Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правового регулирования экологического аудита на современном этапе'

Актуальные проблемы правового регулирования экологического аудита на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
715
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правового регулирования экологического аудита на современном этапе»

используются дизельное топливо или соляровое масло.

Рис. 2. График зависимости прочности и плотности образцов от содержания нефтешлама

Исходя из полученных экспериментальных данных, можно сделать выводы о том, что образуется однородный пористый материал, обладающий высокими прочностными и теплоизоляционными свойствами, соответствующими ГОСТам на данный тип изделий.

Кроме того, решается важная экологическая задача по созданию замкнутых технологических циклов по очистке воды от нефтепродуктов, а также проблема утилизации нефтешлама. Данная технология позволяет получить дешевые, эффективные теплоизоляционные материалы и улучшить экологическую обстановку в регионе.

Список использованной литературы

1. Очистка сточных вод от нефтепродуктов с помощью нового сорбента / Г.И. Тарасова, В.В. Тарасов, Е.О. Грачева // XXII Междунар. науч.-практ. конф.: «КАЗАНТИП-ЭКО-2014», Харьков, июнь, 2014.- С.220-223.

2. Тарасова Г.И. Использование термолизного дефеката ТД600 в качестве пигмента-наполнителя в резиновых смесях // Безопасность жизнедеятельности. 2013.- № 8 (152). - С. 27-31.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

М.И. Штанг, курсант Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж

В России экологический аудит стал развиваться в 1990-х гг. Среди основных предпосылок его возникновения можно выделить следующие:

- осознание глобальных экологических проблем и, как результат, переход

России на путь экологически безопасного экономического развития;

- усиление требований законодательства в области охраны окружающей среды и др. [6].

В соответствии с Экологической доктриной РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р [4], содействие развитию экологического аудита, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды определено в качестве необходимого элемента для развития экономических и финансовых механизмов, являющихся средствами реализации государственной политики в области экологии.

Несмотря на необходимость и важность развития экологического аудита в России, до настоящего времени не выработано единого подхода к пониманию сущности экологического аудита, не определены его роль и место в системе государственного управления. Можно выделить следующие основные подходы к трактовке понятия «экологический аудит»:

- экологический аудит как один из видов экологического контроля;

- экологический аудит как правовой механизм обеспечения безопасности в экологической сфере;

- экологический аудит как инструмент подтверждения правильности ведения учета и достоверности отчетности в части отражения природоохранной деятельности организации.

Различие подходов к понятию «экологический аудит», на наш взгляд, обусловлено тем, что экологический аудит в Классификаторе правовых актов, согласно Указу Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 [3], определен и как вид аудиторской деятельности 080.160.000 и как вид деятельности в области охраны окружающей природной среды 110.010.100.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1], в статье 1 которого дано следующее определение понятия «экологический аудит»: «Экологический аудит -независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».

Исследование нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды позволило выявить, что в настоящее время в России обязанность проводить экологический аудит никакими нормативными актами не предусмотрена. Даже обязанность, которая была установлена п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [2], предусматривавшим использование экологического аудита по требованию государственных инспекторов, отменена в связи с утратой силы данной статьи с 01.08.2011. Экологический аудит проводится только на добровольной основе по инициативе хозяйствующих субъектов и в их интересах.

В проекте Федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] предлагается проводить обязательный

экологический аудит в следующих случаях:

- осуществления предпринимательской деятельности по использованию отходов производства и потребления;

- установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

- установления временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- подтверждения выполнения планов снижения выбросов и (или) сбросов (мероприятий по охране окружающей среды, внедрению наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапных установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов);

- разработки, реализации проекта восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде;

- выполнения мероприятий специальных экологических программ, в том числе работ по реабилитации радиационно загрязненных участков территории;

- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Задачами экологического аудита в системе Минприроды России являются:

- обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

- определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

- проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства;

- повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

- снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Результатом экологического аудита в системе Минприроды России является заключение, составляемое и подписываемое экоаудитором, работающим самостоятельно, или группой экоаудиторов. При проведении экологического аудита экологической аудиторской организацией заключение подписывается всеми экоаудиторами, участвовавшими в проведении экологического аудита, и руководителем организации по экологическому аудиту и скрепляется печатью.

Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: поскольку экологический аудит в зависимости от вида деятельности (экологической или экономической) регулируется разными нормативными правовыми актами, цели и задачи, стоящие перед экологическим аудитом как видом экологической и экономической деятельности, а также содержание процесса экологического аудита, основные направления аудиторской проверки, порядок оформления его результатов в области охраны окружающей среды и в экономической сфере различны, лучше применять различные термины для обозначения того, о чем в действительности идет речь, например, в сфере экологической деятельности -экоаудирование или экоаудит, а в сфере экономической деятельности -экологический аудит.

Также необходима разработка специального организационно-правового механизма регулирования экологического аудита вообще и обязательного экоаудита в частности, с четкими функциональными обязанностями и ответственностью участников независимой, комплексной, документированной оценки соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований экологического законодательства.

Список использованной литературы

1. «Об охране окружающей среды»: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

2. «Об охране атмосферного воздуха»: Федеральный закон РФ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2222.

3. «О классификаторе правовых актов»: указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 12. - Ст. 1260.

4. «Об Экологической доктрине Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 36. - Ст. 3510.

5. «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект Федерального закона, подготовленный Минприроды РФ» (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.01.2012) // СПС «Консультант Плюс».

6. Малиновская Н.В. Развитие экологического аудита в России / Н.В. Малиновская // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 43. - С. 29-36.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ КАУЧУКА ИЗ ЛАТЕКСА СКС-30 АРК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧЕТВЕРТИЧНЫХ СОЛЕЙ АММОНИЯ ПОД ДЕЙСТВИЕМ МАГНИТНОЙ ОБРАБОТКИ

Ю.Е. Шульгина, аспирант, Воронежский государственный университет инженерных технологий,

г. Воронеж

Н.С. Никулина, преподаватель, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Изучение проблем, связанных с окружающей средой и ресурсами является важной и актуальной задачей современного общества. Промышленность синтетического каучука во всем мире является потребителем колоссального количества природного сырья, что оказывает негативное влияние на воздушные и водные бассейны [1].

Однако, несмотря на целей ряд новых разработок, внедренных в технологический процесс производства синтетических полимеров, в нем по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.