Научная статья на тему 'Актуальные проблемы повышения качества и уровня жизни населения республики Саха (Якутия)'

Актуальные проблемы повышения качества и уровня жизни населения республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1750
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов А. А., Мыреев А. Н., Попова С. А.

Качество жизни населения представляет собой систему качественных и количественных показателей, характеризующих уровень удовлетворения потребностей населения, степень реализации жизненных планов каждого человека. Статья предназначена для широкого круга специалистов, аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Problems Connected with Living Standard Rise in the Republic of Sakha (Yakutia)

Living standard is a system of qualitative and quantitative characteristics which show a level of satisfaction of population needs and a degree one can realize his/her plans. The article is for a wide range of scientists and post-graduate students.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы повышения качества и уровня жизни населения республики Саха (Якутия)»

□

УДК 332:316

A.A. Попов, А.Н. Мыреев, С.А. Попова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Качество жизни населения представляет собой систему качественных и количественных показателей, характеризующих уровень удовлетворения потребностей населения, степень реализации жизненных планов каждого человека. Статья предназначена для широкого круга специалистов, аспирантов.

Главной целью современного этапа развития Республики Саха (Якутия) является устойчивое повышение качества жизни каждого человека и семьи. Качество жизни населения республики как комплексная оценка жизнеобеспечения людей представляет собой систему качественных и количественных показателей, характеризующих уровень удовлетворения потребностей населения, степень реализации жизненных планов каждого человека в соответствии материальными, финансовыми возможностями Республики Саха (Якутия) с учетом экономических и социальных стандартов жизни.

Президент Российской Федерации В.В. Путин стремится принять меры в решении сложнейших проблем повышения качества жизни населения на современном этапе развития экономики. Качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя показатели уровня жизни существенно влияют на характеристику благосостояния населения. Качество жизни определяется показателями удовлетворения потребностей людей с учетом достигнутого уровня экономического и социального развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Состояние индикаторов качества жизни может и должно служить для оценки эффективности деятельности всех хозяйствующих субъектов. На практике это означает принципиальное изменение приоритетов управления - переход от преимущественно функционального управления к социальному.

В последние годы по вопросам методологии и методики определения качества жизни населения наиболее активно стали работать в регионах. В качестве примера можно привести опыт Белгородской области Российской Федерации, где разработана и успешно реализуется концепция повышения качества жизни населения. С этой целью приняты очень важные документы: «О программе улучшения качества жизни населения», закон Белгородской области «О минимальных социальных стандартах» и закон Белгородской области «О прожиточном минимуме в Белгородской области» и другие.

Однако наиболее распространенным определением является то, что «качество жизни представляет собой сложную синтетическую категорию, аккумулирующую все существенные для личности условия существования, уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. К компонентам этой категории отнесены товары и услуги, доходы, сбережения, духовные потребности, личная безопасность и другие атрибуты социальной комфортности, а также состояние среды обитания (экологическая обстановка). Качество жизни объединяет многие аспекты уровня жизни, важнейшими из них выступают стандартные меры экономического благосостояния: доходы населения, социальное обеспечение, потребление материальных благ и услуг» [1].

Системообразующей основой понятия качества жизни являются разнообразные экономические интересы как отражение разумных потребностей, возникающих и реализующихся в сфере производства, распределении, обмена и потребления совокупного валового регионального продукта и производственных отношений. Первоначально понятие качества жизни носило теоретический характер и в целом достаточно абстрактную форму, основанную, главным образом, на необходимости дополнения материального благосостояния оценками состояния социальной безопасности и негативного воздействия окружающей среды. «Так, в 1962 г. Дж. Берлингер включал в качество жизни как базо -вые следующие элементы: уровень доходов на душу населения, уровень преступности и правонарушений, уровень образования и медицинского обслуживания. Американский ученый Дж. Форрестер к характеристикам качества жизни отнес также стрессовые ситуации, трудности жизни, скученность населения, качество питания, загрязненность окружающей среды. Канадский социолог М. Бунге в элементы качества жизни включал качество воздуха, ка -чество воды, размер и качество жилья, удовлетворение от семейной жизни и работы, степень участия в делах общества, безопасность на улице, количество читаемых книг, посещаемых театральных представлений и т.п.» [1].

U 127

Качество жизни - это уровень удовлетворения потребностей населения. Давно пора создать для северян достойный уровень жизни населения. Они давно заслужили это. Нужны новые экономические и социальные стандарты жизни населения. Кроме того, возникла необходимость в разработке и внедрении государственной программы: «Федеральный Центр - Северу». Федеральное Правительство должно быть заинтересовано в развитии Севера. Северяне создают свыше 20% ВВП, 60% валютных поступлений, обеспечивают 60% экспорта страны, где проживает только 7,4% населения Российской Федерации.

Новые исследования дают основание полагать, что экономическая категория «качество жизни населения» может быть определена как сформировавшаяся в массовом сознании обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения. В центре внимания должен быть гражданин Российской Федерации. Удовлетворение материальных и духовных потребностей, интересов рядового гражданина должно быть более приоритетным, чем чиновника. Пока заработная плата руководителей муниципальных образований, даже приоритетных отраслей (например, алмазодобывающей промышленности) превышает заработную плату рядовых граждан республики в десятки раз.

Экономическая политика государства не должна строиться только на удовлетворении экономических интересов отдельных монополистических союзов, руководителей крупных фирм, акционерных обществ, холдингов под видом создания своей команды единомышленников в проведении экономической реформы, естественно, очередных выборов по избранию руководителей регионов. Действительно, у богатых образовалась своя команда и компания по выкачиванию природных богатств, принадлежащих народу, путем создания крупных корпораций, компаний и акционерных обществ. Некоторые из них уже успели стать транснациональными корпорациями, компаниями, уже независимыми от субъектов, где добываются природные ресурсы.

В 90-е годы XX века объектом внимания государственных органов многих стран стала методология анализа человеческого развития. Концепция человеческого развития исходит из признания не сводимости общественного прогресса к увеличению денежного дохода или к приумножению материального богатства. Она также постулирует, что традиционные макроэкономические показатели (такие, как валовой внутренний продукт, накопленное национальное богатство, среднедушевой доход и пр.) не могут считаться адекватными характеристиками экономического роста и развития человека. Использование традиционных показателей, по сути, оставляет без ответа вопрос: почему во многих странах растет безработица, нищета, преступность и другие негативные факторы [1].

«В конечном счете категорию качества жизни можно свести к следующим пяти интегральным свойствам, составляющим среду и систему обеспечения жизнедеятель-

ности населения: во-первых, качество жизни населения, интегрирующее такие его свойства, как способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни и т.п.), способность образовывать и сохранять семьи (количество браков и разводов), уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования и т.п.); во-вторых, благосостояние и условия жизни населения, аккумулирующие более частные свойства, отражающие степень удовлетворения материальных и социальных (в т.ч. духовных) потребностей населения. Материальный аспект благосостояния характеризуют показатели доходов, текущего потребления и сбережений населения (величина доходов в реальном выражении, их распределение по направлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.), а также такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, фактическое потребление домашних хозяйств, индекс потребительских цен, уровни безработицы и бедности. Понятие «условия жизни» включает в себя характеристики жилищных условий, обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры, инфраструктуры и коммуникациями, использования свободного времени, социальной и географической мобильности и т.п.; в-третьих, социальная безопасность (или качество социальной сферы), отражающая условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, физическую и имущественную безопасность; в-четвертых, качество окружающей среды (или качество экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биоразнообразия и т.п.; в-пятых, природно-климатические условия, характеризующиеся климатическими условиями, частотой и спецификой форсмажорных ситуаций» [1].

В последнее время большое внимание уделяется более конкретным вопросам: составным элементам экономической категории качества жизни, их группировке по отдельным компонентам, методам их измерения, а также построению интегральных моделей, отражающих качество жизни населения. Распределение населения России по показателям уровня жизни по итогам 2000 года свидетельствует о том, что российский «средний класс» от общей численности населения составляет 20%, (по западным стандартам потребления - 5-7%), от общей численности населения, промежуточные слои населения - 40%, бедное населения - 40%, а в нашей республике - более 20%.

К 2010 года реализация стратегии - «благосостояние для большинства» может довести по уровню жизни российский «средний класс» до 55% от общей численности населения, промежуточные слои населения - до 30%, бедное

население - 15%, а в республике - до 15%. Это пока только прогнозы специалистов. Что собой представляет среднеевропейский уровень жизни населения? Новый российский стандарт благосостояния (пока среднеевропейский) предполагает: качественное питание, жилье, дачу, загородный дом, высокую обеспеченность товарами длительного пользования, автомобиль, компьютер, доступность качественных услуг здравоохранения, образования, науки, культуры, связи и другое.

Методология разработки концепций улучшения качества и уровня жизни населения требует аргументированного обоснования необходимости принятия решений в проведении государственной национальной политики развития регионов на длительный период времени. В настоящее время по совокупности критериев и конкретных показателей содержания (экономической метрологии), развития качества и уровня жизни населения в регионах главным считаем прорыв в улучшении качества жизни людей на базе существенного повышения производительности общественного труда, в особенности за счет интеллектуальных и информационных факторов экономического роста.

Отсутствие четкой государственной национальной концепции повышения качества жизни россиян, непро-думанность политики формирования крупных монополистических корпораций и компаний за счет выгодного использования уникальных природных ресурсов, неразработанность механизмов учета и контроля общественных затрат труда, финансовых потоков внутри страны отрицательно отразились на развитии экономики в целом. Пользуясь неэффективным действием законодательно установленных механизмов функционирования рыночной экономики, демократы первой волны провели политику разгосударствления, акционирования, приватизации, либерализации цен в интересах зарождающихся классов частных собственников. Кто не имел основных средств производства и оборотных средств, тот и остался ни с чем. При этом экономическая и социальная стратегия республики в большей мере непосредственно влияет на пять важнейших социальноэкономических параметров - образование, занятость, доходы населения, совокупный платежеспособный спрос, продление жизни горожан, и по отношению к которым другие социальные параметры являются вторичными, производными.

Социальная сфера улучшения качества жизни населения представляет собой направление, которое обеспечивает движение основных приоритетов развития республики по пути совершенствования всех групп индикаторов, характеризующих жизнеобеспечение населения. Критерии обеспечения качества жизни представляют собой оцен-

ку состояния экономики с точки зрения процессов, отражающих сущность жизнеобеспечения населения. Качество жизни населения представляет собой комплексную характеристику социально-экономических, демографических, медико-биологических, интеллектуальных, культурно-массовых, экологических и иных факторов и условий существования личности, положения человека в обществе, отражающую уровень реализации разумных потребностей людей и степень удовлетворенности их жизненных планов в соответствии с экономическими и социальными стандартами.

На удивление всех особенно в тяжелом положении оказались жители северных регионов - доноров страны. Довели до того уровня развития традиционных отраслей народного хозяйства, что с каждым годом свертывается производство, естественно, непрерывно воспроизводится бедность и суживаются критерии обеспечения хотя бы нормального, терпимого уровня жизни населения. Возникла необходимость более точного определения диагностики объективных и субъективных причин абсолютного обнищания населения Севера в условиях системного кризиса. В табл. 1 приводится численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за 1996-2003 годы. Несмотря на то, что за 2003 год величина прожиточного минимума по республике рассчитана по новой методике, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2002 года № 538, по итогам 2003 г. насчитывается 193,4 тысячи человек с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, или 20,4% к общей численности населения. По предварительным данным Комитета государственной статистики республики численность бедного населения с 1996 года по 2003 год сократилась на 117, 3 тысячи человек, или от 30,0% до 20,4% в процентах к общей численности населения (табл. 1).

Таблица 1

Численность населения с денежными доходами [2]

Годы Тыс. чел. В % к общей численности населения

1996 310,7 30,0

1997 279,7 27,2

1998 302,8 39,8

1999 330,2 33,0

2000 307,5 31,1

2001 282,0 28,6

2002 223,1 22,7

2003 193,4 20,4

U 129

Главные задачи текущего момента, на наш взгляд, -это принципиальное изменение нынешнего курса социально-экономического развития страны и республики, усиление экономической роли вертикальной власти, введение жесткого государственного регулирования в экономике, внедрение практики долгосрочных планов повышения качества и уровня жизни населения.

Уровень жизни населения отражает степень развития и удовлетворения потребностей каждого человека с учетом требований объективных экономических законов. Системообразующей основой понятия уровня жизни населения являются разнообразные экономические интересы как отражение разумных человеческих потребностей, возникающих и реализующихся в сфере только потребления. Ограничение категории уровня жизни сферой потребления представляет собой важное методологическое и методическое различие с определением уровня жизни, которое охватывает достигнутый уровень потребления населения материальных благ и услуг.

Конвенция Международной организации труда (МОТ) «Об основных целях и нормах социальной политики» № 117 в статье 25 провозглашает право человека на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы из-за инвалидности, вдовства или в ином случае утраты средств к существованию по независимым от него обстоятельствам. В каждой стране эти права реализуются на основе достигнутого социально-экономического и культурного уровня развития общества и национальной концепции качества и уровня жизни населения.

Настало время поэтапно реализовать целевые программы по улучшению уровня жизни, законодательные акты и нормативные документы по поддержке не только малоимущих слоев населения, но и улучшению реального материального положения большинства сельского населения. В обеспечении экономической и продовольственной безопасности населения, прежде всего, необходимо обратить внимание на пенсионеров, безработных, инвалидов, многодетные семьи, одиноких женщин, на охрану материнства, семьи и детства, на оказание адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и тыла, вдовам, инвалидам, детям-сиротам, студентам высших и средних специальных учебных заведений и учащейся молодежи.

Еще более бедствующее положение сложилось у пенсионеров Крайнего Севера. Средний размер пенсий с компенсацией остается очень низким или в два раза меньше физиологического прожиточного минимума. Это в большей степени объясняет то, что в последнее время у северян страх голода и холода выражается сильнее, чем страх болезней. На фоне всего этого на Севере интенсивно распространяется эпидемия туберкулеза. Это социальная болезнь, которую можно вылечить в течение длительного времени при необходимом обеспечении лекарственными

средствами, строгой системе диспансерного и санаторного наблюдения больных туберкулезом во всех крупных сельских муниципальных образованиях республики.

Однако экономика, социальная сфера и финансы Республики Саха (Якутия) характеризуются наличием сложных проблем экономического и социального развития в условиях реального использования производственного потенциала только на 50-60%, низким технологическим уровнем производства, слабой конкурентоспособностью выпускаемых товаров, отсутствием развитой инфраструк-туры рынка. Основная часть жилого фонда, учреждений образования, здравоохранения и других объектов социальной сферы не соответствуют инженерно-техническим и нормативным требованиям эксплуатации, отсутствуют благоустроенные квартиры в сельской местности, низкими темпами формируются собственные экономические и финансовые источники роста, медленно реализуются стратегические задачи превращения муниципальных образований в развитую социально-экономическую подсистему на -родно-хозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия). Общие характерные проблемы: денежные доходы населения растут медленнее, чем потребительские расходы республики; бедность; безработица, особенно среди молодежи; низкая обеспеченность благоустроенным жильем, недостаточный уровень его благоустройства: централизованным водопроводом, канализацией, теплоснабжением.

По данным исследования почти половина опрошенных студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных учебных заведений считают, что им не хватает денег на продукты питания (в течение 2003 г. работники Министерства по молодежной политике РС (Я) провели мониторинговое исследование с охватом 1500 человек молодежи в возрасте от 14-30 лет). Наиболее острыми проблемами для молодежи являются пьянство и алкоголизм, преступность и безработица (каждый второй безработный относится к молодежной возрастной категории).

Цель социальной сферы - формирование организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих достижение для населения республики достойного качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе.

Задачи социальной сферы:

• определение основных целей приоритетных направлений экономического и социального развития Республики Саха (Якутия) на ближайшие 5 и 10 лет. Осуществление комплексного экономического и социального развития республики на основе перестройки отраслевой структуры народного хозяйства и опережающего развития приоритетных отраслей и особенно производств, связанных с выпуском высокотехнологичных товаров и глубокой переработкой местного промышленного и сельскохозяй-ственного сырья, развитием алмазобриллиантового комплекса, гранильной промышленности, сферы услуг и сервиса, устойчивого туризма, изготовлением разнообразных товаров народного потребления и другой продукции.

Повышение конкурентоспособности товаров и услуг должно стать первоочередной задачей экономически активного населения республики. Создание многоотраслевой системы агросервиса, прорыв в развитии предпринимательства, самозанятости населения, улучшении условий труда, существенное повышение творческого характера и престижности труда, в особенности за счет развития агросервиса, недрения новейшей техники, технологии производства, создание МТС во всех крупных сельскохозяйственных районах (улусах), развития перерабатывающей промышленности и эффективного использования интеллектуального и информационного потенциала республики;

• поднятие имиджа Республики Саха (Якутия) на базе решения задач создания крупной нефтяной, газовой промышленности в Западной Якутии металлургической базы на юге, затрагивающих интересы Правительства Российской Федерации. В ходе решения этих задач наметить ускоренные темпы развития производственной и социальной инфраструктуры муниципальных образований как важнейших направлений развития экономики республики. Практика постоянного привлечения инвестиций в экономику республики и налаживание нормальных экономических отношений и связей внутри республики и с другими субъектами РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья должны стать основными направлениями в деятельности Правительства РС (Я). Необходимо четко определить основные направления инвестиций по годам пятилетки с учетом стратегии развития экономики и приоритетных отраслей народного хозяйства, корпораций, компаний, фирм и указать источники их финансирования;

• установление практики как в других странах и решение проблемы распределения и перераспределения ренты горно-добывающей промышленности и части сверхприбыли естественных монополий между отраслями народного хозяйства, а также между муниципальными образованиями (городами, районами (улусами);

• нужны конкретные критерии, экономические механизмы, нормативы и особенно необходима четкая государственная политика по ценообразованию основных видов продукции горно-добывающей промышленности и сельского хозяйства. Формирование экономических механизмов и создание экономических и социальных стандартов, обеспечивающих достижение достойного уровня жизни населения и постоянное улучшение его в долгосрочной перспективе;

• необходимо законодательное закрепление права гражданина на труд в экстремальных условиях Севера, принципа ликвидации безработицы и обеспечения рациональной занятости трудоспособного населения с учетом миграции и на этой основе реальное повышение денежных и натуральных доходов населения по мере роста производительности труда и эффективности производства;

• формирование экономических интересов, повышение трудовой мотивации лиц, занятых в экономике, и создание условий для реализации трудового потенциала насе-

ления республики путем развития различных форм занятости, включая малое, среднее, крупное предпринимательство, и самозанятости населения (экономика семьи, ремесленничество, надомничество);

• разработка методики учета доходов малоимущей семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан для оказания им государственной социальной помощи. Установить порядок исчисления среднедушевого дохода малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам для оказания им государственной социальной помощи (пособий, субсидий, компенсаций жизненно необходимых товаров). Вся система социальной государственной помощи малоимущим семьям должна быть сориентирована на региональный и муниципальный уровни, но гарантированными финансовыми средствами;

• увеличение обеспеченности населения жильем, жилищно-коммунальными и социальными услугами;

• повышение роли государства в регулировании цены рабочей силы на основе поэтапного приближения минимальной оплаты труда и тарифной ставки 1 разряда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в республике;

• прожиточный минимум должен определяться в стоимостном выражении в среднем на душу населения не только по основным социально-демографическим группам: трудоспособное население, пенсионеры, дети, но и по каждому району (пока устанавливается по двум зонам республики) с учетом особенностей природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продовольственных и промышленных товаров и услуг;

• необходимо отменить единую ставку подоходного налога в размере 13% с физических лиц, получающих доходы ниже прожиточного минимума;

• увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов снижения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособном и младенческом возрасте;

• увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости и травматизма;

• улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

• создание необходимых социально-экономических и политических условий для сокращения внешнего миграционного оттока за пределы республики квалифицированных кадров трудоспособного возраста, представителей технического, интеллектуального и творческого потенциала республики;

• легализация миграции в республику из-за пределов Российской Федерации, правовое урегулирование, упорядочение учета мигрантов из стран Средней Азии, республик Кавказа, Китая.

Полагалось бы предложить органам государственной власти во взаимодействии с предпринимательским

U 131

сообществом приступить к подготовке проекта закона «О государственной политике по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации». Это необходимо для того, что бы заменить Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» новым законодательным актом, предусматривающим совершенствование существующей системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, а также определяющим новые направления и формы этой деятель -ности. В связи с этим в области предпринимательства необходимо провести следующие меры:

• упрощение процедур доступа малых предприятий к финансово-кредитным и иным ресурсам;

• создание условий для привлечения малых предприятий к участию в конкурсах по размещению заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;

• создание льготных или иных специальных режимов осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе упрощенный порядок лицензирования, налогообложения, а также статистического, бухгалтерского и налогового учета (отчетности);

• осуществление дополнительных мер по защите прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при проведении государственного контроля (надзора) за их деятельностью;

• улучшение условий труда и социального обеспечения (социальных гарантий) в секторе малого предпринимательства;

• обеспечение безопасности осуществления предпринимательской деятельности.

Во всех отраслях народного хозяйства республики необходимо создавать микроклимат для функционирования субъектов малого предпринимательства как микропредприятия (с численностью работающих не более 10 человек). Поэтому по развитию малого предпринимательства центры и агентства по развитию малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры субконтрактации, маркетинговые

и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта малых предприятий, социально ориентированные центры малого предпринимательства (для женщин, инвалидов, молодежи и т.д.), фонды поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы, общества взаимного страхования, специализированные лизинговые компании, общества взаимного кредитования, иные микрофинансовые организации малого бизнеса и т.д. могут успешно служить задачам снижения бедности населения.

Важное значение имеет изучение зарубежного опыта и практики хозяйствующих субъектов для предоставления все большего объема кредитов, услуг и информационной технологии своим клиентам - компаниям, акционерным обществам, предпринимателям, фирмам, коллективным предприятиям, фермерским, крестьянским хозяйствам, заготовительным организациям и населению. В республике нужно иметь самостоятельный коммерческий банк, обслуживающий клиентов сельской местности. В нашей республике большое значение могли бы иметь ипотечное кредитование и товарные, потребительские кредиты как удобные и выгодные формы обслуживания, особенно сельского населения, и это может играть большую роль в социально-экономическом развитии села.

Удовлетворение постоянно растущих разумных потребностей людей путем создания для них достойных условий жизни, труда и отдыха, свойственных современной цивилизации, должно стать основным направлением стратегии социально-экономического развития страны и в том числе Республики Саха (Якутия). Всего этого можно добиться путем разработки стратегии и концепции социально-экономического развития как реализации важнейшей экономической функции Правительства Республики Саха (Якутия) до 2015 года.

Литература

1. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. М.: Финстатинформ, 2002.

2. Текущий архив государственной статистики РС (Я), декабрь 2004.

A.A. Popov, A.N. Myreev, S.A. Popova

Topical Problems Connected with Living Standard Rise in the Republic of Sakha (Yakutia)

Living standard is a system of qualitative and quantitative characteristics which show a level of satisfaction of population needs and a degree one can realize his/her plans. The article is for a wide range of scientists and post-graduate students.

■4MNT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.