Научная статья на тему 'Актуальные проблемы профессионального воспитания в вузе'

Актуальные проблемы профессионального воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2405
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностно-смысловая направленность / диалогичность / сотворчество субъектов образовательного процесса / value-and-meaning orientation / dialogism / co-authorship of the subjects in the educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудкина Елена Ивановна

В статье рассматриваются вопросы поиска содержания и технологий профессионального воспитания курсантов (слушателей). Профессиональное воспитание курсанта и слушателя предполагает овладение технологией профессионального саморазвития своих личностно значимых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of searching for the content and technologies of professional education of cadets (students). Professional education of cadets and students presupposes mastering the technology of professional development of one's personally significant qualities.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы профессионального воспитания в вузе»

Пспхопого-педагогпческое

обеспечение

учебно-воспитательного

процесса

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Е. И. Дудкина

В статье рассматриваются вопросы поиска содержания и технологий профессионального воспитания курсантов (слушателей). Профессиональное воспитание курсанта и слушателя предполагает овладение технологией профессионального саморазвития своих личностно значимых качеств.

Ключевые слова: ценностно-смысловая направленность, диалогичность, сотворчество субъектов образовательного процесса.

Кризис теории воспитания и поиск концепции воспитательной деятельности. В высшей школе была сформирована определенная система воспитания, которая оказалась невостребованной в постперестроечный период. Постулат о деидеологизации российской высшей школы обернулся парадоксальным следствием: фактически свертыванием воспитательной работы со студенчеством (С. М. Годник, Г. А. Козберг). Это было связано с тем, что теория и практика воспитания, как считал

О. С. Газман, переживает несколько кризисов.

1. Мировоззренческий кризис, связанный с тем, что в общественном сознании рухнули многие стереотипы, хотя какие-то еще остаются, например, стереотипы надежды на государство, а не на самого себя как профессионала.

2. Технологический кризис: прежние, формализованные, «показные» формы воспитания утрачивают смысл. Модель «привитого правильного поведения» постоянно вытесняется представлением о саморазвитии личности и педагогической поддержке этого процесса.

3. Управленческий кризис. Он состоит в том, что в области воспитательной деятельности не решены организационные проблемы: кто будет этим заниматься, какова сфера ответственности, как подготовить воспитателей, мотивировать и, наконец, оплатить их труд.

Переход от одной идеологической системы к другой, серьезные преобразования в экономической, политической, правовой и духовной сферах жизни оказывают огромное влияние на воспитание, сочетая в себе признаки как кризиса, так и прогресса. Изменение и развитие российского общества привело к принципиально новому осмыслению задач и содержания воспитания молодежи в вузе, вызвало необходимость его обновления.

Сегодня в вузах России идет процесс разработки концепций воспитательной деятельности, соответствующих

современным реалиям, а также типу высшего образования. Среди таковых - основы концепции жизнеспособных поколений (И. М. Ильинский), концепции воспитательной работы со студентами (В. Т. Лисовский), само-развивающейся воспитательной системы (Л. И. Новикова), воспитания человека как носителя множества социокультурных ценностей (И. А. Колесникова), воспитания человека культуры (Е. В. Бондаревская), педагогики свободы (О. С. Г азман), личностно ориентированного воспитания (В. В. Сериков), синергетическая концепция са-моорганизуемого воспитания (С. В. Кульневич).

В настоящее время растет число исследований, рассматривающих общественный процесс воспитания молодежи в вузах: формирование гражданственности (А. В. Беляев); культура использования времени жизни (Н. А. Борисова); вера в системе ценностных ориентаций студентов педагогических вузов (О. В. Ивановская); развитие адекватной защищенности студентов (Л. П. Лазарева); проблемы интернациональной направленности личности студента (X. Н. Нашев); определение приоритетов воспитательной работы (И. Э. Надуткина) и др.

Разработка воспитательных концепций, идей и подходов позволяет преподавательским коллективам высших и средних специальных учебных заведений всех типов активно перестраивать учебно-воспитательную деятельность с целью созданию оптимальных условий для саморазвития всех сторон личности в соответствии с духовно-нравственными ценностями.

А это, в свою очередь, предполагает прежде всего обращение к определенной системе ценностей, связанных с лучшими национальными обычаями, общечеловеческими традициями гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к окружающему миру.

Ценностные основания современного воспитания. С точки зрения Б. Битинаса, построение воспитательных систем разных типов должно основываться на базовых ценностях.

1. Воспитание, основанное на трансцендентных ценностях. Духовное воспитание нацелено на приближение воспитанника к абсолютной ценности - к высшему существу. Содержание воспитания включает такие ценности, как душа, бессмертие, вера, любовь, надежда, вина, покаяние, искупление и др.

2. Воспитание, основанное на социоцентрических ценностях. Его базовые ценности - свобода, равенство, братство, мир, труд, творчество, гуманность, солидарность, согласие и др. Готовность личности к самопожерт-

вованию ради блага других людей, семьи, нации, общества считаются критериями ее воспитанности.

3. Воспитание, основанное на антропоцентрических ценностях. Такое воспитание нацелено на возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовые ценности - это самореализация, автономность, субъектность, искренность, личностность.

И. Г. Гузенко, анализируя современные ценности воспитания, дает их классификацию:

1. «Воспитание как классический процесс основан на субстианалъной базе методологического аппарата, на распределении, снимающем объективные значения и способствующем субъективному восприятию учебно-научной информации (В. В. Сериков). Воспитание основано на культе морального закона; на свободном, творческом проживании детства и юности, на культе экологии человека и на культе образовательной технологии.

2. Воспитание государственной личности будущего основано на культе человеческой непосредственности в общении, культе “диалога культур”, формирующем условия сопричастности учащихся изучаемым культурноисторическим событиям; культе жизненности, правдоподобии обучения жизненным ситуациям, способствующим воспитанию гражданина общества и становления его как активного участника социальных, экономических процессов и управления обществом.

3. Воспитание безопасной активной личности будущего: нейтрализация в образовании начал деструктивного характера, “изломанной жизни” XX века; фиксация внимания на событиях, символизирующих зарождение нового, оптимистического начала на гуманистической основе; трепетное отношение к источникам страданий человека, к причинам истребления животных, птиц, рыб, зеленого мира, к источникам “трагизма жизни”, как фактам, способствующим развитию чувства эмпатии, толерантности и готовности встать на помощь и защиту.

4. Воспитание языковой личности (Е. В. Бондаревс-кая, С. В. Кульневич); мотивогенная атмосфера и условия овладения языками мира; стилевые контрасты в изучении языковой культуры; эмоциональность речи как средства диалога, бережного отношения к слову, сберегающего родное слово» [1, с. 30].

Исходя из изложенного, исследователи раскрывают свое понимание сущности воспитания в вузе.

Сущность воспитания в вузе. Признано, что воспитание в вузе необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как процесс формирования ценностей; учение о жизни; основу для самовоспитания студентов через систему отношений; воспитание в контексте решения задач становления демократических основ жизнедеятельности вуза (студенческое самоуправление); в высшей школе - как процесс социокультурного сотрудничества студента и вузовского сообщества; как интегрирующий фактор контингента студентов не только прошлых, но и нынешних лет (корпоративность общности студентов, преподавателей и всех структурных подразделений вуза); воспитание в контексте психолого-педа-гогической поддержки. Организация психологической поддержки студенческой молодежи стала инновацион-

ным направлением воспитательной работы; как грамотное и системное оказание помощи студенту в освоении им жизненно необходимых взглядов и навыков (место воспитания в психосоциальной модели профилактики наркомании и формирования основ здорового образа жизни); вуз как центр организации воспитания и создания воспитательной среды, воспитательного пространства, обеспечения условий для творческого, научного, физического развития личности [2].

В основе формирования современной концепции воспитания лежит осмысление непреходящих ценностей культуры, поэтому осуществляется поиск механизмов, которые обеспечивали бы вхождение личности в пространство культуры, создание высоконравственной и духовной воспитательной среды. Сегодня принципиально по-новому, как личностно ориентированные концепции, определяются структура и содержание воспитательного процесса, в том числе в вузах системы МВД России.

Содержание личностно ориентированного воспитания курсантов (слушателей) ведомственных вузов. Среди современных проблем профессионального образования одной из наиболее острых является поиск содержания и технологий профессионального воспитания курсантов (слушателей).

Новые ориентации и ценности образования рассматривают воспитание как деятелъностъ, базирующуюся на саморазвитии и его педагогической поддержке [3, с. 6]. Следовательно, профессиональное воспитание курсанта и слушателя предполагает овладение технологией профессионального саморазвития своих личностно значимых качеств. Сегодня существует объективная необходимость повышения качества вузовского образования, в основе которого на технологическом уровне требуется поиск новых средств психолого-педагогического обеспечения. Этот поиск направляет исследователей на реформирование как содержания учебно-воспитательного процесса, его организацию, так и на личностно ориентированные технологии профессионального самоопределения. Это позволит устранить существующее несоответствие уровня развития личности выпускника вуза МВД современным требованиям государства и общества; создать условия для усиления роли качественных параметров в общем и профессиональном воспитании курсантов; поднять престиж профессионала как гражданина, личности и специалиста правоохранительных органов [4].

Исследования ученых-педагогов системы МВД России подтверждают, что современное содержание и технология профессионального воспитания курсантов (слушателей) вузов МВД России могут быть личностно ориентированными, что определяется в том числе возрастными особенностями, характером профессиональной подготовки [5].

Достижение этих задач требует дальнейшей гуманизации и демократизации воспитания, разработки технологий личностной ориентации, соответствующих гуманистической парадигме образования. Здесь смысл образования определяется как обретение человеком своей сущности, максимальное раскрытие и развитие творчес-

кого потенциала каждой личности, ее субъектных качеств. Смена ключевых педагогических понятий и изменение подходов к воспитанию и обучению как психолого-пе-дагогическим феноменам порождает несвойственные ранее характеристики этих процессов: ценностно-смысловую направленностъ, диалогичностъ, сотворчество субъектов образовательного процесса.

Реализация этих положений нуждается в особом профессиональном воспитании слушателя как носителя духовности, способного к личностному росту и самореализации в профессиональной деятельности. Потребность в личности, характеристиками которой становятся свобода, гуманность, самоорганизация и саморегуляция, выводит проблему содержания воспитания на место базовых. В этой связи предлагаются различные концептуальные основания для изменения системы воспитания в целом и его содержания в частности: гуманизация воспитательных отношений (А. А. Бодалев, М. А. Вейт, В. П. Зинченко, В. А. Сластенин), рассмотрение воспитания как возрождения человека культуры (Б. В. Бондаревская), как процесс саморазвития и самоорганизации личности (К. А. Абульханова-Славская, С. В. Кульневич), социализация воспитания посредством формирования неадаптивной активности личности (А. В. Мудрик, В. А. Петровский), ценностный подход в целом в образовании (И. А. Колесникова, И. Б. Котова, А. В. Петровский, Е. И. Шиянов), личностный подход к воспитанию и обучению (В. В. Сериков), исследование воспитательных функций учебно-делового общения (Ю. З. Гильбух, С. Ю. Курганов, X. И. Лийметс).

В личностно ориентированной парадигме ценность содержания воспитания представляет порождающую личностные смыслы аксиологическую основу, российская специфика которой в современной педагогике еще недостаточно разработана. Сегодня продолжаются дискуссии о содержании гуманистического воспитания, о месте свободы личности, о целях индивидуализации, об условиях создания культуры образования в целом.

В концепции педагогики свободы О. С. Газмана воспитание рассматривается как совместная деятельность воспитателей и воспитанников по реализации совместно выработанных целей и задач, совместный поиск ценностей, норм и законов жизни: «Воспитание, по существу, берет на себя в качестве ведущей (а может быть, и единственной) задачи - морально-волевой, нравственный, т. е. общественный аспект поведения человека. А как же привычные понятия: трудовое, политическое, экологическое, физическое воспитание? Неужели все сводится к нравственному? Да, это так. Воспитание -только нравственное, а образование: и политическое, и трудовое, и физическое, и эстетическое» [6, с. 17].

Следовательно, содержание воспитания может быть только ценностным, т. е. нравственным, все остальное составляет содержание обучения. Любой вид деятельности имеет нравственный, т. е. воспитательный аспект, но научить нравственности нельзя. Ее можно лишь впитать, пережить чувством, освоить с помощью эмоционального опыта. При этом воспитанник выражает свое отношение к окружающим людям, природе, материальной среде через отношение к себе [7, с. 36].

Современные исследователи личностно ориентированного образования (Н. В. Бочкина, И. А. Колесникова, И. Н. Семенов, В. В. Сериков, С. Ю. Степанов и др.) достаточно едины в своем представлении о личности как сфере смысловых, субъективных реалий, где никакая предметная деятельность обучаемого не может гарантировать «требуемый» смысл усваиваемого значения в сознании субъекта. Образование приобретает личностную ориентацию только тогда, когда оно востребует деятельность сознания на уровне субъектных смыслов.

Воспитание в вузах МВД ориентировано на традиционные подходы, обусловленные характером учебнослужебной деятельности слушателей (такие, как сочетание развития личности обучаемого с формированием у него профессиональных качеств; осуществление воспитания в обстановке режима строго установленного порядка; педагогическое взаимодействие участников педагогического процесса на основе уставных взаимоотношений и т. д.) [8]. Однако профессиональные особенности воспитания курсантов (слушателей) предполагают осознание ими необходимости формирования качеств профессионала органов внутренних дел. Технологией этого процесса становится создание условий и поиск содержания профессионального воспитания, актуализирующих личностные структуры сознания курсантов (слушателей), что предполагает их сознательное самовоспитание и саморазвитие. Это означает, что перспективы воспитательной работы со слушателями состоят в оказании им всесторонней психолого-педаго-гической поддержки, как личностно ориентированной технологии. Роль преподавателя при этом существенно меняется: педагог становится партнером и равноправным членом педагогического взаимодействия (И. А. Латкова).

Концепции личностной ориентации способствуют переосмыслению привычных категорий образовательных процессов, которые представлены новыми ориентирами, устанавливающими гуманистический смысл педагогической деятельности:

1. Цель изучения педагогики переориентируется с накопления педагогических знаний, умений и навыков на поиск смысла воспитания как гуманистической деятельности, отраженной в представлениях о творческих возможностях работы педагога, как личности, самостоятельно избирающей направление и стиль педагогических отношений, направляющей их личностным содержанием, с ориентацией на принципы, а не на методики воспитательной работы по формирующим направлениям.

2. Принципы воспитания изменяют привычный смысл их использования: они преобразуются в многоуровневую систему ориентиров, разнопланово представляющих деятельность педагога по включению личностных структур сознания учеников как основу для творческого построения индивидуальных программ их развития.

3. Содержание воспитания переориентируется с внешне задаваемых ценностей и качеств на развитие имплицитно существующих в национальном самосознании ценностей самоорганизации, представленных открытыми для дополнения смысловыми ориентирами.

4. Методы воспитания рассматриваются в контексте тонких и мягких средств и условий, представленных в творчески развиваемых моделях конструирования самоорганизующейся педагогической ситуации [9; 10].

Таким образом, изучение базовых компонентов лич-ностно ориентированного воспитания способствует развитию творческого педагогического мышления, позволяет выработать собственное видение проблем воспитания и обучения в высшей школе, а также определить собственную стратегию и тактику педагогической деятельности в ведомственном вузе.

1. Гузенко И. Г Идеалы и ценности современного воспитания // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: мат-лы второй межрегиональной науч.-практ. конф. Воронеж, 2001. С. 27-31.

2. Буторина Т. С., Мосягина С. Ю. Основные направления воспитательной работы в вузе // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: мат-лы второй межрегион. науч.-метод. конф. Воронеж, 2001. С. 42-43.

3. Новые ценности образования / под ред. П. В. Анохиной и др. М., 1996. № 6. 162 с.

4. Биочинский И. В. Воспитательные аспекты подготовки специалистов в вузах МВД России. Н. Новгород, 1997. 46 с.

5. Биочинский И. В. Воспитание в вузе МВД: процесс и результат // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. 1996. № 4. С. 147-152.

6. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995. Вып. 2. С. 16-45.

7. Там же.

8. Биочинский И. В. Воспитание в вузе МВД: процесс и результат.

9. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие. М., 1999. 560 с.

10. Кульневич С. В. Педагогика личности: от концепции до технологии: учебное пособие. Ростов н/Д, 2001. 160 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ

И. С. Скляренко

«Есть только одна подлинная ценность -это связь человека с человеком»

Антуан де Сент-Экзюпери

В статье предпринимается попытка представления интегративного характера подструктуры общения, входящей в состав других подструктур профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Новацией в статье можно считать предложенную автором структуру ценностей профессионального общения сотрудников ОВД и средства их формирования у курсантов образовательных учреждений МВД России. Автор показывает практическое применение малых групп для развития ценностей профессионального общения.

Ключевые слова: предкоммуникативные профессиональные умения, ценности профессионального общения, адаптивность, ролевая мобильность, эмпатийность, дискурсивное мышление, субординированность, распределение ответственности, функциональная вариативность, вза-имооценивание.

Органы внутренних дел являются государственной системой исполнительной власти, выполняющей в сфере охраны права и порядка самые различные функции. Основными видами деятельности сотрудников ОВД можно считать, прежде всего, работу следователей, дознавателей, сотрудников оперативного состава, розыска, патрульно-постовой службы и штаба.

В структуре современной профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов ученые (В. Л. Васильев, М. И. Еникеев, А. М. Столярен-ко, Ю. В. Чуфаровский, А. А. Караванов и др.) выделяют 6 основных подструктур: реконструктивную, организационно-управленческую, поисковую, удостоверительную, воспитательную и общения.

Большинство ученых, практические работники отмечают, что едва ли не вся профессиональная деятельность сотрудников ОВД состоит из общения, в соотношении указываются цифры 90% и более. Сюда включается общение с коллегами, гражданами, противоправными элементами, различными органами и организациями [1-6].

Исходя из того, что общение в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов имеет главенствующее значение, на наш взгляд, в структуре общения правоохранительной деятельности можно выделить все из перечисленных выше 6 подструктур. Подобный ракурс представляет общение как интегрирующую составляющую данных подструктур и показывает связь каждой подструктуры с общением.

Содержательная сторона интегрирующих составляющих структуры общения в профессиональной деятельности правоохранительных органов определяется предкоммуникативными профессиональными умениями сотрудников ОВД. Термин «предкоммуни-кативные умения» введен в психологию А. А. Леонтьевым и перенесен на педагогическое общение. Под предкоммуникативными профессиональными умениями сотрудников ОВД мы понимаем совокупность умений, которые служат для успешного профессионального общения [7].

Предкоммуникативные профессиональные умения сотрудников правоохранительных органов, исходя из структуры общения в профессиональной деятельности, предъявляют к сотрудникам требования относительно развития ряда ценностей профессионального общения. Ценности профессионального общения представляются нам, с одной стороны, как значимые объекты в общении для сотрудников правоохранительных органов, своего рода определенный комплекс требований к профессиональному общению для его максимальной эффективности, с другой - как правила поведения сотрудников в процессе профессионального общения, способность чувствовать близость к сослуживцу, руководителю, подчиненному, любому человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.