой цели невозможно без развития адвокатуры - независимого от государства самоуправляемого института гражданского общества, обеспечивающего соблюдение конституционных гарантий права каждого на получение квалифицированной юридической помощи. При этом основой института адвокатуры является адвокат как независимый профессиональный советник по правовым вопросам.

Участники круглого стола в полной мере поддержали позицию Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, сформулированную им в Рекомендациях от 18.08.2015 по итогам специального заседания на тему «О роли адвокатуры в правозащитной деятельности» (http://president-sovet.ru/documents/ read/384/) и Рекомендациях от 27.03.2016, принятых по итогам специального заседания «О дополнительных гарантиях независимости адвокатов при исполнении ими служебных обязанностей» (http://president-sovet.ru/documents/read/447/).

В этой связи участники подчеркнули острую необходимость скорейшего принятия и вступления в силу законодательных предложений, являющихся приложениями к Рекомендациям Совета от 27.03.2016 и направленных на создание реальных законодательных гарантий адвокатской деятельности, включая (но не ограничиваясь этим) установление ответственности за незаконные вмешательство в эту деятельность и воспрепятствование ей, а также надлежащего учёта следующих принципиальных позиций при доработке Государственной программы «Юстиция», Концепции

реформирования сферы правовой помощи и последующей разработке основанных на них нормативных актов:

- недопустимо рассматривать пути реформирования института адвокатуры исключительно в рамках «создания единого рынка услуг по оказанию юридической помощи». Напротив, важно, развивая и совершенствуя адвокатуру, способствовать укреплению ее положения как правозащитного института гражданского общества, активного проводника принципов правового государства в целях защиты прав граждан и организаций, а не как структуры, действующей на рынке юридических услуг;

- необходимо, чтобы совершенствование сферы профессиональной правовой помощи, в том числе новые организационные формы для объединений адвокатов и коммерческих юристов, было ориентировано на сохранение и повышение профессионально-этического потенциала адвокатского сообщества, исключало снижение стандартов профессионального отбора в адвокатуру и необоснованное упрощение критериев и условий получения бизнес-юристами статуса адвоката;

- статус адвокатуры как правозащитного института гражданского общества и профессиональной саморегулируемой организации исключает установление государственного контроля или надзора (в том числе со стороны Министерства юстиции РФ и его органов) за осуществлением профессиональной адвокатской деятельности по оказанию квалифицированной правовой помощи и её результатами. Исходя из этого, регулирование адвокатской деятельности должно осуществляться преимущественно самим адвокатским сообществом при минимально необходимом участии государства там, где это требуется для обеспечения законодательных гарантий этой деятельности. При этом участники круглого стола считают необходимым подчеркнуть, что регулирование адвокатской деятельности, включая её стандартизацию, должно осуществляться на основе неукоснительного соблюдения презумпции добросовестности адвоката и адвокатской деятельности, поскольку иной подход не соответствовал бы самой сути института адвокатуры и традициям адвокатской деятельности;

- предмет государственного контроля за адвокатской деятельностью и адвокатурой должен ограничиваться контролем за выполнением адвокатами, адвокатскими образованиями и органами адвокатского самоуправления возложенных на них законодательством обязанностей в сфере соблюдения ограничений на совмещение адво-

катской деятельности с иной деятельностью, за представлением отчётности, а также участием представителя органа юстиции в формируемых в адвокатских палатах квалификационных комиссиях.

Участники круглого стола подчеркнули, что статья 48 Конституции РФ закрепляет право граждан на получение бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных федеральным законом, отметив, что фактически данное право систематически нарушается государством, принявшим на себя обязательство финансировать эту деятельность.

Установленные Правительством РФ ставки на оплату труда защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда не соответствуют объёму и сложности этой работы, они в разы меньше адекватного и справедливого уровня оплаты этих видов юридической помощи. Аналогичная ситуация и со ставками оплаты при реализации данного конституционного права малоимущим населением в рамках Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Доклад в октябре 2016 года на 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам независимости судей и юристов квалифицировал подобную существующую в ряде стран ситуацию как нарушение прав граждан и ограничение их доступа к правосудию, поскольку установление несоизмеримо низких государственных расценок на данный вид деятельности неизбежно приводит к низкому качеству получаемой населением юридической помощи или к полному ее отсутствию.

Проблема усугубляется следующим: государство не только установило экономически необоснованные заниженные расценки на оплату бесплатной для населения юридической помощи, но и неоднократно не выполняет принятые на себя обязательства по их индексации. Более того, и эту мизерную сумму государственные органы хронически не выплачивают, повсеместно формируя многомесячную задолженность. Государственная Дума РФ при принятии закона о федеральном бюджете без объяснения причин и в нарушение Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 отказалась от целевого финансирования оплаты защиты по назначению, растворяя эти суммы среди прочих расходов министерств и ведомств.

Подобный подход по «остаточному принципу» и нецелевой характер финансирования провоцируют распорядителей бюджетных средств под любыми предлогами не производить или за-

тягивать оплату защиты по назначению и расходовать эти деньги на иные нужды. В связи с этим представляется целесообразным предложить Министерству юстиции РФ рассмотреть с участием Федеральной палаты адвокатов РФ вопрос об альтернативах механизму осуществления такой оплаты через бюджетные перечисления органам расследования и судам, действующему ныне. Эти альтернативы должны, во всяком случае, обеспечивать независимость адвокатов, а также защищён-ный (гарантированный) и строго целевой характер государственных расходов на оплату их труда.

Участники круглого стола отметили, что об обеспечении полноценной состязательности как универсального конституционного принципа судопроизводства можно вести речь только при условии, если сторона в судебном процессе имеет доступ к квалифицированной юридической помощи. Отсутствие такой помощи лишает смысла принцип состязательности, а следовательно, свидетельствует о фактическом лишении доступа к правосудию.

Обеспечение права каждого на квалифицированную юридическую помощь возможно лишь тогда, когда специально уполномоченный на её оказание адвокат, как независимый профессиональный советник по правовым вопросам, имеет реальную возможность осуществить реализацию предоставленных ему законодательством профессиональных прав без какого-либо воспрепятствования, незаконного и необоснованного вмешательства в его профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было и при неукоснительном обеспечении государством законодательных гарантий адвокатской деятельности.

По мнению собравшихся, основными критериями, обусловленными содержанием международно-правовых норм, которым должно соответствовать внутригосударственное законодательство в сфере юридического закрепления института профессиональных прав адвоката, являются:

- обеспечение своевременного доступа адвоката к подзащитному;

- обеспечение конфиденциальности контактов адвоката с подзащитным;

- закрепление в законодательстве такого объема гарантированных профессиональных прав адвоката, который в современных условиях развития государства и общества является достаточным для эффективного выполнения соответствующей процессуальной функции;

- исключение любой возможности наказания адвоката за осуществление законной профессиональной деятельности;

- обеспечение невмешательства в законную профессиональную деятельность адвоката;

- эффективная защита от незаконных посягательств на личность, собственность и профессиональную деятельность адвоката со стороны государства.

Участники круглого стола отметили, что в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и процессуальном законодательстве определен широкий спектр профессиональных прав адвоката и гарантии его независимости, однако анализ практики применения отечественных нормативно-правовых актов и имеющихся к настоящему времени научных данных показывает, что многие правовые нормы, призванные способствовать эффективному осуществлению адвокатом своей процессуальной функции, недостаточно эффективны, как в силу несовершенства и пробелов в их содержании, так и в силу существенных дефектов правоприменения, препятствующих их полноценной реализации.

В настоящее время значительно возросло число фактов противоправного воспрепятствования адвокатской деятельности и вмешательства в эту деятельность.

По мнению участников круглого стола, на современном этапе развития отечественного права и правоприменения, в том числе правоохранительной и правозащитной деятельности, требуется системное приведение законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность всех видов, и практики его применения в полное соответствие с требованиями международно-правовых и конституционных норм, включая введение материально-правовых и процессуально-правовых гарантий и санкций, обеспечивающих их неукоснительное соблюдение.

В целях совершенствования регламентации профессиональных прав адвоката, исключения фактов незаконного вмешательства в деятельность адвоката и воспрепятствования ей участники круглого стола в дополнение к вышеуказанным предложениям Совета по развитию гражданского общества и правам человека полагают необходимым принятие комплексного законопроекта, основанного на следующих идеях и предложениях:

- о введении уголовной и административной ответственности за незаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката и (или) незаконное вмешательство в эту деятельность;

- об исключении возможности привлечения адвоката к ответственности за непредставление

сведений (информации), составляющих адвокатскую тайну, по запросу должностных лиц государственных органов и иных лиц;

- об исключении возможности привлечения адвоката к ответственности за выраженное им при осуществлении профессиональной деятельности мнение и закреплении возможности производства этих действий, кроме случаев, когда судом установлена вина адвоката в совершении преступных действий, либо когда в рамках дисциплинарного производства установлен факт виновного нарушения адвокатом положений действующего законодательства или требований профессиональной этики;

- об устранении всеобщего не конкретизированного по срокам, предмету и порядку применения запрета на разглашение адвокатом-защитником данных предварительного расследования;

- о конкретизации перечня лиц, связанных с адвокатом, на которых распространяется государственная защита, путем включения в него родственников и близких лиц и расширении перечня государственных органов, осуществляющих защитительные мероприятия;

- об установлении условия привлечения адвоката как специального субъекта, осуществляющего публично-правовую функцию по обеспечению конституционной гарантии оказания квалифицированной юридической помощи, к уголовной или административной ответственности лишь при наличии согласия квалификационной комиссии Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, с предоставлением комиссии права отказать в даче согласия в случае, если будет установлено, что инкриминируемое адвокату деяние обусловлено правомерным осуществлением им профессиональной деятельности;

- о совершенствовании порядка производства обыска у адвоката, в жилище или ином занимаемом им помещении, транспортном средстве, а также в помещении адвокатского образования путем установления императивного законодательного требования получения предварительного судебного разрешения на эти действия и установления обязательных требований к подобным решениям, порядку производства мероприятий, перечня предметов, не подлежащих изъятию;

- о введении запрета на использование в качестве доказательств в любом виде судопроизводства сведений, предметов и документов, входящих в производство адвоката по делам его доверителей, за исключением орудий преступления, а также предметов, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с

законодательством Российской Федерации, либо сведений, предметов и документов, добровольно предоставленных адвокатом по согласованию с доверителем;

- о включении в перечень лиц, не подлежащих вызову и допросу в качестве свидетелей, доверителя адвоката, по вопросам, касающимся содержания его общения с адвокатом, содержания рекомендаций, данных адвокатом, планируемых и осуществляемых адвокатом действий по представлению и защите законных интересов доверителя;

- об ответственности за нарушение прямого законодательного запрета на истребование от адвоката-защитника при встречах с подзащитным иных документов, помимо удостоверения адвоката и ордера, и о придании удостоверению адвоката статуса документа, удостоверяющего личность;

- об установлении законодательного запрета на производство оперативно-розыскных мероприятий и на применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также следственных действий в отношении адвоката без предварительного судебного разрешения; запрета использования полученных в результате этих действий предметов и документов в качестве доказательств обвинения в случаях, когда они входят в производство адвоката по делам его доверителей; о запрещении задержания адвоката по подозрению в совершении преступления на срок свыше трех часов без судебного решения, установлении обязательного порядка немедленного сообщения о произведенном задержании адвоката и привлечении его к уголовной ответственности в Адвокатскую палату субъекта Российской Федерации; о разрешении присутствия при производстве следственных действий и судебного рассмотрения уголовного дела в отношении адвоката специально уполномоченного представителя Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;

- об установлении процессуальной санкции в виде запрета на направление уголовного дела в суд в случае отказа в удовлетворении ходатайства адвоката-защитника о проверке и приобщении к материалам дела собранной им доказательственной информации и отказа в использовании этой информации в процессе доказывания, когда согласно ст. 159 УПК РФ в удовлетворении соответствующего ходатайства не может быть отказано;

- о введении судебного порядка дачи разрешения на получение адвокатом-защитником ответа на запрос, справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов

местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, если они содержат государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, либо на получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и иных сведений, содержащих информацию ограниченного доступа; о введении административной ответственности за непредставление сведений (информации) по запросу адвоката; о сокращении срока получения ответа на запрос адвоката;

- об установлении судебного порядка привлечения к административной ответственности за непредставление сведений по запросу адвоката по ст. 5.39 КоАП РФ, в случае если субъектом правонарушения являются должностные лица органов прокуратуры, а также следственных органов и органов дознания;

- об исключении нормативных положений, согласно которым встреча адвоката-защитника с подзащитным по решению дознавателя или следователя может быть сокращена до двух часов; о разрешении проносить на территорию места содержания под стражей персональные компьютеры для совместного с подзащитным изучения материалов уголовного дела и составления процессуальных документов; о запрещении производства оперативно-розыскных мероприятий во время встреч адвоката с доверителем; о конкретизации перечня оснований для осуществления перлюстрации переписки адвоката с его доверителем, содержащимся под стражей; о детализации оснований и порядка проведения личного досмотра адвоката при посещении мест содержания под стражей;

- о разрешении адвокату-защитнику при участии в следственных и процессуальных действиях без ограничений применять технические средства для фиксации хода и результатов этих действий; о детализации содержания профессионального права адвоката-защитника на применение технических средств в ходе расследования и рассмотрения уголовного дела; о разрешении иным лицам по поручению адвоката-защитника осуществлять киносъемку, видеосъемку и аудиозапись;

- о детализации содержания права адвоката-защитника на ознакомление с материалами уголовного дела в процессе предварительного расследования с расширением перечня документов, с которыми он вправе знакомиться, включая возможность изготовления их копий либо получения таковых от следователя (дознавателя);

- об уточнении содержания профессионального права адвоката-защитника на ознакомление с материалами уголовного дела по завершении предварительного расследования путем введения процедуры ознакомления, исключающей произвольное изменение и дополнение материалов дела; об уточнении перечня оснований, не позволяющих адвокату-защитнику получать и хранить при себе копии из материалов дела.

Участники круглого стола отметили, что российские реалии свидетельствуют о многочисленных, в том числе системных, фактах затруднения или лишения доступа граждан к правосудию. Особо остро эта ситуация стоит в отношении лиц, заключенных под стражу в ходе расследования и судебного рассмотрения дела, поскольку уголовное судопроизводство наиболее существенно затрагивает их права, а также с учетом невозможности для арестованного совершить какие-либо действия в целях личной реализации этого права по причине лишения его свободы и возможности беспрепятственного передвижения.

Данная проблема является системной и повсеместной. Ее причина - в отсутствии достаточного количества помещений для встреч арестованных с защитниками, а также крайне неэффективном администрировании этих процедур в местах содержания под стражей и отношении администрации указанных учреждений к адвокатам по остаточному принципу. На многочисленные обращения различных институтов гражданского общества (уполномоченные по правам человека, адвокатура, наблюдательные комиссии, правозащитные организации и проч.) Федеральная служба исполнения наказания РФ и её подразделения должным образом не реагируют, ограничиваясь лишь общими декларациями. Лишь в следственном изоляторе Симферополя (Республика Крым) увеличили количество комнат для получения юридической помощи арестованными путем установления модульных помещений. Однако повсеместно распространять этот опыт и решать проблему даже таким достаточно малозатратным способом органы исполнения наказания отказываются.

Не желают органы ФСИН РФ принять соблюдение конституционных прав граждан в качестве приоритета своей деятельности. Так, вывод следственно-арестованного из камер в помещение для получения юридической помощи осуществляется по остаточному принципу: сотрудник на вывод направляется для этих целей, только если он не занят формированием этапирования или конвоирования, обеспечением судебной проце-

дуры конференц-связи или иными процедурами в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания.

Эти и многие другие нарушения в системе ФСИН РФ носят системный и хронический характер, что заставляет констатировать невозможность решения этих проблем в рамках существующей системы пенитенциарного управления. В этой связи следует всерьез рассмотреть альтернативные модели (в том числе государственная тюремная корпорация или частные тюрьмы под госконтролем в рамках государственно-частного партнерства).

Участники круглого стола отметили, что «Стандарт участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве», разрабатываемый в настоящее время Комиссией по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов РФ с участием региональных адвокатских палат и отдельных адвокатов, при условии надлежащей доработки проекта с учётом замечаний, высказанных в ходе широкого обсуждения в адвокатском сообществе, будет полезен как для адвокатов, так и для доверителей.

Необходимость разработки и принятия Стандарта обусловлена тем, что многие значимые и сложные аспекты деятельности адвоката-защитника не нашли своего прямого отражения в нормах Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и положениях Кодекса профессиональной этики адвоката, в связи с чем положения Стандарта следует воспринимать как направленные на восполнение существующего ныне правового вакуума применительно к некоторым организационным и тактическим вопросам деятельности адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве.

Положения обсуждаемого проекта Стандарта направлены на установление выработанных практикой адвокатской деятельности минимальных требований, которые необходимо соблюдать адвокату-защитнику вне зависимости от того, осуществляет ли он защиту по соглашению или по назначению.

В случае принятия Стандарта адвокат-защитник сможет ссылаться на его положения при обосновании своих конкретных решений и действий в рамках его профессиональной деятельности, а это будет в значительной степени способствовать минимизации риска необоснованных претензий к нему со стороны доверителей, судей и следственных органов. С другой стороны, положения Стандарта после его утверждения уполномоченным федеральным органом адвокатского самоу-

правления будут способствовать более эффективному реагированию в рамках дисциплинарного производства адвокатских палат на выявляемые факты недобросовестности адвокатов, включая так называемых «карманных адвокатов», вплоть до прекращения их статуса. При этом собравшиеся подчеркнули, что регулирование адвокатской деятельности, включая её стандартизацию, должно осуществляться на основе неукоснительного соблюдения презумпции добросовестности адвоката и адвокатской деятельности, поскольку иной подход не соответствовал бы самой сути института адвокатуры и традициям адвокатской деятельности.

Участники круглого стола полагают необходимым предложить уполномоченным органам государственной власти и управления рассмотреть вопрос об отмене фактически установленного требования об обязательном указании в квитанции об оплате государственной пошлины при подаче в суд исковых заявлений и иных обращений идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Это требование необходимо исключить ввиду того, что некоторые граждане Российской Федерации не имеют ИНН, при этом обязанности его получения законом не установлено, а иностранные граждане не могут его получить, за исключением случаев осуществления ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Фактическое отсутствие у лиц, не имеющих ИНН, возможности оплатить государственную пошлину лишает этих лиц права на доступ к правосудию по указанной причине.

Собравшиеся также отметили, что органам государственной власти и управления, органам адвокатского самоуправления необходимо поддерживать тесную связь как между собой, так и с ведущими российскими и зарубежными учёными и высшими учебными заведениями, в которых углубленно изучаются вопросы адвокатуры и адвокатской деятельности. При обсуждении вопросов о необходимости и целесообразности внесения изменений в действующее законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре и иное связанное с ним законодательство следует привлекать в рабочие группы ведущих преподавателей высших учебных заведений. В свою очередь, представителей адвокатского сообщества следует шире привлекать к участию в работе экспертно-консультационных органов, действующих при органах власти (включая судебную) и управления.

Участники круглого стола отметили положительный опыт адвокатского сообщества, которому

удалось в принятых Советом ФПА РФ Правилах поведения адвокатов в сети Интернет найти разумный компромисс между реализацией адвокатами конституционных гарантий свободы слова, мнений и информации в сети Интернет и соблюдением ими самоограничений, основанных на требованиях к публичному поведению адвоката, обязанного при всех обстоятельствах заботиться о соблюдении чести и достоинства, поддержании и укреплении авторитета корпорации и традиций адвокатуры. Авторы резолюции полагают, что и гражданскому обществу, и публичной власти было бы полезно воспользоваться этим опытом адвокатской корпорации. При создании разумных и понятных, чётко сформулированных рамочных условий поведения в сети присутствие в ней представителей любых профессий и видов деятельности следует не только позволить, но и поощрять.

Собравшиеся разделили беспокойство правозащитного сообщества по поводу возрастающих рисков для активных участников гражданского общества, связанных с привлечением их к различным видам ответственности в связи с выражением гражданской позиции. В этой связи они отметили активную положительную роль адвокатского сообщества не только в защите прав и законных интересов гражданских активистов по конкретным делам, но и в их превентивном консультировании по вопросам, связанным с минимизацией рисков и обучением наиболее безопасному поведению при проведении массовых мероприятий и участии в них, а также при обыске, задержании, проведении следственных действий и т. п. Участники круглого стола полагают, что такое сотрудничество должно продолжаться и углубляться.

Обзор подготовил д.ю.н., доцент А.В. Рагулин

ммшж шштш пговдем шрша

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Мы рады представить вашему вниманию ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ПРАВА

Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Контактная информация Website: www.eurasniipp.ru E-mail: info@eurasniipp.ru Телефон: +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.