Научная статья на тему 'Актуальные проблемы образования нового тысячелетия в контексте гуманизации образовательных систем'

Актуальные проблемы образования нового тысячелетия в контексте гуманизации образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
274
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы образования нового тысячелетия в контексте гуманизации образовательных систем»

УДК37.0

Н. Е. Буланкина

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Кризисные явления - разрушение окружающей природной среды, борьба за стремительно истощающиеся ресурсы, возведение в норму жестокости, культа грубой силы, воинствующий индивидуализм, примитивизация чувств и интересов, взаимное отчуждение, стремление к обогащению за счет других, агрессия и насилие - обусловили особую остроту проблемы гуманизации общества и национальных образовательных систем.

Социальный институт «образование», целевая функция которого заключается в передаче общечеловеческих и национальных ценностей, в развитии жизненных сил человека, его индивидуальности, становится все более дегуманизированным, все менее способным эффективно влиять на гуманизацию многомерного поликультурного общества, обеспечивать его созидательную стабильность и развитие человека как социального субъекта. Актуальность темы исследования определяется сложностью задач социального регулирования и прогноза, с которыми сталкиваются непосредственные участники образования в условиях проводимых в российском обществе реформ, и необходимостью научной разработки методологических оснований становления и стабилизации российского образовательного пространства -полиязыкового по содержанию и полифоничного по характеру взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Как известно, гуманитарные дисциплины помимо функции общекультурного воспитания и развития неформального, образного, творческого мышления имеют большие потенциальные возможности в деле формирования гуманности, гуманистического, национального и патриотического сознания народа. Органическая связь гуманитарных наук с гуманизмом имеет место постольку, поскольку человек рассматривается в них как высшая ценность, а содержание этих наук нацелено на обеспечение всестороннего и гармоничного развития жизненных сил всех членов общества. При этом технократические подходы к «человекоразмерным» по своей природе проблемам, несмотря на очевидные катастрофические последствия, пока продолжают абсолютно преобладать в мире. Гуманитарное знание как знание, связанное с определенным классом наук, называемых общественными, своим объектом считает всевозможные проявления общественного бытия и общественного сознания, а предметом - закономерности жизнедеятельности в ее объективных и субъективных формах, это совокупность наук о человеке, или, точнее, о социальной форме движения. При этом общим основанием для отнесения той или иной дисциплины к классу гуманитарных служит то, что объектом ее является изучение тех или иных сторон социальной формы движения. Среди гуманитарных дисциплин особое место принадлежит социальной философии и теоретической социологии, которые изучают любые социальные феномены как целостные сис-

темы в единстве их внутренних и внешних, объективных и субъективных отношений. Различия этих двух наук относительны, подвижны и проявляются, прежде всего, в масштабах обобщений и уровня абстрагирования. Отметим, что большинство авторов едины в том, что гуманитарные науки -это общественные науки (философия, социология, педагогика, история, политэкономия, филология и др.) в отличие от естественных и технических наук. Социальная философия рассматривает любые общественные явления с предельно широких позиций. При таком подходе многие существенные частности, важные конкретные факты могут оставаться вне поля зрения исследователей. Тем не менее без предварительного прояснения самых общих вопросов невозможно получать удовлетворительные решения частных вопросов. В гуманитарном знании важное место принадлежит также наукам о языке - языкознанию, психолингвистике, социолингвистике и т. д., которые призваны объяснить, разъяснить многие общественные явления и человека в социуме с помощью языков культуры - вербальных и невербальных. В последнее время все чаще пишут и говорят о кризисе гуманитарного знания, который носит планетарный характер и связан с фальсификацией научных истин во имя защиты корыстных интересов меньшинства, о его неспособности решать многие актуальные проблемы современности, в том числе и проблемы такого социального института, как «образование». При этом отмечается ограниченность возможностей классической науки и необходимость использования неклассической парадигмы с необходимостью учета в научном познании нравственных ценностей и рассматривающей человека в качестве элемента единого универсума1.

Ретроспективный взгляд на понимание гуманизма, его основных принципов, связь гуманизма с развитием гуманитарного знания в системе гуманитарных наук позволяет сформулировать тезис, согласно которому системный кризис гуманитарного знания, который носит всемирный и качественный характер, связан, прежде всего, с разрывом с идеями гуманизма. К проявлениям планетарного кризиса гуманитарного знания, вытекающего из основного, можно отнести следуюшде признаки:

1) усиливающаяся диспропорция между ростом потока частных знаний и способностью человека собрать все это в единую картину мира;

2) смешение либо интерпретационная путаница многих фундаментальных философских категорий и законов, в частности, смешение понятий гуманитарного и гуманного как в исследованиях проблем социокультурной реальности, так и в документах, касающихся глобальных проблем современности, в частности, проблем образования, межкультурного взаимодействия людей, выживания и достойной жизни человека;

3) жесткое размежевание естественных, технических и гуманитарных наук;

4) снобистское отношение к гуманитарному как к чему-то второстепенному, бесполезному;

5) отсутствие последовательно научной общей теории исследования социальных проблем, в частности, проявляющееся в вульгаризации многих фундаментальных положений диалектики и исторического материализма;

1 Проблемы повышения эффективности образования в условиях тенденций нового тысячелетия / Н. Е. Буланкина, А. П. Кондратенко // Сибирский учитель. -12005. - №5 (41). — С. 13-19.

6) неспособность специалистов на данный момент предложить взамен историческому материализму, обладающему мощной эвристикой, более значимую в теоретическом и прикладном порядке концептуальную модель развития социальных систем;

7) не всегда обоснованное использование в исследованиях полипарадиг-мального подхода, приводящее к «полиистинности», к эклектичности гуманитарных исследований, затрудняющих реальное широкое применение полученных результатов;

8) отсутствие взаимной продуктивной критики среди специалистов в области гуманитарных наук.

Выход из сложившейся ситуации види тся в объединении усилий специалистов, гак как потребность в интегративном мышлении на данном этапе развития общества становится все более актуальной. Оно должно проявляться в тесной интеграции естественно-научного и гуманитарного подходов к познанию действительности и каждой личности как абсолютной самоценности. Отсюда вытекает понимание прогресса как увеличение степени свободы для большинства людей во имя достойной жизни на земле.

В связи с изложенным цель философско-методологического исследования в области гуманитарных наук, работающих на гуманитарное знание в целях гуманизации общественных отношений и гуманного отношения к человеку, представляется не столько в том, чтобы получить какие-либо окончательные результаты, сколько подготовить в этой сфере общее поле для совместных дальнейших работ, проводимых с позиций различных наук, поставить проблемы, которые могут получить эффективные теоретические и практические решения только на основе тесной кооперации специалистов, в рамках комплексных междисциплинарных исследований. Причем возникает необходимость всестороннего осмысления таких понятий, как язык и сознательная жизнедеятельность человека, культура самоопределения в рамках таких категорий, как самосознание, духовность, нравственность личности, социальная идентичность и свобода выбора, образование как значимый социальный институт воспроизводства высокой культуры, гуманизация и гуманитаризация. Для этого, в частности, необходимо установить различия между обучением и образованием как на этимологическом, так и на культурологическом уровнях.

Обращаясь к этимологии слов «образование» и «обучение», отметим, что они имеют разное происхождение. Первый термин восходит к греческому е1кооп (откуда и «икона»). Споры о сущности Троицы, борьба иконоборцев и иконопочитателеи в Византийской империи стимулировали в образовании Византии тенденции к универсализации и унификации, само греческое слово 8сЬо1а связано с латинским зс1аге, откуда и «шкала», в том смысле, что энергия знания принимает строго определенную форму (подобно отпиванию металлических изделий в форме или штамповке монет). Подобного рода идеи восходят к полисным идеалам Древней Греции (тстгоп апзЮп -«наилучшее в мере»), интерпретированных в рамках христианской схоластики: «Не люби ничего моего» (Иоанн Дамаскин, VIII в.)

Идеал образования - обучения в средневековой школе соответствовал масштабам небольшого феодального государства или такого же миниатюр-

23 О

ного вольного города. Обыкновенно Средневековье воспринимается в стиле романов В. Скотта и А. Дюма. В действительности феодалы были по преимуществу хорошими сельскими хозяевами, которые стремились сохранить и приумножить богатство своей семьи, они стремились возделывать пашни там, где прежде были непроходимые чащи, выводили новые породы скота и новые виды злаков. Герцогства и графства были, прежде всего, огромными поместьями. Та же картина в городах. Корпорация-гильдия решала все. Только после хороших рекомендаций, а главное, хороших знаний и навыков можно было стать учеником, а затем подмастерьем. Альтруисты, которые способствовали бы продвижению ученика, отсутствовали. Происхождение имело малое значение, всего необходимо было добиваться своим трудом (у феодалов неумение управлять поместьем и виртуозно фехтовать вело к изоляции в монастыре, без надежд на карьеру на духовном поприще). Первая зафиксированная западноевропейская поговорка: «Праздность прямо ведет к дьяволу». Ни один нобиль не доверял своих лошадей и оружие никому, кроме гильдмейстера. Те, кто не проходил жесткой системы испытаний, оставались простыми жестянщиками и мастеровыми, «городскими простецами». Тем не менее, знания оставались знаниями, а опыт опытом («Иммунитетные и родословные грамоты не делают благородным», «Выбритая макушка не делает монахом» — еще две характерные средневековые поговорки). Постепенно мир западноевропейских микроэкономик начал функционировать настолько эффективно, что «Запад стал богатым» (хотя обычно приводят детские аргументы о колониальной торговле и драгоценных металлах из Америки).

От западного феодализма современное «рыночное глобализируемое общество» унаследовало диффузное внеклассовое социальное явление, названное американским писателем Дж. Вэнсом «компартура». Оно фиксирует подвижную личность в малоподвижной социальной структуре. Человеческой природе всегда было свойственно стремиться к власти, а общество для того и существует, чтобы эту тенденцию обуздывать и использовать. Но это равновесие никогда не было устойчивым: «Из чего состояло продвижение по социальной лестнице - на местном наречии - компартура - определить достаточно трудно. Главные составляющие этого явления - агрессивное стремление подняться еще на одну ступень, светскость, богатство и личная харизма. Всякий считал себя судьей, тысячи глаз следили за приличным поведением, тысячи ушей - за сказанным. Мимолетный прокол, бестактное замечание, пустой взгляд - и месяцы борьбы летели насмарку. Занятие определенного положения неподобающим человеком встречалось в штыки, такой выскочка обливался всеобщим презрением...» (Вэнс Дж. Лампа ночи). Компартура в образовании — всегда тиражирование посредственностей, рутина, формализм, скованность условностями, поощрение количественных методов.

Средне статистического индивида совершенно невозможно «образовать», если этому противодействует некая могущественная внутренняя сущность. Русский футуролог начала XX в. генерал В. А. Мошков писал об этом явлении следующее: «Изучение наук сводится к бессмысленному зазубриванию мудрости прежних времен и к погоне за дипломами, дающими преимущество в борьбе за существование... Охота к чтению исчезает. Ученики испы-

тывают чувство глубокого отвращения к учителям, как к инквизиторам -виновникам своего мозгового страдания» (В. А. Мошков. Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, этнографии, истории и статистики).

Наряду с «образованием» существует «обучение». Этимология данного слова - индоевропейская (древнеангл. witan «знать», откуда и современное английское witch «колдунья», греческое «познавать», греческое gnothc, откуда и «гносеология»). Это быстрый и непрямой метод консолидации знаний. Вопреки всем научно-техническим достижениям мы не имеем полной возможности реконструировать события, происходившие даже в недавнем прошлом, мы даже не всегда имеем возможность дать точную оценку событиям, происходящим непосредственно перед нашими глазами, но мы уверены, что дедукция, эрудиция и современная компьютерная техника позволяют вникать в самые запутанные проблемы, хотя жизнь зачастую не подтверждает веру во всесилие разума, даже вооруженного мощными технологиями. Наука не более чем уровни аппроксимации. Не все фактымогут быть проанализированы научными методами, не вся наука есть знание. В конечном счете, воображаемый мир слов при их бесконечном умножении оказывается полностью мистифицированным, выдуманным, как, например, идея «прекрасно функционирующего государства». Откуда происходит наше преклонение перед компьютерами? От Пифагора: «Когда бог создавал мир, он работал как математик. Числа объясняют все. Число правит всем, это — живая сущность» (Пифагор. Золотые стихи). Итак, идея выражается в числе и проявляется в слове. Следовательно, слова выражают суть идеи нечетко, спонтанно, произвольно. «Общая семантика учит, что некоторые термины (семантические пустоты) как будто обозначают некие аспекты реальности (имеют смысл), но в действительности бессмысленны (не имеют реальных аналогов): справедливость, социализм, разумный, права и многое другое. Теория гласит, что если двое, говорящие на разных языках, не понимают друг друга и отказываются от попыток понять чужой язык, и не изобретут для общения третий язык, то они не смогут болтать о справедливости или социализме (Лонгиер Б. Враг мой). Еще проще свернуть информацию в числовой код. Но в данном случае исчезает сущность индивидуального разума, представляющего собой клавиатуру эмоциональных состояний, факт фиксации этой клавиатуры и именуемого сознанием. «Счастье-это отнюдь не новая автомашина, слава, удачная женитьба, здоровье или теплое одеяло. Это все лишь вещи... Счастье - это эмоция, непроизвольная реакция на то, что случилось с вами. Чтобы наше душевное состояние превратилось из несчастливого в счастливое, вам необходимо изменить обстоятельства. И именно это и есть причина наших действий - найти обстоятельства, которые сделают нас счастливыми» (Стайн Л., Беллуци Дж. Эндорфины мозга и ощущение хорошего самочувствия: психобиологическая гипотеза).

Фактом является смешение воображаемой картины с непрерывно меняющимся эмоциональным фоном — таков источник большинства ошибок обучения и жизненных неудач. В действительности Интернет - аварийный клапан для отбрасывания негативных эмоций и растущих психоэмоциональных перегрузок. Люди всегда цепляются за любой миф, тем более за научный. Когда ученый выходит за пределы своей узкой области, он так же по-

дозрителен и невежествен, как и любой неуч, даже в большей степени, так как ему кажется, что он самый умный: есть много вещей, которые совершенно не поддаются научному объяснению. Приведем несколько характерных примеров:

- физики в свое время считали, что электрический свет - идиотская идея, и Эдиссон совершенно не разбирается в электричестве;

- математики утверждали, что полет аппаратов тяжелее воздуха невозможен, за две недели до старта братьев Райт;

- один американский генерал, специалист по баллистике, говорил президенту Г. Трумену: «Атомная бомба на практике никогда не сработает».

«Каждый ученый, который не зря ест свой хлеб, знает, что, если хорошенько поискать, можно найти подтверждение чему угодно». (Эмброуз Д. Суеверие). В действительности Вселенную удерживают от распада силы, которые не имеют никакого отношения к тому, что мы открыли и постигли. Речь не идет о религиозных построениях, которые возникают от того, что мы слишком многое пытаемся вообразить («размышления о немыслимом») и втискиваем Вселенную в простую дуальную схему, что уже породило анонимное высказывание: «Вечная борьба бобра и осла, побеждает то бобро, то осло». Психофизиолог скажет: «Либидо берет верх, интеллект падает под его ударами». В чем же тогда отличие обучения от образования, если, по определению, в реальной жизни мы никаких испытаний не проходили и экзаменов не сдаем. Скорее всего, обучение связано с глубокой концентрацией, с выходом к «кан» (по-японски это «экстремальное сознание»). Экстремальное сознание всегда опирается на чистую силу, когда ее нет, путь выбран неверно. Например, США безусловно великая страна, в ней много хорошего, но много и плохого, в данный момент заимствуется не самое лучшее: претензии демократического вкуса, сикулярная буржуазная

мораль. Начиная с 60-х гг. XX в. в США многому научились от японцев, нельзя не признать, что побежденные победили победителя в сфере промышленности и торговли, что повлияло и на процессы обучения, на суть теоретического знания. Сравним два литературных текста, первый - японский, второй - американский.

Текст первый: «Иккё означает избавление от разнообразных вещей в одной связке. Под разнообразием вещей мы имеем здесь в виду разнообразные недуги. Недуги означают недуги сознания. Вы укладываете в одну связку разнообразные недуги и отсекаете их мечом... По сути сознание, которое на чем-то задерживается, - это больное сознание» (Яги Мунэнори, Хэйхо ка-дэн сё. Переходящая в роду книга об искусстве меча).

Текст второй: «Агиса никто не заставлял проводить большую часть дня под обжигающими лучами обезумевшего светила. Тем не менее, благородный господин и не думал прятаться в тень. Он сидел на голой земле, скрестив ноги. Его длинные черные волосы свободно развевались на ветру - редком госте в этих тихих местах. Казавшиеся пустыми и безжизненными карие глаза аристократа неотрывно глядели в мутную воду оросительного бассейна. Лишь подергивание ноздрей показывало, что жизнь еще не рассталась с этим крепко скроенным телом. Сильные жилистые руки лежали абсолютно неподвижно, мощные челюсти казались каменными, лицо оставалось спокойным и бесстрастным.

Как и все адепты Пути, Агис обнаружил, что тяжкие физические испытания (например, долгое сидение под палящими лучами солнца) очень способствуют углубленной медитации. Лишь когда все его существо колеблется на грани невыносимой муки или невообразимого блаженства, его дух, ум и тело сливаются в одно целое. В такие мгновения Агис ощущал столь совершенное единение чистого разума и собственного тела, что становилось трудно понять, где кончается одно и начинается другое, тогда он мог со всеобъемлющей полнотой осознать великую и извечную правду бытия: энергия и жизненная сила организма - ничто без сознания, способного придать им форму и способ выражения, и без духа, наполняющего все это высшим смыслом.

Именно этот простой принцип и лежал в основе всех сил пси. Тот, кто это понимал, мог обладать частью мистической энергии, наполнявшей вселенную, приобретя тем самым сверхъестественные возможности.

К сожалению, Путь далеко не каждому раскрывал свои секреты. Те, кто хотел по нему идти, дорого платили за свое могущество. Чаще всего понимание к адепту Пути приходило во время мучительных испытаний: например, в минуты полного истощения или огромного горя. И поэтому Агис каждый день несколько часов проводил в условиях, которые никто бы не мог назвать комфортными. В эти часы он постигал таинство единения духа, сознания и тела» (Деннинг Т. Охота на дракона).

До известной степени глубокая концентрация (медитивное самообучение) означает потерю чувства времени и контроль над реальным временем. Дух, сознание и тело связаны с тремя человеческими энергетическими циклами - физическим, эмоциональным и интеллектуальным. В совокупности они именуются биоритмом. Это три горизонтальных движителя центральной нервной системы, от которых зависит игра свободной воли, момент выбора и способность к нахождению оптимума. Реально существуют три вертикальные оси, с которыми связаны стресс-реакции, эндокринная адаптация и обеспечивание динамики высших иерархических уровней нервной системы. Адренокортикальная ось связана с возбуждением нейронов срединного бугра гипоталамуса, секрецией адренокортикотропного гормона и тотальной регулирующей функцией кортикостероидов надпочечников. Соматотропная ось активируется возбуждающими импульсами от гиппокампа к гипоталамусу и секрецией гипофизом соматотропина в ответ на психосоциальные раздражители внешней среды. Тиреотропная ось активируется комплексом «перегородка - гиппокамп» и отвечает за чувствительность тканей к катехоламинам («адреналиновые бури» и т. п.). Необходимо отметить, что классификация Кречмера на основе психосоматических признаков (пикники, атлеты, лептозомы) отражает доминирование той или иной вертикальной оси. То же можно сказать о трех типах здоровья в индийской аюрведе. Постоянные взаимозависимые изменения и циклически меняющуюся стабильность шести базовых движителей - осей лучше всего именовать «ум-вельт» (ит\уеЬ - редкий экзистенциалистский термин, что помогает избежать неопределенного понятия «внутренний мир», «экстремальный разум», «околомир» и т. п.) - это седьмой компонент, наверное, самый главный.

Существуют еще три оси, перпендикулярных трем первым парам процессов. Таким образом, в нашем случае возникла трехмерная структура -

решетка, гибкая, но достаточно стабильная. Но это еще не все. Любой человек, начиная с периода около 1500 г. до н.э. до настоящего времени, включает геном 150-200 тыс. предков. И этот генетический материал неравноценен.

И. Величковский, известный еретик науки, провел психоанализ сновидений 3. Фрейда. Он обнаружил скрытые фобии и страхи, воспоминания о чудовищном глобальном катаклизме. Подавляющее большинство людей несет это бессознательное знание о «древнем ужасе», но с индивидуальными вариациями. Проведем (по аналогии) психоанализ творчества Р. Толкие-на, одного из властителей дум XX в., независимо от возраста, что свидетельствует об актуальной информации, заложенной во «Властелине колец». Здесь мы находим некоторое соответствие структуре человеческой психики по Фрейду: орки (Id), люди (Ego) и эльфы (Super-Ego) - это мир до катастрофы, в процессе которой как в черную дыру сгинула Атлантида. Выжившие орки, люди и эльфы смешались и составили первоначальный субстрат генома Homo sapiens (которого более точно Аристотель назвал Zoon politikon -«животное общественное»). Новый вид был более жизнеспособным, чем исходные генетические потоки. ■_

Орки (Homo neandertalis sapiens) ответственны за проявление жестокости и агрессивности в нашем поведении, но также и «воли к жизни», неутомимости и склонности к упрощенному мировосприятию. В 1968 г. антрополог А. Леруа-Гуран исследовал пыльцу растений «шанндарского неандертальца», найденного при раскопках в Ираке американцем Р. Солецки. «Шанидарский неандерталец» был физически неполноценным, имел преклонный для палеолита возраст (около 40 лет) и являлся иждивенцем общины «орков». После смерти его тело было засыпано цветами. Р. Солецки писал: «Больше мы уже не можем отрицать, что ранним людям была доступна вся гамма человеческих чувств и переживаний». Характер повреждений, тем не менее, указывает на то, что «Нанди» (так назвал Солецки свою находку) был намеренно искалечен и стал охраняемым оракулом (так называемый культ «увечных героев и богов» - скандинавские Один, Тюр, эллинский Гефест, мексиканский Тецкатлипока, библейский Самсон и т. д.). «Гуманизм неандертальцев оказался довольно своеобразным... Да, наличествуют погребения неандертальцев, но следы каннибальских пиршеств более характерны. Недоверчивость (ни одно серьезное дело не делается на доверии), необщительность (и некодируемость), стремление полагаться на себя или малую группу - положительный вклад в умвельт нашего “внутреннего орка”».

Super-Ego генетически базируется на наследии Ношо aelficus. Это источник самолюбования, непомерных притязаний и завышенных самооценок. Сочинения Толкиена написаны с однобокой эльфийской точки зрения. Долговечные, прекрасные, наделенные могучей творческой энергией эльфы, что дали они «гномическому человеку»? Процитируем текст: «После знакомства с прекрасными, светлыми, добрыми и благородными эльфами, которые научили народ атани - так они называли людей на своем языке — тому, чем сами владели в совершенстве. Предательству под маской необходимости. Жестокости, которую якобы оправдывает борьба с врагом. Лжи, рядящейся в белоснежное платье правды, как ее понимали чуждые нам существа» (Монро К. Твердыня полуночи). Эльфы были далеко не безуспеш-

ными в своей деятельности, об этом говорят воспоминания о Лемурни и Атлантиде. Они жили в историческом мире, не желая никаких изменений вне своих анклавов - микроконтинентов. Следствием были бесконечные войны, разорения и катастрофы с применением кошмарного магического оружия. Так или иначе, весь блеск, гордость, ригоризм, самоуважение и вера в свои силы восходят к наследию «человека эльфического», хотим мы этого или не хотим. Собственно человек у Толкиена, - не только люди (а также полуорки и полуэльфы), по и гномы и хоббиты - работящие, мастеровитые, старательные создания, склонные замыкаться в своих жилищах. Никакого гения, но и никакого злодейства. Надежность, реалистичность, вечные ценности работы, дружбы, брака и семьи. Таково наследие, так сказать, «чистой линии» Homo sapiens. Но без человека «оркического» и «человека эльфийского» никакого развития и истории вообще бы не было, ведь выживают приспособленные, а торжествуют неприспособленные (неспециализированные). «Оркические» черты легко различимы в общинах пиратов (Порт Ройял - характерный пример). «Эльфийская цивилизация» была построена византийской и ренессанской, итальянской аристократиями. Обыденный человек, находясь в здравом уме, не желал бы попасть в среду колоритных вест-индийских пиратов или в высшей степени обаятельных доминаторов средневековой Византии и Италии. Это выбор между голодными тиграми и ядовитыми кобрами. Но нужно быть справедливым, обычные «гномические люди» способны только на вечный понедельник, безликое анонимное искусство и конвенциональную науку.

Таким образом, три псевдогенетических компонента дают с описанными тремя инстанциями (дух, сознание-ум, тело) и тремя биохимическими осями, ответственными за адаптацию, число 9 - нумерологический предел, вместе с интегратором умвельтом - 10 (предел, поскольку в десятеричной системе всего 10 базовых символов, но существуют системы на базе чисел 5, 13 и 20).

Умвельт - это сила, удерживающая всю вьпиеописанную конструкцию в постоянных гомеостатических изменениях и относительной стабильности. Кто имеет силу, тот применяет власть. Власть экстремального сознания. Сам по себе умвельт впрямую не контролирует «нумерологический предел сознания», он действует в отливах и приливах биоритмов, строго синхронизируя их со временем года, циркадным суточным ритмом, фазами Лупы и неспецифическими факторами окружающего пространства. Для умвельта существующий вселенский порядок (или беспорядок?) не представляет собой высшую ценность, ибо это порядок внешнего мира, стремящегося нашу микровселенную разрушить, в лучшем случае, поглотить. Таков нереализованный умвельт. Реализованный умвельт не считает внешний мир внешним, для него он проекция его собственных возможностей; так возникает база и потребность к обучению.

Умвельт определенным образом настроен на то, что называется «дух эпохи», но лишь в истинном смысле. Он, скорее, статичен, чем консервативен. Действительно, постоянное желание нового и слишком многого часто лишало достойной жизни людей разных эпох и социальных слоев. Для «эпохи Рыб» была характерна формула: «в споре рождается истина». Но еще средневековые схоласты считали, что спор в философском и символическом

смысле может считаться «принципом сатаны». «Эпоха Водолея», о которой так много говорят (есть и конкретные факты - Пхукет, Новый Орлеан), формулирует новую тенденцию - «спорят два человека, дурак и подлец». Естественно, это не сможет не сказаться на образовании-обучении. Скорее всего, увеличится значение криптоанализа и метаанализа в оценке полученных знаний. Криптоанализ представляет собой набор несложных методик по оценке реальных мотивов и установок «вернувшейся» от ученика информации. Метаанализ - продвинутый тип статистического анализа со сравнением и комбинацией результатов в нескольких различных информационных потоках (входящих и выходящих).

Общеизвестный факт-несоответствие наработанных знаний и получаемых оценок. На пике способностей и везения используется весь словарный резерв личности и все когнитивные возможности. Сам процесс накопления знаний включает энантиодромию2: как только знания консолидировались, пропорционально расширяется пропасть невежества, когда решение найдено, возникают лишь новые проблемы. Знания, сводимые в хрестоматийно -лекционную форму, по существу, при несовершенстве системы оценок вызывают у обучаемых страх наказания и стремление к нападению. Наполеон Бонапарт писал: «В Бриенне нас учили плохо. Мне было 15 лет. Нас пичкали только глупыми отрывками из книг. Обучение на отрывках - какая жалкая метода! У молодости есть время, чтобы читать помногу, чтобы понять все великие вещи. Позже я заполнил этот пробел, я читал колоссальными порциями, но выбор был беден - то, что волею случая занесло в гарнизонную библиотеку». Как и почти всегда в обучении эмоционально значимый «опыт» предпочитается благоразумному наблюдению и экстраполяции аналогий.

За «постоянной тревогой собственничества» (термин американского психолога С. Кэлхауна) которым охвачено периферийное сознание, скрывается уравновешивающий, упорядочивающий умвельт, но в действительности более реален хаос, шквал, ураган эмоций. Сознание говорит: «В одну реку нельзя войти дважды». Умвельт отвечает: «В озеро можно войти сколько угодно раз». Даже мнимый хаос природы свидетельствует о том, что она движется по своим правилам, а не «законам» - аппроксимациям, которую действительности и изучает наука. Умвельт налагает законы стабилизации, иногда и в природе проявляется высшее милосердие («Не всегда натягивает лук Аполлон»). Обесценивание экономического опыта, подпитываемое энан-тиодромией, требует абсолютизации некоторых семантических пустот, прежде всего «добра» и «зла». Малейший семантический сдвиг превращает полезное в бессмысленное и обесценивает любой поток информации. Приведем характерный пример, взятый из Fantasy:

«Долгое время Конан молчал, обдумывая услышенное. Как-то все странно, — наконец заговорил он. - Митра - символ добра для людей. Сет — символ зла, а ты пытаешься убедить меня, что на самом деле все наоборот. Он вопросительно посмотрел на Деркэто, словно прося ее помочь разобраться. Мир проще и сложней одновременно. Одно и то же может оказаться добром

2 Энантиодромия (букв. - иной путь, термин, объясняющий процесс, когда цель не достигнута в силу чрезмерных усилий; перен. - идти по одной дороге и попасть в другое место) - термин взят из войн Древней Эллады и означает чрезмерное планирование, бесполезные маневры, тактические ошибки, переходящие стратегический тупик.

для одного и злом для другого... То есть как это? - не понял Конан. Ты только что утолил голод. Это хорошо или плохо? Конечно, хорошо! Но вряд ли с тобой согласится баран, которого ты съел. Ладно, - киммериец пожал плечами, - можно питаться и фруктами. — добавил он со вздохом... Глядя на него, Деркэто расхохоталась: Между прочим, друиды уверены, что и растения имеют души, а значит, они ничем не отличаются от прочих живых существ. Так что же, мне вообще ничего не есть? — вспылил Конан. Тогда ты умрешь и причинишь вред себе. Деркэто улыбнулась, а Конан затряс головой. Теперь после ее объяснений, он чувствовал себя полным идиотом. Хорошо, - наконец сдался он, - ты говорила о Митре и Сете... Ладно, - кивнув согласилась она. - Итак, Сет. Он активен. Он по-своему понимает благо и, чтобы претворить в жизнь свои идеи, способен на большие жертвы. И он никому не рассказывает о своих замыслах. Митра же предпочитает ничего не делать, зато любит проповедывать свою точку зрения на мир. Мудрено ли, что большинство поклоняется ему. И как это не горько, именно поэтому крепнет его вера в свою правоту. Когда же наконец он решает, что пора применить силу, достается всем! Мир оказывается на грани уничтожения, потому что этот миротворец не щадит никого, стремясь уничтожить противников. Он не думает о том, что вместе с ними гибнут и его сторонники» (Делез М. Посланник света). Из процитированного текста выясняется, что «злое божество» Сет символизирует «обучение», а «добрый бог» Митра «образование». Их современные эквиваленты восходят в конечном счете к древнейшим религиозным концепциям. Речь идет о гипотезе «двухпалатного сознания» («бикамерального разума»),

В середине 70-х гг. XX в. психолог из Принстона Джулиан Джейнс обнаружил, что относится к 10 процентам людей, активно слышащих «голоса». В 1976 г. вышла известная книга Джейнса «Происхождение сознания в результате упадка бикамерального разума» («The origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind»). Джейнс считает, что далекие и не слишком далекие предки людей не имели внутреннего мира, их глаза, как фары автомобилей, были направлены на внешний мир. Придя куда-либо, такая личность не могла вспомнить, зачем она туда пришла, но «голос» духа, божества («даймона» в случае Сократа) сразу напоминал ему о цели визита. Примерно до X-IX вв. до н.э. никто не мог сказать «я подумаю...», «давайте подумаем...» — «голоса» предков и божеств давали советы, рекомендации и чаще всего категорические приказы. Вот почему в книге «Исход» или в «Илиаде» людям всегда известно, что делать. Правое полушарие было «говорящим» и проецировало производимый им метаанализ среды левому посредством «голосов» или образов. Дж. Джейнс пишет: «Персонажи “Илиады” не присаживаются для того, чтобы поразмыслить, что им делать. Они не обладают сознательным мышлением и конечно лишены самоанализа. Нам даже трудно понять, на что это похоже. Когда Агамемнон похитил у Ахилла его возлюбленную, один из богов схватил Ахилла за волосы и посоветовал ему не сражаться с Агамемноном. Один бог заставил Ахилла обещать, что он не вступит в сражение, а другой бог побуждал его именно к этому... Фактически боги выполняли функцию сознания». В ХТХ вв. до нашей эры по Средиземноморью и Ближнему Востоку прокатились извержения вулканов, цунами, эпидемии, нашествия и переселения. Люди

были вырваны из привычной среды, сложные иероглифы и клинопись начинает теснить коммерческий алфавит с немногими* символами. Изменились слова и понятия, изменилось поведение, до VII в. до н.э. psyche означало «жизнь», a soma «безжизненное состояние», у Пифагора (около 580 года до н.э.) psyche это «душа», soma «тело». Несколько ранее в Иране пророк Заратустра четко разделил «добро и зло»: «От изначальных духов произошли -Жизнь и Разрушение жизни». Стохастические методы, точные расчеты на основе сложных систем предсказаний (алеаторика) сменяются методом рассуждений. Дальний Восток (Китай, Япония, Тибет) не был затронут этими процессами, там сохранилась иероглифическая письменность и оракулы, которых было не меньше чем на Древнем Востоке. «Ритуал» в Китае и Японии важнее «свободы», «истина» выясняется не в «споре», а путем сложнейших объяснений гадательных истолкований и анализа кармы. «Демока-рацу» (демократия) в японской культуре воспринимается с оттенком иронии, как нечто инфантильное. Такое же отношение к «свободе слова»: «Писать софизмы на тонкой бумаге для публикации. Нет времени на литературу. Последствие - бунт» («Книга великой тайны», начало I в. н.э.). Игнорирование правого полушария, решительное доминирование формальной логики привели Запад к затяжному кризису в XX в. и потере доминирования в начале XXI в. Это обусловило экономическое и технологическое доминирование в конце XX в. Японии и Китая - стран «иероглифической цивилизации» - основанное на стохастических методах: «Победители сначала одерживают победу, а потом идут на войну, тогда как побежденные сначала идут на войну и там тщатся победить» (Сунь Цзы. Искусство войны).

Тип поведения индивидуальности на самом деле шаблон, выработанный древними греками, изобретателями слов «свобода», «гражданин» из-за фанатической приверженности эллинов принципам индивидуалистической и политической вседозволенности. «Созданное эллинами радикально-динамическое политическое “меню” включало в себя конституционную форму правления, уважение к частной собственности, милиционную форму организации обороны, гражданский контроль над военными силами, свободу научной мысли, рационализм, а также разделение полномочий между духовной и светской властью», но вскоре стало совершенно очевидно, что «свобода может выродиться во вседозволенность, радикальная демократия обернуться анархией, а экономический либерализм - неприкрытым грабежом» (Хансон В. Д. Звезда Эллады не взошла). Создав систему логических доказательств и рационалистическую науку эллины гениально их опровергли парадоксом Эпименида: «Критянин Эпименид сказал, что все критяне лжецы». Аристотель имел тягу к компактизации информации и характеризовал только 5 чувств (вписавшихся в магический ряд: 1 - истины, 2 - пола, 3 - грации, 4 - темперамента, 5 — пентальфа, «пифагорейская звезда», или «звезда Соломона», код из 5 доблестей эллинов ААААА, первая arete, что и означает «доблесть»). Реально существуют еще несколько базовых чувств вне эллинской ограничительной аппроксимации: 6) «инфракрасное чувство» (ощущение тепла); 7) чувство содержания в среде паров воды (резко обостряется во время обезвоживания и жажды, «спаситель» путешественников по пустыням; 8) ощущение тяжести (веса предметов). Эти чувства описал 150 лет назад Эрнест Вебер. Английское изречение «to be under the weather»

(«быть в плохом настроении», буквально «быть под погодой») определяет безошибочно: 9)'«чувство погоды»; 10) «чувство направления», локализовано в скоплениях биомагнетита височных долей и переносицы, у птиц это чувство развито превосходно, очень сильно развито у слепоглухих и ослепших. Чувство «направления» развивается у фехтовальщиков уже во время первых тренировочных боев. Более проблематичны чисто человеческие: 11) экстрасенсорное чувство и 12) внечувственное восприятие. Первое фиксируется во время пристального взгляда (преимущественно в затылочную область и активируется в темном лесу или незнакомом месте, когда любой человек начинает беспрерывно озираться по сторонам), второе активизируется во время мантичес-ких операций (гадания, предсказания) и поединках колдунов.

Можно думать, что появление «определенной массы» головного мозга стало подключать нервную систему не только к реакции на внешнюю среду и на обмен веществ, но и на межличностную адаптацию, так возник умвельт.

Стало необходимо координировать внутренние миры различных личностей. Первоначально это был компромисс «языка слов» и «языка мыслей». Г1о мнению Т. Маккены, язык возник первоначально как стимулятор внут-римозгового метаболизма, утончение черепов приводило к вибрациям, резонансу («слова исцеления», «слова проклятия»), мозг неандертальцев был на 15% крупнее нашего и менее подвержен резонансам. Соответственно внутренние ритмы кроманьонцев были более синхронизированы, возникли и стали успешно развиваться религия и искусство (можно сказать, овеществленный умвельт). Упадок в сфере религии и искусства - верный знак возвращения к «эпохе новых неандертальцев» для любой цивилизации.

Первоначально язык прямо взаимодействовал с мыслями, мысли его контролировали. Первобытного человека нельзя было «уговорить», существовало множество мантических и когнитивных методов, чтобы узнать истинную мотивацию (например, викинги никогда не расставались с рунами, современные тибетцы с брусками «мо», а греки и римляне с гадательными кубиками; «руны изобличали тебя» - говорили лжецу или демагогу). Слова когда-то имели огромную силу - вносили успокоение, наполняли сердце отвагой, но также пугали, ввергали в пучину ужаса и даже могли убить в определенной ситуации. Умвельт в те эпохи находился на поверхности других форм сознательного поведения, держал в строгом контроле слова, мысли и эмоции. Индейцы предпочитали немногословие и язык жестов, спартанцы говорили о «лаконичной речи», первые христиане проклинали «грех многоглаголания» и т. д. Естественно, слово сразу же стали использовать как оружие - бурные эмоции могли сфокусировать и направить любое внимание, магнетизировать любую толпу. Процитируем текст. «Речь продолжалась почти час. Толпа упивалась его словами. Адамант говорил о темной стороне жизни города, об эксплуатации рабочих и бандитизме. О магазинах, принадлежащих компаниям, о наемных громилах, которые расправляются с теми, кто осмеливался протестовать. Адамант говорил о некачественной пище и гнилой воде, о домах с дырами в потолке и крысами в подвалах -и толпа была потрясена, как будто никогда не слышала о таких вещах. Адамант заставил их взглянуть на мир по-новому, увидеть и понять, насколько он на самом деле отвратителен.

Он рассказывал о могущественных и высокопоставленных бонзах, которые ни в грош не ставили бедняков, поскольку те были рождены на самом дне, следовательно, до их мнению, ничем не отличались от животных, и с ними можно не церемониться. О титулованных особах, которые объедаются изысканными блюдами в роскошных банкетных залах, пока дети бедняков умирают на улицах от голода и истощения... Он говорил, и толпа, заполнявшая помещение, задыхалась от ненависти. Затем Адамант заявил, что со всеми этими пороками необходимо покончить» (Грин С. Победитель получает все).

Следует заметить, что в словесной эквилибристике, подобной процитированной выше, произрастала такая политическая чума, которая сметала не то что династии или сословия, но и цивилизации. Следует отдать должное: слова — самое изощренное оружие массового поражения, но доступное лишь людям с исключительной харизмой. Их умвельт способен отражаться в иных сознаниях и размножаться, вытесняя автохтонные умвельты (так называемый эффект водопада»), нужно только нащупать чувствительные точки совокупного сознания (эгрегора) слушателей. Механизм отождествления в данном случае исключительно прост. Ведь умвельт, условно говоря, тот «царь», который должен быть в голове, и без которого существовать невозможно. Умвельт управляющей личности объективизирован. «Истина в нас говорит. Будь тем, кто ты есть. Но не будь тем, кем хочешь казаться. Когда ты станешь тем, кто ты есть на самом деле, ты сможешь быть кем угодно» (Волгин С., Успенский Л. Вивельгар - тайная книга магов. Луггарский славянский центр). Давно было замечено, что без способностей, везения и удачи никакое дело невозможно (или оно требует чрезмерных усилий). По мере утраты инфантильных иллюзий любой человек убеждался и убеждается, что мало людей заинтересовано в «моем» существовании, но еще меньше людей заинтересовано делиться «своим» благополучием. Но симбиогенез (взаимопомощь) представляет движущую силу эволюции, не желание сотрудничать, но хотя бы не враждовать, игнорировать и взаимно использовать свои возможности. Таким образом, «околоум» - умвельт имеет социо-биологическую природу, но интенсивно начал развиваться лишь с появлением речи и образного мышления. Естественно, в процессе социологиза-ции психолингвистические феномены принимали гибкие или застывшие формы стереотипов поведения или философских определений (в зависимости от господствующей парадигмы).

Резюмируя, подчеркнем, что методология стратегии образования должна учитывать и отражать все наиболее важные региональные, национальные и глобальные проблемы современности, одновременно требуя перевода их с философского языка на язык конкретных практических программ, где ведущая роль принадлежит социологии и социальной философии. Научная роль гуманитарных наук (философии, социологии, политологии, философии образования, культурологии и культуроведе-ния, психолингвистики и социолингвистики и др.) здесь не только в создании общей концепции, устанавливающей общие ценностные, социальноэкономические и политические стратегические ориентиры, увязывающей воедино различные специальные подпрограммы, но также в прогнозирова-

нии и активном проектировании (совместно со специалистами других областей знания и с практиками) будущего состояния общества, отвечающего коренным интересам нации. Сегодня от гуманитарных наук ждут не столько общих толкований, сколько конструктивной методологии не только «выживания» системы образования в экстремально-кризисной ситуации, но и инициирования социальных и социологических программ перехода на вполне полноценное устойчивое развитие, определения путей превращения этой системы в решающий фактор устойчивого развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.