Научная статья на тему 'Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы'

Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
472
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / CORRUPTION / PUBLIC AUTHORITIES / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / FIGHT AGAINST CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хейгетова К. Н.

В данной статье рассматривается вопрос коррупции органов государственной власти, которая является очень актуальной в настоящее время. Коррупция сейчас приобрела глобальный характер, и имеет в нашей стране слишком большое развитие, что обуславливает явную необходимость эффективной борьбы с этой проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE

In this article the question of corruption of public authorities which is very actual now is considered. Corruption now purchased global nature, and has too big development that causes obvious need of effective fight against this problem in our country.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы»

Россия - уникальная по своему национальному и культурному составу страна, на территории которой проживают свыше 200 различных народов. Соответственно, на местном уровне при решении вопросов местного значения необходимо учитывать интересы национальных общностей, а именно интересы национальных меньшинств, этнических групп и коренных малочисленных народов.

Согласно ст.131 Конституции Российской Федерации 1993 г. и п. 2 ст. 1 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций.

Мы уже указывали, на то, что понятие «исторические и иные местные традиции» включает в себя культурные, исторические, национальные, духовные, религиозные и другие традиции населения.[1]

Дубровский О.Н, например, к местным традициям относит также демографическое состояние общества; особенности исторического развития регионов; исторические и традиционные формы особенности самоуправления^]

Каждый этнос уникален, имеет неповторимую культуру и традиции, следовательно, их муниципальные интересы разнообразны и требуют особого подхода в их реализации.

Учет местных традиций при осуществлении местного самоуправления наиболее ярко выражено в жизнедеятельности коренных малочисленных народов. Их правовой статус закреплен отдельными статьями Конституции РФ и федеральными законами. Как известно, коренные малочисленные народы в основном проживают в отдаленных районах, с низкой плотностью населения и численностью в РФ менее 50 тысяч человек, или ведут кочевой образ жизни, занимаясь традиционными промыслами.

В современных условиях интересы коренных малочисленных народов на территории муниципального образования могут быть выражены разными способами: через деятельность общин, территориально - общественного самоуправления, национальнокультурных автономий (например, общины в Ханты-Мансийском автономном округе); квотное представительство (например, в Эвено-Бытантайском улусе республики Саха избран один депутат из числа малочисленных народов); уполномоченное представительство коренных малочисленных народов Севера (в Мурманской области создан Совет уполномоченных представителей саамов); выделение отделов коренных малочисленных народов Севера(создан отдел кочевой приемной главы администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа) и др.

Вопрос реализации интересов национальных общностей не включен в перечень вопросов местного значения, следовательно, его решение не входит в компетенцию местных органов. Однако, они участвуют в их обеспечении в активном сотрудничестве с основными представителями и выразителями интересов: общественными объединениями, религиозными организациями, национально-культурными автономиями.

Например, в г. Стерлитамак Республики Башкортостан существуют такие национально-культурные центры как Городской Курултай башкир, Еврейская община г. Стерлитамак и т.д., религиозные организации: негосударственное образовательное религиозное учреждение медресе Нур Аль-Иман и т.д., общественные организации: Набат - союз участников вооруженного конфликта в Чеченской республике и др.

Как известно, интересы представителей этнических групп и национальных меньшинств, прежде всего, связаны с сохранением своего языка и своей культуры. В настоящее время на практике учет населением исторических и иных местных традиций проявляется, например, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления, что подтверждается Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Республика Башкортостан является одним из субъектов Российской Федерации, образованных по национальнотерриториальному признаку. Существует большое количество нормативно-правовых актов, создающих механизмы реализации конституционных прав и интересов граждан на свободное развитие языков и культур. Это Конституция РБ, Законы РБ «О культуре», «Об образовании», «О языках народов РБ» и т.д. В некоторых муниципальных образованиях можно выявить исторические особенности осуществления местного самоуправления. Например, в Ишимбайском, Абзелиловском и ряде других районах республики сохранились такие народные традиционные институты, как советы старейшин, советы аксакалов. Кроме того, при участии администраций муниципальных образований, общественных объединений и национальных культурных центров в республике организуются праздники народов, такие как «Сабантуй», «Салават йыйыны», «Науруз», «Курбан-байрам» и др.

Таким образом, муниципальные интересы населения реализуется с учетом исторических и местных традиций в зависимости от специфики проживающих в муниципальном образовании национальных общностей. Эффективность реализации, зависит от степени гарантированности обеспечения данных интересов в каждом регионе, и конечно же от активной инициативы от самих народов, которые заинтересованы в сохранении своей культуры, традиций, языка.

Литература

1. Усманова Р.М. Выражение публичных интересов отдельных групп населения в муниципальном праве // Евразийский юридический журнал.- 2012.- №48-.С. 81-85

2. Дубровский О.Н. Значение национальных обычаев и традиций в построении местного самоуправления в Российской Федерации: на примере Республики Тыва // Административное и муниципальное право.- 2012.- № 8.- С.5-8.

References

1. Usmanova R.M. Vyrazhenie publichnyh interesov otdel'nyh grupp naselenija v municipal'nom prave // Evrazijskij juridicheskij zhumal.- 2012.- №48-.S. 81-85

2. Dubrovskij O.N. Znachenie nacional'nyh obychaev i tradicij v postroenii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii: na primere Respubliki Tyva // Administrativnoe i municipal'noe pravo.- 2012.- № 8.- S.5-8.

Хейгетова К.Н.

Студентка, Финансовый университет при Правительстве РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос коррупции органов государственной власти, которая является очень актуальной в настоящее время. Коррупция сейчас приобрела глобальный характер, и имеет в нашей стране слишком большое развитие, что обуславливает явную необходимость эффективной борьбы с этой проблемой.

Ключевые слова: коррупция, органы государственной власти, государственное и муниципальное управление, борьба с коррупцией.

Kheygetova K.N.

Student, Financial University under the Government of the Russian Federation ACTUAL PROBLEMS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE

Abstract

In this article the question of corruption of public authorities which is very actual now is considered. Corruption now purchased global nature, and has too big development that causes obvious need of effective fight against this problem in our country. 94

94

Keywords: corruption, public authorities, state and municipal management, the fight against corruption.

Всем известно, что уровень коррупции в России достаточно велик. Несомненно, данный факт оказывает отрицательное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни, в частности, особенно это затрагивает органы государственной власти и управления.

В широком смысле дефиниция коррупции - это использование служащим органа власти и управления своих властных полномочий в личных интересах, а также в интересах третьих лиц или групп. Разновидностей данного явления существует очень много: политическая, экономическая, административная, коррупция; также существует национальная и международная коррупция. Все они, как и сферы общества, непременно взаимосвязаны между собой. Политическая и административная коррупция привлекает к себе особое внимание, в силу того, что является наиболее опасной для всего общества в целом. Продажность публичной власти ставит под сомнение престиж всей страны. Коррумпированность исполнительных органов приводит к образованию рынка бюрократических услуг, выделению привилегированного класса предпринимателей, что не может негативно не сказываться на всей предпринимательской деятельности, конкуренции и защите прав потребителей. Помимо этого, коррупция не перестает постоянно расширять свой круг влияния, проникая в ранее защищенные от нее сферы воздействия. В настоящее время, в нашей стране практически все органы публичной власти подвержены коррупции, подпитанной бизнес средой. В распределении российских рынков коррупционных услуг практически монопольно главенствует исполнительная власть. Так, по мнению аналитиков, она имеет 98,9% ёмкости рынка коррупционных услуг, в то время как судебные органы лишь 0,8%, а законодательная власть 0,1%.

Большой уровень коррумпированности органов государственной и муниципальной власти в большей степени негативно влияет на граждан. Социальная инфраструктура во многих случаях перестаёт быть общедоступной и бесплатной. По этой причине, все чаще граждане собственноручно прибегают к платным услугам в сфере медицины, образования, административных и иных вопросов. Но не остаются без внимания коррупции и правоохранительные органы, суды общей юрисдикции. Продажность государственных служащих позволяет виновным уклоняться от юридической ответственности за правонарушения, порождая безнаказанность и падение авторитета публичной власти среди населения. По статистике, каждый пятый россиянин сталкивался с коррупцией среди государственных служащих. Следует отметить, что явные лидеры среди чиновников-взяточников это инспекторы ГАИ, а также государственные и муниципальные служащие, осуществляющие контроль и надзор в различных сферах.

Нельзя утверждать, что такое явление, как коррумпированность власти присуще только Российской Федерации. На сегодняшний день в мире нет государства, в котором отсутствует коррупция. Но, стоит отметить тот факт, что во многих развитых западных странах применяются меры для всевозможного её пресечения, кроме того сформирована атмосфера непримиримости социума с данным обстоятельством. Однако, к сожалению, такое массовое явление, как коррупция в системе государственной власти среди государственных и муниципальных служащих в России не имеет должного общественного осуждения. Начиная с обычных граждан, заканчивая представителями бизнеса, факты взяточничества в органах власти и управления оцениваются терпеливо и спокойно. Помимо всего прочего, большинство населения нашей страны считают, что данное явление способствует быстрому и легкому решению многих проблем. Однако же, на сегодняшний день государство стало акцентировать внимание на решении проблем борьбы с взяточничеством. Так, в настоящее время реализуется Национальный план противодействия коррупции, а также ратифицированы многие международные документы в сфере борьбы с коррупцией и, после длительных переговоров и оживленных дискуссий был принят ФЗ РФ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции». Но, стоит отметить, что участие народа также имеет очень большое значение. Граждане обязаны соблюдать все правила поведения при контакте с государственными служащими, исключая любые возможные проявления коррупции. Всё это показывает явную необходимость создания, и исполнения административно-правовых мер пресечения коррупции в публичной власти, так как, на мой взгляд, коррупционные проявления касаются многих аспектов социальной жизни и бороться с этой проблемой только лишь с помощью уголовно-правовых мер недостаточно.

В целом, противодействие коррупции является общеюридической проблемой, в борьбе с которой следует задействовать все отрасли права. Но, все-таки деятельность органов публичной власти регулируется главным образом нормами административного права, кроме того данная отрасль права также определяет деятельность по предоставлению услуг физическим и юридическим лицам. Стоит отметить, что в нашем государстве необходимо контролировать реализацию ФЗ РФ «О противодействии коррупции» и его административных предписаний, ранее не существовавших в Российском законодательстве. Кроме этого, требуется применять предписания международных документов, таких как Конвенция ООН против коррупции, Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». В настоящее время, к сожалению, подобные нормативные документы реализуются в нашей стране не полностью. Нельзя не сказать, что наличие лишь одной статьи в Кодексе об Административных правонарушениях РФ, предусматривающей ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, несомненно, слишком мало. Для более продуктивной борьбы с продажностью органов власти, следует добавить ряд дополнительных административных правонарушений, предусматривающих ответственность за нарушение Федерального Закона «О противодействии коррупции».

В настоящее время, в год насчитывается около 120 тысяч жалоб по административным вопросам в органы внутренних дел, с признаками, указывающими на наличие коррупции и противозаконные действия должностных лиц в государственных и муниципальных органах. Зачастую, судебные органы в делах, связанных с публично-правовыми вопросами оказываются вовлеченными в коррупционные интересы их участников, нередко нарушая при этом свои судейские полномочия. Подобные обстоятельства доказывают необходимость создания эффективных административно-правовых средств борьбы с коррумпированностью органов государственной власти. На сегодняшний день, я считаю, необходимо усилить деятельность государства по данному направлению. Так, стоит создать эффективные антикоррупционные мероприятия, внедрить в массы антисоциальность характера коррупции и её последствий для всей страны, применять административные норм в работе публичной власти, контролировать соблюдение прав и обязанностей государственных органов власти и управления, проводить проверки государственных органов на предмет коррупциогенности и своевременно наказывать за нарушение административных норм. Без всякого сомнения, кроме всего прочего, для формирования честных и компетентных служащих органов государственной власти и управления требуется проводить определенные организационные мероприятия. К ним могут относиться: строгий порядок отбора кадров в органы публичной власти ; обеспечение служащим органов публичной власти приличной и стабильной оплаты их труда; создание эффективного контроля должностных лиц в государственном и муниципальном управлении.

Как видите, проблемы борьбы с коррупционной деятельностью служащих в органах государственной власти и управления требуют множества усилий и в целом системного подхода. Только при участии всех структур будет возможность преодолеть развитие коррупции, а также разнообразные формы ее проявления. Таким образом, как уже говорилось ранее, борьба с коррумпированностью публичной власти будет эффективна только при участии в этом большинства институтов гражданского общества.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Талапина Э. Правовые способы противодействия коррупции // Право и экономика. 2006. № 6. С. 3. 95

95

3. Кузьминов Я.И. Механизм коррупции и особенности его проявления в государственном аппарате // Административное право: теория и практика. М., 2002. С. 23.

4. Мишин Г.К. Элитно-властная коррупция как приоритетное направление ограничения политической коррупции // Государство и право. 2003. № 4. С. 112.

5. Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. № 5. С. 39

References

1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 25.12.2008 g. № 273- FZ «O protivodejstvii korrupcii».

2. Talapina Je. Pravovye sposoby protivodejstvija korrupcii // Pravo i jekonomika. 2006. № 6. S. 3.

3. Kuz'minov Ja.I. Mehanizm korrupcii i osobennosti ego projavlenija v gosudarstvennom apparate // Administrativnoe pravo: teorija i praktika. M., 2002. S. 23.

4. Mishin G.K. Jelitno-vlastnaja korrupcija kak prioritetnoe napravlenie ogranichenija politicheskoj korrupcii // Gosudarstvo i pravo. 2003. № 4. S. 112.

5. Tihomirov Ju.A., Trikoz E.N. Pravo protiv korrupcii // Zhurnal rossijskogo prava. 2007. № 5. S. 39

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGY Бакулина Е.А

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем школьного образования - проблема домашнего задания. Автором анализируется динамика изменения домашних заданий в обучении математике, раскрываются подходы к определению понятия "домашнее задание" и перспективы использования домашнего задания в обучении математике.

Ключевые слова: домашнее задание; самостоятельность учебно-познавательной деятельности ученика; деятельностный подход; гуманизация и гуманитаризация математического образования.

Bakulina E.A.

PhD, Senior Lecturer, Department of Computer Science, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk ESPECIALLY THE USE OF HOMEWORK IN THE TEACHING OF MATHEMATICS

Abstract

The article is devoted to one of the most actual problems of school education - a homework problem. The author analyzes dynamics of change of homeworks in training to the mathematician, approaches to definition of concept "homework" and prospects of use of a homework in training to the mathematician reveal.

Keywords: homework ; autonomy of educational-cognitive activity of the student; activity-based approach; humanization, and humanization of mathematical education .

Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса издавна выступает домашнее задание. Проблема его использования в обучении математике неоднократно обсуждалась в научной литературе. Многие специалисты в области педагогики, а также методики обучения математике особое внимание уделяли исследованию различных аспектов этой важной, объемной и многогранной проблемы. Специфика подобных исследований, как правило, всегда определялась особенностями текущего этапа развития математического образования, неизменно вызывающими адекватные изменения в сфере указанной проблемы.

Как показал анализ литературы, до сих пор распространенной является точка зрения на домашнее задание как на метод закрепления знаний, средство своеобразного тренажа в выработке навыков. Такое понимание сущности домашнего задания вытекает из традиционных представлений о содержании обучения как о совокупности знаний и не согласуется с современными представлениями о содержании обучения математике.

В нашем исследовании под домашним заданием понимается реализуемый в вариативных условиях (место, приемы, средства, время предъявления, выполнения и проверки) комплекс самостоятельно выполняемых заданий, определяемый содержанием обучения, деятельностями учителя и учащихся. Такое понимание домашнего задания позволяет рассмотреть его во взаимосвязи со всеми компонентами процесса обучения математике и расширить тем самым возможности домашнего задания в обучении математике [1].

Современный этап развития образования в России характеризуется существенными изменениями в содержании обучения учащихся. Новая парадигма образования требует значительных изменений в организации образовательного процесса, затрагивающих цели и задачи, стоящие перед общеобразовательной школой; организацию деятельности учителя; разнообразные стороны учебно-познавательной деятельности учащихся. Не обошли перемены и такой элемент педагогического процесса как домашнее задание в обучении математике. На сегодняшний день, методика домашнего задания в обучении математике должна строиться с учетом современных методологических и теоретических положений: деятельностный подход, гуманизация и гуманитаризация математического образования, концепции формирования понятия и работы с теоремой, использования задач в обучении математике.

Данные положения открывают ряд перспектив использования домашнего задания в обучении математике. Кратко охарактеризуем ряд из них:

1) использование домашнего задания в реализации некоторых этапов организации изучения теорем и формирования понятий. Организация такой работы обусловлена необходимостью повышения уровня самостоятельных работ в учебном процессе, а также нехваткой временных рамок урока. Решение ряда упражнений (особенно упражнений, реализующих заключительные этапы рассматриваемых методик) требует от учащихся проведения анализа содержания учебного материала, умения представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, реализация решения подобных упражнений требует определенных временных затрат, поэтому целесообразнее задавать их в качестве домашнего задания, осуществляя затем обсуждение решений вместе с классом. Дома ученик может спокойно, не торопясь, рассмотреть несколько способов решения, обратиться к книгам, самостоятельно придти к открытию, выполнить работу в удобном для него темпе. А учитель, таким образом, может экономичнее использовать время на уроке и приобщать при этом учащихся к размышлениям.

Домашнее задание должно не только быть направлено на закрепление теорем, понятий, способов решений, но и предшествовать, и сопутствовать изучению, то есть выступать в качестве средства усвоения знаний, раскрывать их деятельностную природу. Поэтому при определении домашнего задания следует предусмотреть перспективу дальнейшего использования результатов домашнего задания.

2) гуманизация математического образования требует ориентации на развитие ученика, особое внимание при обучении математике должно уделяться дифференциации и индивидуализации домашних заданий. Необходимо также использование вариативных домашних заданий. Предъявление учащимся в качестве домашней работы заданий различной формы, степени

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.